Ритуал инициации — пропуск во взрослую жизнь. Самые впечатляющие обряды посвящения в мужчины у разных народов мира Как называется обряд посвящения во взрослую жизнь

О ребенке говорят много, но с ним не говорят. Франcуаза Дольто

Если ваш ребенок нагл и самоуверен, но все время в себе сомневается, безжалостен, но добродушен, жаден, но бескорыстен, доверчив и при этом хитер, бестолков и одновременно гениален - значит у вас совершенно нормальный ребенок. И, скорее всего, он вступил в сложный подростковый возраст.

В жизни каждого ребенка наступает критический момент, когда он кардинально меняется. Перемены происходят не только в организме и внешнем облике, но и в поведении, реакциях на окружающих его людей, на общество, кардинально меняются действия, чувства и мысли. Эти несколько лет напряженных отношений приносят много тревог - как родителям, так и подростку. Обычно этот возраст совпадет со временем, когда семья вошла в период стабильности, и эта стабильность стала настолько привычной для родителей, что любая попытка ребенка разрушить устойчивый мир и родительские представления о своем любимом чаде становится настолько ужасающей, что родители невольно допускают целый ряд, порою фатальных, ошибок.

Ради справедливости важно признать, что к этому возрасту подросший ребенок тоже слегка "разочарован" родителями: их авторитет уже становится не столь очевидным, их взгляды кажутся ему устаревшими и несовременными, их вкусы - ужасающими, и вообще, оказывается, "предки" умеют лгать, притворятся, юлить, а значит уже не могут быть "идеальными родителями" - непогрешимыми и компетентными во всем, как было раньше.

И как в этот период не потерять связь с ребенком?

Наши мудрые предки превращали это в некий ритуал, дабы точно определить и отделить данный этап, иметь возможность вести диалог с подростком как со взрослым человеком, дать ему возможность официально вступить во взрослую жизнь. Речь идет об инициации как об обряде, знаменующем переход индивидуума на новую ступень развития в рамках своей социальной группы.

В культурах практически всех народов мира присутствует этот сложный обряд, который, в зависимости от уровня развития общества, выглядит либо весьма примитивно, либо крайне сложно, но всегда имеет одну задачу - задачу перевода ребенка в мир взрослых. В иудаизме это Бар-мицва, в Индии - упанаяма, у древних славян - культ волка, у католиков - конфирмация. В современном мире обряды инициации в большей мере смазаны, и поэтому многие современные подростки, требуя сепарации от родителей и перехода в мир взрослых, ищут свои пути и создают новые обряды. Если взять культурные обряды инициации, например в Африке, сохранившиеся в некоторых племенах и до сих пор, известно, что все они имеют традиционный сценарий. Задача же инициации всегда одинакова - ребенок в результате своеобразных манипуляций с его телом и сознанием покидает мир детства и становится взрослым.

Что важно в этом обряде?

Подразумевается, что ребенок и взрослый - совершенно разные люди, в этом сходятся представления первобытных племен в самых далеких уголках мира. И потому считается, что один человек - ребенок - умирает, чтобы родился новый человек - взрослый. Когда старейшины племени решают, что юноше пора пройти инициацию, его уводят из уже привычного жилища - хижины или палатки. Женщины по отработанному веками сценарию сопротивляются этому: кричат, плачут, пытаются отбить у мужчин юношу. И только сам юноша словно лишается способности говорить и двигаться: его уносят, положив на скрещенные копья. Тело его окрашивают красной охрой - так всегда поступают во время погребального обряда. В стойбище стенают и плачут женщины, а юноша остается в кругу мужчин. Он и ведет себя как мертвый: на вопросы не отвечает, терпит любые насмешки и издевательства, сколько бы его ни щипали, кололи или дразнили. Затем следует переживание возрождения, нового рождения, рождения себя в другом качестве в другом теле. Посвящаемым дают новые имена, обучают новым секретным словам, языку, иногда их заново учат ходить или поначалу кормят как маленьких, т.е. имитируют поведение новорожденных.

Символически это связано с тем, что в ребенке умирает его детская часть, он переходит в мир взрослых, где нет места детским эмоциональным реакциям, где он должен быть стойким и где должно проснуться взрослое сознание. В этом, по сути, и есть цель подросткового возраста - пробуждение взрослого сознания, отказ от простых детских инстинктов, необузданных желаний, умение регулировать свои эмоции.

В подростковом возрасте появляется необходимая взрослому саморегуляция, и обрядовые вещи служат тому, чтобы саморегулирующие процессы культивировались, признавались обществом. Сутью инициации у древних племен было то, что по достижении возраста инициации всех девочек и мальчиков племени забирали из семей. Мальчиков уводили в глухое место в лесу, джунглях или дикой местности и собирали в группы под руководством специального наставника. Там они жили в особой хижине, им запрещено было общаться с кем-либо, заниматься привычными делами до окончания обряда.

У девочек также существовал свой обряд. Их забирали из семьи и помещали в уединенную часть дома, где с ними никто не общался. Затем таких девочек собирали в группы под руководством опытной старой женщины. Она обучала их женским священным ремеслам и наукам (ткачеству, плетению, вязанию, деторождению), посвящала в культ плодородия, учила искусству плотской любви. В результате девочка (а, скорее, уже девушка) получала женскую идентичность, становилась взрослой, а значит готовой к своему основному предназначению - рождению детей.

В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранилось лишь подобие инициаций, часто утратившее свой глубинный смысл и структуру. Примерами могут служить: прием в скауты, пионеры, комсомол, некоторые религиозные обряды, пионерские лагеря, походы, где дети селятся небольшими отрядами и в природных условиях сами готовят еду, стирают одежду, учатся самостоятельной жизни.

Родители отмечают, что из таких лагерей дети приезжают другими - повзрослевшими, измененными, поскольку у них было нечто новое, свое, не связанное с родительским миром. Символически это действительно похоже на обряд инициации - мама остается дома, а взрослый мир влечет, тянет ребенка за собой. Детям, у которых в жизни подобного опыта мало, сложнее вырасти и управлять своей судьбой, они как бы остаются в палатке с мамой и не растут, не становятся взрослыми.

