Тех правил и норм которые. Правила эксплуатации жилищного фонда: разбираемся в тонкостях вопроса

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

К юристам, которые консультируют пользователей в режиме онлайн и по телефону, часто обращаются с таким вопросом: «где можно найти 170 Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2018 года?». Подразумевается при этом чаще всего другой документ – Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170. Изменения в 2018 году в него не вносились. Этот важнейший для сферы ЖКХ документ существует в первоначальной редакции уже 15 лет и продолжает активно применяться, что подтверждает в том числе и судебная практика Верховного суда РФ.

Расскажем подробнее, что из себя представляет Постановление Госстроя РФ №170, в каких случаях оно применяется на практике в 2018 году.

Нормативная база

Полное наименование рассматриваемого документа: Постановление от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Оно было принято Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, зарегистрировано Минюстом 15.10. 2003 г. под № 5176 и вступило в силу 03.11.2003.

Нормам присвоен внутренний номер МДК 2-03.2003 в соответствии с Общероссийским строительным каталогом. Сокращение МДК обозначает методические документы.

Несмотря на то, что в Интернете часто появляются информация, что Постановление №170 Госстроя РФ от 27.09.2003 г. (с изменениями или без таковых) было отменено, оно действует и сегодня.

Постановление Госстроя №170 неоднократно пытались оспаривать. Однако Верховный суд в отмене постановления отказал. В решении от 25.10.2013 указано, что нормы документа «действующему федеральному законодательству не противоречат».

Существует мнение, что нормативно-правовой акт, основанный и ссылающийся на недействительный закон, применять нельзя. В тексте постановления фигурирует Закон РФ № 4218-1 от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики», утративший силу.

К тому же, принятие в декабре 2004 года нового Жилищного кодекса, повлекло утверждение:

  1. Правил содержания общего имущества (Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006);
  2. Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (утверждены постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013).

Если посмотреть актуальную судебную практику, к примеру, акты Верховного суда:

  • от 14 декабря 2015 г. по делу № А50-24120/2014,
  • от 7 июня 2018 г. по делу № А57-8937/2017,
  • от 2 апреля 2018 г. по делу № А64-7957/2017 и т. д.,

то станет ясно, что акт Госстроя и сейчас активно применяется даже высшей судебной инстанцией, не говоря о нижестоящих.

Постановление состоит из 6 основных разделов и 11 приложений.

В них устанавливаются:

  • требования к порядку обслуживания и проведению ремонта жилья.
  • правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилого фонда, техинвентаризации.
  • обязанность владельцев оплачивать жилье, коммунальные услуги без нарушения сроков.
  • рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилфонда и примерный перечень работ по текущему ремонту.
  • правила подготовки МКД к сезонному использованию.
  • порядок содержания помещений, благоустройства зданий и придомовых территорий (в том числе квартир, лестничных площадок, чердачных и подвальных помещений, технических подсобок и пр.).
  • сроки устранения неисправностей при срочном ремонте.

Правилами №170 регулируется не только статус уполномоченных субъектов по содержанию конструктивных элементов здания и инженерного оборудования. Установлен комплексный порядок эксплуатации МКД, включая профилактические осмотры.

Документ очень подробный, в нем содержится даже норма о том, что «поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки» (п.3.6.11).

Подробно Постановление Госстроя описывает, что можно, а что нельзя делать при переустройстве и перепланировке жилого помещения (см. картинку ниже).

Вопросы применения и судебная практика

С постановлением 170 связаны многочисленные проблемы и споры. В соответствии с указаниями ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», акты органов исполнительной власти имеют рекомендательное значение. Аналогичная норма содержится в п. 2.3 ст. 161 ЖК. Постановление 170 не утверждалось Правительством, оно принято госкомитетом. Получается, что акт Госстроя не носит обязательного характера, хотя в преамбуле к тексту указано, что нормы «являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления».

Однако контролирующие инстанции продолжают ссылаться на постановление 170. Дело в том, что ни Правила 491, ни Минимальный перечень не содержат таких подробностей, как акт Госстроя.

Обратите внимание! Минстрой считает, что правила 2003 года стоит применять только тогда, когда они не противоречат актуальным законам (письмо № 19304-ОГ/04 от 24.05.2016).

В августе 2017 года Минстрой готовил другой проект, который должен был отменить акт № 170. Но этого не произошло.

