Небольшой фруктовый сад произведение. Разбивка фруктового сада на приусадебном участке и даче

Редкий хозяин частного дома предпочитает не высаживать у себя на участке плодовые деревья. Плодовый сад обычно хочется иметь каждому – весной деревья радуют прекрасным цветением и ароматом, а плоды и ягоды из собственного сада всегда кажутся намного вкуснее купленных в магазине или на рынке, к тому же вы знаете, что это экологически чистые продукты. В искусстве фен-шуй образ цветущего плодового сада является символом изобилия и благополучия. Планировка сада – ответственное дело, от того, насколько правильно вы посадите деревья, будет зависеть их рост и способность плодоносить, так что к этой задаче нужно отнестись с большим вниманием.

Если вы хотите выращивать у себя в саду также и овощи, планировка сада и огорода должна рассматриваться в совокупности. Место для грядок лучше отвести у южной границы, с севера на юг, так лучше для культур, растущих в средней полосе. Некоторые садоводы рекомендуют размещать грядки с востока на запад. За овощными и клубничными (земляничными) грядками располагаются плодовые кустарники – смородина, крыжовник. За кустарником высаживаются деревья, ягодным кустарникам легкая тень от деревьев не повредит, а овощные грядки должны находиться на солнце.

Пример дизайна овощных грядок – они не обязательно должны быть квадратной или прямоугольной формы, оригинальные грядки напоминают клумбы

Перед тем, как приступать к планировке сада, нужно принимать в учет следующие важные факторы:

  • Какого размера площадь может быть выделена под плодовый сад. Для деревьев с раскидистыми кронами потребуется расстояние от 4 кв.м.
  • Рельеф местности . Для плодового сада идеальной будет равнинная местность либо пологий склон, в котловинах задерживается холодный воздух, излишняя влага, эти участки неблагоприятны для плодовых деревьев.
  • Анализ почв вашего участка. У плодовых культур мощная корневая система, почвы должны быть плодородными, чтобы обеспечить ей хорошее питание. Каменистая, глинистая, песчаная почва для сада не годится. Негативно сказывается на росте деревьев близость грунтовых вод.
  • Наличие тепла и света. Для большинства плодовых деревьев важно, чтобы света и тепла было вдоволь, в тени они намного хуже растут и плодоносят. Следует сказать и о местности с постоянным сильным ветром – ветер мешает нормальному опылению, сушит почву, нередко повреждает урожай и ломает ветви деревьев. От ветров частично может защитить высокий забор или зеленые насаждения.

Планирование начинается со схемы на бумаге. Если на участке уже есть дом, от него и нужно начинать планировку. На бумагу наносится в масштабе схема участка, контуры дома и других построек, а также места, где уже растут деревья.

Этот участок защищают от ветра посаженные вокруг деревья, которые уже выросли достаточно, чтобы обеспечить защиту

Если участок еще не застроен, на схему наносится место для постройки дома. Планировка сада на участке предполагает наличие палисадника. Дом должен выходить фасадом на улицу, перед ним остается полоса земли для палисадника. Ее размер зависит от площади участка – у кого-то это всего метр, у кого-то – 6-8 метров. В небольшом палисаднике обычно высаживают цветы, малину и ягодные кустарники, в большом – декоративные деревья, цветы или несколько плодовых деревьев на усмотрение хозяев.

Крупным плодовым деревьям – яблоням, грушам, отведите место в северо-восточной стороне участка, между ними и плодово-ягодными кустарниками – место для деревьев поменьше – вишен, слив.

Пример планировки сада и огорода – участок поделен на две части. В первой – дом в окружении палисадника и грядок с овощами, вторая половина – плодовый сад с деревьями, высаженными рядами

Вообще, будет удобно нарисовать план участка, нанести на него все имеющиеся постройки, предполагаемое расположение сада и огорода. На участке нужно сделать разметку ям для посадки деревьев. Старайтесь высаживать деревья на расстоянии, чтобы по мере роста она не затеняли друг друга. Кучно растущие кусты и деревья в саду плохо растут, кроме этого, создаются условия для болезней садовых культур. У плодовых деревьев корневая система мощная, она должна развиваться свободно.

