В школу возвращается парта эрисмана. Школьная парта Эрисмана

Классическая парта. Парты были не одинаковые. Поменьше - у доски, подобше - сзади.

У меня мама около 30 лет проработала в школе, и последнее время постоянно жалела, что эти парты убрали.

Когда поставили парты с возможностью настраивать наклон (железной ручкой), стулья отдельно, еще ничего, но когда младшеклассников пересадили за столы, то возмущению маминому не было предела. И верно - писали-то все "носом".

А за старыми партами, как на картинке, не очень-то искривишься.

Интересно, что эти парты стояли даже в старших классах, ведь организм даже к 17 годам еще не полностью сформировался (и в вечерних школах - вспомните фильм "Весна на Заречной улице").


Немного истории

Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф. Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Выглядела она примерно так:


Она прекрасно знакома старшему поколению, у нее есть некоторые неудобства, но главное - она не портит осанку ребенка. Потом пошли новые парты, но оставалось главное - угол наклона столешницы.


Немецкая школьная парта.

Потом прошло время... Эти парты ушли...Остехондроз и близорукость стали профессиональными заболеваниями у школьников.

Времена к счастью иногда меняются. По новому САНПИНУ столешня школьной парты должна иметь от 12° до 15° наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбатится". Это уже заложено анатомически и придумано век назад.

Одна из компаний уже подсуетилась. Делают парты из самого дешевого дерева - из сосны, похожие на старые советские.


А цену поставили - 24 000 руб! (ссылка).

Это не крепкий дорогой дуб а дешевая мягкая сосна. Если сделать самому такую парту из покупного материала в ОБИ она обойдется в 1000 руб. (мебельные щиты, сосновые подоконники, ступени, осина для бани.)


Высота сиденья скамьи должна соответствовать величине длины голени от подколенной ямки до подошвы плюс 2 см на толщину каблука. При правильной посадке нога в коленном суставе должна быть согнута под прямым углом.

Глубина сиденья должна быть такова, чтобы большая часть бедра (2/3-3/4) опиралась на сиденье. Спинка парты делается из одного или двух брусков, лучше из двух, что обеспечивает пояснично-крестцовую и подлопаточную опору.

Дифференция - расстояние по вертикали от края стола до плоскости сиденья - должна быть равна расстоянию от локтя (при опущенной и согнутой в локтевом суставе руки) до сиденья плюс 2 см. В норме это 1/7- 1/8 часть роста.

Дистанция скамьи - расстояния по горизонтали между задним краем стола парты и передним краем сиденья - отражает соотношение между краем стола и краем скамьи. Различают положительную, нулевую, отрицательную дистанцию. Дистанция скамьи должна быть отрицательной, т. е. край скамьи должен заходить под край стола на 3-4 см.


Основные элементы парты и их размеры:А - горизонтальная доска крышки парты; Б, В - наклонная доска; Б - неподвижная часть; В - поднимающаяся часть; Г - спинка скамьи; Е -боковые стойки; Ж - полозья-бруски; ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

Оптимальная длина стола для различных номеров парт колеблется от 120 до 140 см. Крышка стола парты должна иметь наклон 15° .

При таком наклоне ось зрения перпендикулярна плоскости книги, что создает при меньшем напряжении органа зрения хорошую видимость.

Методические указания по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения. Министерство здравоохранения. СССР, 1958.

Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты - обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия.

Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины.

Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы. Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся.

В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170- 179 см.

Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо.

Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция - это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. ниже эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.


Размер стандартных парт от № VI до XI.

А - горизонтальная доска крышки парты; Б-В - наклонная доска (Б - неподвижная часть, В - поднимающаяся часть); Е - боковые стойки; Ж - полозья-бруски; Г - спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На нее ученик переносит часть тяжести туловища при опоре. Д - сиденье скамьи: форма сиденья соответствует форме бедра. Это способствует более устойчивой посадке ученика. ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры.

При несоблюдении этих размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению.

В свою очередь это обычно обусловливает чрезмерное приближение глаз к тексту и предрасполагает к образованию удлиненной формы глаз, т. е. к осевой вторичной миопии. Правильная рассадка детей по партам должна проводиться ежегодно в соответствии с их ростом. (По А. Ф. Листову, номер парты можно определить, если из двух первых чисел роста вычесть цифру 5. Например, при росте 163 см номер парты 11, при росте 135 см номер парты 8 и т. д.)


Правильная посадка школьника при чтении и письме.

Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. выше а и б):

1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед;

2. опираться спиной на спинку парты;

3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони;

4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°).

Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. ниже):


Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.


Школьные годы, через которые прошёл каждый из нас, не исчезают сами по себе из нашей памяти. Они, как памятник приобретённых первичных знаний, как напоминание об этапах взросления всегда живут вместе с нами, со многими из нас, и то и дело напоминают о себе открывая в воспоминаниях яркие картинки из детства.



Прекрасно помню свой первый класс, первую линейку, первую учительницу и первое моё знакомство с учебным классом, в котором я провел первые три года учёбы. Первое, что привлекло моё внимание — это доска на стене с откидывающимися половинками, одна из которых была разлинована под клеточки, а вторая в косую линеечку, по аналогии с тетрадями, в которых я учился писать.




Вторым, что я увидел и запомнил — это множество плакатов с буквами, цифрами, какими-то иллюстрациями, и всё это было мне настолько незнакомо, насколько и интересно. Всё это предстояло мне ещё усвоить и осознать.






Ну а третьим и самым сильным впечатлением стали парты. Они были странными на первый взгляд, но отчасти мне знакомыми по картинкам из детских журналов и фотографиям из гимназии в которой учился Ленин. Как выяснилось совсем недавно — это были парты изобретенные в 1870 году русским гигиенистом Фёдором Фёдоровичем Эрисманом для наиболее благотворного влияния на здоровье детей длительных занятий письмом, чтением и рисованием.

Парта эта изначально была изготовлена одноместной, но в конце XIX века ссыльный петербургский студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана, сделав её двухместной, в коем виде она и предстала передо мной.
Конструкцию этих парт сложно перепутать с какими-то другими: наклонная столешница, ножки от которой были соединены с ножками от скамьи, и создавали единую конструкцию. В самой столешнице имелись углубления для ручек, а так же поднимающая передняя часть стола, чтобы ученик мог легко вставать и садиться на место. На боковине имелся крючок для ранцев и портфелей. Парты отличались размерами и в более младших классах они были меньше.

В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления, но парты Эрисмана являются той классикой школьной мебели, которая надолго останется в памяти, а где-то и в учебных классах.

Помните такие? А у кого сейчас дети ходят в школу? Как там с партами дела? На чем сидят? Дядю Эрисмана не успели позабыть?

Введение.

Мебель для школы во всем своем многообразии появилась в истории не сразу. История школьной мебели началась с самого необходимого для занятий предмета – школьной парты . Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до получения аттестата зрелости!

В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.

В Средневековье и более поздние времена все ученики, находящиеся под началом учителя, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка» (ее можно увидеть на рисунках и картинах XIX века) и хорошо знакомый вам секретер (за которым, правда, работают сидя на стуле).

Но уже к середине XIX

Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман… Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины XIX века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.

Цель: исследовать и сравнить степень действия формы и вида школьной парты на здоровье школьника.

Задачи :

    Изучить литературу по данной теме;

    Познакомиться с историей происхождения школьной парты и её усовершенствованием;

    Познакомить с историей возникновения школьной парты в России;

    Выявить преимущества и недостатки школьной парты;

    Рассмотреть виды школьных парт в разных странах мира;

    Проанализировать характер воздействия на здоровье учеников школьной парты;

    Показать изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование.