Жители крупных городов живут среди постоянных источников шума: автомагистраль, стройплощадка, шум заводов и ТЭЦ, гул от разговора людей в общественных местах и т.д. Шумовое загрязнение города – это не только одна из важнейших экологических проблем, но и причина заболеваний нервной системы и других проблем со здоровьем у людей. Придя домой, любой горожанин хочет отдохнуть, провести вечер или выходной в спокойной обстановке, восстановить силы после тяжёлых рабочих будней. Однако часто отдых может быть испорчен шумным застольем у соседей, криком, визгом, нескончаемым ремонтом, громкой музыкой, воем или лаем соседской собаки. Что делать в таком случае? Каков допустимый уровень шума в квартире и какие меры воздействия предусмотрены при нарушении тишины – обо всём этом Вы узнаете из данной статьи.

Закон о тишине в Москве и Санкт Петербурге в 2019 году

Одними из самых первых и наиболее эффективно бороться с недопустимым уровнем шума в многоквартирных домах начали жители Москвы. Столица – крупнейший город в России, развивающийся и строящийся, находящийся в постоянном движении. Выражение «Москва не спит» отражает как нельзя лучше суть жизни этого мегаполиса. В таких условиях отдых человека, от которого зависят его жизнь и здоровье, нуждаются в особой защите.

Скачайте готовое объявление о запрете шума

Объявление о запрете шуметь в МКД Когда понадобится: шум в ночное время суток во всех регионах России запрещен. Также региональные власти могут устанавливать свои требования к соблюдению тишины. В объявлении укажите время, когда можно или нельзя шуметь в вашем регионе. Сообщения разместите на информационных досках в подъездах МКД или разложите в почтовые ящики.

Любой, даже косметический, ремонт в квартире и МКД всегда сопряжен с шумом. Ломают ли межкомнатные перегородки, переносят дверные проемы и меняют окна, монтируют конструкции подвесных потолков, штробят борозды для прокладки коммуникаций – эти и другие работы имеют повышенный уровень шума. В статье вы узнаете, как проводить шумные работы и не нарушить закон.

На законодательном уровне часы тишины в многоквартирных домах Москвы регламентированы двумя нормативными документами:

  • Местным законом от 12.07.2002 № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве»;
  • Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Указанные правовые акты устанавливают классификацию шумов, перечень звуков, допустимых для звучания в МКД днём и ночью, периоды покоя, а также ответственность физических и юридических лиц за нарушение данного законодательства.

В Санкт-Петербурге отдельного законодательного акта о соблюдении допустимого уровня шума не разработано, но ответственность граждан за нарушение спокойствия соседей установлена на основании Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » и ст. 8 закона от 12.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Правовая основа закона о тишине

Основаниями для введения закона о тишине являются, прежде всего, особенности проживания граждан в многоэтажках: расположение квартир в непосредственной близости друг к другу, наличие общих коридоров и балконов, высокая звукопроводящая способность перекрытий между этажами, а также необходимость ремонта, желание устроить шумный праздник, послушать музыку, посмотреть фильм, неизбежность бытовых выяснений отношений. Однако, не все жильцы задумываются о том, что их жизнедеятельность и звуки, её сопровождающие, могут стать помехой отдыху соседей. А кто-то и вовсе не намерен считаться с мнением окружающих по данному поводу.

В таких случаях и приходит на помощь законодательство, накладывающее административную ответственность на безответственных граждан и защищающее права на тихую жизнь и спокойствие их соседей.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, квартиры, предназначенные для проживания граждан, должны быть безопасными для использования, а именно: достаточными по площади, комфортными по уровню шума, вентиляции, света, влажности, температуре воздуха, радиационному загрязнению, не зависимо от периода использования.

Перечисленные санитарные требования утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 36 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96».

Кто контролирует закон об обеспечении тишины и покоя граждан в Российской Федерации?

Поскольку нарушение законодательства предусматривает административную ответственность, то соблюдение закона контролируют сотрудники полиции. Однако не всегда дело может дойти до данной инстанции или ограничиться ей.

Кроме правоохранительных органов воздействовать на нарушителей тишины имеют право:

  • обслуживающая организация (поскольку она несёт ответственность перед жильцами за качество условий проживания, согласно договору управления);
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека;
  • судебный орган власти (конечная инстанция, гарантирующая принятие мер на нарушителя тишины).

Какие действия считаются нарушением тишины и что считается шумом?

Для того, чтобы понять, какие звуки являются запрещёнными для воспроизведения в жилом помещении и когда справедливо требовать их прекращения, обратимся к классификации источников звука ниже.

