Нарезка швов в бетоне и асфальтобетоне. Резка асфальтового, асфальтобетонного покрытия: технологии, инструмент и оборудование, цены Нарезка швов в асфальтобетоне

Представляет собой специализированный инженерный инструмент, используемый, в дорожном и гражданском строительстве для создания идеально ровной, гладкой и прочной кромки покрытия. Применяется, чаще всего, в качестве аналога отбойным молоткам и ломам неспособным создать шов без сколов и трещин.

Основное предназначение:

    использование при любых видах ремонта дорожного покрытия (, капитальный);

    отбор вырубок асфальтобетонного покрытия (аналог ) для проведения комплекса /бетона;

    нарезка температурных (деформационных) швов при устройстве цементобетонных покрытий;

    санация промышленных полов.

Конструкция нарезчика швов включает:

    двигатель;

    алмазный диск;

    привод системы регулировки глубины резки;

    бак для воды, или систему воздушного охлаждения (в случае сухой резки бетонного покрытия).

По типу двигателя различают следующие виды швонарезчиков:

    электрические, используемые при работах в закрытых помещениях (нарезка швов в бетоне для прокладки коммуникаций). Основные плюсы их применения — низкий уровень шума и отсутствие выхлопных газов. Основной недостаток — ограниченная длина шнура, и, как следствие, площадь использования (прямая зависимость от наличия электросети). Максимальная глубина резки – 500 мм;

    бензиновые, наиболее популярные и часто встречающиеся модели, работающие на открытом воздухе. Плюсы: автономность использования (по сравнению с электрическими), мощность. Минусы: наличие выхлопных газов, которые не позволяют проводить работы в плохо проветриваемых помещениях;

    дизельные, используются на крупных дорожных, промышленных и гражданских объектах. Обладают самой высокой мощностью. С легкостью выдерживают нагрузки промышленных масштабов. Глубина резки достигает до 1000 мм.

Для каждого вида работ подбирается соответствующий по характеристикам резчик швов. При небольшой глубине нарезки швов используются инструменты без привода, или с ручным. В случае глубокой нарезки предпочтение отдается моделям с гидравлическим приводом. Такой аппарат значительно облегчает работу оператора и в разы увеличивает производительность в смену.

Производители нарезчиков швов:

Швонарезчики бензиновые для асфальта и бетона Zitrek

Техническое оборудование для дорожного строительства под брендом Zitrek производит сравнительно небольшая по размерам компания с главным офисом в Праге (Чехия). Основные производственные мощности (заводы, крупные сервисные и логистические центры) корпорации Zitrek находятся в Венгрии, Хорватии, Италии, Китае и РФ.

Характерной чертой данной марки является соотношение доступной цены и высокого качества, производимой продукции (прочный корпус, высокая износостойкость, длительный срок службы).

Основные приоритеты компании Zitrek – непрерывное совершенствование, развитие и внедрение новых технологий, инновационных решений, увеличение гарантийных обязательств на оборудование.

Швонарезчики для асфальта и бетона Wacker Neuson

Десять лет назад (2007 г.) компания Wacker Construction (на тот момент производитель легкого строительного оборудования) объединилась с производителем крупногабаритных строительных машин Neuson Kramer. После чего на свет появился новый бренд — Wacker Neuson, совсем молодой с точки зрения истории производитель строительной техники, но при этом имеющий за плечами огромный производственный опыт двух своих предшественников.

На протяжении последних десяти лет компания Wacker Neuson является крупнейшим производителем высококлассного оборудования и компактных дорожно-строительных машин, используемых огромным количеством подрядных организаций.

Заводы компании находятся в США и Германии, с главным офисом в Баварии (г. Мюнхен, Германия).

Основные приоритеты компании – постоянное повышение и качества производимой продукции. Благодаря собственным научно-исследовательским центрам и огромному полуторавековому опыту (история развития компании началась 160 лет назад), компания по Wacker Neuson по праву может считаться лидером в данной отрасли. К началу 2016 года в компании трудится свыше трех тысяч человек. Свои представительства Wacker Neuson имеет более чем в 180 странах мира.

