Какой должна быть высота детского столика. Какая должна быть высота стола и стула для ребенка Детский столик и стульчик для ребенка размеры

Школьная мебель является базовым элементом в организации учебного пространства. Для обеспечения эффективного учебного процесса мебель должна быть удобной для ваших детей. Именно поэтому при подборе мебели для классов необходимо учитывать ростовые группы ученических столов и стульев.

Необходимые условия, которым должна соответствовать ученическая мебель для обеспечения правильного положения тела при сидении

(В соответствии с ГОСТом 11015-93, 11016-93 и ISO 5970)

А - ступни ног должны полностью соприкасаться с полом.

В - между коленями и столешницей должно быть пространство для свободного движения (не менее 110 мм).

С - нижняя часть бедра под коленями не должна испытывать давление от переднего края стула.

D - высота стола должна обеспечивать горизонтальное положение руки сидящего при вертикальном положении предплечья.

Е - спинка стула должна поддерживать спину в поясничной области и нижней части лопаток.

F - между подколенными впадинами и передним краем стула должно быть свободное пространство.

G - между спинкой и сиденьем стула должно быть свободное пространство

Группы роста - Дошкольная мебель

Для проектирования детских столов и стульев антропометрические данные детей дошкольного возраста образуют 5 ростовых групп с присвоением условных номеров. Связанные между собой параметры стола и стула соответствующих номеров различаются в каждой группе роста и обеспечивают правильную позицию тела в положении «сидя». Это чрезвычайно важно не только в перспективе формирования осанки, но и в плане профилактики целого ряда заболеваний, связанных с проблемами патологий позвоночника.

Ребенок, который только собирается или уже ходит в школу, достаточно много времени проводит за письменным столом. Поэтому заботливым родителям стоит еще до покупки данного предмета мебели узнать, какой стол и стул наилучшим образом подойдет их любимому чаду.


Если купить стол наобум, просто первый понравившийся, в будущем могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем малыша: сколиоз, сутулость и даже остеохондроз, поэтому лучше сразу выбрать ребенку правильную мебель, нежели потом поправлять испорченную осанку.

Особенности

Сидя за столом, дети должны доставать ступнями до пола, и носочек, и пятка – вся подошва уверенно опираться на пол. Угол между голенью и бедром должен быть прямым, если он тупой, значит, сиденье стула намного выше положенного, острый указывает на то, что стул очень низкий. Чтобы ребенок чувствовал комфорт, занимаясь за письменным столом, дистанция от его лица до стола должна соответствовать длине от кончиков пальцев сидящего до его локтя.


Коленки детей не должны касаться столешницы, спина прислонена к стулу, а поясница должна чувствовать спинку. Только учитывая эти моменты можно выбрать идеальную высоту стола для сына или дочки.


Правильное соотношение высоты

Комфортная высота стола для детей зависит от их роста и возраста. При росте 110 см –120 см девочкам и мальчикам подойдет стол с высотой 52 см. При росте от 121 см до 130 см или для 7 лет, высота столешницы должна быть не ниже 57 см. По аналогии рассчитывается высота стола для подростка.


Но, несмотря на все цифры, существующие таблицы и рекомендации ведущих специалистов педиатрии, за мебелью лучше отправляться с ребенком. Нужно, чтобы будущий владелец стола сел за него, подвигался и определился – удобно ему или нет, а родители со стороны оценили картинку.



Критерии выбора

Всем известно, что детям очень трудно усидеть на одном месте, особенно это свойственно для 4-6 лет. Однако как бы того не хотел непоседа, рано или поздно ему придется сесть за стол. Задача родителей – подобрать идеальный вариант, который будет полностью отвечать индивидуальным особенностям любимого чада.


При выборе письменного стола стоить обратить внимание на рабочую поверхность, а точнее, на ее глубину и ширину. К примеру, глубина должна составлять не менее 80 см., а ширина – не меньше 100 см.



Усадить ребенка за стол будет самым правильным решением. Если локти полностью лежат на крышке, а ноги ровно стоят на полу под прямым углом, значит, выбран идеальный стол. Только в таком случае осанка ребенка не пострадает.


В столе должны помещаться все школьные принадлежности: учебники, тетрадки, ручки, линейки, карандаши, альбомы и прочие канцелярские товары. Все должно быть в легкой доступности, лежать под рукой, иначе школьник будет постоянно отвлекаться на поиски нужной вещи. Как результат - снижение продуктивности его учебы.