К сожалению, многие родители недооценивают значимость такого "отрыва" от родительского контроля, что впоследствии может вылиться в совершенно противоположные сценарии. Согласно одному, ребенок все равно "возьмет свое" - рано или поздно примкнет к компании, где его поймут, одобрят, примут таким, каков он есть. К сожалению, это может оказаться компания явно асоциального или даже криминального характера, хотя вполне может быть и группа по интересам, например спортивная команда, рок-группа, клуб любителей чего-либо...

Согласно другому сценарию, "взросление", по вине родителей, может быть отложено на неопределенный срок, что выливается в инфантильность, неспособность подростка самостоятельно принимать решения, например, где ему учиться, чем заниматься в жизни, с кем жить. Такой подросший телесно, но не созревший психологически "вечный ребенок" может десятилетиями жить с родителями, не желая устраивать свою карьеру и личную жизнь, приняв позицию ребенка как самую удобную. Случается, взросление все же наступает с заметным опозданием, и тогда мы встречаемся с 30-летним "подростком", которому хочется "чудить" и пробовать жизнь на вкус тогда, когда у него уже есть семья, и общество требует от него ответственного поведения. Жизнь окружающих его людей становится невыносимой - он, как правило, склонен разрушать привычный уклад жизни, семью, необоснованно менять работу и образ жизни, увлекаться опасными видами спорта.

Конечно, в мире значительно больше способов инициации, которые, скорее, пугают родителей - первая сигарета, первый алкоголь, первый секс, первая драка. Многие подростки прибегают и к телесным изменениям: тайно от родителей наносят татуировки, пирсингуют разные части тела - прокалывают нос, уши, пупок, делают себе шрамы. Современные "обряды инициации" могут быть не только сложны и замысловаты, но и опасны.

Риск возникает, когда подросток не чувствует опасности, особенно если родители слишком оберегают его. В этом случае ощущение, что в мире не существует опасностей, становится реальным, и ребенок не воспринимает опасность. Иногда он должен быть напуган и должен пережить фрустрацию, чтобы понять, что жизнь ценна, и нужно соизмерять свои возможности с реальным положением вещей. Да, ребенку важно попробовать что-то новое, необычное и, важно, что именно это запрещают делать родители.

Преодолеть запрет - значит взять ответственность за это деяние на себя, впервые попробовать быть независимым, взрослым, компетентным. Важно вовремя почувствовать, когда ребенок способен за себя отвечать и делегировать ему такую возможность. Если у родителей слишком много запретов, ребенку сложно узнать, что же на самом деле он думает по этому поводу. Иногда вполне уместно поэкспериментировать, ведь если есть ощущение, что ребенок нуждается в более жестких запретах, возможно, стоит их наложить, ведь ребенок как бы просит о них сам. Взросление часто может проходить через негативный опыт, где идет внутренний выбор, и родителю необходимо понимать, что ребенок уже способен отделить "хорошо" от "плохо", ведь раньше он это все уже объяснял своему малышу. Теперь он созрел применить родительский опыт, ставший его опытом.

Ребенок всегда будет отталкиваться от родительской нормы, как от некого эталона поведения, и прививать ребенку принципы правильного поведения вам никто никогда не запрещал, впрочем, как и подавать личный пример. Поэтому важно не быть слишком большими друзьями с подростком, чтобы сохранять его тайну - не курить и не пить с детьми за одним столом, не ругаться вместе с ними матом, но в трудный период необходимо все-таки находиться рядом, где-то поблизости, чтобы в сложной ситуации ребенок не побоялся обратиться к родителям за помощью, не был отвергнут самыми близкими людьми. Нельзя оставлять подростка наедине с собой, со своими мыслями, страхами, сомнениями, следует помочь ему примкнуть к конформной группе, где он сможет обрести авторитет, приобщиться к новым понятиям.

Такой группой может быть и группа психологической поддержки для подростков, где ребенок может найти друзей со схожими проблемами и поймет: то, что с ним происходит, - нормальное течение времени. Полезным может стать и общение с психологом, психотерапевтом, психоаналитиком, который сможет объяснить ребенку, что с ним происходит, и как можно справиться с возникшими сложностями.

Не стоит быть слишком строгими родителями, не нужно преследовать ребенка, следить за ним, опускаться до оскорблений и жесткой критики, нельзя обвинять его в том, что он станет алкоголиком, проституткой, наркоманом, испортит себе жизнь. Эти страшные обвинения травмируют подростка и в какой-то степени прогнозируют будущее. Поэтому родительская задача - самостоятельно справляться со своими страхами и не вешать свою тревогу на подростка, не прогнозировать плохое, а отмечать, что это всего лишь опыт. А если ребенок не имеет опыта, это реально плохо для него.

Второй вариант родительского отношения - всеобъемлющее принятие любых проявлений, что тоже не совсем хорошо: ведь если не существует запретов, это существенно замедляет психологический рост подростка. Подростковый возраст дан ребенку для опыта, а родителям - для терпения.

Инициация - это часть исторического ритуала, и готовы ли мы как родители или не готовы, но придет время, и дети все равно начнут входить в этот поиск, и необходимо осознанно принять этот процесс личного пути взросления вашего ребенка.

«Инициация» с латинского initiatio означает «совершение таинства, посвящение» - это обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития.

Инициация - это таинство, которое раздвигает границы привычного мира, открывает новые возможности, новые ощущения, новую силу.

Инициации у женщин в древнем мире

Испокон веков во всех обществах всегда существовали женские инициации. Некоторые были гласными, другие были психологическими и сугубо личностными.

Так, например, во многих культурах и племенах существует инициация ребенка в мир взрослых, в некоторых традициях до сих пор в семье празднуют первые месячные у девочки как переход на новый уровень жизни и женственности.

Свадьба в большинстве культур также являлась инициацией для девушки: она как бы умирала для своего рода и возрождалась в новом роду - теперь уже своего супруга. В славянские времена на невесту надевали белое платье в знак траура по поводу ее ухода из семьи: белый цвет являлся цветом забвения. И поэтому на свадьбах плакали, прощаясь с той девочкой, которой была невестой до этого дня. Белое платье символизировало смерть на определенном уровне: закончилась одна жизнь - девичья, и она рождалась как женщина-жена в другом роду.

Почти ко всем инициациям женщине помогали готовиться старшие и наставницы: они вели ее и поясняли важные моменты. Потому что любая инициация - это прохождение через кризис во имя развития и обретения силы. Каждая инициация - это преодоление сложностей, это всегда эмоционально трудно, даже если переход происходит грамотно и правильно. Переход на новый уровень - это разрыв предыдущих границ, поэтому стресс неизбежен. Но наши праматери были предупреждены: они знали, что им придется проходить и как, поэтому переход к новой силе осуществлялся легче и торжественнее.

