Наблюдение за комнатными растениями сравнение рео с геранью. Оформление уголка природы в старшей группе детского сада Наблюдения за комнатными растениями в подготовительной группе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Воспитатель: Усынина М.В.

г. Шадринск

1. Знакомство с комнатными растениями.

Цель: учить различать среди природных объектов растения; закреплять знания об их строении; учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой), формировать интерес к комнатным растениям, вызывать желание ухаживать за ними; формировать представление о них как о живых существах.

Ход.

Предложить найти в группе самое красивое место и подойти к нему. Полюбоваться растениями. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые!), дать понюхать. Подвести к выводу, что место, где много растений, называют уголком природы; растения живые, о них надо заботиться, ухоженные растения здоровые и красивые. Предложить полить растения.

2. Наблюдение за геранью.

Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения (листья, цветы), находить герань.

Ход.

Сюрпризный момент: на занятие «приходит» кукла Катя и прячется за геранью с красными цветами. Воспитатель предлагает найти её и сказать, за какими растениями она спряталась.

Дети вместе с куклой любуется красотой цветущей герани (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Как надо заботиться о ней (полить)? В заключении Катя дарит детям «фото» (картинку с геранью) и предлагает поставить её рядом с этим растением.

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

3. Наблюдение за геранью.

Цель: закрепить представление об отличительных свойствах герани (зелёные, круглые, пушистые, душистые листья, красные и белые цветы), учить находить её среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход.

Сюрпризный момент: «приходит» Матрёшка и просит детей показать красную и белую герань. Рассматривает растение вместе с детьми.

Матрёшка. Чем вы дышите? (носом). А что делайте в детском саду? (Играем, бегаем). Значит, вы живые. А что ещё « пьёт» воду и дышит? У герани зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань (показать). Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки - это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут «пить» воду, вырастут листья и цветы. Трогать растения нельзя, за ними надо ухаживать. (Подарить каждому картинку с геранью).

4. Наблюдение за фуксией.

Цель: дать представление о фуксии, учить находить ее среди других растений, закреплять навыки полива, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход.

Приходит кукла в красной кофте и белой юбке. Предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на ее одежду. Дети рассматривают фуксию. Фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелеными листьями и красными цветами. Предложить полить растение.

Рассказать, что растения, как и люди, любят солнышко: «Наши растения очень рады солнышку, они повернулись к нему, листочки блестят, словно улыбаются».

Воспитатель предлагает игру: дети – цветы, а он – солнце. Дети садятся на корточки, воспитатель с макетом солнца ходит вокруг: «Свечу, свечу, вас погреть хочу! Цветочки, поворачивайте головки, протягивайте листочки, я вам посвечу. И тебе герань, и тебе фуксия, и тебе фикус».

5. Наблюдение за фикусом.

Цель: познакомить с фикусом, учить находить его среди других растений; продолжать приобщать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Ход.

Рассматривая фикус с детьми, воспитатель говорит: «Ой, какой высокий этот зеленый великан – фикус! Попробуй закрыть листочек ладошкой. Только осторожно. Да, не хватило ладошки. Я попробую: еле – еле закрыла. Листья большие – большие. Проведем по листочку пальчиком. Какие листья? (Гладкие). Какого цвета?»

Знают все наверняка:

Фикус – добрый великан;

И листочки огромные, гладкие и темные,

Наверху торчит росток –

Там тоже вырастет листок!

6. Наблюдение за хлорофитумом.

Цель: познакомить с хлорофитумом, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают хлорофитум: похож на зеленую травку, листья длинные, гладкие.

7. Наблюдение за бегонией.

Цель: познакомить с бегонией, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращается к детям: «Посмотрите, какое чудесное растение! На листочках - ладошках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая».

Стоят на подоконнике

Красавицы – бегонии

Листики – ладошки

Подставляют солнышку.

Предложить обтереть пыль с листьев, полить.

8. Наблюдение за бальзамином.

Цель: познакомить с бальзамином, закреплять навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, которая села на лист растения. Дети рассматривают бальзамин: похож на маленькое дерево с зелеными листьями, красивыми цветами.

Воспитатель обращает внимание на сухую землю в горшках: «Дети, посмотрите, цветы загрустили, головки опустили, листочки поникли. Как вы думаете, почему? Земля сухая, ее надо полить. Поливаем не стебель, а землю, низко и ближе к краю горшка».

В завершение труда еще раз обращаем внимание на растения, которые напились воды и говорят «спасибо».

У меня живет цветок,

Он бы море выпить мог.

Дам водички – он глотает

И немножко расцветает!

9. Контрольное наблюдение за растениями.

Цель: обобщить знания о растениях, закрепить умение находить и называть их, навыки полива растений, воспитывать бережное отношение.

Ход.

В гости приходит кукла Аленка с лейкой в руках: «Я узнала, что в уголке природы много растений, хочу, чтобы вы познакомили меня с ними, научили ухаживать».

Дети называют названия растений, показывают, как их надо поливать, обтирать пыль.

Кукла благодарит их, предлагает поиграть в игру «Назови цветок».

Кукла прячется за растение, дети называют его.



Конспект наблюдения за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»
Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»
Г.Сургут, Тюменская область
Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л.С.
Тема: «Сравнение рео с геранью»
(старший дошкольный возраст)

Цель: Научить узнавать и называть комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются. Укрепить интерес к уходу и наблюдениями за ними.
Учить детей устанавливать связь между внешним видом растения и уходом за ним, воспитывать, способность сочувствовать растениям, наделять их «настроением» в соответствии с внешним видом, оценивать отношение к ним детей и взрослых.
Закрепить знания об уходе за комнатными растениями.
Материал: 3 знакомых детям комнатных растения, лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом, на котором стоят растения.
Воспитатель (обращает внимание детей на растения, стоящие на столе).
(карточка №1)
Пожалуйста, запомните:
Не лесные, комнатные
Растения найдёте вы,
Если эту карточку
Правильно прочтёте вы.
Они вьются.
Вверх растут.
Иногда они цветут.
Щётки вовсе не нужны,
Чтоб от пыли очищать.

Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это – герань и рео.
Воспитатель: Давайте рассмотрим наши растения.
- Какие листья у герани?
Посмотрите, какого они цвета, величины, формы? (Светло-зеленого цвета, круглой формы, по величине небольшие, рассечены.)- Погладьте листья, какие они? (Мягкие, бархатистые).
- А какие же листья у рео? Расскажите все о них. (С одной стороны ярко-зеленые, с другой – фиолетовые листья овальной формы, заостренные на конце, гладкие, мягкие).
- Одинаковые ли листья у наших растений? Что у них разного? (Цвет, величина, форма листка).
- О листьях рассказали. Теперь расскажите, какие стебли у этих растений?
Какой стебель у герани? (Прямой, кустистой формы, зеленый).
- А какой стебель у рео? (Мягкий, лежит, вьется, зеленый, тоненький, хрупкий).
- Одинаковые ли стебли у наших растений? (Нет). Да, стебель есть у всех растений, но они разные.
- Ребята, а герань и рео, цветущие растения? (Герань долго цветет крупными красочными соцветиями. Рео цветет мелкими белыми цветочками в пурпурных «лодочках»).- Чем похожи эти растения, что у них общего? (У всех есть стебель, листья, корни.)
- Чем они отличаются друг от друга? (Стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски, расположены по-разному.)
- Для чего нужны листочки растениям? (На каждом листочке есть множество маленьких отверстий, через которые растения дышат. Вот почему нужно всегда следить за тем, чтобы листики были чистыми.)- Для чего нужен стебель? (на стебле растут листья, по стеблю в них поступают питательные вещества из земли.)
- Для чего нужны растению корни? (Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а еще корни удерживают растение над землей.)
- Для чего нужны комнатные растения? (Чтобы в группе и дома было уютно и красиво. Они очищают воздух, которым мы дышим. Растения выделяют кислород. Там, где много растений, людям легче дышится.).Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто это там стучится? Ой, ребята, да это Незнайка пришел к нам в гости! Проходите, пожалуйста.
Входит Незнайка с цветком в руках, здоровается со всеми, оглядывает группу.
Незнайка: Как у вас уютно, как много цветов, какие они красивые! Вы сорвали их в цветнике летом на участке?
Воспитатель: Нет, Незнайка, эти растения не из цветника, они растут у нас в группе и называются комнатными растениями.
Незнайка: А я купил вот этот цветок, ой, нет, комнатное растение, в цветочном магазине, но, пока шел, забыл, как оно называется. И еще не знаю, как за ним ухаживать. Может быть, вы мне расскажите?
Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, наши ребята тебе помогут. Они очень хорошо знают это растение, оно есть у нас в группе. Поставь свое растение на стол, а сам присаживайся к детям. (Ставит горшок с цветком на стол.)
Незнайка: Вот спасибо, я буду очень внимательно слушать, и запоминать все, о чем вы будете рассказывать.
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? (Фиалка).
Воспитатель: Вспомните, какой формы листья, какого цвета цветочки, есть ли стебелек, как нужно поливать это растение. (Невысокое травянистое растение с сильно укороченным стеблем и прикорневыми черешковыми листьями, собранными в розетку. Листья округлые, мясистые, опушенные, край листа ровный. Фиалка обильно и продолжительно цветет. Растение не выносит прямых солнечных лучей, сквозняков. Опрыскивания не переносит. Пыль на листочка нужно убирать щеточкой, аккуратно. Поливать его нужно очень осторожно теплой водой, так как корни у фиалки слабые, поверхностные, заливка или пересушка земли губительна для растения.) Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, как за фиалкой ухаживать.
Незнайка: А, как называются эти растения?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, как называются эти растения. (Герань, рео.)
Воспитатель: Незнайка, а ребята знают еще и стихи про эти цветы.
Герань
Подойди, поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
Фиалка
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой!

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, какое настроение у цветов?
(карточка №2)
У герани, какое настроение? (Дети показывают карточку «плачущее».)
- А как вы узнали, чего ей не хватает? (Дети должны обнаружить, что земля сухая, не хватает влаги.)
Воспитатель: Плохо этому растению живется. Ребята, как же ему помочь? (Полить.) Что надо сделать, прежде чем поливать? (Узнать, какая вода холодная или теплая). А какая вода для растения самая лучшая? (Комнатной температуры, дети поливают растение.)
- А теперь, какое у нее настроение? (Дети показывают карточку «веселое».)
Воспитатель: Давайте определим настроение у рео. (Дети показывают карточку «хмурое».)
- А, что этому растению не хватает? (Дети определяют, что на листьях пыль.)
Незнайка: Ну и что, чем же растению может пыль помешать? Разве растение дышит, ведь у него нет носа и рта. (Ответы детей: оно дышит листьями.)
Воспитатель: Как же помочь растению? (Обтереть пыль с листьев.)
Незнайка: Вот вам таз с горячей водой, мыло, мочалка и полотенце. Мойте. (Дети объясняют Незнайке, что листья у растения нельзя тереть мочалкой, нужно обтирать пыль мягкой тряпочкой или опрыскивать.)
Воспитатель: И это растение вас благодарит. Какое теперь настроение у нее? (Дети показывают карточку «веселое»).
Воспитатель: Незнайка, а что это за палочка торчит из земли рядом с фиалкой?
Незнайка: Разве не понятно? Палочка для того, чтобы растение опиралось на нее. Ребята, а вы как думаете? (Чтобы землю рыхлить.) Вот еще! Зачем же землю рыхлить? (Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням подходила).
Дети осторожно рыхлят почву вокруг растения, но около стенки горшка.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, как ухаживать за растением?
Незнайка: Да, я поставлю его на подоконник, где светло, тепло, буду осторожно поливать.
Воспитатель: А чтобы ты хорошо запомнил, как нужно ухаживать за растениями, ребята прочтут тебе стихотворение.
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять
И опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода.
И во тьме не может жить.
Лучик света должен быть.
Много правил и забот
Знает мудрый цветовод!
Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал много нового о комнатных растениях. Ну, а теперь мне пора идти домой. До свидания ребята.
Незнайка уходит.

Опытно-экспериментальный проект по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.


Тема: "Опытно-экспериментальный проект по формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни"
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Цель исследования: выделить и опытно-экспериментальным путем проверить условия, способствующие формированию знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
3. Раскрыть и опытно-экспериментальным путем апробировать методику формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
4. Провести количественный анализ полученных результатов.
5. Провести качественный анализ полученных результатов.
Методика исследования: наблюдения, беседы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: Формирование знаний о растениях будет проходить более успешно в ходе непосредственного взаимодействия детей с комнатными растениями, которое будет реализовываться через уход детей за комнатными растениями.


