Сектор археологии. Университетская археология: прошлое и настоящее Председатель Владимир Яковлевич Шумкин

Археологический кружок (впоследствии – сектор археологии) был организован в Ленинградском Дворце пионеров в 1970 г.

В течение года учащиеся проходят теоретическую и практическую подготовку к летним экспедициям, ходят на специализированные экскурсии, встречаются с учеными. Комплексная программа включает курсы по археологии, этнографии, востоковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Учащиеся имеют возможность составить индивидуальный образовательный маршрут.

В летний период подростки 14-17 лет работают в настоящих археологических экспедициях, организованных научными учреждениями города и страны. Старшеклассники участвуют в региональных и всероссийских конференциях и краеведческих чтениях, где неоднократно награждались дипломами.

Многие учащиеся после окончания обучения в коллективе выбирают археологию, востоковедение и другие смежные дисциплины в качестве профессий.

Наши выпускники в настоящий момент работают в крупнейших научных учреждениях: Эрмитаже, Институте истории материальной культуры, Кунсткамере и других. Они возглавляют научные экспедиции на Северо-Западе России, Крыму, Сибири, Средней Азии. Многие выпускники получили учёные степени, являются авторами научных монографий.

В коллектив принимаются школьники 2-11 класса.

Комплексная программа по археологии и востоковеднию:
Для учащихся 7-11 классов

  • Основы археологии
  • Полевая археология и реконструкция
  • Древнерусская археология
  • История и культура Византии
  • Эпоха викингов в Восточной Европе
  • Археология Сибири
  • Археология и культура Востока. Дальний Восток
  • Археология и культура Востока. Ближний Восток
  • Ремесло историка

Программы по этнографии:
Для учащихся 6-7 классов

  • Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение
  • Страноведение: Европа

Программы подготовительного цикла:
Для учащихся 2-6 классов:

  • Как стать археологом (2-3 класс)
  • Загадки древних вещей (3 класс)
  • Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира (4-5 класс)
  • Археология Мечты. Великие цивилизации древности (5-6 класс)

Руководство

Тамара Александровна Жеглова – руководитель сектора археологии

Педагоги

  • Апатина Татьяна Владимировна – программы: «Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение», «Страноведение: Европа»
  • Гусенцова Татьяна Матвеевна, кандидат исторических наук – программа «Полевая археология и реконструкция»
  • Жеглова Тамара Александровна – программы: «Древнерусская археология», «Основы археологии», «Эпоха Викингов в Восточной Европе», «История и культура Византии»
  • Кузнецова Татьяна Романовна – программа «Археология и культура Востока. Ближний Восток»
  • Лурье Вера Михайловна – программа «Основы Археологии»
  • Новоселова Надежда Юрьевна – программы: «Загадки древних вещей», «Как стать археологом», «Археология мечты. Великие цивилизации древности»
  • Сиротова Любовь Валериевна – программы: «Археология мечты. Великие цивилизации древности», «Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира», «Как стать археологом»
  • Трубникова Варвара Борисовна – программы «Археология и культура Востока. Дальний Восток», «Археология Сибири»
  • Травкин Сергей Николаевич, кандидат исторических наук – программа «Ремесло историка»

Университетская археология: прошлое и настоящее.

Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии, Санкт-Петербург, СПбГУ, 19-21 октября 2016 г.

// СПб: СПбГУ. 2017. 244 с.

Отв.ред. И.Л. Тихонов.

[ аннотация: ]

Настоящее издание содержит материалы Международной научной конференции «Университетская археология: прошлое и настоящее», посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии - кафедры археологии Санкт-Петербургского государственного университета, и состоит из трёх разделов. Первый посвящён различным аспектам и направлениям учебной и научной деятельности кафедры археологии и её выдающихся представителей. Второй раздел содержит материалы, связанные с различными проблемами профессиональной подготовки археологов в российских и зарубежных университетах и в историографическом, и в современном актуальном аспекте, особенно после перехода отечественного высшего образования на систему двух уровневой подготовки. Третий раздел посвящён 95-летию со дня рождения профессора А.Д. Столяра (1921-2014), возглавлявшего кафедру с 1972 по 1996 гг.

Издание предназначено для специалистов-археологов, историков, музейных работников, преподавателей и всех интересующихся отчественной археологией.

