Виды конных повозок. Конные повозки: называем и описываем

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств. Со временем ее трансформировали и улучшили согласно человеческим потребностям. Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств.

Телега для лошади — одно из самых старейших транспортных средств

Повозка с лошадью обычно представляет собой транспортное средство грузового типа с 4 колесами. Ее еще называют подводой. Как пассажирский транспорт телеги редко используются из-за неудобства конструкции. Сейчас под термином «телега» подразумевают многие разновидности конных повозок. На самом деле изначально так называли 4-колесные повозки безрессорного типа, в которые впрягали одного коня. Их грузоподъемность варьируется в пределах 500-700 кг. В большинстве случае используется упряжка дышлового и оглобельного типов. Но есть и тяжеловозы, которые способны перевозить до 2 т веса.

Несмотря на примитивность, телеги и сейчас используются как грузовой транспорт во многих странах. Устройство конструкции довольно сложное. Их обычно используют на фермах и в домашних хозяйствах.

Считается, что впервые телеги начали использовать в 12 веке. Сделанная в то время конструкция практически ничем не отличается от сегодняшних, за исключением нескольких усовершенствований. Современные экземпляры, как и раньше, делают из древесины с нижней конструкцией из металла. Колеса рессорного типа резиновые. Довольно часто задние колеса несколько больше, чем передние. Выделяют телеги платформенного и бортового типов.

Чтобы конь был правильно запряжен в телегу, необходимо разобраться в ее конструкции. Именно от этого зависит сам процесс. Упряжь выполняет функции по передаче усиления тяги с животного на саму телегу. Тогда конь длительное время сохраняет работоспособность. Чтобы добиться лучшего эффекта, упряжку подбирают индивидуально для каждой лошади в зависимости от ее габаритов и конституции. Дополнительно применяют специальные ремни для регулировки.

Выделяют 3 основные разновидности упряжи: для одного коня, пары лошадей, а также многоконная разновидность, которая используется для троек. Что касается последнего, то в западных странах еще выделяют подвиды для четверки, шестерки и восьмерки лошадей. Кроме того, выделяют упряжь: выездную, транспортную, бездуговую и дуговую. Известна и более развернутая классификация: постромочно-дышловая, хомутово-оглобельная, постромочная и русская. Все эти варианты отличаются по своей конструкции и способу запрягать коня.

Галерея: телега для лошади (25 фото)

Бричка для лошади (видео)

Оглобельно-дуговая запряжка

Запряжка оглобельно-дугового типа считается традиционным способом. Кстати, она является исконно русским вариантом. Чтобы понимать, как запрягать лошадь, необходимо сначала знать, из каких деталей состоит конструкция. Обязательно необходимо проверить наличие всех элементов. Непременно должен быть хомут на лошадь с гужами. Также требуется нарытник, дуга, седелка и прочие детали. Хомуты подбирают для всех лошадей, исходя из индивидуальных параметров каждой. Эта конструкция должна аккуратно прилегать к плечам лошади. Если деталь слишком большая, то ее сужают внутри, нашивая войлок. Если же конструкция мала для коня, то ее нельзя использовать с телегой. Чересседельником тоже не нужно пользоваться без седелки, так как тонкий ремешок сильно натирает кожные покровы. Его необходимо натягивать и пропускать через верх седелки. Сбруя должна быть полностью собрана. Эта деталь равномерно распределяет давление на тело лошадей.


Сейчас существует несколько видов таких транспортных средств

Каждая деталь имеет свое место и последовательность при надевании. Чтобы запрячь коня, необходимо выполнить такие действия:

  1. Начинать полагается с надевания узды. В холодную пору предварительно требуется согреть трензель. Иначе остывшее железо может навредить тканям.
  2. Теперь запряжка идет следующим образом: взять упряжь в левую руку, в правой расположить седелку, которую полагается класть на спину лошадей. Сначала положить на область, которая располагается ближе к холке, а потом расправить шерсть и подвести деталь дальше.
  3. Передняя часть седелки должна располагаться выше, чем холка, а задняя, наоборот, должна лежать ниже на спине — примерно между 9 и 15 ребром.
  4. Шлею седелки расправить и установить примерно в 10 см от локтя коня. Подпругу затянуть так, чтобы между туловищем и подпругой можно было просунуть 2 пальца.
  5. Затем полагается надевать на лошадь хомут. Его следует развернуть нижней стороной наверх и продеть через голову коня. Когда деталь будет наравне с узкой частью шеи, то необходимо перевернуть хомут и правильно установить. Затем расправить шерсть и набросить шлею на тело животного.
  6. Теперь необходимо заводить лошадь в оглобли. Концы должны располагаться примерно возле гужей.
  7. С правой стороны необходимо закрепить чересседельник за петли. Потом то же самое сделать и с другой стороны.
  8. В левой руке держать гуж, при этом взять аккуратно конскую дугу. Ее полагается аккуратно подвести под левую оглоблю и обогнуть против часовой стрелки. Затем концы затянуть в петли. Те же действия повторить только с другой стороны, чтобы установить правую оглоблю.
  9. Теперь необходимо подойти к лопатке коня, взять супонь и затянуть 2 конца хомута. Обязательно проверить, достаточно ли гужа. Если концы не получается сомкнуть, то необходимо удлинить сам хомут. Если же концы сомкнулись, то дуга плохо расположена, тогда рекомендуется укорачивать гужи.
  10. К уздечке необходимо пристегнуть вожжи, которые можно продевать через среднюю часть дуги, если запряженная лошадь послушная. Если же она плохо слушается, то лучше всего сделать это с наружной стороны.
  11. Необходимо следить, чтобы гужи располагались позади дуги, не спереди. Обязательно следует проверить телегу для лошади на устойчивость и подвижность.

Есть и другой вариант — постромочно-дышловая запряжка. Такой вариант применяется, когда работа осуществляется одновременно с 2 конями. К примеру, это используется в сельскохозяйственных работах. Но чтобы так запрячь лошадь в телегу, необходимо дышло. Это оглобля одиночного типа, которая будет располагаться в середине. К ней и пристегивают каждого животного: конь должен стоять смирно. Главными деталями такой упряжки являются постромки, нашильники и нагрудники. Если нужно разобраться, как правильно запрягать лошадь в такую конструкцию, то алгоритм действий следующий:

  1. Надеть уздечки и хомуты.
  2. Расставить лошадей с обеих сторон от дышла.
  3. Надеть на дышло нашильник от каждого коня и зафиксировать его в кольцо нагрудника. Нашильники будут контролировать то, как натягивается постромок. Кроме того, они закрепляют хомут.
  4. Зафиксировать нагрудники за постромки и хомут.
  5. Пристегнуть вожжи на уздечку.

Постромочная запряжка — это еще один вариант, самый простой, так как отсутствуют оглобля, дышло, дуги. В большинстве случаев такой метод называют пристяжкой. Ее используют и для телеги, и для экипажа, и для различного оборудования, которое применяется в сельскохозяйственных работах (например, плуг и борона). Нет ничего сложного в том, чтобы запрячь лошадь таким методом. Суть заключается в том, что необходимо надеть на лошадь шлею и зафиксировать ее к кольцу телеги. Сама схема надевания шлеи напоминает схему оглобельно-дуговой упряжи.

Тележка для лошади (видео)

Изготовление своими руками

Если интересует, как сделать телегу собственноручно, необходимо сначала ознакомиться с инструкцией, подготовить соответствующие инструменты и материалы, выполнить схемы и чертежи. Только после этого можно делать телегу для лошади своими руками. Алгоритм действий заключается в следующем:

  1. Сначала необходимо выполнить ходовую часть всей конструкции. Ходовая часть представляет собой сварную раму сплошного типа и оси для колес. Сварку можно осуществить самостоятельно, но если нет необходимого опыта и навыков, то лучше всего доверить эту работу специалисту. Оси и раму можно сделать из профиля: тогда они будут сплошными. Еще 1 вариант — трубы с толстыми стенами.
  2. Теперь необходимо выполнить ось стационарного типа, которая будет располагаться сзади. Затем сделать ту, что будет спереди. Она должна поворачиваться на штыре (2 шайбы должны быть зафиксированными).
  3. Перед тем как закончить ось, которая будет располагаться спереди, необходимо определиться с типом телеги. Если она будет дышловой, то придется дополнительно сделать специальный фиксатор под дышло. Оглобли необходимо приварить к передней оси, и тоже понадобится специальный фиксатор. Другими словами, оглобли не будут сниматься, но они должны располагаться подвижно, чтобы за счет держателя могли направляться в стороны, вверх, вниз. Кстати, их можно зафиксировать на кронштейне. Для усиления применяются тяжи — это катанки. Их диаметр должен быть примерно 1 см. Катанку полагается фиксировать к передней оси и оглобле.
  4. Завершить ходовую часть нужно установкой колес. При необходимости ставят еще и тормоза.
  5. Теперь требуется сделать кузов на свой вкус. Можно просто нарезать доски и выполнить платформу, которая будет закреплена на раме. Этот вариант можно и модифицировать.
  6. Оглобли можно сделать из металлических труб. Также подойдут и деревянные брусья.
  7. В кузове можно сделать сиденье.

