Небольшой фруктовый сад. Фруктовый сад (35 фото): выбор участка, саженцев и посадка

Чтобы получить урожайный и красивый плодовый сад , нужно заранее спланировать, как именно у вас будут расположены фруктовые деревья и кустарники, чтобы обеспечить им оптимальные условия, и соответственно, подготовить под них плодородную почву.

Чтобы правильно выбрать место под плодовый сад , надо знать его освещенность в разное время суток. Весной, наблюдая, как сходит снег, вы можете оценить достоинства или недостатки участка, связанные с рельефом. Например, где снег лежит дольше всего?
Важным является также преобладающее направление ветров. Каким образом расположены большие строения?

Лучшими местами для устройства сада являются юго-восточная или южные стороны участка. Чуть хуже, но тоже годятся — юго-западное или восточное направления. Самое главное: ваш плодовый сад не должен находиться в тени, и фруктовые деревья не должны сильно затенять дом и какие-то важные зоны – например, уголки отдыха.

К сожалению, встречаются места с хорошими условиями, но совершенно неблагоприятные для посадок — на них плохо растут даже . Такие зоны нельзя использовать для фруктовых посадок.

Лучше всего, если вы заранее составите план, где отметите приблизительное местоположение таких мест, какие-то особые условия. Такой план схематично передаст общий вид вашего участка и поможет понять проблемы. На этом же плане позже вы сможете разметить будущие посадки. Это делается аналогично — вы можете создать несколько вариантов, и в результате выбрать один из них.

При этом нужно учесть следующее. Самые высокие плодовые деревья лучше разместить в наиболее низкой части участка, а самые высокие точки – более подходящее место для ягодных кустарников. Они более неприхотливы. Еще один важный момент: на месте посадки плодовых саженцев хотя бы в течение двух лет не должны расти плодовые деревья аналогичного вида. А лучше - дать почве в этом месте отдохнуть три года.

Никогда не сажайте плодовые культуры в непосредственной близости от фундаментов и теплиц. Это неблагоприятно для корневой системы, а от стекол теплиц возможны ожоги. Для посадки деревьев обычно соблюдают следующие расстояния:

яблони — 3-4 м, груши — 2,5-3 м, сливы — 2 м, вишневые деревья сажаются с интервалом не меньше 2,5 м, смородина или крыжовник - 1,5 -1,8 метра, садовая рябина - 3 метра. Малину и ежевику обычно сажают на расстоянии 80 см.

Каждому дереву нужно обеспечить приствольный круг, размер которого по диаметру должен быть равен периметру кроны или чуть меньше (независимо от того, каким образом вы содержите почву в саду — под газоном или под «черным паром»!). Обязательно учитывайте, что плодовые не любят близкого расположения грунтовых вод! В этом случае единственным выходом бывает посадка деревьев на насыпных холмиках.

С точки зрения сад должен органично сочетаться с окружающим ландшафтом, а также с домом и другими постройками на участке, то есть вписываться в .
Как разместить деревья в саду? Очень гармонично выглядит , совсем не обязательно сажать деревья рядами, как в приусадебных хозяйствах. Очень декоративно смотрятся различные плодовые деревья, покрытые разноцветными плодами. Особенно эффектно, когда рядом расположены растения с разными цветками, формой и цветом плодов.

Еще на эту тему:

Продумайте полив плодовых деревьев – желательно, чтобы источник воды находился недалеко – и маршруты передвижения по нему. Все должно быть максимально удобно для обеспечения полноценного , уборки урожая. Можно продумать сеть и закольцевать их вокруг.

Для закладки плодового сада лучше подготовить почву с осени, чтобы очистить ее от сорняков. Нужна тщательная перекопка земли и хорошая заправка удобрениями. Какие основные правила подготовки почвы?

Оптимальный размер посадочных ям под разные плодовые культуры отличается незначительно, только помните, что для яблонь они должны быть более широкими и менее глубокими, чем для других деревьев. Приводим оптимальные размеры: для яблони - 150 на 70 см, для груши и сливы - 100 на 80 см, для вишни - 90 на 60 см, для ягодных кустарников - 70 на 40 см (первый размер — диаметр ямы, второй — глубина).

Перед посадкой в ямы нужно заложить органику: навоз, перегной, золу, компост. Желательно добавить также немного минеральных удобрений (любых).