Совет. Если ваш участок зарос диким кустарником, на нем имеются пни, которые нужно выкорчевать, сделайте необходимые работы и сожгите древесные остатки. Золу соберите в сухом месте, она пригодится при создании плодородных грядок.

Обычно, планировка плодового сада предполагает высадку деревьев таким образом, чтобы они не затеняли участки соседей, но нередки случаи, когда дерево растет у самого забора, обеспечивая плодами и хозяев, и соседей, при этом ни у кого не возникает претензий.

Сегодня модно придавать грядкам оригинальную форму, например, огород-пицца. Изюминка заключается в том, что от круглой грядки в центре лучами расходятся остальные, как ломти пиццы, образуя круг

У границ участка обычно высаживается малина, ежевика или ягодные кустарники, которые хорошо плодоносят и при затенении.

Ландшафтная и регулярная планировки

Ниже приведем примеры планировки сада для любителей порядка и четкости форм и для тех, кому нравится, когда растения в плодовом саду высаживаются также по схеме, но создают впечатление природных зон.

Ландшафтная планировка предполагает расположение деревьев и других культур в свободном порядке, близком к природному. В таком саду, кроме плодовых культур, широко используются и декоративные.

Пример свободной планировки сада – овощные грядки слева и вверху, плодовые деревья высажены группами в центре и справа

При регулярной планировке деревья и кустарники, а также овощи на грядке, высаживаются строгими рядами на одинаковом расстоянии. Схема высадки тоже имеет строгую геометрическую форму – квадрат для участков, длина и ширина которых практически равны, и прямоугольник для участков, длина которых намного превышает ширину.

Пример регулярной планировки сада с огородом – четкая геометрия, участок разбит на правильные квадраты, прямоугольники, растения высажены рядами

Где какие культуры лучше высаживать?

Это деревья и кустарники, которые хорошо растут и плодоносят в ваших широтах. Для средней полосы это груши, яблони (желательно высадить несколько деревьев разных сортов), разные сорта слив и алычи, вишни. В теплых широтах будут вызревать черешни и абрикосы. Ягодные кустарники – все сорта смородины, крыжовник, ежевика, малина. При небольшой площади участка кустарники удобно расположить по периметру.

Если вы посадите несколько яблоневых деревьев, среди которых будут летняя, осенняя и зимняя яблони, плоды будут радовать вас в разное время года

Пример интересной планировки огорода – от квадрата из плит в центре расходятся дорожки, между которыми расположены грядки, на каждой из грядок высажены разные культуры. Подойти удобно к любой из них

На овощных грядках рядом нужно высаживать культуры, хорошо растущие в непосредственной близости друг от друга:

  • капуста, огурцы, горох;
  • белокочанная капуста, укроп, картофель, лук, салат, сельдерей;
  • помидоры, горох, морковь;
  • хрен, картофель, фасоль, лук, капуста.

Когда вы нарисуете схему, определитесь с тем, какие растения высаживать и в каком количестве, можно начинать разметку сада на местности, покупать саженцы и подготавливать почву.

Для того чтобы вырастить сад из плодовых деревьев у себя на участке, необходимо не только определиться с местом и растениями, но и учитывать основные нюансы, такие как схема посадки, размер ям, высадка и уход за саженцами, что и будет рассмотрено в данной статье.

Планировка сада

Когда было подобрано место для высадки саженцев, важно определиться со схемой для их высадки. Высаживать деревья рекомендуется согласно четырём схемам, которые имеют свои особенности расположения растений, позволяют упростить процесс ухода за саженцами и получить обильный урожай.

Самой распространенной схемой для высадки является квадратичная: она позволяет создать удобные условия для ухода за садом. Согласно этой схеме, деревья высаживаются ровными рядами. Расстояние между деревьями зависит от их вида и сорта.