Хорошим вариантом детского стола являются модели, высоту столешницы которых можно менять в зависимости от роста ребенка. Таким образом можно существенно сэкономить семейный бюджет, поскольку стол такой конструкции будет служить не один год. Не стоит покупать ребенку стол из дорогих материалов. Вряд ли он с особой осторожностью и трепетом будет относиться к мебели, даже если изготовлена она их самых дорогих пород дерева. Очень скоро на столе появятся следы от шариковой ручки, фломастеров, остатки пластилина.



Впрочем, и от дешевых материалов лучше отказаться. Например, пластик может быть токсичным, а его запах провоцировать аллергические реакции. Кроме того, дешевые столешницы не всегда практичны. При взаимодействии с влагой они могут деформироваться, стать непригодными. Механические воздействия также неприемлемы для таких столов.


Ультрамодные дизайнерские столы в детской комнате тоже не всегда уместны. В первую очередь, письменный стол – это место, где ребенок занимается, выполняет домашние задания. Подобная мебель должна настраивать школьника на работу, а не отвлекать собой.


Покупая стол, нужно учитывать тот факт, что когда-то на нем будет стоять компьютер. Поэтому стол должен быть крепким.

Некоторые модели столов стоят намного больше других подобных изделий из-за наличия дополнительных функций. Но не всегда они нужны детям, поэтому переплачивать за такие нюансы не стоит.

Как увеличить высоту

Высота подиума выбирается по ситуации. К преимуществам такого устройства можно отнести и то, что послужит оно удобной подставкой для ног.

Второй вариант увеличения высоты детского стола – замена его ножек на более длинные (если позволяет модель). Сейчас в мебельных салонах можно найти обычные ноги – опоры, отдельные без столешницы.


Если стол слишком высокий

Случаются ситуации, когда родители понимают, что ошиблись с высотой, но вернуть купленный товар уже не могут. Что делать в таком случае? Что-то решать или оставить все как есть? Безусловно, ответ одни – что-то предпринимать! Если стол чересчур высокий, это может негативно сказаться на осанке ребенка и его зрении. Решить возникшую проблему можно также двумя способами:

  1. Подставка для ног. Определив, на сколько сантиметров купленный стол выше нужного, разницу отобразить в виде подставки для ног. Ее можно купить или сделать самостоятельно из любой породы дерева, обтянуть тканью, утеплить поролоном, тогда ножкам ребенка будет тепло даже лютой зимой.
  2. Укоротить ножки. Действенный способ, который поможет получить стол нужной высоты. Единственный недостаток – необратимость решения. Дети растут довольно быстро, и нет гарантии, что через месяц или два не придется возвращаться к исходной высоте.

Как быстро растут наши дети! Ещё недавно малыш учился ходить и говорить, а сейчас он уже старается все исследовать и пробовать что-то новое. Для подрастающих деток открывается огромный мир, который они с большим интересом изучают. А сколько увлекательных детских занятий: рисование карандашами и красками, лепка пластилином, поделки из цветной бумаги и природных материалов. Для того чтобы малышу было не только интересно, но и комфортно заниматься любимыми увлечениями, родителям следует позаботиться об организации детского рабочего места. Главный элемент в творческой зоне ребенка – стол детский со стульчиком, выполненные с соблюдением всех норм и требований для детской мебели.

Каким требованиям должна соответствовать стол детский со стульчиком?

Выбирая для ребенка столик со стульями, прежде всего, удостоверьтесь, соответствует ли он требованиям безопасности . Детский организм весьма чувствителен к различным агрессивным веществам и реагирует на них аллергическими реакциями. К тому же пытливый детский ум старается проверить каждый предмет на прочность. Исходя из этих соображений, качественные столы и стулья детские должны соответствовать следующим критериям :

  • Материалы, из которых изготовлен стол и стульчик должны быть высококачественными, нетоксичными и безвредными для ребенка;
  • Прочность и добротность. Это свойство особенно важно для обеспечения безопасности ребенку. Крепкая столешница и прочные ножки обеспечат конструкции устойчивость, и ребенок может без опасения заниматься любимым делом;
  • Стол должен быть сконструирован таким образом, чтобы на нем не было острых углов. Это обеспечит безопасную эксплуатацию изделия;
  • Очень строгие требования предъявляются к покрытию данных предметов мебели. Лаки и красящие материалы должны быть наивысшего качества, не содержать формальдегида и других вредных химических веществ;
  • Хорошее качество изготовления. Не допускается брак в виде кривизны или наличия не состыковки в составляющих элементах;
  • Высококачественная фурнитура. Материал этих комплектующих элементов также должен быть прочным и безопасным для ребенка.

