Суры и асуры в ведах. Кто такие Асуры? Асуры в буддизме

И злые боги - считаются вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически - противоположное. Ибо в самых древних частях "Риг Веды", этот термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры духовны и божественны. Лишь в последней книге "Риг Веды", в ее позднейшей части, и в "Атхарва Веде" и "Брахманах" этот эпитет, данный Агни , величайшему ведийскому Божеству, Индре и Варуне , начал означать противоположное богам. Асу означает дыхание, и своим дыханием Праджапати (Брама) создает Асуров. Когда ритуализм и догма завладели лучшей частью религии Мудрости, первая буква а была принята как отрицательная приставка, и окончательное значение этого термина стало "не бог", и лишь Сура - божество. Но в Ведах Суры всегда связывались с Сурьей, Солнцем, и считались низшими божествами, дэвами.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Да, помимо тех Существ, которые, подобно Якша , Гандхарва , Киннара и др., будучи рассматриваемы, как индивидуальности , обитают Астральный План , существуют настоящие Дэвы , именно к этим категориям принадлежат Адитья , Вайраджа , Кумары , Асуры и все те высокие небесные Существа, кого Оккультное Учение называет Манасвин , Мудрейшими, первейшими среди всех, и кто всех людей сделали бы самосознательными духовно разумными Существами, которыми они и станут, если бы они не были «прокляты» и осуждены к падению в зарождение и быть рожденными, как смертные за их пренебрежение к долгу.

Сура, завоевавшие свою умственную независимость, сражаются с Сурами, лишенными этого и которые потому представлены, как проводящие свои жизни в исполнении бесполезных обрядов и поклонений, основанных на слепой вере – намек, который ныне обходится молчанием ортодоксальными браминами – и, благодаря этому, первые становятся А-Сурами. Первые и Разумом-рожденные Сыны Божества отказываются создавать потомство и за то прокляты Брамой и осуждены родиться людьми . Они низвергаются на Землю , которая позднее превращается по теологической догме в Адские Области.

Имя «Асуры» вначале давалось браминами без разбора тем, кто противились их ритуалам и жертвоприношениям, как это делал великий Асура, названный Асурендра. Вероятно, к этим векам следует отнести представление о Демоне, как о противнике и враге.

Эзотерически Асуры, превращенные в последствие в злых Духов и низших Богов, вечно находящихся в состоянии войны с Великими Божествами – есть Боги Тайной Мудрости. В древнейших частях Риг-Веды они есть Существа Духовные и Божественные, ибо термин Асура употреблялся для обозначения Высочайшего Духа и был тождественен великому Ахура зороастриан . Было время, когда сами Боги Индра, Агни и Варуна принадлежали к Асурам.

В Таиттирия Брахмане, Дыхание (Асу) Брама-Праджапати оживотворилось, и от Дыхания этого он создал Асуров. Позднее, после Войны, Асуры называются врагами Богов, отсюда – «А -су-ра», начальное а, отрицательный префикс – или «Не -Боги»;

«Боги» упоминаются как Сура. Таким образом, это связывает Асуров и их перечисленные в дальнейшем Воинства с «Падшими Ангелами» христианских церквей, Иерархией Духовных Существ, встречающихся во всех Пантеонах древних и даже современных народов – от зороастриан до Пантеона китайца. Они Сыны изначального Творящего Дыхания при начале каждой новой Маха-Кальпы или Манвантары, и принадлежат к той же категории, что и Ангелы, оставшиеся «верными». Они были союзниками Сомы (отца Эзотерической Мудрости) против Брихаспати (представлявшего ритуальный или церемониальный культ). Очевидно, они были низведены в Пространстве и во Времени до степени противодействующих Сил или Демонов приверженцами ритуалов, из за их возмущения против лицемерия, притворного культа и против формы, привязанной к мертвой букве.

Те, кто занимаются эзотерикой и читают соответствующую литературу знакомы с понятием Асур. Но вот мало где внятно описывается – что такое Асуры, существуют ли они на самом деле, как их распознать и т.п.

Вот и один из наших читателей задал вопрос об Асурах.

Ответ. Да, Асуры существуют и не редко встречаются в нашем мире.

– это темная душа в человеческом теле. На вид это существо – как человек, только вот человеческого в нём мало, вернее практически нет.