Целью формирующего эксперимента является уточнение и расширение знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию знаний о комнатных растениях у средних дошкольников в процессе ухода за ними.
2. Сделать выводы по результатам проведенной работы.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы строился с учетом следующих принципов:
1. Постепенного усложнения содержания знаний.
2. Введение педагогических условий.
3. Активность детей.
4. Создание ситуации успеха.
5. Учет индивидуальных особенностей.
Формирующий этап представляет собой отбор педагогических условий, направленных на формирование знаний о комнатных растениях.
Педагогические условия – это система факторов, обеспечивающих педагогический процесс. Подласый И.П. выделил несколько групп педагогических условий: дидактические, гностические, организационные, социологические, психологические.
Так дидактические условия были включены в занятия познавательного цикла, на которых знакомили детей с комнатными растениями, определяли содержание, объем знаний. На занятиях познавательного цикла целесообразно использовались следующие методы :
- сюрпризные момент
- наблюдение за комнатными растениями;
- художественное слово;
- опытническая деятельность;
- фиксация наблюдений.
Для успешного овладения знаниями о комнатных растениях создавались психологические условия, которые были направлены на поддержание интереса у детей с комнатными растениями с помощью: сюрпризных моментов, бесед, дидактических игр. С помощью организационных условий у детей стимулировалась познавательная активность, формировались познавательные интересы.
Необходимо воспитывать у детей интерес к комнатным растениям. Развивать желание ухаживать за ними. Для этого необходимо создавать гностические условия, включающие: наблюдение, показ иллюстраций, дидактические игры.
В основу формирующего этапа положены методики Николаевой С.Н., Саморуковай П.Г., Марковской М.М. в их методиках предполагается проведение трудовой деятельности на занятиях и в повседневной жизни. Это позволяет выстроить комплекс занятий, который способствует лучшему усвоению знаний.
В методики Марковской М.М. по формированию знаний о комнатных растениях и в процессе ухода за ними определено содержание знаний, выделено влияние труда на рост и развитие растений. Даны последовательные трудовые операции по уходу за комнатными растениями: полив, опрыскивание, мытье растений, начало обучения рыхлению.
В методике Николаевой С.Н. выделяется роль труда, как условие создания экологически-развивающей среды.
Саморукова П.Г. раскрывает способы организации труда при формировании знаний о комнатных растениях и методику формирования знаний в процессе ухода за ними.

Всю работу на формирующем этапе разбили на три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.

Подготовительный этап формирующего эксперимента

Цель подготовительного этапа: апробировать педагогические условия формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни.
Задачи:
1. Отобрать содержание знаний для формирующего этапа.
2. Пополнить, уточнить знания о комнатных растениях.
3. Расширить развивающую мини-среду (добавить новые комнатные растения бегония-Рекс и ампельное растение – комнатный виноград).
В групповой комнате была выделена мини-среда для ухода за растениями на основе уголка природы: проанализированы растения уголка природы и оборудование по уходу за комнатными растениями. В группе находились следующие растения: бегония, примула, герань душистая, бальзамин, кливия, фикус. Были добавлены бегония – Рекс и ампельное растение – комнатный виноград. Пополнено оборудование по уходу за растениями: сшиты новые варежки для протирания пыли с листьев и фартуки, внесены новые яркие рейки, пульверизаторы, альбом «Паспортизация комнатных растений», тазики. Добавила в уголок природы раскраски «комнатные растения нашей группы».
Сгруппировала растения по следующим признакам:
1. Растения имеющие классическую строение стебель, листы, цветы. (Герань душистая, зональная, бальзамин, бегония-крапчатая).
2. Имеющие ампельное строение. (Традесканция и комнатный виноград).
3. Сделала условные обозначения в виде пластмассовых палочек:
- синяя палочка обозначает растения, нуждающиеся в обильном поливе (герань, бальзамин, традесканция);
- желтая палочка обозначает растения, нуждающиеся в умеренном поливе (кливия, комнатный виноград, бегония).
Педагогическая работа на подготовительном этапе делилась на два блока:
1 блок: «Знакомые – незнакомые».
Цель: уточнить знания у детей о внешнем виде комнатных растений, их названия, месте произрастания, способа ухода за ними.
Этот блок включал следующие виды педагогической деятельности:
1. Занятие «Знакомство с комнатными растениями».
2. Рассматривание альбома Паспортизация комнатных растений».
3. Дидактическая игра «Отгадай загадки».

Занятие: «Знакомство с комнатными растениями» проходило в первую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Программное содержание: учить более полно описывать растения, отличая существенные признаки внешнего вида; закреплять название растений, которые находятся в группе; познакомить детей с новыми комнатными растениями: бегонией-Рекс и комнатным виноградом; поддерживать интерес детей к комнатным растениям.
Подготовка к занятию: отобрать растения для рассматривания, знакомые поставить на стол, незнакомые (бегония-Рекс и комнатный виноград) спрятать на подоконнике.
На занятии использовались следующие приемы:
- сопоставление, сравнение (Что стоит на моем столе? Как называются эти комнатные растения? Какова их величина? Какие у них листья по форме, размеру, цвету и поверхности? Есть ли растений цветки и какие они?);
- побуждала детей к активной умственной деятельности с помощью поисковых вопросов (на что похож лист этого растения, чем отличаются эти растения?);
- сюрпризный момент: внесение и рассматривание новых растений;
- детям предлагается решить проблемные ситуации (Что необходимо для того, чтобы новые растения у нас чувствовали себя хорошо? Какую палочку поставим синюю или желтую? Если я растение поливаю обильно, то ставим синюю палочку, а если умеренно – желтую. Давай те найдем место для новых растений) ;
- с детьми проводится дидактическая игра: «Чего не стало?» ;
- подведение итогов занятия, дается оценка каждому ребенку.

Рассматривание альбома «Паспортизация комнатных растений»

Проводилось с подгруппой детей в свободное от занятия время во вторую половину дня.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Вместе с детьми в уголке природы мы рассматривали альбом: повторяли названия комнатных растений, строении (стебель, лист, цветок), уточняли какие растения влаголюбивые, а какие любят умеренный полив, какие светолюбивые, а какие предпочитают тень.
Дидактическая игра: " Отгадай загадки ".
Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.
Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

2 блок: " Зеленая анатомия ".
Цель: уточнить знание детей о частях комнатных растений, о факторах их роста и развития.
Этот блок включает следующие виды педагогической деятельности:
1. Дидактическую игру: «Путаница».
2. Занятие: «Уход за комнатными растениями».
3.Опыт: «Потребность растений во влаге».
4. Опыт: «Необходимость света для роста и развития растений».

Дидактическая игра: " Путаница".
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
При проведении игры использовались следующие приемы:
- детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;
- сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей?);
- предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому?) ;
- детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.
- оценить каждого ребенка.
Занятие: " Уход за комнатными растениями ".



