Н в гоголь повесть шинель анализ. Шинель – анализ произведения

Николай Васильевич Гоголь , оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником критического реализма . Не случайно стала крылатой фраза Федора Михайловича Достоевского в интервью с французским журналистом: «Все мы вышли их гоголевской шинели». Писатель подразумевал отношение к «маленькому человеку», проявившееся в повести очень наглядно. Позже такой тип героя станет основным в русской литературе.

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту. Гоголь, по воспоминаниям П. В. Анненкова, «прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам … и, случалось, пользовался ими».

Однажды он услышал канцелярский анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло. Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице. Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести «Шинель», начиная с рождения, когда мать его, отвергнув все имена в календаре как слишком экзотические, дала ему имя отца, а при крещении он заплакал и скорчил такую гримасу, «как будто бы чувствовал, что будет титулярный советник» , и всю жизнь, покорно снося холодно-деспотическое обращение начальников, издевательства сослуживцев и нищету, «умел быть довольным своим жребием» . Никакие перемены в его жизненном порядке были уже невозможны.

Как вдруг судьба дает шанс изменить свою жизнь - сшить новую шинель. Так центральным событием повести становится обретение и утрата шинели. Поначалу разговор с сердитым портным, утверждающим, что починить старую шинель нельзя, повергает Акакия Акакиевича в полную растерянность. Чтобы собрать деньги на новое пальто, Башмачкину приходится не пить чай вечерами, не зажигать свечи, ходить почти на цыпочках, чтобы сохранить подметки. Все эти ограничения вызывают сначала ужасные неудобства.

Но стоило герою представить себе новую шинель, он становился другим человеком. Перемены разительны: Башмачкин «сделался живее, тверже характером, как человек, который поставил себе цель» . Ирония автора объяснима: слишком ничтожна цель, из-за которой изменился чиновник.

Появление долгожданной шинели - «день самый торжественнейший» в жизни героя. Башмачкин смущен всеобщим вниманием сослуживцев, но все-таки принимает предложение отпраздновать обновку. Привычный уклад жизни нарушен, меняется поведение героя. Оказывается, он способен весело смеяться и после обеда не писать никаких бумаг.

Поскольку Башмачкин уже давно не выходил из дому по вечерам, Петербург кажется ему прекрасным. Этот город фантастичен уже потому, что появился «из тьмы лесов, из топи блат» , но именно Гоголь превратил его в город фантасмагорический - место, где возможно нечто из ряда вон выходящее. Герой «Шинели», заблудившись в ночном Петербурге, становится жертвой грабежа. Потрясением для него является обращение к полицейским властям, попытки сослуживцев устроить складчину, но самым серьезным испытанием оказывается встреча со «значительным лицом» , после которой Башмачкин умирает.

Автор подчеркивает, насколько страшна и трагична беспомощность «маленького человека» в Петербурге. Таким же страшным становится и возмездие, усиленное вмешательством нечистой силы. Появившийся после смерти Башмачкина на пустыре призрак, напоминавший бывшего титулярного советника, срывал «со всех плеч, не разбирая чина и звания всякие шинели» . Продолжалось это до того момента, пока «значительное лицо» не оказался на злосчастном пустыре и его не схватил мертвец. Вот тогда и произнес призрак: «… твоей шинели мне и нужно! … Не похлопотал об моей - отдавай теперь свою!»

Это происшествие изменило важного прежде чиновника: он сделался не таким высокомерным. А появление чиновника-мертвеца прекратилось: «Видно, генеральская шинель пришлась ему по плечам» . Для Гоголя фантастичным становится не появление призрака, а проявление совести даже в таком человеке, как «значительное лицо» .

«Шинель» развивает тему «маленького человека» , намеченную Карамзиным в «Бедной Лизе» и раскрытую Пушкиным в . Но Гоголь видит причину зла не в людях, а в устройстве жизни, где привилегии есть не у всех.

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

Петербургские повести появились в самую мрачную пору.

В.И. Ленин характеризуя эту эпоху отмечал:

«Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ».