Психологи не советуют подбирать детские столы и стулья для дошкольников агрессивно ярких цветов . Дело в том, что такие тона возбуждающе действуют на психику ребенка, и он быстро утомляется. К тому же яркий пигмент может стать причиной контактного дерматита и других проявлений аллергии.

Очень важно для нормального физиологичного развития ребенка правильно подобрать размер изделия. Стол должен быть подобран с такой высотой, которая соответствует росту вашего чада . При положении сидя коленные суставы малыша не должны упираться в столешницу. Но и болтаться ногам в воздухе также противопоказано, они должны быть либо на полу, либо на специальной подставке. Наилучшим вариантом считается, когда для ног сформировано пространство от 45 см в глубину и около 50 см в ширину . Это обеспечит малышу комфорт.

Очень хорошо, когда столешница имеет функцию регулирования наклона . Такое приспособление пригодится малышу в занятиях рисованием и письмом. Обычно такая функция включена в трансформируемый стол, и она обеспечивает идеальные условия для занятий любимым делом.

Многие модели комплектуются специальными полочками и ящиками для хранения канцелярских принадлежностей. Это очень удобно и практично: у малыша все необходимые инструменты и материалы находятся в пределах досягаемости на расстоянии вытянутой руки. Такое конструктивное решения особенно оценят обладатели небольших квартир с дефицитом свободного пространства. Стол с дополнительным функционалом поможет сэкономить место в комнате.

Сейчас довольно часто встречаются модели детских столов с регулируемой высотой . Для малышей и их родителей это наилучший вариант. Во-первых, это позволяет подстроить новую мебель под индивидуальные особенности малыша. Во-вторых, этот стол будет расти вместе с ребенком, и служить ему долгое время.

Из чего изготовлен столик?

В настоящее время детские столы и стулья для дошкольников изготавливают из двух основных материалов:

  • Пластик;
  • Дерево.

У каждого из материалов есть свои неоспоримые плюсы и недостатки.

Стол и стул из пластмассы

Столы и стулья, детские из пластмассы пользуются большой популярностью. Это легко объяснить множеством преимуществ, которыми обладает набор детской мебели стол и стул, выполненный из добротного пластика. Среди плюсов можно отметить:

  • Доступная цена;
  • Легкий вес. Справиться с перемещением изделия может даже ребенок;
  • Достаточная прочность (при условии добротности материла);
  • Практичность: легко отмыть и очистить любое загрязнение;
  • Не боится влаги.

Обычно такие столики выполняются высотой около 43-45 см и комплектуются удобным стульчиком или табуретом. Столешница бывают круглой и квадратной формы. Ножки отсоединяются, что очень удобно при перевозке.

Детский стол со стулом из дерева

Среди родителей бытует мнение, что детские столы и стулья для дошкольников, выполненные из дерева лучше остальных аналогов. Это объяснимо тем, что данный природный материал безопасен для ребенка. Деревянная мебель пользуется большим спросом во все времена и это можно объяснить ее преимуществами:

  • Абсолютно природный, нетоксичный и гипоаллергенный материал (неокрашенное дерево);
  • Повышенная прочность изделия;
  • Длительный эксплуатационный срок. Данные предметы интерьера могут прослужить не одному поколению и передаваться по наследству;
  • Солидный вес изделия обеспечивает ему устойчивость и дополнительную безопасность ребенку.

Деревянные модели даже в самом аскетичном исполнении смотрятся очень красиво и благородно. Наилучшей породой является бук, он очень прочный. Удобно когда модель снабжена ящичками, которые понадобятся в скором будущем малышу для хранения школьных принадлежностей.

Какие модели бывают?

Среди большого разнообразия, в коем представлены на рынке детские столы и стулья от 5 лет, можно выделить несколько групп товаров:

  • Столы — трансформеры;
  • Столы с регулировкой высоты;
  • Столы для занятия творчеством;
  • Складные модели столов.