Телеги для лошади являются самым старым транспортным средством. Постепенно их совершенствовали и модифицировали, так что появлялись новые конструкции (например, кареты). Процесс упряжки тоже постепенно усложнялся.

Жизнь современного сельского жителя сопряжена с ведением домашнего хозяйства. И лошадь, как главный помощник, до сих пор успешно конкурирует с таким техническим агрегатом, как трактор. Заготовка сена, сбор молока, перевозка строительных материалов или просто передвижение по бездорожью не представляется возможным без телеги. В нее могут запрягаться как , так и легкоупряжные. В этой статье будет рассмотрен очень важный вопрос – как сделать телегу для лошади своими руками.

Телега – это повозка, в которую впрягают крупный рогатый скот и лошадей. Часто телегу называют гужевой повозкой. Этот вид транспорта имеет полное право перемещаться по дорогам общего пользования, там, где правила дорожного движения этого не запрещают.

Существует несколько видов телег для коней:

  1. дроги;
  2. полок;
  3. тележка.

Дроги – это телега без кузова. Как правило, это достаточно длинная повозка. Полок – довольно устаревшее название телеги, которая имеет плоский настил и используется для перевозки габаритных предметов. Тележка – это повозка небольших размеров, которая имеет сиденье, а также козлы – место, где сидит извозчик.

Дрогги

Следует отметить, что существуют также декоративные телеги – экипажи. используется в основном для прогулок, фотосъемки и пр.

Ход и кузов – это основные составляющие телеги для лошади. Ход – это все элементы механизма, которые приводят в движение телегу. Кузов – это собственно прицеп или повозка и ее составные части.


Поворотный узел

В прошлые времена все элементы телеги были преимущественно деревянными. Даже колеса выполнялись из дерева. Сегодня, благодаря большим возможностям, многие детали телеги выполняются из металла.

Ход

Ход состоит из следующих элементов:

  1. Оси – передняя и задняя. На каждой оси имеются так называемые надосники, которые усиливают ось.
  2. Колеса – два на передней оси и два – на задней. Следует отметить, что часто передние колеса выполняют меньшего радиуса, относительно задних колес.
  3. Стойки – передняя и задняя – функционально выполняют роль амортизаторов.
  4. Роспуск – элемент, который обеспечивает связь между осями. Роспуск крепится к стойкам, с одной стороны, наглухо, с другой – с возможностью регулировки, что позволяет изменять длину телеги за счет изменения расстояния между осями.
  5. К передней оси крепятся оглобли.

Прежде чем приступить к изготовлению телеги своими руками, следует определиться, для каких целей она будет использоваться, так как, например, для заготовки сена необходимо выполнять элементы телеги из пиломатериала, причем важным в этом вопросе будет выбор древесины. Обычно в этих целях применяют хорошо просушенные лиственные породы. Сосна для этого не подходит.

Если же лошадиная телега будет использоваться преимущественно для перевозки габаритных тяжелых грузов – необходимо применять прочные материалы, такие как, например, металл и пр. Для самостоятельного изготовления телеги, используемой в прогулочных целях, можно использовать декоративные материалы, например, пластик.


Материал из металла

Для изобретателя, который любит мастерить своими руками, не составит большого труда ответить на вопрос: «Как сделать телегу для лошади»? Эта задача под силу любому, кто готов потратить некоторое количество времени, немного поразмыслить над решением и подыскать необходимый материал, например, ненужные в хозяйстве элементы от автомобиля, велосипеда или старой коляски.

Размеры

Важный момент в этом вопросе – размеры телеги. Наши предки придерживались примерно такого размерного соотношения – длина телеги – 3 м, ширина – 1,5 м. Высота может варьироваться от 0,5 м до 0,7 м. Можно довериться опыту времен и принять такие размеры повозки за основу.

  • Главным несущим элементом будущей конструкции является рама. Благодаря современному изобилию материалов, удобным будет выполнить сварную металлическую раму из П-образного профиля. Рама состоит из лонжеронов (продольных элементов) и поперечин. По размеру профиля рамы необходимо подобрать и вложить бруски, к которым, затем, будет крепиться настил – грузовая платформа телеги.

П- образная рама
  • К раме привариваются стойки – передняя и задняя. В свою очередь, к передней стойке (снизу) приваривается верхний поворотный круг, нижний поворотный круг – к передней оси (сверху). Между поворотными кругами укладывается промасленный диск из войлока. Вся эта конструкция работает как подшипник скольжения при поворотах.
  • Оси телеги можно изготовить из металла – идеально подойдет труба небольшого диаметра. Для этих целей также подойдет и деревянный брус. В этом случае в торцах бруса следует проделать достаточной длины отверстия, в которые будут вставляться шпильки. На ось надеваются шайбы, а колеса фиксируются на шпильках с помощью гаек.
  • Выбор колес для телеги зависит от того, для каких целей повозка будет использоваться. Поэтому можно применять колеса от старого велосипеда, мотоцикла или прицепа, ненужных в хозяйстве.

Выбор колес
  • К передней оси телеги крепятся оглобли.
  • Изготовление кузова – процесс, который напрямую зависит от фантазии мастера. Наиболее универсальной является телега в виде платформы – для комфортной перевозки грузов. Основание можно оборудовать откидными бортами, можно съемными. Если предполагается перевозка пассажиров – можно доукомплектовать конструкцию мягкими сиденьями.

Бизнес с использованием ретро-транспорта – настоящая золотая жила для фермеров, занимающихся содержанием или разведением лошадей. Эти потрясающие животные уже давно не используются для тяжелых работ в поле, однако могут приносить дополнительный доход, катая туристов по живописным улицам города. В этой статье мы расскажем, как сделать карету своими руками, чертежи прилагаются.

Существует несколько видов популярных в России повозок для лошадей, которые можно изготовить в домашних условиях:

  • телега;
  • сани;
  • экипаж или карета.

Давайте рассмотрим подробнее, как изготовить каждое из вышеперечисленных транспортных средств.

Использование телег для лошади

Начнем с простого. Телега издавна использовалась в деревнях, как основное средство передвижения для нескольких пассажиров, а также, как приспособление для перевозки габаритного груза. Во времена молодости наших дедушек и бабушек они порой встречались и в городе, чаще всего у рынков, куда крестьяне привозили на продажу урожай с огорода или скотину.

Сегодня такую диковинку в городах можно встретить очень редко и только в «нарядном» варианте. Нехитрое транспортное средство малых размеров часто цепляют к пони в парках, чтобы покатать детей.

Повозка для лошади отлично подойдет в качестве транспорта на свадьбе в стиле «рустик»

Любая повозка, будь то сани, карета или телега, не сдвинется с места без лошади. Важно знать, как правильно запрячь коня — ведь от этого зависит, комфортно ли будет животному в упряжи, а, значит, и его работоспособность. Разбираемся , из чего состоит упряжка и какие правила запряжки существуют.

Необходимые инструменты и материалы

В процессе изготовления телеги вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

Цены на популярные модели фрезерных станков

Станок фрезерный

Изготовление телеги

Конструкция простой повозки делится на несколько основных элементов:

  • раму;
  • навесную часть.

Рассмотрим изготовление каждой из составляющих.

Делаем ось

Шаг Описание

В качестве материала для изготовления телеги обычно используют крепкое дерево. Итак, прежде всего заготовьте метровый деревянный брус, ширина и высота которого равны друг другу и составляют 10 сантиметров. Обязательно проверьте, чтобы использующееся для оси дерево не подгнивало и не крошилось. Некачественный материал может привести к неожиданной поломке телеги, и как следствие, к получению травм пассажиром и лошадью.

Определите, какая часть деревянного бруса будет находиться снизу повозки. Выполните фрезеровку паза по всей нижней части деревянной заготовки, он нужен, чтобы установить внутрь ось из металла. Затем просверлите отверстие ровно посередине деревяшки, проходящее насквозь. Диаметр отверстия составляет 20 миллиметров. Во время сборки телеги в него устанавливают шкворень – специальный металлический штырек с параметрами М20х200.

