Когда жил андрей рублев иконописец. Иконы андрея рублева

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 16.01.2018 14:36 Просмотров: 3164

Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусского искусства.

Андрей Рублёв – пожалуй, самый известный художник средневековой Руси. Его имя и сегодня на слуху, но о его жизни нам известно очень мало.
Где и когда он родился – неизвестно. Называют местом его рождения Москву (1360 ?), а местом жительства – Троицкий монастырь.
Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.: в это время он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца украшает иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля. Эти фрески не сохранились.

Икона «Преподобный Андрей Рублёв»
Некоторые сведения о нём можно почерпнуть из летописей. Например, летопись указывает, что в 1408 г. он вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире, храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Фрески не сохранились. По свидетельству Епифания Премудрого, Андрей Рублев расписывал этот храм в 1420-х годах. После смерти Даниила Чёрного Андрей Рублёв работал в московском Андрониковом монастыре, где расписал церковь Спаса (последняя его работа). Но до наших дней сохранились лишь малые фрагменты орнамента.
Большинство документально подтвержденных произведений Рублева до нас не дошло, кроме двух икон из деисуса и семи икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора; знаменитая икона «Троица» из Троицкого храма одноименного монастыря.
Рублеву приписываются также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (начало XV в., Российская государственная библиотека, Москва); Богоматерь Умиление из Успенского собора Владимира (ок. 1408-1409); Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы: с Христом Спасом, архангелом Михаилом и апостолом Павлом (ок. 1410-1420); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода.
Но гораздо больше икон относят к «кругу Рублева», хотя нет возможности подтвердить их авторство.
Андрей Рублёв скончался в Андрониковом монастыре 29 января 1428 г. (?). Здесь с 1959 г. действует Музей имени Андрея Рублева, в котором можно познакомиться с искусством его эпохи.
На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была признана образцом. В XX в. много внимания уделялось этому живописцу, изучались и реставрировались его работы, уточнялись те минимальные сведения о его жизни, которые уже были известны, его имя покрылось дымкой романтизма. А после известного фильма А. Тарковского «Андрей Рублёв» к образу этого художника было приковано пристальное внимание даже тех людей, кто был далёк и от веры, и от иконописи. В 1988 г. он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.

Творчество Андрея Рублёва

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

Вторая половина XIV – начало XV вв. были отмечены на Руси интересом к нравственным и духовным проблемам. Андрей Рублёв воплотил в своей живописи новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Поэтому его творчество является одной из вершин русской и мировой культур. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества.

Успенский собор во Владимире

Успе́нский собо́р во Влади́мире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси (1158).
В начале XV в. для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в.

Это единственная сохранившаяся фреска, написанная Андреем Рублевым. Упоминание о ней – в Троицкой летописи; это также единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника.

Икона Богоматери Владимирской «Умиление» из Успенского собора во Владимире (ок. 1408)

Авторство иконы приписывается Андрею Рублёву. С этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова.
М. В. Алпатов и Э. С. Смирнова отвергают его авторство.
Икона «Умиление» – одна из самых древних копий «Богоматери Владимирской».

Богоматерь Владимирская

Икона «Троица» (1411-1425/27)

Эта икона – эталон творчества Рублёва, его авторство несомненно. Одна из прославленных русских икон.

Андрей Рублёв «Троица». Дерево, темпера. 142 х 114 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На иконе изображены три ангела. Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания, их взгляды устремлены в вечность.
На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа).

Мамври́йский дуб (дуб Авраама) – дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога.

Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря.
Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы). Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв свёл к минимуму детали, предшествующие трапезе. Ангелы беседуют, а не трапезничают, и на иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
Над символизирующим Бога Отца ангелом Рублёв поместил палаты Авраама. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Гора – символ духовного восхождения, которое осуществляется через действие третьей ипостаси Троицы – Духа Святого.

Евангелие Хитрово

Это рукописное Евангелие конца XIV в. Называется так по имени своего владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где она хранилась в алтаре до 1920 г. В настоящее время Евангелие находится в собрании Российской государственной библиотеки.

Евангелие богато декорировано (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику – Андрею Рублёву.