Важно! Учитывать схему высадки необходимо также для того, чтобы рационально использовать пространство, поэтому на квадратном участке лучше расположить деревья по квадратичной схеме.

Если были выбраны карликовые сорта, оптимальное расстояние между рядами составит 4 м, между деревьями необходимо оставить 2,5 м. Классические виды, которые были привиты на диком подвое, должны быть посажены друг от друга на расстоянии не менее чем 3,5 м, между рядами – 5 м. Высокие и сильнорослые виды должны быть на расстоянии 4 м, между рядами сохраняется 6 м.

Квадратичная схема высадки подходит для деревьев, которые не требовательны к освещению, нормально переносят полутень, созданную соседними рядами. Обычно так высаживаются яблони разных сортов, некоторые сорта груш.

Шахматная

Шахматная схема очень схожа с квадратичной, только в каждом квадрате между четырьмя деревьями высаживается ещё по одному дереву. Схема является более плотной, поэтому подходит для высадки среднерослых растений с небольшой кроной. Если сад расположен на склоне, то шахматная схема будет являться оптимальным вариантом посадки деревьев для уменьшения смыва почвы осадками.
Шахматный способ высадки позволяет деревьям получать максимальное количество света, поэтому подходит для светолюбивых растений – сливы, абрикоса, персика, а также для яблонь и груш. Расстояние между деревьями должно быть 4 м, между рядами лучше оставить 5 м.

Высадка деревьев по треугольной схеме характеризуется более плотным расположением растений, имеющих крупную крону. По треугольной схеме все деревья будут ровностоящими, что позволит высадить на 15 % растений больше, нежели по квадратичной схеме.

Чтобы узнать оптимальное расстояние между растениями, необходимо руководствоваться правилом удвоения показателя максимальной ширины кроны взрослого дерева. Например, если ширина кроны составляет 4 м, то между растениями должно быть расстояние не менее 8 м со всех сторон.
Благодаря треугольной схеме высадки растения могут получать максимальное количество света. Для посадки этой схемой подходит вишня, яблоня, груша, слива, абрикос, персик.

Горизонтальная схема

Горизонтальная схема высадки применяется в случае расположения деревьев на холмистой территории. Растения в данном случае высаживаются по горизонтальным линиям, что позволяет снизить эрозионные процессы почвы и успешно выращивать саженцы на неровных участках. Для фруктовых посадок выбирают возвышенную территорию, желательно на юге участка. Закладывать плодовые деревья необходимо таким образом, чтобы максимальная высота стволов была направлена к северу.
Благодаря такому расположению растения обеспечиваются наибольшим количеством света. Расстояние между ними в данном случае должно быть не менее 3 метров, между рядами – не менее 5. Для посадки горизонтальным способом подходят любые плодовые деревья.

Посадка сада

Когда была определена схема высадки растений, необходимо приступать к выбору и покупке саженцев, которые далее будут укореняться на участке.

Выбор плодовых культур

Для того чтобы растения хорошо плодоносили, нужно уметь их правильно выбирать. Поэтому обратите внимание на рекомендуемый регион выращивания, почву и другие условия. Существуют специальные сорта, которые были выведены для каждого региона: они легко переносят морозные зимы, разные типы почв, являются менее чувствительными к неблагоприятным погодным условиям. Рассмотрим основные рекомендации по высадке деревьев, нормально чувствующих себя в средних широтах.

Самым популярным плодовым растением в средних широтах является яблоня. Эта культура светолюбивая, поэтому высаживать её лучше на хорошо освещённой территории. Яблоня может произрастать на серых лесных, дерново-подзолистых грунтах, черноземах, которые отличаются лёгким механическим составом с нейтральной или слабокислой реакцией. Дерево плохо переносит избыток влаги, поэтому посадите его на небольших возвышенностях, на территории с глубоким залеганием грунтовых вод – не менее чем 1,5 м в глубину.

Знаете ли вы? Яблоневые сады в мире охватывают 5 млн. га, а каждое третье плодовое дерево в мире является яблоней.