Швонарезчики для асфальта и бетона Diam

Группа компаний «Diam» была основана тринадцать лет назад — в 2004 году. В самом начале компания реализовывала, как оборудование собственного производства, так и торговые бренды сторонних производителей, применяющих алмазные инструменты в различных целях (промышленных и бытовых масштабах).

На начало 2017 года строительные инструменты и оборудование, произведенное компанией Diam широко представлено на рынке и имеет разнообразие с точки зрения конструкции, формы, назначения и др.

Инструменты, изготовленные на собственном производстве предназначены для широкого контингента потребителей, выбирающих оборудование по критерию оптимального соотношения цены и качества.

Сегодня компанией Diam активно реализуется направление поставок запасных частей и расходных материалов к собственной торговой марке.

Швонарезчики для асфальта и бетона Grost

Датой основания компании Grost считается март 2006 года. Все начиналось с поставок строительного и грузоподъемного оборудования из КНР для строительных и дорожных предприятий по всей стране.

Следующим шагом в истории развития компании стало открытие инженерно-конструкторского и проектного отдела, который занимался разработкой собственных инженерных проектов и решений, а также службы ОТК (отдела технического контроля), обеспечивающей строгий входной контроль производимой собственными силами продукции.

На начало 2016 года компания Grost имеет широкую сеть центров реализации и обслуживания дорожно и строительного оборудования под собственным брендом, а также поддерживает и развивает дистрибутерские центры по всей территории РФ. В настоящий момент активно реализуется направление поставок запасных частей и расходных материалов к торговым маркам «Grost».

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

НАРЕЗКА ШВОВ В АСФАЛЬТОБЕТОННОМ ПОКРЫТИИ ПО ГРАНИЦАМ КОТЛОВАНА ПОД КОНСТРУКЦИЮ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определенно заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по нарезке швов в асфальтобетонном покрытии по границам котлована под конструкцию трамвайных путей.

1.2. ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по нарезке швов в асфальтобетонном покрытии.

В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по организации и технологии производства работ рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания технологической карты - описание решений по организации и технологии работ по нарезке швов с целью обеспечения их высокого качества, а так же:

снижение себестоимости работ;

сокращение продолжительности строительства;

обеспечение безопасности выполняемых работ;

организации ритмичной работы;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по нарезке швов в асфальтобетонном покрытии. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом ее проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности нарезки швов в асфальтобетонном покрытии решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной дорожно-строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, производящих работы по нарезке швов в асфальтобетонном покрытии, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на производство работ по нарезке швов в асфальтобетонном покрытии, по границам котлована под конструкцию трамвайных путей.

2.2. В состав карты входят следующие технологические операции:

подготовительные работы;

разбивочные работы;

асфальтобетонного покрытия;

перевозка фрезерованного асфальтобетонного материала в указанные места;

очистка отфрезерованной поверхности покрытия.

2.3. Работы по нарезке швов в асфальтобетонном покрытии, выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,828 - коэффициент использования механизмов по времени в течение смены (время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО - 15 мин, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машиниста - 10 мин через каждый час работы).

2.4. Для нарезки швов в асфальтобетонном покрытии применяют машины холодного фрезерования. Технологической картой предусмотрена частичная разборка верхнего слоя асфальтобетонного покрытия в зоне трамвайных путей комплексным механизированным звеном с Баровой установкой ЭТЦ-2086 (ширина прорезаемой траншеи 140, 270, 400 мм, глубина - 1600 мм, скорость движения режущей цепи 540 об/мин) монтируемой на тракторе МТЗ-82 "Беларусь", в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Баровая установка ЭТЦ-2086


2.5. Рабочий орган - бар состоит из направляющей рамы и режущей кулачковой цепи с зубьями. Привод цепи обычно осуществляется от гидросистемы трактора. В зависимости от числа планок, соединяющих кулаки, различают одно- или двухпланочные режущие цепи. При отсутствии планок и шарнирном соединении кулаков цепи именуют беспланочными. При работе бар движется в вертикальной плоскости при поступательном перемещении всей машины, в результате чего асфальт разрушается и выносится цепью на поверхность. Вынесенный на поверхность асфальтобетон отодвигают шнековым транспортером в стороны от траншеи.