Цель: уточнить знания детей о приемах ухода за комнатными растениям и их последовательностью.
Подготовка к занятию: растения, нуждающиеся в уходе, миски с водой, пульверизатор, лейка, клеенку – на каждый стол; у каждого ребенка: фартук и рукавичка; недалеко от столов размещаются большой таз, лейка и мягкая кисти.
На занятии использовались следующие приемы:
- детьми предлагалось в форме индивидуальных поручений расставить растения, рассмотреть инвентарь для ухода;
- вспомнили с детьми порядок и приемы ухода и их значение (Как надо мыть растение с крупными листьями, а как с мелкими, а зачем мы ухаживаем за растениями? Зачем нужны пульверизаторы, варежки, кисточки?) ;
- задавались поисковые вопросы по следующим трудовым операциям: притирание листьев, мытье растений (чем протирают крупные листья? Что нужно делать, чтобы земля не размывалась, при мытье растений? как протирают пыль с растений с опушенными листьями?);
- активная деятельность детей. (Дети протерли листья, опрыснули их, а растения с мелкими листьями вымыли в тазу из большой лейки и удалили мягкой кистью пыль с растений) ;
- вместе со всеми детьми поставили чистые растения в уголок природы, убрали инвентарь на место;
- в уголке природы провели оценку проделанной работы.
Опыт: " Потребность растений во влаге ".
Цель: выявить потребность растений во влаге.
Перед выходными днями, в пятницу, организовалось рассматривания герани душистой в хорошем состоянии. Опыт по выявлению потребности растений во влаге проводился с влаголюбивым растением. Вместе с детьми выяснили, как чувствует себя растение, какие у него листья, какой стебель, упругий или нет. Затем зарисовали герань душистую с сочными зелеными листьями и стеблем на плакате.
Повторное наблюдение проводилось через три дня после перерыва в поливе растения и при появлении у него признаков неудовлетворенной потребности во влаге (проводилось утром).
Предлагалось детям посмотреть на герань душистую. У детей спрашивали, как себя чувствует растение, как дети узнали, что ему плохо, какими у него стали листья. Ребята сравнили состояние листьев растения с рисунком (на первом этапе опыта). У детей спрашивалось, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагалось потрогать земля в горшке. Дети высказывали предложения о том, чего не хватает растению. Выслушивались все мнения детей, задавался вопрос «Можно проверить действительно ли герани душистой не хватает воды?» одному ребенку предлагалось обильно полить растение. Зарисовали на плакате поникший цветок и отметили, что его полили.
Предлагалось ребятам понаблюдать за ним в течение дня. В тот же день, вечером, при появлении признаков «оживления» герани душистой был проведен заключительный этап опыта. Дети вспоминали, как чувствовал себя цветок утром, рассматривали плакат с зарисовкой и задавались вопросы: «какие у растения были листья? Что мы сделали, чтобы помочь растению?».Затем организовалось заключительное рассматривание герани душистой по следующим вопросам: какими стали листья и стебель? Почему? Чего не хватало нашему растению? Как вы узнали? Как помочь растению, если ему не хватает воды?.


Опыт: " Необходимость света для роста и развития растений ".
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.
Для опыта было выбрано растение герань зональская. Это растение разместили в групповой комнате, подальше от источника света, таким образом, чтобы свет падал на нее с одной стороны. Через несколько дней, было проведено наблюдение и было замечено, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. После наблюдения, карандашом было помечена сторона горшка, в которую наклонялось растение. Затем герань развернули на 180 градусов и продолжили наблюдение. В скорее было замечено, что растение выпрямилось и постепенно наклонялось в противоположную сторону. Данный опят позволил сделать выводы: растению необходим свет и растения могут двигаться и поворачиваться к свету.
Основной этап формирующего эксперимента.
Цель: расширить, уточнить и обогатить знания детей о комнатных растениях по средствам ухода за ними.
В этот этап входят:
1. Труд в уголке природы, организованный в следующих форме индивидуальных поручений:
-для детей низкого уровня организовывалось: полив и удаление пыли с комнатных растений. В зависимости от поставленной цели;
-для детей среднего уровня работа организовывалась ситуативно (помочь детям с низким уровнем, помыть растения с мелкими листьями, протереть растения от пыли);
-для детей высокого уровня организовывались усложненные задания (мытье растений, помощь воспитатель в пересадке растений, рыхление).
2. Коллективный труд.
Включает в себя мытье растений и притирание растений от пыли.
Содержание индивидуальных поручений.
Цель: осмотри уголок природы и найди те растения, которые нуждаются в помощи.
Индивидуальные поручения были организованы в виде игры «Айболит». Детям на низком уровне было предложено стать врачами. Вместо белого халата врача детям раздавались фартуки, а вместо таблеток предлагалось лейка с водой, пульверизатор, рукавичка для удаления пыли. При этом существенно повысилась ответственность детей за жизнь обитателей уголка природы, улучшилось качество ухода за ними.
В труде закреплялись знания детей, полученные на занятиях по обучению способам ухода за растениями. Также совершались следующие трудовые операции:
1.Полив.
Цель: удовлетворить потребность растений в воде.
Предмет труда: растение, требующие полива (поникшие листья, неупругий стебель, горшок легкий).
Использовались такие инструменты и материалы: лейка с водой, отстоявшейся 1-2 дня, клеенчатые фартуки, тазик для слива воды с поддона, если это было необходимо.
Детям с низким и средним уровнем предлагалось определить растение, нуждающееся в поливе, надеть фартук. Затем поливали растения, следя, чтобы вода не попала на надземную часть растения и не оголяла корни. Когда появлялась вода на поддоне, заканчивали полив. После дети наливали в пустые лейки воду.




Результат: упругое, зеленое, здоровое растение
2.Мытье растений.
Цель: удовлетворить потребность растений в воздухе.
Предмет труда: запыленное растение.
Инструменты и материалы: тазик с водой, клеенка для накрывание земли, мягкая кисточка, рукавичка.
Если у растения крупные, плотные, кожистые листья, то для удаления пыли использовались рукавички. Воспитатель набирал в таз воду и ставил возле растения, дети предлагалось надеть рукавичку на правую руку, намочить ее, отжав лишнюю воду, в левую руку взять лист, а правой рукой аккуратно стереть пыль с него. После удаления пыли, дети прополаскивали рукавичку и вешали сушить.
Если у растения мелкие тонкие литья, использовался душ. Дети находили такое запыленное растение, воспитатель ставил его в ванну, закрывали землю в горшке пленкой. Полив растение под душем, ему давали немного обсохнуть и ставили на прежнее место, сняв пленку.
Если у растений опущенные листья, его обрабатывали мягкой кисточкой, затем убирали кисточку на место.
Результат: растение чистое, здоровое, ухоженное.
3.Рыхление.
Привлекались дети высокого уровня, а дети, находившиеся на среднем и низком уровнях, наблюдали за работой воспитателя и детей.
Цель: улучшить поступление воздуха и воды к корням растения.
Предмет труда: растения, нуждающиеся в рыхлении земли.
Инструменты и материалы: тугие палочки для рыхления, лейка с водой.
Дети вместе с воспитателем осматривали растения и определяли, какие нуждаются в рыхлении. Когда определили растение, брали лейку с водой и поливали его, пока вода хорошо промочит землю. После этого воспитатель начинал показывать, как правильно рыхлить. (Начиная от края горшка к середине, не тревожа верхнюю часть растения и корни. Стараясь возле стебля рыхлить неглубоко.) после рыхления палочки промывали под водой и вытирали их тряпочками, затем ставили на место.