  • Выстрел из огнестрельного оружия – до 140 дБ;
  • Звук перфоратора, женский визг, громкая музыка – до 120 дБ;
  • Ремонтные работы, звук автомобильной сигнализации – до 100 дБ;
  • Плач ребёнка, крик, шум работающего пылесоса, фена – до 80 дБ;
  • Стиральная машина, телевизор, бытовые электроприборы, храп – до 70 дБ;
  • Спокойный разговор, шум кондиционера, компьютера – до 50 дБ;
  • Разговор шёпотом, тиканье часов – до 20 дБ.

Допустимыми для воспроизведения днём являются звуки, не превышающие 55 дБ, разрешено превышение данного показателя на 5-10 дБ. В ночные часы нарушением считается наличие шумов, превышающих по своему звучанию показатель в 30 дБ.

Временные рамки закона: до какого времени можно шуметь в будние дни и выходные?

На федеральном законодательном уровне единых требований к соблюдению условий тишины в МКД не разработано. Это даёт право каждому субъекту РФ утвердить собственные правила соблюдения покоя. Согласно санитарным требованиям, человеку должен быть обеспечен отдых в ночные часы, а отдельным категориям граждан и в дневное время, что обусловлено устройством нервной системы человека и функционированием его психики. Исходя их этого, условно период жизнедеятельности человека делится на ночной и дневной.

В ночные часы допустимыми являются звуки, не превышающие по своему звучанию 30 дБ, вне зависимости от дня недели.В большинстве регионов к «ночным» часам относится временной отрезок с 23:00 до 7:00 часов, в отдельных субъектах РФ – с 22:00 до 8:00 часов.

Днём также могут быть установлены часы тишины. На этот период распространяются те же требования к уровню шума, что и в ночные часы: издаваемые звуки не должны превышать отметку в 30 дБ. Как правило, этот период совпадает с дневным отдыхом у детей, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся на домашнем лечении и реабилитации: с 13:00 до 15:00 часов.

В остальные дневные часы разрешён уровень шума до 55 дБ. Исключение составляет проведение ремонта новостройках в первые годы после введения МКД в эксплуатацию.

Таким образом, жильцы в многоквартирном доме могут шуметь, в пределах допустимого звукового диапазона, в следующие часы:

  • с 9:00 до 13:00 часов;
  • с 15:00 до 19:00 часов;

Тишина в выходные и праздничные дни

В праздничные и выходные дни категорически запрещается шуметь с 22:00 до 10:00 часов, если это предусмотрено местным законодательством.

Единственным праздником, когда разрешается нарушать тишину в течение всех суток, является Новый год.

В выходные дни нарушение тишины может быть оправдано только следующими причинами:

  • ликвидация последствий от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций, катастроф;
  • мероприятия, утверждённые государством или местной властью: спортивные, религиозные, гражданские;
  • работы, обеспечивающие безопасности жизни жильцов;
  • в некоторых регионах РФ разрешено выполнение ремонта в жилых помещениях.

Когда можно и когда запрещено делать ремонт?

Пожалуй, главной причиной нарушения дневного отдыха в МКД является проводимый соседями ремонт. В последние годы значительно выросло число многоквартирных домов, новые кварталы застраиваются в ускоренном режиме и во всех этих зданиях неизбежно выполнение ремонта. Но и в жилье из вторичного рынка ремонт является острой необходимостью, так как чаще всего прежний интерьер уже износился, да и каждый новый жилец хочет организовать квартирное пространство под свой вкус. Поэтому закон о тишине, во многом, помогает урегулировать взаимоотношения между теми, кому ремонт так необходим, и теми, кто от него страдает.

Исключение сделано для новостроек, введённых в эксплуатацию не ранее, чем полтора года назад. В них подобные ограничения не действуют. В ночное время в новостройках запрещено шуметь дрелью или отбойным молотком с 23:00 до 7:00.

Что делать, если соседи нарушают закон о тишине. Как бороться с шумом.

Как уже было сказано выше, граждане ответственны за соблюдение часов покоя, поскольку за нарушение предусмотрена административная ответственность. Органами, контролирующими соблюдение Закона о тишине, являются УК, ТСЖ, Роспотребнадзор, правоохранительные органы, суд.

Если Ваши соседи являются причиной громких звуков, которые мешают сну и отдыху, прежде всего необходимо выяснить причину нарушения тишины, и попытаться договориться мирным путём. Например, внезапный детский плач не входит в перечень источников шума, за которые накладываются штрафные санкции, так как запрет на выражение эмоций ребёнка будет расцениваться как ущемление его прав.

