Кондиционер подпотолочный. Особенности напольно-потолочных кондиционеров

В позапрошлом столетии у оружейников возникла идея повысить скорострельность (следовательно, и эффективность) стрелковых образцов путем включения в конструкцию нескольких стволов. По этой схеме создавались даже револьверы, а самым известным примером является картечница (так этот пулемет назывался в России) Гатлинга. Позже идея нашла свое дальнейшее развитие, правда, применена она была по несколько другим соображениям. Примерами могут служить многочисленные системы, такие как M134 «Миниган», GAU-8/A «Эвенджер» и, конечно же, электрический пулемет «Вулкан». Мрачная слава этого оружия неразрывно связана с военной историей бурного XX столетия, в частности его второй половины.

Прообраз, изобретенный Гатлингом

Дело было в 1862 году, когда американский изобретатель по фамилии Гатлинг получил свой патент. Речь в документе, подтверждающем приоритет, шла о стреляющей системе, выпускающей до двухсот пуль в минуту. Принцип работы состоял во вращении блока, включающего шесть стволов, расположенных по кругу таким образом, что после каждого выстрела очередной патрон оказывался у следующего дульного канала, при этом казенная часть была одна. Для поворота на 60 градусов использовалась мускульная сила. По своей сути это был шестиствольный пулемет револьверного типа с осью вращения, параллельной линии выстрела, с той разницей, что вместо подачи патрона к стволу осуществлялась, напротив, подача ствола к патрону. Что же, в изяществе технического решения автору изобретения отказать трудно, хотя уже в скором времени от такого способа перемещения боеприпасов конструкторы оружия отказались, предпочтя ленточные и дисковые магазины, обеспечившие большую скорострельность и удобство перезарядки. Даже совершенствование образца Гатлинга в 1866 году дало лишь некоторое улучшение характеристик. Система продолжала оставаться громоздкой, впрочем, это не помешало ей состоять на вооружении Армии США до начала XX века.

Рождение «Вулкана»

О многоствольном оружии вспомнили в начале эпохи реактивной авиации. В условиях околозвуковых скоростей воздушный бой стал скоротечным, и обычные пушки-пулеметы просто не успевали выпустить нужное для достижения успеха количество зарядов. Они строчили не быстрее 1400 выстрелов в минуту, а простейшие расчеты указывали на то, что при наращивании темпа может расплавиться любое оружие. Пулеметы пытались охлаждать, но они все равно очень быстро расходовали свой ресурс. И тогда вспомнили про старину Гатлинга. Американская фирма «Дженерал Электрик» взяла за основу принцип многоствольности и решила проблему перегрева. Для вращения рабочего блока использовался электродвигатель. Шестиствольный образец M61 Vulcan с калибром 20 мм был принят на вооружение в 1956 году.

Многоцелевая система

Область применения нового оружия оказалась довольно широкой. Скорострельность была нелишней и для моряков, и для зенитчиков, хотя в первую очередь фирма GE выполняла заявку ВВС США. Для работы пулемет «Вулкан» требует подключения к бортовой электро- или гидросистеме корабля, самолета, вертолета, автомобиля, бронемашины или иного мобильного носителя. Он стал основой зенитных комплексов, таких как сухопутные М161 и М163 и морские «Вулкан-Фаланкс». Темп стрельбы может регулироваться в пределах до 6 тыс. выстр./мин. Система эта широко использовалась армией США и вооруженными силами других стран в различных конфликтах, в том числе во время Вьетнамской войны. Пулемет «Вулкан» устанавливался в качестве штатного вооружения вертолетов и самолетов.

Что такое «Миниган»?

В условиях локальных конфликтов американской армии требовалось оружие высокой скорострельности, но при этом достаточно компактное, чтобы его можно было монтировать на относительно небольших летательных аппаратах, таких как вертолеты «Ирокез» или «Кобра». Имели значение и другие боевые характеристики: масса боезапаса (а он требовался большой - несколько тысяч патронов, иначе и затевать все это дело смысла не имело), а также отдача, превышающая во время ведения огня у штатного образца сотню килограммов силы. Фирма GE разработала систему, стреляющую обычными винтовочными патронами стандарта НАТО (7,62 мм), что значительно снизило вес. По своей сути это был все тот же пулемет «Вулкан», только поменьше размерами и облегченный.

А как же у нас?

Советские оружейники внимательно следили за достижениями американских коллег, но предпочитали действовать по-своему. Копировать шестиствольный пулемет в СССР сочли излишним. Пушка ГШ-23 (цифра - это калибр в мм) легче «Вулкана» вдвое, при этом она может выпускать до 3-4 тыс. зарядов в минуту, чего обычно вполне довольно. Есть и более тяжелый 30-миллиметровый вариант ГШ-30, коим вооружены самолеты Су-25 и вертолеты Ми-24П. Кстати, обе пушки двуствольные.

Отечественные оружейники применили вращающиеся блоки в конструкции пулеметов ЯкБ-12.7 и ГшГ-7.62 (цифры означают то же самое), но и в этом случае стволов меньше - всего четыре. И, наконец, о шестиствольных советских пушках ГШ-6-23, разработанных для Миг-27 и корабельных зенитных комплексов АК-230 и АК-630. Их темп стрельбы несколько превосходит вулкановский - он составляет 10 тыс. выстр./мин.