Сам Н.В. Гоголь никогда не называл цикл этих повестей «Петербургскими повестями», так что название чисто деловое. К этому циклу относится и повесть «Шинель», которая, по-моему, является здесь самой значительной из всех остальных.

Ее важность, значимость и осмысленность по сравнению с другими произведениями увеличивает тема, затронутая в «Шинели»: маленький человек.

Грубая сила, беззаконие власть имущих царили и доминировали над судьбами, жизнями маленьких людей. В число этих людей входил Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Маленький человек» такой, как наш герой и многие другие, кажется должны бороться за нормальное отношение к ним, но у них не хватает сил ни физических, ни моральных, ни духовных.

Акакий Акакиевич Башмачкин - жертва, которая не просто находится под гнетом окружающего мира и собственной бессильности, а не понимающая трагичность своего жизненного положения. Это духовно «стертая» личность. Автор сочувствует маленькому человеку и требует внимания к этой проблеме.

Акакий Акакиевич так незаметен, незначителен в своем положении, что никто из сослуживцев не помнит «когда и в какое время поступил» он на службу. Можно даже говорить про него неопределенно, что, между прочим, и делает Н.В. Гоголь: «Служил в одном департаменте».

А, может, этим он хотел подчеркнуть, что этот случай мог случиться в любом департаменте, рабочем заведении. Сказать то, что таких людей, как Башмачкин, очень-очень много, но их никто не замечает.
В чем же состоит образ главного героя? Я думаю, что образ имеет две стороны.

Первая сторона - духовное и физическое несостоятельность персонажа. Он даже не пытается достичь большего, поэтому в начале нам его не жаль, мы понимаем, насколько он убог. Нельзя же жить без перспективы, при этом, не осознавая себя личностью. Нельзя видеть смысл жизни только в переписывании бумаг, а целью, смыслом считать покупку шинели. Идея ее приобретения делает его жизнь более осмысленной, наполняет ее. По-моему, это выводится на первый план, чтобы показать личность Акакия Акакиевича.

Вторая сторона - бессердечное и несправедливое отношение окружающих к Акакию Акакиевичу. Посмотрите, как относятся окружающие к Башмачкину: смеются над ним, издеваются. Он думал, что, приобретя шинель, станет выглядеть знатнее, но этого не произошло. Вскоре после покупки на забитого чиновника «нестерпимо обрушилось» несчастье. «Какие-то люди с усами» отняли у него едва купленную шинель. Вместе с ней Акакий Акакиевич утрачивает единственную в жизни радость. Его жизнь вновь становится печальной и одинокой. В первый раз, пытаясь добиться справедливости, он отправляется к «значительному лицу», чтобы поведать ему о своем горе. Но снова его игнорируют, отвергают, выставляют на посмешище. Никто не захотел помочь ему в трудную минуту, никто не поддержал. И он умер, умер от утраты, горя.

Н.В. Гоголь в рамках образа одного «маленького человека» показывает страшную правду жизни. Униженные «маленькие люди» погибали и страдали не только на страницах многочисленных произведений, освещающих эту проблему, но и в реальности. Однако окружающий мир к их страданиям, унижениям и смертям оставался глух, как безучастен остается к гибели Башмачкина холодный, как зимняя ночь, надменный Петербург.

Широко известная фраза французского критика Э. Вогюэ о том, что целая плеяда литераторов выросла из гоголевской «Шинели», вполне соответствует истине. Образ «маленького человека», ставший популярным благодаря Чарли Чаплину, в каком-то смысле тоже оттуда, из нее. В тридцатые и сороковые годы описания великих подвигов выдающихся личностей не то чтобы приелись читателю, но хотелось уже чего-то другого, необычного. В это время и написал Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Анализ этого произведения проводился неоднократно, и до революции, и после нее. В нем находили то мечты о всеобщем равенстве и братстве, а то и призывы к свержению самодержавия. Сегодня, перечитав повесть глазами современника, можно смело утверждать, что ничего этого там нет.

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Для того чтобы оценить материальное положение Башмачкина, современному читателю нужно покопаться в литературе и понять, что и сколько тогда стоило. Занятие это требует кропотливости и терпения. Цены на многое были совсем другими, как и ассортимент современного супермаркета отличается от выбора товаров в лавках и магазинах той эпохи, в которую писал Гоголь «Шинель». Анализ покупательной способности можно произвести приблизительно.