Теперь необходимо изготовить плоские металлические круги диаметром в 30 сантиметров. В качестве исходного материала используйте сантиметровые металлические листы. Посередине каждого «блина» вырежьте отверстие, диаметр которого составляет 22 миллиметра. Получившиеся детали возьмут на себя роль поворотного приспособления, в двух из них необходимо сделать дополнительные крепежные отверстия.

Заходя с нижней части бруса, вставьте в срединное отверстие шкворень. Закрепляем его с каждой стороны и устанавливаем в брус металлическую ось и плоские круги. Поздравляем, вы только что самостоятельно сконструировали переднюю ось будущей повозки.

Ось для задней части телеги изготавливается аналогично передней, но без использования в конструкции шкворня и металлического «блина».

Делаем раму

Шаг Описание

Чтобы сконструировать раму, используйте второй деревянный брус, длина которого равна 3 метрам. Ширина и высота детали соответствуют предыдущим параметрам и составляют 10х10 сантиметров.

С одного конца заготовленной детали крепим ранее собранный поворотный механизм, с другой устанавливаем еще один деревянный брус, который составляет 10 сантиметров в ширину, 10 в высоту и 3 сантиметра в длину. Затем прикрепляем к раме заднюю осевую часть.
Маленький брусок компенсирует уровень расстояния между осями и необходим для исправного функционирования транспортного средства.

Необходимо придать получившейся деревянной конструкции жесткость. Для этой цели используйте доски, составляющие 5 сантиметров в ширину, 13 в высоту и 2,515 метра в длину. Придавая изделиям нужную форму и параметры, отслеживайте точное соответствие получаемых и нужных размеров.

Цены на различные виды бруса

Навесная часть

Шаг Описание

К навесной части в первую очередь относится дно нашей повозки. Оно собирается из набора досок, с шириной в 2,5 сантиметра, высотой в 10 сантиметров и длиной в 50 сантиметров. Они накладываются на каркас рамы и досок, придающих жесткость и закрепляются болтами на срединном брусе.

По краям собранного днища закрепляем две длинные доски. Ширина каждой из досок составляет 2,5 сантиметра, высота – 10 сантиметров и длина – 2,8 метра.

Из листа качественной фанеры выпиливаем торцы будущей повозки, толщина которых составит примерно 2-3 сантиметра. Надежно прикрепляем детали к собранному каркасу. Затем к обоим торцам с каждой стороны привинчиваем по две отшлифованные, широкие доски.

Цены на фанеру влагостойкую

Фанера влагостойкая

Итак, у нас получилась настоящая, крепкая телега. Украсьте ее дополнительными деталями и превратите в сказочную повозку.

Одним из важнейших элементов сбруи является хомут. Именно он в своё время позволил повысить рабочие характеристики лошадей и перевозить не только людей, но и тяжёлые грузы. Читайте в , из чего состоит хомут, какие виды хомутов бывают и как правильно подобрать его для своей лошади.

Использование кареты

Теперь перейдем к более сложному варианту повозки для лошади – элегантному экипажу или карете. Эта разновидность ретро-транспорта далека от сельской романтики, так как акцент делается на ее изящном внешнем виде. Очень популярный транспорт не только для городских конных прогулок влюбленных пар, но также для свадеб, где может выступать в качестве ключевого элемента тематической фотозоны для молодоженов и гостей.

Необходимые материалы

Чтобы у вас получилась крепкая и красивая карета, необходимо заготовить следующие материалы и инструменты:

  • деревянные брусья;
  • влагостойкую фанеру;
  • болты и гайки;
  • струбцины;
  • пластик;
  • поролон;
  • ткань для обивки элементов экипажа;
  • стойкие лакокрасочные жидкости для строительных материалов;
  • клей;
  • дрель;
  • лобзик;
  • наждачку;
  • дисковую пилу;
  • рулетку;
  • напильник.

Делаем кузов кареты из фанеры своими руками

В качестве материала для корпуса будущей кареты выбирайте влагостойкую фанеру для уличных изделий. Нанесите разметку будущих элементов корпуса кареты на листы фанеры с помощью черного маркера.

Следует сказать, что параметры кареты зависят от желаемой формы и размера, однако даже самая маленькая кабина на двоих человек будет составлять около 1200 миллиметров в длину и ширину и 1600 миллиметров в высоту.

Приступите к выпилке фигур по нанесенной разметке, используя дисковую электрическую пилу. В результате распиливания у вас должно получиться четыре детали. Две из них сделайте немного меньше оставшихся. Мы соединим их с большими частями, чтобы в дальнейшем опереть на что-то заднюю и переднюю стенки кареты.

После того, как получите заготовки, с помощью электролобзика аккуратно выпилите отверстия под окна и двери. Чтобы электролобзик легко вошел в полотно фанеры, просверлите дрелью небольшие отверстия на месте будущего входа лезвия.

Соединим большие и меньшие заготовки между собой с помощью строительного клея и болтов, закручивающихся с внешней стороны. Прежде чем осуществлять закрутку болтов, дайте клею между панелями просохнуть и застыть. Для этого, сдавите их струбцинами и оставьте на некоторое время.

Приступаем к выпилке пола и потолка кареты. Потолочная панель из фанеры также может составлять 9 миллиметров, однако днище следует выполнить из прочного и толстого полотна.

Крепление этих элементов к боковым частям кареты производится с использованием распорки – так ровнее. Следует приклеивать составляющие повозки строительным клеем, а также скручивать вместе болтами.

Если вы решили сделать большой экипаж на несколько человек, добавьте дополнительные ребра жесткости. Выполнить их можно из дерева или металла.

Шаг 5. После того, как пол и потолок кареты будут прикреплены, измерьте получившееся между стенками расстояние, а также расстояние от пола до потолка. Так вы получите параметры задней и передней стенок транспортного средства. По желанию выпилите в них небольшие оконца или оставьте полотно целым. Делать окно в передней стенке предпочтительно, чтобы во время использования экипажа пассажирам не пришлось передавать кучеру указания по маршруту через боковое окно, повышая голос.

Чтобы крепящиеся края кареты легко изогнулись, сделайте по всей длине края надпилы с небольшими интервалами.

Видео – Как сделать карету

Делаем раму

Теперь, когда кузов готов, перейдем к изготовлению рамы.

Размер этого элемента кареты определяется исходя из габаритов кузова. Выпиливать составные части рамы следует из толстого листа фанеры, составляющего в ширину не менее 21 миллиметра. Из него производится выпилка двух частей рамы, аналогично изображенной на рисунке форме.

После того, как выпилка произведена, обработайте поверхность деталей наждачной бумагой для придания гладкости.

Обратите внимание! В выемку рамы должен плотно входить кузов. Производите выпиливание аккуратно. Если случайно отпилили лишний сантиметр, не экономьте и сделайте новую деталь.

Приступим к изготовлению багажной части экипажа. Для каждой боковой части рамы производим выпил накладок согласно представленному рисунку. В качестве ориентира формы используйте чертеж изготовленной рамы. Материалом для боковин также служит толстая фанера.

После того, как боковины сделаны, закрепите их на внутренней стороне рамы с помощью болтов или клея. Можно использовать эти строительные приспособления комплексно.

Деталь для днища задней части повозки выпиливается из остатков фанеры, одна ее сторона должна быть скошена под углом в 45 градусов, как показано на рисунке.

С помощью дрели проделываем отверстия в боковых частях. Делать это нужно под углом в 90 градусов. Чтобы получилось ровно, используйте специальный кронштейн.

Затем установите на место дно кареты и насадите ее на раму с помощью равного количества шурупов для каждой стороны.

Не забывайте проклеивать места соединения деталей для предания конструкции дополнительной прочности. Чтобы склеивание получилось максимально эффективным, затягивайте детали струбцинами.

Теперь готовим место кучера. Оно производится по аналогии с полом багажной части. Из листа фанеры выпиливается деталь, на которой делаются параллельные надрезы примерно по 6 миллиметров в глубину. К нему под углом приклеивается второй лист, по размерам идеально входящий вовнутрь рамы кареты. После того, как клей высохнет, привинтите листы друг к другу несколькими шурупами.

Затем из напиленных фанерных досок делаем подножку. Приклеиваем дощечки боковыми частями друг к другу и устанавливаем на место.

Шаг 5. Готовим само сидение для извозчика. Тут полет вашей фантазии ничем не ограничен. В начале изготавливаем «скелет» будущего стульчика, ориентируясь на рисунок, а затем накладываем на каркас фанерные дощечки. Нижнюю часть сидения можно сделайте широкой, чтобы сидеть было удобно.