Асуры – встречаются в виде маньяков и убийц (по сути, это нелюди, звери) и т.п. Есть и более высокоразвитые асуры, которые добираются до высших эшелонов власти, чтобы сеять разруху, порок, зло, разжигать воины и распри, подавлять всё разумное, достойное и божественное в этом мире. В узких кругах так называемого “мирового правительства”, часть их членов – это асуры.

Как создаются Асуры?

Есть несколько способов как возникают Асуры:

1. Когда изначально божественная Душа становится на тёмный путь и много воплощений не сходит с этого пути накапливая критический объём зала, тогда обратного хода уже нет (т.н. точка невозврата). То есть, эта душа полностью порабощена Злом и уже не сможет очиститься никогда. В этом случае Высшие Силы лишают её бессмертия и изымают божью искру. Бывшая божественная душа – становится тёмным существом и переходит полностью под юрисдикцию Зла (), а они уже используют её в своих тёмных замыслах пока не придёт время её полного уничтожения (какое-то время это тёмное существо выполняет грязную работу, работая слугой Зла).

2. Когда изначально тёмное существо вселяется в тело человека, вместо души божественной. Это делается через соответствующие тёмные ритуалы в семьях людей служащих злу (сатанистов и др.). Как правило, это делается целенаправленно, для особых тёмных целей. Существа, которые вселяются, как уже говорилось выше, могут быть разного уровня и силы, бывает вселяются очень могущественные тёмные, для того чтобы запустить какие-то глобальные разрушительные процессы на Земле (разрушители, маги, т.д.), а бывает и не очень высокого уровня (преступники, злые).

Почему Высшими Силами допускаются на Землю Асуры (темные существа) – это отдельный большой вопрос.

Но то, что лучше не встречать их на своём пути это точно!

Так же читайте:

(др.инд. Asura, букв. «обладающий жизненной силой»)

Полубоги сферы желания, обитатели одной из шести сфер существования в буддийской символике Колеса Бытия . В буддийском представлении обусловленное восприятие порождает шесть миров сансары, или иными словами "шесть путей перерождений". Поэтому их иногда называют «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями-локами»: мир богов Дэвов - дэвалока мир демонов и/или полубогов Асуров мир людей мир животных мир голодных духов Претов - преталока мир адских существ Нараков - наракалока
Воплощение в том или ином мире зависит от деяний (кармы). В каждом из них существование различно по качеству, лучше всего чувствуют себя боги, хуже всех - обитатели адов. При этом все шесть миров в целом сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая их, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и сансары в целом. Мир асуров характерезует властность, зависть и ревность, потребность в борьбе, постоянное напряжение сил.
Различные школы буддизма допускают небольшие расхождения в описаниях лок. Некоторые школы используют Пять миров, исключая мир асуров, который соединяется либо с миром богав, либо с преталокой. Некоторые школы ставят мир асуров на ступень выше мира людей, а некоторые - ниже. Асуры были специально выделены в отдельный мир ламой Цонкапой .
Все эти миры, или "локи" - соотносимы с определенными состояниями сознания, которые изменяются от одного мира к другому. Человек способен почувствовать их вкус в течение одной жизни: наслаждение, обусловленное счастье - мир богов, властность, зависть, ревность - мир асуров, неведение, следование сиюминутным потребностям - мир животных; страсть и жажда - мир претов; гнев, агрессия - мир адов. Только люди отличаются возможностью принимать решение практиковать Дхарму и меняться сознательно. То, что человеческая жизнь - драгоценная возможность - одно из важнейших положений буддизма. Смысл этого утверждения в том, что все другие состояния не способны сознательно меняться и крутятся в сансаре в плену своих желаний и внешних обстоятельств. Даже боги пребывают в постоянном наслаждении и не способны на деяния, которые выведут их из круговорота сансары, асуры же постоянно заняты борьбой с богами. С этой точки зрения человеческое перерождение очень ценно.
В буддийском представлении существование в каждой из "лок"- миров длится до тех пор, пока не очистятся впечатления негативной кармы, а после этого существа перерождаются в лучших условиях. Появлению буддийского представления о завистливых полубогах асурах предшествовало существовавшее задолго до буддизма древнеиндийское верование из ведийской и индуистской мифологии, что существуют божества низкого ранга, иногда они называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. Это связано с тем, что асуры находятся в бинарной оппозиции к сурам, богам индуизма, аналогично оппозиции «боги-титаны» или «боги-гиганты» в древнегреческой мифологии.В «Ригведе» асурами могут быть и боги (адитьи), прежде всего Варуна и Митра, Агни, Индра и др., и (редко) небесные демоны - противники богов. Но уже в «Атхарваведе» под асурами стали понимаются только демоны, тогда как боги называются исключительно дева (deva-); в упанишадах боги также - сура (sura-), откуда толкование имени "асур" как «не-бог» (а-сура). Уже в позднеиндийской литературе формируется представление об ассурах. как высшем классе демонов, противостоящем богам, и битвы между ними образуют большую часть сюжетов, в которых участвуют асуры.
В буддизме понятие "асуры" употребляется в контексте, отличном от индуистского, и по-другому интерпретируются...... В буддийской мифологии асуры жили когда-то как боги в небе Траястринса (см. Девалока), но они были изгнаны главой этого неба Шакрой.Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали что их выбросили из мира богов. После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали взбираться на гору, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды, он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали. Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем. Считается, что асуры обитают главным образом в пещере горы Меру и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях асуров, но плоды созревают в небесах. В то время как боги сферы чувственного связаны с желаниями и переживаниями, асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение.В мифологии ваджраяны асур символизирует зависть. В буддийских сочинениях сначала рассматривали чаще пять миров, чем шесть, а асуров помещали в мир богов. С точки зрения силы, асуров помещают рангом выше людей, но ниже богов. По другим классификациям асуров помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.
В буддийской психологии состоянием сознания мира асуров считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.
Литература: Мифы народов мира ит.: Kuiper F. В. J., The Basic Concept of Vedic Religion, «History of Religions», 1975, v. 16, p. 107-20.