Предисловие [И.Л. Тихонов ]. - 3

Секция I. Кафедре археологии СПбГУ - 80 лет.

Захарова Е.Ю. Становление археологии в Воронежском государственном университете (1940-1950-е гг.): роль ленинградских учёных. - 8

Клейн Л.С. Об идеальной среде для преподавания археологии. - 13

Михайлова Е.Р. О топохронах, варангике и метафизике Петербурга: идеи Г.С. Лебедева в археологии Северо-Запада. - 19

Носов Е.Н. В.И. Равдоникас и его Ладожская эпопея. - 25

Платонова Н.И. Межфакультетский семинар по проблемам этногенеза и этнической истории (рук. А.С. Герд - Г.С. Лебедев): ключевые идеи и вклад в археологическую славистику. - 33

Рябцева С.С. Древняя Русь - Моравия - Дунай (одно из исследовательских направлений на кафедре археологии ЛГУ). - 41

Седых В.Н. Ярославский край эпохи средневековья в исследованиях Санкт-Петербургского университета. - 48

Тихонов И.Л. Традиции изучения и преподавания истории археологии в Санкт-Петербургском университете. - 58

Шаров О.В. М.Б. Щукин и «Готская проблема». - 69

Секция II. Археологические образование: прошлое, настоящее, будущее.

Белозёрова И.В., Кузьминых С.В. Василий Алексеевич Городцов и Институт археологии и искусствознания РАНИОН: у истоков становления московской археологической школы. - 78

Бессуднов А.Н. Проблемы и перспективы археологического образования в вузах педагогического профиля. - 88

Буровский А.М. Преподавание как источник профессионального роста. - 93

Гурьянов В.Н., Чубур А.А. Провинциальный вуз в российской археологии (на примере Брянского государственного университета). - 97

Детлова Е.В. Геро фон Мергарт и его «марбургская школа». - 103

Кайзер Э., Сафонов И.Е. Подготовка археологов по первобытной археологии в университетах Германии. - 109

Китова Л.Ю. Проблемы подготовки археологов в системе трёхуровневого высшего образования. - 116

Лимберис Н.Ю., Марченко И.И. Археология в Кубанском государственном университете. - 121

Малов Н.М. Археология в Саратовском государственном университете: 1918-1937 гг. - 127

Мельникова О.М. Кабинеты археологии в системе подготовки научных кадров в российских университетах. - 131

Плавинский Н.А. Роль сотрудников археологического музея Вильнюсского университета имени Стефана Батория межвоенного периода в изучении погребальных памятников белорусского Подвинья и Понеманья конца I - начала II тыс. н.э. - 136

Сафонов И.Е. Археология в Воронежском отделении Московского археологического института (1920-1923 гг.). - 140

Черных Е.М. Магистерская подготовка по археологии: плюсы и минусы (из опыта работы Удмуртского госуниверситета). - 145

Шмуратко Д.В. Возможность подготовки археологов в рамках ФГОС ВО «педагогическое образование»: опыт Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 151

Щавелев С.П. Археологические основы университеского «курса истории русского права» Д.Я. Самоквасова. - 158

Секция III. Памяти Абрама Давидовича Столяра.

Gjerde Jan Magne. Stone Age Rock Art in Fennoscandia - an overview. - 164

Helskog Knut. Early snowshoes in Fennoscandia. - 170

Голованова Л.В., Дороничев В.Б. Культура и общество неандертальцев: что знает об этом Homo sapiens в начале 21 века? - 179

Голованова Л.В., Дороничев В.Б. Влияние окружающей среды на человека и его культуру в среднем и позднем плейстоцене Кавказа. - 185

Дороничева Е.В., Недомолкин А.Г., Мурый А.А. Новые открытия стоянок палеолита в республике Адыгея, Северо-Западный Кавказ. - 190

Жук А.В. На пороге науки. Ленинград и археология перед юным А.Д. Столяром. - 195

Калинин В.А., Смирнов М.В. Комплексы петроглифов Фенноскандии как объекты консервации и музеефикации. - 201

Королёв А.И., Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Могильник Екатериновский мыс в Среднем Поволжье - новый памятник изучения искусства эпохи энеолита. - 207

Курбатов А.В. Взгляд историка и практика археолога: преодоление ошибок в изучении средневекового кожевенного ремесла. - 212

Мартынов А.Я. Анатолий Александрович Куратов и Абрам Давидович Столяр в судьбе первобытной археологии Соловецкого архипелага. - 220

Панченко В.Б., Селин А.А., Фёдоров И.А. Каменный крест из д. Кошельково на кафедре археологии СПбГУ и проблема исследования почитаемых комплексов Северо-Запада России. - 225

Трубникова В.Б. Сяньбийский вопрос: вчера и сегодня. - 230

Тункина И.В. Памятники археологии Сибири в документах личного фонда Д.Г. Мессершмидта. - 234

Список сокращений. - 240

ГИМ - Государственный исторический музей

ДТМАО - Древности. Труды Московского археологического общества. М.

