Создание новых центров в исторически сложившихся городах (Гавр, Ковентри, Кассель). Значение перре огюст в большой советской энциклопедии, бсэ Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях

Огюст Перре - архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение "Ар нуво" еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, "был единственным на пути нового направления".

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова - фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Пон-тье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911-1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания - Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых - поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости. Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре - прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

"Характер и стиль - это два качества, - писал Перре, - необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник-архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты, заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера".

После второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947-1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, - последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения; известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование. Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, "между двух сражающихся армий", он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году - за два года до смерти: Перре скончался в 25 февраля 1954 года в Париже.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

"Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно.
Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину.
Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева.
Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми.
В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу.
Композиция - это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем: яйцо.
Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство".

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнутом Перре.

Опубликовано: Январь 17, 2017

Огюст Перре (12 февраля 1874 - 25 февраля 1954) - французский архитектор и предприниматель, работавший в сотрудничестве с двумя младшими братьями Клодом и Гюставом Перре. Был одним из пионеров архитектурного использования железобетона и построил первые жилые здания из этого материала. Его основные работы включали Театр Елисейских Полей, первое здание в стиле ар-деко в Париже. Другими значительными работами были: церковь Нотр-Дам-дю-Ренси (1922-1923); «Государственное имущество» (Mobilier Nationale) в Париже (1937) и здание Экономического, социального и экологического совета Франции в Париже (1937-1939). После Второй мировой войны Перре создал группу зданий в центре портового города Гавр, который был почти полностью разрушен во время войны. В 2005 году его послевоенная реконструкция этого города была объявлена Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Огюст Перре в 1921 году

Ранний период жизни и работы (1903-1930)

Огюст Перре родился в городе Иксель (Бельгия), где его отец, каменщик, нашёл убежище после Парижской коммуны. Архитектурное образование получил в семейной фирме. Был принят на архитектурный курс в Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, вместе с двумя братьями, Гюставом (1876-1952) и Клодом (1880-1960), где он учился у Жюльена Гаде, неоклассика изящных искусств, который сотрудничал с Шарлем Гарнье во время строительства Парижской оперы. Помимо неоклассического рационализма, о котором он узнал от Гаде, Перре особо интересовался архитектоникой зданий и использованием новых материалов, таких как бетон. Несмотря на то, что он считался блестящим студентом, Перре покинул школу без получения диплома и пошел работать в семейную фирму.

Огюст Перре сразу же начал экспериментировать с бетоном. Его первым важным проектом был жилой дом на улице Франклина в Париже (1903), где бетонная конструкция, вместо того, чтобы быть скрытой, была четко видна и являлась частью внешнего дизайна. Ещё более радикальный эксперимент он совершил при строительстве гаража на улице Понтье (1906) (ныне разрушен) с упрощенной кубической структурой, выражающей интерьер, большими выступами окон и отсутствием декора, который напоминал более поздний интернациональный стиль.

Железобетонное многоквартирное жилое здание на 25 rue Benjamin Franklin, Париж, 1903 год, фото: Guilhem Vellut, лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)

Театр Елисейских Полей, Париж, 1913 год, фото: Coldcreation, лицензия Attribution 3.0 Unported

Основные работы (1913-1939)

Его самым известным зданием был Театр Елисейских Полей, проект которого он перенял от архитектора, работавшего в стиле модерн Анри ван де Вельде. Фасад простой и украшен только скульптурным барельефом Антуана Бурделя. Угол здания был гладким и округлым, предвосхищая стиль стримлайн модерн три десятилетия спустя. Благодаря использованию бетонных столбов интерьер вестибюля и сам театр был просторным и открытым, незагороженный колонами. Оформление интерьера отличалось произведениями художников-модернистов того времени: купол Мориса Дени, картины Эдуарда Вюйара и Жаклин Марваль и занавес Кер-Ксавье Русселя.