Сравнивать цены середины XIX века с сегодняшними совсем невозможно. Сейчас появилось множество товаров, совершенно не вписывающихся в тогдашнюю потребительскую корзину (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). К тому же и выбор одежды стал очень широким (от дешевого ширпотреба, шьющегося нашими китайскими друзьями, до предложений суперпрестижных бутиков). Сравнение целесообразнее производить с зарплатами в относительно недавнем советском прошлом.

Расчет финансовых возможностей главного героя

Известно жалование героя - 800 рублей в год. По тогдашним меркам, не так уж и мало, с голоду не умрешь. Судя по косвенным признакам и на основании текста повести, можно сделать вывод о том, что масштаб цен примерно соответствовал возможности рядового инженера поздней советской эпохи (70-х или 80-х годов), получавшего рублей 120 оклада. Известно также, во что обошлась Акакию Акакиевичу новая шинель. Повесть писалась в 1842 году, дефицита продуктов и очередей не было, но знакомства с нужными людьми уже тогда имели значение. «По блату» некий Петрович, портной, готов справить нужную вещь всего за 80. За такие деньги приличное пальто в СССР купить было невозможно, а чтобы собрать на обновку, рядовому трудящемуся требовалось экономить несколько месяцев.

Вот и Акакий Акакиевич урезал свой бюджет, чтобы пошить себе новую шинель. Проблемы его носили исключительно экономический характер, и, в общем-то, были вполне решаемыми.

Что же случилось?

Сюжет Гоголю навеян был историей про такого же небогатого и заурядного чиновника, долго копившего на ружье и потерявшего его на первой своей охоте. Нужно было быть гением, чтобы увидеть в таком несмешном анекдоте фабулу будущего произведения и развить его до трагикомедии, каковой по праву считается повесть «Шинель». Главные герои ее - тоже чиновники, и в своем большинстве получают столько же, сколько Башмачкин, или больше, но ненамного. Увидев обновку, они, шутя, требуют «вспрыснуть» (сегодня чаще употребляют глаголы «обмыть» или «проставиться»). Коллеги знают, что денег на излишества у Башмачкина нет, а если бы и были, то, очевидно, он тоже не спешил бы с ними расставаться - за много лет характер его они изучили. Помощь пришла от помощника столоначальника (судя по названию должности, тоже не великий богач), который предлагает угощение и зовет к себе в гости. А после банкета Акакия Акакиевича ограбили и раздели, отняв новую шинель. Краткое содержание сцены дружеской попойки ярко показывает, насколько воспарил духом скоромный чиновник, купив, в общем-то, заурядную вещь. Он даже проявляет интерес к некой даме, впрочем, ненадолго.

И тут такой крах.

Образ начальника

Конечно же, Николай Васильевич рассказывает нам не просто историю о том, как обрел и потерял безвестный чиновник свою шинель. Повесть, как и все выдающиеся литературные произведения, об отношениях между людьми. Человек познается, обретя власть. Некоторым стоит только получить должность…

Вот и новый начальник, недавно занявший свой пост, рисуется перед приятелем, распекая Акакия Акакиевича по надуманному предлогу неправильного обращения, и вообще, беспокойства высшей инстанции по столь мелкому вопросу, как какая-то шинель. Краткое содержание гневной тирады Значительного лица (так он обозначен у автора) сводится к напоминанию о том, с кем разговаривает Башмачкин, перед кем он стоит, и риторическому вопросу о том, как он смеет. При этом у генерала есть свои проблемы, он назначен недавно, и совершенно не знает как себя вести, оттого и напускает на всех подряд страху. В душе же он человеком был добрым, порядочным, хорошим товарищем и даже неглупым (во многих отношениях).

Получив такой афронт, бедный чиновник пришел домой, захворал, да и умер, непонятно, от простуды ли или по причине перенесенного сильнейшего стресса.