Методы исследования : анализ литературы по проблеме исследования, социологический опрос, статистические данные, использование интернет – ресурсов, корректировка в конструкции парт.

Гипотеза : влияние конструкции школьной парты на здоровье ученика.

Объект исследования : учащиеся МБОУ «Лянторской СОШ № 3».

Предмет исследования: школьная парта.

Практическая значимость проекта : данный проект помогает выяснить значимость правильной школьной мебели в формировании здорового детского организма, влияние школьной парты на профилактику детского сколиоза и развитие ранней близорукости у школьников, формирование правильной осанки; показывает на то, как сказывается удобство школьной парты на усидчивости ребёнка, его способности лучше усваивать учебный материал.

Глава 1. История школьной парты.

    1. Парта Эрисмана

К середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…

Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман.

Но парта Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ 20го века использовались парты на двоих.

Первая попытка хоть как-то решить проблему правильной посадки школьника в классе увенчалась успехом приблизительно в начале второй половины 19го века, когда Высочайшим Постановлением было предписано - во всех школах использовать парты единого образца.
Эти парты просуществовали без изменений до второй половины 20го века, на них сидели еще наши прапрабабушки и прапрадедушки и все ныне живущие, рожденные, по крайней мере, до 50-го года! Редкий образец удачной конструкции изделия, по распространению сравнимый разве, с автоматом Калашникова! Но большинство сегодняшних молодых мебельщиков эту парту просто не помнят. Не довелось.
Она представляла собой мощную конструкцию, изготовленную целиком из массива дуба, отдельные детали, которой имели толщину до 40, и даже до 60 мм.

Эта двухместная парта включала продольных два полоза, на которых крепились сиденье со спинкой и наклоненная столешница с двумя откидными клапанами-крышками, под которой располагалась полка для портфелей и толстый брус-подножка. Дальний от сидящего за партой край столешницы, был выполнен в виде узкой горизонтальной поверхности, на которой имелись два отверстия, куда вставлялись фарфоровые чернильницы, и два желобка для ручки или карандаша.

Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница - в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов. Интересно и то, что петли откидных крышек, ломались довольно часто, но не продавались нигде, и их изготовление служило прекрасным занятием для мальчиков на уроках труда!

За такой партой ученик мог сидеть только в одном, лишь в самом удобном для него положе-нии, словно сегодняшний космонавт в индивидуальном ложементе. Этому способствовали нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу, правильно рассчитанный уро-вень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, - они выпускались в четырех типоразмерах.
То есть уже полтора века назад безопасность ребенка ставилась во главу угла!
Все было продумано и проверено, полностью соответствовало требованиям. Так, почему же этих, столь безопасных и сохраняющих здоровье детей и подростков предметов, в наших школах вдруг, не стало? Почему они сохранились лишь в единичных экземплярах, да и то, в музеях? Есть лишь один единственный класс, полностью оснащенный этими партами - в здании Симбирской гимназии, где учились еще Ленин и Керенский!

1.2 Недостаток парты Эрисмана
Дело в том, что такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них - встать из-за нее можно было, только откинув крышку, словно люк танковой башни. И учите-ля каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота. Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди. Причем, фиолетовые чернила, потом сводились обычно нашатырным спиртом или нашатырно-анисовыми каплями от кашля. Но главная трудность состояла в уборке помещения. Ведь парты, соединенные в один продоль-ный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев - неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликви-дировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг:«чисто не там, где ме-тут …», - уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом - при его новой покраске...Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. Так как ученики год от года становились старше, то парты произво-дились для четырех возрастных групп. Со временем такие парты обзавелись отверстиями для , книгодержателем и другими приспособлениями, стали выпускаться более раз-нообразными по размерам…

1.3 Парта 60-х годов.

В начале 60-х годов прошлого века, когда наконец-то началось строительство жилья, был объявлен и другой лозунг: «В новую квартиру - с новой мебелью!». Новые парты были нужны обязательно! Но государство не могло осилить огромные затраты на их полную замену, да и в стране просто не растет столько дуба, чтобы разом изготовить миллионы новых парт.

Вот тогда-то и придумали дешевые столики на трубчатых металлических ножках, с при-ставным стулом, который во время уборки можно было бы ставить ножками вверх - си-деньем на столешницу. К тому же, такая конструкция помогала учителю в начале учебного дня сразу увидеть, кого сегодня нет в школе. Тогда, в период «оттепели», всем очень хоте-лось хоть как-то отойти от этого сидения в классе в строгой позе, в ряд, затылок в затылок. Мечталось об американском опыте, когда ученики словно бы ведут диалог с учителем, сидя за индивидуальными столами, свободно расставленными в классе. Но суровая действитель-ность: недостаток учителей и школьных помещений скоро снова заставили сажать учеников по двое за вновь разработанные столы, по-прежнему, выстроенные в классе в три ряда.
От этой мебели гигиенисты пришли в ужас сразу же, еще в 60-х, только один раз увидев, как криво-косо сидел за ней наш ученик.

1.4 Современная школьная парта.

Мебель для школ не выставляют в магазинах. Ее заказывают и покупают оптом. Делать ее - выгодно. Но чтобы оценить, что же сегодня предлагают наши изготовители, достаточно пройтись по страницам Internet .

Выбор школьной мебели крайне скуден. Заметно, что ее проектирование проводилось домашними умельцами, не только не читавшими действующих стандартов, но и не знающих даже, чем парта отличается от стола со стулом - партой огульно называется теперь все, что предназначено для занятий ученика сидя.

Вся школьная мебель похожа на ту, что была сделана в 60-е, только стала она еще хуже - почему-то стало немодным выполнять даже элементарные требования стандартов. Взамен прочного, многослойного пластика, применяется ламинированная плита, у мебели острые уг-лы, нет наклона у столешниц, высота их не регулируется, ростовые размеры детей и подрост-ков не учтены, стул не регулируется по высоте, его невозможно зафиксировать на нужном расстоянии от стола, нет подножек, подлокотников. Ядовитые выделения из ДСП, вдыхают школьники все десять лет своей учебы, - не хочется и спрашивать, какое здоровье будет у наших будущих поколений. Достаточно просмотреть статистику военкоматов при призыве в армию...
Похоже, что те, кто разрабатывает эти изделия, просто мстят младшим за свои уже прошедшие десятилетние мучения в школе за неудобным и опасным столом.

Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра Второго! Однако создать что-то принципиально новое оказалось труднее, чем принять по этому поводу постановление правительства. А потому старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.

Но конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов (разработок и даже реальных образцов) самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, разработанные учеными Даремского университета, сочетающие функции клавиатуры и дисплея. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Внедрению всей новой техники препятствует только одно: такие парты пока еще весьма дорогие. И все же будем надеяться, что вам еще предстоит посидеть за такими чудо - партами. Ведь время и ученые работают на вас!

    1. НормыСАнПиНа.

Немецкая школьная парта.

Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях. Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или зака-жем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения - побольше. Потом "чадо" садится делать уроки, а мы твердим ему: "сиди прямо" "глаза сло-маешь", "горб наживешь", ну, и так далее, - в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей, не согнув-шись.

Времена к счастью иногда меняются. По новому САнПиНу столешница школьной парты должна иметь от 12 до15гр наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбиться". Это уже заложено анатомически и придумано век назад .

Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие - морилка, полиуритановый лак. Регулировка по высоте. Под столешницей ящик для хранения тетрадей и книг. Будет допол-нено стопором или газовым лифтом.

Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент"полевые" испытания показали полную работоспособность этой парты.

Глава 2. Школьные парты в разных странах мира.

2.1 Перуанская школа.