В более поздних работах, Перре использовал бетон художественными способами для достижения функциональности зданий, сохраняя при этом классическую гармонию, симметрию и пропорции. Его основные работы включали в себя здание Экономического, социального и экологического совета Франции, первоначально построенного для Музея гражданского строительства Парижской выставки 1937 года; и «Государственное имущество Сакле» (Mobilier Nationale de Saclay), национальное хранилище мебели в Париже. Он также создал современные индустриальные здания, включая склад в Касабланке, накрытый тонким бетоном (1915) и необычную бетонную церковь Нотр-Дам-дю-Ренси (1922-1923), где внутренние колонны оставили неукрашенными, а бетонные своды потолка стали наиболее характерной декоративной особенностью. Он экспериментировал с бетонными формами для достижения лучшей акустики концертного зала Нормальной школы музыки в Париже (1929).

Поздние работы (1930-1954)

1. Часовня Непорочного зачатия в Аркей

2. Большая лестница Социального и экономического совета Франции, Париж (1937), сейчас украшена портретом Перре

3. Центр ядерных исследований в Сакле (CEA), парижский пригород Эсон (1952)

4. Шпиль собора Святого Иосифа, Гавр (1951-1958)

Послевоенные работы (1945-54)

В 1952 году было завершено строительство Центра ядерных исследований Сакле в парижском пригороде Эссон. Он описал это здание как «Малый Версаль ядерных исследований». Большинство ранних ядерных реакторов Франции были построены в пределах этого места.

Другими крупными послевоенными проектами были: реконструкция центра порта Гавр, который был почти полностью разрушен во время войны. Его первый план был отвергнут как слишком амбициозный, но измененные планы были воплощены и позднее вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Последней основной работой, законченной после его смерти, был собор Святого Иосифа в Гавр (1951-1958), наиболее выразительным элементом которого была башня, напоминающая маяк, 107 метров в высоту, видная с моря. Он также участвовал в послевоенной реконструкции порта Марселя и Амьене.

Знаменитые ученики и старость

Среди многих молодых архитекторов, работавших в бюро Перре в 1908-1910 годах был Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, который позже стал известен как Ле Корбюзье; это был его первый опыт в архитектурном бюро. С 1940 года Перре преподавал в Национальной высшей школе изящных искусств. Он выиграл Королевский золотой медалью в 1948 году и золотую медаль ИАА (Институт американских архитекторов) в 1952 году.

Перре также был членом жюри с Флоренс Майер Блюменталь на присвоении Премии Блюменталь, гранта, предоставляемого в 1919-1954 годах молодым французским художникам, скульпторам, декораторам, гравёрам, писателям и музыкантам.

Интерьер Театра Елисейских Полей, 1913 год, фото: Pierre LANNES, лицензия Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)

Архитектурная деятельность

1. Многоквартирный дом на улице Франклина, 1902-1904 года

2. Гараж Рю-де-Понтье, Париж, 1907 год

3. Театр Елисейских Полей, Париж, 1913 год

4. Бетонный собор в Ле-Ренси, Франция, Церковь Нотр-Дам-дю-Рэнси, 1923 год, витражи Маргариты Урэ

5. Концерт-холл Нормальной школы музыки, Париж, 1929 год

6. Гостиница «Сент-Джордж», Бейрут, Ливан, 1932 год

7. Дом Ланге на 9 place de la Porte-de-Passy, Париж, 1929-1932 года

8. Главное управление кораблестроения и вооружения ВМС на 8 boulevard du General-Martial-Valin (15 округ), Париж, 1929-1932 года; пример конструкции из открытых бетонных колонн

9. Здание на 51-55 rue Raynouard (16 округ), Париж, 1932 год, где у Перре были офисы

10. Йенский дворец, Париж, 1937 год, изначально построен как Музей гражданского строительства для Парижской выставки 1937 года, сейчас в нём находится Экономический, социальный и экологический совет Франции