Лучший срок для посадки деревьев - ранняя весна, а для ягодных кустарников — осень, поскольку они очень рано идут в рост. Специалисты советуют при весенней посадке дополнительно сделать некоторые добавки в посадочные ямы. Для деревьев — это около килограмма предварительно замоченных овсяных или пшеничных зерен, а для кустарников – примерно 200-300 г сахара или 100 г крахмала.

Корни саженцев плодовых деревьев слегка подрезают и окунают в глиняную «болтушку», можно добавить в яму «Корневин» и дополнительно опудрить им корни саженца. Корни кустарников можно не обрезать. В посадочную яму до посадки нужно залить несколько ведер воды.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Жил дед Михаль на краю деревни, лес подступал к забору, а в стареющем, уже довольно запущенном саду весной бывало много соловьёв. В лесу собирали душистую землянику, дикую малину, грибы.
На огородах буйно отцветала картошка, а в садах поспевали и пряно пахли ранние яблоки, когда дед Михаль почувствовал немощь и потную слабость в теле, начал сохнуть, наливалось желтизной лицо. Старик попросил у соседей конверт, передохнул и сел за стол. «Андрейка, приезжай быстрее, - писал дед Михаль, а глаза наливались горючей сыростью слёз, - захворал я, сыночек мой родненький. Скончаюсь и тебя не увижу…».
Михаль отдал письмо почтальону, потоптался на дворе и свернул в сад. Стоял сухой безветренный день. чудесный – аж полсотни деревьев – сад устилал землю прохладной тенью; гнулись чуть ли не до земли от плодов яблони; синели недоспелые сливы; обособливо наливались мягкой сладостью груши; а малинник горел ягодами, будто кто осыпал его горячими угольками. Михаль осторожно потрогал руками каждое деревце, слабо улыбнулся… Но тут же закололо внутри так, что он едва дотянул до хаты и мокрый от пота лёг на лежак.
Одинокий… Ненужный… Как же так? Ведь всё, что у него есть, что накоплено, будет его, перейдёт к сыну, только его будет! Зачем мне всё это на том свете, туда никто ничего с собой не берёт. Как люди приходят в жизнь ни с чем, нищими, такими же они и уходят из жизни. Как же тогда – одиночество? Глупости! Вот приедет через несколько дней сыночек и конец!
Конец – это слово его смутило – чему конец? Разумеется, конец одиноким ночам, одиноким мыслям … нет, не это. Всё равно он будет один, в одиночестве… Тогда чему конец? Может, покинет ощущение, что жизнь проходит так, как часы: бегут минуты, часы, сутки, годы, а жизнь бесполезная и ненужная, словно белые курчавые облака на небе набежали небольшим облаком и исчезли, и никакой пользы нет от них людям. Но существует ли в действительности это ощущение, когда знаешь, что ты нужен и полезен так же, как самый маленький болтик в могучем механизме? Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо, появляется где-то к концу жизни, когда воспоминания тысячу раз прокручены, словно старый фильм, а межа твоей жизни уже так близка… Конец – тогда чему будет конец, ведь приезжает сын, твоя радость, твоё единственное счастье, твоя кровиночка?
Перемогая бесконечные боли в груди, Михаль думал о прошлом своей жизни, о настоящем, о смысле этой самой жизни, временами впадая в короткое забытьё, то ли полубред, то ли полусон. Через два дня зашла соседка Ксения и испуганно воскликнула:
-А божечки ж мой, тебя ж в больницу нужно! Побегу я сейчас до бригадира, транспорт попрошу.
-Не выдумывай ты, …прошу, не надо. Я травами лечусь, Андрея жду… Ксения принесла из дома горшок молока, хлеба, миску тёплого картофельного супа, огурцов и всё это поставила на лавку у лежанки. «Ешь, ешь», - ласково попросила Михаля, а сама стала прибирать в хате. Тот пожевал кислый огурец, выпил молока и, приподнявшись, начал следить, как ловко управляется Ксения и какое у неё свежее, ещё не побитое старостью лицо. Что-то смутное колыхнуло душу… он не понимал себя, но чувствовал, что это что-то большое, необъяснимое, это и есть самое важное – любовь.