Результат: растение упругое, зеленое, здоровое.
Коллективный труд был направлен на удаление пыли и опрыскивание растений.
Цель: сформировать умение выбрать способ удаление пыли с растений, ориентируясь на характер поверхности листьев, их величину, прочность и количество. Закреплять знание о трудовом процессе.
Коллективный труд был организован во вторую половину дня. Заранее были подготовлены: тазы, лейки с водой, кисточки, клеенки для укрывания почвы от размывания, фартуки, рукавички.
Перед детьми поставили цель труда: «сегодня мы будем очищать растения от пыли». У детей спрашивалось, а зачем это необходимо делать? После этого с детьми обследовали растения группы и отбирали те, которые по внешнему виду нуждались в уходе. Вспомнили с детьми, как правильно выбрать способ удаления пыли с разных растений, от чего будет зависеть выбор. Затем детей разделили на звенья:

1 звено дети находившиеся на низком уровне. Они ухаживали за фикусом, кливией, бегонией пятнистой крапчатой;
2 звено дети находившиеся на среднем уровне. Они ухаживали за примулой, геранью, бальзамином;
3 звено находились дети на высоком уровне (вместе с воспитателем мыли растение под душем).
Детям предлагалось выбрать себе растение, за котором хотели поухаживать, отобрать необходимое для работы инструменты и приступить к работе. В конце труда воспитатель обратил внимание детей, что растение стали красивее и ми легче дышится.







Заключительный этап проекта.



Цель: закрепить знание детей об уходе за комнатными растениями.
На этом этапе проводились следующие игры:
- «Собери растение, выбери предмет и уход за ним»;
- «Как растет растение»;
- «Магазин цветов».
Дидактическая игра: «Собери растение, выбери предмет и уход за ним», проводилась с подгруппой детей во второй половине дня.
Цель: правильно собрать растение, назвать его части.
Детям раздавались конверты с разрезными картинками, нужно было собрать в единое целое и назвать растение и его части. Предлагалось выбрать предмет и то, что любит растение (свет, воду).
В дидактической игре «Как помочь растению» - детям раздавались картинки, где растение были с увядшими и поникшими листьями. Затем предлагалось оказать помощь – дорисовать, что не хватает растению. В конце игры детям присваивались звания: «Знаток природы».
Также с детьми была разучена новая сюжетно-ролевая игра: «Магазин цветов».
Цель: обобщить знание детей о комнатных растениях.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о названиях комнатных растений и строении. О частях растения, уходе за ними, в зависимости от биологических потребностей.
К проведению игры, дети уже имели достаточные знания о видах комнатных растений. Они с удовольствием выполняли роли покупателей и продавца-консультанта. Как вариант покупатель подробно описывал продавцу то растение, которое он хочет купить. Продавцу нужно узнать растение, называть его и выдавать покупку, напоминая способы ухода.


Вся проведенная экспериментальная работа формирующего этапа была направлена на формирование знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними у детей пятого года жизни. Результаты, полученные в ходе формирующего этапа работы, позволяют сделать следующие выводы: возрос интерес детей к растениям, увеличилась самостоятельность и активность детей в процессе ухода за комнатными растениями.

Контрольный этап проекта

Для того, чтобы подтвердить влияние комплекса мероприятий формирующего этапа на процесс формирования знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Цель: выявить уровень сформированности знаний о комнатных растениях.
На контрольном этапе решались следующие задачи:
1. Сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.
2. Провести качественный и количественный анализы результатов работы.
3. Выявить динамику роста знаний у детей пятого года жизни.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе, а именно П.Г. Саморуковой, Л.М. Маневцевой.
Для выявления динамики роста знаний о комнатных растениях на данном этапе использовались следующие методы: для выявления полноты знаний проводились индивидуальные беседы по картинкам.
Цель: выявить знание детей о названиях комнатных растений и способах ухода за ними.
Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы, вне занятий во вторую половину дня.
Оборудование: картинки: «Комнатные растения».
Ход обследования: беседа проводилась индивидуально по следующим вопросам:
- Что это?
- Назови это растение?
- Где растет это растение?
- Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
- А за всеми комнатными растениями?
- Покажи герань?
- Покажи где у растения ствол?
- Какого цвета у герани ствол?
- Покажи где у растения листья?
- Какой они формы, цвета?
- Покажи где у герани цветы?
- Герань любит свет?
- Это растение нужно много воды или мало?

Данные вопросы задавались по каждому растению, находившемуся в уголке природы.
Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра: «Собери растение, называя его части, выбери предмет и уход за ним ».
Цель: выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.

Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Ход обследования: каждому ребенку раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:
- Что это за часть растения?
- Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?
- Зачем растению листья, стебель, цветы?
- Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
- Зачем опрыскивают растения?
- Как называются ваши растения?

Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая Карта №3 из исследований Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфеновой Г.Ш. «Тропинка в природу» .
Цель: выявить знания детей о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: дидактическая игра: «Что перепутал художник?».
Ход обследования: каждому ребенку раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.
Заключение