2.6. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями:

СНиП 12-01-2004 "Организация строительства";

СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";

ВСН 19-89 . "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог";

РД-11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Вырезка асфальтового и асфальтобетонного покрытия выполняется фрезой, установленной на дорожной машине, нарезчиком швов и отбойным молотком. Фрезерование покрытия является наиболее дорогим методом из-за большой стоимости машины и применяется для больших объёмов работ.

Менее затратный метод удаления небольшой площади покрытия заключается в его распиливании нарезчиком швов и крошением отбойным молотком. Использование отбойного молотка целесообразно для разрушения внутреннего покрытия карты, обрезанного нарезчиком швов. Обработка молотком внешних границ карты приведёт к их разрушению, что негативно скажется на отремонтированном покрытии.

Фрезерное удаление покрытия

Удаление асфальтобетона фрезерованием имеет несколько способов:

  • Холодное фрезерование выполняется дорожными машинами без подогрева покрытия с последующим его размельчением;
  • Горячее фрезерование выполняется дорожными машинами с установленным перед фрезой инфракрасным излучателем длинной 1-9 м. Разогретое покрытие измельчается фрезой на мелкие фракции и загружается в машину для транспортировки.

Дорожная фреза применяется для полного или частичного удаления асфальтобетона, фрезерования траншей. Использование фрез позволяет аккуратно снимать покрытие в местах прокладки кабелей и трубопроводов, расчищать заасфальтированные люки колодцев, удалять дефектные участки дорожного покрытия. Расчищенная фрезой поверхность покрывается новым асфальтобетоном. Срезанный материал измельчается на мелкие фракции и используется для изготовления нового покрытия или укладывается в нижний слой при строительстве дорог.

Самоходные машины имеют гусеничные или пневмоколесные шасси и секцию с фрезерным барабаном. Снятый фрезой асфальтобетон поступает по ленточному транспортёру на погрузочный конвейер и загружается в машину для транспортировки.

Машины отечественного производства Дс-197 оборудованы фрезой шириной 1 м и способны фрезеровать на глубину 8 см. На базе трактора Мтз-82 используется фреза Фдн-500 с шириной обработки 50 см. По многим показателям они уступают импортным аналогам, но выигрывают на меньшей стоимости.

Импортные машины, выпускаемые мировыми производителями в Италии, США, Германии, имеют возможность смены фрезы разной ширины и могут выполнять более глубокую обработку.

  • Для выполнения ремонта малыми картами используют фрезы 30-60 см. Хорошая манёвренность машин позволяет срезать асфальтобетон у колодцев, бордюр, на трамвайных путях;
  • Фрезерование дорожной разметки, щелей выполняют фрезами с шириной до 1 м;
  • Наиболее универсальными и популярными у дорожников моделями считаются машины с шириной фрезы 1 м и 1.2 м;
  • Для проведения работ общей площадью до 7000 м2 применяют машины с шириной фрезы от 1.5 м до 4.58м и глубиной обработки до 35 см.

Применение нарезчиков швов

Нарезчики швов относятся к лёгкому оборудованию и служат для нарезки канавок, раскроя карт на дорожном покрытии. Резка асфальтобетона выполняется алмазным кругом, который во время работы смачивается водой для охлаждения. Они делятся на:

  • Тяжёлые модели (более 100 кг) применяются для резки бетона толщиной более 15 см;
  • Лёгкие модели (до 100 кг) используют для ямочного ремонта дорожного покрытия и обрезки кромок нового асфальтобетона.

Резка алмазным инструментом имеет свои достоинства:

  • Высокая скорость резки до 5 м/мин;
  • У работающего инструмента отсутствует сильный шум, вибрация;
  • Точная резка обеспечивает ровный шов без повреждения основного покрытия.

Ручной инструмент для резки может работать от подключения к электричеству или на бензиновом двигателе. Используется в зависимости от технических особенностей объекта и выполняет глубину резки до 16 см.

Для больших объёмов работ используют машинный инструмент – нарезчик швов. Он может прорезать асфальтобетон на глубину до 35 см.