(к слову asu («жизненная сила») возводил этимологию М. Майрхофер ). В ведах (особенно «Ригведе») асурами называют многих богов - Индру , Савитара , Агни , Митру , Варуну , Сурью и других.

Часто это слово (асура или обладающий асурской силой) относится к Индре (1.174, 3.38, 4.16, 6.36, 10.54), Варуне и Митре (1.24, 2.27, 4.42, 5.85, 5.63, 8.25, 8.42). Асурой называют Агни (2.1, 3.3), Апам Напата (2.35), Марутов , Рудру и др. Встречается оно и по отношению к соперникам (1.108, 7.99). В гимне «Ко всем богам»(3.55) повторяется фраза «велико могущество (asuratvam) богов, единственно». В «Атхарваведе» слово «асура» несколько раз встречается в значении обладающий «силой и мудростью». (3.22, 4.15, 6.108). В других случаях асурами называют врагов (2.27, 4.19), или же просят защиты и от богов и от асуров (4.10). В «Самаведе» , Индру в одном месте называют асурой, в другом говорится о его победе над асурами.

В буддийской психологии состоянием сознания мира асур считается переживание ярости и силы, когда ищется причина или обоснование чтобы вступить в драку, рассерженность на всех, невозможность оставаться спокойным и решить проблемы мирным путём.

С точки зрения силы, асур помещают рангом выше людей, но ниже богов. Они живут у подножья горы Сумеру или в море вокруг неё. По другим классификациям асур помещают ниже людей как более несчастных и лишённых разума существ.

Предводителя асур именуют Асурендра (Pāli: Asurinda). Таких имеется несколько, так как асуры разделены на много группировок. Существуют, например, асуры Данавегхасы и страшные Калананьджаки. Главные лидеры асур - Вемачитрин, Раху, Пахарада.

Мифы об асурах

В «Агни-пуране » приводится легенда о происхождении слова «асуры». Во время пахтанья Молочного океана из него появилась богиня вина (хмельного напитка сура) Варуни . Боги (дэвы) приняли её и стали называться сурами, а дайтьи отвергли и соответственно стали называться асурами («неупотребляющими суру»).

По буддийской легенде раньше асуры жили там, где теперь находятся тридцать три бога в мире Трайястримша на вершине горы Сумеру вместе с другими богами. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли сопротивляться Шакре, который сбросил их вниз с горы из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров. Они увидели дерево Читтапатали, листва которого отличалась от дерева Паричхаттара, и узнали, что их выбросили из мира богов.