ИАЭТ -Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

КСИА - Краткие сообщения Института археологии РАН. М.

Практически со дня его основания. По сей день факультет ежегодно выпускает квалифицированных специалистов в области истории России и мира.

Адрес факультета

Адрес Менделеевская линия, дом 5. Некоторая часть учебных курсов ведется также и в главном здании СПбГУ, расположенном на Университетской набережной, дом 7/9.

Кафедры исторического факультета СПбГУ

В структуру факультета входят следующие кафедры:

  • этнографии и антропологии;
  • источниковедения истории России;
  • истории Древней Греции и Рима;
  • русского искусства, и другие.

Большинство кафедр факультета являются выпускающими.

Программы подготовки бакалавров

Факультет истории предлагает абитуриентам следующие направления подготовки:

  • Регионоведение России.
  • История искусств.
  • История.
  • Музеология.
  • Археология и другие.

Направление подготовки бакалавров «История» включает следующие профили подготовки:

  • всеобщая история;
  • история России и другие.

К числу основных курсов, которые читаются студентам исторического факультета СПбГУ, относятся история США, история мировой культуры, история России, этнология и другие. Стоит отметить, что студенты получают доступ к комплексу музеев Петербурга, а также к их архивам. Кроме того, студенты получают шанс воспользоваться академической мобильностью и уезжают на 1 или 2 семестра на обучение в иностранные учебные заведения, являющиеся партнерами Санкт-Петербургского государственного университета. В их числе Университет Гамбурга, Латвийский университет, Тартуский университет, Университетский колледж Лондона и другие. В число преподавательского состава входят почетные профессора и доктора исторических наук в лице С. Г. Кащенко, В. Н. Барышников и другие.

На бакалавров «Археология» исторического факультета СПбГУ студенты получают знания по следующим учебным курсам:

  • Археология палеолита.
  • Охранная археология.
  • Славяно-русская археология и другие.

Преимуществом обучения на программе «Археология» на историческом факультете СПбГУ является сочетание как теоретических занятий, так и практических. Кроме того, программа разработана с учетом мнения непосредственных будущих работодателей студентов, что немаловажно. Так как студенты, выпустившись из университета, имеют возможность найти работу и построить успешную карьеру в будущем. Студенты направления «Археология» исторического факультета СПбГУ проходят производственную практику в Государственном Эрмитаже, Курском археологическом музее и др.

Направления подготовки магистров

В число магистерских программ исторического факультета СПбГУ входят:

  • Этнологическая экспертиза.
  • Музейное кураторство.
  • Становление современной западной цивилизации и другие.

В число основных учебных курсов направления «Становление современной западной цивилизации» входят античное и средневековое наследие в Санкт-Петербурге, формирование европейской идентичности и другие. Для поступления на магистерскую программу абитуриентам требуется успешно пройти конкурс документов.

Проходные баллы

Для того чтобы успешно поступить на бакалаврские программы факультета, необходимо преодолеть проходной балл, складывающийся в рамках конкурса поданных заявлений.

Проходной балл на исторический факультет СПбГУ в рамках направления подготовки бакалавров «Музеология» в 2017 году составлял значение 258. Иными словами, на бюджетные места прошли те студенты, которые по сумме трех государственных экзаменов набрали большее количество. Для поступления на платное место в 2017 году хватило 219 баллов. При этом в 2018 году бюджетных мест выделено 12, мест с оплатой обучения 13. Стоимость обучения на данном направлении подготовки бакалавров составляет 200 000 рублей в год.

Чтобы поступить на направление подготовки бакалавров «История искусств» в 2017 году, абитуриенту следовало преодолеть порог в 265 баллов. Для поступления на платное место требовалось чуть меньше баллов, а именно 205. Конкурс на бюджетное место составлял более 25 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 10, мест за счет собственной оплаты студента 15. Стоимость обучения в год составляет 195 000 рублей.