Изготовление сидения для кучера — самая простая часть процесса

Чтобы конструкция смотрелась эффектнее, обустройте резные подлокотники.

Шаг 6. Приступим к созданию окон и дверных завес. В качестве оконных пластин выступает тонкий, прозрачный пластик. Продажа этого материала осуществляется в рулонах.

Интересный совет. Чтобы разогнуть рулонный пластик, опустите его в кипяток и распрямите на ровной поверхности.

Выпиливаем рамку для окна и вклеиваем пластик с внутренней стороны. Можно также закрепить его шурупами.

После того, как окошки готовы, устанавливаем их в соответствующие разъемы кузова и приклеиваем наличиники. Получиться должна конструкция, похожая на изображенную на рисунке.

Ручку для двери и петли лучше взять покупные, металлические, так как эксплуатироваться карета будет нещадно.

Шаг 7. Обивка салона тканью производится с помощью строительного степлера. Для кареты, в которой будут кататься люди, лучше купить эко-кожу, так как ее износостойкость выше других доступных материалов. Однако, некоторые детали внутреннего убранства можно обшить бархатной тканью.

Представляем вам сравнительную таблицу преимуществ и недостатков эко-кожи.

Как видите, все недостатки материала связаны в основном с эстетическими характеристиками. С практической точки зрения эко-кожа подойдет для обивки нутра кареты лучше всего.

Шаг 8. Чем вы займетесь на этапе украшения кареты зависит только от вас. Главное, не забудьте оснастить экипаж внутри удобным диванчиком, который также можно собрать самостоятельно и обить подходящей тканью.

Обязательно позаботьтесь о внешнем убранстве повозки. Добавьте резные элементы из фанеры по всему корпусу, не забудьте про крышу и раму. Если сделаете решетку для крыши, можно поместить наверх настоящую живую клумбу из цветов. Это добавит карете очарования и привлечет к вам толпу туристов.

Карета — эффектный ретро-транспорт, популярный среди туристов

Покрасить корпус кареты можно краской для фанеры, которая на рынке доступна абсолютно любых цветов. Вот примерные перечень окрасочных работ:

  • шлифование поверхности;
  • грунтовка с использованием акриловой основы;
  • сушка слоя;
  • шпатлевание;
  • сушка шпатлевки;
  • повторное шлифование;
  • грунтовка;
  • сушка грунта;
  • окрашивание.

Как сделать колеса для кареты

Деревянные колеса для кареты также легко изготавливаются самостоятельно. Их составными частями являются:

  • обод, выполненный из сегментов;
  • выпиленные ступицы;
  • металлические бандажи;
  • подшипниковые втулки.
Шаг Описание


Обод колеса изготавливается и ровного количества сегментов, абсолютно одинаковых. Обычно их всего семь штук. С задней части обода проделывают гнездо для шипа, с передней выпиливают шип. Поперек основания каждого шипа необходимо выпилить желобок, который нужен, чтобы из паза выходил воздух.
Посередине каждого сегмента выпиливается углубление, с боков просверливаются дыры, проходящие насквозь. Сборка обода производится по схеме «паз – гнездо».

Приступаем к изготовлению ступицы. Для такой детали понадобится цельный кусок хорошего дерева. Деталь вытачивается аналогично чертежу, изображенному на рисунке.
Затем готовим бандаж на полученную деталь. Он производится из металлических трубок, порезанных на кольца. Внутренний диаметр кольца соответствует внешнему диаметру круглой части ступицы.
Разогрев кольцо, наденьте его поверх круглой части ступицы, запрессуйте втулки и дайте остынуть.

Теперь приступим к изготовлению спиц. Форма изделий может быть любой, главное соблюдать основные принципы. Вдоль шипов спицы выпиливаем желобки, чтобы из гнезд свободно выходил воздух.

Собираем колесо и устанавливаем бандаж поверх его обода. Готовится такой бандаж из полосок нарезанных металлических пластин, толщиной не менее 4 миллиметров. Ширина одной полосы равна ширине колесного обода. Крепеж металла осуществляется с помощью просверливания дыр в поверхностях и закручивания винтиков.

Необходимо отметить, что преимуществ у деревянных колес старого образца не так уж и много. Несмотря на металлические бандажи, их износостойкость оставляет желать лучшего.

Некоторые умельцы советуют использовать для карет резиновые шины, например, предназначенные для мотоцикла. Это не только сделает ход кареты мягче, но и обеспечит долгий срок службы экипажа.

Видео – Самостоятельное изготовление деревянного колеса для экипажа

Использование саней

Зимним вариантом кареты являются сани. Катание на санях является настоящей диковинкой и особенно популярно в России из-за затяжных зим небывалой красоты.

В упряжку таких саней запрягают одного, двух или трех коней, которые унесут вас в настоящую зимнюю сказку. Но чтобы сказка не превратилась в холодный кошмар рядом со сломанным экипажем, необходимо правильно выполнить построение конструкции.

Сани — эффектное зимнее средство передвижения

Материалы для изготовления

Чтобы выполнить сани своими руками нам понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • стальные трубы диаметром от 2,5-5 сантиметров;
  • листовой металл;
  • профили для изготовления уголков;
  • деревянные доски;
  • фанера;
  • краски для дерева и металла;
  • лак для покрытия уличных поверхностей;
  • сварочный аппарат;
  • лобзик и другие слесарные инструменты.

Цены на популярные марки переносных сварочных аппаратов

Переносной сварочный аппарат

Делаем полозья

Лучше всего использовать трубы из нержавеющей стали, так как эксплуатироваться сани будут в экстремальных условиях русской зимы с ее погодными перепадами.

Длина труб должна быть больше, чем протяженность задуманных саней, так как мы загнем их с двух стороны, чтобы превратить в полозья. Для загиба используют специальный инструмент. При отсутствие оного в вашем строительном арсенале, воспользуйтесь хитростью: набейте трубы песком, нагрейте и приступайте к сгибу.

Делаем стойки и поперечные перекладины. Первые детали нужны, чтобы сани не проседали при серьезной нагрузке, вторые – чтобы сделать конструкцию единым каркасным сооружением.

Для изготовления пересиленных элементов используют тонкие стальные трубы, не менее 2,5 сантиметров в диаметре. Установите стойки с каждой стороны будущих саней и надежно приварите их вместе с перекладинами и полозьями.

После того, как каркас сварен, также из маленьких стальных труб изготовьте так называемые кобылки, длиной в 10 сантиметров. Всего 12 штук. Равномерно приварите их с каждой стороны транспортного средства. После, вырежьте из металлических листов небольшие пластины и закрепите на санях. Мы используем их для крепления оглобли.

Кузов для саней изготавливается аналогично каретному, однако делается открытым. Проще говоря, делается половина каретного кузова и красиво украшается декором, затем наносится краска и лак.

Сегодня популярно отливать кузов саней из металла, но эта работа более кропотливая и трудоемкая. Чтобы облегчить задачу, выпилите каркас из фанеры и укрепите его, обшив металлическими листами.

Подведем итоги

Туристический бизнес на территории нашей родины всегда процветал, ведь увидеть ее необъятные просторы и оценить красоту городов мечтают многие гости из-за рубежа. Если вашим призванием оказалось животноводство, вы также можете получить прибыль от туристического сегмента, сделав своими руками модный ретро-транспорт.

Предлагать свои услуги туристам не придется. Как только они увидят роскошную карету или романтичную деревенскую повозку с лошадью и кучером, не будет отбоя от желающих прокатиться.

Приобрести элементы для постройки кареты можно в строительных магазинах любого города и поселка. Помните, ключ успеху заключается в упорстве. Удачи вам!

Телега для лошади – вовсе не пережиток прошлого, а вполне себе распространенный в сельских местностях транспорт. Во многих регионах нашей страны некоторые жители до сих пор предпочитают перемещаться на лошади – для перевозки грузов или людей, а также в развлекательных целях. С помощью скакуна можно перевозить негабаритные предметы, вспахивать землю, перемещаться по своим личным нуждам.

Годами ранее в селах работали мастера по изготовлению различных моделей телег, сегодня же найти таких специалистов довольно сложно. Придется покупать готовую конструкцию либо сделать ее самостоятельно. Об этом наша сегодняшняя статья.

Телегой называют повозку, в которую запрягают лошадей и представителей КРС. С помощью этого транспортного средства можно перемещаться по всем дорогам, на которых отсутствует запрещающий знак. На телеге предусмотрены сиденья для пассажиров или площадка для груза, а также отдельное место для извозчика.