«Ангел Рублёва»

Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (ок. 1428)

Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил Чёрный участвовали в его создании. Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком.
Это единственный из первых высоких иконостасов раннего XV в., сохранившийся почти полностью (утрачены только некоторые из икон).

Звенигородский чин (ок. 1396-1399)

«Звенигородский чин» – три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла (из собрания Государственной Третьяковской галереи).
Предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке. Долгое время приписывался кисти Андрея Рублёва, но в 2017 г. атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с «Троицей».

Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре (фрески)

Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород)
Основан в конце XIV в.

Изображения отшельников Павла Фивейского и Антония Великого. Отдельные учёные приписывают авторство фресок Андрею Рублёву.

Икона «Иоанн Предтеча» (середина XV в.)

Икона происходит из Никольского Песношского монастыря около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского. Приписывается Андрею Рублёву.

Икона «Спас в силах» (начало XV в.)

Приписывается Андрею Рублёву или «кругу Рублёва».

Андрониково Евангелие (Москва, первая четверть XV в.).

Миниатюра «Спас во славе» выполнена художником «круга Рублева». Прямой датировки рукопись не содержит, но его оформление схоже с такими известными рукописями, как Евангелие Хитрово.

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека . С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.

Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией . Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.


Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.


Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.


Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.


В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».


В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.


Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».


Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.


Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.


Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.


Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.


Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

17 октября 1428 года умер Андрей Рублев. Многие православные иконописцы славятся своими иконами-шедеврами, росписями и картинами на библейские сюжеты. Но Андрей Рублев - самый знаменитый русский иконописец, которые написал не просто иконы, а настоящие духовные шедевры, поражающие своей красотой и глубиной смысла. Сегодня мы решили рассказать о семи знаменитых иконах Андрея Рублёва.

Андрей Рублёв - самый известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Этот человек отличался не только глубокой верой, но и огромным талантом.

Троица

«Троица» - самая знаменитая икона преподобного мастера-иконописца Андрея Рублева. Сейчас этот наполненный духовной красотой шедевр выставлен в Третьяковской галерее. Сама икона была написана в 20-е годы 15 века по библейскому сюжету. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша, о значении которой существует много версий. За спинами ангелов можно увидеть гору, дерево и дом. Ангелы символизируют святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Икона «Троица» — одна из самых почитаемых икон в православии.

Спас

«Спас» — это ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева, которая была написана приблизительно в 1410 году. Икона плохо сохранилась - уцелела лишь часть полотна с ликом Иисуса Христа, которому, как можно увидеть, Андрей Рублев придал русские черты лица. Саму икону «Спас» нашли только в 1918 году в Успенском монастыре, что находится в Звенигороде. Она лежала в старом сарае под кучей дров. Сейчас икона выставлена в Третьяковской галерее.

Богоматерь Владимирская

Вообще, образ «Владимирской Богоматери» - один из самых почитаемых в православии. На сегодняшний день существует версия, что Андрей Рублев написал икону около 1409 года, списав её с копии иконы евангелиста Луки. Известно, что сам Лука писал свою Богородицу еще при ее жизни, а Андрей Рублев списал икону с самой первой копии. Известно, что икона на сегодняшний день хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Благовещение

«Благовещение» — не менее известная икона, написанная Андреем Рублевым около 1405 года. Сейчас сама икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. На иконе изображен один из самых важных библейских сюжетов - Благовещение Девы Марии. По сюжету Мария узнает от ангела, что она родит ребёнка - Божьего Сына и Спасителя мира.

Преображение Господне

«Преображение Господне» — ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева. Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. На иконе изображен один из самых важных библейских сюжетов - Преображение Господне, произошедшее, когда Иисус повел своих учеников на гору Фавор, желая показать, что будет с ними со всеми после смерти. Именно тогда к Христу спустились с неба пророки Моисей и Илия, которые были когда-то простыми смертными, а сам Иисус Христос просиял необыкновенным светом, лицо Его просветлело, а одежды сделались ярко-белыми. Тогда из облаков послышался голос Бога, возвещающий о том, что Иисус - Сын Его, и что Его надо слушать.

Рождество Христово

«Рождество Христово» — икона, написанная Андреем Рублевым, по библейскому сюжету, в котором на свет появляется Спаситель мира и Сын Божий Иисус Христос. На иконе изображена Богородица, которая полулежит на темно-красном мафории, позади Богородицы находятся ясли с младенцем Иисусом. Также на иконе можно заметить и других персонажей - ангелов и простых смертных.