Женские инициации в современном мире

Поговорим о женских инициациях и о том, как их проходить.

За свою жизнь современная женщина проходит несколько очень важных посвящений, каждое из которых раскрывает ее силу все больше и глубже, соединяет с изначальным потенциалом, делает ее более женственной, мудрой и притягательной. Можно сказать, что каждое это посвящение инициирует женщину в новую жизнь: она уже не может оставаться прежней, происходит перерождение, и женщина получает новый статус, новую энергию и обновленную жизнь.

Детство: инициация в женскую природу

Самое первое посвящение происходит в еще совсем неосознанном возрасте - это инициация в свою природу.

Ребенок рождается без осознания своего пола, и только со временем, наблюдая за родителями, он понимает, кто же он сам. Если в семье хотели мальчика и к родившейся девочке относятся, как к мальчишке: одевают, как мальчика, приучают к спорту или выражают недовольство тем, что она девочка, - то она не может ассоциироваться в свою природу.

С самого раннего возраста девочке очень важно иметь контакт со своим телом, чтобы она начинала понимать свою природу. К сожалению, сейчас дети растут в подгузниках, они не могут изучать свое тело. Когда ребенок пытается изучать себя и дотрагивается до своих половых органов, часто родители ругают его, одергивают руки, шлепают. Но эта паранойя родителей - показатель их личной травмы. У ребенка в этом возрасте нет никакого вожделения, никаких порочных мыслей - он просто изучает себя и свое тело. Но если ему не дают это делать, то у девочки появляются блоки на уровне паховой чакры, ее природная сексуальность блокируется в истоке.

Помимо этого, девочка наблюдает за родителями. Она смотрит на маму и сравнивает себя с ней. Если мама рада себе, любит себя, то через это видение у девочки также происходит принятие своей природы, и она начинает повторять за мамой: примеряет ее туфли, пытается накрасить губы - это ее первые шаги в мир женственности. У нее появляется стремление быть красивой, излучать те же энергии, что и мама.

Когда я приходила из салона красоты, моя тогда еще двухлетняя дочь усаживала меня на диван и начинала рассматривать мой маникюр и педикюр со словами: «Мама! Красиво! », - а потом несла краски и говорила: «Мама! Крась мне тоже! » А затем бегала у зеркала, крутилась, вертелась и повторяла: «Красивая! »

Мне, например, в детстве читали книжку «Конек-горбунок», да так много раз, что я навсегда ассоциировалась в образ этого странного волшебного животного. Да, я действительно творю чудеса, но при этом часто чувствую себя странной и изгоем. Вот результат такой сказкотерапии 🙂

В этом возрасте очень легко и прочно укладываются девочке сказки о женственности: она ассоциирует себя в образы принцесс, начинает мечтать о семье, о муже, о детях, о красивых платьях. Через сказки она знакомится с миром женственности. Поэтому очень важно выбирать правильные сказки для своих дочерей! Не мультфильмы, а именно сказки!

В этом возрасте закладывается сценарий жизни девочки, ее женственность, поэтому уже в этот период ей можно рассказывать о семье, о любви, о муже - все в виде сказок. Пока это еще все абстрактно, но ее сознание уже начнет работать в правильном направлении.

Действуют все виды домашнего волшебства, которые остаются с ребенком на всю жизнь: моем посуду - смываем плохое из семьи, гладим одежду - разглаживаем свой жизненный путь, чтобы он был ровным и легким, готовим есть - творим чудеса для сплочения семьи! Она в это верит, и это остается с ней на всю жизнь на уровне подсознания.

У девочки всегда красивая женственность, естественная и непосредственная до тех пор, пока родители не начинают манипулировать. Обычно желание быть девочкой ломают такими фразами: «Ты же девочка, ты должна то и это… », «Девочки себя так не ведут… », «Замуж никто не возьмет… » И девочка начинает воспринимать свою природу не как дар, а как наказание из-за всех этих бесчисленных «должна». К сожалению, в детстве нам очень мало говорят о семье, о красоте, о нашей силе, мало рассказывают волшебных сказок об энергии женщины и ее мистической силе. Но нам никогда не поздно с ними познакомиться.

Огромное количество женщин застряло на этапе непринятия своей природы, незнания своей силы и волшебства. Часто в детстве для нас мама - это замученный, затюканный и дерганый персонаж, по сравнению с которым жизнь папы кажется более привлекательной. Девочка не хочет инициироваться в женственность: она не видит достойного образа для подражания, и затем находит для себя какого-то другого кумира. Обычно совсем не созидательного.

Протестируйте себя на первую инициацию

  • Ваши родители были рады тому, что вы девочка?
  • Вам рассказывали сказки о женственности?
  • Вам говорили о женских тайнах?
  • Была ли красивой и женственной ваша мама?
  • Вам хотелось быть на нее похожей?
  • Какие слова у вас ассоциируются со словом «девочка»?

Если первая инициация не пройдена и девочка не признает свою женственность, то все следующие посвящения не смогут раскрыть ее силу, и она будет вынуждена бороться со своим естеством всю свою жизнь.

Первый шаг на пути к своей силе - принятие своей природы, осознание факта: я - женщина. Произнесите сейчас: «Я - девочка… Я - девушка… Я - женщина… » - и посмотрите, что будет происходить с вашим телом. Если тело реагирует радостью и теплом, значит, этот этап вы смогли пройти, и ваше дальнейшее раскрытие своей природы будет делать вас все счастливее!

Юношество: инициация в сексуальность

Эта инициация происходит на следующем временном блоке и активизирует . Это время, когда к девочке первый раз приходят месячные. Во многих культурах этот день отмечался особым образом, ибо девочка переходила из состояния ребенка в состояние девушки, она отделялась от защитной материнской энергии и начинала плести свой энергетический кокон женственности.

Интересно, что во многих древних племенах при наступлении месячных девочку уводили из дома, и какое-то время она жила отдельно и спала на гамаке высоко над землей. Земля всегда во всех традициях являлась символом материнского начала, и дабы отделить девочку от мамы, ее старались также держать подальше от Земли.