Что хотел сказать автор

Трагический финал характерен и для других русских писателей XIX и XX веков, «выросших» из той же упомянутой верхней одежды. А. П. Чехов («Смерть чиновника») так же «убивает» (только без последующей мистики) своего главного персонажа, как и Н. В. Гоголь («Шинель»). Анализ этих двух произведений, их сравнение наводит на мысль о духовном родстве мастеров пера и общем неприятии ими страха перед кем бы то ни было. Декларация внутренней свободы стала основным лейтмотивом обоих произведений, созданных на основе приема антитезы. Классики словно говорят нам: «Не будьте вы Акакиями Акакиевичами! Живите смело, ничего не бойтесь! Все проблемы разрешимы!».

Как странно, что за прошедшие десятилетия и века лишь немногие приняли к сердцу этот призыв.

В 1842 году Николай Васильевич Гоголь написал небольшое произведение «Шинель», которым завершил цикл своих «Петербургских повестей». Дата первой публикации — 1843 год. В повести ведется повествование о жизни и смерти «маленького человека», судьба которого так похожа на миллионы других несчастных судеб жителей России девятнадцатого века.

Вконтакте

Главная сюжетная линия

История создания произведения и кто его главные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному имя его отца Акакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни: был небогат , служил титулярным советником , в обязанности которого входило скрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты, имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно! Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель , а затем ее потерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля. Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдают премию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер , хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин направляется за помощью к частному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина, который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и «Значительное лицо», описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове , бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи;
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям , никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг — наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании;
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин — бесхарактерная личность , не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие;
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью и предлоги;
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке , не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.

Возвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы;
  • род занятий: искусный мастер , ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

«Значительное лицо»

  • генерал в летах с мужественной богатырской наружностью;
  • отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека . Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину;
  • характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник. Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих.

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: «Я брат ваш». Да и сам «значительное лицо», после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Реализма в России 40-х годов.

История создания произведения Гоголя «Шинель»

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».
В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.
Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

Анализ произведения показывает, что в повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и ГЛ. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и — жизнь после смерти.
Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название — повесть — оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» — это не просто обличительно-сатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика анализируемого произведения

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека — жертвы общественной системы — доведена до логического конца.
Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX в., фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея повести «Шинель»

«Зачем же изображать бедность... и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства? ...нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости», — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.
«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои повести «Шинель»

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.
Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий — смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.
Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть — это подготовлено всей повестью, тут — вся ее суть, все ее целое.
Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.
Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели » чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», — так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.
Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмач-кин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.
Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия — походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог — фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.
Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить не много, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», — писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Гоголя».
Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», — отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься вовсе тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз — аллегория гоголевского Петербурга.
Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования — все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».
Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя». Герцен назвал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».
«Поставить гоголевскую «Шинель» — это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Гоголя — это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», — сказал Фокин. — Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин — это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», — рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова — это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», — говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.
«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает — хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».
(Газета, 6 октября 2004 года)

«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» — это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин — это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Дня создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее актрису, режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».
(Коммерсант, 6 октября 2004 года)