Кстати, отечественным системам внешний источник питания не требуется, вращение ствольных блоков осуществляет энергия пороховых газов.

Игрушки и кино

Шестиствольный монстр так и просится в руки голливудского героя из блокбастера, но этот режиссерский ход обусловлен лишь буйной фантазией. Даже если отбросить такую условность, как необходимость источника электропитания (27В, 400А, что в пересчете на понятную всем мощность составляет 4 л. с.), то остается еще масса боезапаса, а это примерно 25 кг в минуту. Да еще и отдача… В общем, от «Вулкана» в руках толку, как от журавля в небе.

Но отчаиваться не стоит, место подвигу в жизни есть всегда. Можно просто купить нерф-пулемет «Вулкан» (он обычно продается в отделе игрушек и спортивных аксессуаров). Ну и, конечно же, не обошли вниманием М61 и разработчики компьютерных стрелялок.

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Таковой тип орудия, с высочайшими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прототипом для сотворения первого эталона шестиствольного М61 Vulcan послужил германский 12-ти ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в базе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга. Пользуясь этой схемой была сотворена отлично равновесная конструкция многоствольного пулемета с блоком крутящихся стволов, при этом все нужные операции производились за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan - это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное остывание ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

custom_block(1, 80009778, 1555);

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены 2-ух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы ворачиваются назад в магазин при помощи возвратимого сборочного потока.

Конвейерные ленты располагаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной - 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, крутится же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, меж витками которого размещены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с обратной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые потом размещаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Таковой тип привода не просит установки газового регулятора и не опасается осечек.

custom_block(1, 70988345, 1555);

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

custom_block(5, 5120869, 1555);

Навесные самолетные установки для пушки М61

Сначала 1960 годов компанией General Electric было принято решение сделать особые навесные контейнеры (навесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две варианты ППУ - SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция навесных пушечных установок обеих моделей имеет схожие габаритные размеры корпуса (длина - 5,05 м, поперечник - 0,56 м) и унифицированные 762-мм навесные узлы, дозволяющие устанавливать таковой пулемет в ППУ на самые разные модели боевых самолетов. Соответствующим различием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде составляет - 785 кг, вес без снаряжения - 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электронный стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде - 780 кг, вес без снаряжения - 489 кг.

Пулемет в навесном контейнере зафиксирован и закреплен бездвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня либо зрительный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Главные тактико-технические свойства Вулкана М61

  • Общая длина пушки - 1875 мм.
  • Длина ствола - 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan - 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) - 190 кг.
  • Скорострельность - 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы - 4000 выстр/мин.
  • Исходная скорость калиберного/подкалиберного снарядов - 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность - 5,3 МВт.
  • Время выхода до наибольшего темпа стрельбы - 0,2 - 0,3 секунды.
  • Живучесть - около 50 тыщ выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в текущее время установлена на истребителях - «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Автоматическое устройство-часовой Nerf Vulcan

Студент из Германии Михельсон используя пользующуюся популярностью игрушечную пушку-бластер Nerf системы Vulcan сконструировал достаточно смешное, но очень полезное автоматическое устройство, отлично подходящее для защиты местности.

При помощи нескольких дополнительных приводов, обычный электроники и компьютерных программ, оружие-сторож Нерф умеет автоматом распознать, отследить цель, а потом и поразить ее. При всем этом обладатель орудия может находится в укрытии.

Ударно-спусковой механизм механизированного устройства Нерф Вулкан подключается к ноутбуку и аппаратно-программному средству (интегральная схема) Arduino Uno с процессорами. Его срабатывание происходит тогда, когда следящая и сканирующая местность вокруг веб-камера, фиксирует движение ненужного объекта. При всем этом веб-камера устанавливается на фронтальной панели ноутбука, а компьютерная программка настраивается на движение.

Идея многоствольного скорострельного оружия возникла еще в XV веке и нашла свое воплощение в некоторых образцах того времени. При очевидном достоинстве такой тип пушек не прижился и являлся, скорее, экзотической иллюстрацией хода конструкторской мысли, чем реальной эффективной системой для стрельбы.

В XIX веке изобретатель Р. Гатлинг из Коннектикута, занимавшийся сельскохозяйственной техникой, а позже ставший врачом, получил патент на «револьверно-батарейное ружье». Он был добрым человеком и полагал, что, получив столь страшное оружие, человечество опомнится и, убоявшись многочисленных жертв, вовсе перестанет воевать.

Главное новшество в многоствольнике Гатлинга заключалось в использовании силы гравитации для автоматической подачи патронов и экстракции гильз. Наивный изобретатель и предположить не мог, что его детище станет прообразом суперскорострельного пулемета середины и второй половины XX века.

Развитие технической мысли после Корейской войны привело к появлению нового оружия для авиации. Стремительные скорости МиГов и «Сейбров» оставляли пилотам слишком мало времени для тщательного прицеливания, а количество пушек и пулеметов не могло быть очень большим. Скорострельность была ограничена тем фактом, что стволы перегревались. Выходом из этого инженерного тупика стал шестиствольный пулемет «Вулкан» М61, поспевший как раз к новой бойне, Вьетнамской войне.