После этого асуры заняты войной, вооружённые, они стали лезть на гору как муравьи, Шакра пытался с ними справиться, но их было очень много и он вынужден был отступить. Увидев, что повреждено гнездо Гаруды , он развернулся и направил свою колесницу против асуров. Асуры поняли, что он вернётся назад с большой армией, и бежали.

Несмотря на войны, были также и контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.

Связь с авестийской религией

Разделение божеств на два соперничающих лагеря характерно также для авестийской религии, где имеет место инверсия по отношению к индуизму, и «ахура» в имени верховного божества Ахура-Мазда , по-видимому, является вариантом слова «асура».

Современные интерпретации

Мастер тибетского буддизма, популярный в Великобритании и США, Чогьям Трунгпа , в годы холодной войны аллегорически использовал противопоставление богов и асуров, указывая, что подобно богам в буддизме, американцы погрязли в развлечениях и это мешает их духовному развитию, тогда как, подобно асурам, советские люди погрязли в зависти к американской жизни и бряцают оружием.

Асуры в литературе

  • В цикле «Тайный Город » Вадим Панов пишет о самой первой расе, Великом Доме Асур, полностью истреблённым во время Первой Войны Тёмным Двором, Великим Домом Навь.
  • В книге «Посмотри в глаза чудовищ» авторов Андрея Лазарчука и Михаила Успенского также упоминаются в контексте первой расы, однако являются драконами.
  • В аниме и манге Большой куш (One Piece) мечник Ророноа Зоро владеет техникой Асура, при применении которой создаётся иллюзия, что у него шесть рук и три лица, при этом он сражается, как если бы у него действительно было шесть рук и три лица.
  • В книгах Светланы Ждановой «Поймать тень» и «Крылья феникса», асуры - демоны, а также лучшие друзья главной героини.
  • В манге Наруто Асура - младший сын Хагоромо Ооцуцуки (также известного, как Рикудо Сэннин) и предок клана Сэндзю.
  • В манге и аниме Soul Eater (Пожиратель душ) Кишин Асура - главный демон-антагонист, бывший ученик Синигами-сама, сошедший с ума из-за постоянного страха перед всем миром.
  • Полубог Асура - главный герой игры Asura’s Wrath.

См. также

Напишите отзыв о статье "Асуры"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Асуры

– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Добрый день, уважаемые читатели. В пантеонах многих традиций прослеживается дуализм духовных сил. Одни силы обычно представляют персонификацию добра и света, другие зла и тьмы. Тем не менее, отрицательные силы в одной религии могут быть положительными силами в другой, поэтому дуализм относителен, такова сила Майи.

Дэвы

Дэва в традициях (Индуизме) это сияющее существо. Дэв персонификация мужского начала (Шивы), а дэви персонификация женского начала (Шакти). Диив означает играющий.

Дэвы сыновья мудреца Кашьяпы и его жены Адити.

В пантэон дэвов входят:

  • и Шакти
  • и Сарасвати
  • Ганапати и Сиддхи с Буддхи
  • Сканда и Дэвайанайа с Валли
  • и Лакшми
  • Варуна
  • Дханвантари
  • Дурга
  • Сурья
  • Хануман
  • Индра
  • и другие.

Возглавляет пантеон дэвов Шива. Он Махадэва или Великий Дэва.

Асуры

Асуры в традициях Санатана Дхармы в настоящее время персонифицируют отрицательные силы, в то время, как Ригведа называет асурами Индру, Савитара, Агни, Митру, Варуну, Сурью и других.

Асура происходит от слов «асу» — что означает жизненную силу.

Асуры сыновья мудреца Кашьяпы и его жены Дити, поэтому их часто называют дайтьями.

Солнце, земля и человек

Другое название дэвов — суры, что связано с именем солнечного дэва — Сурьи и особым напитком «сура», который употребляют дэвы и отвергают асуры.

Условное местопребывание асуров подземный мир, а дэвов солнце. Человеческое тело для асуров священно, поскольку находится на поверхности земли. Человек, почитающий асуров, имеет крепкое тело, на здоровье которого слабо влияет образ жизни. Человек, почитающий дэвов, имеет крепкое тело при условии праведного образа жизни.