В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА.

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

Счастливая судьба Андрея Рублева

Можно сказать, что судьба его сложилась счастливо: он был знаменит уже при жизни, о нем упоминают летописи и жития святых, ему заказывали иконы князья и монастыри, он работал в Москве, Владимире, Звенигороде. Не был забыт он и после смерти, слава Рублева как первого иконописца на Руси сохранялась веками. Стоглавый собор (1551 г.) признал работы Рублева образцом для подражания. Иосиф Волоцкий в своем «Послании к иконописцу» также приводит в пример Андрея Рублева и его сподвижников, которые «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся. И не точию на той день тако творяху, но и в прочия дни, егда живописательству не прилежаху. Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный».

В рукописи XVII века «Сказание о святых иконописцах» Андрей Рублев именуется святым подвижником и боговидцем. Очень ценили Рублева старообрядцы, коллекционеры стремились приобрести его произведения, в их глазах он был воплощением канонического иконописания и древнего благочестия. Благодаря этому и в XIX веке, когда, казалось бы, иконопись была предана забвению, имя иконописца-подвижника сохранялось как эталон церковного искусства.

Не забывали Андрея Рублева и в советское время, несмотря на богоборческий и иконоборческий пафос советской науки, имя его было символом древнерусской культуры. Решением ЮНЕСКО в 1960 году было организовано всемирное празднование 600-летнего юбилея Рублева. В Москве был открыт музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. А его произведения, собранные в основном в Третьяковской галерее, стали объектом пристального внимания ученых.

Житие, собранное по крупицам

О преподобном Андрее Рублеве написано множество книг и статей, его творчество досконально изучено. Но, если задуматься, что мы знаем о жизни иконописца как святого подвижника? Биографические сведения крайне скудны, его житие приходится собирать буквально по крупицам.

Родился он в 1360-х гг. Более точно дату его рождения определить трудно. Но известна дата смерти: 29 января 1430 года. Эту дату установил известный реставратор П. Д. Барановский по копии XVIII в. с надписи на надгробной плите Спасо-Андроникова монастыря. Сама плита была утрачена в 1930-е гг., когда уничтожили монастырское кладбище. Известно, что Рублев умер в преклонном возрасте, ему было около 70 лет, а значит, появился на свет он между 1360 и 1370 гг.

Время это было страшным: на Руси хозяйничали татары, они разоряли города, грабили храмы и монастыри, уводили в плен людей. При этом шла постоянная междоусобная борьба князей, особенно кровавой она была между Москвой и Тверью, претендовавшими на великокняжеский ярлык. Дважды -- в 1364 и 1366 гг. - по Москве и Нижнему Новгороду прошлась чума. В 1365 году Москва горела, в 1368-м - пережила нашествие литовского князя Ольгерда, в 1371-м – голод.

Среди этого хаоса и смятений рос и воспитывался будущий создатель образов небесной гармонии. Нам, к сожалению, ничего не известно ни о его родителях, ни о той среде, из которой он происходил. Правда, его фамилия может подсказать кое-что. Во-первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Во-вторых, она может указать на потомственное ремесло, которым занимался его отец или более дальний предок. Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек, инструмент для выделки кож.

Ничего не известно о том, как рано занялся Андрей Рублев иконописным ремеслом, где и у кого учился. Мы ничего не знаем и про его ранние работы. Первое упоминание о нем содержится в Летописи под 1405 г., где сообщается, что по заказу великого князя Василия Дмитриевича был расписан Благовещенский собор Московского Кремля артелью, во главе которой стояли три мастера: Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец Андрей Рублев. То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев.

Рублев был чернецом, то есть, монахом. И имя Андрей, по всей видимости,- не родовое или крестильное, а монашеское. Скорей всего, монашеский постриг он принял в Троицком монастыре, при Никоне Радонежском, ученике и преемнике преп. Сергия Радонежского. Об этом имеются записи в рукописях XVIII века. Возможно, он застал и самого Сергия, скончавшегося в 1392 году. С Троицким монастырем будут связаны и многие работы мастера. Последние годы Андрей жил в Спасо-Андрониковом монастыре, основанном также учеником Сергия, преп. Андроником. В этой обители он и закончил свой земной путь.

