Предлоги в русском языке упражнения. Повторительные упражнения на правописание предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов

Чаще всего наречия пишутся слитно (вконец разорился, начал сначала, прострелил навылет, кинулся вбок) ; их следует отличать от других частей речи:

Капитан смотрел вдаль (куда? - наречие)

Корабль ушел в даль моря (т.е. в морскую даль ; во что? – сущ. с предлогом)

Через дефис пишутся: 1. Наречия, образованные повторением слов, коренй, синонимов (еле-еле, точь-в-точь, худо-бедно ). 2. Наречия с приставкой КОЕ_- или суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ (кое-что, где-то, кто-либо, куда-нибудь ). 3. Наречия с приставкой ПО- и суффиксами –ОМУ, -ЕМУ, -И (по-простому, по-прежнему, по-дружески ). Прим .: эти наречия следует отличать от слов других частей речи (по прежнему пути - местоимение) 4. Наречия, произошедшие от числительных, начинающихся с приставок В-/ВО- с суффиксами –ЫХ, -ИХ (во-вторых, в-третьих ).

Слитно пишутся: 1. Наречия, в которых основное слово начинается с гласного (в одиночку, в угоду). 2. Наречия с предлогами В, НА исуффиксами –АХ, -ЯХ (в сердцах, на радостях ). 3. Наречия, образованные повторением существительных, одно из которых в именительном падеже, другое – в творительном (честь-честью, дурак-дураком ). 4. Наречие в сочетании так же, как (сделай так же, как вчера ).

Упражнение 21. Найдите наречия и объясните их написание.

Придти издалека, взяться за дело немедля, уйти подобру-поздорову, спрятать кое-что, пройти в конец вагона, уйти не медля ни минуты, в-десятых, испачкаться дочерна, выть по-волчьи, правда в сердцах людей, отроду не купаться, отвечать немедля, сидеть вполоборота, слушать вполуха, смотреть вполглаза, ходить по двое, выходить поодиночке, летать по одному и подвое, девушка не замужем, пяти лет от роду, сделать исподтишка, перейти вброд, держать втайне, иметь в виду, впоследствии не встречались.

Упражнение 22. Выберите слитное или раздельное написание.

По_утру не суди о погоде на день. Наговорил Егор с гору, да все не_в_пору. Разок надоумить можно, а на_век ума не дашь. Не_во_время гость пуще злодея. На миру и горе в_пол_горя. 6. Не_в_пору гость - одна злость. В_след гостя не потчуют. 8. От_чего лентяй гладок? От_того, что на отдых падок. Нельзя жить в_пол_сердца и работать в_пол силы. Думай в_вечеру, делай по_утру. Коротко да ясно, от_того и прекрасно. Трудовая денежка до_веку кормит. Чего жена не любит, того мужу во_век не едать. Делаешь на_спех, сделаешь на_смех. Мороз и железо рвет и на_лету птицу бьет. Человек не всегда таков, каким с_виду кажется. Кто с_первоначалу прытко берет, тот к концу язык высунет. Без хозяина и железо в_двойне ржавеет. Сытому коню и овраг ни_по_чем и гора - ровная дорога. На_тощак и песня не поется. Кому и намек не_в_домек. Для дорогого гостя и дверь на_стежь. Рысь пестра с_наружи, а человек – из_нутри. Кто ростом мал, тот в_миг проскочит, а кто велик - перешагнет. Упрямый в_брод не ходит, только в_плавь. И опытный и не дурак иногда попадает в_просак. Худая славушка пройдет - никто за_муж не возьмет.



Через дефис пишутся предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД, ПО-ЗА (из-за туч, из-под шкафа, по-над Доном, по-за тыном ).

Пишутся раздельно 1. с конечным –Е : в отличие от нас, в течение суток, в продолжение полугода, в виде конуса, по мере прибытия, по приезде на место, по причине болезни, в целях обороны, в обмен на соль, в силу занятости, в заключение речи ; с конечным : в связи с отъездом, по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, в отношении нас, в сравнении с вами .

Пишутся слитно : ввиду заморозков, вроде креста, вместо тебя, вследствие наводнения, наподобие веревки, насчет поездки, сверх плана, навстречу поезду, несмотря на уговоры, невзирая на стужу, наперекор судьбе, вопреки приказу, согласно распоряжению, благодаря мужеству, внутри здания, посреди поля, наряду с солдатами, накануне войны, напротив школы, поперек комнаты, вокруг села, поверх платка, остановиться в виду города .

Прим .: Производные предлоги нужно отличать от иных частей речи:

Наряду с солдатами против захватчиков сражались простые крестьяне (т.е. вместе с солдатами , предлог). На ряду с овощами стояли тетки с могучими красными руками (т.е. на овощном ряду ; стояли - где, на чем? – на ряду , существительное).

Упражнение 23.