2.2 Школа Нигерии

2.3. Немецкие школьники

2.4. Школа в Японии

Урок классического японского языка (г.Токио)

2.5 Школьники Бразилии

2.6 Английская школа

Глава 3. Характер воздействия школьной парты на здоровье учеников.

3.1 Статистические данные

Вопрос здоровья школьников волновал и учителей, и медиков еще в 19 веке. По данным социологического исследования мы выявили, что неудобное положение очень вредно для позвоночника (развивается детский сколиоз).

Да и зрение от этого портится - развивается (близорукость)…

Данные представлены в диаграмме.

В настоящее же время – 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.

Сегодня миопию по праву можно считать «молодеющим» недугом. Это заболевание чаще всего обнаруживается у детей в возрасте 8 - 12 лет, а в подростковый период происходит его усиление.

Близорукость у подростков в последние годы приобрела поистине пугающие масштабы - по статистике миопией страдает каждый третий ребенок в возрасте 14 - 15 лет. Стабилизируется острота зрения, как правило, в возрасте от 18 до 25 лет. Среди учащихся 1-2-х классов близорукость встречается у 3-6%, 3-4-х классов - у 6%, 7-8-х классов - у 16% и в 9-10-х - более чем у 20%. Выраженная (высокая, далеко зашедшая) близорукость дает свыше 30% слабовидения и слепоты от всех глазных заболеваний, она является преградой к выбору многих профессий.

По данным диспансеризации, у школьников за последние годы почти в два раза выросло количество заболеваний позвоночника. В результате - в четырех случаях из пяти это приводит к “взрослому” остеохондрозу, который оборачивается межпозвоночными грыжами, радикулитами и т.д., а иных делает инвалидами. По данным углубленных педиатрических осмотров детей в дошкольных учреждениях, в последнее десятилетие нарушения костно-мышечной системы стоят на первом месте среди всех встречающихся морфофункциональных отклонений. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) растет число детей с асимметричной осанкой, с деформациями грудной клетки и нижних конечностей.

- Каковы симптомы самого распространенного из детских ортопедических заболеваний - сколиоза?

- Греческое слово “сколиоз” (по-латыни scoliosis) означает “кривой”. Основной симптом - боковое искривление позвоночника и его скручивание вокруг своей оси (торсия). Но этот недуг нужно рассматривать не только как ортопедическую деформацию, а как сложное заболевание костной и нервно-мышечной системы растущего организма. Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка. У больных сколиозом не только уродуется фигура, но происходят функциональные нарушения состояния внутренних органов, в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Малый рост, сутулость, а в тяжелых случаях и горб меняют психику подростков, особенно девочек - они становятся нелюдимыми, раздражительными. Кстати. Девочки заболевают сколиозом в 4-6 раз чаще, чем мальчики. Болезнь начинается с нарушения осанки. Первыми аномалию должны заметить родители. Неправильная поза в положении сидя, стоя, странная походка не должны остаться без внимания и педагогов.

Согласно исследованиям, почти 70% юношей и девушек эти страшные заболевания приобретают в школе, а значит, их можно предотвратить? Какие меры профилактики посоветуете вы - специалист, работающий с детьми более 30 лет?- Если своевременно оказать амбулаторную помощь, у детей с нарушениями осанки и сколиозом можно приостановить дальнейшее нарастание деформаций и стабилизировать позвоночник. Однако из-за отсутствия в нашей стране единой государственной программы и слабо развитой сети спецмедучреждений для лечения детей с нарушениями осанки и начальными формами сколиоза подавляющее большинство их остается без квалифицированной помощи или попадает в руки непрофессионалов. Проблема не только медицинская, но и социально-экономическая, требующая вмешательства государства.

3.2 Изменение школьной парты во времени и современное ее усовершенствование. Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.

Виды школьных парт:

Школьная парта с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно школьный стол, и отдельно школьные стулья). Школь-ная парта без наклона столешницы, подходит с первого по старшие ученические классы. Можно регулировать высоту стола и стула под изменяющийся рост ребёнка.

Школьная парта антисколиозная с регулируемой высотой
1-местная или 2-местная (отдельно ученический стол, и отдельно ученические стулья).
Ученическая, школьная парта рекомендуется для младших ученических классов, т.к. она имеет специальные пазы со стороны ученика, которые дают возможность сидеть как можно ближе к столу и локти ученика при этом не будут провисать, соответственно позвоночник будет находится в правильном положении. Эта школьная парта ученика имеет стандартный наклон столешницы 7 градусов. Ученик может регулировать высоту школьного стола и школьного стула под свой рост.

Учебный процесс вызывает большое, не только умственное, но и физическое напряжение. Занятия за партой связаны с определенным статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы. Соблюдение правильной посадки способствует гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности, является мерой профилактики нарушения зрения.

Правильной посадкой считается такая, когда школьник сидит прямо, с легким наклоном вперед головы и верхней части туловища. Спина опирается на спинку стула на уровне поясницы и крестца. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки (4 – 5 см). Ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Плечевой пояс сохраняет горизонтальное положение, предплечья и кисти рук свободно и симметрично лежат на поверхности стола, не являясь дополнительными точками опоры. Тетрадь или книга находится от глаз на расстоянии длины предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (30 – 35 см).

Небольшой наклон туловища вперед необходим из-за того, что позы малым наклоном корпуса энергетически самые выгодные, так как амплитуда колебания тела при этом минимальна, а кроме того они облегчают нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему.

Правильная посадка возможна при соответствии отдельных частей парты, стола и стула пропорциям тела ребенка. Пропорции тела меняются в зависимости от роста ребенка, поэтому ведущим в определении номера парты является рост. Учитывая динамику развития детского организма, НИИ гигиены детей и подростков, предложил условно разделить детей дошкольного возраста и учащихся средних учебных заведений - на 6 ростовых групп.

Таблица № 1

Основные размеры мебели для детей дошкольного возраста

по ГОСТу 1973 года.

Группа мебели

Рост (см)

Размеры стола, см

Размеры стула, см

Цвет марки ровки

высота над полом

передне-задний размер

длина одного места за столом

высота сиденья над полом

глубина сиденья

ширина стула

высота верх края спинки над сиденьем

оранжевый

130 и выше

крас ный

Таблица № 2.

Размеры мебели и ее маркировка по госТу 1993 года

«Столы ученические» и «Стулья ученические»

Номера мебели

Группа роста

Высота над полом крышки стола

Высота над полом переднего края сидения стула

Цвет маркировки

Оранжевый

Фиолетовый

Свыше 1750

Парты, столы и стулья должны иметь цифровую и цветную маркировку. На нижней поверхности крышки стола и сидении стула ставят обозначения в виде дроби, в числителе которой указана группа стола, стула в знаменателе – диапазон роста детей, для которых предназначается мебель, например:

Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Номера парт столов и стульев, если на них стерлась маркировка, устанавливаются по таблицам или специально разработанным формулам:

ГОСТа 1971г.:

N стула

ГОСТа 1985г.:

N стола

N стула

Соответствие номера парты росту ученика устанавливается по формулам:

по ГОСТу 1971г:

по ГОСТу 1985 и 1993г.:

Для подбора парт можно пользоваться специальной рейкой. На рейку наносят деления, начиная с 1 метра, с интервалом 15 см в промежутках между делениями проставляют номера мебели. Аналогичные метки можно проставлять не на рейке, а на классной доске. Затем к классной доске по очереди вызывают и ставят к ней спиной учеников. На уровне какой метки будет голова ученика, такой номер парты ему нужен.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение элементов крышки стола и сидения стула.

Это нормируется следующими основными и должными величинами.

    Дифференция – это расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула.