«Девушку ритуально готовят принять свой особый образ жизни, приводят к пониманию своей созидательной роли и ответственности перед обществом и космосом - ответственности, которая у первобытных народов всегда религиозна по природе».
(Элиаде Мирча «Тайные общества»)

После наступления месячных у девушки наставницы или старшие женщины посвящают ее в тайны сексуальной близости, обучают искусству отношений с мужчиной, рассказывают про конкретные рецепты семейного счастья, про зачатие детей, семейные традиции. Также девушке в это время передают религиозные обычаи, которые будут иметь место в ее личной семье. И хотя пока у нее еще нет семьи, таким образом начинается ее подготовка к следующей инициации - к замужеству. В этот период времени женщине рассказывают о сакральности женской природы, о ее предназначении и силе, о том, как совершать аскезы, как молиться, как исцелять.

После инициации девочка получает новый статус: теперь она Девушка. Инициация очень важна в этот период: она разрывает связь с детскими энергиями, и девушка включается в новый, более мощный энергетический эгрегор, обретает новую силу.

Если связь с матерью остается неразорванной, и девочка остается в состоянии ребенка, то это становится началом проблем в ее жизни: переноса материнских сценариев, застревания в роли ребенка, нежелания или страха перед семьей, трудностей с созданием семьи в дальнейшем. Она также не может раскрыть свою сексуальную энергию, не может почувствовать себя сексуальной, не понимает свою роль в отношениях с мужчинами.

Проверьте себя на вторую инициацию

  • Предупредили ли вас старшие женщины о возможном наступлении месячных?
  • Как вас готовили к отношениям?
  • Что вам говорили о мальчиках?
  • Какие советы, связанные с женской природой, вам давали?
  • Что вы знали о сексуальной близости? Откуда получали это знание?
  • Какое у вас было отношение к сексуальности?

Если этого всего не происходило, начните изучать свою природу сейчас. Сколько бы вам ни было лет, начинайте готовить себя к браку, изучайте искусство семейной жизни, сексуальную близость, ритуалы и практики для укрепления семьи. Научитесь принимать свой цикл как проявление женственности и как глубинное очищение. Для многих женщин месячные - это ненавистное время, которое ассоциируется с чем-то грязным и с болью. Значит, нет принятия сексуальности, нет понимания своей силы. Месячные напоминают женщине о ее природе, заставляют вспомнить об отдыхе, о заземлении. Это глубинная перезагрузка и обновление, научитесь смотреть на это иначе.

Молодость: инициация в супружество

Следующая инициация в жизни женщины происходит через отношения. Инициация в отношения - это замужество.

Во многих традициях свадьба является очень важной инициацией женщины: к ней долго готовятся, проводят ритуалы и практики. Женщина в отношениях обретает новый статус - Жена, у нее появляется новая роль, новая ответственность, ей дается еще больше энергии, ведь теперь ее энергетическое поле сохраняет не только себя, но и ее мужчину.

С одной стороны, это радостное время: приходит много новых сил, хочется вить свое гнездо и творить свою личную семью. С другой стороны, происходит сильный разрыв с родительской семьей, и женщине очень важно это пережить. Это нормально, что женщина отдаляется от своей семьи: только так она сможет создать свою и полностью взять ответственность за очаг. Она становится хозяйкой и правит своим пространством. Она учится жить с мужчиной, учитывая его и свою природу. Это время реализации всех ее уроков и сценариев детства: теперь она может воплощать знания на практике!

Внутри отношений происходит еще несколько посвящений, в которых женщина раскрывает свою силу и мощь.

Инициация через оргазм

Это наимощнейшая женская инициация, которая открывает в женщине совершенно невероятный мир, приносит ей осознание своей силы и божественности. Она начинает смотреть на мир глазами женщины целостной, соединенной со своей силой. Когда женщина испытывает настоящий оргазм, она соединяется с великой шакти и начинает смотреть на мир ее глазами.

Если близость происходит гармонично, с учетом природы женщины, то, приближаясь к оргазму, вибрации становятся настолько высокими, что тонкое тело женщины начинает расширяться до огромных размеров, и в момент оргазма многие женщины : они чувствуют каждую клеточку мироздания, звезды и планеты, и одновременно с этим ощущают дрожание капли росы на травинке в альпийских лугах. Это называется долинным оргазмом, который приносит женщине не только омоложение ее тела, глубокие осознания и переживания, но он также соединяет ее с божественной силой, и она видит и ощущает реальность как Богиня.

Именно поэтому почти во всех древних культурах к сексуальной близости женщину долго готовили, она основательно изучала эту тему, сакральные ритуалы, практики дыхания и позы. Не для физического удовольствия - для обретения силы.

Зрелость: инициация в материнство

Следующее посвящение женщины в новые энергии происходит после рождения ребенка.

Каждая женщина, родившая ребенка, чувствует изменения, которые происходят в ее сознании. Это сложно объяснить, но ощущение очень четкое и ясное. Теперь она становится Ма.

Женщина до родов находится в статусе Ворожеи: она пока еще не очень сильна, может делать несерьезные ритуалы, помогать мужу… Но после рождения ребенка она становится Ведьмой и обретает огромную силу, соединяясь с мировой материнской энергией, которая может творить чудеса. ВедьМа - это ведающая мать, на ней держится все мироздание, через нее приходят души, она - первый гуру и первый человек в жизни каждого, первый пример, первая любовь и главная Богиня!

Благословение матери - самое могущественное и самое сильное, оно создает 50% успеха в любом начинании.

С каждым последующим ребенком материнская энергия женщины увеличивается и растет. Никогда не обижайте матерей , особенно если у них трое-четверо и более детей: это реально опасно для вашей жизни. За такой женщиной стоит Великая вселенская Ма, она может сильно надавать по голове за это! 🙂

Здесь женщина набирает огромную силу, становится мудрой, зрелой, глубокой. Если все посвящения до этого пройдены гармонично, то с каждым ребенком женщина будет становиться только красивее и могущественнее.

Идея о том, что женщина с ребенком никому не нужна, с точки зрения энергетики - полный бред, потому что такая женщина гораздо сильнее и мудрее молодой девочки, не прошедшей подобной инициации.

Если вы - мама, то прошу вас: прочувствуйте эту мощь в себе, примите в себе силу материнства и не стесняйтесь этого, если вы остались одна с ребенком. Ваш ребенок - это отражение вашей силы, помните об этом!