Грушу рекомендуют высаживать на южной стороне участка, так как территории с суровыми зимами часто становятся причиной вымерзания деревьев. Участок необходимо подобрать хорошо защищенный от ветра, что особенно важно в зимний период. Груша отлично произрастает на влажных почвах, грунтовые воды должны находиться не ближе 1 м к поверхности почвы. Идеальной почвой для груши является суглинистая, супесчаная или слабоподзолистая.
Вишня предпочитает более теплые регионы с большим количеством солнечного света и тепла. Саженец не рекомендуют высаживать в низинах, так как вишня отличается плохой зимостойкостью и часто вымерзает. Территорию необходимо выбрать хорошо проветриваемую – таким образом можно избежать многих болезней дерева. Что касается почвы, то вишня предпочитает плодородные грунты с лёгким механическим составом, характеризующиеся высокой воздухопроницаемостью. Вишню высаживают на лёгких и средних суглинках, что позволяет получить максимальный урожай.

Слива также предпочитает хорошо освещённые территории, поэтому высаживать саженцы необходимо на южной стороне участка, на влажной глинистой почве с толстым плодородным слоем и нейтральной реакцией. Слива также нормально произрастает в северных регионах, но с условием соблюдения основных рекомендаций к высадке и уходу за растением. Абрикосы хорошо произрастают в средних широтах и субтропиках на максимально освещённых территориях с большим количеством солнечного света и тепла. Абрикосовые деревья необходимо хорошо защищать от северных ветров: их можно расположить на склонах и в местах, которые являются недоступными для холодного воздуха.
Дерево лучше посадить на лёгких, хорошо дренированных почвах. Персики высаживаются в южных регионах с большим количеством тепла и солнечного света, потому что являются неустойчивыми к сильным морозам, повреждающим плодовые почки. Хорошо произрастают персики на лёгких суглинках с высокой воздухопроницаемостью и дренажом, обязательным условием является качественная защита от ветра.

Как выбрать и купить саженцы

Важно не только правильно подобрать место для высадки саженцев, но и сам посадочный материал, для того чтобы обеспечить хорошую приживаемость дерева и получать стабильно высокие урожаи в дальнейшем.

Важно! Покупать саженцы предпочтительно в питомниках, избегая рынков и других сомнительных мест.

Прежде всего необходимо обратить внимание на возраст деревца: оптимально приобретать посадочный материал двухлетнего возраста, деревья постарше имеют низкую приживаемость. Посмотрите внимательно на корневую систему саженцев – она должна быть здоровой, содержать кроме скелетных многочисленные отрастающие корешки. Не покупайте деревья, которые имеют на корнях узлы, утолщения, наросты, наплывы, желваки либо другие сомнительные образования.
Минимальное количество скелетных корней для двухлетнего саженца – 3, предпочтительно выбирать саженцы, которые содержат больше 3. Не покупайте деревья, которые имеют грубые механические повреждения корней, созданные в процессе неправильного выкапывания. Высота двухлетнего саженца должна быть не менее 1,5 метра, у здоровых деревьев содержится три боковых ветви, которые равномерно распределены по стволу. Кора должна быть гладкой, не иметь каких-либо царапин, трещин.

Знаете ли вы? Существует интересный метод определения длительности хранения выкопанного дерева: необходимо зажать ветку дерева между большим и указательным пальцем, и если саженец является свежим, то от дерева будет исходить лёгкая прохлада, а если саженец подсох вы почувствуете тепло.

Подготовка посадочных ям

В зависимости от вида плодового дерева посадочная яма готовится разного размера и разной формы, но практически для всех деревьев лучше всего подходят круглые ямы, имеющие отвесные стенки, которые могут обеспечить нормальное развитие корневой системы. Размер ямы, выкопанной на окультуренной почве с глубоким плодородным слоем, должен быть около 70 см в диаметре и 70 см в глубину.