Должная дифференция равна расстоянию от локтя свободно опущенной руки сидящего школьника до сиденья, плюс 5 – 6 см.

    Высота сиденья – это расстояние от сиденья стула до пола.

Должная высота сиденья равна длине голени со стопой и обувью. Обязательно с учетом высоты каблука.

    Глубина сиденья – это ширина сиденья стула в передне-заднем направлении. Должная глубина равна от 2/3 до ¾ длины бедра.

    Дистанция спинки – расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула. Должная дистанция спинки равна передне-заднему диаметру грудной клетки плюс 5 см.

    Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между задним краем крышки стола и передним краем сидения.

Дистанция сиденья может быть отрицательной, положительной и нулевой. При отрицательной дистанции край стола заходит за край стула, при нулевой дистанции края стола и стула расположены по одной вертикали. При положительной дистанции вертикальная линия проходит впереди края стула (стул отставлен).

Должная дистанция сиденья может быть только отрицательной от 4 до 8 см в зависимости от роста.

Для обеспечения контроля за правильностью положения стула по отношению к столу на верхнюю плоскость сиденья наносят линию, указывающую, на какое расстояние следует задвигать стул за край стола.

Необходимо, чтобы основной и должный размер мебели совпадали. Считается допустимым колебания в пределах 2 см, при несовпадении должных и основных размеров у учащихся могут возникать различные нарушения здоровья. Так, например, завышенная дифференция вынуждает школьников поднимать правое плечо во время письма, что вызывает асимметрию положения тела и может привести к искривлению позвоночника. Заниженная дифференция вынуждает школьника при письме опускать правое плечо или слишком низко пригибаться к книге, что может способствовать появлению сколиоза в первом случае, или сутулости во втором. Кроме того, нарушается нормальное расстояние от глаз до тетради или книги, что может привести к развитию близорукости.

Если высота стула больше должной, то ноги учащегося будут висеть, уменьшится площадь опоры, увеличится нагрузка на мышцы бедер. При маленькой высоте стула ноги будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затруднится кровообращение в ногах и уменьшится площадь опоры бедра.

При глубине сиденья более 3/4 бедра край сиденья будет сдавливать сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке. При глубине сиденья менее 2/3 бедра уменьшится площадь опоры и посадка станет менее устойчивой, более утомительной.

При завышении дистанции спинки школьник будет лишен возможности использовать спинку стула как опору, центр тяжести туловища сместится вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки крышка стола будет упираться в грудную клетку, нарушится дыхание и кровообращение, будет затрудняться экскурсия грудной клетки.

К началу учебного года классный руководитель должен позаботиться об укомплектовании каждого класса соответствующей мебелью. В каждом классе столы и стулья должны быть различных размеров.

Мебель должна быть не только подобрана, но и расставлена правильно

Двухместные парты расставляют в классе в 3 ряда, одноместные – в 5 рядов. Впереди ставят столы меньших размеров, дальше от доски – больших размеров. Проход между рядами столов должен составлять 0,6 – 0,8 м, расстояние наружной стены до первого ряда 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда 0,5 – 0,6м, от задней стенки – 0,4 – 0,5 м, от классной доски до первых рядов – 2 – 2,4 м, от доски до последней парты – 8,6 м.

При рассаживании следует обратить внимание на состояние здоровья школьников. Школьников с пониженным зрением и слухом нужно рассаживать за передней партой, если им требуется парта больших размеров, то их сажают только в первом и третьих рядах.

Учащихся, страдающих ревматизмом, склонных к простудным заболеваниям, не рекомендуется сажать за столы и парты, расположенные у наружной стены. В целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия рекомендуется 2 – 3 раза в год менять местами учащихся, сидящих в крайнем левом и правом рядах, соблюдая соответствие росту номера парты.

При выполнении школьниками домашнего задания за его посадкой должны следить родители. Если высота письменного стола и стула не соответствует росту ребенка используют систему подставок. Для расчета величины подставки сначала измеряют основную и должную дифференцию стола. Если дифференция оказывается большая, то подставку кладут на стул, если дифференция меньше должной, то подставку делают под стол. Затем измеряют основную и должную высоту стула. Если стул оказывается высок, то подставку кладут под ноги, если низок, то под стул и под стол одновременно, чтобы не изменилась дифференция. Если глубина сидения слишком большая, то кладут подставку за спину ребенка.

В педагогическом процессе существенную роль играет классная доска. По действующему ГОСТу цвет покрытия классных досок может быть темно-зеленым, темно-коричневым, белым. Наиболее физиологичен темно-зеленый цвет доски в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для предохранения загрязнения пола мелом у доски должен крепится лоток, используемый также для хранения мела. В первых четырех классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80 – 85 см, а в старших классах – на высоте 90 – 95 см.

Цель занятия: ознакомиться с гигиеническими требованиями к школьной мебели, научиться правильно подбирать мебель и рассаживать учеников в классе.

Оборудование: столы, стулья, сантиметровые ленты, линейки.


«Прежде всего не навреди!» - это принцип из области врачебной этики. Реальные врачи не всегда придерживаются его на практике, однако уже сама по себе декларация столь благородного намерения - явление в высшей степени отрадное.

В системе школьного образования такой принцип отсутствует совершенно. Если выпускник написал экзаменационную контрольную работу на отлично, то учитель может по праву гордиться своим профессионализмом. А то, что у ученика при этом на носу очки, а на спине чуть ли не горб - до этого учителю нет никакого дела.

На всяком предприятии от работников требуют (хотя бы формально) соблюдения техники безопасности. От ребенка же в школе могут потребовать что угодно, но только не бережного отношения к своему здоровью. А между тем, по моему глубокому убеждению, все школьные премудрости, вместе взятые, не стоят ни одной диоптрии испорченного зрения, ни одного градуса искривленного позвоночника.

Можно назвать множество причин, по которым в школе никогда не будет введена техника безопасности. Школьный учебный процесс уже сейчас настолько неэффективен, что любое дополнительное «обременение» застопорит его окончательно. Даже при домашнем обучении соблюдение техники безопасности дается непросто.

Пап, а можно посмотреть мультики?
- А ты сегодня какую букву научился писать?
Молчание.
- Ты, вообще, сегодня писал?
- Нет.
- Так поди, поучись сперва писать букву «а». Как только напишешь три красивые буквы подряд, тогда можно будет смотреть мультики.

Ребенок, крайне раздосадованный, удаляется.

Через несколько минут я вхожу в детскую, и глазам предстает душераздирающее зрелище. В комнате полумрак. Настольная лампа выключена. Ребенок сидит со скрюченной спиной, поднятые плечи прижаты к ушам, локти висят в воздухе, нос утыкается в самый лист с прописями. Письменный стол завален горами игрушек, книжек, карандашей - для прописей едва нашлось место, и то лишь, с самого краешку, поверх каких-то других бумажек. Кончик новой капиллярной ручки уже измочален и сделался похож на кисточку из щетины. Он оставляет на бумаге корявый, уродливый след.

Выводить буквы - это настолько трудное занятие для ребенка, что оно поглощает все ресурсы его внимания, и их уже не хватает на то, чтобы следить за правильностью позы. Приучить его держать осанку - задача не из легких. Честно признaюсь - у меня нет готовых решений. Остается только набраться терпения и день за днем, месяц за месяцем, год за годом напоминать, увещевать, вразумлять. Но слова действуют далеко не всегда, потому что ребенок может даже не подозревать о всей своей зажатости. Тогда в ход идут поглаживания и постукивания - иногда легкие, иногда посильней.