Его упрашивали в_продолжени... недели. В_след_за_тем странное равнодушие охватило его. Заботливая хозяйка по_многу раз в день меняла ему горячие припарки. В_продолжени_ романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. Я не обольщаюсь насчет качества этих переводов. Охотники ели редко и по_многу. И мысли охотника унеслись в_глубь времен. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. В_следстви... этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками. На_счет в банке было переведено четыреста миллионов рублей. Казарка с ужасом замечала, что, не_смотря на все ее усилия, сокол все приближается. По_над Доном сад цветет, во саду дорожка; на нее я б все глядел, сидя, из окошка. Речь эта, как в_последстви... узнали, шла об Иисусе Христе. От_чего же на этой странице я когда-то загнул уголок? За_чем пойдешь, то и найдешь. Не_ взирая на опасность, целыми тучами опускаются нежданные и незваные гости на палубу. Не_смотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас врасплох. Не успели мы выйти за город, как на_встречу нам вышли женщины с освященным молоком и помазали им людей и животных. С приглушенным шепотом плещется речонка, убегающая куда-то в_глубь степей. Звуки мало_помалу слабеют, по_немногу замирают, а скоро их со_всем уже не слышно. Но в_место того, встретивши Галку, Иван Иванович начал бранить, за_чем она шатается без дела.

Слитно пишутся союзы : зато, также, тоже, чтобы, притом, причем, итак. Прим.: эти союзы следует отличать от иных частей речи (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел). Прим .: Сочетание ни при чем пишется в три слова (Я здесь совершенно ни при чем ).

Раздельно пишутся: 1. пояснительные союзы то есть и то бишь (разг.) (Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками... ) 2. Составные союзы для того чтобы , потому что, так как, так что, в то время как и др. (Я пришел, потому что не мог не думать о вас ).

Упражнение 24. Вставьте пропущенные буквы, выберите слитное, дефисное или раздельное написание.

За что купил, за_то_и продаю. На то и щука, что _бы карась не дремал. И_так правильно говорить, и_так. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что_бы делало твое добро, если_бы не существовало зла, и как_бы выглядела земля, если_бы с нее исчезли тени? Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и при_том осторожность никогда не мешает. Он вернулся через два часа и получил тот_же ответ, причем лакей как_то косо посмотрел на него. И_так, почти все объяснилось. Он готов сделать любое, что_бы ему ни предложили. Ложка нужна, что_бы суп хлебать, а грамота, что_бы знания черпать. Бранил Гомера, Феокрита, за_то читал Адама Смита и был глубокий эконом. При чем здесь наши отношения? Я спросил его, при чем здесь приезжие гости. И так каждый раз; время обеда, а дома никого нет.

Упражнение 25. Исправьте допущенные ошибки.

А) Светло стало от того, что взошла луна. Конечно, мне уже теперь двадцатый год пошел: втечение семи лет я сделал значительные успехи. Шаги звучали только на верху. Он неторопливо шел с боку коня. Вследствии какой-то задержки в пути лошади отстали. И вдруг в переди машины взметнулся клуб черного дыма. К томуже, углубившись в кустарник, мы не видели ничего во круг дальше, чем на десять шагов. Каждая усадьба представляла прямоугольник земли, обсаженный покраям рябинами. Покраям дороги иногда попадались плакучие березы. Ввиду недостатка в продовольствиии сокращение пути теперь было особенно важно. Частая мысль о дальнем отнимает внимание к ближнему, но еще чаще, на против, внимание к ближнему совершается засчет мысли.

Б) Анфису приняли в единственный оставшийся навремя блокады в Ленинграде театр. В середине августа вдруг наступили отвратительные погоды, какие итак свойственны северному побережью Черного моря. К началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно изменилась. Потому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце. Нельзя гнать человека только по тому, что вы подозреваете его в чем-то. Оттоголи, что учреждение это находилось в глухом губернском городе, или по другим причинам, но жильцов в нем всегда было мало.

В) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно также закрываются к вечеру. Один только месяц все также блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и также прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна очень странная, не виданная мною доселе рыбка. Наташа была также влюблена в своего жениха, также успокоена этой любовью и также восприимчива ко всем радостям жизни. Чтобы он ни говорил, чтобы ни предлагал, его слушали так, какбудто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.

Г) Говорить о том, чтобы было, если бы Наполеон дал свою гвардию, все равно, что говорить о том, чтобы было, если бы осенью сделалась весна. И так, все было готово. Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином. Потому, что говорил дед, ясно было, что Витька сдержал слово. Иногда молний было так много, что они сливали свой свет в долгое сияние, но это сияние освещало лишь бугры могучего мрака на небе, отчего было еще страшнее. Хотя я обладал некоторыми сценическими навыками, но настоящей актерской техники, конечно, у меня не могло быть, почему мне и приходилось затрачивать очень много физических усилий. Вам не случалось быть притом, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной?