С каждым десятилетием продолжительность боевого контакта между противниками сокращается. Тот, кто успел выпустить больше зарядов и начал стрелять первым, имеет больше шансов выжить. Механические устройства в такой обстановке просто не могут справиться, поэтому пулемет «Вулкан» оснащен электроприводом мощностью 26 kW, вращающим стволы, выпускающие 20-мм снаряды по очереди, а также электрическую систему воспламенения капсюлей. Такое решение позволяет вести огонь со скоростью до 2000 выстрелов в минуту, а в режиме «турбо» - 4200.

Пулемет «Вулкан» довольно массивен и предназначен в первую очередь для авиации, хотя может использоваться и в наземных системах ПВО. Первоначально он устанавливался на «Старфайтерах» фирмы "Локхид", но в дальнейшем им стали оснащать штурмовики А-10. В качестве дополнительного артиллерийского контейнера его подвешивали и под фюзеляж Фантома F-4, после того как выяснилось, что при маневренном воздушном бое одними ракетами не обойтись. Вес 190 кг - не шутка, и это еще без боекомплекта, который при такой скорострельности требуется немалый, поэтому детские игрушки нерф-пулемет «Вулкан», стреляющие стрелами, с прообразом имеют мало общего.

В обслуживании это оружие относительно несложно, конструкция сделана максимально практично. Чтобы зарядить пулемет «Вулкан», нужно его снять, но сделать это просто. Проблемы возникали в 50-е годы, когда производились изыскательские работы. Большое количество снарядов создают мощную отдачу, следствием которой становились трудности с пилотированием.

В СССР к созданию многоствольного авиационного вооружения приступили на добрый десяток лет позже, чем в США. Ответом на пулемет «Вулкан» стали зенитные автоматические пушки 6К30ГШ, АК-630М-2 и другие образцы артиллерийских установок, обладающие высокой плотностью огня. Некоторые усовершенствования, касающиеся создания начального и рабочего вращающих моментов, обеспечивают определенные технические и эксплуатационные преимущества, однако в основе конструкции лежит все тот же принцип Гатлинга.

7,62-мм шестиствольный авиационный пулемет М134 «Миниган» (в ВВС США имеет обозначение GAU -2 B / A ) разработан в начале 1960-х годов компанией «Дженерал электрик». При его создании был применен целый рад нетрадиционных решений, ранее не использовавшихся в практике конструирования стрелкового оружия.

Во-первых, для достижения высокого темпа стрельбы применена схема многоствольного оружия с вращающимся блоком стволов, использующаяся только в авиационных пушках и скорострельных зенитных автоматах. В классическом одноствольном оружии темп стрельбы – 1500 – 2000 выстрелов в минуту. При этом ствол сильно нагревается и быстро выходит из строя. Кроме того, необходимо за очень маленький промежуток времени перезарядить оружие, что требует высоких скоростей движения частей автоматики и приводит к уменьшению живучести системы. В многоствольном оружии операции перезаряжания каждого ствола совмещены по времени (из одного ствола производится выстрел, из другого извлекается стреляная гильза, в третий досылается патрон и так далее), что позволяет сделать интервал между выстрелами минимальным и в то же время не дает стволам перегреваться.

Во-вторых, для привода в действие механизмов автоматики выбран принцип использования энергии от постороннего источника. При такой схеме затворная рама приводится в движение не энергией выстрела, как в традиционных двигателях автоматики (с отдачей затвора, ствола или отводом пороховых газов), а с помощью внешнего привода. Основное преимущество такой системы – высокая живучесть оружия, обусловленная плавным движением подвижных частей автоматики. Кроме того, практически отсутствует проблема распатронивания боеприпасов при сильных ударах звеньев автоматики, которые возникают в высокотемпном оружии. В 1930-е годы с этой проблемой столкнулись разработчики скорострельного пулемета ШКАС, вследствие чего специально для него был создан и принят на вооружение 7,62-мм патрон с упроченной конструкцией.

Другое преимущество внешнего привода – упрощение устройства самого оружия, в котором отсутствуют возвратные пружины, газовый регулятор и ряд других механизмов. Во внешнеприводном оружии значительно легче регулировать скорострельность, что крайне важно для авиационного оружия, часто имеющего два режима стрельбы – как с низким темпом (для огня по наземным целям), так и с высоким (для борьбы с воздушными целями). И, наконец, достоинство схемы с приводом от постороннего источника в том, что при осечке патрон автоматически извлекается затвором и выбрасывается из оружия. Однако мгновенно открыть огонь из такого оружия нельзя, поскольку всегда нужно некоторое время на раскрутку блока стволов и выхода на требуемую скорость его вращения. Другой недостаток – необходимо специальное устройство для предотвращения выстрела при не вполне запертом затворе.

Идея создания многоствольных систем далеко не нова. Первые их образцы появились еще до изобретения автоматического оружия. Сначала появились двуствольные, трехствольные, четырехствольные ружья и пистолеты, а в середине XIX века были созданы так называемые картечницы – огнестрельное оружие, полученное наложением нескольких стволов на один лафет. Число стволов картечниц менялось то 5 до 25, а их скорострельность достигала невиданной по тем временам цифры – 200 выстрелов в минуту. Наибольшую известность получили картечницы Гатлинга, названные так по имени американского изобретателя Ричарда Джордана Гатлинга. Кстати, сегодня в США все образцы огнестрельного оружия, выполненные по многоствольной схеме с вращающимся блоком стволов, носят название пушек Гатлинга.