Поскольку для асуров человеческое тело священно, то почитающему их человеку сложно умереть естественным образом. Крепость асуров объясняется тем, что их Гуру Шукра имеет знание перерождения (Сандживани-видья), полученное от Шивы за суровые аскетические практики. Для дэвов человеческое тело иллюзорно, поскольку находится ниже солнца. Грубое тело сковывает светоносную сущность дэвов.

Дэвы и асуры в физическом теле

При нарушении праведного образа жизни дэвы «засыпают» и отказываются выполнять свои функции. Когда засыпает Варуна, расстраиваются внутренние жидкости, спящий Агни вызывает проблемы с пищеварением, спящий Сурья понижает иммунитет, спящий Ваю приводит к лёгочным заболеваниям и так далее.

В пантеоне дэвов функции распределены и каждый дэв обычно отвечает за одну функцию. С другой стороны один асур в теле может заменить всех дэвов.

С позиции асуров, дэвы плохо выполняют свои функции в физическом теле, они стремятся его захватить для контроля и самоличного выполнения всех функций. Великие асуры обычно появляются во вселенной по одному или в парах. Тем не менее они могут вести бесчисленное войско младших асуров.

Сверхспособности

Почитание асуров и дэвов приводит к силам (сверхспособностям) или совершенствам (сиддхи).

Когда человек достигает достаточно высокого уровня в практике почитания дэвов, он должен пройти экзамены, которые можно принять за обычные события. Провал экзаменов закрывает силы до тех пор, пока экзамены не будут сданы. Подготовкой к экзаменам служат первые и выполнение предписаний Гуру.

В практике почитания асуров получить силы проще, часто даже без экзаменов, но их негармоничное использование может привести к перерождению в нижних мирах. К этому может привести и простое почитание асуров.

Физический мир

Асуры не различают добра и зла. Для них убить человека также легко, как и вылечить. Асуры смотрят на мир, как на враждебный и заинтересованы в реализации желаний и амбиций в физическом теле. Дэвы на всё смотрят отстранёно, для них физический мир иллюзорен, вследствие изменчивости.

Дэвы перерождаются в человеческом теле, чтобы изжить остатки желаний и оттолкнуться от него на пути к солнцу.

Асуры перерождаются в человеческом теле, чтобы приветствовать землю и реализовать материалистические желания. Борьба за деньги, власть и секс — так видит мир сознание асура.

Свами Шивананда:

Пробудитесь, друзья, от иллюзии этой Самсары. Страсти наделали много бед, пока вы пребывали в Авидье. Сколько миллионов отцов, матерей, мужей, жён и детей у вас было в предыдущих рождениях? Откажитесь от Мохи (соблазна) этого тела. Это просто глупость. Также откажитесь от идентификации с этим телом благодаря медитации на Шуддха Атман (Чистый Атман). Хватит поклоняться этому телу. Поклонники материального тела — это Асуры и Ракшасы.

Пахтание Молочного Океана

Пахтанье Молочного океана (Самудра-мантхан) — миф, описанный в Пуранах. Отмечается в виде праздника каждые 12 лет в ходе фестиваля Кумбха-мела в Индии.

В основу мифа положено заключение перемирия между дэвами и асурами, в ходе которого они пахтают океан, вращая гору Мандару с помощью обвитой вокруг неё верёвки из гигантского змея Васуки. Гора стоит на спине черепахи Курма, форму которой принял Вишну. Цель пахтания — получение четырнадцати уникальных драгоценных предметов, в том числе амриты — нектара дарующего бессмертие.

Интересно, что в некоторых других традициях встречаются подобные истории. Например, миф, в котором Гор и Сет вращают бурав.

Предыстория

Однажды святой мудрец Дурваса посетил собрание Праджапати и получил в подарок неувядающую цветочную гирлянду. Размышляя об относительной ценности материального, мудрец повстречал царя дэвов Индру и решил подарить гирлянду ему. Индра повесил её на шею слона, чем вызвал гнев мудреца. Святой наложил проклятие (проклятие святого это скрытое благословение) на Индру и дэвов, пожелав им стать такими же беспомощными перед смертью, как люди. В тот же момент Лакшми покинула дэвов.

