Живые системы считаются открытыми потому что они. Курс «Педагогическая теория – современному учителю

«Проведение открытого урока» - Общая дискуссия. Необходим для дополнения анализа, сделанного учителем. Ответы учителя на вопросы по проекту урока. Анализ урока учителем. Представление учителем проекта урока. Зачем нужна такая подготовительная работа? Проведение открытого урока. Заключительное обобщение учителя. Ответы учителя на вопросы присутствующих.

«Открытый урок по чтению» - Уже в 1037 году в Древней Руси Ярославом Мудрым была основана библиотека. Сейчас - 65 место. В настоящее время произведения художественной литературы читает только 40% 14 - летних граждан России. Приятного прочтения! До середины ХХ века наша страна была самой читающей в мире. Джим Корбетт - Кумаонские людоеды Иван Ефремов - На краю Ойкумены Михаил Булгаков - Собачье сердце Константин Паустовский - Мещерская сторона.

«Открытый урок по английскому языку» - Поросёнок хвастается, что знает всё о животных. Tom 7 умею бегать, прыгать. Расшифруй картинки. Тема урока: «В волшебном лесу» “In the magic forest”. Помоги Питеру представить артистов.

«Открытое занятие» - Организационный Проверочный Основной Итоговый Рефлексивный. Следите за темпом и временем занятия. Ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь. Определите необходимый дидактический, демонстрационный, раздаточный материалы и оборудование. Продумайте деятельность обучающихся на разных этапах занятия.

«Открытый урок» - Цель открытого урока. Оценка эффективности открытого урока. «Изюминка» на уроке. Открытый урок - … Подготовка к открытому уроку. Критерии оценки открытого урока. Хорошая отметка Похвала Улыбка учителя Радость от самостоятельного решения трудной задачи. «Момент радости» на уроке. Для кого?

«Открытый урок чтения 2 класс» - Заактировать - составить акт (документ). Прочитай правильно. Хыхечка зелёная Шишечка Шишечка Зуб выливается Зуб вываливается. Логопед. Весёлый Добрый Справедливый Любознательный. Проверь себя! Найди ошибки в словах. Открытый урок по чтению во 2 классе. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972). Какая из фигур лучше отражает настроение рассказа?

Курс «Педагогическая теория – современному учителю»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА

№ газеты

Учебный материал

Лекция № 1.Дидактика как универсальный инструмент педагогического творчества

Лекция № 2. Содержание биологического образования в современных условиях и его состав

Лекция № 3. Методы обучения, их специфика.
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

Лекция № 4. Проблемное обучение на уроках биологии

Лекция № 5. Проектная деятельность.
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

Лекция № 6. Структура и типы уроков

Лекция № 7. Интеллектуальное и нравственное развитие на уроках биологии

Лекция № 8. Методологические аспекты науки на уроках биологии

Итоговая работа – разработка урока.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция № 6. Структура и типы уроков

Структура урока; типы и виды уроков; планирование урока

Эта лекция посвящена тому, о чем, казалось бы, каждый учитель знает с первых дней посвящения в педагогическую науку. И еще раньше, учась в школе, каждый из нас мог интуитивно оценить урок, проведенный учителем: интересно– неинтересно, хорошо–плохо, содержательно–не содержательно, эмоционально–равнодушно, результативно–безрезультатно. Подобные оценки урока, данные школьниками, на самом деле могут быть переведены в дидактические категории. Каждый учитель интуитивно чувствует, каким должен быть хороший урок. Однако для построения подлинно хорошего урока интуиции недостаточно. Для того чтобы деятельность учителя была успешной, он должен использовать современные теоретические идеи и педагогические технологии.

Что же такое урок? Приведу одну из наиболее распространенных классификаций типов уроков.

1. Урок изучения нового материала.
2. Урок формирования знаний, умений, навыков.
3. Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
4. Урок повторения.
5. Урок проверки знаний.
6. Урок применения знаний, умений и навыков.
7. Повторительно-обобщающий урок.
8. Комбинированный урок.

Многие учителя-новаторы предлагают свои классификации уроков. Так, Л.В. Малахова классифицирует уроки следующим образом.

1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
2. Урок вопросов учеников и дополнительных разъяснений.
3. Урок – практическая работа.
4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
6. Решение задач по теме.

Система, разработанная Н.П. Гузиком, включает следующие типы уроков.

1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разделенными на группы) по заданным планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки знаний.

Существует довольно много классификаций типов и видов уроков, и каждый учитель может отдать предпочтение одной из них или взять от каждой что-то свое. Важно только понимать с какими целями вы проводите урок определенного типа и как вы организуете усвоение учебного материала. Важно также соотнести особенности содержания, которое необходимо усвоить на данном уроке, с возможностями учащихся и с методами и формами организации урока.

Я предлагаю вам проанализировать и классифицировать два варианта урока по теме «Введение в общую биологию» в 10-м классе по учебнику Д.К. Беляева, А.О. Рувинского и др.

Вариант урока 1. Тип урока – урок изучения нового материала

План и структура урока

1. Организационный момент.
2. Первичное введение материала.
3. Акцент на основных моментах темы.
4. Создание мотивации для запоминания материала.
5. Показ техники запоминания.
6. Первичное закрепление материала путем повторения.