Если дерево будет высаживаться на впервые осваиваемой территории, размер ямы увеличивается в три раза, так как в неё нужно будет внести достаточное количество питательной смеси, которая в будущем будет служить резервуаром необходимых для нормального развития молодого саженца веществ. Тяжёлые глинистые и песчаные почвы подразумевают выкапывание ямы в размере 1 м в диаметре и 1 м в глубину. Опытные садоводы советуют выкапывать более широкие и менее глубокие ямы на глинистой плотной почве, для того чтобы вода не застаивалась в их нижних слоях – это губительно будет влиять на корни растений.
Если высадка растений будет производиться весной, то ямы необходимо выкопать в осенний период предыдущего года, если высадка будет производиться осенью, то яму выкапывают в мае-июне. Это нужно для того, чтобы удобрения, которые были внесены в грунт, хорошо перемешались и созрели, то есть сформировали необходимую микробиологическую среду.

Правила высадки деревьев

В зависимости от вида плодового дерева, существуют свои нормы по размеру ямы, времени посадки и другим нюансам, которые необходимо рассмотреть:

  1. Яблони высаживают зачастую в весенний период, если саженец не старше 2 лет, чтобы за лето деревце прижилось, подросло и нормально перенесло зимовку. Весенняя посадка должна происходить в начале мая – конце апреля, когда грунт уже оттаял и немного прогрелся. Если саженец будет высаживаться весной, то яму можно подготовить за неделю до высадки. Размер ямы будет зависеть от почвы: если она довольно плодородна, то достаточно будет 60 см в глубину и в диаметре, если почва бедная, то глубина должна быть минимум 70 см, а диаметр – 80 см. Саженцы 3-4 летнего возраста можно посадить осенью, так как уже крепкому деревцу не страшны зимние морозы. Посадку лучше производить в начале октября, чтобы до зимы корни успели укрепиться. Осенью рекомендуют высаживать молодые деревца в южных регионах с плодородной почвой. Яму выкапывают таких же размеров, как и в случае посадки весной, но готовят её за месяц до высадки.
  2. Грушу можно высаживать как весной, так и осенью. Весенняя посадка (в конце апреля) исключает возможность гибели дерева от заморозков. Яму лучше подготовить заранее, осенью предыдущего года. За это время грунт подсядет, и после посадки саженца корневая шейка не будет сильно углубляться, что гарантирует нормальную приживаемость растения. В ширину яма должна быть около метра, а в глубину около 50 см. Если почва бедная, то яму выкапывают более глубокой и заполняют несколькими ведрами плодородной почвы. Как и в случае с яблоней, грушу осенью высаживают в южных регионах, что позволяет саженцу нормально прижиться. Кроме того, груша, которая была посажена осенью и пережила зимовку, будет более крепкой и стойко переносить будущие морозы. Выкапывать яму лучше весной, размер ямы в глубину – 50 см, диаметр – 1 м, а производить посадку в первых числах октября.
  3. Абрикос весной рекомендуют высаживать до того, как на саженце пробудились почки – в середине апреля. Яма готовится осенью, её минимальный размер – 70 см в глубину и 70 см в диаметре. Подготовка ямы для осенней высадки должна осуществляться за месяц, а то и за два. Необходимы ширина 1 м, а глубина – 80 см. Оптимальным временем для высадки считается начало октября.
  4. Вишня зачастую высаживается весной (конец апреля), особенно это касается средней полосы и северных регионов, так как за лето саженец подрастает, становится крепче и нормально переносит зимовку. Яму следует выкопать заранее, лучше осенью, ее глубина должна быть не менее 50 см, диаметр – 80 см. Осенью высадка вишни практикуется только в южных регионах, иногда – в средней полосе. Оптимальное время для посадки – конец сентября, чтобы до того, как ударят первые заморозки, дерево окрепло. Яма готовится весной, размер такой же, как и в случае высадки в весенний период.
  5. Персик является теплолюбивым растением, поэтому даже в южных регионах посадка осуществляется в весенний период (конец апреля). Яму готовят заранее, лучше всего – осенью, размер ямы должен быть не менее 70 см в глубину и 1 м в диаметре.
  6. предпочитает весеннюю посадку в средней полосе и в северных регионах, в южных регионах чаще всего практикуется посадка саженцев в осенний период. Весной сливу высаживают в конце апреля в заранее подготовленную яму. Яму лучше готовить с осени, в неё добавить органические удобрения, которые за достаточно длительный промежуток времени перепреют и создадут идеальные условия для молодого саженца. Яма должна быть минимум 60 см в глубину и 70 см в ширину, можно и больше. Осенью, в начале октября, слива высаживается в яму, которая была выкопана весной и удобрена органикой, размер ямы 60х70 см.