Вскоре царь асуров Бали объявил войну дэвам. Огромное войско асуров одержало верх и Бали взял под контроль три мира. Испуганные суры отправились к Шиве и рассказали об грозящей им опасности уничтожения. Шива не мог отменить проклятие Дурвасы и отправил их к Брахме, а тот к Вишну.

Вишну явился перед асурами и сказал, что они могут стать ещё сильнее и могущественнее, а главное получить бессмертие, если вспахтают Молочный Океан и получат амриту. Но вспахтать его можно только совместно с дэвами, а значит следует прекратить войну.

Дэвы и асуры пахтают Молочный Океан

Было заключено перемирие. Дэвы и асуры вырвали из земли гору Мандару и опустили её в Молочный Океан. Затем огромного змея Васуки обвязали вокруг горы вместо верёвки. Чтобы снова сыграть на тщеславии асуров, Вишну сказал дэвам, что поскольку они самые сильные, то только они должны встать в голове Васуки. Асуры обиженно заявили, что одержали победу в войне и предъявили свои права на данную позицию. Дэвы уступили и взялись за хвост змея, в результате ядовитое дыхание Васуки в ходе пахтания ослабляло асуров.

Вращающаяся гора стала погружаться в океан. Тогда Вишну принял форму гигантской черепахи (Курма-аватар), нырнул в океан и подставил спину под гору.

Вскоре на поверхности океана появился смертельный яд Калакута. Своей силой он мог уничтожить всю вселенную. Асуры и дэвы в страхе разбежались. Шива из сострадания к живым существам выпил яд, в результате у него посинело горло (одно из имён Шивы — Синешеий).

Успокоенные дэвы и асуры вновь принялись за пахтание.

В результате на поверхности океана стали последовательно появляться четырнадцать драгоценных предметов (Чатурдаса-ратнам):

  • Луна, которую Шива прикрепил к своим волосам.
  • Дерево Париджата и слон Айравата, их забрал Индра.
  • Чудесная корова Камадхену, её отдали семерым риши.
  • Варуни, опьяняющая дэви.
  • Апсары, небесные танцовщицы, отправились жить во дворец Индры.
  • Белый конь Уччайшравас. Бали, увидев, что драгоценности забирают дэвы, потребовал коня себе. Позже Индра вернул его, выпив амриту и победив в поединке.
  • Прекрасная Лакшми. Она обошла всех присутствующих, но нашла себе достойную пару только в лице Вишну и прильнула к его груди.
  • Морская раковина, булава и камень Каустубх, всё это забрал Вишну, благодаря тому, что с ним была Лакшми (удача).
  • Последним появился Дханвантари, автор Аюрведы, с сосудом амриты.

Увидев сосуд с амритой, дэвы и асуры стали драться. Асурам удалось оттеснить дэвов и присвоить сосуд. Но между самими асурами завязался спор кому пить первым. Чтобы обмануть асуров, Вишну тайно принял форму Мохини — дэви невероятной красоты, увидев которую асуры забыли про амриту. Мохини остановила взор на сосуде и очарованные асуры предложили ей распорядиться амритой. Мохини лукаво сказала, что дэвы и асуры трудились на равных, пахтая океан и она справедливо распределит амриту. Она усадила дэвов и асуров в два ряда напротив друг друга и стала по очереди поить напитком дэвов. Но как только выпил напиток последний из них, то исчезла вместе с сосудом.

Асуры в гневе бросились в битву, но дэвы за счёт силы амриты легко обратили асуров в бегство.

Перед исчезновением Вишну с сосудом, одному асуру удалось принять иллюзорную форму дэва и отхлебнуть амриты. Но он не успел её проглотить, поскольку Вишну вытащил диск и отсёк ему голову. Рассечённый асур живёт в виде двух половинок (грах): Раху и Кету.

После победы над асурами вновь появилась Мохини. Шива, очарованный иллюзорной красотой, крепко сжал её в объятиях.

Асуры в Деви-Бхахавата Пуране

В период растворения мира Пралайи в водах Космического Океана в Йога-нидре спал Вишну на тысячеглавом змее Ади Шеша. Из его пупа вырос лотос, на котором сидел создатель мира Брахма, а из ушей Вишну появились асуры Мадху и Кайтабха. Увидев Брахму, асуры стали карабкаться по стеблю лотоса с криками: «Слезай и сразись с нами, этот лотос для героев, а не для трусов». Брахма, испугавшись вооруженных демонов, стал призывать Вишну проснуться, но он не просыпался. Тогда Брахма стал призывать Махамайу — силу, заставляющую спать Вишну. Для этого он исполнил «Тантроктам-Ратри суктам» (Гимн ночи).