После окончания Второй Мировой войны скорострельность лучших образцов авиационных одноствольных пулеметов достигла 1200 выстрелов в минуту («Браунинг» М2). Основным путем наращивания огневой мощи авиации стало увеличение числа огневых точек, которое достигло на истребителях 6–8. Для вооружения бомбардировщиков использовались громоздкие сдвоенные установки, представляющие собой спарки из двух обычных пулеметов (DA-2, MG81z). Появление в послевоенный период скоростной реактивной авиации потребовало создания систем стрелково-пушечного вооружения, обладавших более высокой скорострельностью.

В июне 1946 года американская компания «Дженерал электрик» начала работу над проектом «Вулкан». К 1959 году было создано несколько опытных образцов многоствольной пушки Т45 под боеприпасы различных калибров: 60, 20 и 27 мм. После тщательных испытаний образец калибра 20 мм был отобран для дальнейшего развития и получил обозначение Т171. В 1956 году Т171 была принята на вооружение сухопутных войск и ВВС США под наименованием М61 «Вулкан».

Пушка представляла собой образец автоматического оружия с приводом от постороннего источника. Для раскручивания блока из 6 стволов и привода в действие механизмов автоматики использовался гидравлический привод или сжатый воздух. Благодаря такой конструктивной схеме максимальный темп стрельбы из пушки достигал величины 7200 выстрелов в минуту. Был предусмотрен механизм для регулирования темпа стрельбы от 4000 до 6000 выстрелов в минуту. Воспламенение порохового заряда в боеприпасе осуществлялось электрокапсюлем.

Несколько позже пушка «Вулкан» была модернизирована – появилась беззвеньевая система подачи боеприпасов. Был также разработан 30-мм вариант 6-ствольной пушки под обозначением М67, но он не получил дальнейшего развития. Судьба М61 оказалась более удачной, пушка вскоре стала (и служит до сих пор) основным образцом авиационного пушечного вооружения ВВС США и многих других государств.

Были разработаны варианты пушки для зенитных буксируемых (М167) и самоходных (М163) установок, а также корабельный вариант «Вулкан-Фаланкс» для борьбы с низколетящими самолетами и противокорабельными ракетами. Для оснащения вертолетов фирма «Дженерал электрик» разработала облегченные варианты пушки М195 и М197. Последняя из них имела три, а не шесть стволов, в результате темп стрельбы уменьшился вдвое – до 3000 выстрелов в минуту. Последователями «Вулкана» стали тяжелая 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A «Авенджер» и ее облегченный пятиствольный 25-мм вариант GAU-12/U «Эквалайзер», предназначенные для вооружения соответственно штурмовиков А-10 «Тандерболт» и истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета AV-8 «Харриер».

Несмотря на успех пушки «Вулкан», она была малопригодна для вооружения легких вертолетов, которые стали в больших количествах поступать на вооружение американской армии во время вьетнамской войны. Поэтому первоначально в систему вооружения вертолетов американцы включали либо слегка измененные варианты обычного 7,62-мм пехотного пулемета М60, либо легкие 20-мм авиационные пушки М24А1 и 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы «Браунинг» М2. Однако ни пехотные пулеметы, ни обычные пушечные и пулеметные установки не позволяли получить плотность огня, необходимую для авиационного оружия.

Поэтому в начале 1960-х годов компания «Дженерал электрик» предложила принципиально новый образец авиационного пулемета, использовавший принцип Гатлинга. Шестиствольный «Миниган» был разработан на основе проверенной схемы пушки М61 и внешне очень напоминал ее уменьшенную копию. Вращающийся блок стволов приводился в движение внешним электрическим приводом, получавшим питание от трех 12-вольтовых батарей. В качестве боеприпаса использовался стандартный 7,62-мм винтовой патрон NATO (7,62×51).

Темп стрельбы из пулемета мог быть переменным и обычно варьировал в диапазоне от 2000 до 4000–6000 выстрелов в минуту, но при необходимости мог быть снижен и до 300 выстрелов в минуту.

Производство M134 «Миниган» было развернуто в 1962 году на заводе «Дженерал электрик» в г. Берлингтон, где выпускалась и пушка «Вулкан».

Конструктивно пулемет M134 состоит из ствольного блока, ствольной коробки, роторного блока и затворного блока. Шесть 7,62-мм стволов вставлены в роторный блок, и каждый из них фиксируется поворотом на 180 градусов. Стволы соединены между собой специальными обоймами, предохраняющими их от смещения и также предназначенными для уменьшения вибрации стволов при стрельбе. Ствольная коробка представляет собой цельную отливку, внутри которой находится вращающийся роторный блок. В ней также размещены приемник, крепежные цапфы и рукоятка управления. На внутренней поверхности ствольной коробки имеется эллиптический паз, в который заходят ролики затворов.

Роторный блок – главный элемент оружия. Он крепится в ствольной коробке при помощи шарикоподшипников. Передняя часть роторного блока удерживает шесть стволов. В боковых частях ротора – шесть пазов, в которые помещаются шесть затворов. Каждый паз имеет S-образный вырез, который предназначен для взведения ударника и производства выстрела Запирание канала ствола осуществляется поворотом головки затвора. Роль экстрактора играют боевая личинка и стебель затвора.