На первых порах приходится просто сидеть рядом и время от времени своими руками вправлять непослушные части тела ребенка в правильное положение. Таков уж родительский удел. Никакие специалисты - ни школьные педагоги, ни ведущие групп раннего развития - заниматься этим нудным делом не будут. Специалисты, прикрываясь своей специализацией, всегда имеют возможность выбирать себе задачи попроще и поинтереснее. Задачи, оставшиеся неразобранными, ложатся исключительно на плечи родителей.

Почему же во время занятия письмом ребенок непременно норовит скрючиться? Я думаю, это происходит оттого, что он бессознательно хочет как можно лучше рассмотреть линию, которую пытается провести. Чем ближе предмет к глазам, тем детальнее он воспринимается. Поэтому ребенок наклоняется всё ниже и ниже, пока не достигает предела зрительной аккомодации. В результате, глаза перенапрягаются, а позвоночник скрючивается.

Не секрет, что именно глаза и позвоночник подвергаются наибольшему риску. Так, может быть, врачи, которые ведают этими органами, - окулисты и ортопеды - могут предложить нам какую-нибудь эффективную технику безопасности? - Увы, нет.

Я считаю себя знатоком по части предотвращения близорукости и много писал на эту тему (см. страницу «Как сохранить зоркость детских глаз?» и ссылки, приведенные там). В области ортопедии у меня опыта нет. Однако уже после самого беглого знакомства с сайтами ортопедической тематики мне стало ясно, что со сколиозом дела обстоят в точности так же, как и с близорукостью. Заболевание неизлечимо, им страдает большинство населения, причины его неизвестны, меры профилактики не разработаны. Вместе с тем, частные медицинские центры бодро зазывают к себе пациентов, обещая быстрое облегчение недуга новыми патентованными средствами. Словом, у меня не сложилось впечатления, что ортопеды заслуживают большего доверия, чем окулисты.

Остается одно - призвать на помощь здравый смысл. Противостоять скрюченности позвоночника логичнее всего его распрямлением. Поэтому домашний детский спортивный комплекс столь же необходим при обучении письму, как бумага и ручка. Я в свое время зашел в первый попавшийся магазин спорттоваров и купил спорткомплекс «Юниор».

Если засадить ребенка за письменный стол может оказаться не так-то просто, то загнать его на спорткомплекс никакой проблемы не представляет. Иногда гораздо труднее его оттуда выманить. И всё же некоторое «насилие» я себе поначалу позволил.

Я вижу, ты опять сидишь скрючившись, - говорил я своему старшему сыну Денису. - Поди-ка теперь повиси на верхней перекладине - распрями позвоночник.

С непривычки висение на перекладине - занятие очень тяжелое. Мы начинали с десяти секунд и без малейшего энтузиазма. Но постепенно в детях проснулись инстинкты далеких предков, и они пристрастились к длительным «прогулкам» по верхним перекладинам, вися на руках, с такими же раскачиваниями и ужимками, как у обезьян в зоопарке.

Замечу, что за такой способ передвижения очень ратовал Глен Доман. Я, хоть и считаю его мистификатором, должен всё же признать, что многие его идеи прочно засели в моем сознании. Мнение специалистов-ортопедов о детских спортивных комплексах мне неизвестно. Ввод в поисковую машину ключевых слов «ортопед» и «детский спортивный комплекс» практически ничего не дал. Пожалуй, можно считать это хорошим признаком: это косвенно указывает на то, что дети, у которых в квартире установлен спорткомплекс, на прием к ортопедам не ходят.

20.05.07, Леонид Некин, [email protected]


Методические указания по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения. Министерство здравоохранения. СССР, 1958.


Школьная парта по своей конструкции должна не только обеспечивать правильную посадку детей, но побуждать к ней. Это возможно только при хорошем соответствии ее размеров росту ученика. Основная задача при конструировании парты - обеспечить такую посадку, для сохранения которой нужны минимальные мышечные усилия. Если центр тяжести тела, находящийся впереди нижних грудных позвонков, располагается над точками опоры сидящего человека, если при этом часть тяжести тела переносится на добавочную опору (спинку парты), то положение туловища устойчиво, а мышечные усилия минимальны. В таких условиях легче и голову держать прямо, и меньше устают мышцы спины. Поэтому при наличии постоянного педагогического контроля у детей не может развиться привычка читать и писать с сильным наклоном туловища и головы. Для достижения этой цели размеры парт и их отдельных деталей должны соответствовать росту учащихся.

В настоящее время выпускаются парты 12 размеров, рассчитанные на ростовые группы детей от 110–119 до 170- 179 см. Задний край крышки парты должен заходить за передний край сиденья парты на 4 см (так называемая отрицательная дистанция сиденья парты). (Расстояние от заднего края крышки парты до сиденья (по вертикали).) Эта особенность парт важна, так как она принуждает учеников сидеть прямо. Итак, высота парты и ее сиденья, дифференция и дистанция - это основные элементы учебной парты, которые должны находиться в соответствии между собой и ростом учащихся. На рис. 150 эти взаимоотношения показаны для различных номеров учебных парт.

Рис. 150. Размер стандартных парт от № VI до XI.
А - горизонтальная доска крышки парты; Б-В - наклонная доска (Б - неподвижная часть, В - поднимающаяся часть); Е - боковые стойки; Ж - полозья-бруски; Г - спинка скамьи: по профилю и высоте она соответствует поясничному изгибу позвоночника. На нее ученик переносит часть тяжести туловища при опоре. Д - сиденье скамьи: форма сиденья соответствует форме бедра. Это способствует более устойчивой посадке ученика. ЦТ - центр тяжести; ТО - точка опоры. При несоблюдении этих размеров (особенно при нулевой или положительной дистанции) и несоответствии высоты парты росту школьника при занятиях положение центра тяжести тела изменяется. Это приводит к излишним мышечным усилиям и общему утомлению. В свою очередь это обычно обусловливает чрезмерное приближение глаз к тексту и предрасполагает к образованию удлиненной формы глаз, т. е. к осевой вторичной миопии. Правильная рассадка детей по партам должна проводиться ежегодно в соответствии с их ростом. (По А. Ф. Листову, номер парты можно определить, если из двух первых чисел роста вычесть цифру 5. Например, при росте 163 см номер парты 11, при росте 135 см номер парты 8 и т. д.)


Рис. 151. Правильная посадка школьника при чтении и письме.


Необходимо соблюдать следующие правила правильной посадки (рис. 151 а и б): 1. сидеть прямо, голову весьма немного наклонить вперед; 2. опираться спиной на спинку парты; 3. туловище, голову, плечи держать параллельно краю парты, не наклоняя вправо или влево. От груди до края парты должно быть расстояние на ширину ладони; 4. ноги ставить на пол или на подножку, согнув их под прямым или несколько большим углом (100–110°). Весьма важно то, что крышка учебных парт расположена слегка наклонно (12–15°). Этот наклон крышки парты и легкий наклон головы позволяют рассматривать отдельные части текста на одинаковом расстоянии, что не удается без дополнительного наклона головы и туловища, если читать книгу, расположенную на столе. Поэтому желательно, чтобы учащиеся во время домашних занятий пользовались пюпитрами либо складного типа (рис. 152),


Рис. 152. Складной пюпитр для школьников.

либо постоянными (рис. 153).


Рис. 153. Постоянный настольный пюпитр для школьников.