Дэви, услышав зов Брахмы, заставляет Вишну пробудиться. Асуры, очарованные красотой Вишну, крикнули: «Ты нам нравишься, проси любой дар». Вишну сказал: «Я хочу вас убить». Асуры лукаво отвечали: «Убей, но там где суша не покрыта водой». Вишну положил асуров на свои лодыжки и отрубил им головы диском.

Мадху и Кайтабха символизируют разрушительные тенденции ума. Мадху - означает мёд, опьянение, Кайтабха - коварство. Мадху символизирует очарование сладкими, но ядовитыми речами. Кайтабха символизирует обман.

Если рассматривать асуров с позиции Панчататтв в Тантре, то они символизируют тамасичные продукты: Мадху вино, Кайтабха мясо. Вино это символ искаженного опьянением знания. Мясо символ насилия и убийства. Также можно сравнить Кайтабху с телом, а Мадху с умом, опьянённым иллюзией.

После Мадху и Кайтабхи в мир приходит Махишасура, который побеждает Индру и захватывает три мира.

Шиву, Вишну и других дэват охватывает гнев и от них исходит сияние (теджас), из которого рождается Дурга. Каждый дэвата награждает Дургу каким-то качеством и оружием. Дурга отправляется в горы и бросает вызов асурам. Махишасура посылает различных асуров, но их всех побеждает Дурга. Махишасура вынужден выйти на бой, но проигрывает сражение. Дурга обещает дэвам, что если во вселенной снова появятся асуры, нарушающие покой мирных обитателей, то дэвы могут позвать её и она снова придёт на помощь.

Если рассматривать Махишасуру с позиции Панчататтвы в Тантре, то он символизирует рыбу, символ эгоизма, упрямства и тупости.

После Махишасуры во вселенной появляются братья асуры Шумбха и Нишумбха, которые снова захватывают три мира. Дэваты вспоминают об обещании, данном Дургой и исполняют гимн «Апараджита-Дэви стути» (Гимн Непобедимой Дэви).

Часто у людей складывается мнение, что асуры должны обладать страшной внешностью, по примеру Махишасуры, напоминающего буйвола. Но это ошибка. Имя Шумбха означает красоту, но природа которой обманчива. Под красивой маской скрывается тяга к принуждению и насилию. Шумбха это также очарование материальности, иллюзия поверхностных форм, страсть к шаблонному подражанию кумирам физического мира, накопительству и желанию выделиться из массы. Также Шумбха символизирует приходящую молодость и красоту физического тела.

Если рассматривать Шумбху с позиции Панчататтвы в Тантре, то он символизирует прожаренное зерно. Прожареность означает уход от привлекательности материализма и разрушение очарования иллюзорных поверхностных форм. Победа над Шумбхой означает принятие вещей такими, какие они есть, без придания им фанатичных, гламурных смыслов. Это отказ от желания выдать фальшивку за совершенство.

Имя Нишубха означает убийца. Он убивает подлинное и пытается заменить его чем-то привнесённым. Если Шумбха это красивая маска, оболочка, то Нишумбха это уродливое содержимое, заменяющее естественную красоту. На грубом плане Нишубха означает погоню за сиюминутными удовольствиями, лишенными духовного смысла.

Если рассматривать Нишумбху с позиции Панчататтвы в Тантре, то он символизирует майтхуну, то есть подмену таинства соития желанием грубого обладания объектом и телом.

Перед тем, как самим отправиться в горы к Дурге, Шумбха и Нишумбха посылают к ней асуров Чанду и Мунду. Они символизируют беспричинную агрессию и слепой фанатизм. Когда Чанда и Мунда приблизились к Дурге, из неё изошла Чамунда, свирепая форма Дурги, убившая Чанду и Мунду.