Это интересно

«В рамках Чеховского фестиваля на Малой сцене Театра имени Пушкина, где часто гастролируют кукольные постановки, а зрителей помещается всего человек 50, чилийский Театр чудес сыграл гоголевскую «Шинель». Нам ничего не известно про кукольный театр в Чили, так что можно было ждать чего-то весьма экзотического, но на поверку оказалось, что ничего специально иностранного в нем нет — это просто маленький хороший спектакль, сделанный искренне, с любовью и без особых амбиций. Вот разве что забавно было, что героев тут называют исключительно по отчеству и все эти «Буэнос диас, Акакиевич» и «Пор фавор, Петрович» звучали комично.
Театр «Милагрос» — дело компанейское. Его в 2005 году создала известная чилийская телеведущая Алина Куппернхейм вместе со своими однокашницами. Молодые женщины рассказывают, что «Шинель», не слишком известную в Чили (куда известнее там, оказывается, «Нос»), они полюбили еще во время учебы, причем все они учились на актрис драматического театра. Решив сделать кукольный театр, целых два года сочиняли все сообща, сами адаптировали повесть, придумывали сценографию, делали кукол.
Портал театра «Милагрос» — фанерный домик, где только-только помещаются четверо кукловодов, поставили посреди сцены Пушкинского и закрыли маленький занавес-экран. Сам спектакль играют в «черном кабинете» (одетые в черное кукловоды почти пропадают на фоне черного бархатного задника), но действие началось с видео на экране. Сначала идет белая силуэтная анимация — маленький Акакиевич растет, ему достаются все шишки, а он бредет — длинный, худой, носатый, все больше горбясь на фоне условного Петербурга. Анимация сменяется рваным видео — треск и шум офиса, по экрану летают стаи пишущих машинок (тут намеренно смешано несколько эпох). А потом сквозь экран в пятне света постепенно проявляется и сам рыжий, с глубокими залысинами, Акакиевич за столом с бумагами, которые ему все подносят и подносят.
В сущности, самое главное в чилийском спектакле — именно худющий Акакиевич с длинными и неловкими руками-ногами. Ведут его сразу несколько кукловодов, кто-то отвечает за руки, кто-то за ноги, но зрители этого не замечают, они просто видят, как кукла становится живой. Вот он почесывается, трет глаза, кряхтит, с наслаждением расправляет затекшие члены, разминая каждую косточку, вот внимательно рассматривает сеть дырочек на старой шинели, нахохлившись, топчется на холоде и потирает замерзшие ручки. Это большое искусство так слаженно работать с марионеткой, им мало кто владеет; совсем недавно на «Золотой маске» мы видели постановку одного из наших лучших кукольных режиссеров, знающих, как такие чудеса делаются, — Евгения Ибрагимова, поставившего в Таллине «Игроков» того же Гоголя.
В спектакле есть и другие персонажи: коллеги и начальство, выглядывающие из дверей и окошек сцены, маленький красноносый толстяк Петрович, седовласое Значительное лицо, восседающее за столом на возвышении, — все они тоже выразительны, но в сравнение с Акакиевичем не идут. С тем, как он униженно и робко жмется в доме у Петровича, как потом, получив свою брусничного цвета шинель, смущенно хихикает, крутит головой, называя себя красивым, как слон на параде. И чудится, что деревянная кукла даже улыбается. Этот переход от ликования к ужасному горю, что так трудно дается «живым» актерам, у куклы выходит очень естественно.
Во время праздничной вечеринки, что устроили коллеги, чтобы «спрыснуть» новую шинель героя, на сцене крутилась сверкающая карусель и маленькие плоские куколки из вырезанных старых фотографий вертелись в танце. Акакиевич, прежде волновавшийся, что не умеет танцевать, возвращается с вечеринки, полный счастливых впечатлений, будто с дискотеки, продолжая выделывать коленца и напевать: «бух-бух — туду-туду». Это длинный, смешной и трогательный эпизод. А потом уж неведомые руки бьют его и снимают шинель. Дальше еще многое будет происходить с беготней по инстанциям: чилийцы развернули несколько гоголевских строк в целый антибюрократический видеоэпизод со схемой города, на которой показывается, как чиновники гоняют от одного к другому бедного героя, пытающегося вернуть свою шинель.
Лишь звучат голоса Акакиевича и тех, кто пытается от него отделаться: «Вам по этому вопросу к Гомесу. — Будьте добры Гомеса. — Вам Педро или Пабло? — Мне Педро или Пабло? — Хулио! — Будьте добры Хулио Гомеса. — Вам в другое отделение».
Но как бы изобретательны ни были все эти сцены, смысл по-прежнему в рыжем печальном герое, который возвращается домой, ложится в кровать и, натянув одеяло, еще долго, больной и мучимый горестными мыслями, ворочается и пытается уютно угнездиться. Совсем живой и отчаянно одинокий».
(«Время новостей» 24.06.2009)

Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
МаннЮ. Поэтика Гоголя. М., 1996.
Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989.
Мочульский КВ. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998.
Николаев Д. Сатира Гоголя. М., 1984.
Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.
Эйхенбаум БМ. О прозе. Л., 1969.