От других мужчин он слышал, что любовь мучила их – превращала жизнь без взаимной любви в муку. Он много лет остерегался этого опасного чувства, что терзает сердце мужчины. Но когда он пустил его в свою душу и сам не знает. Но когда это чувство заполонило его душу, оно наполнило его светлым восторгом, хотя и без тёплой, приятной печали. Никогда раньше он не испытывал ничего подобного и даже не мог представить, что долгие часы одиночества могут пролетать незаметно при незримом присутствии женщины, вызванной с расстояния его молодости и всю жизнь прожившей с ним по соседству.
-Почему ты суп не стал кушать? – спросила Ксения. Она смотрела на Михаля полными не прикрытой жалости глазами.
-Не хочется что-то.
Ему не по себе было от её взгляда, кидало в жар, на усохших щеках вспыхнул нездоровый румянец. Ксения пошла, а Михаль глядел на вымытый стол, на стены, очищенные её руками от паутины, и вспоминал, какой необычайно пригожей была она в молодости. Парни не давали ей покоя. Очаровала пронзительной чернотой глаз Ксения и Михаля, но он никогда её и за руку не трогал, боялся, чтобы не обсмеяла. Ксения вышла замуж, женился и Михаль, взял Степаниду, дивчину хоть и не очень красивую, но румяную и приветливую. Детей у них долго не было, обои аж почернели от горя, извелись и потеряли всякую надежду, но всё ж потом Степанида родила сына. Они тогда чуть не сомлели от счастья. Михаль посадил яблонь, груш, вишни, слив и, когда на деревцах появились первые плоды, огородил сад со всех сторон высоченным – курицы не взлетят - забором. Фрукты односельчанам не продавал, хотя такого огромного плодоносящего сада ни у кого не было. Рассуждал так: «Запроси дорого – покривятся, разобидятся, отдай за бесценок – нет выгоды». Потому и возил в неблизкий город на рынок каждую осень корзины с духмяными плодами. А вырученные деньги пускал на сына. Ходил он лучше других одетый, обутый, накормленный. Ни в чём они не отказывали сыну.
Померла, простудилась на рынке, Степанида. Михаль её похоронил, но жениться не стал, на другой уже год стала вдовой Ксения. Мужик её стал переходить весной речку, лёд треснул, и только шапка осталась от него на дымной воде. Корову Михаль продал, свиней не держал, жил на пенсию. Оставшись один, он сам не стал стоять на базаре, такого он не допускал даже в мыслях, а фрукты продавал оптом и к нему ехали перекупщики на своих машинах и тут же расплачивались наличными. И Михаль высылал сыну каждую лишнюю копейку, хотя тот уже давно окончил институт, занимал приличную должность, жил самостоятельно, в достатке и имел семью…
«Скоро ли ты приедешь, Андрейка?» - кручинился, шептал старый. Он лежал на лежанке с колючим холодом на душе и слушал, как монотонно гудят в хате оголодавшие мухи. Днём было веселей, приходила Ксения, да и сам поднимался, сидел у окна, а ночью сердце стискивала такая тоска, хоть волком вой. Не спалось. Михаль немощно ступал по вымытым половицам хаты, как-то внимательно вглядывался в белый от спелости месяц в затуманенном небе и, чувствуя в глазах теплоту слёз, чуть не в голос говорил сам себе: «Хоть вволю наговорюсь я с тобой, сыночек. Мне ведь не с кем и словом перекинуться. Все называют меня скрягой, никто на двор и носа не показывает. Я живу среди людей, а как на необитаемом острове, построенном своими руками. А разве я скряга, Андрейка? Ты же знаешь… Расскажу тебе про Ксению… Никто не догадывается, сынок, что и теперь она мне нравится. Одним словом, будет нам об чём поговорить, только приезжай…».
Письмо почтальон принёс под вечер. Андрей писал, что приедет через пять дней. И когда утром рано пришла Ксения затопить печь, удивилась: оживлённый, без прежней квёлости в лице ходил Михаль по хате, радостно улыбался. Как-то виновато сказал:
-Андрейка приезжает. Хочу встретить его по-человечески. Считай десятый год не был дома сыночек мой. Нужно приготовить горилки, закуски. Помоги мне, Ксюшка.
За день хата приобрела обжитой вид. Ксенины руки вычистили, выгребли всё, что господствовало тут долгие годы. Ласкали взгляд белой свежестью развешанные на окнах шторки, засветились желтизной стол и лавка, выветрился сырой кислый дух. «Сынок приедет, приедет… - не уставал думать Михаль, - значит я ещё нужен ему, нужен…». Обманчиво это ощущение, оно тебе знакомо по последним годам одиночества, оно появляется где-то в середине груди и поднимается всё выше и выше? Что это?
Он тряхнул головой, прогоняя грустные мысли, которые не впервые одолевали его. Но ведь он отец, всю жизнь жил только ради сына и для сына.
Андрей приехал на склоне дня. Вошёл в хату ладный, стройный, с красивым загорелым лицом, поставил у порога чемодан, обнял неожиданно обвядшего от радости Михаля, прижал к себе. «Сыночек мой», - неслышно шептал старик. Ему хотелось поцеловать Андрея, но постеснялся своих щетинистых щёк, потемневшей от пота рубашки. Только припал губами до его пропахшего дорогим одеколоном пиджака и заплакал.
-Не плачь, батько. Не плачь.
-Надолго ли ты?
-Да нет. завтра назад.
-А почему так быстро?
-На работу надо.
Людей набралось много. Каждый, кто приходил, нёс с собой то сало, то яйца, то сметану. Даже места для закуски не хватило на столах и раскрасневшаяся Ксения выносила избыток еды в сенцы. Андрей был хмурым и будто чем-то недовольным. Михаль особенно не старался тревожить его вопросами. Думал: «Видно, сильно переутомился. Отдохнуть ему нужно».
Выпили по первой чарке. Андрей почему-то ещё больше помрачнел, ковырялся с неохотой вилкой в тарелке с огурцами, время от времени окидывая присутствующих безучастным взглядом. Он ни с кем за столом не общался и держал себя обособленно.
А у Михаля, который давно не брал в рот спиртного, сразу закружилась голова, сделалось весело и легко на душе. Тут в хату заскочила дивчина лет двадцати пяти. Стройная, красивая той броской красотой, какая сразу томливым смятением бередит мужские сердца. Она тихо сказала:
-Припозднилась я. Простите. – И села на лавку с края стола.
Андрей поднял потемневшее от неизвестной кручины лицо, вгляделся в дивчину и спросил у отца:
-Чья это?
-Нина. Ксенина дочка.
--Замужем?
-Ага. Мужик в армии сейчас. На два месяца взяли.
-Смотри ты, - повеселел Андрей. И Михаля это обрадовало.
-Завтра, сынок, пойдём до могилки. До матери. Так она тебя любила и так хотела перед смертью увидеть тебя.
-Хорошо, отец, хорошо.
В хате сделалось шумно. Хмельными голосами люди затянули песню: «Когда б имел златые горы». У старика повлажнели глаза. Песня напомнила его померкшую любовь до этих старых и добрых людей, с которыми, занятый своими заботами и хлопотами, он мало знался, а они вон как хорошо к нему относятся: уважили, пришли. Михалю хотелось обнять каждого, завести в сад, натрясти самых лучших яблок и все отдать им. Буйные слёзы покатились по щекам… И чтобы, не дай боже, не увидел сын, он закрыл лицо высохшими до прозрачности руками…
-Как там, сынок, невестка?
-Полный порядок, отец. Работает. Привет тебе передавала.
-А внучка? Может, уже в школу ходит?
-Да нет ещё.
-А второго ребёнка не думаете завести?
-Да нет, хватит и одного.
Отвечая, Андрей глядел в угол хаты. Ненароком зыркнув туда, Михаль увидел горящие очи разомлевшей от выпитой горилки Нины. Гости погомонили, спели несколько песен и начали расходиться, так как уже светлело на востоке небо.
-Я сейчас вернусь, батько, - сказал Андрей. Он накинул пиджак на плечи и вышел из хаты.
Михаль сел у раскрытого окна. Лицо студила росная прохлада. Видно спросонок цвикала какая-то пташка, пахло травой и яблоками. «Куда же он делся?» - думал про Андрея. Вышел в сад. И там-то услышал шёпот. Осторожно прокрался туда, где выделялся своей непролазной глушью малинник, раздвинул руками колючие стебли и ад вздрогнул. Сидели на траве Андрей с Ниной. Целовались…