Большое значение имеет также положение тетради во время письма. Это зависит от того, каково направление почерка. Старый спорный вопрос о косом или прямом почерке не решен до сих пор (см. об этом ниже). При косом почерке тетрадь должна лежать на пюпитре против середины туловища и косо (под углом 30–40°) по отношению к краю парты или стола. При косом письме не очень легко удерживать правильное положение плечей и туловища (параллельно краю стола). В результате получается наклон туловища, влекущий за собой боковые искривления позвоночника. При прямом почерке тетрадь должна лежать против туловища без всякого наклона по отношению края парты или стола. При переходе от одной строчки к другой надо передвигать тетрадь кверху для того, чтобы не изменялось расстояние от глаз. В советской школе общепринято косое письмо с наклоном в 10–15°, что позволяет использовать преимущества и косого, и прямого письма. Необходимо обучать детей не только правильной посадке, но и правильному положению книг и тетрадей во время занятий.

как сделать парту менее удобную, без спинки, но самому.

Размеры, высота и спинка важны. Правильная и неправильные посадки за школьными столами (слева направо):
при низком столе и положительной дистанции сидения;
при низком столе и низкой скамье;
за высоким столом
и за столом соответствующих размеров.




Позвоночник у взрослого человека имеет три кривизны. Одна из них - шейная - имеет выпуклость вперёд, вторая - грудная - обращена выпуклостью назад, третья - поясничная кривизна направлена вперёд. У новорожденного позвоночный столб почти не имеет изгибов. Первая шейная, кривизна образуется у ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. Второй по порядку образуется поясничная кривизна, выпуклостью тоже обращенная вперёд, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад, формируется последней и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока ещё не стойки. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, кривизны позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости - поясничной.
...
Эти особенности развития позвоночника ребёнка и подростка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. В частности, искривления позвоночника бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда школьная парта неправильно устроена и не соответствует росту детей; Искривления позвоночника могут быть в виде изгиба шейной и грудной частей позвоночника в сторону (сколиоз). Сколиозы грудной части позвоночника наиболее часто встречаются в школьном возрасте как последствие неправильной посадки. Передне-заднее искривление грудной части позвоночника (кифоз) также наблюдается в результате длительной неправильной посадки. Искривления позвоночника могут быть также в виде чрезмерного изгиба в поясничной части (лордоз). Вот почему школьная гигиена придаёт столь большое значение правильно устроенной парте и предъявляет строгие требования к посадке детей и подростков...


Это были сталинские санитарные нормы. Но они были ловко пересмотрены когда изменилась ситуация в стране.

В 1970-1980х годах, в рамках скрытого ползучего вредительства, удобные для детей и практичные школьные парты Эрисмана были заменены на плоские столы с отдельными стульями.

Это было сделано на высшем уровне министерством образования на основании следующего якобы "исследования". Текст заказного "исследования" случайно сохранился в одном месте в сети. (Как менялась школьная программа после 1953 года читайте в других темах форума)

Вот оно, длинное заказное исследование, но для истории надо оставить.

Изменение осанки у учащихся при использовании разных типов школьной мебели

Как известно, учащиеся начальной школы (особенно первых классов) испытывают во время занятий большую статическую нагрузку, так как в течение длительного времени, а иногда и всего урока им приходится сидеть относительно неподвижно. Если при сидении учащиеся принимают неправильную позу, то нагрузка становится еще большей, что приводит к ряду нежелательных последствий (повышенная утомляемость, нарушение зрения, неправильная осанка). Неправильная поза при сидении может быть обусловлена, в частности, использованием неподходящей (по размерам, по конструкции) школьной мебели.


Многие авторы указывают на определенную коррелятивную связь между плохой осанкой учащихся и их неправильной посадкой, обусловленной использованием в школах неприспособленной мебели.

В школьной практике до последних лет из различных типов школьной мебели, используемой в классных комнатах, более всего распространена парта типа Эрисмана, размеры которой были узаконены ГОСТом.

Размеры основных элементов парты и фиксированное расстояние между столом и скамьей обеспечивают наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащихся. При занятиях за партой обеспечиваются: прямая посадка, менее всего вызывающая асимметрию тонуса мышц туловища, а следовательно, и отклонения в положении позвоночного столба; постоянное расстояние от глаз до рассматриваемого предмета; благоприятные условия для дыхания и кровообращения.

В связи с организацией школ с продленным днем и широким внедрением самообслуживания требуется учебная мебель, обладающая возможно большей портативностью и мобильностью, что позволяет быстро и легко трансформировать учебное помещение.

В ряде школ-новостроек вместо парт используются столы и стулья не только для оборудования учебных помещений старших классов, но и в качестве основной школьной мебели в начальных классах. В то же время вопрос о целесообразности замены парт на столы и стулья в начальной школе пока остается открытым.

Отсутствие жесткой связи между столом и стулом позволяет учащимся самим произвольно изменять дистанцию сидения. Изменение дистанции сидения до нулевой и положительной приводит к тому, что при письме учащиеся принимают неправильную позу и не могут использовать спинку в качестве дополнительной опоры. Это увеличивает и без того большую статическую нагрузку, испытываемую организмом при длительном сидении.

Изменение дистанции от отрицательной до положительной вызывает резкие изменения позы: перемещается центр тяжести, увеличивается мышечное усилие, необходимое для поддержания корпуса в правильном положении, которое позволяет учащемуся работать без особого напряжения как в течение 45-минутного урока, так и всего дня. Кроме того, изменение дистанции может приводить к принятию наклонной позы. Длительное же сидение в наклонной позе увеличивает статическую нагрузку, вызывает застойные явления в суставах и мышцах, приводит к сдавливанию внутренних органов. Учащиеся вынуждены использовать в качестве дополнительной опоры крышку стола.

Сдавливание органов брюшной полости создает предпосылки к замедлению венозного кровотока, ведет к уменьшению сокоотделения и слабому продвижению пищевых масс в желудочно-кишечном тракте.

У человека в позе сидя при резком наклоне вперед уменьшается экскурсия грудной клетки, что снижает легочную вентиляцию.

По данным Г. Ф. Выходова, у многих учащихся, которые опираются во время занятий грудной клеткой о край стола, снижается минутный объем легочной вентиляции (до 75% по сравнению с уровнем легочной вентиляции в положении стоя) и уровень оксигенации крови.

В имеющейся литературе отсутствуют исследования, направленные на изучение влияния занятий за столами и стульями на работоспособность, состояние костно-мышечной системы и зрение учащихся начальной школы. Поэтому вопрос о допустимости использования столов и стульев потребовал специального исследования.

Прежде всего необходимо было получить исходные данные по состоянию осанки и зрения у учащихся начальных классов, учебные помещения которых оборудованы различной мебелью, и установить за этими школьниками погодовые наблюдения.

Важно было также выяснить, являются ли занятия за столами и стульями (при прочих равных условиях) более утомительными для учащихся начальной школы, чем занятия за партой.

Исходные данные по состоянию осанки и зрения были взяты у учащихся I-II классов двух школ Москвы - школы № 702, оборудованной партами, и школы № 139, оборудованной столами и стульями. Последующие осмотры этих учащихся производились два раза в год - осенью и весной. Всего под наблюдением находилось 1100 учащихся, которые распределялись следующим образом.

Кроме того, в школе № 702, в условиях естественного эксперимента, у учащихся одного первого класса в динамике школьного дня изучались: общая работоспособность - методикой дозирования работы во времени с помощью корректурных таблиц и латентный период зрительно-моторной реакции - при помощи хроноскопа Витте.

В течение всего учебного дня в этом же классе осуществлялась актография, позволяющая объективно регистрировать количество движений, совершаемых учащимися при занятиях за партой или за столом и стулом.