Знаете ли вы? В отличие от других плодовых деревьев, сливу нельзя встретить в природе в диком виде. Слива была получена в результате скрещивания терна и алычи более 2 тыс. лет назад.

Как ухаживать за нововысаженными деревьями

Когда саженцы высадили в почву, в первое время следует уделить особое внимание регулярному поливу. Частота полива зависит от погодных условий и регулярности осадков. Минимальное количество воды, которую нужно выливать под одно дерево, составляет 20 л за раз. Поливать нужно 1 раз в 2-4 недели. Рекомендуют проверять землю на влажность с помощью палки: если поверхность почвы просохла на 20 см – самое время полить саженец.

Место вокруг саженца следует замульчировать – это необходимо для того, чтобы создать благоприятную среду для корневой системы, задержать влагу в летний период, замедлить рост сорняковой растительности. Мульчу насыпают достаточно толстым слоем (15 см) на расстоянии 1-2 метров от ствола – используют древесные опилки, солому. Околоствольный круг регулярно рыхлят и избавляют от сорняков. Особенно важно рыхлить почву после полива, когда от воды происходит её уплотнение. Рыхление производят на глубину не более 5 см, чтобы не повредить молодые корешки.
Обязательно молодое дерево на зиму следует утеплить, чтобы оно нормально перенесло морозы. Утепление ствола также поможет защитить кору от набегов грызунов, которые в зимний период её обгрызают, что ведет к гибели саженца. Процедуру проводят в начале ноября, обвязывая нижнюю часть ствола еловыми ветками не менее чем на 70 см в высоту. Побелку деревьев производят 2 раза в год – осенью и весной. Осенняя побелка производится в солнечный, не дождливый день в конце сентября, а весенняя побелка должна осуществляться в период небольших морозов, когда ещё не появились первые насекомые.

Пряное варенье из персиков с корицей, бадьяном и гвоздикой. Варенье очень густое, ароматное, с прозрачными кусочками фруктов. Немного повозиться придётся с обработкой - с персиков обязательно нужно счистить кожицу, зато готовится варенье довольно быстро. Для заготовки на зиму выбирайте спелые персики без признаков порчи и видимых повреждений. Кожицу можно счистить обычным овощным скребком или, как в этом рецепте, ошпарить фрукты кипятком. Сорт персиков подойдет любой.

Перед каждым владельцем садового участка возникает вопрос об улучшении качества почвы. Либо - в самом начале при освоении участка. Либо через некоторое время, потому что на участке неплохо растут одни культуры, но чахнут, болеют или вовсе отказываются - другие. Либо из-за того, что снижается урожайность тех культур, которые раньше плодоносили без проблем. В таких случаях покупают машину перегноя, торфа, чернозема или навоза, или отравляются в магазин за минеральными удобрениями.

Торжественные и строгие «ромашки» гацании – одни из самых крупных и оригинальных среди всего семейства Астровых. Это растение привлекает поклонников геометрии и современных узоров в горшечном формате. И если на улицах, балконах, верандах и террасах гацания кажется настоящей звездой, то в качестве комнатного растения она очень мало неизвестна. А между тем именно гацания из всех ярких и модных летников к выращиванию в комнатах приспособлена лучше всего.

Говяжьи рёбрышки тушеные с овощами и лисичками - блюдо, на приготовление которого хотя и понадобится 2-3 часа, при этом особенных усилий прикладывать не придётся: все ингредиенты слоями укладываются в жаровню, а затем долго томятся на плите. Мясо получается таким нежным, что просто опадает с рёбрышек, а овощи, пропитавшись соками, становятся невероятно вкусными, и отлично дополняют говядину. Словом, особенно не утомляясь, можно приготовить мясо с гарниром на обед или на ужин.