Частицы НЕ и НИ

Правописание отрицательной частицы НЕ .

1. НЕ пишется слитно со словами, которые не употребляются без НЕ (невежа, неугомонный, недоумевать).

2. НЕ пишется раздельно при наличии противопоставления антонимов с союзом А (не тяжелый, а легкий груз; это не правда, это ложь ). Прим .: при отсутствии антонима НЕ пишется слитно: река неширокая, но глубокая .

3. НЕ пишется раздельно при наличии отрицательного зависимого слова (ничем не оправданный поступок, нисколько не береженная вещь ).

4. НЕ пишется раздельно в составе следующих отрицательных частиц: ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, СОВСЕМ НЕ (вовсе не странный наряд ).

5. НЕ пишется слитно при наличии у существительных, прилагательных, наречий или полных причастий наречий меры и степени (очень нескромный вопрос, чересчур некстати пришел, в высшей степени необъяснимый поступок ).

Для справок . Наречия меры и степени: абсолютно, совершенно, очень, чересчур, чрезвычайно, довольно, весьма, крайне, в высшей степени и др.

6. НЕ пишется слитно со словами, к которым можно подобрать синоним без НЕ (неудача – промах, неблизкий – далекий, негромко – тихо ).

7. НЕ пишется раздельно с глаголами, деепричастиями и краткими причастиями (не приехал, не глядя, не проверены ). Одиночные полные причастия с НЕ пишутся слитно, причастия с зависимыми словами – раздельно. Прим .: Нужно отличать деепричастие и производный предлог: Человек шел, не смотря себе под ноги (буквальное значение, деепричастие). Несмотря на непогоду, он был весел (переносное значение, производный предлог).

8. НЕ пишется слитно в составе приставки НЕДО -, обозначающей систематическое действие, законченное не в нужном, недостаточном объеме: Сироты в приюте недоедают (т.е. едят недостаточно). В пивной недоливают (т.е. наливают меньше, чем нужно). Прим : Глаголы с приставкой недо- нужно отличать от глаголов с частицей не и приставкой до -: Ребенок не доел суп (т.е. суп остался). В чайник не долили воды (т.е. вообще не сделали то, что нужно).

9. НЕ пишется раздельно со сказуемыми: Я не рад видеть отца .

10. НЕ пишется слитно в отрицательных наречиях под ударением (негде, некуда, неоткуда, незачем ). В отрицательных местоимениях под ударением также пишется НЕ слитно или раздельно при наличии предлога (некто, нечто, не о чем). В два слова отрицательные наречия и местоимения не пишутся.

11. НЕ пишется раздельно со сравнительными степенями: Эта игрушка не хуже предыдущей .

12. НЕ пишется раздельно с синонимами, соединенными сочинительным союзом: Река была не широкая и не узкая, не глубокая и не мелкая, не быстрая и не медленная – в общем, средняя такая была река .

13. НЕ пишется раздельно с наречиями, образованными от существительных и числительных (пришел не вовремя, не однажды обращался за помощью ).

14. НЕ пишется в простых восклицательных и вопросительных предложениях (в так называемых риторических вопросах): Ах, где я только не бывал!

15. НЕ пишется во временных придаточных рядом с подчинительным союзом ПОКА: Пока не приехали родители, братья не помирились.

16. НЕ пишется в конструкциях НЕ КТО ИНОЙ/НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК (синонимичны слову ИМЕННО ): Это был не кто иной, как Лев Толстой (т.е. именно Лев Толстой).

17. НЕ пишется в случае двойного отрицания: Он не мог не запомнить ее лица (т.е., он запомнил ее лицо).

Правописание усилительной частицы НИ :

1. НИ пишется в предложениях с отрицательным глаголом-сказуемым: Я никогда ни от кого не получал помощи. У меня нет ни минуты свободной.

2. НИ пишется при усилении утверждения в придаточном предложении рядом с союзными словами: Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит. К кому я ни обращался, все мне отказывали .

3. НИ пишется в отрицательных местоимениях без ударения слитно или раздельно при наличии предлога (никто, ничто, ни о чем ).

4. Частица НИ при однородных членах превращается в повторяющийся союз «НИ… НИ…» : Анюту не смогли остановить ни просьбы, ни мольбы, ни угрозы .

Упражнение 26. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте слитное или раздельное написание.