11. Расширение Национальной высшей школы изящных искусств, Париж, 1945 год

12. Здание городского совета, собор Святого Иосифа и дальнейшая реконструкция Гавра после, того как более 80,000 жителей этого города остались бездомными вследствие Второй мировой войны, 1949-1956 года

13. Вокзал Амьена, 1955 год

14. Вилла Агьон в Александрии (частичная попытка разрушения 28 августа 2009 года. Полностью разрушена 21 января 2016 года)

15. Башня Перре, Гренобль

Интерьер церкви Нотр-Дам-дю-Рэнси, 1922-1923 года, фото: PMRMaeyaert, лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Зал Корто, концертный зал Нормальной школы музыки в Париже, 1929 год, фото: Uatema , лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

В Йенском дворце в Париже открылась выставка «Огюст Перре. Восемь шедевров!/?». Интригующей и одновременно ожидаемой деталью стало участие в подготовке выставки бюро ОМА/АМО и самого Рема Колхаса.

информация:

Восклицательный и вопросительный знаки даны в названии выставки «на выбор». Конечно, организаторы не сомневаются в том, что восемь представленных ими работ французского архитектора Огюста Перре – подлинные шедевры мировой архитектуры. Но вопросительный знак как бы намекает: несмотря на то, что творчество этого пионера строительства из железобетона достаточно хорошо изучено, публике есть еще над чем подумать и что открыть для себя.


Выбор Йенского дворца (Palais d"Iéna) для размещения экспозиции также вполне понятен: это здание – одна из построек Перре, возведенная в 1937 для размещения в ней Национального музея гражданского строительства. В 1959 это здание перешло к Экономическому и социальному совету Франции (CESE), который, совместно с фондом Prada, выступил организатором нынешней выставки. Таким образом, наряду с чертежами, фотографиями и макетами зданий, возведенных Перре, посетители могут увидеть и подлинную постройку мастера.


Научным куратором выступил исследователь Жозеф Абрам (Joseph Abram), а художественное руководство выставкой было поручено давнему партнеру фонда Миуччи Прады – бюро OMA, точнее, его подразделению АМО, причем команду проекта возглавил сам Рем Колхас. Напомним, что АМО – эта своего рода исследовательская лаборатория, занимающаяся, помимо прочего, вопросами моды, дизайна, медиа и организацией выставок. АМО работает с пространством Йенского дворца с 2011, принимая участие в оформлении и организации проходящих там мероприятий Prada (например, ). Поэтому сценография нынешней выставки – это и результат долгого исследования этого пространства, и современное переосмысление архитектуры Перре. То, что в итоге предстало перед взорами публики – это настоящая архитектура в архитектуре.


Пространство зала-гипостиля Йенского дворца разделено на несколько зон. Вдоль всей его левой продольной стены расположена железная решетчатая конструкция, на которой выставлены материалы, посвященные восьми «шедеврам» архитектурной мастерской Перре. Это постройки в Париже и его окрестностях – жилой дом на улице Франклина (1903), театр Елисейских полей (1913), церковь Нотр-Дам де Ренси (1923), концертный зал Корто в Школе музыки (1928), здание министерства государственного имущества Франции (Mobilier National, 1934) и Йенский дворец (1937), а также ратуша (1950) и церковь Святого Иосифа (1951) в Гавре. Каждый проект проиллюстрирован чертежами, планами, разрезами, эскизами и историческими фотографиями, сделанными во время и по окончании строительства. Также в параллель к каждому зданию выбраны постройки и проекты, предшествовавшие ему по времени и развивающие те же архитектурные идеи.