У каждой модели столов есть свои особенности. Какой стол лучше всего выбрать своему ребенку – это личное дело родителей. Определиться с правильным решением поможет данная таблица

Модель детского столика Преимущества Недостатки
Стол — трансформер Разнообразие форм и цветов;

Позволяет совмещать различные функции для игры и занятий;

Экономия места;

Максимально удобная модель для детей и родителей

Высокая стоимость;

Необходимо подбирать индивидуально

Стол и стул, регулируемые по высоте Позволяет подстроить мебель под индивидуальные потребности ребенка;

Сохраняют осанку и зрение;

Практичный вариант, который будет расти вместе с ребенком

Импортные модели также могут стоить дорого
Столы для творчества Предназначены специально для творческих занятий: оснащены мольбертом, углублениями под краски и клей, ящики для мелочей;

Приемлемая цена

Утратят свою актуальность, когда малыш вырастет, т.к. не регулируются по высоте
Складные Отличный вариант для небольшой квартиры;

Легкий вес;

Можно раскладывать и складывать в любое время и в любом месте;

Доступные по цене;

Практичные – легко мыть и очищать.

Могут легко перевернуться, необходимо индивидуально подбирать под ребенка


Габаритные размеры

От того насколько правильно вы подобрали набор детской мебели стол и стул по размеру будет зависеть здоровье ребенка и его время игры. В удобной обстановке малыш чувствует себя комфортно, а мыслительный процесс работает с удвоенной силой. Поэтому будьте внимательней к размерам мебели: ребенок должен сидеть за столом таким образом, чтобы спина была ровной. Необходимо, чтобы столешница не находилась слишком низко, чтобы ребенок не перенапрягал мышцы шеи и не испортил зрение.

Выбирайте стол, выполненный по следующим рекомендациям:

  • Толщина столешницы – не более 1-го см;
  • Глубина – не менее 60 см;
  • Высота стола и стула подбирается индивидуально с учетом следующих требований: стопы ребенка должны находиться на твердой поверхности (на полу или подставке), угол сгиба коленного сустава — 90?; руки должны свободно находиться на поверхности стола.

Приведенная ниже таблица поможет выбрать правильный детские столы и стулья от 5 лет, согласно росту ребенка.

Рост ребенка и его возраст, см

Возраст ребенка, лет Рекомендуемая высота стола, см
162 — 170 17 — 18 71 47
154 — 161 15 — 16 67 45
145 — 153 13 – 14 63 43
137 — 144 11 – 12 59 40
128 — 136 9 – 10 56 37
116 — 127 7 – 8 53 35
100 — 115 5 — 6 50 30

Как правильно расположить стол в детской?

Основное требование для места, в котором вы планируете расположить стол – это обилие света. Для того чтобы глаза ребенка не напрягались, а зрение не испортилось , рабочее место должно быть освещено подобающим образом. Предпочтительнее для детских глаз солнечный свет, однако, в темное время суток или в пасмурные дни его нужно компенсировать за счет искусственного освещения .

При организации детского рабочего места важно учесть особенности ребенка: если он левша , то ему потребуется правое освещение; для правши потребуется поток света с левой стороны.

Обратите внимание на стол у окна в детской комнате, фото которого вы видите ниже. Это прекрасный вариант для небольшой комнаты. Если детская находится на солнечной стороне, то проблем с освещением не возникнет. Для детских глаз этот вариант просто идеальный.

Для того чтобы поместить стол у окна в детской комнате (фото может быть вашим руководством) и не иметь неприятных последствий позаботьтесь о следующем:

  • От окна не должно дуть. Заделайте все крупные и мелкие щели;
  • Прикройте специальным щитом радиатор отопления. Ребенок не должен перегреваться;
  • Уберите с подоконника все предметы, преграждающие поток света.

При соблюдении этих условий ребенку будет и комфортно и безопасно.

Также можно поместить детский стол вдоль одной из боковых стен. При этом на самой стене можно оборудовать полки для книг и принадлежностей, а также развесить обучающие плакаты. Складной столик для детских занятий можно помещать в любом удобном месте комнаты и убирать при необходимости.