Пересадка почки – это сложная и ответственная операция вообще. Даже если речь идет о почках розы. В этой статье расскажу всю правду про прививку роз методом окулировки. Вы поймете, почему обычно садоводы не прививают розы, а предпочитают покупать уже привитые и в питомнике. Окулировка – это пересадка почки с сортового растения на подвой шиповника. Пересадить почку можно на любую часть ствола. Причем не только на шиповник. Розу можно прививать на другую розу.

Последний в календарном значении месяц лета для каждого садовода становится первым месяцем подготовки к будущей зиме. Кроме насущных проблем и обильного урожая, приходится задумываться о многом другом. Ведь и подготовка почвы, и разделение цветов, и правильная закладка на хранение ничуть не менее важны, чем подготовка газона и уход за овощами. Этот месяц в лунном календаре также особенный. Работы в декоративном саду и огороде разбиты на удлиненные периоды.

Традиционный чай из чайных листьев, пожалуй, один из самых любимых напитков во всем мире. Но в этой статье пойдет речь о не менее модных травяных чаях. Сегодня они стали незаменимой составляющей здорового образа жизни. Я расскажу о моем опыте: как я заготавливаю и храню мятный, лавандовый, укропный, из виноградных и яблочных листьев чай в домашних условиях, об их пользе для здоровья и правилах использования. С незапамятных времен на Руси пили травяные чаи.

Салат из помидоров и огурцов на зиму - самый вкусный и простой рецепт. Различные виды овощных салатов заготавливают в промышленных масштабах. В дополнение к большому количеству уксуса, там ещё и различные пищевые добавки, с непонятными рядовому человеку индексами. В домашнем салате на зиму всё по-другому - кислоту регулирует хозяйка, она же следит за стерильностью и пастеризацией, поэтому такие заготовки невероятно популярны за праздничным столом.

Венерины башмачки сегодня почти вытеснены из прилавков и подоконников выносливыми фаленопсисами. Роскошно цветущие, некрупные и очень вариативные, пафиопедилумы - орхидеи, любоваться цветением которых можно бесконечно. И ностальгичные, и модные одновременно, они для многих остаются малознакомыми растениями, окутанными мифами и легендами. На практике они куда дружелюбнее, чем гласит их королевская репутация. Без тщательного ухода пафиопедилумы не цветут.

Персиковый компот на зиму с красными сливами и садовыми ягодами приготовлен методом горячей заливки. Заливка может быть двух- или трёхкратной, для надежности можно добавить ещё и стерилизацию, если планируете хранить заготовки в квартире. Фрукты для компота лучше выбрать чуточку недозрелые, чтобы ломтики сохраняли форму. А из спелых персиков и слив лучше приготовить варенье или джем. Я обычно закатываю компот в небольшие банки и делаю его концентрированным.

Томаты родом из Перу, где климат очень жаркий и засушливый. Как же обеспечить родные условия томатам в нашем климате? Они, например, у меня растут в открытом грунте, а лето прохладное, и идут очень частые дожди. При этом хочется, чтобы куст плодоносил до самой осени, и плодов дал, как на пакетике с семенами пишут - 10 кг с куста. Чтобы этому южанину обеспечить комфортные условия и, соответственно, себе - большой урожай, нужно уметь правильно формировать куст.

Довольно часто садоводам хочется получить понравившиеся растения без особых затрат. Первое, что приходит на ум в таких случаях - черенкование. А если вы начинающий или «ленивый» садовод? Или приезжаете на дачный участок только в выходные, да и то через раз, и еще хотите там отдыхать? Тогда затея с черенками может и не удаться. Почему бы не предоставить природе возможность сделать почти всю работу за нас - размножить наши любимые растения отводками?

Плов с булгуром - очень ароматный, рассыпчатый, такой вкусный, что просто пальчики оближешь! Для этого рецепта понадобится крупнозернистый или крупный булгур, также в продаже встречается «Булгур для плова». Это не сорта пшеницы, а виды булгура, в которых разнятся только фракции помола. Также подходит для рецепта цельное зерно, очищенное от оболочки и нешлифованный булгур. Последний вид наиболее полезный, он часто используется в рецептах для диетического питания.

Мои грядки с клубникой существуют десять лет. Кусты я, естественно, обновляю. Раньше, когда май и июнь были сухими, я снимала со своей «плантации» два ведра вкусных ягод и еще полведра ягод, покрытых серой гнилью. Если начало лета было дождливым, то мне доставалось два ведра серой гнили и только полведра спелой клубники. Обидно делиться урожаем с какой-то гнилью! Я начала атаку на эту бяку. Итак, пошагово - почему моя клубника никогда не болеет серой гнилью.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Оформление приусадебного участка или дачи трудно представить себе без фруктовых деревьев. Чтобы посадки жили долго и постоянно обильно плодоносили, необходимо не только знать, как разбить фруктовый сад, но и правильно подобрать культуры и сорта.

Трудно представить, что на дачном или приусадебном участке не будет расти ни одного фруктового дерева. Ни с чем не сравнимое удовольствие – снимать собственный урожай, поэтому первоочередная задача дачника – узнать, как правильно разбить фруктовый сад.

Планирование земли под размещение фруктовых деревьев

Фруктовый сад на участке может занимать центральное место или же быть маленьким. Во многом это зависит от площади участка и от желания владельцев. Чтобы в дальнейшем сад приносил только пользу и удовольствие, до его разбивки нужно составить план посадок и подобрать подходящие растения.

Как сделать правильный сад вам подскажет сама местность. В низине деревья не переживут суровую зиму, а весной пострадают во время цветения из-за возвратных морозов. На высоком холме нежные растения будут болеть из-за ветров.

Идеален для фруктовых культур южный или юго-западный склон, хорошо прогреваемый солнцем. Чувствительные растения сажают в центре сада, а более крупные и устойчивые – по периметру.

С чего начинается разбивка фруктового сада на участке

Первым делом почву тщательно обрабатывают и подготавливают. Деревья сажают на постоянное место, поэтому посадочные ямы роют большими и обильно заправляют их органикой и минеральными комплексными удобрениями длительного действия.

При посадке корни деревьев аккуратно распределяют, а само растение подвязывают к прочному, глубоко вбитому колу. Он гарантирует быструю приживаемость растения, которое не будет раскачиваться на ветру.

После посадки оформляют приствольные круги и деревья обильно поливают. Рациональнее всего держать сад под задернением, оставляя чистыми только приствольные круги, но первые годы в саду можно высаживать огородные культуры, пока деревья еще маленькие.

Подбираем подходящие породы фруктовых деревьев для домашнего садика

В большом саду можно развернуться и посадить все, чего душа желает. Маленький же накладывает свои ограничения. Нужно выбрать только те породы, которые пользуются спросом у вас в семье. Чаще всего это яблони, груши, сливы и вишни .

Обязательно прочтите


Все эти деревья могут быть как высокорослыми, так и низкорослыми. Для небольших размеров лучше брать компактные растения и сажать их так, чтобы кроны не переплетались, затеняя друг друга.

Правильный выбор сортов фруктов

Отдавать предпочтение следует растениям, подходящим для климатических условий и наименее подверженным болезням и нападениям вредителей.

Выбирать надо сорта, которые любят ваши домашние, например, сладкие яблоки, а не кислые, и наоборот. Достаточно посадить одно – два дерева с разными сроками плодоношения, для употребления в сезон и на зимнее хранение.

Секреты посадки от опытных огородников

Чтобы работа в саду доставляла удовольствие, подбирайте посадочный материал с умом. Не сажайте рослые деревья, они занимают много места, а с вершин плоды все равно за вас соберут птицы. Не загущайте посадки, деревья будут болеть и слабо плодоносить. Примеры вы видите на фото.