Также существуют различные декоративные конструкции — их называют экипажами. Используют эти повозки для праздничных прогулок по городу, свадебных или иных фотосъемок.

Любая телега состоит из хода и кузова. Ход представляет собой механизм, за счет которого повозка перемещается. Кузовом называют сам прицеп.

Таблица 1. Конструкция ходовой части

Элементы Описание
Оси Имеется задняя и передняя ось.
Колеса Располагается по 2 колеса на каждой оси. Обычно диаметр передних колес немного меньше по сравнению с задними.
Стойки Находятся на передней и задней части. Они выполняют функцию амортизации телеги.
Роспуск Требуется его установка для связи осей. С одной стороны роспуск закрепляют, и он остается неподвижным. С другой стороны его можно регулировать. При помощи такой конструкции изменяют положение осей.
Оглобли Закрепляются на передней оси.

Раньше для изготовления таких конструкций, как телеги, использовали только древесину — мастера делали из нее даже колеса. Однако теперь повозки собирают чаще всего из металла, потому что подобные конструкции наиболее долговечные, износостойкие и за ними удобнее ухаживать.

Разновидности телег

С развитием промышленности появилось большое разнообразие повозок. Однако существуют и более ранние транспортные средства, которые использовали для сообщения между крупными и мелкими городами. Для каждой из них предусмотрена особая технология изготовления.

Пассажирские

Наиболее известным средством передвижения является карета. В самом начале они использовались только для перемещения знатных людей. Спустя некоторое время кареты получили широкое распространение, их стали применять в качестве транспорта для общего пользования.

В дальнейшем этот вид пассажирского транспорта начал видоизменяться. Вместо небольших двухместных карет начали проектировать объемные конструкции с несколькими осями. Упоминания о них можно встретить в художественной литературе, увидеть в кино.

Таблица 2. Разновидности повозок для дальнего перемещения

Название Страна Применение Характеристики

Первый раз была замечена у кочевников в России. Для продолжительных поездок в холодное время года. Кочевники использовали эту конструкцию для путешествий со своим грузом. При помощи такого транспортного средства можно было быстро установить сообщение между различными областями.

Появился во Франции в промежутке между XVIII-XIX веками. Использовали для отправки посылок и писем в различные города. На таком транспорте могли перемещаться 7-8 человек. Это была единственная возможность быстро добраться до нужного пункта. Предусматривались кратковременные остановки.

Страной происхождения является Россия. Повозка появилась в XIX веке. Использовалась для перемещения людей по разным городам. Такое транспортное средство использовали даже при длительных поездках. Потому что конструкция позволяла добраться с минимальной тряской. Одновременно в такой телеге могли ехать 4 человека с багажом.

Появился в XVIII. Страна производства – Америка. Использовалось такое транспортное средство как временный дом для передвижения переселенцев. Такая пассажирская телега была накрыта специальным защитным шатром. Повозка не отличалась удобством. Однако на ней можно было быстро перемещаться при любой погоде.

Появился во французских городах в самом начале XIX века. Этот вид транспорта использовался для поездок на природу. Повозка с большим количеством мест для пассажиров и специальным защитным тентом.

Для быстрого перемещения пассажиров были созданы более маневренные телеги:

  1. Кэб. Небольшой экипаж с одной осью, в кабине одновременно находилось 2 или 4 пассажира.
  2. Дрожки. Легкий вариант телеги с двумя осями.
  3. Повозка с одной осью, вмещала только пару человек и кучера.

Важно было обеспечить города быстрым и доступным транспортом, поэтому на дорогах можно было встретить большое количество маленьких и больших повозок. Они выполняли функцию общественного транспорта или такси.

Грузовые

Грузовые конструкции значительно отличались от пассажирских повозок. Основное их преимущество было в большой вместительности. Самый старый тип повозки – двухколесная арба. Такие телеги были распространены в некоторых регионах Кавказа еще в XX веке.

Однако в процессе модернизации промышленности, грузовые телеги значительно усовершенствовали. Улучшенные конструкции передвигались за счет движения подшипников. А также были установлены прорезиненные колеса и тормоз. Благодаря чему на повозках можно было перевозить грузы около 1-1,5 тонны. До этого времени приходилось закреплять к повозке несколько коней.

Безосные

Сани – это наиболее простой тип повозки, который не предусматривает колес. Перемещаться на подобном транспорте можно только по мягким снежным поверхностям, и использовали их только в зимнее время года. Сани обычно являлись именно пассажирским видом повозок, для перевозок грузов использовались дровни.

Собственно, само название говорит о том, что изначально на таких санях перевозили именно дрова, которые требовались зимой в большом количестве для того, чтобы топить печи. Иногда к такому транспортному средству крепили кузов и использовали в качестве кареты.

Последовательность изготовления разных телег для лошадей

Важно заранее спроектировать точный размер готовой конструкции. В старину изготавливали телеги длиной около трех метров и шириной до полутора метров. Можно взять такие размеры за основу.

Пошаговая инструкция по изготовлению телеги

Инструменты для изготовления телеги:

  • доски;
  • сварная конструкция;
  • аппарат для сварочных работ;
  • колеса;
  • трубы из металла;
  • молоток;
  • гвозди;
  • план конструкции.

Таблица 3. Технология по изготовлению телеги

Иллюстрация Описание
Для начала требуется изготовить ходовую часть конструкции. При отсутствии соответствующих навыков сварных работ, рекомендуется обратиться к профессиональным мастерам. Раму и ось изготавливают из металла или труб.
Далее изготавливаем стационарную и передвижную ось. По завершению всех работ следует определиться с типом повозки. При наличии дышловой конструкции делаем держатель. Оглобли следует приварить к передней стационарной оси.
Следует завершить конструкцию ходовой части. При необходимости можно установить тормоза.
Далее следует спроектировать кузов телеги. Для таких целей вырезают доски определенной длины и ширины и скрепляют их между собой. Оглобли изготавливают как из металла, так и из дерева. Дышло конструируют из древесины.
В кузов телеги можно поместить мягкую лавочку.

Пошаговая инструкция по изготовлению саней

Перед тем, как приступить к изготовлению саней, важно определиться с материалом полозьев — их можно сделать из металла или древесины. Чтобы изготовить конструкцию из дерева потребуются соответствующие навыки. При выборе же металлических изделий, их придется выковать в специальном цехе.

Для изготовления саней потребуются следующие материалы:

  • доски;
  • непромокаемая фанера;
  • листы металла;
  • профили;
  • трубы;
  • инструменты для обработки дерева;
  • план конструкции.

Таблица 4. Технология изготовления саней

Иллюстрация Описание
Полозья лучше делать металлическими. Потому что это наиболее долговечная конструкция. Для таких целей потребуется нержавеющая или углеродная сталь. Изготавливают полозья из железного полотна или труб. Для того чтобы их согнуть, потребуется посторонняя помощь.
После чего изготавливают поперечные стойки и перекладины. Располагаются они с обеих сторон. Части закрепляют при помощи сварки.
Важно предусмотреть тормоза в санях. Делаются они довольно просто в виде конструкции из резины с рычагом.
К передней части присоединяются пластины из металла. После чего к ним крепят оглобли. По завершению работ, следует начинать проектирование кузова. Кузов саней делают из дерева по собственным предпочтениям. Его можно обшить поролоном и мягкой тканью для большего удобства.
Оглобли крепят в последнюю очередь.

Пошаговая инструкция по изготовлению кареты

Необходимые материалы для изготовления кузова кареты:

  • брус;
  • влагоустойчивая фанера;
  • мягкий поролон;
  • гайки;
  • болты;
  • пластик;
  • краска;
  • клей;
  • инструменты для обработки дерева;
  • материал для обшивки.

Таблица 5. Процесс изготовления кузова кареты

Иллюстрация Описание
Для кузова кареты следует взять прочную фанеру, которая не деформируется при воздействии влаги. Потому что повозка будет использоваться в различную погоду. А затем на поверхности фанеры следует расчертить все детали.
Далее с помощью электропилы следует вырезать все детали из фанеры. Должны получиться 4 основные детали, разные по размеру. Затем они будут соединяться между собой. В полученных заготовках следует сделать отверстия для окон с помощью лобзика. Потребуется сделать предварительные отверстия в фанере, чтобы лезвие лобзика нормально входило в полотно.
Необходимо соединить полученные детали болтами и строительным клеем. Закручивать болты следует только после того, как клей полностью затвердеет. Конструкцию лучше оставить на некоторое время.
Когда стенки полностью обсохнут можно закреплять днище и потолок кареты. Желательно изготавливать дно из прочной фанеры.
Раму изготавливают из деревянного щита, углы обрабатывают с помощью напильника и зачищают наждачной бумагой. При проектировании рамы, следует оставить место для пассажиров и кучера. После установки окон, проемы оббивают пластиком. Можно изготовить пластмассовые решетки.
Сидение делают из оставшейся фанеры. Их можно оббить поролоном и тканью.
По завершению работ, кузов следует покрасить влагоустойчивой краской.