Эталон церковного искусства

Андрей Рублев был причастен к кругу преп. Сергия Радонежского, великого учителя монашества, который сыграл огромную роль в духовном пробуждении Руси. Сергий или его ученики смогли передать Андрею опыт глубокой молитвы и молчания, той созерцательной практики, которую принято называть исихазмом, а на Руси именовали «умным деланием». Отсюда и молитвенная глубина икон Рублева, их глубокий богословский смысл, их особая небесная красота и гармония.

Второй раз имя Рублева упоминается в Летописи под 1408 г. в связи с росписью Успенского собора во Владимире. Эту работу он осуществлял вместе с иконником Даниилом Черным, который назван его «другом и сопостником». Даниил также был монахом, возможно, греком или сербом, о чем говорит прозвище - Черный. Летописец называет его первым, значит, Даниил был старшим: по возрасту или по чину. С этим человеком будет связана вся дальнейшая судьба Андрея Рублева, вплоть до его кончины.

Успенский собор во Владимире считался кафедральным собором Русской Церкви, и его роспись была делом ответственным. Собор был построен в XII в., при Андрее Боголюбском, но его росписи погибли в 1238 году, во время татаро-монгольского нашествия. По заказу великого князя Василия Дмитриевича храм расписывают заново. Был также поставлен иконостас и создан список древней чудотворной Владимирской иконы Богоматери. Оба мастера - и Андрей, и Даниил - выступают здесь не только как иконописцы, но и как подлинные богословы: сохранившаяся композиция «Страшный Суд» говорит о глубоком мистическом опыте и удивительно светлом понимании эсхатологии, как устремленности Церкви навстречу грядущему Спасителю.

В середине 1420-х гг. Андрей Рублев и Даниил Черный руководят работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Росписи храма до нас не дошли, но иконостас остался. Для этого же храма преп. Андрей пишет свою знаменитую икону «Троица», в которой тринитарный догмат находит свое самое высокое живописное воплощение. Согласно Летописи, образ Троицы заказал Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия», мощи которого покоятся в Троицком храме. В этой иконе воплощена чистая молитва инока Андрея, которой научил его духовный учитель - Сергий, завещавший «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». В образе трех ангелов предстает перед нами Триипостасный Бог: Отец, Сын и Дух Святой, и в их молчаливом собеседовании открывается тайна жертвы Христа, приносимой во спасение человечества. Поистине Андрей Рублев был боговидцем: так написать образ Троицы мог только человек, который неоднократно в молитве созерцал эту тайну Божественной Триединой Любви.

Универсальный мастер

Мастеру приписываются также и книжные миниатюры. Например, листы и заставки «Евангелия Хитрово». Древнерусские художники очень часто иллюминировали книги. Переписывание и украшение книг было одним из распространенных монашеских послушаний. Вообще книжная культура древнерусских монастырей была чрезвычайно высока, круг чтения монахов был весьма разнообразен. Андрей Рублев также был человеком книжным, много читавшим и весьма образованным по тем времена. Во всяком случае, видно, что миниатюры «Евангелия Хитрово» делал мастер, тонко чувствующий красоту и глубоко понимающий смысл изображаемого.

Андрей Рублев был универсальным мастером: он писал иконы и фрески, занимался книжной миниатюрой. Вполне вероятно, что вместе с митрополитом Киприаном и Феофаном Греком он был причастен к разработке высокого русского иконостаса, который в русле литургической реформы Киприана представлял собой стройную, глубоко продуманную богословскую систему, создающую образ Небесной Церкви.

Последние годы жизни Андрея Рублева были связаны со Спасо-Андрониковым монастырем. К сожалению, росписи Спасского собора, выполненные им, не сохранились. Но жизнь иконока-иконописца и в этой обители была подвигом и служением, молитвой и творчеством, ибо так он жил всегда.

Рублев - признанный иконописец, но, прежде всего, он был монахом, его жизнь была полностью отдана служению Церкви. Его святость была очевидна уже для его современников. Сразу после его смерти, в XV веке устанавливается местное почитание преподобного Андрея-иконника в Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях, насельником которых он был. Общецерковно причислен к лику святых преподобный Андрей Рублев только в 1988 г. Церковь празднует его память 17 (4) июля.