Если договориться с нарушителями спокойствия не получилось, а ситуация неоднократно повторяется, пострадавшие граждане могут обратиться в полицию. Для этого необходимо составить заявление (оно может быть коллективным, если ущемляются права на отдых нескольких граждан одновременно). Если полиция вызывается на место происшествия, заявление может быть составлено на месте. Если обращение в полицию происходит постфактум, к заявлению лучше приложить доказательства в виде аудио-, видео- или фотодокументов, показания свидетелей.

В случае, если правоохранительные органы не помогли урегулированию конфликтной ситуации, следует обратиться в Роспотребнадзор для измерения уровня шума и получения на руки экспертного заключения, которое может быть представлено в качестве доказательства в суде.

При длительном нарушении покоя в запрещённые часы, применении штрафных санкций, пострадавшая сторона может бороться с шумом путём обращения в судебный орган. Доказательной базой будут служить многочисленные заявления в полицию, протоколы об административном правонарушении, аудио-, видеоматериал, копии обращений в управляющую организацию, показания других пострадавших граждан, заключения Роспотребнадзора и других независимых экспертных организаций, а также это могут быть заключения от врача-невролога о нарушении сна и т.д. Уже, рассмотрев обращение, суд может вынести решение о наложении штрафных санкций или в отдельных случаях выселении (для арендаторов жилья).

Ответственность и штрафные санкции за нарушения закона

Несоблюдение Закона о тишине расценивается как административное правонарушение. При первичной жалобе нарушителю будет выписано предупреждение, при повторном и последующих – штраф.

Кодексом об административных правонарушениях РФ для юридических и физических лиц предусмотрены следующие санкции:

  • для граждан при первичном нарушении от 1 до 3 тыс. руб.;
  • для руководителей организаций – от 5 до 0 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – от 10 до 30 тыс. руб.

Сумма повторных штрафных санкций может в несколько раз превышать ту, что была выписана в первый раз.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

ЖК РФ возлагает обязанности по содержанию общего имущества на следующих лиц 1:

1) согласно ст.30 ЖК РФ - на собственников жилого помещения возложено не только бремя содержания этого помещения, но и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

2) в соответствии со ст.43 ЖК РФ - на собственника комнаты в коммунальной квартире также возложено бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором;

3) на основании ст.65 ЖК РФ - на наймодателя жилого помещения по договору социального найма возложена обязанность, в частности, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определенные в ст.67 ЖК РФ, касаются использования, обеспечения сохранности, поддержания надлежащего состояния, производства текущего ремонта непосредственно того жилого помещения, которое предоставлено ему для проживания. Обязанности, касающиеся содержания общего имущества указанными лицами, в ЖК РФ не предусмотрены.

Эксплуатация и ремонт жилых помещений, входящих в состав всех видов жилищных фондов, осуществляются с обязательным соблюдением единых правил эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации).

Целями обслуживания и эксплуатации являются:

1) обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности;

2) проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;

3) обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Граждане, юридические лица, являющиеся нанимателями, арендаторами и собственниками жилых помещений в домах всех форм собственности, имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.

Указанные лица обязаны:

1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан;

2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда, а также использовать его без ущерба для других лиц;

3) выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования;

4) своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг.

Жилищно-эксплуатационные организации (а при их отсутствии - предприятия, учреждения, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов) обеспечивают сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование, высокий уровень обслуживания граждан, а также контролируют соблюдение гражданами правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории.

Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:

1) управление жилищным фондом:

а) организацию эксплуатации;

б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;

в) все виды работы с нанимателями и арендаторами;

2) техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий предусматривает (согласно п.1.8 Правил и норм технической эксплуатации):

а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, - представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств;

б) осмотры - их целью является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений;

в) подготовка к сезонной эксплуатации - ее целью является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период. При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит:

устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо - и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;

привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков;

обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов;

г) текущий ремонт - это ремонт занимаемых жилых комнат и вспомогательных помещений, он выражается в производстве, например, таких работ, как: побелка потолков, окраска стен или оклейка обоями, окраска подоконников, вставка стекол и т.д. Текущий ремонт нанимателями жилых помещений по договорам социального найма производится на условиях и в порядке, определяемых договором и ЖК РФ.