Основной задачей выставки кураторы называют не столько анализ архитектурного наследия Огюста Перре (и так уже хорошо изученного), сколько проникновение в его «творческую кухню». Выбранные ими постройки – ключевые работы мастера, которые позволяют проследить эволюцию его отношения к стилю и к «работе» материала в архитектуре. Эта эволюция шла от увлечения идеями Виолле-ле-Дюка и стилем модерн к конструктивной архитектуре из железобетона и к решению масштабных градостроительных задач на примере послевоенной реконструкции исторического центра Гавра, завершенной уже после смерти мастера. «Все подвижное или неподвижное, что заполняет пространство, относиться к области архитектуры,» – писал Перре.


Четко чувствуя связь между материалом и характером архитектурного сооружения, Перре не спешил ниспровергать искусство прошлого, однако понимал, что при наличии современных материалов и технологий – в первую очередь, железобетона – подражать ему сложно, да и бессмысленно; в этом конфликте идей – причина стилевой консервативности его работ по сравнению с их новаторским инженерным решением.


Представленные на выставке макеты были позаимствованы из различных музеев Франции и изготовлены в разное время: есть среди них и работы 1950-х годов, и современные – первых лет XXI столетия: этот временной разброс позволяет, помимо прочего, проследить эволюцию архитектурного моделирования за прошедшее время. В подразделе выставки, посвященном зданию Mobilier National, показана мебель, выполненная по эскизам Огюста Перре.


В центре зала расположен ряд горизонтальных витрин, обитых искусственным материалом наподобие белой замши: это делает их одновременно оригинальными как объект дизайна и невероятно приятными на ощупь. Здесь, в разделе «Биография», выставлены письма, личные вещи и фотографии Перре: рисованный портрет Перре, выполненный Антуаном Бурделем, письма от Андре Жида и Луи Арагона, книги по архитектуре из личной библиотеки мастера и даже его необыкновенно современно выглядящий эскиз оправы очков. В этих же витринах можно найти публикации о постройках бюро Перре и личные блокноты и записные книжки архитектора, а завершается этот раздел аппаратом со стереоскопическими фотографиями из его семейного архива, а также скульптурными и живописными портретами Перре работы Бурделя, Ханы Орловой и других мастеров: так кураторы поместили фигуру выдающегося архитектора в контекст художественной среды того времени.


У правой стены гипостиля, близ входа в зал расположилась деревянная структура наподобие амфитеатра: на ее ступеньках на специальных подставках разложены альбомы с фотографиями восьми зданий – героев выставки, выполненные Жильбером Фастенакенсом (Gilbert Fastenaekens). Это место неизменно притягивает детей: они карабкаются и ползают по ступенькам конструкции и увлеченно листают страницы альбомов.


В дальнем конце зала – второй такой же амфитеатр. Его ступени – места для зрителей. Здесь можно посмотреть фильм «25 Bis» авторов Ила Бека (Ila Bêka) и Луизы Лемуан (Louise Lemoine) о нынешней жизни дома на улице Франклина и его обитателей. По субботам же для любителей фортепианной музыки эта часть экспозиции на полчаса превращается в небольшой концертный зал.


Ступени этого амфитеатра ведут к небольшой площадке под самым потолком зала: здесь представлены работы учеников высших архитектурных школ Нанси и Версаля, переосмысляющие творческое наследие Огюста Перре. Это в высшей степени необычные объемные конструкции, напоминающие макеты фантастических зданий и городских пространств, в которых, вместе с тем, читаются отсылки к стилю и творческому методу именитого архитектора.


Между двумя амфитеатрами расположены объекты, символизирующие интерьеры зданий и наполняющие их предметы: так организаторы возвращаются к идее обживания, использования человеком архитектурного пространства, поднятую лентой «25 Bis». Здесь факсимиле афиш «Русских сезонов» Дягилева, проходивших в Театре Елисейских полей, стеклоблоки необычной формы, украшающие лестничные пролеты жилого дома на улице Франклина и т.д. Залу Корто соответствует рояль: кроме роли экспоната, он также используется по назначению на субботних концертов.