Инициация в наставничество

Раньше у женщин не было определенного социального предназначения, но у каждой женщины была задача передать свое знание грядущим поколениям женщин, поэтому можно сказать, что в прошлом все женщины были тренерами по разным направлениям 🙂 Кто-то особо хорошо владел знаниями трав, кто-то обучал акушерскому делу, кто-то был искусен в приготовлении блюд, другие женщины правили ум и душу человека с помощью заговоров, а некоторые исцеляли мантрами и молитвами. Женщины владели изумительными таинствами и передавали это другим.

Передача знаний - это чрезвычайно важный момент, тоже своего рода посвящение в новые энергии: теперь женщина - не только жена и мать, она еще и наставница, учитель, инструмент Бога для передачи сокровенного.

Если женщина не реализует знание, обретенное в жизни, полученное от других, она не может выйти на новый уровень ощущения своей божественной природы, ее видение тонкой реальности остается едва приоткрытым. Волей-неволей она все равно пытается поучать, рассказывать, помогать, но если она делает это без осознания необходимости и важности, то ее потенциал не раскрывается дальше. Передавая материальное знание, женщина обогащает свою духовную природу, соединяется с божественными женскими энергиями. Богини всегда ведут и помогают тем женщинам, которые служат процветанию, искусству, женственности и красоте.

В астрологических картах я очень часто вижу у женщин подобные задачи - передавать знания другим женщинам, передавать знание детям, матерям, дар целительства, дар видения. После прохождения основных инициаций в женщине это раскрывается естественным образом - передать счастье дальше.

Если женщина получает искусственные инициации для высоких чакр - посвящение в рейки, космоэнергетику, различные энергетические традиции - без прохождения основных женских, то она будет помогать только на уровне ума - к сожалению, она не сможет передать нужное состояние.

Искусственные инициации полезны и хороши, но не нужно забывать, что энергетическое целительство - это работа на уровне пятой-шестой чакры, и это уводит женщину из тела, концентрирует духовную энергию, обесточивает нижние чакры, на которых строится и держится очаг женщины, ее дети.

Если вы плотно занялись целительством до вступления в брак и рождения ребенка, вы можете сами неосознанно закрыть себе путь семейной жизни и материальных посвящений. Недаром многие лекторы делают акцент: если женщина не реализована как мать и жена, то ей нужно на какое-то время воздержаться от преподавания и передачи знания. Не потому что она плохая и неопытная, а для того чтобы защитить ее способность создать семью. Даже в магических кругах (раньше мне доводилось в таких общаться) есть знание о том, что самые сильные ритуалы и магические обряды исходят из рук и ума только что родившей женщины или родившей несколько детей.

Я общалась с одной цыганкой, которая занималась магией, и она мне сказала, что самые сильные проклятия и благословения идут от женщины в первые несколько недель после рождения ребенка: в эти дни приходит новая энергия и женщина необычайно сильна. Поэтому, родив второго ребенка, она на несколько месяцев отказалась от всех обрядов и просто жила с ребенком, говоря ему хорошие слова, пестуя его судьбу, создавая ему настрой к жизни.

Не зная всего этого, моя акушерка сказала мне то же самое: «Первый месяц жизни ребенка мама должна быть с ним неразрывно: нужно постоянно прижимать его к себе, контактировать телом к телу, голышом, обниматься, кормить сисей - все это устанавливает связь матери и ребенка », - и помимо этого, создает для него хорошую судьбу!

Я обращаю внимание женщин, которые в раннем возрасте занялись передачей знания: заземляйтесь, стремитесь пройти первые женские инициации и лишь потом учитесь общаться с тонким миром.

Это чрезвычайно важно, если вы не хотите остаться одинокими. Но когда вы прошли важные вехи раскрытия женственности, передайте важное другим женщинам.

За последние несколько лет я получила огромное количество писем со всего мира с идеями о создании школы для девушек. Эта мысль зреет в головах многих женщин не просто так: мы неосознанно реализуем свой жизненный цикл - получили знания и теперь стремимся их передать, как и требует наша природа.

Инициация через осознание Бога

Женщина проходит все циклы женственности и в определенный момент осознает себя неотъемлемой частью Бога. Это осознание идет через всю жизнь, раскрывая женственность все больше: она не просто чувствует, а видит, что она - отражение божественной женской энергии на этой земле. Чем шире раскрывается женственность, тем ближе женщина к своей изначальной сути.

И наступает момент, когда, осознав в себе божественную женскую энергию, она перестает отделять себя от Бога и . Она получает доступ ко всему вселенскому знанию, но уже не говорит и не передает это: к такому состоянию каждая женщина должна прийти сама.

Женщина на этом этапе возвращается к изначальному состоянию души и больше не разделяется с ним. В этом состоянии нет материального и духовного: есть Бог и душа - вечные взаимоотношения, полные любви. Эту инициацию невозможно передать словами…

Таковы самые важные вехи женственности, ее раскрытия, ее обожествления. Мы рождаемся в этом теле, чтобы пройти его уроки, осознать и открыть его силу, и это наш инструмент, с помощью которого мы возвращаемся к Богу!

Если вы думаете, что раскрытие женственности - это блажь и мода современной культуры, такое заблуждение будет дорого вам стоить. Прислушайтесь к своей природе, идите естественным путем: он невероятно глубок и необыкновенен, если вы к нему приглядитесь.

Не нужно открывать ничего нового, искать каких-то особенных посвящений и ритуалов: наша природа и наше тело уже все предусмотрели - просто будьте женщиной!

Будьте женщиной - это ключ к вашей силе!


Переход во взрослую жизнь – самый ответственный этап в жизни каждого. В этот период человек теряет беззаботное детство, переживает очень существенные физические изменения, а также ментальные, эмоциональные и духовные. У многих народностей он связан с разного рода обрядами, символизирующими этап созревания. Предлагаем обзор ритуалов, которые многим покажутся страшными, шокирующими и экстремальными.


Интересно то, что подобный ритуал известен во всем мире – от Греции до Индии. Его использовали как прием тренировки или акробатический трюк. Племя хамар из Эфиопии проводит такой обряд, как ритуал, связанный с этапом взросления и готовностью создать семьи. Мальчики племени должны 4 раза прыгнуть через кастрированных быков, стоящих в ряд. Если мальчику удается пройти испытание, он считается мужчиной и может выбрать себе жену.