Он включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Работы по текущему ремонту подразделяются на:

планируемые - к ним относятся периодические осмотры и профилактический ремонт;

непредвиденные - устранение мелких повреждений и неисправностей по заявкам жильцов, устранение последствий аварий и стихийных бедствий, проведение внеочередных осмотров после стихийных бедствий и аварий.

Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда;

д) капитальный ремонт выражается в восстановлении в период службы жилых зданий отдельных износившихся конструкций и оборудования дома. В результате капитального ремонта происходит ликвидация или уменьшение физического износа конструкций и инженерного оборудования жилого дома. Капитальному ремонту может быть подвергнут жилой дом в целом либо только отдельные его элементы: подъезды, этажи и т.д. При его проведении следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок. Так как согласно ЖК РФ проведение капитального ремонта является обязанностью наймодателя жилого помещения по договору социального найма, то согласно ст.88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, именно наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

В целом система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.;

3) санитарное содержание:

а) уборка мест общего пользования (содержание лестничных клеток, чердаков, подвалов и технических подполий);

б) уборка мест придомовой территории (площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий) должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами;

в) уход за зелеными насаждениями, озеленение - оно выполняется после очистки территории от остатков строительных материалов, мусора, прокладки подземных коммуникаций и сооружений, прокладки дорог, проездов, тротуаров, устройства площадок и оград.

Владельцы озелененных территорий обязаны 1:

а) обеспечить сохранность насаждений;

б) в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;

в) не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;

г) новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий;

д) во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимые в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом;

е) при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет.

Граждане обязаны бережно относиться к объектам благоустройства и зеленым насаждениям, соблюдать правила содержания придомовой территории, не допускать ее загрязнения.

Запрещается на придомовой территории производить мойку автомашин и иных транспортных средств, слив бензина и масел, регулировать сигналы, тормоза и двигатели 1 .

Таким образом, эксплуатация, управление, техническое обслуживание жилых домов представляют собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов недвижимости, сохранение их функционального назначения. Эта система должна быть направлена на предупреждение их преждевременного износа и обеспечение надежного функционирования.

[Комментарий ниже] Прошу модератора разместить полный текст письма Минрегиона России и подобный комментарий в первых новостях, поскольку неверное толкование норм материального права нарушает интересы иных собственников помещений (когда управляющая организация обязана выполнять работы, не предусмотренные решением общего собрания собственников помещений, но за их счёт таких владельцев помещений).

Прошу прощения, но в преамбуле раздела I этих Правил и норм технической экслпуатации жилищного фонда четко указано, что они обязательны для органов власти и управления, но не для граждан и их объединений (в том числе товариществ и хозяйственных обществ - управляющих организаций или обслуживающих...). полезная ссылка http://www.urbaneconomics.ru/publications/?mat_id=461#_edn5. эти доводы впоследствии были заявлены и заместителем Министра регионального развития Российской Федерации в письме от 14 октября 2008 г. N 26084-СК/14 (Сергей Круглик): цитаты: б) в соответствии со статьями 162 - 164 Кодекса и частью 2 статьи 18 Федерального закона N 189-ФЗ объем ответственности управляющих и подрядных организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями;
в) законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно части 3 статьи 162 и статьи 164 Кодекса указаны в заключенных договорах. В соответствии с пунктом 17 Правил содержания собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными для управляющей или подрядной организации ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ УКАЗАНИЯ НА НИХ В ДОГОВОРЕ. В других случаях указанные правила в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" имеют РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
г) жилищное законодательство НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОБЯЗАННОСТИ выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил содержания);
е) невыполнение управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, является нарушением правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и (или) жилых помещений, если из договора следует обязанность выполнить такую услугу или работу за соответствующую ей плату. Данное нарушение свидетельствует о противоправности действий или бездействия и о наличии объективной стороны правонарушения. Отсутствие в содержащемся в договоре перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы;
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом необходимо учитывать, что управляющая или подрядная организация не имеет возможности для соблюдения правил, за нарушение которых статьей 7.22 КоАП предусмотрена административная ответственность, если собственники помещений не заказали на возмездной основе услуги и работы, необходимые для поддержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Если управляющая организация предложила собственникам помещений внести в договоры управления изменения о выполнении работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества, а собственники помещений не провели общее собрание или отказались от предложенных изменений, то управляющая организация НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАБОТ. напоминаю, что Минрегион России уполномочен Правительством Российской Федерации на дачу разъяснений по вопросам жилищного законодательства (как исходя из Положения о Минрегионе России, так и непосредственно - пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 и пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и др.).