Чтобы успешно поступить на направление «История» в 2017 году, абитуриенту необходимо было преодолеть порог в 266 баллов. Для поступления на контрактное место требовалось 208 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял более 10 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 70, мест за счет собственной оплаты студента всего 30. Стоимость обучения в год составляет 201 000 рублей.

В целом, для поступления на бюджетные места исторического факультета СПбГУ необходимо сдать ЕГЭ более чем на 85 баллов по каждому предмету. Для поступления на платное место достаточно преодолеть порог в 70 баллов по каждому предмету. Стоимость обучения средняя среди всех факультетов СПбГУ.

Место расположения Россия , 193060, Санкт-Петербург , Менделеевская линия , д. 5 Официальный
сайт Исторический факультет СПбГУ E-mail [email protected]

Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета - один из крупнейших учебных центров по подготовке специалистов в области истории и искусствоведения в России. Начал работу 1 сентября 1934 года после опубликования 16 мая того же года постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР».

История

XVIII-XIX вв.

На рубеже веков на факультете преподавали выдающиеся ученые, определявшие путь развития российской исторической науки, оказавшие влияние на формирование научных представлений не только о русской, но и о всеобщей истории, истории искусства. Среди самых влиятельных имен можно выделить одного из основателей русского источниковедения К.Н. Бестужева-Рюмина , его учеников Е.Е Замысловского и С.Ф. Платонова , а также Н.И. Кареева , А.С. Лаппо-Данилевского , В.Г. Васильевского , И.М. Гревса и других. Профессор факультета Э.Д. Гримм был последним в дореволюционной истории ректором Университета (1911-1918).

После революции

В 1925 г. ФОН реорганизован в Ямфак (факультет языкознания и материальной культуры), в составе которого состояло отделение истории материальной культуры. В 1920-е гг. на факультете общественных наук и Ямфаке преподавали знаменитые российские историки и филологи. В 1929 году Ямфак преобразован в историко-лингвистический факультет, а в году на его базе (формально вне университета) создан Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИЛИ), в составе которого работало историко-литературное отделение. В 1933 году Историко-лингвистический институт реорганизован в (ЛИФЛИ), где в 1934 г. на базе историко-литературного отделения был образован исторический факультет. Одной из ведущих кафедр института в первой половине 1930-х гг. была кафедра «Истории народов СССР», на которой преподавали выдающиеся ученые своего времени.

Ученые, преподававшие в университете до революции, подвергались травле, главным актом которой стало сфабрикованное в 1929 году «Академическое дело », главными фигурантами которого были академики С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле , Н.П. Лихачев , Ю.В. Готье , М.Д. Приселков и другие бывшие преподаватели историко-филологического факультета.

Восстановление исторического факультета

В 1959 году на деканский пост возвращается В.В. Мавродин. 1960е и 70е годы связаны с развитием факультета, созданием трех новых кафедр и новых научных центров, открытием вечернего отделения, а также формированием нового поколения «петербургской исторической школы». В 1963 году открывается кафедра Истории КПСС, которая сразу стала занимать ведущее положение среди кафедр факультета, уже в 1980х годах студенты кафедры получали повышенную стипендию, а затем открылась отдельная специальность для кафедры Истории КПСС. На кафедре также было открыто заочное отделение, на кафедре обучалось половина всех студентов факультета. В.А. Ежов являлся в 1971-1982 году одновременно и заведующим этой кафедрой и деканом факультета.

Последнее двадцатилетие уходящего века связано с именем Игоря Яковлевича Фроянова , с 1982 по 2001 год , бывшего деканом и долгое время заведующим кафедры истории СССР, а затем - истории России. Он внёс большой вклад в развитие исторической науки, формировании новой концепции в изучении Киевской Руси . В 2002 году факультет возглавил А. Ю. Дворниченко , также яркий представитель петербургской исторической школы.