Лекции, экскурсии, перформансы – неотъемлемая часть любой парижской выставки. Не обойдется без них и на этот раз: насыщенная культурная программа ждет посетителей экспозиции, которая продлится до 19 февраля 2014. Поэтому работы Огюста Перре – не только как экспонаты выставки, но и как неотъемлемая часть городского ландшафта – а также оформление экспозиции бюро ОМА/АМО – вполне солидный повод посетить Париж этой зимой!

100 великих архитекторов Самин Дмитрий

ОГЮСТ ПЕРРЕ (1874-1954)

ОГЮСТ ПЕРРЕ

Огюст Перре – архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение «Ар нуво» еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911-1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле-Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания – Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле-Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых – поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости.

Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре – прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

«Характер и стиль – это два качества, – писал Перре, – необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник-архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера».

После Второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947-1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, – последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения, известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование.

Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, «между двух сражающихся армий», он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году – за два года до смерти.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

«Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно».

«Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину».

«Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева».

«Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми».

«В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу».

«Композиция – это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем яйцо».

«Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство».

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнуто Перре.

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ОГЮСТ РЕНУАР (1841–1919)Ренуар, один из самых видных представителей импрессионизма, искусство которого отличается живым интересом к человеку. Творческое наследие художника поражает – им было написано примерно 6000 картин. Значительное место в его светлом жизнеутверждающем

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

Ту Жак Огюст Ту, де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, - 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое образование. Был президентом одной из палат парижского парламента. Один из влиятельных советников Генриха IV, участвовал в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Луи-Огюст Бланки (1805-1881 гг.) политический деятель Можно уступить силе, но безропотно покоряются только

Из книги автора Из книги автора

БЛАНКИ, Луи Огюст (Blanqui, Louis Auguste, 1805–1881), французский революционер-коммунист, деятель Парижской коммуны 1070 Капитал – это украденный труд. «Социальная критика» (1869–1870) ? Carlier R. Dictionnaire des citations fran?aises et ?trang?res. – Paris, 1982, p. 93 1071 Ни Бога, ни господина. // Ni Dieu, ni ma?tre. Девиз Бланки,

Из книги автора

КОНТ, Огюст (Comte, Auguste, 1798–1857), французский философ 697 * Знать, чтобы предвидеть, [предвидеть,] чтобы мочь. // Savoir pour pr?voir afin de pouvoir. Перефразированная цитата из «Курса позитивной философии» (1839), т. 1, лекция 2: «Знание, необходимое, чтобы предвидеть; предвидение, необходимое, чтобы

Избранные выдержки из статей и высказываний выдающегося французского архитектора Огюста Перре, возвеличившего железобетон до статуса благородного материала, из которого можно и нужно создавать шедевры. Его проекты церкви в Ле-Ренси, реконструкция Гавра, театр Елисейских полей в Париже и многие другие постройки тому подтверждение. Литературное творчество Огюста Перре разнообразно: он оставил после себя множество ёмких афоризмов об архитектуре и несколько теоретических трудов (одну книгу и ряд статей), где отразил свои творческие принципы. Публикуем некоторые из них.

Архитектор - строитель, который, стремясь удовлетворить преходящее, создаёт долговечное. Это тот, кто, сопрягая научные знания и интуицию, создаёт портик, неф, храм, возвышенный приют, способный заключить в себе всё разнообразие элементов, необходимых для жизненных функций.

Архитектор - поэт, который мыслит и говорит, конструируя.

Архитектура есть искусство организовывать пространство, и она реализует себя в строительстве.

Архитектура овладевает пространством, окружает, ограничивает, замыкает его. Она наделена даром создавать магическую среду одной лишь силой духа художника.

Гармония - это то, чего добились греки совершенным приспособлением к изменчивости: устойчивости к атмосферическим и оптическим условиям и т.д. Что же касается пропорций, то это заложено в самом человеке.

Декор. Я слишком люблю живые цветы и потому считаю недопустимыми декоративные мотивы , превращающие их в грубую материю.