Стоимость резки асфальтобетона

На формирование цены услуги влияет много факторов. Здесь учитываются объёмы работ, используемая техника, глубина и длина резки, площадь фрезерования и т.д. В разных регионах России стоимость фрезерования покрытия толщиной 5 см составляет от 70 до 90 руб./м2. Резка алмазным диском асфальтобетона толщиной 5 см составляет около 100 руб./м.п.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 28 апреля 2008 г. N 160-р
"Об издании и применении ОДМ 218.5.001-2008 "Рекомендации по нарезке швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий"

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по нарезке швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству федеральных автомобильных дорог рекомендовать к применению с 1 мая 2008 г. ОДМ 218.5.001-2008 "Рекомендации по нарезке швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий" (приложение).

2. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 1 мая 2008 г. ОДМ 218.5.001-2008 "Рекомендации по нарезке швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий" (приложение).

3. Управлению делами Росавтодора (Ю.В. Крылов) в установленном порядке обеспечить издание указанного ОДМ 218.5.001-2008 и направить его в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя С.Е. Полещука.

Отраслевой дорожный методический документ
ОДМ 218.5.001-2008
"Рекомендации по нарезке швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий"

Вводится впервые

Раздел 1. Область применения

Настоящий методический документ содержит рекомендации по технологии нарезки поперечных швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий, осуществляемой с целью замедления развития отраженного трещинообразования от оснований дорожных одежд, при ремонте, реконструкции или строительстве автомобильных дорог.

При этом целесообразность применения настоящей технологии при строительстве нежестких конструкций дорог устанавливается на стадии проектирования дороги.

Технология нарезки швов может применяться в различных дорожно-климатических зонах на автомобильных дорогах I-II категорий.

Раздел 2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ж) СНиП 12-03-2003 Безопасность труда в строительстве.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Трещины температурные - трещины, возникающие в результате воздействия напряжений, появляющихся от температурных деформаций (как, правило, в массивных конструкциях).

Трещины отраженные - трещины, дублирующие швы или трещины нижележащего слоя дорожной одежды.

Нарезка швов - устройство в покрытии постоянных прорезей, сквозных или на часть толщины плиты, с помощью нарезчиков швов для обеспечения независимого перемещения разделенных ими плит покрытия с последующим заполнением швов герметизирующими материалами.

Заливка швов (герметизация) - технологическая операция, состоящая в заполнении мастикой незаполненных швов на всем протяжении или в отдельных местах покрытия.

Нарезчик швов - дорожная машина для нарезки швов в покрытии автомобильных дорог и аэродромов.

Заливщик швов - самоходная или прицепная машина, предназначенная для доведения битумной мастики до рабочей температуры, поддержания этой температуры в процессе работы и заполнения (герметизации) швов мастикой.

Раздел 4. Технология нарезки швов в асфальтобетонном покрытии

а) Общие положения.

а.I) В настоящих рекомендациях рассмотрена технология, предусматривающая нарезку "температурного шва" в нижнем слое асфальтобетонного покрытия, устраиваемого поверх существующего покрытия или основания новой дорожной одежды. В нижнем слое производится нарезка наводящего шва (трещины) на глубину 1/3 толщины этого слоя с последующей нарезкой камеры шириной большей, чем ширина шва (или трещины) в перекрываемом покрытии или основании. Ширина камеры составляет от 10 до 20 мм. Глубина камеры составляет не более 10 мм. Камеру заливают (герметизируют) мастикой, после чего укладывают верхний слой асфальтобетонного покрытия (см. рис. 1).

а.II) Нарезанные над швами или трещинами нижележащего слоя "температурные швы" в нижнем слое асфальтобетонного покрытия, перекрывающего ремонтируемые или новые слои дорожной одежды, позволяют:

Задержать (замедлить) появление отраженных трещин в верхнем слое асфальтобетонного покрытия;

Выровнять в поперечном направлении появившиеся на поверхности асфальтобетонного покрытия отраженные трещины;

Снизить расходы на проведение ремонтных работ и прогнозировать сроки и объемы работ на ремонтируемых участках.

а.III) При рассмотрении работы конструктивных слоев дорожной одежды, уложенных при усилении старых асфальтобетонных покрытий, нарезка "температурных швов" в нижнем слое асфальтобетонного покрытия не влияет на снижение прочности дорожной одежды и не учитывается при расчетах усиления дорожных одежд согласно ОДН 218.1.052-2002 .

a.IV) Техническое решение о применении технологии нарезки швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий принимается на стадии инженерных изысканий при разработке проекта строительства, реконструкции, капитального ремонта или ремонта дорожной одежды.

