Муниципальные налоги. Доходы администрации муниципального образования от продажи недвижимости не учитываются при расчете базы по налогу на прибыль Какое имущество освобождается от налога на имущество

Гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н . В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств .

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям и ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями и ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи и НК РФ).

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Здравствуйте!

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщикаминалога на имуществоиземельного налога(земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования). Особенностью здесь является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Фактически налогоплательщиком в данном случае выступает само государство - Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, однако это не освобождает учреждение соблюдать требования, предъявляемые к налогоплательщику, которым в данном случае является юридического лицо, на балансе которого числиться соответствующее имущество.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организации для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При этом согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике учреждения.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 <Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>) материалы дела свидетельствуют о том, что совет сельского поселения является представительным органом местного самоуправления, осуществляющим публичные функции от имени муниципального образования. Имущество совета сельского поселения, в частности легковой автомобиль, мебель и компьютерная техника, находящееся в муниципальной собственности, используется советом сельского поселения исключительно для осуществления публичных функций, определенных уставом муниципального образования. В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций. Совет сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица - учреждения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и учитываемое в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на балансе в качестве основных средств, признается объектом обложения налогом на имущество организаций.

Поэтому непредставление советом сельского поселения налоговой декларации в срок, установленный пунктом 3 статьи 386 НК РФ, является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 Кодекса. В связи с изложенным решение налогового органа о привлечении совета сельского поселения к налоговой ответственности является правомерным. Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции оставил в силе.

В связи с этим налоговую декларация подавать придется.


Местные или муниципальные налоги устанавливаются и действуют на территории конкретного муниципального образования. Поступают такие налоги в муниципальный бюджет, и они обязательны к уплате. Размер налоговых ставок определяют власти муниципального образования в соответствии с НК РФ. Эти же структуры устанавливают сроки и порядок уплаты налогов, а также систему льгот и схему ее применения для налогоплательщиков.

Основные виды муниципальных налогов

В перечне местных налогов приоритетными и общеобязательными являются:
Земельный налог;
Налог на муниципальное имущество;
Земельный налог выплачивают физические лица и организации, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на муниципальной территории.

Налоговая ставка определяется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

0,3% — это минимальная ставка, применяемая для следующих объектов:
Земельные участки с/х назначения,
Земля, занятая жилищным фондом,
Участки, на которых расположено личное подсобное хозяйство.
Остальные объекты облагаются земельным налогом, не превышающим 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер налоговых ставок на имущество устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При их расчете учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объекта налогообложения и способ его использования.

Прочие налоги в бюджет муниципального образования

Помимо земельных участков и муниципального имущества, местному налогообложению подлежат:
реклама;
строительство производственных объектов в курортных зонах;
перепродажа автомобилей и компьютерной техники;
содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы.
Помимо местных налогов, в каждом муниципалитете существует и своя система сборов. Доля средств, поступающих в местные бюджеты, неодинакова, и варьируется от 0,7 до 17%, в зависимости от специфики конкретного района, а также от особенностей формирования местного бюджета.

Разделы: Налог на прибыль

Администрация муниципального образования изымает из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий недвижимое имущество, которое учитывается в казне муниципального имущества. В дальнейшем указанное имущество с торгов реализуется юридическим и физическим лицам, доходы от продажи полностью (100%) поступают в бюджет района. Подлежат ли доходы, полученные от продажи указанного имущества, налогообложению в соответствии с главой 25 НК РФ?

Налогоплательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ, признаются: российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в каком статья 11 НК РФ использует это понятие.

Российская Федерация, ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования в соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно пункту 2 указанной статьи, к вышеназванным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 ГК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Решение вопросов владения, пользования и распоряжения, то есть управления муниципальной собственностью, на основании главы 8 статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации осуществляется через органы местного самоуправления. Указанные нормы реализованы Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законами Краснодарского края от 22.11.1995 N 18-КЗ и от 07.06.2004 N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае".

В роли собственника выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (пункты 1 и 2 статьи 125, пункт 3 статьи 214, пункт 2 статьи 215 ГК РФ).

Следовательно, администрация муниципального образования, получая доходы, действует от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования как орган государственной власти в рамках установленной компетенции.

Таким образом, поскольку публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии со статьей 246 НК РФ, то у администрации муниципального образования не возникает обязанности по уплате налога на прибыль с полученных доходов от реализации объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)