Самостоятельное изготовление такого средства передвижения потребует усилий и времени. Однако мастер сможет спроектировать конструкцию по индивидуальным чертежам, и готовые детали нужно будет лишь собрать, как конструктор.

Как запрягать коня?

Для новичков этот процесс может быть довольно трудоемким в первое время, и потому, прежде чем начать какие-либо действия, следует изучить конструкцию повозки и упряжи, чтобы понять, как именно «соединить» скакуна и повозку.

Потребуется выполнить следующие действия:


Новичку потребуется помощь профессионала, чтобы выполнить подобные действия, однако со временем этот процесс будет проходить без посторонней помощи.

Видео – Как запрячь лошадь в дуговую упряжь?

Подводим итоги

Проектирование телеги – это интересное занятие, требующее творческого мышления, а также отличная идея для организации бизнеса. Однако начинающим мастерам потребуется изучить некоторые нюансы изготовления повозок и уже после того, как готовы чертежи, закупать материалы и приступать к работе.

Видео – Процесс изготовления телеги

КОННЫЕ ЭКИПАЖИ - повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.).
БСЭ

А
автокачка
- полок на пневмошинах
автопоилка - поилка, вода в которую поступает при надавливании животного мордой на специальный клапан
адаптация - приспособление организма животного к условиям окружающей среды (климату, условиям содержания и др.)
аллюр (франц. allure, букв. - походка) - способ поступательного движения лошади: естественным аллюром (шагом, рысью, иноходью, галопом) лошадь движется без предварительного обучения. Искусственный аллюр (главным образом элементы высшей школы верховой езды - пиаффе, пассаж, школьные или испанские шаг и рысь, галоп на трех ногах, пируэт и т.п.) вырабатывают у лошади специальной тренировкой.
американка - старое название качалки (см. качалка)
амуничник - помещение в конюшне для хранения конского снаряжения
андроны - телега с жердями для перевозки сена
арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра
аркан - 1. Веревка с петлей, затягивающейся на конце, для ловли табунных лошадей и скота. 2. Недлинная веревка для увязывания и переноски сена и соломы (фуражный аркан). 3. Веревка с петлей, обшитой войлоком, для привязывания лошади при транспортировке.
арчак - деревянная основа седла

Б
багги - спортивный экипаж
баланс (франц. balance - букв. весы) - 1. У рысистой лошади уравновешенность, обеспечивающая проявление максимальной резвости на правильном ходу. 2. У верховой лошади при выездке - восстановленное природное равновесие молодой лошади, нарушенной массой всадника.
балансе (франц. balancer - раскачивать, качаться) - введенное в 1880 г Д. Филлисом упражнение высшей школы верховой езды.
балл (франц. balle - шар) - цифровая оценка результатов в некоторых видах кон. спорта (в отдел. конкурах, выездке, вольтижировке, кон. играх).
банкет (англ. banket - земляной вал) - искусств. препятствие, на которое лошадь должна вспрыгнуть, а затем соскочить с него.
бега - разговорное название испытаний рысистых лошадей, а также ипподрома, где они проводятся.
беговой круг - дорожка для тренинга и испытаний рысаков.
беззубые края - края челюстей лошади от последнего резца до первого ложнокоренного зуба.
берейтор (нем. Bereiter) - 1. Наездник, специалист по выездке верховых лошадей. 2. Помощник дрессировщика лошадей в цирке.
берлина - разновидность кареты
бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
бидарка (бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
бич - длинный кнут для тренировок в манеже
бокс - изолированное помещение в конюшне
болочок - сани с крытым верхом
бочение - нарушение прямолинейности движения. Лошадь идет задними ногами не по следам передних, а несколько вбок.
брек - 4-х колесный рессорный для охоты
бриджи (англ. breeches) - брюки для верховой езды спец. покроя (широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени).
бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка
брыкание - удары копытами главным образом задних ног лошади.

В
вальтрап
(итал. qualdrappa) - 1. Покрывало из сукна или бархата, надеваемое на спину лошади под или на седло. 2. Полотняный номерной потничек (со стартовым номером), применяемый на скачках.
венчик - верхний край копыта, от которого вниз отрастает роговая стенка.
верховая лошадь - лошадь, используемая под седлом.
взнуздывание - вкладывание в рот лошади удил при надевании на нее узды. Взнуздывание может быть на трензель и мундштук или на один трензель.
вожжи - длинные поводья, средство управления упряжной лошадью.
возок - крытые сани
воловий постав глаз - большие, круглые, прямо поставленные глаза.
волчки - см. дрожки
вольт (франц. vlote - поворот) - фигура манежной езды, движение по кругу диаметром б м.
вольтижировка (франц. voltiger - порхать) - вид конного спорта, гимнастические упражнения на лошади, двигающейся рысью или галопом по кругу диаметром 12 - 15 м.
всадник - человек, едущий верхом на лошади или на др. животном.
выводка - показ, кратковременная выставка лошади, на специально оборудованной площадке перед комиссией, покупателями, зрителями.
выводной круг - ровная площадка, оборудованная для выводки лошадей.
выездка - обучение молодой лошади, выработка у нее условных рефлексов (двигательного стереотипа).
выжеребка - роды у кобылы.
выкормок - 1. Лошадь, откормленная наскоро месивом для продажи. 2. Жеребенок, выросший до времени от излишнего кормления.
вьючное седло - специальное седло для перевозки вьюков.

Г
галифе - брюки для верховой езды, названные по фамилии французского кавалерийского генерала Галифе.
галоп - самый быстрый скачкообразный аллюр лошади в 3 такта с фазой свободного подвисания.
ганаши - углы нижней челюсти лошади.
гарцевать (от польск. garcowac) - ехать на лошади верхом, красуясь, показывая ловкость.
гиг - легкая двуколка
гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки
гладкие скачки - испытание работоспособности племенных верховых лошадей.
гречка - мелкие темные пятнышки на шерсти старых светло-серых лошадей.
грива - длинные защитные волосы, растущие на верхне-заднем краю (гребне) шеи.
грудина - продолговатая кость, к которой крепятся нижние концы передних семи-восьми пар ребер. Задние пять пар ребер называются ложными, так как они прикреплены не к грудине, а к предыдущей паре ребер. Последняя (13-я) пара ребер свободно заканчивается хрящом в мышцах брюшной стенки.
грум (англ. groom) - конюх, коновод, сопровождающий всадника.
груминг - уход за шерстью.
грызло - часть мундштука, которая лежит во рту лошади на беззубом крае нижней челюсти.
гуж - петля на хомуте, который применяют в дуговой упряжи.
гужевой транспорт - перевозка пассажиров и грузов на повозках и в санях, запряженных лошадьми и др. упряжными животными.

Д
двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
денник - полностью закрытое помещение в конюшне для индивидуального содержания лошади.
дерби (англ. Derby) - главный приз, который разыгрывают с 1780 г. на Эпсомском ипподроме в Англии для 3-летних жеребцов и кобыл чистокровной верховой породы.
дербистка - качалка с рессорой
джигитовка (тюрк. джигит - искусный и отважный всадник) - скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на нее, поднимает с земли различные предметы и выполняет ряд др. гимнаст. упражнений и акробат. трюков.
дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
дорожка (проф.) - разговорное название бегового и скакового круга.
дог - 2-х колесный, открытый
догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
дормез - карета для сна в пути
драгуны (франц. dragon - дракон) - вид кавалерии, существовавший в армиях ряда стран.
дрессировка - последовательное направленное приучение животных к совершению ими в определенных условиях сложных разнообразных действий, необходимых для несения службы, на охоте и т.д.
дровни - деревянные сани
дроги - передок и задок повозки, связанные дрожинами (длинная телега) без кузова.
дрожки - волочки, 4-х колесная безрессорная повозка; короткие дроги для езды в городе.
дуга - часть русской запряжки, скрепляющая хомут (с помощью гужей) с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков повозки.
дыбы - подъем лошади в вертикальное положение на задних ногах.
дышло - парокон. упряжное устройство, прочная жердь, соединенная с серединой передка повозки, экипажа.