б) Подготовительные работы.

б.I) Работы, предшествующие основной операции нарезки швов в нижнем слое асфальтобетонного покрытия осуществляют:

При ремонтах автодорог в соответствии с ОДН 218.0024-2003, проектом и другими действующими в дорожной отрасли документами по ремонту дорожных одежд;

При реконструкции и новом строительстве дорог в соответствии со СНиП 3.06.03-85 и утвержденным проектом работ.

б.II) При разработке проектов ремонта на стадии инженерных изысканий проводят визуальное обследование существующего покрытия с определением:

На жестких дорожных одеждах - расстояний между поперечными швами;

На нежестких дорожных одеждах - расстояний между регулярно повторяющимися поперечными температурными трещинами в асфальтобетонном покрытии (открытыми или заделанными).

б.III) При визуальном обследовании подлежащих ремонту покрытий:

Проводят осмотр участка, подлежащего ремонту, с фиксированием дефектов всех видов и составлением карты дефектов покрытия;

На карте дефектов нежестких покрытий выделяют поперечные температурные трещины по характерным признакам: постоянному для участка шагу и наибольшей ширине раскрытия; по ним устанавливают шаг "температурных швов";

На карте дефектов жестких покрытий выделяют поперечные швы сжатия и по их шагу копируют шаг "температурных швов" слоя покрытия.

б.IV) При реконструкции дорог

В случае перекрытия многослойными асфальтобетонными покрытиями как жестких, так и нежестких дорожных одежд без уширения проезжей части выбор шага "температурных швов" в нижнем слое асфальтобетонного покрытия осуществляют как при ремонте дорог в соответствии с п. б.III. При уширении проезжей части требуются специальные решения с учетом проектируемой конструкции дорожной одежды.

б.V) При новом строительстве дорог

В конструкциях с жесткими основаниями и покрытиями из асфальтобетона в случаях, когда не принимаются специальные решения по предотвращению поперечных трещин (геосетки, мембраны и т.п.), выбор шага "температурных швов" осуществляют как при ремонте в соответствии с п. б.III.

б.VI) При выполнении строительных и ремонтных работ расстояния между намеченными "температурными швами" (шаг швов) фиксируют на местности вешками или маячками, устанавливаемыми по обе стороны дороги.

б.VII) После замера и закрепления на местности "температурных швов" проводят устранение дефектов существующего покрытия: срезку неровностей, очистку и заделку трещин и выбоин, очистку поверхности покрытия от грязи и строительного мусора и обработку поверхности битумной эмульсией или жидким битумом. При наличии значительных неровностей существующих покрытий производят укладку выравнивающего слоя.

б.VIII) По окончании подготовительных работ производят укладку нижнего слоя асфальтобетонного покрытия, в котором в дальнейшем нарезают "температурные швы".

в) Технология нарезки "температурных швов".

в.I) Нарезку швов в нижнем слое асфальтобетонного покрытия проводят после полного формирования этого слоя (как правило, не ранее, чем через 1 сутки после укладки).

в.II) На уложенном и уплотненном нижнем слое покрытия по выставленным вешкам или маячкам с помощью рейки и мела производят разметку "температурных швов".

в.III) С помощью нарезчика швов с толщиной диска не более 3,5 мм производят нарезку наводящего шва на глубину 1/3 толщины уложенного слоя;

С помощью нарезчика швов (или фрезы без дисков с твердосплавным рабочим органом), обеспечивающих ширину нарезаемого шва (камеры) с превышением на 20-25 % ширины нижележащих шва сжатия или температурной трещины, производят нарезку шва (камеры) на глубину порядка 10-12 мм;

Подготовленный шов очищают сжатым воздухом с помощью форсунки с узким соплом, работающей от компрессора;

Очищенный таким образом шов заполняют горячей битумной мастикой при температуре, предусмотренной паспортом или соответствующими нормативными документами. Расход мастики уточняют в зависимости от размеров нарезанного шва. При этом мастику заливают в камеру, не доводя до поверхности слоя около 2-3 мм, с учетом объемного расширения вяжущего в камере при высоких летних температурах без миграции вяжущего в верхний слой;

По окончании работ по нарезке "температурных швов" в нижнем слое покрытия осуществляют устройство верхнего слоя покрытия, соблюдая при этом требования СНиП 3.06.03-85 по технологии производства работ.