Стол – подоконник

Очень интересно и необычно смотрится стол — подоконник в детской, фото которого вы можете увидеть в данной статье. Такое нетривиальное решение имеет массу плюсов :

  • Хорошая освещенность . Для формирования зрения ребенка просто необходимо большое количество света. Занимаясь возле окна, ребенок получает самое качественное освещение в мире – солнечный свет. К тому – же это позволяет экономить электроэнергию. Если солнце светит прямо в глаза, можно прикрыть окно жалюзи;
  • Экономия пространства в квартире и его рациональное использование. Такое решение вопроса детской рабочей зоны поможет более экономично организовать жилое пространство квартиры. Это особенно актуально для небольшой комнаты;
  • В холодное время года ноги ребенка будут в тепле , так как радиатор отопления рядом;
  • Отличное стилистическое решение для любого интерьера.

Однако, у этого объекта детских игр и занятий есть и недостатки :

  • Нет возможности украсить окно длинными шторками. Но вопрос прикрытия просвета окна легко решается с помощью жалюзи. Современные их разновидности очень эстетичные и по-домашнему уютные;
  • Столешница закрывает радиатор, и теплый воздух не циркулирует должным образом. Эту проблему можно решить, проделав отверстия в столешнице и эстетично их обработав;
  • Ребенку слишком долго нельзя находиться за таким столом в период отопительного сезона. Зона возле радиатора отопления содержит мало кислорода и у ребенка может возникнуть головная боль.

Исходя из всех плюсов и минусов, которыми обладает данная конструкция можно сделать следующий вывод: стол — подоконник в детской, фото которого вы видите – вариант, подходящий для теплого времен года. В этот период и радиаторы не используются, и солнечного времени намного больше.

Какой бы стол и стулья вы бы не выбрали для игр и занятий своего ребенка, помните, прежде всего, о его здоровье и комфорте. Очень важно, чтобы покупка нравилась и вашему малышу, поэтому прислушайтесь к его мнению в вопросе выбора модели. Наверняка найдется такой стол и стул для детской комнаты, который понравится вашему чаду и будет удовлетворять все требования по качеству и безопасности.

Большинство родителей интересует вопрос правильного выбора письменного стола ребёнку, который только что пошёл в школу. И это вполне понятно. Ведь каждый взрослый не понаслышке знает, насколько это важно. Плохо подобранная высота письменного стола может негативно сказаться на здоровье. Проблемы со зрением, неправильная осанка и дополнительная нагрузка на внутренние органы ещё неокрепшего организма – относятся к последствиям плохого выбора мебели для учёбы. Ко всему прочему, неудобное место может привести к невнимательности и плохой успеваемости ребёнка.

Нормативы высоты стола для ребёнка

Важно знать, что любой стол для занятий не подойдёт. Необходимо подобрать такой, сидя за которым у ребёнка будет сохраняться правильная осанка. Чтобы помочь родителям справиться с этой задачей существует набор правил. Они помогут определить размеры мебели для учёбы. Основные нормативы при подготовке рабочего места:

  1. Пропорции высоты стула и стола должны быть в пределах 2 к 3. То есть при стуле 50 см, стол должен быть 75 см высотой. Отклонения от этой нормы должны быть минимальными.
  2. При росте 100–115 сантиметров, высота стула должна быть в пределах 32–35 см. Высота стола в этом случае – 50–53 сантиметра.
  3. При правильном подборе стула ноги ученика должны доставать пола. Колени согнуты под прямым углом.
  4. Локти ребёнка расположены ровно на поверхности стола, сама столешница расположена вровень с диафрагмой.
  5. Расстояние от колен до столешницы составляет 10–15 сантиметров.

Важными показателями также являются глубина стула и стола. Сиденье не должно быть слишком длинным. Когда ученик упирается в спинку, убедитесь, что оно не давит в подколенные чашечки. Столешница, наоборот, не должна быть короткой. На ней без проблем должны уместиться все учебные принадлежности.

Как подобрать высоту стола для ребёнка по росту: таблица

Избежать проблем со здоровьем ребёнка в будущем – задача первостепенной важности. Для этого следует подобрать ему правильную мебель. Чтобы родителям проще было определиться, существует специальная таблица, в которой показаны необходимые размеры мебели, в зависимости от роста.

Информация, данная в этой таблице поможет с выбором молодым родителям. Но не стоит полагаться лишь на неё. Хорошей идеей при покупке мебели для учёбы будет взять с собой ребёнка в магазин, посадить его за стол, и убедится, что ему достаточно комфортно.

