Внеурочное занятие по технологии фгос. Внеклассное занятие по технологии в начальной школе с презентацией

Проект внеурочного занятия по технологии в 3 классе

Учитель: Исакова Галина Олеговна, Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №7»

Программа: Технология. Ступеньки к мастерству. Автор Е.А. Лутцева.

Тема внеурочного занятия: Изготовление открытки «Белочка»

Цель и ожидаемый результат: научить выполнять открытку «Белочка». Выполнить открытку с подвижным щелевым механизмом.

Задачи внеурочного занятия:

- обучающие:

Ознакомить с подвижным щелевым механизмом, совершенствовать умение использовать чертёжные инструменты для разметки деталей изделий;

- научить работать с канцелярским ножом;

Совершенствовать умение использовать линейку и циркуль для разметки деталей изделий;

- развивающие:

- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу по схеме или инструкционной карте;

Развивать художественные и конструкторско - технологические способности;

- воспитательные:

- воспитывать аккуратность при выполнении работы;

Рационально использовать материалы при работе;

Оборудование к внеурочному занятию: рабочее место для работы с бумагой и картоном, канцелярский нож, шило, проволока.

Этапы занятия;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к занятию.

Дежурный по классу говорит кого нет в классе

Коммуникативные

Актуализация знаний учащихся

Привлекает внимание, читает отрывок из «сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царавне Лебеди» А.С. Пушкина.

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом – то зовут».

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цель занятия.

Регулятивные

. целеполагание;

. планирование;

. прогнозирование;

Целеполагание, планирование деятельности

Формулирует проблемный вопрос:

Из какого произведения эти строки?

Как вы думаете, почему я их прочитала?

(Наверное, наша поделка будет связана с этим отрывком)

Демонстрируется несколько готовых открыток

Учитель задаёт наводящие вопросы:

Как называется изделие и каково его назначение?

Какое литературное произведение иллюстрирует открытка? Как вы догадались?

Из каких материалов изготовлена открытка? Можно ли использовать другие материалы?

Каковы конструктивные особенности открытки? (Механизм, позволяющий двигать лапку белочки)

Какими способами можно разметить основу открытки? (Разметить прямоугольник по чертежу с помощью линейки)

Как выполнить рисунок на основе открытки? (Нарисовать, скопировать с готового рисунка)

Как прикрепить деталь лапки?

Рассматривают готовые открытки, определяют проблемы, анализируют, обсуждают. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные

. формирование познавательной цели;

. поиск и выделение информации;

. моделирование;

Личностные

. самопознание и самоопределение;

Регулятивные

. целеполагание;

. планирование;

. прогнозирование;

Логические

. анализ и синтез;

. выбор критериев для сравнения;

. выдвижение гипотез;

Тема: Работа с разными материалами. Цветок «Каллы».
Тип занятия : получение новых знаний.Цель: Работа с разными материалами. Изготовить цветок каллы.Задачи: Развивающие: развивать моторику пальцев; навыки и умения ручного труда; умение

экономно пользоваться бумагой, ватными дисками; мышление, фантазию.

Обучающие: закрепить умение располагать детали цветка и форму цветка,

знания по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Воспитывающие: воспитывать бережливость, уважительное отношение к окружающим,

умение работать в коллективе.

Планируемые результаты образования:
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Личностные: познавательный интерес к самостоятельному изготовлению цветка.Познавательные: умение самостоятельно определять расположение деталей цветка; осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной зада-

чей и условиями ее реализации; оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.Межпредметные: окружающий мир
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная;
объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
Материал для выполнения работы: цветная гофрированная бумага (зелёная и жёлтая), ватные диски, ватные палочки, трубочки от сок, клей, ножницы.

Используемые технологии:

личностно-ориентированная:

диалоговая;

развитие критического мышления;

игровая;

проблемного обучения

План урока:

    Мотивация к деятельности


2. Актуализация знаний


3. Постановка проблемы

4. Изучение нового материала

5. Самостоятельная работа с фронтальным показом

    Физкультминутка для пальцев

    Выставка работ

8. Рефлексия

9.Итог урока.

Ход урока:

1. Мотивация к деятельности:


Мы – дружные?

Мы – умные?

Мы – внимательные?

Мы - старательные?

В первом классе учимся?

Всё у нас получится?

2.Актуализация знаний:

а) Сообщения учителя о цветах- каллах.

Каллы – символ простоты и изящества в современной флористике. По состоянию цветка каллы можно предсказывать погоду. Если лепестки цветка (“покрывало”) раскрываются, то ожидается дождливая погода. Если лепестки цветка плотно сомкнуты, будет светить солнце, ожидается жара. В дождливую погоду цветок раскрывается, чтобы собрать как можно больше живительной влаги. С помощью дождевой воды происходит и опыление. Каллы – цветы необычные, иногда их даже считали одушевленными существами.

Родиной калл является Ю. Африка. Род этого цветка был назван в честь Ф. Зантедески - итальянского ботаника XIX в.

Каллы делят на две группы. Более крупные растения, достигающие в высоту 150 см и имеющие в основном белый «цветок», произошли от каллы эфиопской (Calla aethiopica). К другой группе относятся сорта с цветным покрывалом, произошедшие от золотисто-желтой каллы Элиотта (C. Elliottiana) и розово-красной каллы Ремани (С. rehmanii). «Цветные» каллы не превышают в высоту 50 см. Цветок калла считается необычным цветком по уникальности формы и относится к самым красивым цветам еще из-за того, что цветок калла имеет много оттенков цветовой гаммы. Помимо белых, в природе встречаются каллы оттенков фиолетового, оранжевого, розового, зеленого и желтого цвета.

«Цветком» каллы называют кроющий лист (покрывало), в который обернута желтая «свеча» соцветия-початка. Настоящие цветки каллы мелкие и невзрачные, но чрезвычайно душистые. Их аромат напоминает запах ванили.

По состоянию цветка каллы можно предсказывать погоду. Если лепестки цветка (“покрывало”) раскрываются, то ожидается дождливая погода. Если лепестки цветка плотно сомкнуты, будет светить солнце, ожидается жара. В дождливую погоду цветок раскрывается, чтобы собрать как можно больше живительной влаги. С помощью дождевой воды происходит и опыление.

С давних времен каллы считаются символом благополучия домашнего очага. Согласно поверьям, каллы являются талисманом счастливой семейной жизни. Именно эти легенды сделали в наше время каллы обязательным атрибутом букета невесты, а в середине XX века в Европе букет из белоснежных калл, полученный девушкой от молодого человека, считался официальным предложением руки и сердца.Калла – преклонение, “Ты великолепна”. Если мужчина дарит Вам каллы, будьте уверены – перед Вами настоящий джентельмен и неординарный человек.


3. Постановка проблемы:

Что будем делать на занятии?

Кто сформулирует тему нашего занятия? (поделки из разных материалов)

Какие цели ставим?

Что сегодня потребуется нам для работы? (перечисляют)

Чтобы выполнить эту поделку, давайте вспомним правила безопасности при работе с

ножницами и клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:


1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

4. При работе следи за пальцами руки.

5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:

1. Не допускать попадания клея в глаза.

2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.

3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

4. Физминутка для пальцев рук “Колокольчик”.

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.

5 . Оборудование рабочего места (проверка)

6. Анализ технологии изготовления поделки:

Наметим план изготовления;

Что сделаем сначала?

Что потом?

План:

Для изготовления одного цветочка нам понадобятся следующие материалы: ватный диск, желтая гофрированная бумага, зеленая бумага, ватная палочка,зеленая трубочка для коктейля, клей и ножницы.

Из желтой гофрированной бумаги вырезаем прямоугольник, мажем клеем вертикальные края и оборачиваем ватную палочку с одного края, загибая верхний конец бумаги внутрь. Вставляем палочку в трубочку и обматываем её зелёной бумагой. Ватный диск аккуратно растянем, чтобы он принял овальную форму, намажем серединку (радиус овала) и приклеим туда трубочку. Нижний край диска соединим вокруг трубочки с помощью клея. Из зеленой бумаги вырежем листик в форме сердечка. Намажем у него серединку и приклеим сверху получившуюся конструкцию.

Наш цветочек готов!

8. Самостоятельная работа с фронтальным показом.

9 . Выставка работ. Игра «Нарядим планету к празднику».

Где можно увидеть цветок?

    Ткань.

    Посуда.

    Украшения.

    Продукты питания – салат, печенье.

    Украшение ногтей и т.д.

10. Рефлексия:

Что понравилось на занятии?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какое у вас сейчас настроение? т Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

Стихотворение “Берегите природу”

На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой”. Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской мы охапки тащили устало.
И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!

11. Итог урока.

Внеурочное занятие по технологии «Волшебство с листом бумаги»

Тема урока : Работа с бумагой. Оригами «Японский журавлик».

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока : научить делать японских журавликов методом складывания

бумаги (оригами).

Задачи :

Образовательные - расширить представление учащихся о древнем японском

искусстве обработки бумаги-оригами.

Познакомить с историей возникновения и изготовления

японского журавлика – символа счастья и бессмертия, с

легендой его происхождения, осуществляя при этом

межпредметные связи: трудовое обучение + история +

литературное чтение + музыка + окружающий мир +

изобразительное искусство + развитие речи.

Развивающие - развивать познавательный интерес учащихся, их

эстетическое восприятие красоты древнего вида

прикладного искусства Японии – искусство «оригами».

Развивать мелкие мышцы кистей рук, отрабатывая более

сложные приемы сгибания бумаги.

Воспитывающие - воспитывать миролюбивые добрые чувства детей, их

потребность к сопереживанию чужому горю, к

необходимости сохранения мира на Земле.

Воспитывать актуальность, любовь и уважение к

народному творчеству.

Оздоровительные - осуществлять гимнастику кистей рук, укрепляя их мелкие

Объект труда : изготовление японского журавлика в технике оригами

(сгибание).

Материал: белая писчая бумага.

Инструменты и приспособления: ножницы.

Основные технологические операции : складывание тонкой бумаги; резание

Технологические сведения :

Инструменты и приспособления, применяемые

для обработки бумаги, привила безопасности труда

при работе с ними;

Привила организации рабочего места;

Правила сгибания, складывания бумаги

Правила использования ножниц.

Оборудование к уроку :

Образец готового изделия (увеличенный вариант),

5 журавликов из писчей бумаги стандартного размера,

скрепленных между собой ниткой по типу гирлянды,

Таблица последовательности изготовления журавлика,

Презентация к уроку

Стихотворение Р.Гамзатова «Я не хочу войны».

Песня «Японский журавлик» муз. С. Туликова, сл.

Н. Добронравова

Ход урока .

I этап. Организация начала урока.

Подготовка учащихся к уроку, наличие необходимых инструментов и

материалов,

Подготовка средств труда (организация рабочего места),

Сообщается общая цель и тема урока:

Сегодня мы продолжим знакомство с древним японским искусством складывания бумаги – оригами. На уроке мы сделаем японского журавлика символ счастья и долголетия.

II этап. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

    Актуализация опорных знаний и умений

а) обращение к выставке детских работ в технике оригами: лягушка,

лисёнок, рыбки, двухтрубный кораблик, лодка, летающий ящер

б) книга «Оригами»

в) ознакомление с предстоящей работой, как с новым видом оригами,

более сложным из изготовленного ранее

г) повторение правил и законов оригами – изготовление изделий из

квадрата бумаги.

    Формирование познавательных навыков с использованием эмоциональных и познавательных методов мотивации деятельности учащихся

а) вступительная беседа об истории происхождения и изготовления

японского журавлика.

Легенда.

В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали ее Сасаки. Много лет тому назад, когда Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На Хиросиму (6 августа 1945 года) была сброшена атомная бомба. Взрыв был очень сильный и похож на огромный гриб. Разрушились дома, погибли тысячи людей, почернели белые цветы. Хиросима превратилась в мертвый город.

Много лет прошло с тех пор. Город был заново отстроен. Но до сих пор в Хиросиме люди болеют страшной лучевой болезнью, которая приводит к лейкемии (раку крови) и которая передается по наследству.

Когда Сасаки появилась на свет, атомного взрыва не было, но его ядовитая частица попала девочке в кровь и она тяжело заболела лейкемией. Её положили в больницу. Но состояние Сасаки ухудшалось с каждым днем.

Однажды девочке приснился сон, что она выздоровит, если сделает тысячу белых журавликов. Белые журавлики по преданию в Японии приносят счастье и долголетие.

Наутро Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Её белые журавлики сидели на столе, на подоконнике, на полу. Но до тысячи было еще очень далеко. И тогда японские дети решили помочь Сасаки. Они стали приносить ей своих журавликов в больницу. Даже московские ребята послали в Хиросиму своих журавликов.

Но журавлики не смогли победить страшную болезнь. И когда до тысячи оставалось совсем немного, Сасаки умерла.

Звучит «Песня о японском журавлике» -

Но девочка не выжила и все же умерла,

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавленочек упал из детских рук.

И девочка не выжила, как многие вокруг.

Тебе я бумажные крылья расправлю.

Лети мой журавлик, встревожь ты весь мир.

Журавлик, журавлик, японский журавлик

Ты вечно живой сувенир, сувенир.

Японские дети собрали деньги на памятник Сасаки. (Фото) В центре города Хиросима появился монумент. Фигура человека, несущего японский журавлик. Люди останавливаются возле этого памятника и молчат. Они вспоминают всех погибших от ядерного взрыва. А дети приносят сюда белых журавликов.

Стихотворение Р.Гамзатова «Я не хочу войны» читает ученик:

Я хочу, чтоб в целом мире затрубили журавли,

И напомнить всем могли о погибших в Хиросиме

И о девочке умершей, не хотевшей умирать.

И журавликов умевшей из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость сделать девочке осталось...

Для больной нелегок труд.

Всё ей, бедненькой, казалось – журавли ее спасут.

Журавли спасти не могут – это ясно даже мне.

Люди людям пусть помогут преградить пути войне!

Вопросы учащимся : Ответы учащихся:

Почему бумажные журавлики - Журавлики не лечат, ведь они не

не смогли спасти девочку? волшебные.

Девочка была смертельно больна.

Какая самая главная мысль в - Главное – не должно быть войны.

этом стихотворении? Люди должны жить в мире.

Какая ещё птица у нас считается - Символ мира голубь. Аист.

символом мира?

Правильно. Белый голубь – символ мира. «Аист на крыше – мир на Земле». Все люди на нашей планете должны жить в мире, долго и счастливо, сеять хлеб, растить детей и дружить.

III этап. Усвоение новых знаний.

- С древности живет в Японии примета. Если в доме живет белый журавлик, то в этом доме будет счастье и долголетие. А у нас считается, что если аисты свили гнездо на крыше дома, они принесут счастье этому дому и его жителям. Мы хотим, чтобы вы жили долго и счастливо.

Сегодня мы сделаем традиционных японских журавликов на счастье. Мир вашему дому!

Далее учащиеся последовательно под руководством учителя делают журавликов из белой бумаги (см. в приложении или в книге: «Оригами» Искусство складывания из бумаги, Московский Центр Оригами, М, 1995, стр. 44).

IV этап.

Контроль завершенной работы изготовленного японского журавлика.

V этап. Подведение итогов.

Выставка работ, анализ ошибок.

Уборка рабочего места.

Приложение: Последовательность изготовления журавлика.

Конспект внеурочного занятия по технологии «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии»

, учитель технологии МКОУ «Середняковская средняя общеобразовательная школа», Костромского района, Костромской области.
Описание материала : предлагаю провести занятие (можно как экскурсию по выставке; можно организовать целый праздник; можно использовать мастер – классы) для детей школьного возраста 7-14 лет по теме «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии» и посвятить этот праздник Международному дню рукоделия 16 ноября (а также можно к дню города и к дню деревни). Данный материал будет полезен и интересен жителям нашей деревни Середняя, родителям, можно использовать на родительском собрании в школе. Это познавательное занятие позволяет ознакомиться с разными видами декоративно-прикладного творчества, отразив историю, природу Костромского края.
Конспект внеурочного занятия для учащихся 1-9 классов на тему «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии»
Цель : показать значимость сохранения декоративно-прикладного творчества для развития творческого потенциала личности и приобщения детей к народным традициям средствами искусства, отразив частичку истории родного края.
Задачи :
Образовательные: Ознакомление с историей предметов интерьера, сувениров, отражающих Костромскую сторонушку.
Развивающие: развитие творческих способностей и стремление к самовыражению через создание авторских работ
Воспитательные: овладение навыками цивилизованного предпринимательства, воспитание художественного вкуса.
Актуальность предложенного мной праздника заключается в неразрывности прошлого и настоящего.
В приобщении с раннего возраста принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию.
Ожидаемый результат :
В результате реализации мероприятия ожидается, что проявится больший интерес к истории своего родного края.
Повысится интерес отразить красоту края в декоративно-прикладном творчестве
Закрепится уважительное отношение к людям, воссоздающим интересный краеведческий материал
Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать, созданные своими руками изделия, отражающие места и жизнь родной земли.
Увеличится количество обучающихся участвовать в подготовке и проведении подобных мероприятий.
Демонстрационный материал:
Выставка детских работ
Образцы поэтапного изготовления работ
Схемы, чертежи, сколки
Песни о Костроме, природе, Волге
Фильм «Кострома – колыбель династии Романовых»
Раздаточный материал:
Принадлежности и оборудование для:
Вязания крючком
Кружевоплетение на коклюшках
Вышивание крестом
Проволока, шпагат, фетр, фоамиран для изготовления цветов

Ход внеурочного занятия «Костромская сторонушка, воспетая в рукоделии»

Ведущий: сказку – экскурсию донесли до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц нашей школы. Все вы уже побывали и посмотрели на интересные, креативные изделия наших учениц – мастериц. С некоторыми мы вас познакомим более подробно и затронем историю Костромской земли.
(Звучат песни о Костроме, фильм о Костромской земле)
Работу «Кострома велосипедная» представляет Фёдорова Лиза
1801 год – первый велосипед с рулем и педалями был построен в России. Изобретатель – крепостной кузнец Ефим Артамонов.
Много позднее появился велосипед в Костроме. Вот он старый красавец, я представляю его с большой корзиной цветов, что буду продавать, на рынке. Проеду на нем по тихим улочкам города и в знак уважения к памятным местам, буду оставлять их в благодатных храмах Костромской земли. Пешком пройтись долго, на лошади некрасиво и громко, а на велосипеде на зависть всем, ведь другого выбора нет. Куда же я поеду?
К северо-востоку от Москвы на Костромской низменности по обоим берегам Волги расположился один из старейших городов России – Кострома. Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Древняя Кострома находится на левом берегу Волги, на правом берегу расположены заводы и застройка советских времен.
(Слайды с видом Костромы)
Кострома в начале XX века была очень красивым зеленым городом. Особенно привлекателен был вид Костромы с Волги, а более всего с противоположного берега, от села Городища. Если бы мы в те годы жарким летом взошли на высокий городищенский холм, то перед нами раскрылась бы вся величественная зеленая панорама города, протяженностью свыше четырех километров. Влево от нас, на стрелке, образованной Волгой и рекой Костромой, за белыми каменными стенами мы бы увидели твердыню православия -Ипатьевский монастырь с его златоглавым собором.
Именно здесь сохранились архитектурные ансамбли XVI-XIX веков, представляющие наибольший интерес – это Ипатьевский и Богоявленский монастыри (XVI-XIX вв.), а также храмы XVII века Воскресения на Дебре, Рождества Христова на Городище, Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, Спаса Преображения за Волгой. И все это путешествие осуществлялось на велосипеде.
Рядом с монастырем на берегу речки Игуменки под открытым небом расположился музей деревянного зодчества. Очень красивое место с множеством старинных строений, которые удачно вписались в ландшафт. Очень много деревьев, прудик, тропинки-дорожки. Ощущение такое, как будто ты едешь по деревенской улице мимо домиков бедных и богатых крестьян, мимо амбаров и мельниц, мимо часовен и старинной церкви. А ведь это все так и было, и без велосипеда никуда. Надо успеть и молоко продать на Молочной горе, и новости разузнать, а может быть старых знакомых навестить с букетом цветов, да и обратно домой успеть. Это мы сейчас привыкли на машине, или автобусе, а в старой Костроме велосипед был только у зажиточных, уже позже он появился у среднего сословия.
Потрясающее место – действующий Богоявленский Анастасиин женский монастырь. Здесь находится Великая Всероссийская Святыня – чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Пред ликом этой иконы Михаил Романов принял избрание на престол Российского государства. Богоявленский собор – главный храм монастыря, является кафедральным собором Костромы. Храм великолепен, как и сам монастырь.
Так же значимым памятником архитектуры и истории является комплекс Торговых рядов – самый крупный торговый комплекс России конца XVIII-начала XIX веков, состоящий более чем из 20 зданий, различных по своим размерам. Здесь много небольших современных магазинчиков. Настоящий торговый городок! Куплю что мне надо и поеду по набережной Волги домой в Середюю, через мост, Пантусово, Михалево, и вот я дома! А раньше через Волгу ходил паром, с велосипедом на паром, и я быстро долечу до дома! Удобно по времени, быстро, полезно для здоровья, дешево!
Ведущий: спасибо за ваше творчество!
Ну, а нашим зрителям я предлагаю поучаствовать в конкурсе «Мотальщицы»
Каждой участнице предлагается перемотать нитки с одного клубка на другой и отгадать загадку, написанную на листочке, вложенном в клубок. Длина ниток во всех клубках одинакова. Кто первый. Дополнительное очко участница получает за отгаданную загадку.
На одной яме сто ям с ямой (наперсток)
Пять сестер один домик строят (спицы)
Маленька, синенька, всему свету миленька (игла)
Кого с полу за хвост не поднимешь? (клубок)
Не связана - как дорожка, а связана - так одежка (нитка)
По полотняной дорожке скачет на одной ножке (швейная машина)
Ведущий: работу «Грибочек», техника «Кружевоплетение на коклюшках. Вологодское кружево» представляет Сухова Алёна, и работу «Грибная шкатулка», вязание крючком представляет Воронцова София
Костромская глубинка, Костромская сторонушка, огромные лесные массивы. Я часто езжу к бабушке в Шарью, особенно в грибной сезон. Такое увлекательное занятие, как «тихая охота», заставляет проснуться в свой выходной день даже самых закоренелых любителей подремать. Как ни странно, но сбор грибов в природе очень популярен среди разных слоев населения. Один из главных вопросов, который терзает большинство новичков – а куда поехать, чтобы провести время с пользой и наслаждением одновременно?
Кстати. Наши соседи поволжские финны – ветлужские крестьяне-марийцы, которые с глубокой древности и по сей день проживают в северных лесных районах Костромской губернии, и за её пределами очень любят грибы. Оказывается не зря герб Шарьи «река и ёлка».
Много грибов на родине Ивана Сусанина. Во всех уголках России знают нашу Кострому, как уголок грибников. Для «тихой охоты» многого не надо - нож, корзина, дождевик да сапоги. Поэтому сбор ягод и грибов издавна очень распространен на Руси, в Костромской губернии.
Пища скудных крестьян?
Еще в XVIII-XIX веках даже в богатых крестьянских семьях пища была достаточно сытная, но очень простая. Мясо на столе бывало только в праздники или какие-либо другие знаменательные даты. Тогда-то и приходили на выручку грибы. Огромное значение в русской народной кухне грибные блюда имели во время православных постов, общая продолжительность которых составляет 200 дней в году. Самый длительный и строгий Великий пост исключает употребление рыбы, и тогда грибы были почти единственным источником белка и витаминов, так необходимых организму человека.
В России употребляют почти все грибы, даже если в них червь завелся.. Однако не слышно, чтобы вредны были грибы, которые здесь обыкновенно едят соленые, или вареные с конопляным маслом, или печеные на углях.
Из свежих и сушеных грибов они варили разнообразные супы и похлебки, а также начиняли ими пироги. Пластинчатые грибы (рыжики, грузди) солили, а белые, подберезовики и подосиновики сушили. Жарили грибы потомки «лесных людей» вместе с картофелем и луком на сковороде. Кстати, жаренье грибов вошло в быт мари достаточно поздно, видимо, под влиянием русской кухни.
Занятие для всего села
Крестьяне-мужчины обычно выполняли достаточно тяжелую полевую, промысловую работу. Поэтому ходить на «тихую охоту» и заготавливать грибы впрок по большей части было уделом баб и ребятишек. В то же время в некоторых российских губерниях сбором грибов, в том числе грибным промыслом, занимались целые семьи и даже села.
Особенно славились грибные промысловики Смоленской, Ярославской, Тверской, Костромской и Владимирской губерний. Крупнейшими же центрами грибного промысла были города Судиславль, Шарья Костромской губернии. Они поставляли грибы на столичные рынки и во все крупные города России.
Старинным заговором на удачный сбор грибов, поделилась со мной бабушка “Выйдешь на перекресток дорог, три раза плюнь в левую руку и приговаривай: “Подай, ради Христа, добрых грибов“. А я ей подарила картину, сплетенную коклюшечным кружевом, плела и приговаривала, чтоб удачный был грибной сезон. А бабушка моя приготовила для этой картины самое видное место.


Работа моя выполнена сцепной техникой плетения, Вологодское кружево, плела шестью парами, нитями «Ирис» .
Воронцова София : грибные места любители «тихой охоты» в глубинке раскрывают неохотно. Смешанный лес - именно в таком массиве чаще всего растут белые грузди. А это наша Кострома и Костромская область, откуда довольно большие поставки грибов были. Цены на сушеные грибы были высоки. Особенно они поднялись в годы Первой мировой войны, когда в России категорически не хватало мяса, и большинство мясных блюд приходилось заменять грибными. А в современное время целыми семьями, на своих машинах, едут в лес за грибами. Это как семейный праздник – сбор грибов и ягод.
А мне захотелось сделать вот такую «шкатулку-грибочек», выполненную в технике «Вязание крючком», а в неё я могу положить сушеные грибы



Ведущий: спасибо за ваш труд, мастерицы-рукодельницы!
Ну, а нашим зрителям я предлагаю конкурс музыкальный.
Число участников неограниченно.
Видеоклипы на песни : «Песня веселых монтажников», «Девочки фабричные», «Ксюша». Молодцы! Отдохнули! Ребята из зала определяют победителей.
Ведущий! Ну а мы продолжаем и предлагаем следующую мастерицу.
Филейное вязание представляет Королёва Дарья.



Человек издавна стремится украсить свое жилище и изготовить все, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о практическом её назначении, но не забывал и о красоте.
Первобытные народы, жившие в лесах и занимавшиеся охотой, испокон веков плели из веревок и бечевки сети для ловли зверей и птиц, а жители приморских стран - для рыбной ловли. Изначально плетение сетей представляло собой лишь умение соединять нити с помощью особых узлов, но со временем оно претерпело существенные изменения, было дополнено затейливой вышивкой и превратилось в искусство.
У нас в Поволжье это рукоделие, особенно широкое распространение получило. Может, оттого, что издавна плели здесь в деревнях сети для рыбной ловли».
А наша деревня Середняя расположена в живописнейшем месте на берегу реки Волги, и это соседство деревни и крупнейшей реки Волги дало нам искуснейших мастериц данного ремесла. А я пробую, учусь и уже выполнила несколько работ
Ведущий: спасибо за ваш труд! Игра «Что спрятано в клубочках ». Есть на нашей выставке вещь, которая украшала до недавнего времени дом. Попробуем выяснить, как называлась кружевная полоска, которую пришивали как украшение. Название вещи замотано в 6 клубочках-в каждом клубочке по букве. Шестеро учеников разматывают клубочки: кто быстрее? Игра проводится под фонограмму песни «Спорит Вологда и спорит Кострома». Итак, мы размотали буквы П, О, Д, З, О, Р. Кто сумеет сложить из них слово, обозначающее кружевную полоску. Но куда же в горнице прикрепляют подзор? Посмотрим на разложенные рисунки. На них изображены стол, окно, кровать, лавка, полотенце, печь. Выберите рисунок с предметом, который украшается подзором. (Кровать)
Ведущий: Продолжаем и предлагаем вашему вниманию
Фартук «Костромской крестьянки представляет Воронцова София

Славилась русская вышивка Костромской губернии. Тамбур, тамбурный шов. Каких только рисунков не сотворишь этой вышивкой. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд. Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
И, приехав на ярмарку в другой город можно было увидеть, что приехали женщины из Костромы.
Славилось мерное кружево особенно у жителей Галича. Коклюшечное кружево, не все костромички это умели, работали в поле от зари до зари. Однотонное мерное кружево украшало низ фартука и карманы, могло украшать и другие виды одежды. По виду кружева определяли, из какой губернии эта крестьянка. Вологодское или Михайловское, Елецкое или Костромское. Я представляю фартук Костромской крестьянки.
Изучая на уроках технологии, историю фартука и, выполняя практическую работу по пошиву изделия, углубилась, в эту тему и меня заинтересовала жизнь женщины – крестьянки. Наша Кострома старинная глубинка, где жили небогато и в основном своим натуральным хозяйством. А значит у каждой женщины была своя история фартука. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры.
Ведущий: Спасибо! Многое ты умеешь, с интересом работаешь!
Вновь конкурсы для зрителей! Что спрятано в бабушкином сундучке? Зачитывается характеристика: хорошо стирается, очень прочная, в жару создаёт ощущение прохлады. Недостаток - сильно мнется. При добавлении синтетической нити сминается меньше (лен)
«Черный ящик» . Вначале этот предмет изготовлялся из рыбных и других костей. На смену костяным пришли бронзовые, а затем железные, а в домах богатых людей – серебряные предметы. Долгое время этот предмет изготавливался вручную. Сначала его ковали, один конец загибали, а второй затачивали. Но когда была придумана волочильная доска, этот предмет стал гораздо более изящным, гладким, а главное, прочным. Что это за предмет? (Игла)
Работу «Бренды Костромы»

Кривулька –кубик в технике вышивка крестом представляет Коптелова Ксения
Над туристами, впервые отправляющимися в старинную красавицу Кострому, конечно довлеет интерес «Что посмотреть в Костроме?». Будет весьма полезно дарить такой сувенир, выполненной мной кривульки. Все стороны кубика отражают особенность Костромской стороны, одной из жемчужин популярного туристического маршрута «Золотое кольцо»
Я представляю один из древнейших сувениров кривульку–кубик. Сувенир выполнен в технике вышивки крестом. Его можно использовать как игольницу.
Кострома - родина Снегурочки.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально он возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако, существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома - не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка.
Кострома сырная

Кострома славится сырами со второй половины XIX века, когда здесь открылась первая сыроварня под руководством купца Владимира Бландова – и с тех пор производство стремительно развивалось. Сейчас в Костромской области насчитывают порядка 11 крупных сырных производств. Самый известный сорт – Костромской – придуман более 130 лет назад.
Сумароковская лосеферма

Была построена по приказу Хрущева в 1960 году. Знаменитый реформатор сельского хозяйства и животноводства решил, что лоси, как и коровы и лошади, могут служить на благо человеку. По всей стране было создано несколько таких ферм, но только Костромская смогла справиться с поставленной задачей и приручить дикое животное. В настоящее время только Сумароковская ферма выращивает лосей.
герб-памятник Костромы - Ладья .

Что приходит на ум, когда мы слышим "Кострома" - Иван Сусанин, река Волга и город с красивейшими церквями! Не случайно, в самом центре города, у подножья реки Волги, расположился герб-памятник - Ладья. Кострома, с давних времен славилась торговым туристическим центром. В 1767 году императрица Екатерина 2, совершая круиз по Волге, была поражена красотою города и в знак благодарности за радушный прием, пожаловала герб, с изображением Ладьи. И по сей день этот символ украшает город.
Музейная деревня «Костромская слобода»

Всё меньше деревень остается на карте России. В глубине веков исчезают маленькие деревянные домики, уступая место новостройкам из стекла и бетона. Выросли целые поколения, никогда не жившие в деревянных избах, не знающие вкуса горячего хлеба из русской печки и студеной воды из родника, не бегавшие босиком по травке. Безвозвратно уходит «деревянная Русь»… Жителям и гостям города уникальная возможность совершить путешествие в прошлое! Входной павильон в музей как временной портал, разделяющий современность и старину. Из шумного города попадете на тихую деревенскую улицу, протянувшуюся вдоль живописной речки Игуменки. Музейная деревня красива в любое время года – и летом, утопающая в зелени, и осенью – одетая в золото, и зимой – укрытая искристым снежным покрывалом, и весной – окутанная нежно-зеленой дымкой молодой листвы. Это музей под открытым небом.
Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых. Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".
Ведущий: Спасибо нашим юным мастерицам за красоту, созданную на Костромской земле. А чтоб всё это получалось нужно знать пословицы и поговорки о труде . Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
Землю красит солнце, а человека парикмахер. (Землю красит солнце, а человека труд)
Мало хотеть, надо клянчить. (Мало хотеть, надо уметь)
Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Будешь лениться - узнаешь директора (Будешь лениться-узнаешь голод)
Кто мало говорит, тот много съедает. (Кто мало говорит, тот много делает)
Ведущий: какие же инструменты для этого нам нужны? Прочтите названия инструментов.
И Н А П С Н О Д
Г Л А Е П Н Ж А
О Т С Р И И Ц Ы
К Б У Л Ц А К Р
А К В А К О Ч Ю
ОТВЕТЫ: игла, наперсток, булавка, спица, ножницы, крючок.

Итог мероприятия: работа мастер – классов.

Ребята отпускают смайлики разных цветов, в какой мастерской они хотели бы работать . Это и будет итогом работы. Работа мастер – классов может работать несколько дней.
Названия мастер – классов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации внеурочной деятельности в рамках федеральных

государственных стандартов основного общего образования

второго поколения

"От идеи до модели"

Направление: общекультурное

(Возраст детей: мальчики 5 класс)

Срок реализации: 1 год

Вид программы: Авторская

Педагог:

Максимов СП

учитель технологии

Томск 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «от идеи до модели» составлена в соответствии с:

    Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»»

    Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении»;

    Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №64 в связи с введением ФГОС.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художественное творчество.

Программа «от идеи до модели» прививает творческие способности, включает задания на воображение, умение наблюдать, неординарно мыслить. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология».

По базисному учебному плану пятых классах на изучение курса «Технология» отводится всего 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности.

Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с различными видами декоративно - прикладного искусства (выжигание, выпиливание ручным лобзиком, аппликация т.д.).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, плотника, скульптора. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Внеурочная деятельность по программе «от идеи до модели» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду -приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, сроком реализации на 1 год обучения. Основанная на индивидуально-личностном подходе к обучению, программа учитывает разный уровень психофизических возможностей детей. При реализации программы отдается приоритет воспитанию личностных качеств обучающихся, воспитывая в детях дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

На занятия допускаются учащиеся 5 класса, при условии выполнения правил поведения и техники безопасности на занятиях, изучению которых в программе предусмотрены отдельные часы. Количество учащихся не должно превышать 10 человек в связи с тем, что обучающиеся должны постоянно находиться в поле зрения педагога, так как на занятиях используются колющие и режущие предметы.

Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиН для общеобразовательных учреждений.

Целью данного курса занятий декоративно-прикладным творчеством с детьми младшего школьного возраста является развитие творческой и трудовой активности детей, их стремления созиданию прекрасного.

Программа «от идеи до модели» решает следующие задачи:

- воспитание трудолюбия, усидчивости, предприимчивости, обязательности, честности, ответственности, патриотизма;

- развитее эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

- формирование политехнических знаний и экологической культуры;

Повышение интереса к занятиям, используя разнообразные методы работы;

Создание условий для освоения технологии работы с материалами для выполнения различных видов обработки древесины.

Поощрение смелости в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в изготовлении и оформлении изделия.

Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности .

Исходя из возрастных особенностей учащихся младшего и среднего возраста и учитывая возможность дальнейшего применения полученных знаний и умений во взрослой жизни, в программе уделяется особое внимание:

    стимулированию творческого подхода к любым видам деятельности;

    воспитанию способности эстетического восприятия предметов декоративно-прикладного искусства;

    привитию детям трудовых навыков;

    развитию художественного вкуса;

    пробуждению стремления к познанию народных традиций в искусстве и в быту.

Для определения результатов обучения используются следующие методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос, контрольное практические задание, анализ, собеседование, конкурсные работы.

В программе предусматриваются три вида занятий: индивидуальные, коллективные, групповые. Преобладают групповые, имеется возможность их сочетания.

Программа рассчитана на 2 уровня освоения:

Общекультурный уровень

Во все времена люди, населявшие нашу планету, занимались обработкой древесины. Из этого материала изготавливались самые разнообразные предметы: от вещей, необходимых в повседневном обиходе и декоративных украшений, до архитектурных композиций и абстрактных произведений. Занятие этим искусством способствует проявлению детского, художественного творчества, что, несомненно, благотворно сказывается на духовное развитие, трудовой нравственности и эстетическом воспитании детей.

Профессионально ориентированный уровень

В дальнейшем дети смогут связать свою профессию с этим видом деятельности.

Программа строится с учётом знаний, умений, навыков, приобретаемых учащимися на занятиях в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области деревообработки.

Программа строится с учётом личностных потребностей обучающихся и преобразований творческой, технической деятельности.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностными результатами освоения учащимися программы ««от идеи до модели»» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Город мастеров» являются:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

Ожидаемые результаты:

    Участие в выставках

    Участие в конкурсах

    Сформированность значимых качеств личности: трудолюбие, ответственность, заинтересованность, усидчивость, терпение, аккуратность;

    Профессиональная направленность на выбор профессии, связанной с этим искусством.

Методы организации процесса обучения: убеждение, создание ситуации успеха.

Формы подведения итогов по реализации программы:

Программа предполагает аттестационную систему для всех кружковцев.

Цель аттестации – определение уровня усвоения программы воспитанниками, её дальнейшая корректировка и определение путей достижения каждым ребёнком максимального творческого и личностного развития.

Итоги могут подводиться в форме деловой игры, анкетирования, презентации личных достижений, конкурсов, выставок, а так же системой оценивания может быть портфолио достижений учащихся.

Контроль знаний проводится в виде выставок изделий, творческих задач, конкурсов, а так же выполнения творческих заданий.

Программа предусматривает применение средств диагностики, достигнутых результатов (анкетирование, анализ творческих работ учащихся)

Форма занятий: групповые занятия, индивидуальные занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы.

Формы контроля:

    По признаку последовательности: текущий, итоговый;

    По периодичности: периодический;

Методы контроля: наблюдение, собеседование, устный опрос, задания домой.

Ожидаемый результат обучения: результаты учитываются применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности её качеств: знаниях, умениях, чертах характера.

Условия реализации программы

    Просторное хорошо проветриваемое помещение.

    Наличие необходимого материала для создания различных изделий.

    Наличие необходимого оборудования, инструмента и приспособлений для проведения практической работы.

    Необходимое количество рабочей одежды и средств защиты.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

Выбор сюжета и построение рисунка на заготовке

Введение. Организация рабочего места.

10.

Итого:

70

22

48

Содержание программы.

    Вводное занятие.

Теория: Краткие сведения об искусстве выжигания. Выжигание в искусстве народных, художественных промыслов. Ознакомление с инструментами, материалами. Требования безопасности. Программа и режим работы кружка. Организационные вопросы.

Практика: Организация рабочего места.

Искусство выжигания

    Теория: Искусство выжигания. Беседа о возникновении искусства выжигания. Знакомство со знаменитыми художниками которые занимались выжиганием: Альбрехт Дюрер, Рембранд и Брюйер. Первые приборы для выжигания. Инструменты, материалы и оборудование. Приборы для выжигания (покер, перьевой прибор). Действие прибора. Необходимый набор приспособлений (карандаш, точилка для карандашей, ластик, цветные карандаши, циркуль, линейка, ручки, калька, копировальная бумага, наждачная бумага, клейкая лента, проволока, отвертка) Виды древесины. Виды поверхности различных пород деревьев пригодных для выжигания. Свойства древесины.

Практика: Просмотр иллюстраций. Выбор рисунка, копирование рисунка.

    Теория . Приёмы выжигания. Плоское выжигание.

Практическая работа: Подбор образца для повторения. Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения. Освоение приёмов выжигания способом плоскостного решения. Достижение выразительности рисунка разнообразием контурных линий и затенений.

    Теория: Приёмы выжигания. Глубокое выжигание.

Практическая работа: Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения. Освоение приёмов выжигания способом глубокого решения. Достижение выразительности рисунка узкой каймой, облегающей границу рисунка.

    Творческая работа учащихся. Выбор композиции. Самостоятельное выполнение работы с использованием плоского и глубокого выжигания.

Техника выжигания

    Теория. Точечное выжигание. Приёмы точечного выжигания.

Практическая работа: Отрабатывание технических приёмов выжигания. Упражнения в выполнении точечного выжигания. Подготовка дощечки наждачной бумагой. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу.

    Теория. Природа и животные нашего края. «Белка». Беседа о любви к природе, к животным. Их надо оберегать. Показ иллюстраций с изображением белки. Объяснение приёма и способа передачи пушистости меха.

Практическая работа: Подготовка доски к выжиганию. Точечное выжигание рисунка. Использование акварели при оформлении работы.

    Теория. Точечное выжигание. «Ветка рябины». Беседа о природе нашего края. Растения и деревья которые растут у нас в саду. Лечебные свойства рябины.

Практическая работа: Подготовка доски к выжиганию. Точечное выжигание рисунка. Использование акварели при оформлении работы. Лакирование изделия.

    Воспитательное мероприятие «Эти забавные животные». Беседа о животных которые населяют нашу планету. Интеллектуальная игра.

    Теория. Точечное выжигание. «Олень» Беседа о животных тундры и лесотундры. Просмотр иллюстраций об оленеводстве.

Практическая работа. Подготовка дощечки наждачной бумагой. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу . Точечное выжигание рисунка. Использование акварели при оформлении работы. Лакирование изделия.

Основные узоры выжигания.

13-15 Теория. Знакомство с основными узорами выжигания: «Ёлочка», «Плетёная Рогожка», «Тёмный фон», «Маленькие точки», «Лёгкие волны» и др. Применение узоров при выжигании работ: «Два медведя», «Барсук», «Улитка», «Кобра». Использование изученных узоров при выполнении коллективной работы «Колобок».

Практическая работа. Работа с технологическими картами. Тренировочные наброски узоров на деревянный брусок. Подготовка дощечки наждачной бумагой. Перевод выбранного рисунка на поверхность подготовленной дощечки. Выжигание работы с использованием изученных узоров.

Бордюры.

16, 17, 19. Теория. Беседа о бордюрах. Понятие «бордюр». Использование бордюров в изображении картин, быту, в садово-парковом искусстве, как самостоятельный декоративный элемент, в дорожном строительстве, в изделиях домовой и художественной резьбы и др. Виды бордюрных узоров: вьющаяся зелень, геометрический рисунок, кельтские узоры. Самостоятельное выполнение бордюра, для творческой работы учащихся.

Практическая работа. Разметка бордюрного рисунка на бумаге. Самостоятельный выбор рисунка и выбор бордюрного узора. Подготовка дощечки к работе. Нанесение бордюра на поверхность дощечки используя копировальную бумагу. Выжигание изделия. Лакирование.

18. Теория. Изготовление новогодней игрушки на районный конкурс «В гостях у сказки». Коллективно-творческая работа. Беседа о праздновании Нового года в разных странах. Народные традиции. Украшение Новогодних ёлок в городах и сёлах нашей Родины.

Практическая работа. Изготовление Новогодней игрушки «Царевна Несмеяна» в технике папье-маше.

20. Воспитательное мероприятие. Новогоднее представление для кружковцев «Чудеса у Новогодней ёлки».

Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок. Роль красок в искусстве выжигания.

21-22. Теория. Выжигание по контурам. Беседа «Контурное выжигание в искусстве советских мастеров. Знакомство с техникой выжигания по контуру. Показ изделий с контурным выжиганием.

Практическая работа. Отработка навыков контурного выжигания.

23. Теория. Выжигание по контурам «Зимние забавы». Беседа о временах года. Беседа о зимних видах спорта, о зимних играх и забавах детей. (катание на лыжах, коньках, санках, зимняя рыбалка, взятие снежного городка, игра в снежки и др.) Выбор изображения. Показ иллюстраций. Выполнение сюжета на заданную тему.

Практическая работа.

24. Теория. Выжигание по контурам «Волшебница Зима». Беседа о времени года Зиме. Зимняя поэзия и проза в произведениях советских поэтов и писателей. Изображение зимних пейзажей на картинах Великих художников.

Практическая работа. Подготовка дощечки наждачной бумагой. Учащиеся подбирают самостоятельно рисунок и переводят рисунок на заготовку через копировальную бумагу.

Выжигание сюжета изученными способами выжигания. Не применять силу при надавливании иглы на древесину.

Художественное оформление работы. Использование гуаши или акварели. Анализ выполненной работы.

25. Теория. Выжигание по контурам «Автомобили моей мечты». Беседа о транспорте и правилах дорожного движения. Демонстрация образцов машин способом выжигания светотенями и росписью красками.

Практическая работа. Подготовка деревянной поверхности к выжиганию. Перевод образца через копировальную бумагу на доску.

Выжигание по контуру используя узоры для выжигания. Использование гуаши и акварели для художественного оформления работы.

26. Творческая работа. Выжигание по контуру. Самостоятельный выбор композиции, выжигание изделия. Оформление работы.

Наложение тонов.

27. Теория. Беседа «Что такое тон, полутон». Создание тонов с помощью штриховки. Использование тёмного и светлого тона при выжигании. Переход цвета. Штриховка и элементы штриховки.

Практическая работа. Отработка навыков нанесении штриховки на тренировочных дощечках.

28. Теория. Наложение тонов. «Растения нашего края». Беседа о разнообразии растительного мира. Демонстрация работ старших ребят с образцами грибов, плодов, цветов. Выполнение образца на заданную тему.

Практическая работа. Зачистка дощечки наждачной бумагой. Перевод рисунка на деревянную поверхность через копировальную бумагу.

Выжигание по теме с использованием новых приёмов выжигания. Технология приёмов штриховки светотеней, используя сильный и слабый накал иглы.

29. Теория. Наложение тонов. «Лесные звери, птицы, насекомые». Беседа о природе и её красоте, о бережном отношении к ней. Связь любовь к природе с летним отдыхом в лагере. Демонстрация образцов по теме. Беседа о Бабочках. Бабочки вредители. Бабочки, занесённые в «Красную книгу». Окраска бабочек. Цветовая гамма. Беседа «Птицы нашего леса». Охрана птиц, которые находятся на грани полного истребления.

Практическая работа. Упражнение в контурном выжигании и штриховке. Зачистка деревянной поверхности. Перевод образца на доску. Выполнение процесса выжигания. Нанесение изображения бабочки на зачищенную поверхность фанерного листа. Выполнение наложения тонов на крылья бабочки.

30. Творческая работа. Закрепление пройденного материала. Выполнение основного изображения и самостоятельное наложение тонов на поверхность изделия.

Использование всех видов штриховки.

Выжигание изделия, используя технику наложения тонов. Самостоятельный выбор композиции, выжигание изделия. Оформление

Техника выжигания по дереву «Силуэт»

31. Теория. Силуэт (Способ тонкие линии) Беседа о выжигании техники Силуэт в 19 веке. Использование Силуэтов в иллюстрации художественных произведений. Выжигание силуэтов цветов. Беседа «Цветы нашего края». Какие цветы занесены в «Красную книгу».

Практическая работа. Выбор изображения цветка. Подготовка деревянной основы под изделие. Перенос изображения на поверхность. Выжигание силуэта цветка.

32. Теория. Негативный силуэт. Выжигание негативных силуэтов деревьев. Беседа «Деревья нашего края». Какие деревья являются лиственными, какие хвойными. Чем отличается крона этих деревьев.

Практическая работа. Выбор изображения дерева. Подготовка деревянной основы под изделие. Перенос изображения на поверхность. Выжигание силуэта дерева.

33. Творческая работа учащихся . Закрепление пройденного материала. Выполнение основного изображения используя технику «Силуэт» и «Негативный силуэт»

Использование основного вида штриховки.

34. Воспитательное мероприятие – Акция «Спешите делать добро». Изготовление сувениров для ветеранов войны и труда, детей инвалидов, прохожих на улице .

35. Подготовка работ к итоговой выставке детского творчества (Аттестация воспитанников) Выполнение работ по сюжетным рисункам, с использованием различной техники выжигания.

По окончании изучения программы дополнительного образования учащиеся должны показать определенные знания и умения.

Знать:

- технику безопасности при ручной обработке древесины

- технику электробезопансоти, пожарной безопасности

- устройство и применение выжигателя

- строение и свойства древесины

- материалы, используемые для выжигания и выпиливания

- основные виды столярных соединений

- способы переноса изображения на заготовку

- способы отделки готовых изделий

Уметь:

- организовать рабочее место

- безопасно пользоваться инструментами

- переносить изображение на заготовку

- использовать стандартные приёмы выжигания и выпиливания

- использовать морилки, лаки, красители

- анализировать качество работы и изделия.

Календарно тематическое планирование учебного материала.

Название блока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка

1

Древесина, как природный конструкционный материал.

1.Древесина, как природный конструкционный материал.

Практическая работа «Виды древесных материалов»

2

2. Породы древесины.

Практическая работа «Определение пород древесины».

2

2

Введение. Организация рабочего места.

1.Устройство столярного верстака.

Практическая работа «Устройство и назначение верстака»

2

2.Устройство рабочего места для работы с электровыжигателем.

Практическая работа «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе с электричеством »

2

3

Выжигание на заготовках из древесины.

Техника безопасности при работе с электровыжигателем.

1.Устройство электровыжигателя.

Практическая работа «Устройство выжигателя».

2

2.Техника безопасности при работе с электровыжигателем.

Практическая работа «Ремонт и уход за выжигателем»

2

3.Первые шаги работы.

Практическая работа «Пробное выжигание рисунка».

2

4

Выбор сюжета и построение рисунка на заготовке.

1.Подготовка заготовок для работы.

Практическая работа «Подготовка заготовок».

2

2. Выбор рисунка.

Практическая работа «Выбор рисунка» .

2

3.Копирование рисунка на заготовку или деталь изделия.

Практическая работа «копирование рисунка».

2

5

Свободное творчество. Работа учащихся по реализации своих творческих замыслов с использованием приемов художественно обработки древесины, изученных на занятиях.

1.Практическая работа «Выполнение творческой работы »

2

2.Практическая работа «Выполнение творческой работы »

2

3.Практическая работа «Выполнение творческой работы »

2

4.Практическая работа «Выполнение творческой работы »

2

5.Практическая работа «Выполнение творческой работы »

2

6

Художественное выпиливание ручным лобзиком, как вид художественной обработки древесины.

1.Художественное выпиливание ручным лобзиком, как вид художественной обработки древесины.

2.Практическая работа «Устройство ручного лобзика»

2

3.Правила безопасной работы с ручным лобзиком.

Практическая работа «установка полотна ».

2

7

Введение. Организация рабочего места.

1.Введение. Организация рабочего места.

Практическая работа «Изготовление приспособления для работы с ручным лобзиком».

2

8

Заготовки для выпиливания ручным лобзиком и резьбы по дереву.

1.Подготовка заготовок для работы с лобзиком.

Практическая работа «подготовка заготовок».

2

2.Практическая работа «подготовка заготовок».

2

9

Стандартные приёмы выпиливания.

1.Стандартные приёмы выпиливания.

Практическая работа «криволинейное выпиливание лобзиком».

2

2. Практическая работа «криволинейное выпиливание лобзиком».

3.Практическая работа «криволинейное выпиливание лобзиком».

10

Свободное творчество. Работа учащихся по реализации своих творческих замыслов с использованием приемов художественной обработки древесины, изученных на занятиях.

1.Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

2.Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

3. Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

4.Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

5. Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

6.Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

7.Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

8.Практическая работа «Выполнение творческой работы учащихся»

После окончания курса изучения программы учащиеся должны иметь полное представление о работе с древесиной и древесными материалами, уметь производить разметку, перенос рисунка на деталь или заготовку. Знать устройство выжигателя и ручного лобзика, уметь правильно обращаться с этими инструментами, не нарушая правил техники безопасности.

Итоговой работой учащихся по окончании данного курса программы будут являться работы, выполненные с применением знаний, полученных на занятиях при изучении теоретического материала.

Примерные темы проектов учеников

1. Технология изготовления ящика для инструмента
2. Трудности зимовки птиц. Синичник будущего
3. Как изготовить салфетницу?
4. Как изготовить самолет своими руками?
5. Технология ажурного выпиливания
6. Технология выжигания изделия из фанеры
7. Как изготовить деревянную игрушку?
8. Как изготовить хлебницу?
9. Создаём поделку к Пасхе
10. Технология изготовления кухонного набора