г) Контроль за выполнением работ.

В процессе подготовительных работ осуществляют контроль качества подготовки нижележащего слоя покрытия или основания, в том числе качества герметизации швов или трещин (визуально), точности замеров их длины, ширины и шага (расстояний между ними). При этом составляют схему расположения существующих швов или трещин в перекрываемых цементобетонных (песко-грунтоцементных) или асфальтобетонных слоях дорожной одежды.

При устройстве нижнего слоя покрытия осуществляют проверку соответствия требованиям проекта и действующего ГОСТ 9128 толщины слоя и качества укладываемой асфальтобетонной смеси, а также контроль за технологией укладки и уплотнения смеси в покрытии в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 .

При нарезке швов осуществляют контроль за правильностью расположения и шагом швов в соответствии с установленными вешками или маячками согласно составленной схеме; производят проверку ширины и глубины наведенного шва и камеры (допустимое отклонение по ширине и глубине шва должно быть не более 10 %); проверяют качество и соответствие нормам мастики и жидкого битума, используемых для заполнения "температурного шва".

При заполнении шва контролируют температуру нагрева вяжущих, а по окончании работ по устройству шва - адгезию вяжущего к стенкам шва (визуально).

При укладке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия осуществляют контроль качества укладываемой асфальтобетонной смеси (соответствия требованиям проекта и действующего ГОСТа), соблюдения проектной толщины слоя, температуры укладки и режима уплотнения смеси в покрытии.

С целью выявления появления температурных трещин в верхнем слое покрытия в процессе эксплуатации дороги осуществляют периодическое визуальное наблюдение и инструментальное обследование отремонтированного или построенного участка.

д) Оборудование и материалы для проведения работ:

Для нарезки "температурных швов" могут быть использованы нарезчики швов любого типа, обеспечивающие требуемые параметры ширины и глубины наводящего шва и камеры. Возможно использование специальных фрез, позволяющих нарезать одновременно камеру с наводящим швом на требуемую глубину;

Для очистки швов от пыли и отходов нарезки используют продувку сжатым воздухом от компрессора при давлении не менее 0,6 МПа;

Для доставки и подачи горячей мастики используют заливщики швов, обеспечивающие требуемую температуру подачи вяжущего.

Материалы для заполнения швов включают битумные, полимербитумные или резинобитумные мастики для швов, отвечающие требованиям соответствующих ГОСТ и технических условий. Марку мастики выбирают в зависимости от дорожно-климатической зоны проведения дорожных работ и относительного перемещения стенок камеры при температурных деформациях сжатия слоя (во избежание отрыва мастики от стенок камеры).

е) Техника безопасности производства работ.

е.I) Обеспечение безопасности производства работ по нарезке швов при устройстве асфальтобетонных покрытий осуществляют на основе действующих документов, регламентирующих правила безопасного проведения работ: СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" (М, Союздорнии 1993), "Правила по охране труда в дорожном хозяйстве" (М, Стройиздат, 1989).

е.II) В целях обеспечения безопасности движения в местах производства работ, охраны труда и техники безопасности работающего персонала осуществляют мероприятия по ограждению места производства работ в соответствии с требованиями ОДН 218.0024-2003 "Технические правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог". Перед началом работ устанавливают временные дорожные знаки и сигналы, а также ограждающие и направляющие устройства, при необходимости производят временную разметку проезжей части и места производства работ.

е.III) Технологические работы по нарезке швов в нижних слоях асфальтобетонных покрытий с последующей их заливкой мастикой выполняют в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве".

e.IV) Меры по обеспечению безопасности работающего персонала принимают в соответствии с нормативными документами, перечисленными в п. е.I) настоящих рекомендаций.

Ключевые слова: асфальтобетонные покрытия, температурные швы, битумная мастика, нарезчики швов, заливщики швов, строительство, реконструкция, ремонт дорог, конструктивные слои, жесткие и нежесткие конструкции дорожной одежды.