На сиденьях, спинках стула и скамьях парт, на внутренней поверхности крышек столов были установлены пневмодатчики. Изменения давления в системе, возникающие при каждом движении учащегося, регистрировались на ленте актографа. Мотор актографа обеспечивал постоянную скорость лентопротяжного механизма 2,5 см/мин. Номер мебели соответствовал основным ростовым размерам тела учащихся. Дети, находящиеся под наблюдением, опрашивались во время урока учителем наравне с другими учениками, однако они отвечали, не поднимаясь с места, что диктовалось необходимостью исключить из записей на актограммах те движения, которые не связаны непосредственно с учебными занятиями в положении сидя. Все исследуемые учащиеся первого года обучения имели упорядоченный режим дня. Вставали утром в 7-7 час. 30 мин., ложились спать в 20- 21 час, днем бывали достаточное время на воздухе, регулярно принимали пищу дома, в школе во время большой перемены получали горячий завтрак. За период наблюдения все учащиеся успевали и перешли во II класс.

Перед началом эксперимента детям разъясняли, почему нужно соблюдать правильную посадку, особо было обращено внимание на сохранение отрицательной дистанции сидения. Помимо этого, в течение урока учащиеся получали указания от учителя о соблюдении правильной посадки.

Известно, что с нарастанием утомления учащийся все чаще отвлекается от педагогического процесса, часто меняет положение тела. Так, по данным Л. И. Александровой, число учащихся, отвлекающихся от занятий, постепенно повышается от первого к четвертому уроку и достигает на последнем часу занятий 70 %.

Такое «двигательное беспокойство» детей затем нередко сменяется вялостью, сонливостью, что является проявлением охранительного торможения, развивающегося в нейтральной нервной системе.

Можно предположить, что в связи с дополнительной статической нагрузкой, обусловленной возможностью произвольного изменения дистанции сидения, утомление организма под влиянием учебной работы будет развиваться более интенсивно.

Описываемый эксперимент был начат во втором полугодии учебного года, что позволило избежать многих разнообразных факторов, влияющих на двигательную активность учащихся первого года обучения во время урока, как например: различный уровень грамотности детей в начале года, отсутствие у них привычки к усидчивым занятиям и неустойчивость внимания. Во втором же полугодии все исследуемые группы учащихся умели бегло читать и хорошо считали (умели производить 4 арифметических действия в пределах 20). Дисциплина в классе была хорошая. В эксперименте участвовало 25 учащихся, каждый из них исследовался в течение всего учебного дня и учебной недели. В классе поддерживалось относительное постоянство воздушно-теплового и светового режимов. Все учащиеся, принимающие участие в эксперименте, по очереди сидели сначала за партой, а затем за столом и стулом, приспособленными для актографии. Это позволило нам устранить влияние индивидуальных особенностей каждого учащегося на показатели устойчивости прямостояния.

Устойчивость прямостояния. Устойчивость прямостояния определялась при помощи стабилографа следующим образом: учащийся становился на площадку стабилографа так, чтобы стопы располагались в пределах контуров, обозначенных на площадке. Площадка стабилографа представляет собой воспринимающую часть прибора, сделана она из двух стальных плит, между которыми по углам размещены датчики. Увеличение или уменьшение нагрузки на упругий датчик влечет за собой деформацию последнего. Эти деформации трансформируются в изменения электрического сопротивления.

Методика стабилографии применялась как своеобразная «функциональная проба», выявляющая состояние двигательного анализатора.

В положении сидя центр тяжести туловища располагается между IX и X грудными позвонками, а точки опоры находятся в области седалищных бугров подвздошных костей. Поскольку центр тяжести туловища выше его точек опоры, тело учащегося находится в состоянии неустойчивого равновесия. Для поддержания туловища в прямом положении вовлекаются шейные мышцы, длинные и широкие мышцы спины, ромбовидные мышцы.

Эти группы мышц при сидении длительное время находятся в состоянии активности. В исследованиях А. Лундерфольда и Б. Акерблома указывается, что при наклонном положении тела, в позе сидя, резко увеличиваются биоэлектрические потенциалы всех групп мышц спины. В позе сидя при неправильной дистанции сиденья стула тело ребенка как раз и принимает наклонное положение.

Колебания тела при стоянии имеют очень сложную природу. Центр тяжести может изменить свое положение под влиянием дыхательных движений, деятельности сердца, перемещения жидкостей внутри тела и т. п.

В процессе прямостояния, как рефлекторного акта, принимают участие почти все афферентные системы: мышечное чувство, зрение, вестибулярный аппарат, прессорецепторы и тактильные окончания, хотя до сих пор и не выяснено, какой из упомянутых органов чувств играет ведущую роль. Во всяком случае, трудно себе представить, чтобы этот сложный рефлекторный акт не отражал процессов утомления, развивающихся в детском организме. Из литературы известно, что уже издавна применялась графическая запись колебаний тела с целью изучения влияния на организм различных факторов внешней среды.

Наблюдение за посадкой учащихся. В школе № 139, где учебные помещения оборудованы столами и стульями, в I-III классах было проведено специальное наблюдение за позой учащихся во время занятий. На протяжении урока наблюдающий регистрировал, как часто учащиеся изменяют положение стула по отношению к столу. Для этих целей на полу класса были нанесены линии соответственно расположению стула в положительной, нулевой и отрицательной дистанциях сидения, что позволило одновременно наблюдать за 10-20 учащимися. Положение стула относительно стола отмечалось каждые 5 минут на уроках письма, арифметики, чтения, труда и других занятиях. Чередование уроков каждый день недели было одинаковым.

Соблюдение дистанции. Регистрация положения стула по отношению к краю стола позволила получить данные, свидетельствующие о том, что основная масса учащихся в течение урока соблюдает отрицательную дистанцию. На уроках письма, арифметики и чтения число учащихся, соблюдающих правильную дистанцию, остается все время одинаковым. Лишь на уроках труда (лепка, шитье) дистанция сидения изменяется с приближением к нулевой, что связано непосредственно с характером урока труда. От первого года обучения к третьему число учащихся, соблюдающих правильную дистанцию сидения стула, увеличивается.

Изменение двигательного беспокойства. Данные актотрафии позволили проследить в динамике «двигательное беспокойство» учащихся во время учебных занятий при использовании ими в качестве основного учебного оборудования парт, столов и стульев.

В каждый из дней недели учащиеся, сидящие за партой, столом и стулом, совершали одинаковое количество движений, имеющиеся различия несущественны. В обеих сравниваемых группах количество этих движений нарастает к концу недели. Причем в первые три дня недели количество совершаемых движений держится примерно на одном уровне, имеющиеся различия недостоверны.

Отсутствие достоверных различий между средними позволило объединить все данные за три дня и получить единую исходную величину количества движений, характерную для первой половины учебной недели. При сравнении исходной средней и средних, характерных для последующих дней недели (четверг, пятница, суббота), мы получили данные, говорящие о том, что количество движений от четверга к субботе значительно увеличивается. Данное явление, вероятно, является следствием нарастающего утомления к концу недели.

Как уже отмечалось, существенная разница в количестве движений, совершаемых учащимися в зависимости от вида используемой мебели как на протяжении одного учебного дня, так и всей недели, отсутствовала. Это позволяет утверждать, что число движений, совершаемых учащимися от начала к концу недели, нарастает с одинаковой интенсивностью независимо от типа мебели, используемой для занятий. Помимо записи изменения нагрузки, падающей на пневмодатчик сиденья парты или стула, велась одновременно регистрация нагрузки на другие датчики, фиксирующие движения, связанные с использованием спинки скамьи (стула) и крышки парты (стола) как дополнительных опор.

Обработка записей в отведениях от пневмодатчиков, расположенных под крышкой стола, показала, что движения по своей частоте и амплитуде оставались одинаковыми на протяжении всего урока и от урока к уроку существенно не изменялись. Характер этих движений определялся работой учащихся: макание ручки в чернильницу, раскладывание азбуки, палочек и т. д. В записях от датчиков спинки (скамьи и стула) учитывались движения с большой амплитудой (свыше 4 мм). Колебания такой амплитуды связаны с резкой деформацией пневмодатчиков в момент, когда ребенок откидывался на спинку скамьи или стула. Такие движения характеризовали во времени периоды «относительной неподвижности».