Е
ездовый
- в армии солдат, управляющий лошадьми, запряженными в тачанку, повозку или артиллерийское орудие.

Ж
жгут - свитый пучок соломы или сена, применяют для растирания спин ы и конечностей лошади после работы, а также для удаления грязи, присохшей к волосам, перед чисткой лошади щеткой или пылесосом.
жеребенок - детеныш лошади до отъема называется сосуном, после отъема - отъемышем, затем годовиком, полуторником и двухлетком.
жеребность - беременность лошади.
жокей (англ. jockey) - специалист, проф. занимающийся тренингом и скаковыми испытаниями лошадей верховых пород.
жокейка - головной убор жокея, цветная круглая шапочка с козырьком, плотно облегающая голову.

З
заезд - 1. Испытание рысаков, соревнующихся в беге в качалках или под седлом по общей дорожке на установленную дистанцию. 2. Изменение направления движения в манеже без остановки.
заездка - первоначальный период приучения лошади к хождению в упряжи или под седлом, подчинение ее воле всадника или ездока.
закидка - 1. Произвольное движение лошади не в ту сторону, куда ее посылает всадник. 2. Остановка или осаживание лошади во время спорт. соревнования перед препятствием.
заковка - повреждение чувствительных тканей копыта неправильно забитым подковным гвоздем.
закрутка
закрутка - петля из веревки или сыромятного ремня на деревянной рукоятке для фиксации неспокойных лошадей во время ветеринарной обработки, ковки и т.п.
зацепы - 1. Два передних резца на верхней и нижней челюстях лошади. 2. Передняя часть конского копыта (называют также зацепной частью).

И
извозчик - кучер наемного экипажа для перевозки пассажиров.
индексы - числовые величины, характеризующие телосложение животного. Для вычисления того или иного индекса нужно брать анатомически связанные промеры, например, для вычисления индекса формата - длину туловища и высоту в холке и т.д.
империал - второй этаж в омнибусах
иноходец - лошадь которой по природе свойственно бежать не рысью, а иноходью.
иноходь - быстрый симметричный аллюр лошади с двухкопытным боковым опиранием и фазой свободного полета.
ипподром (греч. hippos - лошадь и dromos - бег, место для бега) - комплекс сооружений для проведения испытаний лошадей и конноспортивных соревнований, выставок и выводок лошадей.

К
кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
кавалергарды (франц. cavalier - всадник и garde - охрана) - привилегированный полк тяжелой гвардейской кавалерии, составляющий в торжеств. случаях почетную охрану лиц императоров, фамилии. В составе русской гвардии существовал с 1799 по 1917. Конский состав К. комплектовался массивными крупными лошадьми.
кавалерия (франц. cavalerie) - конница, один из основных видов сухопутных войск с глубокой древности до второй мировой войны.
кавалетти (итал. cavaletti) - клавиши, препятствие в виде жерди высотой 15- 20 см с крестовинами на концах.
камзол (нем. Kamisol) - форменная одежда наездников и жокеев для ипподромных испытаний лошадей, обычно куртка или рубашка яркой расцветки.
калеша - разновидность кареты
капсюль - капсуль, приспособление, не позволяющее лошади широко раскрывать рот. Дисциплинирует лошадь, облегчает управление ею. Входит в комплект оголовья для верховых лошадей и узды для рысаков.
карета - закрытый комфортный экипаж
карьер - самый быстрый из всех видов аллюра, характеризующийся рядом прыжкообразных движений при одновременном резком сгибании туловища в пояснице и выносе задних конечностей впереди передних. На скачках чистокровные верховые лошади проходят карьером 1 км быстрее, чем за 1 мин (мировой рекорд - 53,6 с).
качалка - легкая колесная тележка для тренинга и ипподромных испытаний рысаков, основной вид беговых экипажей, вытеснивший беговые дрожки.
катафалк - погребальная повозка
качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
капор - aнгл. hood "капюшон, капор, верх экипажа, хохолок птицы, крышка, чехол, колпак, капот двигателя", превратившееся в обозначение металлической поверхности, прикрывающей механизм автомобиля сверху…
квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
кентер - укороченный полевой галоп, основной тренировочный аллюр скаковых лошадей.
кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
ковбой (англ. cowboy, от cow - корова, boy - парень) - кон. пастух, стерегущий стада крупного рогатого скота и в совершенстве владеющий спец. приемами верховой езды.
ковка - прикрепление подковы к копыту лошади и др. раб. животных.
козлы - сидение для кучера на санях или повозке.
колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
колики (греч. kolike - кишечная болезнь) - приступы болей в области живота с характерными внешними проявлениями.
колымага - 4-х колесный открытый экипаж
коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
коневод - 1. Человек, занятый разведением лошадей. 2. С 1980 официальное название должности конюха.
конина - конское мясо.
конкур - конкуриппик (франц. Concours Hippique - кон. состязания) - в широком понимании всякое конно-спортивное соревнование. В нашей стране - соревнования по преодолению разнообразных препятствий.
конка - рельсовый вагон на конном ходу
конкурное поле - площадка для соревнований по преодолению препятствий.
конник - 1. Человек, работающий с лошадьми или занимающийся кон. спортом, всадник. 2. Кавалерист.
коновал - ветеринар-ремесленник, занимающийся главным образом кастрацией жеребцов и самцов др. сельскохозяйственных животных.
коновод - 1. Боец-кавалерист, принимающий лошадей от др. военнослужащих при спешивании. 2. Рядовой военнослужащий, которому поручен уход за лошадью командира.
контргалоп - движение, при котором всадник ведет лошадь галопом с наружной (проф.) ноги, например, с правой при выполнении вольта налево.
конь - 1. Синоним слова лошадь, имеющий отчасти торжеств. оттенок. 2. В кавалерии К. употреблялось вместо слова мерин.
конюх - рабочий, занятый уходом за лошадьми, их кормлением и водопоем, а также конюшенными работами. Под руководством тренера участвует в заездке и тренинге молодняка.
конюшня - помещение для содержания рабочих и племенных лошадей. Чаще всего имеет двухрядную внутреннюю планировку.
копыто - твердый кожный наконечник пальца лошади, соответствующий когтю хищных животных.
коренник, коренная лошадь 1. В троечной запряжке средняя лошадь, запряженная в оглобли, как правило, рысак. По обе стороны К. скачут пристяжные. 2. В парной запряжке с пристяжной — л., запряженная в оглобли. 3. В тачаночной запряжке (четверкой в ряд) — л. сред. пары, идущая у дышла. 4. В многокон. запряжке цугом — л., идущая одна или в паре непосредственно перед экипажем за уносной. Обычно в кач-ве К. используют более сильных и массивных л., чем пристяжные и уносные.
кормушка - устройство для дачи корма.
косяк - в табун. коневодстве группа из 20 - 25 кобыл и жеребцов, выпущенная на пастбище.
краги - 1. Съемные твердые голенища с застежками, применявшиеся раньше при верховой езде. 2. Раструбы у перчаток, используемых наездниками на бегах (иногда К. неверно называют полностью перчатки с раструбами).
крипторх - нутрец, жеребец, у которого 1 или 2 семенника не опущены в мошонку, а задержались в полости тела или паховом канале.
кросс (англ. cross - пересекать, переходить) - скачка с препятствиями по пересеченной местности.
круп - часть свода спины от поясницы до основания хвоста; образован тремя сросшимися крестовыми позвонками, костями таза и одевающей их мускулатурой.
крэк (англ. Crack) - лучшая скаковая или рысистая лошадь в конюшне, а также во время скачки или заезда.
кумыс - напиток из молока кобыл, получаемый в результате смешанного спиртово-молочнокислого брожения.
купе - 4-х колесный закрытый рессорный экипаж

Л
ландо
- 4-х колесная карета с откидным верхом
ландолет - облегченное ландо
лассо (франц. lasso) - аркан ковбоев, веревка длиной до 30 м со скользящей петлей.
левада - огороженное искусств. пастбище для л. площадью 2 - 4 га, являющееся технологич. звеном соврем. культурного конезаводства.
леи (проф.) - накладки из мягкой кожи или кожезаменителя, которые нашивают на брюки для верховой езды в местах наибольшего трения: на седалище, внутренних поверхностях бедер и колен.
лейцы (проф.) - два разъединенных повода длиной ококо 6 м, которые используют при заездке молодняка, при работе с жеребцами-производителями и пробниками, а также при выводке строгил л. Каждый из выводчиков держит один повод и при необходимости отпускает его на такую длину, чтобы повернувшаяся задом лошадь не могла ударить его копытом.
ленчик - основа (каркас) седла из дерева и металла, на которой крепят остальные его части.
лидер (англ. leader - ведущий, руководитель) - участник ипподромных испытаний, возглавляющий скачку.
линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
лира - качалка-рекордистка
лошак - гибрид, полученный от скрещивания ослицы и жеребца.
лука - дужка, соединяющая правую и левую лавки седла.