А) Он н__мог н__согласиться, н__отказаться и стоял, словно н__емой. Людовиков н__просто н__взлюбил Гарри, он возн__навидел его с первых же дней его пребывания в цирке и н__навидел тщательно, последовательно до конца сезона. Н__глаженная, н__брежно заправленная рубашка покрылась пятнами н__чем н__отстирывающейся краски. Поток бежит, нет ему н__минуты покоя. Сбитый с толку, он говорил н__внятно, н__впопад, да и выглядел как-то н__лепо. Сашино яблоко н__больше Таниного. Н__менее важно уделить внимание вопросам конкурентоспособности. Совершив этот н__чем н__оправданный поступок, Н__хлюдов и н__думал раскаиваться. Это был н__дорогой, а дешевый билет. Растение, н__погибающее в этих н__мыслимых условиях, поражает ученых. Н__слышные шаги времени оставляют н__стираемые следы.

Б) Страшное н__настье разыгралось за окнами. Задача была н__из легких. Чрезвычайно н__внимательная, Вера, тем н__менее, была далеко н__глупой. Н__взирая на распластавшихся у подножия трона послов, н__удостоив их н__ единым взглядом, Иоанн поднялся и прошествовал в свои покои. Теперь они ходят н__вдвоем. Н__лучше ли отправиться знакомой дорогой? Н__смотря на уговоры, Танечка уехала в тот же день. В кармане Мармеладова н__было н__ рубля. Н__легко было выбросить весь этот совершенно н__нужный, н__умещающийся уже на н__освещенном чердаке хлам.

В) Я во что бы то н__стало должен был достать билеты на этот концерт. Чуть ли н__конец света случился из-за н__чтожного просчета. Думаешь, ты меня объегорил? – Как бы н__так! У Ленуси из-за письма Комаровского была кошмарная истерика, чуть ли н__припадок. Он н__должен возвращаться домой. Я никогда н__склонен отступаться от своего слова. Нам н__суждено быть вместе. Люда еще н__разу н__уходила так далеко от дома. Эта фамилия названа здесь н__случайно. Все прошло, и н__чего н__жаль. Это было н__что иное, как солнечное затмение. Н__стоило так поступать с друдьями.

Г) Страховку ему выплатили н__полностью. Дядя держал в руках н__на что н__похожий предмет. У тетушки несколько дней был н__здоровый вид. Н__уклюжий, еще н__оперившийся птенец н__торопливо ковылял по дорожке. Н__с кем так н__скучно, как в его компании. Из бессемейных н__один Лапников присутствовал при выборе старосты. Н__один н__признался в совершенном преступлении. Мы н__хотя посмотрели отнюдь н__интересный спектакль. Дом и участок достались Селезневу н__даром. Н__даром говорят: как аукнется, так и откликнется. Потом он н__раз мысленно возвращался к этому дню, но так и н__додумался, что же н__правильного он сказал, что сделал н__так. Леонард н__о_чем н__жалел: н__о_чем был жалеть.

Упражнение 27. Отметьте слитное или раздельное написание.

Девочка не_доела гарнир. План не_довыполнен. Не_достаточно знать о мерах предосторожности, нужно соблюдать их. За ребенком не_досмотрели. Милиционер что-то не_досказывал. В пятницу они обычно не_дорабатывали. Мне не_достает терпения и сил. Дедушка не_достает до кнопки лифта. В связи с новой работой я не_досыпаю. В коробке не_достает двух лампочек. В последнее время заводу не_достает ресурсов. Девушка не_дослушала пластинку.

Упражнение 28. Исправьте допущенные ошибки.

А) Неприятности приобретали не уемный характер. Незачем было идти дальше: ничего впереди не было, лишь не ясные очертания холмов. Деревня была не далеко и не близко. Не охота вставать такую рань. Мой неженатый брат недовольствовался домашними обедами и питался в не дорогом кафе не подалеку от дома. Он был не жив, не мертв. Теперь нет мест, куда ни ступала нога человека. Никто неможет заменить мне того ниопрятного, ни ухоженного старичка, встречавшего меня на станции всякий раз, когда бы я ни приехал.

Б) Кто ни любит леса! Егерь нимало испугался, ненайдя в условленном месте столь не обходимого ему пороха. Это было совершенно не смешно. Кто ни заезжал в нашу деревню! Невидимые во тьме, солдаты шли непроторенной дорогой. С утра дул не сильный, но порывистый ветер. Мне эти письма больше ненужны. Полы в доме были некрашеные, ни кем неметеные. Кого не встертишь на реке, всякий не медля ответит, что такой Валенков и причем тут не гашеная известь. Несоответствующий стандарту продукт должен нимедленно отправиться на переработку. Неласково негреющее солнце. Делай невторопях.

В) В группе был неодин не успевающий студент. Старуха смотрела неласково, а злобно. Невпору пришедший, он чувствовал себя не ловко в не приветливом доме. Нелюбимая, но верная жена уже копошилась на кухне, похрапывал за стенкой еще непроснувшийся сын. Не с чем не сравнимое ощущение охватило его. Немало ни мешкая, мы бросились в погоню. Никто в шляпе и не приметном плаще маячил в подъезде дома напротив. Ленечка был непрочь поразвлечься. Платье Оле было невполне по возрасту, а если честно, то вовсе невпору.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Правописание производных предлогов.