Ударник подпружиненный, имеет специальный выступ, взаимодействующий с S-образным вырезом на роторном блоке. Затворы, помимо поступательного движения по пазам роторного блока, вращаются вместе с ротором.

Механизмы пулемета действуют следующим образом. Нажатие на спусковую кнопку на левой стороне рукоятки управления вызывает вращение роторного блока со стволами в направлении против часовой стрелки (если смотреть с казенной части оружия). Как только ротор начинает раскручиваться, ролик каждого затвора приводится в движение за счет эллиптического паза на внутренней поверхности ствольной коробки. В результате затворы движутся по пазам роторного блока, поочередно производя захват патрона из подающих пальцев приемника. Далее под действием ролика затвор досылает патрон в патронник. Головка затвора, взаимодействуя с пазом в затворе, поворачивается и запирает ствол. Ударник под действием S-образного паза взводится и в крайнем переднем положении затвора освобождается, производя выстрел.

Выстрел происходит из ствола, находящегося в положении, соответствующем положению «12 часов» часовой стрелки.

Эллиптический паз в ствольной коробке имеет специальный профиль, который не позволяет произвести отпирание до того момента, пока пуля не покинет ствол и давление в стволе не достигнет безопасного значения. После этого ролик затвора, двигаясь в пазе ствольной коробки, возвращает затвор назад, отпирая ствол. Затвор при движении назад извлекает стреляную гильзу, которая отражается из ствольной коробки. Когда роторный блок повернется на 360 градусов, цикл работы автоматики повторяется.

Боекомплект пулемета составляет обычно 1500–4000 патронов, соединенных звеньевой лентой. Если длина свисающей ленты достаточно велика, ставится дополнительный привод для подачи патронов к оружию. Возможно использование схемы беззвеньевой подачи боеприпасов.

Системы вооружения вертолетов, использующие M134, отличались крайним разнообразием. «Миниган» мог устанавливаться и в проеме сдвигающейся боковой двери вертолета, и на дистанционно управляемых треугольных установках (в носовой части, как на АН-1 «Хью Кобра», либо на бортовых пилонах, как на UH-1 «Хьюи»), и в неподвижных подвесных контейнерах. M134 оснащались многоцелевые UH-1, UH-60, легкие разведывательные ОН-6 «Кейюс», ОН-58А «Кайова» и вертолеты огневой поддержки АН-1, АН-56, АСН-47. Во время вьетнамской войны были известны случаи, когда «Миниган» в полевых условиях переделывался в станковое оружие.

В ВВС США 7,62-мм пулемет «Миниган» использовался для вооружения легких штурмовиков типа А-1 «Скайрейдер» и А-37 «Дрэгонфлай», предназначенных для ведения противоповстанческих действий. Кроме того, им оснащались самолеты огневой поддержки сил специального назначения «Ганшип», представляющие собой переоборудованные военно-транспортные самолеты (С-47, С-119, С-130), оснащенные целой артиллерийской батареей, включающей 105-мм пехотную гаубицу, 40-мм пушку, 20-мм пушки «Вулкан» и «Миниганы». Стрельба из бортового оружия «Ганшипа» ведется не как обычно – по курсу самолета, а перпендикулярно относительно направления полета ().

В 1970–1971 гг. была создана малокалиберная модификация «Минигана» под патрон калибра 5,56 мм. Пулемет ХМ214 также имел внешний электрический привод, обеспечивавший темп стрельбы 2000–3000 выстрелов в минуту и напоминал уменьшенную копию M134. Однако этот образец не оказался таким удачным, как его прототип, и не получил дальнейшего развития.

Схема «Минигана» с вращающимся блоком стволов использовалась для создания модулей пулеметов более крупного калибра. В середине 1980-х годов «Дженерал электрик» разработала новый авиационный многоствольный пулемет калибра 12,7 мм, получивший обозначение Gecal-50. Пулемет разработан в двух вариантах: в шестиствольном (базовом) и трехствольном. Максимальный темп стрельбы – 4000 выстрелов в минуту при звеньевой подаче и 8000 – при беззвеньевой. Стрельба ведется стандартными 12,7-мм американскими и натовскими патронами с осколочно-фугасно-зажигательными, бронебойно-зажигательными и практическими пулями. В отличие от «Минигана» Gecal-50 используется не только для вооружения вертолетов, но и наземных боевых машин.

В СССР для замены крупнокалиберного пулемета А-12,7, с начала 1950-х являвшегося единственным образцом стрелкового вооружения вертолетов (Ми-4, Ми-6, Ми-8 и Ми-24А), конструкторами ЦКИБ СОО Б.А. Борзовым и П.Г. Якушевым был создан новый многоствольный пулемет. Образец, получивший обозначение ЯкБ-12,7, поступил на вооружение в 1975 году ().

ЯкБ-12,7, как и «Миниган», имел вращающийся блок из четырех стволов, обеспечивающий темп стрельбы 4000–45000 выстрелов в минуту. Для пулемета были разработаны специальные двухпульные патроны 1СЛ и 1СЛТ, однако для стрельбы можно использовать и обычные 12,7-мм боеприпасы с пулями Б-32 и БЗТ-44. ЯкБ-12,7 мог устанавливаться в носовых подвижных установках НСПУ-24 боевых вертолетов Ми-24Б, В и Д, а также в подвесных установках ГУВ-8700 (Ми-24, Ка-50 и Ка-52).