Какие ещё параметры нужно учитывать

Для того чтобы учёба проходила максимально комфортно, нужно обратить внимание и на другие параметры. Не только высота мебели определяет качество работы за ней. Также важно не оставить без внимания следующее:

  1. Наклон. Расположенная под небольшим углом столешница уменьшит нагрузку на глаза. Писать в таком случае тоже будет немного удобней – снизится напряжение рук.
  2. Безопасность. Следует обратить внимание на наличие острых углов, чтобы исключить вероятность ударов.
  3. Цвет и дизайн. Не стоит покупать стол слишком ярких оттенков или необычной формы. Это будет отвлекать ученика от занятий.
  4. Материал. Лучше не покупать для занятий мебель из дорогих материалов. Дети быстро запачкают её чернилами и красками. К пластиковым изделиям стоит присмотреться. Некоторые виды этого материала токсичны и выделяют неприятный запах.

Также при покупке обратите внимание на наличие различных ящичков и полочек. Место для книг, тетрадей и других учебных принадлежностей никогда не будет лишним.

Как изменить высоту письменного стола

Если случилось так, что мебель для учёбы оказалась слишком низкой или высокой, например, ошиблись при покупке или просто ребёнок подрос – необходимо это исправить.

ВАЖНО ! Не стоит рисковать осанкой ребёнка. Ведь развившийся сколиоз - это не только непривлекательная внешность, это ещё и давление на внутренние органы, ухудшение их работы.

Если мебель оказалась слишком высокой, существует два способа решения этой проблемы:

  1. Спилить ножки. Не самый изящный выход. Позже, когда малыш подрастёт, придётся задуматься, как приделать их обратно.
  2. Соорудить подставку для стула. Её можно сбить из досок и обшить тканью. Такое решение станет замечательным дополнением к интерьеру детской комнаты.

В случае если он оказался слишком низким, поможет всё та же подставка, только в этот раз понадобится побольше – для самого стола. Другое решение – заменить ножки, если модель это позволяет.

При покупке мебели для учёбы, лучшим решением будет присмотреться к моделям с возможностью регулировки высоты. Это избавит вас от проблем и необходимости замены стола и стула в будущем.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".

Регистрационный N 18267.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35; ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1732; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 октября 2010 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.1.2660-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2003 N 24 (зарегистрированы в Минюсте России 08.04.2003, регистрационный номер 4392).

Г. Онищенко

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10.

VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальным стандартам.
Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.3. Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение раздевальной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления детей.
В раздевальной детей раннего возраста место для кормления детей матерями должно быть оборудовано столом, стульями, подставками для ног, умывальником и шкафом для одежды.
6.4. В групповых для детей раннего ясельного возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 х 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м.
Вблизи буфетной рекомендуется устанавливать пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8 - 12 месяцев. Возле пеленального стола устанавливают бак с крышкой для грязного белья.
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей согласно таблице 1.
Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.
6.7. Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок.
6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:
- столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;
- для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места.
Столы устанавливают следующим образом:
- четырехместные столы - не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей;
- двухместные столы - не более чем в 3 ряда;
- расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;
- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно быть 1 м;
- расстояние от первых столов до настенной доски должно быть 2,5 - 3 м, при этом угол рассматривания должен составлять не менее 45 град.
6.9. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.
Размер настенной доски составляет 0,75 - 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом - 0,7 - 0,8 м.
Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и иметь антибликовое или матовое покрытие.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
При организации занятий детей рассаживают с учетом роста, состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью - за первые столы, соответствующие их росту.
6.10. В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.
6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.
6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- уборка за животными и уход за растениями осуществляются ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см.
Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.
Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют.
6.15. В существующих дошкольных организациях при отсутствии спален по проекту допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно-трехуровневых кроватях.
Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.
При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
6.16. В существующих дошкольных образовательных организациях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные помещения не допускается использовать не по назначению (в качестве групповых, кабинетов для дополнительного образования и других).
6.17. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.
6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.
Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6 м.
6.18.1. Туалетную для детей ясельного возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Хранение одноразовых подгузников в помещениях с повышенной влажностью воздуха не допускается.
6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.
6.19. Для проведения гигиенических процедур (подмывание) детям ясельного и младшего дошкольного возраста должны быть предусмотрены душевые поддоны с душевой сеткой на гибком шланге.
6.20. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддоны с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).
6.21. Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м.
6.22. Унитазы оборудуются детскими сиденьями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
6.23. В существующих дошкольных организациях допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной комнате в виде отдельной закрытой туалетной кабины.
6.24. В туалетных помещениях устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря.