Каждый биоценоз есть система, включающая множество экологически и биологически различных видов, которые возникли в результате отбора и способны существовать совместно в конкретных природных условиях. Эта система имеет свой видовой состав, строение, для нее характерны суточная, сезонная и многолетняя динамика, отношения организмов как друг с другом, так и с биотопом.
Видовой состав биоценоза представляет собой систематизированную совокупность видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, свойственных данному биоценозу. Видовой состав фитоценоза более или менее постоянен по сравнению с зооценозом, так как животные перемещаются. Учет грибов и микроорганизмов из- за чрезмерного видового обилия или их микроскопических размеров затруднен. Наибольшим видовым разнообразием отличаются биоценозы влажных тропических лесов, наименьшим -- полярных ледяных пустынь.
Количество видов биоценоза, приходящихся на единицу площади называется его видовой насыщенностью. Разные систематические группы организмов в одном и том же биоценозе резко различаются по видовой насыщенности. Среди наземных биоценозов в этом плане богаты цветковые растения, несколько меньше видовая насыщенность грибов, насекомых, еще меньше -- птиц, млекопитающих и других представителей фауны. В тундре наибольшее видовое разнообразие у мхов и лишайников. Чем большую территорию занимает биоценоз и чем благоприятнее экологические условия, тем больше видовой состав. При большом видовом составе речь идет о флористическом и фаунистическом богатстве.
Виды, преобладающие в биоценозе, называются доминантами. Различают постоянные и временные доминанты. Последние господствуют лишь на протяжении небольшого периода вегетации, сменяясь другими, также временными доминантами. К ним можно отнести весенние эфемерные растения: печеночницу благородную, ветреничник дубравный в европейских лесах умеренного пояса и тюльпаны в южных степях.
В лесном многоярусном фитоценозе доминанты имеются во всех ярусах. Например, в сосново- можжевельниково- черничном лесу это сосна (древесный ярус), можжевельник (кустарниковый ярус) и черника (живой напочвенный покров). Причем доминанты верхнего яруса имеют большее экологическое значение, чем нижних. В ярусе может находиться другой вид, имеющий важное, но меньшее, чем доминанта, значение,-- субдоминанта. Так, в сосняке березово-черничном субдоминантой является береза, если она вместе с сосной образует древесный ярус. Второстепенные виды (ассектаторы) входят в состав различных ярусов. В биоценозе можно встретить и растения-антропофиты, проникшие в фитоценоз в результате сознательного или случайного заноса их человеком.
Следует отметить, что доминирование не всегда связано с обилием и представляет собой понятие относительное, особенно в мире животных. Доминанта -- это вид, преобладающий над другими, хотя в биоценозе он может иметь низкую численность, например в пустыне с крайне разреженным травяным покровом.
Доминанты, определяющие характер и строй биоценоза, называются эдификаторами (строителями). В основном это те растения, которые создают внутреннюю биотическую среду сообщества: в сосновом лесу -- сосна, дубраве -- дуб, ковыльной степи -- ковыль и т. д. Субэдификаторами являются, как правило, субдоминанты.
ВИДОВОЙ СОСТАВ
совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).
- - совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов...
- - его биота - число видов растений или входящих в него ценопопуляций. В большинстве случаев определяется путем внимательного осмотра значительной части сообщества...
Экологический словарь
- - совокупность видов живого, входящих в ту или другую территориально ограниченную группировку...
Экологический словарь
- - нижестоящий дескриптор, обозначающий видовое понятие.По-английски: Specific termСм. также: Лексико-семантические указатели  ...
Финансовый словарь
- - географический, географо-этнографический, краеведческий фильм...
Большая Советская энциклопедия
- - B/ пр...
Словарь ударений русского языка
- - ...
Орфографический словарь русского языка
- - ВИДОВО́Й см....
Толковый словарь Ожегова
-
Толковый словарь Ушакова
- - 1. ВИДОВО́Й1, видовая, видовое. прил. к вид1 во 2 знач. Видовая фильма. 2. ВИДОВО́Й2, видовая, видовое. прил. к вид2. Видовое понятие. Видовые различия глагола...
Толковый словарь Ушакова
-
Толковый словарь Ефремовой
- - видово́й I прил. 1. соотн. с сущ. вид I 3., связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. вид II, связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. 3. Принадлежащий виду...
Толковый словарь Ефремовой
- - видово́й I прил. 1. соотн. с сущ. вид I 3., связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. вид II, связанный с ним 2. Свойственный виду, характерный для него. 3. Принадлежащий виду...
Толковый словарь Ефремовой
- - видов"...
Русский орфографический словарь
- - ...
Формы слова
- - прил., кол-во синонимов: 1 филогенетический...
Словарь синонимов
"ВИДОВОЙ СОСТАВ" в книгах
Глава 7 Акты, определяющие структуру и состав компании: организационная структура, квалификационно-численный состав, штатное расписание
Из книги Делопроизводство. Подготовка служебных документов автора Демин ЮрийГлава 7 Акты, определяющие структуру и состав компании: организационная структура, квалификационно-численный состав, штатное расписание В рамках этой главы рассмотрим акты, определяющие структуру и состав компании. Соответствующие документы обычно разрабатываются на
59. Видовой расизм
Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк59. Видовой расизм Точка зрения, согласно которой представители вида X обладают пониженным моральным статусом по сравнению с представителями вида У просто потому, что они не принадлежат к виду Y. Так, например, некоторые считают, что те, кому не повезло родиться человеком,
Видовой Расизм (Spécisme)
Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль АндреВидовой Расизм (Sp?cisme) Расизм в оценке взаимоотношений между видами. Сторонники этого подхода считают, что не все животные, включая человека, должны пользоваться равными правами, в том числе правом на достоинство. Само появление этого понятия стало возможным, когда
Глава II. Мамонтовая фауна, ее происхождение, условия обитания и видовой состав
Из книги Почему вымерли мамонты автора Верещагин Николай КузьмичГлава II. Мамонтовая фауна, ее происхождение, условия обитания и видовой состав Итак, около миллиона лет тому назад под влиянием космических и планетных причин в Северном полушарии началось заметное охлаждение климата. На горных хребтах нарастали шапки и языки ледников,
автора Рафалюк Светлана Юрьевна2.4. Установление видовой принадлежности источника Опираясь на анализ содержательных, структурных и стилистических особенностей, установите к какому виду исторических источников принадлежат приведенные ниже тексты. Аргументируйте свой ответ.Документ 1Мой дорогой
Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна3.2. Сравнительный видовой анализ исторических источников При выполнении задания необходимо сравнить источники одного вида и сделать вывод о влиянии политической ситуации, целей и задач создания документа, степени субъективности авторов источников на видовую специфику
2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий. Логика исторического процесса
Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий. Логика исторического процесса Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать. Вольтер Мы показали в предыдущих разделах, что видовая специфика биологического вида
1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический
Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне,
Видовой состав раков
Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила АлександровнаВидовой состав раков Речной рак относится к беспозвоночным животным, к классу ракообразных, представленных в пресных водах несколькими видами. Тело рака четко разделяется на переднюю часть – слитую головогрудь, покрытую буро-зеленым прочным панцирем, и членистое
Видовой фильм
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭСамый видовой «продукт»
Из книги Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика автора Шаталова Галина СергеевнаСамый видовой «продукт» Самым наглядным и бесспорным примером видового питания является питание младенца материнским молоком. Человек рождается на свет беспомощным и незрелым существом. Пройдет много лет, прежде чем его организм сформируется окончательно. Так,
Приложение 8 ПЕРЕЧЕНЬ И ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ СОСТАВ ДИВИЗИЙ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ Г. МОСКВЫ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ К НАЧАЛУ ОПЕРАЦИИ «ТАЙФУН»
Из книги Вяземская катастрофа 41-го года автора Лопуховский Лев НиколаевичПриложение 8 ПЕРЕЧЕНЬ И ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ СОСТАВ ДИВИЗИЙ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ Г. МОСКВЫ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ К НАЧАЛУ ОПЕРАЦИИ
Родовой и видовой человек.
Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий БорисовичРодовой и видовой человек. «Вы писали в «Трех влечениях», что современный человек - «видовое», а не «родовое» существо, представитель не человеческого рода, а класса, профессии, нации. По-вашему, такому человеку недоступен расцвет любви, и он может настать, только когда
2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий - 3 типа работы с инстинктами (запрет, приспособление и компенсация с помощью других инстинктов). Логика исторического процесса
Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег2.6 Религия как система перепрошивки, видовой признак и параметр естественного отбора. Типы религий - 3 типа работы с инстинктами (запрет, приспособление и компенсация с помощью других инстинктов). Логика исторического процесса Если бы Бога не было, следовало бы его
Национальное управление видовой и картографической информации (НУВКИ) (National Imagery and Mapping Agency)
Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь ВасильевичНациональное управление видовой и картографической информации (НУВКИ) (National Imagery and Mapping Agency) 28 ноября 1995 года министр обороны США Уильям Перри, директор ЦРУ Джон Дейч и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джон Шаликашвили направили совместное
ВИДОВОЙ СОСТАВ
ВИДОВОЙ СОСТАВ
совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).
Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .
- ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
- ВИДООБРАЗОВАНИЕ
Смотреть что такое "ВИДОВОЙ СОСТАВ" в других словарях:
ВИДОВОЙ СОСТАВ - перечень видов, составляющих флору, данное сообщество или любой ценотаксон … Словарь ботанических терминов
Видовой состав биоценоза - его биота число видов растений (и животных) или входящих в него ценопопуляций. В большинстве случаев определяется путем внимательного осмотра значительной части сообщества. Чем крупнее исследуемая территория, тем полнее выявляется биота. Так, дл … Экологический словарь
Представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и… … Википедия
СОСТАВ ВИДОВОЙ - совокупность видов живого, входящих в ту или другую территориально ограниченную группировку (сообщество). Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах … Википедия
Г. и., отражающий видовой состав гельминтов, выявленных у обследованной группы населения … Большой медицинский словарь
СПЕКТР ВИДОВОЙ - состав видов вегетирующих или цветущих растений, размножающихся или питающихся животных на определенном пространстве в разные сезоны года. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И.… … Экологический словарь
ФАУНИСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ - характерный для экосистемы или биоты видовой состав животных. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах … Википедия
Книги
- Руководство по медицинской микробиологии. Книга 3. Том первый. Оппортунистические инфекции , Арсланова Вера Алексеевна, Бабин Валерий Николаевич, Батуро Алла Петровна. Руководство содержит современные данные о бактериальных и микотических возбудителях наиболее распространенных оппортунистических инфекций, включая внутрибольничные, а также методы…
- Эволюция кабарговых. Морфологические, молекулярно-генетические, этологические и экологические аспекты , В. И. Приходько. В книге обобщены морфологические, этологические признаки и молекулярно-генетические критерии Moschidae. Приведены современная классификация и видовой состав семейства. Рассмотрены…
2.1. Методика исследования
Работа по изучению видового состава растений была проведена в помещении Моховской школы. С помощью определителя находили точное название растений, изучали биологические особенности и условия необходимые для их выращивания.Затем изучили Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года. № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ». Перечня растений, которые запрещены для выращивания в детских учреждениях в этом документе не нашли. Поэтому обратились к интернету.
В интернете нашли перечень опасных растений, которые нельзя выращивать в детских учреждениях.
На последнем этапе работы проанализировали перечень растений Моховской школы и выявили, есть ли среди них опасные. После этого познакомили учащихся и педагогов с опасными растениями и посоветовали убрать их.
2.2. Результаты наблюдений
Видовой состав растений Моховской школы
Сведения о видовом составе растений в Моховской школе представлены в таблице 1.Из данных, которые отражены в таблице, видно, что в Моховской школе 13 учебных кабинетов. Во всех кабинетах имеются комнатные растения. Так же есть растения в библиотеке, столовой, коридорах, учительской. В школе встречается 53 вида растений. Из них 38 видов – декоративнолистные – ценятся за красоту листьев.
Например, монстера, бегония королевская, нефролепис, аспарагус, сингониум и другие (приложение 1, рис. 1-5, 7-11, 13-16, 18, 20-21). 13 видов декоративноцветковые – ценятся за красоту цветов. Например, эухарис, глоксиния, бальзамин, фиалка, герань и т.д. (приложение 1, рис. 6, 12, 22-24). У эписции и хойи красивые и цветы и листья (приложение 1, рис.17, 19).
Во всех кабинетах, где занимаются учащиеся начальной школы, есть комнатные растения. Больше всего растений в 4 кабинете – 22, на втором месте 5 кабинет – 20 растений. Меньше всего растений в первом кабинете – всего 8 видов. Одинаковое количество видов растений в 3 и 2 кабинетах – по 11 видов.
В кабинетах, в которых занимаются учащиеся основной школы, по количеству видов растений лидирует кабинет биологии. В нём находится 31 вид растений. В кабинете истории и географии – 12 видов. В кабинете физики – 10 видов. В кабинете английского языка – 10 видов. В остальных кабинетах растёт менее 10 видов растений: в кабинете информатики – 8 видов, в кабинете технологии – 9 видов, в кабинете ИЗО – 7 видов, в кабинете математики – всего 4 вида растений.
В коридорах и в учительской находится по 14 видов комнатных растений. Много растений в библиотеке. Несмотря на маленькое помещение, там растёт 12 видов растений. В столовой – 3 вида растений.
Наиболее часто встречаются в помещениях школы следующие растения: сингониум – в 13 кабинетах (приложение 1, рис. 7, 8), нефролепис – в 12 кабинетах (приложение 1, рис. 15) , хлорофитум – в 11 кабинетах (приложение 1, рис. 18), бегония королевская – в 9 кабинетах (приложение 1, рис. 10) , роециссус – в 8 кабинетах (приложение 1, рис. 13) .
Таким образом, если учитель, ответственный за кабинет, любит цветы, значит, в кабинете растёт много комнатных растений. Благодаря растениям в кабинете становится уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха.
Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях
В таблице 2 представлен перечень вредных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Также описан вред, который может нанести данное растение человеку.
Из данных, приведённых в таблице, видно, что в Моховской школе находится 9 видов запрещенных растений. В результате исследовательской работы мы выяснили, что только в четырёх помещениях нет опасных растений: в кабинетах № 10, 18, 19 и в столовой.
Больше всего опасных растений находится в кабинете № 12 и в учительской – по 5 видов. Во 2, 4, 15 и 20 кабинетах – по 3 вида запрещенных растений. По два вида опасных растений находится в 1, 5, 16 кабинетах и в коридоре. По одному виду запрещённых растений находится в 3, 17 кабинетах и библиотеке.
Очень опасное растение – монстера – опасны все части этого растения. Оно находится в кабинетах: 2, 3, 4, 12, 16, учительской (приложение 1, рис. 14).
У некоторых растений ядовит сок. Это – Аглаонема, Диффенбахия, Молочай и Спатифиллум. Эти растения находятся в кабинетах 5, 20, 15, 17, 2, 12, 16, 19, учительской, коридоре (приложение 1, рис. 3, 14, 24) .
У Аспарагуса ядовиты ягоды. Это растение растёт в кабинетах 1, 12, библиотеке, учительской (приложение 1, рис. 4,5) .
У Гиппеаструма ядовита луковица. Он растёт в кабинетах 12, 4, 15, 20 и в учительской.
Растения Олеандр и Герань могут быть опасны своим ароматом. Запах Олеандра может вызвать головную боль. Это растение находится в кабинете №1. Герань наиболее опасное растение. Она может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла. Герань находится в кабинетах № 2, 4, 12, коридоре и учительской.
Таким образом, в Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам.
Таблица 2. Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях
№ п/п | Название растения | Вред от растения | № кабинета, в котором встречается растение |
1 | Аглаонема | Опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами - конъюнктивит и изменения роговицы | 5, 20 |
2 | Амариллис, Гиппеаструм | Луковицы амариллиса богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр, при этом луковицу растения дети легко могут принять за репчатый лук. Симптомы отравления: рвота, депрессия, диарея, боли в животе, судороги, слюноотделение, потеря аппетита, тремор конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника | 12, 4, 15, 20,
учительская |
3 | Аспарагус | Опасны ягоды, вызывают раздражение слизистых оболочек | 1, 12, библиотека, учительская |
4 | Герань | Может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла | 2, 4, 12, коридор, учительская |
5 | Диффенбахия | В соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5-8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза - сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и пищевода | 15 |
6 | Молочай | Содержит очень ядовитый млечный сок. При попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность. Сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза - временную слепоту | 17, 20, 2, 12, 16, учительская |
7 | Монстера | Опасны все части растения | 2, 3, 4, 12, 16, учительская |
8 | Олеандр | Аромат может вызывать головную боль | 1 |
9 | Спатифиллум | Ядовит сок | 15, 17, 19, коридор, учительская |
Выводы
- Благодаря растениям в нашей школе уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха;
- Перечень опасных растений включает 20 видов растений, которые могут нанести вред здоровью людей;
- В Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам;
- Проинформировали педагогов Моховской школы об опасных растениях, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Разработаны памятки об опасных растениях.
Список использованных источников и литературы
1. Антонов В. Цветы в вашем доме. Справочник от А до Я/ В. Антонов. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005, - с.
2. Сергиенко Ю.В.. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – с. 6 – 202.
3. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель./К.Д. Титова. – М.: АСТ Астрель, 2001. – С. 3 – 240.
4. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс
», 2001. С. 61 -225.