Прежде чем выполнять предложения, вспомните правило:

Предлоги из-за, из-под, по-над и подобные пишутся через дефис:

достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла.

Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.

Различайте!
Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),
он сохранил удивительную свежесть лица.

Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя)) вниз,
он осторожно прошёл по краю обрыва.


Пишутся слитно предлоги:

ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.

Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.

Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом:

вследствие – из-за; навстречу – к; ввиду – из-за;
наподобие – вроде; насчёт – о, об; вслед – за и т.д.

Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за)) перегрева.
Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия)).

Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за)) надвигающейся грозы.
Иметь в виду (сущ. с предл.);

держаться в виду (сущ. (близко от берега)) берега.


Пишутся раздельно предлоги:
в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение,
в отличие от, в заключение, в завершение
имеют на конце -е.

Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончании
-и.

Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.

Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени.

Не спать в течение суток.
(пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго?)

Поворот в течении (сущ.) реки,
вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

Упражнение 1. Списать, вставить пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи ). Обращайте внимание на написание производных предлогов (выделенные слова являются производными предлогами )

В виде бронирова_ого жилета, в течение рискова_ого путешествия, в продолжении

рифмова_ой повести, вроде шнурова_ого ботинка, вместо газирова_ой воды,

наподобие кова_ого сундука, застрахова_ый впоследствии, в связи с костюмирова_ым

балом, в заключение заинтересова_ого разговора, вследствие взволнова_ости, ввиду

загазова_ости, иметь в виду шифрова_ую запись, насчёт лакирова_ых сапог, несмотря

на запланирова_ую встречу.

Упражнение 2. Списать, вставляя пропущенные буквы (н-нн с разными частями речи, правописание производных предлогов )

На_счёт жела_ого подарка, в_течени_ письме_ого экзамена, в_роде кова_ого железа,

в_ продолжени_ камее_ого века, наподоби_ тонирова_ого стекла, в_заключени_

напряже_ой подготовки, не_смотря на це_ые сведения, в_виду измене_ого

расписания, в_виде краше_ого столба, вместо торжестве_ой встречи, в_следстви_

неравноце_ого обмена, в_последстви_ удивле_о спрашивал, в_связи с неожида_ым

приказом, иметь в_виду упроще_ый вариант.

Упражнение 3.Списать, раскрывая скобки. Определи, к какой части речи относится слово!

Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на

семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение

являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги,

один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место,

чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли

(на)встречу с одноклассниками.8) Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли

пораньше. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.9) (В)продолжени_ дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

10)(В)следстви_ аварии лифт не работал (в)течение недели..11) (В)начале урока мы

читали текст. 12)Мы идём в поход (в)месте с родителями. 13) (В)месте падения

метеорита образовался кратер. 14) (В)течени_ реки наблюдалось какое-то тревожное

спокойствие.

Упражнение 4. Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав

Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на

возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать

достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она

выглядит (на) подоби… « длиннющей и худющей пирамиды ». Но при этом интересно

отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока с

лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из

экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)

виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские

приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви... своей необычности,

башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её

макеты с собой (в) виде маленьких сувениров.

Тестовые задания.

Тест №1

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной
Синие ночи царицы.
А к царевне с вышки голубиной
Прилетали белые птицы.

А.Блок

1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.

2. Каким членом предложения является предлог?

  1. 1.Обстоятельством.
  2. 2.Дополнением.
  3. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги .

1. Из-за шторы, около сада, под елью.
2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.
3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.
4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

    1. А.Причинное значение.
    2. Б.Значение цели.
    3. В.Значение пространства(места).
    4. Г.Временное значение.

4.Укажите непроизводные предлоги .

1.В, на, над, от, под, с.
2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

5.Какой частью речи является выделенное слово в предложении?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.
(А.Ахматова.)

1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.
2.Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблён с существительным «брёвен» и потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

6.Проанализируйте написание производных предлогов .

1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А.Слитное написание. Б.Раздельное написание.

8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф.Сологуб).
2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).
3.Сердце замерло, - и застучало от боли быстро и сильно (Ф.Сологуб).
4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В.Белов).
5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А.Яковлев).

А.Родительный падеж. Б.Дательный падеж. В.Винительный падеж. Г.Творительный падеж. Д.Предложный падеж.

9.В каком предложении предлог в использован с предложным падежом?

1. И мы разглядели тогда в облаках златотканых, в зазубринах дикой расселины, в дыме густом такую картину… (П. Антокольский).
2. В лицо веял лёгкий морозный ветерок (Ф.Сологуб).
3. В гостиной слышались весёлые голоса и смех. (Ф.Сологуб).

Тест № 2

1 На месте пропусков пишется и

а) идти в течени... дня;

б) вследстви… невнимания;

в) в течени… реки пороги;

г) занимался в продолжени… года.