Вслед за Чандой и Мундой Шумбха и Нишумбха посылают к Дурге Дхумралочану, имя которого означает Дымчатоокий. Дхумралочана это опьянение веществами, изменяющими сознание. Ум, искажённый дурманами, видит ложное как истинное. Дхумралочана делает шаги в безумные желания и неоправданный риск.

Вслед за Дхумралочаной Дурга сталкивается с Рактабиджей. За свои аскезы он получил благословение в виде появления из каждой упавшей на землю капли крови новой копии Рактабиджи. Некоторые современные исследователи Пуран находят в описании способности Рактабиджи к дуплицированию намёк на возможности некоторых асуров к самоклонированию.

Рактабиджа символизирует зло. Если пытаться убить зло посредством зла, то в итоге зло будет только разрастаться. Дурга не смогла справиться с Рактабиджей, поскольку всё поле боя заполнили копии Рактабиджи. В гневе из её третьего глаза изошло сияние, из которого родилась Кали — Чёрная Дэви. Когда Дурга отрубала очередному Рактабидже голову, Кали выпивала его кровь, не давая ни капле упасть на землю. Таким образом полчище Рактабидж было уничтожено.

В том, что Дурга не сама убивает асуров, кроется глубокий смысл. Силы, способные уничтожить демонов, являются частью её, но она может их как испускать, так и втягивать, то есть не участвует в действии уничтожения асуров непосредственно.

На последнюю битву с Дургой приходит Шумбха в гордом одиночестве. Все асуры уничтожены, включая его брата Нишумбху. Если сравнить битву асуров с жизнью человека, то битва с асурами это битва сознания с пороками в течение жизни физического тела. Когда все пороки побеждены, остаётся только пустая маска в виде тела, привязанность к которому нужно также победить. Все пороки должны быть уничтожены и маска сорвана, в этом Дурга оказывает неоценимую помощь своим преданным.

Праздник Наваратри (Ашвина-Наваратри)

Божественная Мать или Изначальная Дэви почитается в течение девяти дней и ночей празднования Наваратри. Дэви почитается в трёх основных формах: Дурга (Кали), Лакшми и Сарасвати.

Первые три дня посвящены Дурге, вторые три Лакшми, последние три Сарасвати. Дурга разрушает зло и дарует физическую силу, Лакшми даёт процветание, а Сарасвати мирское и духовное знание.

Виджая-Дашами

Виджая-Дашами — десятый день Наваратри, а также самостоятельный фестиваль, символизирующий победу добра над злом. В этот день празднуется победа Рамы над Раваной и победа Дурги над Махишасурой.

Ежегодно в день Виджая-Дашами наступает период сбора урожая, поэтому почитатели Дурги просят Дэви благословить новый урожай.

Рамаяна

Рамаяна (путешествие Рамы) — древнеиндийский эпос на санскрите, автором которого считается мудрец Вальмики (рождённый из муравейника).

Рамаяна рассказывает историю Рамы, чью возлюбленную Ситу похищает царь Ланки асур . Эпос содержит учения древних риши (мудрецов), которые представлены в виде абстрактного повествования о природе реальности, преданности (бхакти), любви и духовном поиске.

Эпос Рамаяна имеет глубокое дно абстрактных смыслов. В одном из аллегорических значений главных героев можно рассматривать, как руководство к действию на пути йоги.

Хануман (аватар Рудры) это дыхание, Рама (седьмой аватар Вишну) — джива (душа), Сита (Лакшми) — ум, а Лакшмана (Ади Шеша) — осознанность. Равана (ревущий) — негативность и разрушительные тенденции.

Когда ум в погоне за иллюзией становится негативным, теряется связь с душой и осознанностью. И только дыхание становится точкой опоры, когда берется под контроль. Поэтому совместно с пранаямой Рама и Лакшмана побеждают Равану и Сита возвращается (освобождается от негативности).

Заключение

Нельзя с уверенностью говорить, что одни силы положительны, а другие отрицательные. Традиции Санатана Дхармы обычно говорят о дэвах, как о положительных силах, а об асурах, как об отрицательных. Некоторые другие традиции, например, Зороастризм, переворачивают смысл. С позиции Зороастризма асуры (ахуры) это положительные силы, а дэвы (даэвы) отрицательные. Хотя указывается, что родители пророка Зороастризма Ахура Мазды почитали дэвов.

Добро и зло существует в уме, в реальности есть только Брахман.