Сегодня пулеметы уступили свое место на борту боевых вертолетов автоматическим пушкам калибра 25–30 мм, часто унифицированным с пушечным вооружением боевых машин пехоты. Это связано с тем, что для поражения на поле боя бронированной техники противника вертолетам огневой поддержки требовалось более мощное оружие, чем пулеметные установки. В тактике действий армейской авиации появились новые понятия: «воздушный бой между вертолетами», «воздушный бой между вертолетом и самолетом», что также требовало увеличения огневой мощи вертолетов.

Однако говорить о кончине авиационного пулеметного вооружения еще рано. Существует несколько областей боевого использования многоствольных авиационных пулеметов, где им нет конкуренции.

Во-первых, это вооружение авиации сил специального назначения, предназначенной для решения разведывательных, диверсионных, поисково-спасательных и антитеррористических операций. Легкий многоствольный пулемет калибра 7,62–12,7 мм – здесь идеальное и высокоэффективное средство для борьбы с незащищенной живой силой противника и для задач самообороны. Поскольку операции такого рода часто проводятся в тылу противника, немаловажное значение имеет и взаимозаменяемость боеприпасов авиационного и пехотного оружия.

Вторая задача – самооборона. С этой целью пулеметами вооружаются транспортно-десантные, многоцелевые, разведывательные, поисково-спасательные вертолеты, для которых огневая поддержка не является главной задачей. Многоствольные пулеметы могут использоваться не только в авиации, но и на наземных машинах (зенитная система «Авенджер» с 12,7-мм пулеметом Gecal-50), а также для защиты кораблей и судов.

И, наконец, многоствольный пулемет с успехом может быть применен для установки на легких учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетах, несущих ограниченную боевую нагрузку. Кстати, многие развивающиеся страны, не имеющие возможности приобретать современные дорогостоящие боевые самолеты, проявляют большой интерес к закупке таких самолетов. Оснащенные легким вооружением, они используются в качестве истребителей и штурмовиков.

Сравнительные тактико-технические характеристики пушки М61А1 и пулемета М134 «Миниган»

Характеристика

М81А1

«Вулкан»

M 134

«Миниган»

Год принятия на вооружение

Калибр, мм

Число стволов

Начальная скорость снаряда (пули), м/с

Масса снаряда (пули), г

Дульная энергия, кДж

Масса секундного залпа, кг/с

Темп стрельбы, в/мин

Удельная мощность, кВт/кг

Масса, кг

Живучесть (кол-во выстрелов)

ОТ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА

У неискушенного читателя может сложиться мнение о том, что Россия отстает от Запада в области создания многоствольного скорострельного стрелкового оружия. Однако это далеко не так. Еще в 1937 году на Ковровском оружейном заводе было развернуто серийное производство 7,62-мм одноствольных пулеметов Савина–Норова, производивших 3000 выстрелов в минуту. Одноствольный 7,62-мм пулемет, разработанный конструктором Юрченко и выпущенный на том же заводе небольшой серией, имел темп стрельбы 3600 выстрелов в минуту.

Во Второй Мировой войне в немецкой армии использовался пехотный пулемет MG-42, темп стрельбы которого составлял 1400 выстрелов в минуту. Состоявший тогда же на вооружении Красной Армии 7,62-мм авиационный пулемет ШКАС позволял делать 1600 выстрелов в минуту. Популярности этого пулемета способствовали напористость его авторов и личная к ним симпатия Сталина и Ворошилова. На самом деле пулемет ШКАС не самый лучший скорострельный пулемет тех времен. По схеме автоматики – самый обычный, но форсированный до предела образец. Скорострельность его сдерживалась проблемой «распатронирования»*. В отличие от ШКАСа, пулеметы Савина–Норова и Юрченко конструировались с учетом высокого темпа стрельбы, и проблема «распатронирования» их практически не касалась.

К началу Второй Мировой авиационное вооружение калибра 7,62 мм было признано неэффективным. На советских истребителях той эпохи устанавливались автоматические пушки калибров 23, 37 и 45 мм. Самолеты немецкого «Люфтваффе» имели на вооружении три типа мощных 30-мм пушек. Американские истребители «Кобра» – 37-мм автоматическую пушку.

Многоствольное оружие, отличающееся вращающимся блоком стволов, было создано еще в середине XIX века американцем Гатлингом. По прошествии времени стрелковое оружие типа гатлинговского было возрождено советскими конструкторами в середине тридцатых годов, в частности ковровским оружейником И.И. Слостиным. В 1936 году был создан 7,62-мм пулемет с восьмиствольным блоком стволов, который вращался отводимыми из стволов газами. Темп стрельбы пулемета Слостина достигал 5000 выстрелов в минуту.

В то же время тульский конструктор М.Н. Блюм разработал пулемет с блоком из 12 стволов. Советские образцы многоствольного оружия отличались тем, что вместо внешнего ручного или электрического привода они приводились в действие пороховыми газами, отводимыми из каналов стволов. Тогда это направление нашими конструкторами было заброшено, поскольку военные не проявили к нему интереса.