Стандарты красоты во всем мире разные, а мужчины и женщины могут далеко зайти, чтобы отвечать им. Среди женщин племени ментавай из Индонезии стандартом красоты считаются подпиленные заостренные зубы, похожие на зубы акулы. Чем острее зубы – тем красивее женщина. Кроме того, заостренные зубы свидетельствуют о готовности выйти замуж.


В этом племени банджи-джампинг считается ритуалом совершеннолетия. Мальчики маленького тихоокеанского острова Вануату начинают тренировки по прыжкам с высоты в 7-8 лет, прыгая вниз с маленьких башен, при этом их привязывают за ноги лианами. Но чтобы считаться настоящим мужчинами, они должны прыгнуть с высоты 30 м. Если прыжок прошел успешно, значит, испытуемый дотронулся головой до земли и остался целым.


Когда мальчики из племени алгонкина, Квебек, готовы стать совершеннолетними, их изолируют, закрывают в клетках и дают выпить галлюциногенную смесь из водорослей под названием високкан. Поговаривают, что это вещество в 10 раз мощнее ЛСД. В клетках юноши остаются 20 дней, их постоянно подпаивают зельем. Неудивительно, что многие умирают, проходя ритуал. Другие же переживают настолько сильные галлюцинации, что перестают разговаривать и теряют сознание. Если юноша еще что-то помнил о своем детстве после прохождения ритуала, то ему приходилось еще раз испытать все.


Чтобы стать настоящим мужчиной в племени матаса в Папуа Новая Гвинея, мальчик должен пройти кровавый ритуал. Для этого их необходимо избавить от всего, что может считаться женским началом, и очистить их через ряд болезненных ритуалов. Для начала у мальчиков специально вызывают рвоту, чтобы очистить желудок. После этого им в нос вставляют палочку из тростника, чтобы вызвать кровотечение, с которым выйдет все плохое из тела ребенка. И, наконец, несколько раз ножом мальчикам прокалывают язык.


Когда мальчики племени сатере-маве в районе реки Амазонка достигают возраста 13 лет, то они должны пройти ритуал посвящения, в основе которого испытание ядовитыми муравьями. Для начала необходимо заняться поиском насекомых при помощи перчатки, сплетенной из растения, в которую насекомых и помещают. Каждый мальчик должен засунуть в неё руку и попытаться продержаться 10 минут. Укус ядовитого муравья самый болезненный среди всех насекомых, его сравнивают с болью от ранения пулей. Мальчикам запрещено кричать, так как крик – это проявление слабости. Но, это еще не все. До момента завершения ритуала мальчики должны надевать рукавицу на руку 20 раз в течение нескольких месяцев, после каждого ритуала на некоторое время руку парализует, а испытуемому становиться плохо и он корчится от боли.


У племени масаи в Танзании есть много разных ритуалов для перехода мальчиков во взрослую жизнь. Когда мальчику исполняется 10 лет, то он празднует, выпивая смесь из алкоголя, крови и молока, съедает много мяса. Так его готовят к обрезанию. Во время процедуры мальчику запрещено дергаться от боли, так как это проявление слабости. На протяжении следующих 10 лет мальчиков тренируют в различных сферах, в том числе и охоте на львов. На охоту мальчики должны отправиться самостоятельно, вооружившись только копьями и щитами. Кроме этого, на ногу каждому прикрепляют колокольчики, чтобы приманить льва. Целью - добыть хвост животного, как символ проявления храбрости. Раньше масаи ходили на охоту на львов большими группами, так как их популяция была достаточной.


Для того чтобы мальчика из племени фулани из Бенина начали считать мужчиной, надо, чтобы он прошел ритуал под названием шаро, который заключается в том, что испытуемого избивают хлыстом. Мальчики выбирают самый длинный тростник и становятся друг напротив друга и по очереди бьют стоящего напротив три раз как можно сильнее. Это происходит до тех пор, пока не выберут победителя, которым считается мальчик, способный лучше всех выдерживал боль, несмотря на глубокие раны. У девочек этого племени тоже есть ритуал совершеннолетия. Им на лицо наносят татуировки. Им тоже нельзя кричать и дергаться от боли.


Ритуал вхождения во взрослую жизнь в племени мандан Северной Дакоты, который называется окипа и длится 4 дня. В это время мальчики не имеют права пить, есть и спать. Их изолируют в отдельной хижине для прохождения пыток и испытаний, включая порезы тела и проколы мышц деревянными колышками, которые используют для того, чтобы в дальнейшем подвешивать с их помощью мальчиков в конце всех испытаний. Только потом мальчика считают мужчиной, и он получает благословение духов. В довершение ко всему мальчикам отрубают мизинцы на обоих руках и заставляют бегать вокруг деревни, истекая кровью.


Чтобы мальчик прошел посвящение в совершеннолетие, он должен пройти ряд болезненных ритуалов. В период с 10 до 12 лет мальчикам вырывают передний зуб, а диафрагму прокалывают. После чего мальчику делают обрезание и заставляют съесть отрезанную плоть, которую следует разжевать и проглотить, только тогда юноша становится мужчиной. Испытуемый еще должен пережить вторую часть процедуры. Она заключается в том, что во время обрезания юноше надо стать над костром, чтобы кровь капала на него и очищалась. Эта часть ритуала символизирует солидарность мужчин с особенностями женского организма, а именно с менструацией. После таких процедур мужчины лучше относятся к женщинам.


Когда мальчики племени матис из бассейна реки Амазонки, Бразилия, готовы перейти во взрослую жизнь, им предлагают пройти четыре испытания. Сначала в глаза мальчикам закапывают горький сок растения, считая, что это поможет сделать их зрение острее. Затем их бьют палками, испытывая на выносливость, вкалывают яд лягушки и хлещут ядовитыми растениями. Пройдя все эти испытания, мальчики становятся мужчинами, так как могут выдержать боль и способны принимать участие в охоте. Но, это не все. Каждый раз перед охотой мальчики снова проходят все испытания.


Инициация в племени самбия в Папуа Новая Гвинея начинается, когда мальчику исполняется 7 лет. Ему надо помочь избавиться от всего, что можно считать женским началом. Для этого мальчика изолируют в хижине, где он находится со старшими мужчинами племени следующие несколько лет. Постепенно все тело мальчика прокалывают, ему пускают носом кровь, вызывают рвоту и понос, чтобы очистить тело изнутри. Если мальчик считается достаточно чистым, его заставляют глотать сперму, как символ мужества. Годами мальчик вынужден проходить эти испытания. Даже когда он уже готов жениться, он продолжает проходить ритуалы кровопускания из носа и чистки организма, чтобы не стать подвластным своей жене. Мужчиной в племени становятся, как только рождается ребенок, и испытуемый становится отцом.
Если в племенах так относятся к родным детям, то стоит ли удивляться, что до сих пор существуют которые применяют по отношению к совсем чужим.