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы было установлено, что в дошкольном возрасте возможно формирование знаний о комнатных растениях, так как это наиболее сензитивный период в умственном развитии дошкольников.
Проблема формирования знаний рассматривается в трудах таких педагогов как А.В.Запорожеца, Л.А.Венгера, Ю.К.Бабанского, Н.Н.Поддьякого.
Проблеме формирования знаний в процессе ухода за растениями просвещены работы таких педагогов как П.Г.Саморуковой, Л.М.Маневцевой., С.Н.Николаевой, М.М.Марковской. Данные исследователи подчеркивали, что в процессе ухода за растениями происходит формирование основ экологических знаний. Комнатные растения являются природной средой дошкольников, оказывает влияние на их эмоциональное состояние. Уход за растениями является практической деятельностью, которая формирует первые естественно-научные знания о комнатных растениях (о родине, внешнем виде, влиянии света, тепла, влаги).
По мнению Л.С.Выготского только в практической деятельности формируются точные, четкие знания. Поэтому проблема формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними является актуальной. В результате чего была выбрана тема исследования. К среднему дошкольному возрасту у детей имеются знания и представления о природе. В частности «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, определяет объем знаний средних дошкольников о комнатных растениях. Дети должны иметь представления частях растений, о их потребностях (в воде, свете, тепле), о правильных приемах ухаживания за ними.
Результаты констатирующего эксперимента показали следующее: знания детей недостаточно полные и четкие, разрозненые и недостаточно обобщены. Все это подтверждается в наблюдениях за работой детей в уголке природы. Полученные данные подчеркивают необходимость корректировки, пополнения, обобщения и систематизации знаний детей, которая осуществлялась в ходе формирующего эксперимента.
На этапе формирующего эксперимента был составлен перспективный план работы, пополнен уголок природы. Были проведены занятия, дидактические игры, опыты, различные виды трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями, которые позволили уточнить, пополнить и расширить знания детей о комнатных растениях. Дети на практике во время выполнения индивидуальных трудовых поручений и во время коллективного труда в уголке природы не только приобретали новые знания, но и применяли их.
Результаты контрольного эксперимента показали динамику роста уровня знаний о растениях, были установлены качественные изменения по каждому показателю: глубине, полноте, осознанности. Знания стали более отчетливыми, прочными; дети устанавливали связи между происхождением растений и биологическими потребностями, стали ответственнее относиться к поручениям в уголке природы; дети стали более наблюдательными, могли рассказать о потребностях того или иного растения, сравнить их по строению и др. Также увеличилось количество детей достигших высокого уровня знаний, другие подтянулись до среднего уровня. На низком уровне остался ребенок, который не был вовлечен в системную, целенаправленную работу, в связи с редким посещением детского сада.
Таким образом, можно сделать выводы, что при использовании следующих педагогических условий повышается эффективность формирования знаний о комнатных растениях:
1. Наличие разнообразных комнатных растений в уголке природы и их соответствие возрасту детей.
2. Наличие экологических знаний и интереса к изучаемой проблеме у самого воспитателя.
3. Регулярная организация трудовой деятельности с детьми по уходу за комнатными растениями как на занятиях, так и в повседневной жизни, с использование эффективных методов обучения.
4. Мотивация трудовой деятельности детей воспитателем.
5. Использование знаний о комнатных растениях в других видах деятельности.
Спланированная и проведенная опытно-экспериментальная деятельность доказывает эффективность использования трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями в процессе формирования знаний о комнатных растениях у детей пятого года жизни и целесообразность использования данного метода в практике дошкольного учреждения с целью повышения качества педагогического процесса и интеллектуального развития детей.

Презентация на тему: Формирование знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними у детей пятого года жизни Проект в старшей группе детского сада

Конспект наблюдения за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»

Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»

Г.Сургут, Тюменская область

Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л.С.

Тема: «Сравнение рео с геранью»

(старший дошкольный возраст)

Цель: Научить узнавать и называть комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются. Укрепить интерес к уходу и наблюдениями за ними.

Учить детей устанавливать связь между внешним видом растения и уходом за ним, воспитывать, способность сочувствовать растениям, наделять их «настроением» в соответствии с внешним видом, оценивать отношение к ним детей и взрослых.

Закрепить знания об уходе за комнатными растениями.

Материал: 3 знакомых детям комнатных растения, лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом, на котором стоят растения.

Воспитатель (обращает внимание детей на растения, стоящие на столе).

(карточка №1)

Пожалуйста, запомните:

Не лесные, комнатные

Растения найдёте вы,

Если эту карточку

Правильно прочтёте вы.

Они вьются.

Вверх растут.

Иногда они цветут.

Щётки вовсе не нужны,

Чтоб от пыли очищать.

– Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста.

Дети: Это – герань и рео.

Воспитатель : Давайте рассмотрим наши растения.

Какие листья у герани?

Посмотрите, какого они цвета, величины, формы? (Светло-зеленого цвета, круглой формы, по величине небольшие, рассечены.)

Погладьте листья, какие они? (Мягкие, бархатистые).

А какие же листья у рео? Расскажите все о них. (С одной стороны ярко-зеленые, с другой – фиолетовые листья овальной формы, заостренные на конце, гладкие, мягкие).

Одинаковые ли листья у наших растений? Что у них разного? (Цвет, величина, форма листка).

О листьях рассказали. Теперь расскажите, какие стебли у этих растений?

Какой стебель у герани? (Прямой, кустистой формы, зеленый).

А какой стебель у рео? (Мягкий, лежит, вьется, зеленый, тоненький, хрупкий).

Одинаковые ли стебли у наших растений? (Нет). Да, стебель есть у всех растений, но они разные.

Ребята, а герань и рео, цветущие растения? (Герань долго цветет крупными красочными соцветиями. Рео цветет мелкими белыми цветочками в пурпурных «лодочках»).

Чем похожи эти растения, что у них общего? (У всех есть стебель, листья, корни.)

Чем они отличаются друг от друга? (Стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски, расположены по-разному.)

Для чего нужны листочки растениям? (На каждом листочке есть множество маленьких отверстий, через которые растения дышат. Вот почему нужно всегда следить за тем, чтобы листики были чистыми.)

Для чего нужен стебель? (на стебле растут листья, по стеблю в них поступают питательные вещества из земли.)

Для чего нужны растению корни? (Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а еще корни удерживают растение над землей.)

Для чего нужны комнатные растения? (Чтобы в группе и дома было уютно и красиво. Они очищают воздух, которым мы дышим. Растения выделяют кислород. Там, где много растений, людям легче дышится.).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто это там стучится? Ой, ребята, да это Незнайка пришел к нам в гости! Проходите, пожалуйста.

Входит Незнайка с цветком в руках, здоровается со всеми, оглядывает группу.

Незнайка: Как у вас уютно, как много цветов, какие они красивые! Вы сорвали их в цветнике летом на участке?

Воспитатель: Нет, Незнайка, эти растения не из цветника, они растут у нас в группе и называются комнатными растениями.

Незнайка: А я купил вот этот цветок, ой, нет, комнатное растение, в цветочном магазине, но, пока шел, забыл, как оно называется. И еще не знаю, как за ним ухаживать. Может быть, вы мне расскажите?

Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, наши ребята тебе помогут. Они очень хорошо знают это растение, оно есть у нас в группе. Поставь свое растение на стол, а сам присаживайся к детям. (Ставит горшок с цветком на стол.)

Незнайка: Вот спасибо, я буду очень внимательно слушать, и запоминать все, о чем вы будете рассказывать.

Воспитатель: Ребята, как называется это растение? (Фиалка).