Данные актографии позволяют утверждать, что более частое изменение позы - наиболее благоприятный путь для снятия развивающегося утомления в результате дополнительной нагрузки, связанной с длительным сидением.

Типы исследуемой нами мебели в равной мере обеспечивают учащимся возможность частой перемены положения тела при сидении.

Общая работоспособность. Показатели «общей» работоспособности учащихся первых классов на протяжении учебного дня существенно не изменялись.

Динамика показателей работоспособности зрительно-моторных реакций учащихся, занимающихся за столами и стульями, была такой же, как и у занимающихся за партой.

Отсутствие достоверных изменений в показателях так называемой «общей» работоспособности и величине латентного периода зрительно-моторной реакции у учащихся от начала учебного дня к концу его, видимо, объясняется гигиенически правильной организацией педагогического процесса: построение уроков по типу «комбинированных», включение в режим учебных занятий в момент снижения работоспособности ритмики, труда, физкультуры - качественно иной деятельности по сравнению с занятиями по общеобразовательным предметам.

Видимо, на фоне рационального режима дня, небольшого количества уроков, гигиенически правильно организованного педагогического процесса статическое усилие, затрачиваемое организмом на сохранение прямого или слегка наклонного положения корпуса, не является для семилетнего ребенка чрезмерным и не сказывается на его работоспособности.

Стабилография проводилась у учащихся I-III классов в дополнение к актографическим исследованиям.

Анализ стабилографических данных показал, что средняя амплитуда смещения проекции общего центра тяжести у учащихся I-II и III классов от начала уроков к концу их существенно изменялась, причем у одних и тех же учащихся, занимающихся за сравниваемыми типами мебели, эти изменения были однонаправленными, без существенных различий.

Частота колебаний за определенный отрезок времени и соотношение амплитуды колебаний проекции общего центра тяжести учащихся в позе стоя с открытыми и закрытыми глазами существенно не изменялись.

В колебаниях проекции общего центра тяжести у учащихся проявляются определенные возрастные различия: средняя амплитуда отклонения проекции общего центра тяжести с возрастом уменьшается.

Ряд авторов указывает на то, что устойчивость человека при прямостоянии с возрастом изменяется. Еще в 1887 году Г. Хиндсдейл установил, проведя исследование на 25 девочках в возрасте 7-13 лет, что амплитуда колебаний тела у детей больше, чем у взрослых.
В более позднее время многие авторы отмечали возрастные изменения в показателях прямостояния, причем в младшем возрасте либо были большими по своей амплитуде колебания, либо увеличивалась длина атаксиометрической кривой. Устойчивость прямостояния значительно увеличивается у детей от 5 до 7 лет. По данным В. А. Крапивинцевой, амплитуда и частота колебаний тела с возрастом уменьшаются (девочки от 7 до 15 лет).

В возрасте от 7 до 10 лет устойчивость тела при прямостоянии наименьшая, до 11 лет увеличивается незначительно, и лишь в 14-15 лет этот показатель достигает уровня, близкого к таковому у взрослых. Возрастание устойчивости прямостояния от младшего возраста к старшему связано с увеличением площади опоры (длина стоп с возрастом становится больше), постепенно смещается общий центр тяжести от уровня IX-X грудных позвонков до уровня второго крестцового позвонка. В школьном возрасте функциональные возможности мышц изменяются, возрастают силы, выносливость, причем в 14-15 лет эти изменения в основном заканчиваются. По данным Л. К. Семеновой, мышцы спины и брюшного пресса, на которые главным образом падает статическая нагрузка во время сидения, окончательно формируются лишь к 12-14 годам. Постепенное становление мышечного аппарата повышает устойчивость прямостояния.

На зависимость прямостояния от самочувствия и настроения испытуемого указывал В. В. Петров. Л. В. Латманизова установила, что у людей с отклонениями в состоянии нервной системы частота колебаний тела выше, чем у здоровых людей. Е. Кушке отмечал, что при концентрации внимания на стоянии колебания тела уменьшаются, но затем быстрее наступает утомление и амплитуда колебаний увеличивается. А. Г. Сухарев исследовал процесс утомления во время работы учащихся старших классов за чертежным столом различной высоты и установил, что амплитуда колебаний тела увеличивается при неправильных позах, способствующих быстрому нарастанию утомления. Анализируя данные, полученные нами в эксперименте, мы пришли к выводу, что факт увеличения амплитуды колебания общего центра тяжести у учащихся от начала уроков к концу их свидетельствует о нарастании процессов утомления в течение учебного дня. Причем, учитывая сложный рефлекторный характер прямостояния, можно предположить, что этот показатель отражает состояние не только мышечного аппарата, но и высших отделов нервной системы. Отсутствие достоверных различий в стабилографических индексах у одних и тех же учащихся, занимающихся за партами, столами и стульями, позволяет думать, что сравниваемые типы учебной мебели различного влияния на учащихся начальной школы не оказывают. Этот факт согласуется с данными о том, что подавляющее большинство учащихся соблюдает правильную дистанцию сиденья стула.

Увеличение амплитуды колебаний общего центра тяжести у учащихся от начала урока к концу занятий и отсутствие различий в этом показателе при использовании разного типа мебели наглядно видно на индивидуальных стабилограммах.

Мальчик Ваня К., 8 лет, учащийся I класса, среднего физического развития, средней успеваемости. При занятиях за партой записана стабилотрамма до уроков и после уроков. Во всех стабилограммах вначале идет запись колебания общего центра тяжести при стоянии с открытыми глазами (30 сек), затем с закрытыми (30 сек). После занятий наблюдается увеличение частоты и амплитуда колебаний. У того же ученика при занятиях за столом и стулом мы видим аналогичные изменения от начала занятий к концу их. Различий же в этих показателях при занятиях за сравниваемыми видами мебели не отмечается. Это подтверждается и при обработке всех данных методами математической статистики.

Осанка. В школах, оборудованных мебелью разного типа, особое внимание уделялось состоянию осанки учащихся. Осанка оценивалась субъективно-описательным методом, а также объективно, путем изменения глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника. Отклонение глубины шейного и поясничного изгибов от средних величин, принятых за норму для соответствующих возрастно-половых групп, расценивалось как указание о нарушениях осанки.

Сопоставление результатов наблюдения показало, что у 30% учащихся, поступающих в I класс, уже имеются те или иные нарушения осанки. Аналогичные данные были получены А. Г. Цейтлином и Г. В. Терентьевой. В группе детей с нарушенной осанкой в значительном числе случаев отмечаются явления рахита. В течение трех лет обучения частота нарушений осанки несколько нарастает, достигая в III классе 40%. У учащихся, занимающихся в школах со сравниваемыми типами учебной мебели, эти изменения идут однонаправленно.

Выводы:

Приведенные факты говорят о том, что:

1) постоянное использование в начальной школе столов и стульев не способствует более частым нарушениям осанки у учащихся;

2) использование столов и стульев в качестве учебной мебели не ухудшает обычной динамики (почасовой, дневной и недельной) изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся;

3) результаты всех исследований и наблюдений, изложенные в настоящей работе, позволяют считать допустимым оборудование учебных помещений учащихся начальной школы столами и стульями равно как и партами;

4) при использовании столов и стульев учитель должен постоянно обращать особое внимание на соблюдение учащимися во время письма и чтения отрицательной дистанции сиденья стула.