Концепции происхождения воспитания

образования человеческого общества.

I. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания.

К числу традиционных относятся:

1. Эволюционно-биологическая Представители этой концепции Ш.Летурно – франц. социолог, А.Эспинас, Дж.Симпсон сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, связывали воспитание с природным стремлением к продолжению рода, с так называемым естественным отбором. По этой концепции воспитание появилось и имеет место не только в человеческом обществе, но и в мире животных и птиц, насекомых.

2. Психологическая концепция. С позиции этой концепции (предств. Амер. Ученый П.Монро) воспитание также основывается на инстинкте, но объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. При таком подходе как и в первой концепции игнорируются социальные корни воспитания, которые сводятся только к психологи-ческому процессу.

3. Биосоциальная концепция (трудовая) Авторы биосоциальной концепции (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) допускали существование воспитания только в человеческом обществе, понимали его как процесс сознательной человеческой деятельности, связывали воспитание с появлением трудовой деятельности.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

II. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Тысячалетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился человек современного физического типа. К этому периоду (40–35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности.

Воспитание зародилось как одновременно физиче-ское, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Его содержание и приемы усложнялись по мере обогащения общественного опыта и сознания. Предкам современных людей следовало хорошо знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, уметь охотиться, разжигать огонь, готовить пищу, изготовлять орудия труда, оружие и т.д., быть сильными и выносливыми. Постепенно передача опыта старших младшим начало приобретать черты особого вида деятельности. Мощным средством передачи опыта стала возникшая у первобытных людей речь.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители эволюционно-биологической теории сближали воспитательную деятельность людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Сходно в обеих теориях утверждение, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей.

К периоду (40-35 тысяч лет назад) относится и зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Воспитание зародилось как одновременно физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление. Воспитание предков человека и первобытных людей выглядело бессистемно, стихийно. Поначалу воспитание не являлось особым видом деятельности и сводилось к передаче жизненного опыта. В таком виде воспитание возникло в эпоху выделения человека из животного мира, т.е. 2-3 млн. лет назад.

Выделение человека из животного царства сопровождалось постепенным переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты стала возникшая у них речь. Воспитание как передача опыта из поколения в поколение начало приобретать черты особого вида деятельности. Прежде всего, оно являлось частью повседневной борьбы за выживание.

Потребность поддерживать и совершенствовать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению побуждала развивать воспитание как специфический род деятельности. Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось тесно связанным с эволюцией форм примитивного труда. Изготовление и использование орудий труда являлись непременными условиями существования древних. Для этого была необходима передача соответствующего опыта. Без помощи старших дети таким опытом овладеть не могли. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения орудий труда и самого труда неизбежно возрастала.

Таким образом, первобытное воспитание носило коллективный характер и готовило всех одинаково к повседневной жизни.

Возникновение семьи. Воспитание детей в семье

В 9-8-ом тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. В семьях элиты увеличивается срок детства и соответственно усиливается воспитательное воздействие на подрастающие поколения. Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

Появление организованных форм воспитания

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, выделывать шкуру убитого животного, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых было механическое повторение. Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жестокими. В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и рост социальных антагонизмов ужесточили воспитание. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

В условиях матриархата до 7–8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества. С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Становление личности – сложный и важный процесс, одной из составляющих которого является инициация. Многие ведущие специалисты в области психологии, изучая институты современного развития молодежи, уделяют этой практике огромное значение. Что такое инициация и где применяется эта практика, можно узнать из этой публикации.

Знакомство с инициацией стоит начинать с ее определения. Это слово имеет латинские корни и в переводе с этого языка initiatio означает «посвящение» или «свершение таинства». Под этим понятием подразумевается характерная для родовой общественности система ритуалов, которые представляют собой процедуру принятия посвящаемым нового статуса.

Таким образом молодых парней и девушек ранее «переводили» из одной возрастной категории в другую. Посредством инициации девушек посвящали в женщины, а парней, соответственно, в мужчины.

Целью таких обрядов являлась подготовка нового поколения к социальной и семейной жизни, а также к производственной полезной деятельности. Так как подготовка предусматривала индивидуумов к новым условиям, каждый обряд инициации сопровождали тренировки, своеобразные испытания, порой больше похожие на мучительные пытки, через которые девушки и парни должны были познать тайны племени (легенды, мифы). Позже некоторые ритуалы инициации в связи с потерей первоначального смысла стали применяться в более ранний период жизни представителей нового поколения.

Практика в условиях настоящего мира

В современном мире программы воспитания и адаптации молодежи к жизни в обществе сильно пошатнулись под влиянием кризиса. Его неблагоприятные последствия особенно повлияли на становление личностей и их переход из подросткового возраста во взрослую жизнь.

В связи с этим в настоящее время мы можем наблюдать стремительно возрастающее число преступлений, совершенных не достигшими совершеннолетия лицами, активно распространяющуюся наркоманию и устрашающее количество случаев самоубийств среди представителей данной возрастной категории.

Период юношества, и без того трудный для подростков, на фоне кризиса стал еще более сложным. Поэтому условный промежуток между детством и взрослой жизнью можно смело назвать «переломным моментом» для развивающегося индивида. Тревожные симптомы, которые возникают вследствие негативного влияния со стороны, наводят на мысль о том, что настоящая культура и современная цивилизация не соответствуют условиям действительности, а посему не могут оказать полноценную помощь лицам, находящимися на пути к взрослости.

В связи с этим современным ученым и исследователям приходится обращаться к накопленным за прошлые века навыкам и знаниям предыдущих культур за подсказками, как решить возникшую проблему: какие методы, опыт или модели общества позволят личностям становиться полноценными, невзирая на окружающие условия?

Выход из этого «тупика» делают возможным результаты исследований в области антропологии, психологии, культурологии, религоведения и других научных направлений. Материал, полученный в ходе изучения прошлого опыта, предоставляет широкое поле возможностей для проведения сравнений и построения новых выводов относительно вариантов выхода из сложившейся ситуации.