2. На месте пропусков пишется е

а) эти герои действуют в продолжени… романа;

б) трудно отыскать ошибку в следстви…;

в) вспомнил об этом впоследстви…;

г) смотрел на него в течени… минуты.

3. Пишется слитно

а) (в)течение получаса;

б) (в)продолжение дня;

в) (в)следствие засухи;

г) (в)следствии допущена ошибка;

4 . Пишется слитно

а) обнаружить (в)последствии недочет;

б) включить (в)следствие;

в) иметь это (в)виду;

г) (в)течение многих лет.

5 . Пишется раздельно

а) говорить (на)счет похода;

б) (в)виду недостатка времени;

в) узнал (в)последствии;

г) (в)виде бабочки.

6. Пишется раздельно

а) (в)следствие непогоды;

б) (в)виду болезни;

в) что-то (в)роде дневника;

г) согласуй (в)роде.




На какие разряды делятся предлоги? Простые состоят из одного слова, например: к, у, около Составные состоят из двух (реже трех) слов, например: в течение Производные образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом своё лексическое значение и морфологические признаки, например: в течение (отрезок времени), насчет (=о), несмотря на (= вопреки). Сравни: Он находился внутри (= в) троллейбуса. Снаружи холодно, а внутри (нареч.) тепло. Благодаря (= из-за) дождю всходы не погибли. Мы прощались, благодаря (дееприч.) хозяев за гостеприимство. Непроизводные не образованные из самостоятельных частей речи, например: над, через, при.


Употребление предлогов 1. Предлоги могут употребляться с одним, двумя, тремя падежами 2. Особенности употребления предлога ПО - Предлог по употребляется с Пр.п. в значении «после чего-либо»: Выяснить по прибытии на место; по приезде в город. - При глаголах чувства (тужить, плакать, скучать и т.п.) предлог по употребляется с существительным в дат. п., а с местоимением - в предл. п. : Грущу по брату; грущу по вас 3. Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор употребляются только с дат.п.: Согласно просьбе, согласно приказу с однимс двумяс тремя с Род. п. : без, до, для, у, ради с Дат. п. : к С Вин. п. : про, через, сквозь С Тв. п. : над, перед С Пр. п. : при с Вин., Тв. п. : в, на, о с Род., Тв. п.: между (меж) с Вин., Тв. п.: за, под с Вин., Дат., Пр. п. : по с Род., Вин., Тв. п. : с


Правописание этих предлогов запомни! ДефисСлитноРаздельно Из-за Из-под По-над По-за Вследствие («причина»), но: впоследствии (нареч.) Наподобие Напртив (здания) Наперекор Насчет («о») Сверх (меры) Ввиду(«по причине» ненастья); но: иметь в виду Вроде («подобно») Вместо Несмотря на (грипп) Невзирая на (обстоятельства) Впереди (класса) Вблизи (озера) Вокруг (стола) Исходя из (выводов) В течение (значение времени) В продолжение (значение времени) В целях В виде (исключения) В связи с (отпуском) По мере По причине В силу (обстоятельств) Со стороны В отличие от (нас) В заключение (доклада) В отсутствие В отношении (других) По направлению к (дому)




Упражнение 1. Распределите в два столбика (1 – предлоги; 2 – созвучные формы знаменательных частей речи) следующие предложения: (Не)смотря на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, (не)смотря по сторонам. (В)виду сильных морозов соревнования были отменены. Имейте (в)виду, что улицу надо переходить в установленных местах. Задача (на)подобие треугольников. Из газеты он сделал что-то (на)подобие шляпы. Шли по долине (в)течени(и,е) целого дня. (В)течени(и,е) реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви(и,е). Ошибки допущены (в)следстви(и,е) невнимательности. (В)последстви(и,е) он обо всем рассказал. Я сделаю это для вас (в)виде исключения. ключ


Упражнение 2. Спишите, объясняя графически орфограммы и вставляя пропущенные знаки препинания. Прямоугольником выделите производные предлоги (В)течени(и, е) нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. (В)близи оно прозрачное, зеленоватого цвета, (в)дали лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из(за) горизонта выплывает огненный шар. (Не)смотря на хорошую погоду берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, (как)буд(то) сговорившись, улетают проч(?) от берега. (По)видимому, их зоркие глаза заметили (в)дали моря пароход, и они направились к нему. (В)продолжени(и, е) трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (В)последстви(и,е) с большим удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. ключ


Упражнение 3. Тест 1 вариант2 вариант 1. Укажите производные предлоги Укажите непроизводные предлоги а) идти через мост; б) стоять около школы; в) встает из-под колес. а) строить позади дома; б) (на)встречу двигалась колонна бойцов; в) ребята собрались (на)встречу с учителями. 2. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги а) (Не)смотря на занятость, он помогал другу. б) Впереди шли самые стойкие. в) (На)встречу с ним я не надеялся. а) Туристы, (не)смотря на дождь, продолжали маршрут. б) Дева глядит вокруг изумленными глазами. в) Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.




4. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик (а, б, в или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам 1 вариант2 вариант Варианты ответаа)б)в)г)Варианты ответаа)б)в)г) В продолжени… часа еееи Отдыхать по приезд… уиее Вопреки ожидани… юяюю Согласно приказ… ууау Встретиться по прибыти… еюии В течени… суток еиее Вспомнил впоследстви.. еиии Вследстви… невнимательности иеее ключ


Ключ 1 Предлоги Созвучные формы знаменательных частей речи Несмотря (= вопреки) на плохую погоду, турнир состоялся. Ввиду (= из- за) сильных морозов соревнования были отменены. Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы. Шли по долине в течение целого дня. Ошибки допущены вследствие (= из-за) невнимательности. Я сделаю это для вас в виде исключения. Он бежал, не смотря (= не глядя – дееприч.) по сторонам. Имейте в виду (сущ.), что улицу надо переходить в установленных местах. Задача на подобие (сущ.) треугольников. В течении (сущ. на –ие) реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки в следствии (сущ. на –ие). Впоследствии (нареч.) он обо всем рассказал. оглавление


Ключ 2 В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи (наречие) оно прозрачное, зеленоватого цвета, вдали (наречие) лежит темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар. Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. Близ него носятся белокрылые чайки. Вдруг они, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому (наречие), их зоркие глаза заметили в дали моря пароход, и они направились к нему. В продолжение трех недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. Впоследствии (нареч.) с большим удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. Красным цветом выделены производные предлоги. оглавление Морфологический разбор предлога План разбора: 1.Часть речи. Общее значение. 2.Морфологические признаки: простой или составной; производный или непроизводный. Образец письменного разбора: Над землёю туман облаками вставал. Над - предлог. Х 1.Вставал (над чем? Тв. п.) над землёю. 2. Морф. призн.: прост.; непр.; неизм.


В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении? Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит – « по»? Что значит – « за»? И « за», и « по» - предлоги… А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А.Шибаев

Дата: 22.07.2014 Тема:

Упражнение 258. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Немедленно занялся я разбором драгоценных сих записок и вскоре нашел, что они представляли полную историю моей отчизны (в) течение почти целого столетия. (П.) 2. Здесь Чичиков, не дожидаясь, что будет отвечать на это Ноздрев, скорее за шапку, да (по) за спиною капитана-исправника выскользнул на крыльцо. (Г.) 3. Гости были уже (по) средине залы, когда (на) встречу им вышел сам хозяин. (Григ.) 4. На втором столе лежали две чертежные доски, (по) верх них в беспорядке были навалены листы чертежей. (Дем.) 5. Это и есть летучие, но не мыши, а собаки. Вы их скоро сможете очень хорошо рассмотреть. По (мере) того (как) будут сгущаться сумерки, они станут опускаться все ниже. (Коч.) 6. Увеличитель Миня устроил на бочке (из) под огурцов, прикрытой доскою. (Первом.) 7. Человек сидел очень тихо и все время вздыхал. «Наверное, ему (то) же несладко живется»,- сообразил бедняга и решил во что (бы) то (ни) стало познакомиться с человеком. (Кур.) 8. Клавдия Михайловна вышла (из) за ширмы и дрожащими руками налила воды в стакан. (Полев.) 9. На строительстве клуба (то) же никого не было, но цепкий глаз Литвинова заметил на вершине сруба несколько свежих венцов, а золотые стружки лежали даже (по) верх инея. (Полев.) 10. Пока неторопливые катки ровняли асфальт проездов, по вечерам сами жители - мужчины, женщины, ребятишки - сажали (в) доль тротуара деревья. (Полев.)

Упражнение 259. Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера (в предложениях) на правила правописания предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов, а также на употребление дефиса для обозначения долгого или замедленного произношения.

Упражнение 260. Подберите по 2-3 примера на каждое правило правописания предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов и составьте с этими примерами небольшие предложения.

Упражнение 261. Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные буквы прописными.