Единообразие и разнообразие. Мы идём к единообразию в пространстве и разнообразию во времени. Закон, правящий людьми, заставляет их, как кажется, терять на однообразии пространства то, что они выигрывают от разнообразия благодаря скорости во времени.

Здание - это каркас, наделённый элементами и формами, которые диктуются постоянными условиями; подчиняя его законам природы, эти условия связывают здание с прошлым и даруют ему долговечность.

Истинным в архитектуре мы называем то, что с честью несёт здание и даёт кров. Истинное может воссиять только с помощью пропорции, а пропорция - это сам человек.

Каркас для здания играет ту же роль, что скелет для животного.

Так называемая классическая архитектура сталапредставлятьсобой лишь декорацию с того момента, когда люди, сооружая здания из камня, чтобы избежать пожаров, стали имитировать фактуру и строительные особенности дерева. Престиж деревянного каркаса, являющегося исходной формой архитектуры, был очень велик.

Колизей - это ордера, ставшие украшениями.

Композиция - это искусство заключения самых сложных функций в простейший объём: яйцо.

Красота - капитал, который платит проценты всякий раз, как мы бросаем на неё взгляд.

Наука и искусство. Зло заключается в том, что специализированные школы разлучили Науку и Искусство.

Нахождение удачной формы - оплата долга искусству.

Несущие конструкции. Тот, кто скрывает какую-либо часть несущей конструкции , лишает себя наиболее законного и прекрасного архитектурного украшения. Тот, кто маскирует столб, совершает ошибку. Тот, кто создаёт фальшивый столб, совершает преступление.

Обольщение. Те, кто не владеют мастерством, могут лишь на миг обольстить, но никогда не дадут истинного удовлетворения.

Ответственность - одна из основ стиля в архитектуре.

Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину.

Строительство - родной язык архитектора.

Если структура недостойна того, чтобы оставаться видимой и обнаженной, значит, архитектор плохо выполнил свою миссию.

Техника повседневно воздаёт должное природе, она главная пища воображения, подлинный источник вдохновения, самая действенная из всех молитв, техника - родной язык всякого зодчего. Техника в руках поэта рождает архитектуру.

Условия . Из всех видов пластических искусств архитектура более остальных зависит от материальных условий. Природа диктует постоянные условия, а человек - преходящие. Климат и его ненастья, строительные материалы и их свойства, устойчивость и её законы, зрительное восприятие и его деформации, вечное и всеобъемлющее чувство линии и формы являются условиями постоянными . Назначение здания, обычаи, строительные правила, мода являются условиями преходящими .

Характер и стиль . Если здание объединяет все необходимые помещения и хорошо оборудовано, то с первого взгляда ясно его назначение, а это-то и следует определить как его характер . Если характер найден, то при затрате минимума материальных средств, сооружение будет иметь свой стиль .

Цель искусства не в том, чтобы удивлять или вызывать в нас эмоции. Удивление и эмоция - это лишь краткие потрясения и случайные переживания. Истинная цель искусства заключается в том, чтобы диалектически вести нас от удовлетворения к удовлетворению, от любования к чистому наслаждению.

Эйфелева башня. Вначале её находили безобразной, теперь из неё создают шедевр архитектуры. По правде говоря, она не заслуживала ни этого возмущения, ни этого избытка чести. <…> Красота - это великолепие правды, а правда здесь заключается в форме, придающей устойчивость башне; нужно было, следовательно, утвердить и дать пышно развернуться этой форме, нужно было единым взмахом, от основания до вершины, дать взвиться этим четырём гиперболам, усилив их соответствующим мулюром или, в крайнем случае, краской или позолотой. Таким путём Эйфель создал бы гиперболу и был бы равен тому, кто первый покрыл сооружение сферическим сводом, - создал купол.

Язык . Чтобы стать поэтом, недостаточно выучить наизусть чужие стихи. Нужно, прежде всего, выработать собственный язык .