И наиболее впечатляющей среди остальных является практика проведения инициации, посвящения во взрослую жизнь, у древних народов. В других культурах, существовавших задолго до нашего времени, инициация являлась своеобразным «ритуалом перехода».

Подобный обряд проводился в качестве утверждения свершения в жизни индивида важнейшего события. Таким образом появилась традиция проводить инициацию в честь рождения человека, его взросления или вступления в брак, перехода к более зрелому возрасту. Даже смерть человека сопровождалась ритуалом инициации, потому как древние культуры не отрицали существования потусторонних миров.

Как можно увидеть, обряд инициации символизирует переход человека с более низкого уровня собственного опыта на более высокий. Осуществление обряда свидетельствует в этом случае о необходимости признания обществом права личности на изменение или трансформацию, т.е. права перейти на новый этап личностного развития. Вполне можно даже сравнить инициацию с экзаменом, когда благодаря полученному опыту вы получаете новые инструкции, необходимые для правильной деятельности на новом жизненном этапе.

Если обратиться к словам знаменитого исследователя в области мифологии М. Элиадзе, для молодого человека инициация означала посвящение сразу в три сферы новых знаний:

  • Откровение Священного.
  • Откровение Смерти.
  • Откровение Сексуальности.

Названные одним термином – «тройное откровение», – эти области практического познания отсутствуют у индивидуумов до наступления периода юношества. С его приходом инициируемый мог не только узнать и добавить их в новую структуру своей личности, но и уподобиться с их помощью культурному идеалу своего племени.

Как правило, в древних культурах в этом качестве могли быть представлены древнейшие родоначальники племени, божества, мифологические персонажи или герои. Обрядом инициации предусмотрено, что принимающий новый статус юноша должен повторить трудный путь идеала.

Как проходил ритуал в древности

Если кратко описать ход ритуала, то в древности он проходил по одной и той же схеме: сначала детей забирают из племени и разделяют на группы (мальчиков отдельно от девочек), затем мальчишек с опытным «инструктором» во главе селят в лесной хижине, а девочек помещают в дом к старой женщине, которая учит их священным традициям, ремеслам и другим семейным премудростям.

В данном случае акцент делается именно на окружающую обстановку. Лес ассоциируется с первоначальной средой, является олицетворением первоначальной точки отсчета. Помещенный в такие условия мальчик должен символически «переродиться» из ребенка в юношу и начать новый жизненный цикл. Хижина – образ материнского лона. Проживание в ней отождествляется с периодом тяжелых испытаний, приобретением новых навыков, познанием устройства мира, секретов племени и прочих тайн, которые знают только взрослые.

Кульминация обряда инициации – переживание момента символической, посвятительной смерти личности. Подвергающихся инициации мальчиков закапывали в землю, делали особые метки на теле и заваливали сверху сухими стволами деревьев. После этого наступал новый день и возрождение новой личности, рождение ее в новом качестве. Именно с этим связана традиция давать новые имена мальчикам после прохождения инициации.

В завершение ритуала проводилось грандиозное торжество. На нем особое внимание уделялось принявшим инициацию лицам – их приветствовали, поздравляли и встречали, как взрослых, достойных более уважительного отношения. Социализация, таким образом, помогала участникам обряда утвердиться в новом облике, в новой роли.

Как отмечалось ранее, ритуалы посвящения были обязательными для каждого древнего сообщества. Но и на сегодняшний день в архаических культурах, которые сохранились до сих пор, инициация продолжает существовать. Например, обряд инициации проводится проживающими на территории Северной Америки индейцами, а также сохранился у африканских бушменов.

Современные же цивилизованные сообщества отошли от таких первобытных традиций, сохранив все же более примитивные «рудименты» ритуалов инициации. Однако они отличаются от изначальных не только смыслом, но и структурой.

Видоизмененные обряды инициации в современном обществе хотя и считаются приуроченными к определенному событию в жизни индивидуума, не несут того глубокого контекста, который старались воспроизвести в древности. Примеры современной интерпретации инициации:

  • Прием в скауты.
  • Прохождение тестирования после обучения.
  • Принятие присяги в армии.
  • Религиозные традиционные ритуалы (обрезание, крещение, венчание).

В то же время легкое веяние основной идеи присутствует в каждом современном обряде инициации. То есть, для прохождения этапов инициации индивидуум должен соответствовать определенным требованиям, чтобы получить статус и право быть «зачисленным» в новую категорию социума.

Полезный опыт обряда, адаптированный под реальные условия

В настоящее время на основе опыта, предоставленного практикой инициации, современные ученые и исследователи разработали новые приемы и психотехнологии. Таким образом, инновационные методы позволяют условно разделять процедуру инициации на несколько стадий:

1. Подготовительный этап, инструктаж и создание правил, которые позволят индивиду взаимодействовать с внешним окружением. К этой стадии относят также воспитание или обучение в составе группы, благодаря которым человек учится распознавать свои эмоции и чувства, принимать интуитивные сигналы, сновидения и страхи. Это помогает человеку соотнести свою сущность, личность с настоящей реальностью.

2. Очищение от насущного (пост, омовение, крещение).

3. Одиночество, изоляция. Групповое обучение в изоляции, вдали от общества, помогает человеку вернуться состояние собственного сознания. Этого можно достичь путем голодания, проведения особых обрядов или церемоний, отрешения от нормативов и правил реального социума.

В таких условиях человек способен почувствовать себя природным существом в мире природы. Инициация на этой стадии заключается в том, что человек находит собственное «Я», понимает, кто он и в чем заключается его предназначение, а также какой путь ему следует выбрать в дальнейшем.

4. Празднование в честь приобретения нового статуса (звания), а также нового контекста. Праздник проводится в коллективе, сообществе – так социум признает перерождение человека, а инициируемый воссоединяется с окружающим миром. Специалисты называют эту стадию интерпретацией переживаний Визионерского Поиска в действительную жизнь.

Прохождение через эмоциональное очищение помогает участникам обрести новый смысл жизни, укрепить свою жизненную позицию, раскрыть новые таланты, научиться бороться со стрессом и не бояться неизведанного. Как показывает практика, пережив трудности инициации, человек успешно утверждает свою скрытую индивидуальную силу и становится более уверенным в себе.

Такие люди лучше относятся к себе, без проблем взаимодействуют с сообществом, комфортно себя чувствуют в любых условиях и приносят социальную пользу. Автор: Елена Суворова