На факультете открыто 4 специальности (История, Искусствоведение, Музеология, Туризм). Сейчас в структуру факультета входят 17 кафедр, образующие пять профилей обучения (Отечественная история, Всеобщая история, Археология, Этнография и История культуры), аспирантура и докторантура, 10 научных центров, открыт малый факультет. Обучение ведется на дневном, вечернем, заочном отделениях на госбюджетной основе и договорной (платной). Кроме того, исторический факультет предоставляет широкий спектр довузовских образовательных услуг: на факультете работают подготовительные курсы , готовящие абитуриентов к вступительным экзаменам, а также по программе ЕГЭ , а также Малый исторический факультет для учеников 8-10 классов.

С 2008 года Истфак проводит проект «исторический профильный класс». Первой участницей проекта стала Гимназия № 27. Задача этого проекта в установлении тесных контактов между средним и высшим образованием. Факультет готовиться к привлечению в проект новых школ-участниц из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов. С 2010 года Исторический факультет в рамках Болонского процесса перешел к обучению студентов по программе бакалавриата и магистратуры по всем специальностям (ранее это не распространялось на специальность «история»). С сентября 2011 года на факультете по инициативе профессора А. Х. Даудова была создана кафедра истории народов стран СНГ.

26 сентября 2011 года декан факультета А. Ю. Дворниченко сложил с себя полномочия, пробыв в должности 10 лет. Исполняющим обязанности декана был назначен доцент кафедры этнографии и антропологии И. Верняев. 5 октября приказом ректора исполняющим обязанности декана до проведения официальных выборов назначен профессор А. Х. Даудов. Приказом ректора выборы декана были назначены на 28 мая 2012 года . На заседании Ученого совета А.Х. Даудов был избран деканом исторического факультета.

Кафедры и научные центры

Специальность: история

Специальность: искусствоведение

Специальность: музеология

Также на факультете есть общеуниверситетская кафедра преподавания истории на естественных и гуманитарных факультетах (заведующий - д.и.н. профессор Ю. В. Тот)

Научные центры:

  • Центр истории и теории исторической науки
  • Центр антиковедения (руководитель - профессор Э. Д. Фролов)
  • Центр изучения ранних религий и античного христианства
  • Центр по изучению военной истории (руководитель - доцент Е. В. Ильин)
  • Центр по изучению политических партий и общественных движений России
  • Центр этнологических исследований Северо-запада России
  • Центр исследований Петербурга и региона
  • Центр изучения истории Украины (руководитель - профессор Т. Г. Таирова (Яковлева))
  • Центр изучения исторической психологии (руководитель - доцент В. В. Василик)

Исторический факультет осуществляет приём в аспирантуру по следующим специальностям : 07.00.02 - Отечественная история 07.00.03 - Всеобщая история 07.00.06 - Археология 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология, 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования 17.00.09 - Теория и история искусств

Деканы факультета с 1934 года

  • 1937-1938 К.А. Успенский
  • 1938-1939 А.Л. Фрайман
  • сентябрь 1949 Н.А. Корнатовский
  • 2002-2011 А.Ю. Дворниченко (в 2001-2002 - и.о.)
  • 2012- н.в. А.Х. Даудов (в 2011-2012 - и.о.)

Преподаватели факультета

Известные студенты и выпускники

О выпускниках факультета, преподававших (преподающих) на факультете , см. раздел о преподавателях .

  • Мальский, Игорь Степанович (1957-2004) - журналист, переводчик, поэт, студент кафедры археологии в 1974-1978 гг. Отчислен с 4 курса за участие в «Коммуне имени Жёлтой Подводной Лодки».
  • Рекшан, Владимир Ольгердович (род. 1950) - советский и российский музыкант , основатель рок-группы «Санкт-Петербург ».
  • Рогожкин, Александр Владимирович (род. 1949) - известный российский режиссер, закончил факультет с дипломом историка-искусствоведа.
  • Резник, Максим Львович (род. 1974) - российский политический деятель, глава санкт-петербургского регионального отделения партии «Яблоко », депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга .
  • Виватенко, Сергей Валентинович (род. 1966) - кандидат исторических наук, преподаватель, политический деятель, известный игрок интеллектуального клуба «Что? Где? Когда? ».
  • Вилинбахов, Георгий Вадимович (род. 1949) - государственный герольдмейстер РФ , доктор исторических наук.
  • Басс, Анетта Яковлевна (1930-2006) - выдающийся музейный работник, в 1957-2006 - директор Куйбышевского (Самарского) художественного музея , закончила отделение искусствоведения.
  • Азадовский, Константин Маркович (род. 1941) - известный литературовед, учился на вечернем отделении Исторического факультета (1964-1969)
  • Амусин, Иосиф Давидович (1910-1984) - историк Древнего Востока, кумранист, папиролог, гебраист, на факультете учился в 1934-1938 гг.
  • Гумилёв, Лев Николаевич (1912-1992) - историк, этнограф, географ, доктор исторических и географических наук, основатель Пассионарной теории этногенеза , учился на факультете в 1934-1935, 1937-1937 и 1945-1946 гг.
  • Новожилов, Алексей Геннадьевич (род. 1968) - выпускник Исторического факультета (1991), кандидат наук, ученик Л.Н. Гумилева, этнограф, специалист по этнографии европейской части России
  • Панеях, Виктор Моисеевич (род. 1930) - историк и археограф, выпускник факультета (1953), доктор исторических наук, сотрудник Санкт-Петербургского Института Истории
  • Айн Рэнд (она же Алиса Зиновьевна Розенбаум, 1905-1982) - американская писательница, философ, политический мыслитель, основатель объективизма , выпускница Факультета Общественных Наук, где слушала курс истории (1921-1925).