I. 1. Едва Веловский успел донести о взятии илецкого городка, уже Харлов доносил о взятии рассыпной; (в) след (за) тем Билов, из Татищевой, извещал о взятии (нижне) озерной. (П.) 2. Я сходил большими шагами по дороге (вдоль) оврага, как вдруг где (то) далеко в р…внине раздался звонкий голос мальчика. «Антропка! Антропка (а) а!..» - кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог. (Т.) 3. Жестокий мороз перехватил речку где (то) на перекате (до) дна, прочно и крепко, но она прососала себе полыньи, и вода, вырвавшись на поверхность бурливыми ключами, дальше ползла (в) виде толстого слоя ледя…ой кашиц… . (Сарт.) 4. Последовали более слабые взрывы, (в) одиночку и настойч…выми очередями, (на) подобие боевой стрельбы зенитных орудий. (Линьк.) 5. Сон…о плещ…т волны, взбегая на приплеск, словно возится и (н…) как (н…) может уснуть Кама. Уже доносит…ся из землянок громкий храп рыбаков; ушел, переваливаясь, уполномоченный по жемчугу, (не) устрое…ый мужич…нка Костюха Пряснов; посап…вает на теплом парусе Серега, разбросав ноги, (как) будто (бы) бежать собрался, а Ивана все (н…) как (н…) берет дрема. (Ильин) 6. (Из) под припухших век бл…стели синие, как медный купорос, горяч…чные глаза. Пройдя мимо Тимка, девушка остановилась и стала разг…вар…вать со своей подругой,- верно, сказала ей что (то) смешное про него, по (тому) что та глянула на парня и расхохоталась. (Тютюн.) 7. Наступила пора, когда мир (по) всюду становится одинаковым - что в горах, что в тундре, по (тому) что он прост…ра…тся перед вашим взглядом всего на три шага, а в тумане слыш…тся лишь собстве…ый голос. (Залыг.) 8. В один из дней ра…ей сибирской весны, когда на со…це подта…вает, а в тени пощипывает мороз, Олесь Поперечный возвращался из кар…ера к себе на березовскую улицу, (в) доль которой ветер раскачивал ю…ые (бело) ствольные деревца. (Полев.) 9. Глахранзал вынима…т (из) за пазухи к…сет и трубку, табак у него нарезан, как круж…чки конфет…и; вот уже дым окутал его бородатое лицо, заклубился, завился голубыми полосами, заслонил его от нее, словно отодвинул куда (то) (в) даль. (Первом.) 10. «Вот, значит, в чем дело,- (н…) подвижным от удивления взглядом смотрит (по) верх плеч… генерала и его жены на с…дую холодную траву капитан Петриченко,- вот в чем дело у нашего генерала. Боевой век летчика-истребителя действительно (н…) долог». (Первом.) 11. Из (за) плеча Варвара увид…ла в бе…цветном утре…ем освещении сер…ю стрелу дороги, желтоватый простор созревших хлебов по обе ее стороны, (не) высок…ю темн…ю стену леса за полями и над лесом нагром…ждения, будто из зернистого алюминия, куч…вых облаков. (Первом.)

II. 1. Проснется за (пол) день, и снов… (до) утра жизнь его готова, однообразна и пестра, и завтра (то) же, что вчера. (П.) 2.(На) счет Евгения Павловича Ганя распространился опять (таки) сам, без особых рас…просов. (Дост.) 3. На кудри Вали, выбивавшиеся (из) под берета, на щ…лючки бровей, на ду…ки очков легли криста…ики ин…я. (Полев.) 4. С человеком, с которым говоришь сейчас (с) низу (в) верх, судьба может (по) том свести (и) так и даже (с) верху (в) низ. (Сим.) 5. Володька (то) же, вид…мо, испугался, по (тому) что, когда Андрейка посмотрел, глаза у Володьки были точь (в) точь такими же застывшими, как в тот раз, когда в его руках разорвалась бутылка с карбидом. (Ильин) 6. Надежда тихо опустила на стол коробку. (За) тем она, (то) же скинув пыльник, прошлась по маленькой горнице, разм…ная пальц… рук. (Коптел.) 7. Комната райкома, где вручали билеты, была по (чему) то (не) прибра…ая и серая, словно запыле…ая, но (в) месте (с) тем полная солнца, света. (Первом.) 8. Синий шарфик Катерины Ксаверьевны вырвался (из) под воротника и струился над ее плеч…м; она пр…держивала волосы и улыбалась Савичеву прежней, (со) всем молодой улыбкой, только глаза ее (не) естественно сухо г…рели и, казалось, (н…) чего (н…) видели. (Первом.) 9. Лажечников увидел в бинокль, как ране…ые, жавш…еся у блиндажа капитана Жука, зашевелились,- колыхнулась (плащ) палатка, (из) за нее вылез молодой солдат с перевяза…ой головой, лег (на) бок и начал подползать к реке … (Первом.) 10. Где искать д…визию Повха, Варвара (н…) знала. (Н…) кто из случайных знакомых (н…) мог ей (н…) чего посовет…вать. Отвечали, что армия, в которую входила д…визия Повха, отошла на запасной рубеж, что бои продолжаются с (не) ослабевающей силой,- все это (н…) предвещало Варваре (н…) чего хорошего. Но Варвара знала теперь лишь одно: ей надо во что (бы) то (н…) стало найти д…визию Повха, где (бы) она (н…) была. (Первом.)