Быстро вернулся в хату Михаль, закрыл окно. Сел на лавку. «И что ей надо?» - думал про Нину. «У самой такой красивый, рослый мужик. Все завидуют им: вот красивая пара, стоят друг друга. А она, смотри ты, закручивает. И не глядит, что Андрей не добрых полтора десятка лет старше её и женат».
Про сына ничего плохого не думал, не осуждал.
Уже развиднелось, когда Андрей вернулся. Кинул на стул влажный от росы пиджак, спросил:
-Как житьё, батько?
-Ложись спать, сынок. Поздно. «Или слишком рано» - добавил про себя.
По полудню пошли на могилки.
Светловолосый, в прилегающем костюме, Андей вышагивал впереди. На него, пристально и оценивающе, глядели люди из окон своих домов. А Михаль понуро топал сзади, чувствуя зябкую горечь на сердце. Было душно и безветренно. На кладбище старик отыскал осыпанный листвою взгорочек земли с деревянным крестом, сказал: «Вот она мать, сынок», и припал лицом до нагретого холмика. От плача тряслись его худые плечи, дрожали руки. А Андрей сидел молча. Выплакавшись, Михаль глянул на сына, и в его горле как бы пересохло моментально от увиденного.
Сидел тот безразличный и далёкий от всего, гулливой мыслью туманились его очи, а на припухлых губах таилась радостная довольная усмешка. Старик поднялся, сухо кивнул:
-Пошли, сынок.
По дороге молчали.
Перед тем как открыть дверь в сенцы, Андрей оглянулся на окна Ксениной хаты, буркнул:
-Батько, а батько!
-Что?
-Передумал я. Остаюсь ещё денька на два.
-А как же работа?
-Цела будет. Работа не волк, в лес не убежит.
И только теперь Михаль понял, что там, на могилке, Андрей мысленно был тут, около роскошной и охочей до ласки Нины. Старик вытер, неожиданно задрожавшей рукой, вспотевшее лицо, вышел из хаты, прошёл в сад и сел на лавочку. Он почувствовал вдруг, что не хватает воздуха, обмякло, отработало будто своё тело. Шелест листвы деревьев почему-то напомнил слабый шёпот Степаниды, когда та занемогла от простуды. С малиновым лицом металась она по койке, и нельзя было разобрать слова, кроме одного, тревожно-разделённого: «Анд-рей-ка!» как она хотела увидеть сына перед смертью. Пока была в памяти, говорила: «Хоть бы одним глазком посмотреть на сыночка, а там и умирать не страшно…». Не увидела. Не приехал он.
Припомнилось, как однажды в дождик Михаль увидел в саду Ксениных детей. Хлопчик и девочка с мокрыми и настороженными лицами срывали антоновки. Без единой грозной нотки в голосе старик окликнул их, думал отдать то, что ветры натрясли со сладких яблонь. Но дети мгновенно исчезли через дырку в проломанном заборе. Михаля поразили тогда полинявшее платье дивчины и залатанные штанишки хлопчика. Будто впервые их увидел. И сразу подумалось, что, поженившись с Ксенией, нужно будет глядеть и её детей, набивать их желудки, одевать, обувать. А что ж тогда останется Андрею? Ведь для его жизни этот сад, для него Степанида в холода простаивала на рынке, чтоб не знал единственный сынок никаких хлопот о копейке, чтобы ни в чём не знал нужды. И, глубоко запрятав в себе горячие мысли про Ксению, её свежее лицо, чёрные очи, Михаль как-то однажды обгородил сад таким высоченным штакетников, что сразу не стало видно её хаты… Как будто этим забором он отгородил своё сердце от Ксении, спрятал его за забором…
Неожиданно остро закололо в груди, аж не продохнуть. Старик поднялся и с поникшей головой пошёл по саду, не обращая никакого внимания на груши, сливы, яблони. На ветке сидела какая-то маленькая пташка и, увидев его тяжёлую поступь, приостановила свой свист и смотрела, как Михаль ступал галошами по спелым яблокам, а после него в траве слёзно высвечивают раздавленные плоды. Птичка видела, как старик подошёл к забору и со злостной удручённостью сердито и беспомощно ударил кулаком в потемневшие и, как будто, заиневшие от плесени доски… «Конец…».