Галерея

Литература

  • Валк С. Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет // Валк С. Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб.,2000. С.7-106. (первое издание - Труды юбилейной сессии ЛГУ. Секция исторических наук. Л.,1948. С.3-79).
  • Брачев В. С. , Дворниченко А. Ю. Кафедра русской истории Санкт-Петербургского университета (1834-2004). СПб.,2004.
  • Дворниченко А. Ю. Владимир Васильевич Мавродин : Страницы жизни и творчества. СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2001. 191 с. (История науки, персоналии). ISBN 5-8465-0039-0 .
  • Исторический факультет Санкт-Петербургского университета, 1934-2004: Очерк истории. СПб., 2004. 387, с., л. ил. ISBN 5-288-03515-6 .

Ссылки

О Санкт-Петербургском госуниверситете говорят как об одном из крупнейших и ведущих классических вузов нашей страны. В нем функционирует более 20 подразделений. Очень значимой структурной единицей выступает институт истории (бывший исторический факультет СПбГУ). Он входит в число крупнейших российских центров, занимающихся подготовкой кадров для таких областей, как история, искусствоведение, музееведение.

Предшественники института

У современного структурного подразделения история началась еще в XIX веке. В 1819 году в существовавшем в то время Санкт-Петербургском университете основали факультет исторических и словесных наук. Из этого подразделения в дальнейшем вышли разные отделения, на основе которых сформировались современные структурные единицы.

К примеру, одно такое событие в прошлом Санкт-Петербургского государственного университета произошло в 1850 году. Из факультета исторических и словесных наук выделилось историко-филологическое отделение. На его базе создали новый самостоятельный историко-филологический факультет. Проработал он несколько десятков лет. В 1934 году он прекратил свое существование. На его базе был основан исторический факультет. Вуз, кстати, в то время носил уже название Ленинградского государственного университета им. А. С. Бубнова.

Работа факультета

Все те подразделения, которые существовали до 1934 года, считаются предшественниками. Официальная работа института истории (бывшего исторического факультета СПбГУ) началась именно в 1934 году. Именно тогда был дан старт образовательной деятельности. За годы работы это подразделение преодолело немало препятствий - идеологическое давление властей, репрессии в 30-х годах.

Особо хотелось бы обратить внимание на годы Великой Отечественной войны. В начале 40-х годов историческим факультетом были построены планы на развитие. С началом войны все цели рухнули и стали недостижимыми. Многие преподаватели, студенты, аспиранты ушли на фронт. Оставшиеся студенты продолжили учебу, стали работать медсестрами в госпитале, который начал действовать в здании исторического факультета. В начале 1942 года это подразделение вместе с университетом было переведено в Саратов. В 1944 году вуз вернулся из эвакуации, а после окончания войны он стал на путь восстановления и развития. Новая жизнь началась и для исторического факультета СПбГУ.

Современный период

В течение нескольких десятков лет после окончания войны факультет развивался. Положительные результаты деятельности были замечены в 90-х годах. На факультете появились новые кафедры. Чуть позднее начали открываться новые специальности - «искусствоведение», «музеология».

В 2014 году с подразделением было произведено важное преобразование. Институт истории основали на базе исторического факультета СПбГУ. Адрес этой структурной единицы - Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5. Процедуру упразднения исторического факультета в вузе осуществили с одной целью - оптимизировать организационную структуру, повысить эффективность образовательной деятельности.