Во второй половине пятидесятых годов в НИИСПВА (НИИ стрелково-пушечного вооружения авиации) был получен американский открытый журнал с кратким сообщением о некоем опытном американском образце 20-мм оружия. Там же сообщалось, что при стрельбе очередями отдельные выстрелы совершенно не различимы. Эту информацию расценили как зарубежную попытку возрождения системы Гатлинга на современном уровне. Советские оружейники – конструктор Василий Петрович Грязев и ученый Аркадий Григорьевич Шипунов, тогда двадцатишестилетние ведущие инженеры, а ныне академики и профессора, приступили к созданию отечественного аналога. При этом теоретически обосновали, что такое оружие с газоотводным приводом автоматики будет много легче американского электроприводного. Практика доказала справедливость этого предположения.

Из Вьетнама поступила трофейная американская авиапушка «Вулкан» (20 мм). На опыте убедились, что по сравнению с нашей, более мощной шестиствольной АО-19 (23 мм) американский «Вулкан» выглядел громоздким крокодилом.

В.П. Грязев и А.Г. Шипунов разрабатывали новые образцы 23-мм и 30-мм многоствольных пушек, создавая различные их варианты – авиационные, морские и сухопутные возимые.

Под 7,62-мм винтовочный патрон в СССР создан лишь один вертолетный четырехствольный электроприводной пулемет – ГШГ-7,62. Единоличным конструктором его является друг юности автора настоящей экспертной оценки, Евгений Борисович Глаголев, ведущий конструктор тульского КБП.

К созданию пехотного варианта подобного оружия военные заказчики интереса так и не проявили.

Рекордная разработка оружия с вращающимся блоком стволов принадлежит старшему инженеру НИИ-61 Ю.Г. Журавлеву. Его макет 30-мм авиапушки с приводом шестиствольного блока реактивным двигателем показал темп стрельбы 16 тысяч выстрелов в минуту! Правда, блок стволов не выдержал такого режима. Центробежная сила раскручиваемого блока разорвала его уже на 20-м выстреле.

Наряду с этим хочется отметить, что мнение редакции журнала не во всем совпадает с мнением автора статьи.

Эксперт-консультант Дмитрий Ширяев

* «Распатронярование» – демонтаж или деформация патрона в результате ударов и инерционных перегрузок при движении его в пределах оружия.


Авиационная пушка ГШ-6-23 остается непревзойденной более 40 лет

«Чуть опускаешь нос машины, аккуратно доворачиваешь на цель так, чтобы она легко ловилась в марку прицела. Нажимаешь на гашетку на долю секунды и возникает такое ощущение, будто самолет трясет гигант, но хорошо видно, как к земле летит огненный смерч. В этот момент находящемуся там врагу, хоть и условному, не позавидуешь», – поделился с «Военно-промышленным курьером» своими впечатлениями от применения шестиствольной авиационной пушки ГШ-6-23 летчик отечественных ВВС.

ГШ-6-23М калибра 23 миллиметра со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту была разработана двумя великими отечественными конструкторами-оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым еще в начале 70-х. С момента принятия «шестиствольной ГШ» на вооружение в 1974 году ее носителями стали легендарные фронтовые бомбардировщики Су-24 и не менее известные сверхзвуковые тяжелые перехватчики Миг-31.

От «картечницы» до «Вулкана»

В середине 50-х годов, когда на вооружение истребителей начали поступать первые самонаводящиеся , такие как американская AIM-9 «Сайдвиндер», авиационные эксперты заговорили о том, что от пулеметов и пушек на боевых самолетах в ближайшем времени придется отказаться. Во многом такие выводы основывались на опыте прошедшей корейской войны, где впервые массово сражались реактивные истребители. С одной стороны это были советские МиГ-15, с другой – американские F-86 «Сейбр», F9F «Пантера» и т. д. МиГам, вооруженным тремя пушками, зачастую не хватало скорострельности, а «Сейбрам» – дальности стрельбы, иногда еще и могущества шести 12,7-мм пулеметов, которыми они располагали.

" Идея Шипунова и Грязева обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр ”

Примечательно, что новейший по тем временам американский палубный истребитель F-4В «Фантом-2» имел только ракетное вооружение, в том числе сверхсовременные AIM-7 «Спэрроу» среднего радиуса действия. На адаптированные для нужд ВВС США F-4C пушки также не устанавливались. Правда, во Вьетнаме «Фантомам» первоначально противостояли имевшие только пушечное вооружение советские МиГ-17, на которых вьетнамские пилоты стремились вести ближний воздушный бой, чтобы не попасть под удар управляемых ракет.

В «собачьих схватках», как на западном авиационном сленге называются такие бои, американским асам не всегда помогали и считавшиеся на то время лучшими ракеты AIM-9 ближнего радиуса действия с тепловой головкой самонаведения. Поэтому командованию военно-воздушных сил, а также авиации ВМС и Корпуса морской пехоты пришлось срочно разрабатывать новые тактические приемы борьбы с вьетнамскими истребителями, прежде всего довооружить «Фантомы» подвесными пушечными контейнерами с 20-мм шестиствольными авиационными пушками М61 «Вулкан». А вскоре в ВВС США поступил истребитель F-4E. Одним из основных отличий новой модели стал штатно установленный в носовой части шестиствольный «Вулкан».