Текст: Ирина ЯЗЫКОВА

Русское искусство хранит в себе немало великих произведений, написанных мастерами кисти. Все это в полной мере можно отнести к личности русского иконописца, имя которого всем известно.

Много прекрасных произведений создал Андрей Рублев, биография его - яркое тому подтверждение.

Основные сведения о жизни: детство и годы возмужания

О жизни причисленного уже в наше время к лику святых, сегодня известно очень немногое.

Его рождение обычно связывают с 1360 или, в некоторых источниках, 1370 годами.

Также не совсем понятно, кем были его родители. Возможно, они происходили из знатного сословия, а, возможно, были простыми земледельцами. Существует версия, что отец русского художника происходил из ремесленного сословия. Такой вывод делают по его фамилии, ведь рубель - это один из столярных инструментов. Хотя здесь возможны и иные версии.

Скорее всего, Андрей - это монашеское имя иконописца. Имя, данное ему при рождении, затерялось в веках.

Упоминания об этом монахе с чудесным Божьим даром относятся к 1405 и 1408 годам. Связаны они с которые были отражены в летописных сводах.

Историческое время жизни А. Рублева

Многое успел сделать за свою жизнь монах и иконописец Андрей Рублев. Биография его хоть и скудна сведениями, но позволяет понять, в какое время жил этот русский художник.

А исторический период был сложный, хотя в России никогда не было легкого времени.

Предполагают, что Андрей Рублев родился в Московском княжестве, которое переживало во второй половине 14 века сложный период. Москва вела борьбу с Тверью за право возглавить раздробленное русское государство, которое сотрясалось и междуусобными распрями, и набегами ордынских кочевников-завоевателей. Кроме того, именно в эти годы в Москве свирепствовала чума, которая то уходила, то вновь возвращалась, унося за собой тысячи человеческих жизней.

На 1380 год пришлась знаменитая Куликовская битва, которая стала началом освобождения русских земель из-под власти ордынских ханов и главенства Москвы среди других русских городов.

В этот же период жил великий Сергий, прозванный в народе Радонежским. В это время писал свои удивительные лики и иконописец Андрей Рублев.

И, несмотря на всю сложность, в этом времени была и какая-то провидческая просветленность, которая давала надежду на то, что Русь сможет возродиться и стать сильной и духовно просветленной державой.

Монах Андрей в Сергеевой Лавре

Уже через несколько столетий, когда имя Рублева вошло в русские книги, в них рассказывалось о том, что Андрей учился мастерству иконописца с ранней юности под руководством опытных художников из Троицко-Сергиевого монастыря. Было это при ученике преподобного Сергия Никоне, также прозванном Радонежским.

Во многом на развитие юноши оказал влияние монашеский и человеческий подвиг первого игумена этого монастыря. Безусловно, пример Сергия вдохновил юного Андрея на создание высоких и одухотворенных образов.

Иконы Рублева и, в первую очередь, его знаменитая «Троица», так и остались храниться в лавре, где их спустя сотни лет открыли искусствоведы, пораженные мастерством древнего художника.

Андроников монастырь

Далее путь жизни привел монаха Андрея в Андроников монастырь, основанный также учеником преподобного Сергия по имени Андроник. Талантливого живописца почитали того времени. Так, известно, что один из сыновей Дмитрия Донского Василий Дмитриевич пригласил Андрея Рублева для росписи дворцовых покоев в самом Кремле.

Творчество Андрея Рублева стало постепенно привлекать и внимание современников. В летописи 1405 года говорится о том, что именно этот монах был привлечен к росписи Благовещенского собора в Москве вместе со знаменитым художником того времени Феофаном, прозванным Греком, и старцем Прохором. Однако росписи эти до сегодняшнего дня не сохранились в связи с грандиозной перестройкой этого собора.

Иконы из Благовещенского собора

Сам Благовещенский собор не сохранился, однако каким-то чудом до нашего времени дошли иконописные лики из этого храма. Всего это семь икон, которые приписывают кисти художника.

Иконы Рублева - это «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Благовещение», «Сретение», Воскрешение Лазаря» и «Преображение».

