«В чем заключается трагедия доктора Рагина. «В чем заключается трагедия доктора Рагина глава

В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там «воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите в зверинец». В палате обитают пять человек. Первый - «худощавый мещанин с рыжими блестящими усами и с заплаканными глазами». Он, видимо, болен чахоткой и целый день грустит и вздыхает. Второй - Моисейка, весёлый дурачок, «помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская». Ему одному дозволяется покидать палату и ходить в город побираться, но все, что он приносит, отбирает сторож Никита (он принадлежит к числу тех людей, которые обожают во всем порядок, и потому нещадно бьёт больных). Мойсейка любит всем услуживать. В этом он подражает третьему обитателю, единственному «из благородных» - бывшему судебному приставу Ивану Дмитриевичу Громову. Он из семьи зажиточного чиновника, которого с определённого момента начали преследовать несчастья. Сначала умер старший сын - Сергей. Потом он сам был отдан под суд за подлоги и растрату и вскоре умер в тюремной больнице. Младший сын Иван остался с матерью без средств. Он с трудом выучился и получил должность. Но вдруг оказался болен манией преследования и попал в палату № 6. Четвёртый обитатель - «оплывший жиром, почти круглый мужик с тупым, совершенно бессмысленным лицом». Кажется, что он потерял способность мыслить и чувствовать; он не реагирует, даже когда Никита его зверски бьёт. Пятый и последний обитатель - «худощавый блондин с добрым, но несколько лукавым лицом». У него мания величия, но странного свойства. Время от времени он сообщает соседям, что получил «Станислава второй степени со звездой» или какой-то совсем редкий орден вроде шведской «Полярной звезды», но говорит об этом скромно, как бы сам удивляясь.

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжёлая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым.

Однажды Рагин решил навестить палату № 6. Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит ещё и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведётся о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошёл ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

В тот же день почтмейстер предлагает ему вместе поехать развеяться в Москву, Петербург и Варшаву, и Рагин понимает, что это также связано со слухами о его душевной болезни. Наконец ему прямо предлагают «отдохнуть», т. е. подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывает в карты деньги Рагина, и они возвращаются домой, не доехав до Варшавы.

Дома все опять начинают докучать Рагину его мнимым сумасшествием. Наконец он не выдерживает и гонит из своей квартиры вон Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно, и он идёт извиняться к почтмейстеру. Тот уговаривает доктора лечь в больницу. В конце концов его помещают туда хитростью: Хоботов приглашает его в палату № 6 якобы на консилиум, затем выходит якобы за стетоскопом и не возвращается. Доктор становится «больным». Сначала он пытается как-то выйти из палаты, Никита его не пускает, они с Громовым начинают бунт, и Никита бьёт Рагина в лицо. Доктор понимает, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние полной безнадёжности, и вскоре он умирает от апоплексического удара. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

Пересказал

Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин – « каторжный остров», где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг…» и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы, описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость.

«Душа у меня кипит», – писал он по возвращении с острова. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», а затем и серия повестей, среди них « Палата № 6». Вот мнения писателя по поводу этих произведений: « Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат». На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории « малых дел». Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого неуместна и отрицается самой жизнью, как в « Палате № 6».

Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу «между этой палатой и теплым кабинетом». Большую часть населения России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему люди не могут любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой повести так: « в « Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата № 6. Это Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это Русь!». « Палата № 6» казалась современникам целиком посвященной только критике « толстовства», «непротивления» . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов, могилой лучших мечтаний людей.

Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру.

«Палата № 6» оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства – правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, языка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно- символический характер.

В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений - «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.

История создания

Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.

Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)

Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.

Обитатели палаты

Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные - к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.

«Палата номер 6», Чехов: анализ

Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.

Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией - все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного - найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену - сам оказывается среди умалишенных и умирает.

Но многое открыла Андрею Ефимычу палата номер 6. Анализ эпизода, когда доктор осознает весь ужас обитания в таком месте, позволяет убедиться, что человек может что-либо осознать, только испытав это сам. Как бы красиво Рагин ни говорил о том, что главное - свобода мысли, потеряв телесную свободу, он впал в апатию и перенес невероятное потрясение.

Таким образом, Чехов затронул такие проблемы, как лицемерие, насилие, незаинтересованность в духовном развитии, бездушное отношение к людям социальных работников и врачей. В рассказе затронуты и философские проблемы: поиск смысла жизни, предназначение человеческого разума и роль страданий в жизни людей. Интересны мысли о том, что отрицание страданий равносильно отрицанию самой жизни, а ум - единственный источник счастья и наслаждения.

Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В "Палате № 6" в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — "Палата № 6"».

Образ Ивана Громова

Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов - интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден - когда-нибудь люди добьются бессмертия.

Даже попав в больницу с диагнозом "мания преследования", он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.

Неоднозначно отношение автора к своим героям, как и неоднозначно само произведение «Палата номер 6». Но в одном сходятся критики - Чехов, несомненно, симпатизировал Громову. Неспроста Иван Дмитриевич во многом противопоставляется Рагину: критикует жизнь доктора и его философскую позицию попустительства. У Громова есть и свое представление о человеке. Согласно этой концепции, люди состоят из холода, голода, потерь, обид и страха смерти. Поэтому сама человеческая природа за то, чтобы реагировать слезами - на боль, негодованием - на подлость, а отвращением - на мерзость. Иван Дмитриевич не приемлет рагинскую философию стоицизма, более того, говорит о том, что Андрей Ефимыч не вправе делать каких-либо выводов, потому что не знает настоящей жизни вообще и российской в частности. И действительно, по сравнению с жизнью доктора, Громов успел перенести много потерь, ощутить голод и страх.

Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.

Образ Андрея Рагина

Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека - философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.

Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному - зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.

Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.

Выводы

Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.

Антон Павлович Чехов является непревзойденным мастером юмористического рассказа. Его произведения до сих пор поражают умы своей точной неподражаемой иронией. Каждый персонаж смешной новеллы писателя оказывается в какой-либо анекдотичной ситуации.

Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца, который не хотел, чтобы его сын стал служащим церкви. Поэтому своего прямого призвания в медицине Андрей Ефимович не ощущает.

Поступив на работу в больницу, с первого своего дня, Рагин просто возмущен до глубины души царившими беспорядками в медицинском учреждении города. В больнице всюду была грязь, вонь, и здесь же принимали больных людей. Герой не согласен с такими условиями, но и изменять ничего не пытается. Он придерживается мнения, что «моя хата с краю, ничего не знаю». Якобы все должно каким-то волшебным образом само собой рассосаться. Но этого не происходит. Рагин полностью теряет интерес к работе, и бывает здесь уже от случая к случаю.

На вид Андрей Ефимович схож с медведем. Такой же увалень, мужиковатый. За своей внешностью не следит, ему это неважно. Он здоровый, очень крепкий мужик. Несмотря на такую внушительную внешность, голос у него тихий, негрубый, мягкий. Он вообще никогда не повышает тона.

Рагин предпочитает остаться в стороне и не вмешиваться, не совершать преобразования, хотя видит бедственное положение больницы и больных в ней.

Анекдотичность и сарказм Чехова в повести проявляется в бездейственности Рагина и его чрезмерной философичности. Андрей Ефимович предпочитает лучше поразмышлять, предаться мыслям высоким, неземным, нежели что-то предпринять и как-то помочь.

Чехов был ярым противником таких рохлей, людей без цели в жизни. Писатель осуждал безынициативность, когда она должна быть, тем более у людей, которые могут что-то изменить к лучшему в этой жизни.

В итоге Рагин сам оказывается на месте больных. То есть уже поздно что-либо преобразовывать.

Антон Павлович Чехов показывает читателю собирательный образ русского человека, в данном случае доктора. Такие люди встречаются и сейчас: имеющие возможность, но не желающие сделать жизнь свою и вокруг лучше.

Сочинение Образ Андрея Рагина

Общество, социальная структура – суровая штука. Мнение массы, нормы большинства – они нередко меняют судьбы людей, подавляют личность. Такое насилие над личностью может казаться исходящим из государства или каких-то общественных структур, но в действительности оно исходит из примитивной человеческой природы.

Когда человек угоден обществу, он может нормально существовать, когда начинает отличаться – он объявляется сумасшедшим и Рагин – типичный тому пример. На самом деле требуется глубокое мужество и отвага для того чтобы быть мыслителем, для того чтобы презрительно относиться к навязанной социальной норме и условности.

На протяжении начала книги Рагин увлекается философией, он общается с почтмейтером на разные темы и презрительно рассуждает на тему нелепости мира. Тем не менее, такое общение и «духовный поиск» (именно в кавычках) – не более чем буржуазное развлечение, ментальное движение в замкнутом пространстве. Эти развлечения являются социально угодными, они не приносят никакого понимания, не требуют отваги, но и не выходят за рамки общественных приличий.

Когда Рагин начинает общаться с Громовым, то его окружение начинает «чуять» нечто неладное. На самом деле в этом обществе есть свой порядок, где обитатели шестой палаты – унтерменши и маргиналы, личности вне нормы и гораздо меньше люди, чем обитатели вне палаты и во многом «нормальные» люди остаются нормальными именно благодаря сумасшествию обитателей больницы. Рагин выходит за границы своей регулярной водки и чтения умных книжек, пустых упражнений ума, оказывается в мире на самом деле более честном и подлинном, там где Громов понимает намного больше других, хотя и является номинально сумасшедшим.

Остальные «нормальные» понимают этот факт и сознательно делают Рагина сумасшедшим. По сути, во многом этот герой выполняет просто функцию описания того как реагируют в обществе на определенное поведение. Если человек подобный Рагину начинает искать истины, стремится превзойти какие-то нелепые общественные рамки, то в итоге он оказывается вне этих рамок, но в самом худшем положении – он больше не человек в массовом понимании, он становится «сумасшедшим».

Конечно, эта фигура описывает всю драму искателей и искренних думающих личностей во все времена. Рагин оказывается под властью обстоятельств, которые диктуют подчинение общественному укладу, банальность и пошлость.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Носова Огурцы сочинения

    Николай Николаевич Носов один из лучших детских писателей. На его счету много юмористических и поучительных рассказов. Николай Николаевич ненавязчиво учит добру, справедливости, честности. Без нотаций простым языком

    Произведение А.С.Пушкина "Борис Годунов" повествует о периоде Смутного времени в России, когда кончилась эпоха царствования династии Рюриковичей и на престол взошли Романовы.