Воспитатель: Вспомните, какой формы листья, какого цвета цветочки, есть ли стебелек, как нужно поливать это растение. (Невысокое травянистое растение с сильно укороченным стеблем и прикорневыми черешковыми листьями, собранными в розетку. Листья округлые, мясистые, опушенные, край листа ровный. Фиалка обильно и продолжительно цветет. Растение не выносит прямых солнечных лучей, сквозняков. Опрыскивания не переносит. Пыль на листочка нужно убирать щеточкой, аккуратно. Поливать его нужно очень осторожно теплой водой, так как корни у фиалки слабые, поверхностные, заливка или пересушка земли губительна для растения.)

Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, как за фиалкой ухаживать.

Незнайка: А, как называются эти растения?

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, как называются эти растения. (Герань, рео.)

Воспитатель: Незнайка, а ребята знают еще и стихи про эти цветы.

Герань

Подойди, поближе стань,

Полюбуйся на герань.

Красные цветочки, круглые листочки.

Очень весело цветет,

Хоть высокой не растет!

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодета ты!

Мы любуемся тобой!

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, какое настроение у цветов?

(карточка №2)

У герани, какое настроение? (Дети показывают карточку «плачущее».)

А как вы узнали, чего ей не хватает? (Дети должны обнаружить, что земля сухая, не хватает влаги.)

Воспитатель: Плохо этому растению живется. Ребята, как же ему помочь? (Полить.) Что надо сделать, прежде чем поливать? (Узнать, какая вода холодная или теплая). А какая вода для растения самая лучшая? (Комнатной температуры, дети поливают растение.)

А теперь, какое у нее настроение? (Дети показывают карточку «веселое».)

Воспитатель: Давайте определим настроение у рео. (Дети показывают карточку «хмурое».)

А, что этому растению не хватает? (Дети определяют, что на листьях пыль.)

Незнайка: Ну и что, чем же растению может пыль помешать? Разве растение дышит, ведь у него нет носа и рта. (Ответы детей: оно дышит листьями.)

Воспитатель: Как же помочь растению? (Обтереть пыль с листьев.)

Незнайка: Вот вам таз с горячей водой, мыло, мочалка и полотенце. Мойте. (Дети объясняют Незнайке, что листья у растения нельзя тереть мочалкой, нужно обтирать пыль мягкой тряпочкой или опрыскивать.)

Воспитатель: И это растение вас благодарит. Какое теперь настроение у нее? (Дети показывают карточку «веселое»).

Воспитатель: Незнайка, а что это за палочка торчит из земли рядом с фиалкой?

Незнайка: Разве не понятно? Палочка для того, чтобы растение опиралось на нее. Ребята, а вы как думаете? (Чтобы землю рыхлить.) Вот еще! Зачем же землю рыхлить? (Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням подходила).

Дети осторожно рыхлят почву вокруг растения, но около стенки горшка.

Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, как ухаживать за растением?

Незнайка: Да, я поставлю его на подоконник, где светло, тепло, буду осторожно поливать.

Воспитатель: А чтобы ты хорошо запомнил, как нужно ухаживать за растениями, ребята прочтут тебе стихотворение.

Чтоб растение росло,

И питалось, и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять

И опрыскивать.

Надо помнить нам всегда:

Ему плохо в холода.

И во тьме не может жить.

Лучик света должен быть.

Много правил и забот

Знает мудрый цветовод!

Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал много нового о комнатных растениях. Ну, а теперь мне пора идти домой. До свидания ребята.

Незнайка уходит.

Транскрипт

1 Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах. - предложить детям найти в групвом мещении растения и дойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность нюхать их. - казать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать? - что надо сделать, чтобы ему мочь? Предложить протереть листья, лить. - двести к обобщению: живое, о нем надо заботиться, ухоженное здоровое и красивое. 2 Цель: учить среди множества растений выделять цветущие, называть и казывать части растения, находить герань.

2 - сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким м она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить лить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает ставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он? 3 Цель: закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям уходу за растениями. Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей казать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми. Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне казали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу садить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и лью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, тому что она живая. Растения очень любят солнце, этому их ставят ближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать. 4

3 Цель: дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки лива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям. Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы, цветы которого хожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; составляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия, хожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия красивое, у него много цветов, оно требует ухода. 5 Цель: знакомить с фикусом м, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки лива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним. Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня. Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели мыть листья дерева, но шёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо мыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, ливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса. 6 Цель: знакомить с хлорофитумом м, хожим на зелёную травку.

4 Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая зволяет имитировать её лёт. Обращаю внимание на, на котором расложилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: хожее на зелёную травку листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, казывают как за ним ухаживать). 7 Цель: обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже знакомились, умение находить и казывать их; намнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки лива растений. Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка. Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их лить. А трячкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы ливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.

5 Дидактические игры теме «Комнатные растения» Название игры «Что изменилось?» «Найди такой же» «Угадай описанию» «Где спряталась матрёшка?» Задача Правило Оборудова ние () сходству. () сходству. () перечислен ным признакам. () перечислен ным признакам. Показать узнанное можно только сигналу воспитателя, услышав его описание. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами Показывать можно только сле его описания, просьбе воспитателя. Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, Одинаковые растения расставлены на двух столах. На двух столах ставят 2-3 одинаковых растения в определённой следователь ности. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительным и признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое. На столе расставляют 4-5 растений. Ход игры Воспитатель казывает какое нибудь на одном столе, описывает его характерные признаки, а затем Предлагает ребёнку найти такое же на другом столе. Игру вторить с каждым из растений находящихся на столе. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшки так, как они стояли прежде, сравнивая их расложение с рядком растений на другом столе. После некоторых вторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). Воспитатель начинает дробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что хоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети казывают и если могут называют его. Можно предложить детям найти в групвой комнате все растения, хожие на описанное Детям казывают маленькую матрёшку, которая захотела играть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти

6 «Найди названию» «Опишите, я отгадаю» «Найди, о чём расскажу» слову названию. описанию. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. Смотреть, куда прячут, Сначала надо найти, о котором расскажу, а том назвать его. Называть загадываемое Все растения группы. Все растения группы. Все растения группы. матрёшку? спрашивает воспитатель. Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что хоже, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья 9форму, величину, верхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают и называют его. Воспитатель называет комнатное, находящееся в групвой комнате, а дети должны найти его. Воспитатель описывает одно из растений групвой комнаты. Дети должны найти его описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам. Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного из детей воспитатель просит выбрать и казать остальным детям, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о верхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.


Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

«Что изменилось» Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Игровое действие. Поиск похожего предмета. Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Консультация для родителей: «Дидактические игры для ознакомления старших дошкольников с комнатными растениями» Составители: воспитатели подготовительной «Б» группы: Спиридонова С.А. Лукьянова Е.Ю. 1.Кто

Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять

Содержание работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром комнатных растений. Примерный объем знаний и воспитательные задачи. Токарева Надежда Степановна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

Наблюдения за комнатными растениями, труд. Младшая группа Карточка1 Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями. Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИ Для детей 3-5 лет Для ознакомления детей с овощами и фруктами. Составила: воспитатель Гбдоу 51 Козырькова В.И. 2015г 1.Найди, что покажу Дидактическая задача. Найти предмет

Конспект организации непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в старшей по развитию речи и экологии с элементами труда по теме: «Наши зелёные друзья» Автор конспекта ННОД: воспитатель

Экологическое воспитание. Конспект занятия во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями» по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Программное содержание. Расширять представления детей о комнатных

Гусева Анна Александровна Мурзина Елена Рашитовна Зимина Марина Сергеевна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 336» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Методические разработки: 2 Проект «Мир комнатных цветов» Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность.

МДОУ «Детский сад 101» Занятие по природному миру в подготовительной к школе группе «Комнатные растения и уход за ними» Провела: воспитатель Буланова М.А. г.о. Саранск 2017 Задачи: 1. Познакомить детей

Конспект занятия «Комнатные растения спутники нашей жизни» Воспитатель: Куруп Е.Е. Бабаян Г.Р. Цель: - расширять и систематизировать знания о комнатных растениях; учить узнавать растения по описанию и

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Уход за комнатными растениями и первая их подкормка» Место проведения: групповая комната Время проведения: 10.00 Воспитатель: Сычёва Е.В. Программное

Снежнянская специальная общеобразовательная школа интернат 42 Воспитательный час Практическое занятие «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ» 2016г. Воспитатель Плева О.Н. Цель: - Закрепить названия комнатных

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бригантина» муниципального образования «Островский

Тема: «Путешествие с комнатными растениями». Сравнительное наблюдение с элементами труда (кактус, бегония, папоротник). Цель: Продолжать знакомить детей с комнатными растениями и способами ухода за ними.

Приложение 5 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД 6 г. ТАТАРСКА Экологический проект «Комнатные растения наши друзья» Воспитатель: Санькова Г. А. Г. Татарск 2012г

Цель: совершенствование трудовых навыков воспитанников Задачи: - Образовательные. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить узнавать и назвать комнатные растения. Способствовать развитию

ПРЕДИСЛОВИЕ С целью модернизации дошкольного образования, а также перехода процесса обучения и воспитания дошкольников на иной, качественно новый, уровень были разработаны соответствующие нормативные документы

Кружковая работа «Цветоводство» (Комнатные растения наши друзья) Подготовила воспитатель старшей группы Баруткина Е.А. Актуальность: Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Комнатные растения" Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с 6 Чернова Е.Н. г.рассказово 2015г. Дата проведения: 13 мая 2015г. Время проведения:

Т.А. БАРЧАН Здравствуй, малыш! Как хорошо, что мы с тобой живём на земле и как здорово, что мы можем вместе играть! Посмотри на эти деревья. Давай с ними поздороваемся. Скажем: «Здравствуйте, деревья!»

Самообслуживание хозяйственно-бытовой труд труд в природе совместный труд со взрослыми Срок Содержание труда Цель Оборудование Сентябрь Игра «Мы пришли умыться» Знаем, знаем, да, да, да Где тут прячется

Тема: «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ ЦВЕТАМИ». Подготовила: Сметанина М.В., учитель растениеводства. Цель. Расширять знания о правильном уходе за комнатными растениями» Задачи:1 познакомить с видами комнатных растений;

Занятие «Экологическая тропа» Программное содержание. Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. Материалы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 24» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: "Растение живое существо" Составила и провела воспитатель:

"У ворот шумит народ. Где тут зимний огород? Говорят, что там растет. Огуречная рассада. И укропчик и лучок. Смотрят все на огород. Подготовили: воспитатели Якушева Н.А. Старцева А.С. Цель: Обобщить и

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад 2 «Солнышко» Конспект занятия в подготовительной

МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна» «БАННЫЙ ДЕНЬ» ДЛЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Выполнила: воспитатель Капустина Наталья Сергеевна

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, с использованием ИКТ для детей второй младшей группы Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами!» Воспитатель: Вишнякова

Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида Игра «Кто где стоит?» Учитель выставляет на стол пять игрушек зверей,

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними» Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного, непосредственного обращения с ней. Одним из условий,

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Рыбинский профессионально-педагогический колледж группы детей дошкольного возраста Конспект занятия «Труд в огороде

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 96 г. Липецка ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Осенние цветы» Подготовила: педагог-психолог Плотникова О.С. Липецк Сентябрь, 2016

Занятие по ознакомлению с окружающим с детьми младшей группы Тема: «Наблюдение за кошкой» Подготовила и провела воспитатель ДО 3 ГБОУ Гимназии 1799 «Экополис» Панкратова И.А. Программное содержание: Образовательные

Бюджетное учреждение Ханты Мансийского автономного округа Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония» Конспект и анализ занятия «Мы помогаем Айболиту лечить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Конспект непосредственно образовательной деятельности «Кто весну открывает» Младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 Конспект ООД «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)

ДОУ 25 Конспект занятия по трудовой деятельности с элементами ТРИЗ «Посев гороха» (труд в уголке природы») 1 логопедическая группа Климова В.В. г. Липецк 2008г. Тема: «Посев гороха» (трудовая деятельность

Экологический проект. «Комнатные растения наши друзья» Актуальность: (проблема.) Проблема заключается в том, что у детей не формируются элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N8 комбинированного вида Центрального района Санкт Петербурга Комнатные растения (конспект занятия в старшей речевой группе)

Д/игра «Воздушные шары» Цель: познакомить детей с четырьмя цветами путем подбора по образцу. Называть четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый). Воспитатель сообщает детям, что они будут играть

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников 4 «Звездочка». «Наблюдение за

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Светлячок» Консультация для педагогов «Рекомендации по ознакомлению с растениями уголка природы» Подготовила: старший воспитатель

БДОУ г. Омска «Детский сад 247 комбинированного вида» Проект в средней группе по теме: «Комнатные растения - наши друзья» Авторы: Сенецкая А.В. Валитова Р.Т. Омск 2014 г. Тип проекта: исследовательский,

Комнатные растения На моем окошке настоящий сад! Крупные серѐжки фуксии висят Вспыхнул «угольками» скромный огонек. Весь под волосками кактуса пенѐк. красоты здоровья Комнатные растения - это источник

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Где спрятался зайчик!» Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад 2 «Солнышко» Конспект организованной образовательной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 24 «СОЛНЫШКО» Конспект занятия: Тема: «Юные помощники - бабушки Федоры» г. Ставрополь Воспитатель: Степанова