Бакалавриат

Институт истории СПбГУ абитуриентам, окончившим 11 классов, предлагает бакалавриат - первую ступень высшего образования. Каждый поступающий имеет возможность выбора, ведь подразделение ведет обучение по 4 программам:

  • по «истории»;
  • «истории искусств»;
  • «музеологии и охране объектов культурного и природного наследия» (профиль - «атрибуция и экспертиза художественных ценностей»);
  • «туризму» (профиль - «технология и организация экскурсионных услуг»).

Для иностранцев на бакалавриате института истории предусмотрено специальное направление - «россиеведение». Это уникальная программа. Она не встречается в других российских вузах. Обучение направлено на формирование у иностранных граждан комплексного представления о:

  • российском культурном наследии;
  • значении России в общемировом цивилизационном процессе.

Магистратура

В институте истории (бывшем историческом факультете СПбГУ) магистратура открыта для лиц, имеющих высшее образование (окончивших либо бакалавриат, либо специалитет). Гражданам России на этой ступени образования предлагается 8 программ. Все они интересные, разнообразные, перспективные. Для примера рассмотрим программу «история». На ней можно выбрать 1 из 6 профилей («новейшую историю России», «археологию Евразии» и т. д.). Каждый из них предусматривает изучение определенных областей (лица, выбравшие «археологию Евразии», изучают историю археологии, комплексы археологических памятников, археологические источники и т. д.).

На магистратуре института истории СПбГУ возможно обучение и прохождение практики за рубежом. Студенты бывают в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Нидерландах, Чехии, КНР. После окончания магистратуры выпускники работают в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга, библиотеке Академии наук РАН и в других учреждениях.

Проходные баллы

Поступить в институт истории Санкт-Петербургского госуниверситета - это задача не из простых. Очень много абитуриентов подают документы в вуз. Всего в 2017 году к конкурсу было допущено более 20 тысяч человек. Из них значительная часть абитуриентов пожелала поступить в институт истории.

Проходные баллы в историческом факультете СПбГУ (с учетом индивидуальных достижений) на программах бакалавриата в 2017 году были следующими:

  • на «истории» - 271 и 208;
  • «истории искусств» - 265 и 208;
  • «атрибуции и экспертизе художественных ценностей» - 260 и 221;
  • «технологии и организации экскурсионных услуг» набор студентов не осуществлялся*.

* Первая цифра - проходной балл на бюджет, а вторая - проходной балл на платных местах.

Минимальные баллы для поступления на бакалавриат

Институт истории Санкт-Петербургского госуниверситета пользуется высоким спросом среди абитуриентов. Сюда подают документы тысячи людей с разными баллами ЕГЭ. Однако следует учесть, что участвовать в конкурсе могут не все желающие. В вузе установлены минимальные баллы для каждого вступительного испытания. В институте истории на каждом предмете этот показатель составляет 65 баллов.

Зачем же нужен этот показатель? Дело в том, что даже при минимально допустимом балле в вуз поступает значительно больше заявлений по сравнению с количеством мест. Для облегчения работы сотрудников Санкт-Петербургский государственный университет и установил минимальные баллы. Если бы не было этих показателей, то в вуз поступало бы еще больше заявлений. Приемная комиссия тратила бы зря время на обработку документов тех людей, которые из-за высокой конкуренции обречены оказаться «за бортом».

Почему стоит выбирать институт истории

В институте истории учиться престижно, ведь он является структурным подразделением очень значимого университета нашей страны. Здесь работают высококвалифицированные специалисты. К учебному процессу активно привлекаются работодатели, ведь только они знают, какие именно умения нужны их сотрудникам сегодня и завтра. Представители профессиональных сообществ участвуют в разработке программ, учебных планов, входят в состав государственных аттестационных комиссий.

В заключение стоит отметить, что для поступления в институт истории (бывший исторический факультет СПбГУ) нужно подготовиться основательно. Из-за высоких проходных баллов у многих абитуриентов так и остается в мечтах зачисление в Санкт-Петербургский госуниверситет. Подготовиться к сдаче ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе можно самостоятельно, но лучше всего за помощью обратиться к специалистам. В университете ежегодно проводится набор на подготовительные курсы.