Нина Балашова
Сказки про овощи и фрукты

СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Иринка и спрашивает :

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.

Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала .

В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь - это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка .

Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.

Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.

Тогда за дело!

Мы морковку чистим- чистим,

Мы морковку трем- трем.

Сахарком ее посыпим

И сметанкою польем.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Сказка про Яблочко

В деревне Сказкино , в саду у бабы Вари выросло Яблочко. Увидела его внучка Иринка и спрашивает :

Я - крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное –

Кожица атласная.

Яблочко румяное

Детям всем желанное! – ответило яблоко.

Побежала Иринка к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте .

Яблоки - самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это , можно сказать , наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями – сказала баба Варя .

Яблоко - чудесный фрукт

Оно растет и там и тут

Полосатое, цветное

Свежее и наливное

Сок его всем полезен,

Помогает от болезней.

Чтоб здоровым сильным быть,

Надо яблоки любить

Все без исключения-

В этом нет сомнения! – воскликнула Иринка.

Решила Иринка, что будет всегда есть яблоки и про болезни забудет навсегда.

Груша - Фастунишка

В деревне Сказкино , в саду у бабы Вари выросла огромная груша. Она так гордилась своими размерами, что постепенно превратилась в фастунишку.

Называют меня грушей.

Я скажу, а ты послушай :

Полюбите меня, дети!

Я полезней всех на свете.

Так любила она хвастаться.

Сначала все фрукты и ягоды в саду снисходительно посмеивались над ней, но вскоре им это надоело, и они решили проучить фастунишку.

Всех размеров и цветов

Ягоды и фрукты

Собрались на совет,

Чтоб проучить невежу.

Они долго думали и придумали. По выходным в гости к бабе Варе из города приезжала внучка Иринка. Бабушка ее очень любила и разрешала рвать любые фрукты и ягоды в саду . Иринка очень любила груши. Этим и решили воспользоваться заговорщики.

В воскресенье приехала внучка и сразу же побежала в сад. Все фрукты и ягоды стали дуть на грушу, наша фастунишка не удержалась и упала на землю, прямо под ноги Иринки.

Какая огромная груша, отнесу- ка я ее бабе Варе.

Мы спечем большой пирог

С грушовой начинкой,

Выдавим грушовый сок

В стакан для Иринки. – сказала бабушка

Вот так фрукты и ягоды проучили фастушишку!

Хрустик – Путешественник

Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда слышала подобные вопросы.

Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше его дома.

Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под листиком, Хрустик отправился в путешествие.

Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.

Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.

Ты кто? - спросил его Хрустик.

Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.

Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.

До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас мне пора домой! - сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключения Помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова : «Мои!» , «Моя!» , «Мое!» .

Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» - закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.

Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.

Заставлю плакать всех вокруг,

Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук .

Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе;

И к пище я приправа,

И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок .

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово,

Ешьте меня всяким

Излечу от злобы

Будете здоровы – сказал обиженный Перчик .

Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.

С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.

Приключения Вишенки.

В деревне Сказкино , в саду у бабы Вари росла старая вишня. Весной она зацветала, а летом на ней созревали вишенки. Вишенки росли, наливались соком и превратились в розовощеких красавиц .

Но однажды в сад залетел злой Ветерок. Он стал раскачивать ветки старой вишни. Одна Вишенка не удержалась и упала на землю. Огляделась по сторонам и испугалась. Все вокруг было незнакомым и большим.

Покатилась вишенка по дорожке. Катится, катится, а навстречу ей маленький Ежик :

Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

Не ешь меня, а то подавишься!

Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

Не ешь меня, а то подавишься!

Не послушался Медвежонок, съел Вишенку и подавился. Раскашлялся Медвежонок, заплакал. На шум прибежала Медведица :

Что случилось, сынок?

Я подавился вишней.

Сколько раз тебе говорила, что надо выплевывать косточку!

И стала лапой хлопать Медвежонка по спине, приговаривая :

Хоть круглая и гладкая, красная и сладкая,

А чтоб довольным быть, надо косточку выплевывать!

Все понял, сынок?

Да понял, понял! – ответил Медвежонок и посеменил за матерью