М
мажара - большая телега
мальпост - почтовая карета
манеж (франц. manege) - открытая или закрытая площадка для верховой езды.
мартингал - доп. повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движения.
масть - один из главных опозновательных признаков лошади. Точное определение масти наряду с описанием пример позволяет отличать одну лошадь от другой. Масть является наследственным признаком лошади и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса и конечностей и защитных волос гривы, хвоста и щеток.
матка - кобыла, используемая для воспроизводства. Матка бывает жеребая - беременная, подсосная - выкармливающая жеребенка-сосунка и холостая - нежеребая.
мах - 1. Законченный цикл движений лошади на галопе, состоящий из 3 циклов. 2. Название широкой свободной рыси, которую применяют при тренинге рысаков.
менка ног (проф.) - сокращенное название упражнения перемена ног на галопе.
мерин - кастрированный жеребец. Меринов широко используют в качестве рабочих лошадей.
многоборье - комплекс. соревнование, в котором участники состязаются в нескольких (2 - 3 и более) видах спорта. В конном спорте самый распространенный вид многоборья - троеборье, которое проводят по полной или сокращенной программе. Если полевые испытания проводить невозможно (напр. зимой), в закрытом помещении организуют двоеборье, включающую манежную езду и преодоление препятствий.
моклок - бугор в переднебоковой части крупа лошади, костную основу которого образует утолщенный угол крыла подвздошной кости.
мокрец - подсед, обиходное название воспаления кожи (дерматита) на задней и боковой поверхности пута лошади.
молодняк - лошади не достигшие полного развития организма: отъемыши, годовики, полуторники, двухлетки, трехлетки и четырехлетки. лошадей - всего 0,6 - 0,7 л.с. Ценным рабочим качеством лошадей является их способность к кратковременному значительному увеличению мощности. Тяжеловозы развивают максимальную мощность за счет увеличения силы тяги при медленном движении, а рысаки - за счет большой резвости при малой силе тяги.
мул (лат. mulus) - гибрид, рожденный от домашнего осла и кобылы.
мундштук (нем. Mundstuck) - специальное удило с боковыми щечками, оказывающее усиленное воздействие на рот лошади.
мундштучное оголовье - уздечка, предназначенная для пользования мундштуком. В отличие от трензельного оголовья, имеет суголовный ремень, к которому крепят мундштук, и второй, мундштучный повод.
мустанг (англ. mustang) - одичавшие потомки домашних лошадей, завезенных в Америку европейскими колонизаторами в конце 15 и последующие столетия.
мызгание - посыл лошади специфичным губным звуком - громким причмокиванием.
мышастая масть - волосы на туловище лошади мышиного или пепельного цвета, на голове, нижних частях ног темнее, челка, грива и хвост, а также ремень, пятна на лопатках и полосы на ногах темные.

Н
нарты - легкие длинные сани (в них могут впрягать и собак и оленей)
навоз - твердые и жидкие выделения животных, в т.ч. смешанные с подстилкой.
нагайка - первоначально - нагайская, т.е. татарская плеть, короткая толстая плеть из ремней, которую применяют для посыла лошади при верховой езде без шпор, в частности казаки.
наглазники - шоры, щитки различных конструкции на оголовье (полузакрытые, закрытые, блиндеры), ограничивающие поле зрения лошади.
наездник - специалист по тренингу и испытаниям рысистых лошадей.
намет - казачье название галопа.
наушники - специальные колпачки, которые надевают на уши нервным, пугливым рысакам и верховым лошадям при ипподромных испытаниях.
недоуздок - узда без удил, предмет конюшенного обихода, предназначенный для содержания лошади на привязи (при помощи чумбура).
ногавки - защитные приспособления, предотвращающие эксплуатационные травмы нижней части конечностей лошади, т.н. защитная обувь.

О
оглобли - однокон. упряжное устройство в виде 2 прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки или передком саней. Запрягаемую лошадь ставят между оглоблями.
оголовье - основная часть конского снаряжения, надеваемая на голову лошади и позволяющая управлять ею, то же, что узда.
одер - ироническое название старой худой малосильной лошади.
одноколка - 2-х колесный легкий экипаж опой - обиходное название ревматичное воспаления копыт.
одр (одер) - старинное название повозок осаживание - движение лошади назад, одно из манежных упражнений, применяемых при выездке и входящих в программы соревнований.
олонецкая люлька - конные носилки без колесосел (Equus asinus) - подрод лошадиных, включающий диких и домашних животных.
омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж
отава - трава, отросшая после скашивания или стравливания.

П
пассаж (франц. passage, букв. - проход, переход) - один из основных элементов высшей школы верховой езды, укороченная, очень собранная и ритмичная рысь.
пиаффе (от франц. piaffer - приплясывать, бить копытом землю) - одно из основных упражнений высшей школы верховой езды, крайне укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
пируэт (франц. piroutte) - упражнение, включаемое в программы соревнований по выездке; выполняемый в 2 следа круг, радиусом, равным длине корпуса л. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся как бы осью поворота.
повод - поводья, ремень, пристегнутый концами к кольцам трензеля или мундштука, одно из основных средств управления лошадью, направления и регулирования ее движения.
повозка - 4-х колесное транспортное средство
подвода - грузовая повозка
подковы - металлические пластинки, прикрепляемые гвоздями к копытам лошади для предохранения рога от стирания и обламывания.
подпруга - часть конского снаряжения, широкий прочный ремень из кожи или др. материала. Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков и удерживает на ней седло (у упряжных лошадей - седелку). Некоторые виды седел имеют по 2-3 П.
подстилка - солома, торф или опилки, которыми покрывают пол в деннике или стойле (станке) при содержании лошадей в конюшне.
полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
полувольт - полукруг, который всадник описывает, выполняя заезды направо или налево назад. См. также ВОЛЬТ.
породистость - чистокровность.
портшез конный - конные носилки, без колес
посыл - побуждающие действия на лошадь, заставляющие ее увеличить резвость скачки или бега (например, при борьбе на финише).
потник - часть седла и хомута, прилегающая к телу лошади и изготовленная из войлока. Смягчает давление на кожу и впитывает пот.
пошевни - широкие крестьянские сани
прикуска - одна из дурных привычек, когда лошадь с громким характерным звуком заглатывает воздух, опираясь при этом верхними резцами на край кормушки, выступ стены, цимбалину и т.п., как бы прикусывая их.
приструга - часть казачьего и спортивного седла, привязанный к арчаку короткий (около 30 см) ремень, к которому пристегивают подпругу.
проводка - ведение лошади к поводу. Поводку разными аллюрами делают, чтобы продемонстрировать качество движений лошади специалистам и покупателям, ее оценивающим, а также выявить хромоту, нарушение дыхания и работы сердца при обследовании лошади ветврачом.
пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж
проточина - отметина в виде полосы белой шерсти, проходящей по переносью лошади.
путо - бабка, нижняя часть конечности лошади, первая фаланга пальца.
путы - веревка, которой связывают (путают) бабки передних ног лошади.

Р
рутлище - часть седла, ремень, на котором подвешено стремя.
развязка - веревка, ремень или цепь, предназначенный для фиксации лошади в проходе конюшни для чистки, ковки и т.п., а также во время уборки денника.
развязки - вспомогательные поводья, верхними концами застегнутые за кольца трензеля, а нижними закрепленные на седле или гурте.
размашка - вид тренировочной ипподромной рыси, близкой по темпу и последовательности перемещения ног лошади к маху и резвой рыси.
расчистка копыт - 1. Удаление копытным ножом, клещами и рашпилем излишне отросшего копытного рога и придание копыту правил. формы. 2. Очистка копыт от налипшей грязи и навоза крючком или деревянным ножом при ежедневной уборке лошади.
реприз (франц. repeise - повторение), при тренинге лошади часть занятия, во время которого лошадь движется определенным аллюром, например реприз прибавленного шага - 3 мин, Р. средней рыси - 10 мин и т.п.
родео (исп. rodeo). 1. Соревнования ковбоев, включающие езду на необъезженных полудиких лошадях, действия с лассо, например, накидывание его на бегущего бычка и т.п. 2. Представления, которые дают п