Эти иконы, часть которых и сегодня хранится в музеях страны, таких как знаменитая Третьяковская галерея, поражают зрителей не только удачной композицией и особой как бы воздушностью изображенных на них образов, но и особым выражением, которое прописано на ликах. Это необыкновенная духовная чистота и глубокая вера.

Прекрасно подобранная палитра цветов только усиливает это ощущение.

Успенский собор в городе Владимире

Еще одной вехой творческой биографии Рублева, зафиксированной в скрупулезных летописных источниках, стала работа вместе с другими живописцами того времени над росписями Успенского Владимирского собора. Было это приблизительно в 1408 году.

Кроме росписи стен, мастера создали несколько иконописных ликов, часть из которых сегодня находится в музеях. Наследие русской хранит не только музей Андрея Рублева, но и Третьяковская галерея.

Именно в это время, по суждению искусствоведов, была написана знаменитая икона мастера под названием «Владимирская Богоматерь».

Вероятнее всего, в этом соборе монах Андрей работал уже вместе с учениками. Сегодня все желающие могут увидеть здесь часть его фресок, которые удивляют своей выразительностью и особой просветленной одухотворенностью.

Церковь Святой Троицы

Известно, что где-то в 20-х гг. 15 века монахи и Андрей Рублев (годы эти приблизительные) трудились над росписями храма который был построен над местом погребения преподобного игумена Сергия.

Храм был заложен каменный (он сохранился до сих пор). Однако фрески этого собора не сохранились до наших дней, зато и сегодня можно увидеть настоящие иконы Рублева, созданные для этой церкви. Это «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и «Крещение». По манере письма и способам изображения фигур эти иконы очень близки к стилю знаменитой «Троицы». Музей Андрея Рублева хранит эти бесценные сокровища.

Судя по летописным источникам, товарищ Андрея Рублева - монах Даниил, прозванный Черным, скончался именно в Троицкой Лавре. Здесь он и был погребен. Отец Андрей же отправился в Андроников монастырь, чтобы создать там свои последние работы.

Последние работы иконописца

По мнению ученых, последней работой мастера стала роспись церкви Спаса, которую он закончил приблизительно в 1428 году.

Долгую творческую жизнь прожил Андрей Рублев, биография художника повествует нам и о дне, часе и месте его смерти.

Скончался знаменитый русский иконописец в январе 1430 года (скорее всего, 29 января). Погребен он был в Москве, в Андрониковом монастыре (к слову сказать, именно благодаря тому, что отец Андрей Рублев нашел здесь свое последнее пристанище, этот древний монастырь не был уничтожен в советские годы).

В 1989 году, спустя сотни лет, отец Андрей был причислен русской церковью к лику святых.

Творчество Андрея Рублева: знаменитые находки в Звенигороде

Имя русского художника Древней Руси так бы и осталось преданным забвению, если бы не удивительная находка, которую сделал Игорь Грабарь. Он случайно, в тихом подмосковном городке Звенигороде, около старинного храма обнаружил удивительные иконы, которые, как оказалось впоследствии, принадлежали кисти Андрея Рублева. Причем лежала эта находка в обыкновенном сарае!

Иконы назвали «Звенигородским чином», и только спустя время стало известно, что автором их был Андрей Рублев. Кратко рассмотрим все эти работы.

Самой известной из них является икона под названием «Спас», сохранившаяся лишь частично. Но глаза Христа, обращенные к смотрящим на него людям, поражают зрителей. Можно с уверенностью сказать, что с иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишенного греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.

Все проходящие мимо этой иконы (а хранится она в Третьяковской галерее) не могут не остановить на ней своего взгляда. Там же, в Третьяковке, хранится и подлинник «Троицы». Судьба этой иконы очень интересна.

Много божественного смысла вложил в свое творение Андрей Рублев. Биография художника не может раскрыть нам секрета того, как простой русский монах смог подняться на такую высоту духовного постижения Божьего мира. Возможно, прав был Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь».

Долгие века эта икона висела в тяжелом и громоздком окладе, закрытая от всех этими драгоценностями, и только в начале прошлого века искусствоведы смогли открыть ее, очистить от наслоений многих веков и понять, что это истинный шедевр.