В ряде недавно опубликованных исследований, посвященных воздушной войне во Вьетнаме, утверждается, что решение вооружить «Фантом-2» пушечной установкой вызвано не необходимостью борьбы с вьетнамскими МиГами, а желанием сделать истребитель более приспособленным для ударов по наземным целям. Для беспристрастной оценки стоит обратиться к цифрам. По данным Пентагона, за все время войны в Юго-Восточной Азии пушечным вооружением американских истребителей было сбито от 39 до 45 вьетнамских истребителей, включая сверхзвуковые МиГ-19 и МиГ-21. А всего, по подсчетам американских военных историков, Северный Вьетнам потерял 131 МиГ, так что на авиационные пушки приходится 35–40 процентов от общего количества машин, сбитых летчиками США.

Как бы там ни было, именно с появления в строю F-4E «Фантом-2» пушечное вооружение, отвергнутое в конце 50-х, начало возвращаться в арсенал истребителей, истребителей-бомбардировщиков, разведчиков и других машин.

Одной из самых массовых в арсенале западных ВВС стала уже упомянутая М61 «Вулкан». Примечательно, что американский истребитель пятого поколения F-22 «Лайтнинг» также вооружен этой шестиствольной пушкой, хотя и специально модернизированной.

Разработавшая и выпускающая «Вулкан» американская фирма «Дженерал электрик» до этого никогда не занималась образцами стрелкового . Более того, основным направлением деятельности компании всегда было электрическое оборудование. Но сразу после Второй мировой войны американские ВВС открыли перспективную тему по созданию авиационных пушек и пулеметов, скорострельность которых должна была составлять не менее 4000 выстрелов в минуту, при этом от образцов требовались достаточная дальнобойность и высокая кучность при ударах по воздушным целям.

В традиционных схемах стрелкового оружия реализовать такие запросы заказчика было достаточно проблематично. Здесь приходилось выбирать: либо высокая точность, дальность стрельбы и кучность, либо скорострельность. Как один из вариантов решения разработчики предложили адаптировать под современные требования так называемую картечницу Гатлинга, использовавшуюся в США еще во время их Гражданской войны. В основе этой конструкции лежала разработанная доктором Ричардом Гатлингом аж в 1862 году схема 10-ствольного вращающегося блока.

Как ни удивительно, несмотря на участие в конкурсе именитых разработчиков и производителей вооружений, победа досталась «Дженерал электрик». При реализации схемы Гатлинга стало понятно, что самая важная часть новой установки – внешний электрический привод, вращающий блок стволов, а с его разработкой, имея богатый опыт, «Дженерал электрик» справилась лучше своих конкурентов.

В июне 1946 года фирма, защитив проект перед специальной комиссией ВВС США, получила контракт на реализацию своей схемы в «железе». Это был уже второй этап создания новых авиационных стрелковых систем, где также должны были принять участие фирмы «Кольт» и «Браунинг».

В ходе исследований, испытаний и опытно-конструкторских работ фирме пришлось поэкспериментировать с количеством стволов (в разное время оно варьировалось от 10 до 6), а также с калибрами (15,4 мм, 20 мм и 27 мм). В результате военным была предложена шестиствольная авиационная пушка калибра 20 миллиметров, с максимальной скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, выпускающая 110-граммовые снаряды со скоростью свыше 1030 метров в секунду.

Ряд западных исследователей утверждают, что выбор в пользу калибра 20 миллиметров был обусловлен возникшим в начале 50-х годов требованием заказчика – ВВС США, посчитавших, что пушка должна быть достаточно универсальной, одинаково пригодной для ведения прицельного огня как по воздушным, так и по наземным целям.

27-мм снаряды хорошо подходили для стрельбы по земле, но при их использовании резко падала скорострельность и повышалась отдача, а проведенные позже испытания показали и относительно невысокую точность пушки такого калибра при стрельбе по воздушным целям.

Снаряды калибра 15,4 миллиметра имели слишком низкое могущество против предполагаемого противника на земле, но пушка с такими боеприпасами обеспечивала хорошую скорострельность, правда, при недостаточной дальности для ведения воздушного боя. Так что разработчики из «Дженерал электрик» остановились на компромиссном калибре.

Шесть стволов принятой на вооружение в 1956 году пушки М61 «Вулкан» вместе с затворами были концентрично собраны в единый, расположенный в общем кожухе блок, вращавшийся по часовой стрелке. За один оборот каждый ствол последовательно перезаряжался, а из ствола, находящегося в этот момент наверху, производился выстрел. Работала вся система за счет внешнего электрического привода мощностью 26 кВт.

Правда, военных не совсем удовлетворяло то, что масса пушки в итоге получилась почти 115 килограммов. Борьба за снижение веса продолжалась долгие годы, и в результате внедрения новых материалов установленная на F-22 «Рэптор» модель М61А2 весит чуть более 90 килограммов.

Примечательно, что в настоящее время в англоязычной литературе все стрелковые системы с поворотным блоком стволов называются Gatling-gun – «Пушка (орудие) Гатлинга».

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик. Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстрелов в минуту в патронном ящике в считаные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

В цель, но не сразу

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской , для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 килограммов.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 килограммов, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Рождение легенды

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 килограммов. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.