По этому плану учитель даст определение понятия «Общая биология», затем перечислит основные свойства жизни, разъяснив наиболее трудные терминологические и понятийные элементы темы, затем перейдет к уровням организации жизни и даст их краткую характеристику. В заключение расскажет о методах исследования в биологии и о ее значении. В процессе предъявления материала учитель покажет основные приемы запоминания, обратив внимание на то, что следует запомнить, и даст проверочную работу, например в виде тестовых заданий.

Задание (вариант 1)

1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма;
б) природные явления;
в) закономерности развития и функционирования живых систем;
г) строение и функции растений и животных.

2. Выберите наиболее правильное утверждение:

а) только живые системы построены из сложных молекул;
б) все живые системы обладают высокой степенью организации;
в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;
г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

3. Самым низким уровнем живых систем, проявляющим способность к обмену веществ, энергии, информации является:

а) биосферный;
б) молекулярный;
в) организменный;
г) клеточный.

4. Высшим уровнем организации жизни является:

а) биосферный;
б) биогеоценотический;
в) популяционно-видовой;
г) организменный.

5. Основным научным методом в самый ранний период развития биологии был:

а) экспериментальный;
б) микроскопия;
в) сравнительно-исторический;
г) метод наблюдения и описания объектов.

Задание (вариант 2)

Выберите правильные утверждения.

1. Все живые организмы:

а) обладают одинаково сложным уровнем организации;
б) обладают высоким уровнем обмена веществ;
в) одинаково реагируют на окружающую среду;
г) обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

2. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а) образованы из тех же химических элементов, что и неживые системы;
б) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;
в) обладают способностью к адаптациям;
г) способны размножаться.

3. Уровень, на котором начинают проявляться межвидовые отношения, называется:

а) биогеоценотическим;
б) популяционно-видовым;
в) организменным;
г) биосферным.

4. Наиболее общий признак всех биологических систем:

а) сложность строения системы;
б) закономерности, действующие на каждом уровне развития системы;
в) элементы, составляющие систему;
г) качества, которыми обладает данная система.

5. К первому надорганизменному уровню относится:

а) колония клеток;
б) лесной биоценоз;
в) популяция зайцев;
г) суслик.

Такая форма вполне правомочна для данного типа уроков. Учащиеся частично поймут общие идеи темы, запомнят основные термины, смогут (пусть и не все) ответить на вопросы задания, и таким образом поставленная цель – обеспечить первичное усвоение материала по общей биологии – будет в значительной мере достигнута. Однако стоит задуматься над тем, насколько эффективно подобное проведения урока на данную тему. Нельзя ли создать иную композицию и достичь бoльших результатов, чем частичное понимание темы и фиксирование в памяти некоторых терминов?

Попробуем дать урок по этой же теме и с использованием этого же материала, но используя другую логику. Его основная цель – создание у учащихся мотивации к самостоятельному изучению нового материала с помощью имеющихся у них средств. В связи с поставленной целью меняется и план урока, его логика, используются новые, неожиданные для учащихся приемы.

Вариант урока 2. Тип урока – урок изучения нового материала

План-конспект урока

1. Постановка проблемы: чем общая биология отличается от наук, изучавшихся прежде?
2. Предложить ученикам внимательно прочитать два варианта тестовых заданий.
3. Попытаться кратко сформулировать ответ на вопрос: о чем пойдет речь на уроке? (Это задание не будет выполнено на данном этапе урока.)
4. Если учащиеся будут испытывать затруднения, объяснить им, что они не должны искать правильные ответы в задании. Их цель – выяснить предмет обсуждения, попытаться определить основные идеи и проблемы темы. Обсудить результаты поиска.
5. После 10–15 мин совместной работы дать ребятам правильные ответы на вопросы заданий и попросить их изложить письменно (или устно) ответ на поставленный ранее вопрос.
6. После прослушивания нескольких вариантов ответа обратить внимание на его логику. Вопросы в тестовых заданиях выстроены не в соответствии с логикой изложения материала в учебнике, и ученики, естественно, выстраивают свой ответ, перечисляя правильные ответы заданий.
7. Попросить выстроить ответ в соответствии с логикой содержания учебного материала, которое выявляется в процессе беседы по данному заданию.
8. Ученики корректируют ответ и затем пишут эссе на тему: «Что изучает общая биология?»
9. После выполнения задания начинается работа с учебником: текст, написанный учениками, сравнивается с текстом учебника. Обнаруживая сходство этих текстов, школьники переживают подлинное состояние успеха.
10. Обсуждение основных содержательных элементов темы: понятие «биологическая система», свойства и уровни организации жизни, методы исследования.
11. Решение проблемы урока: общая биология изучает закономерности функционирования и развития живых систем на разных уровнях. Ботаника, зоология, анатомия – более частные науки, изучающие в основном организменный и отчасти надорганизменные уровни.

В чем заключается преимущество такого построения урока? В свете сказанного в предыдущих лекциях ответ ясен: в организации усвоения учебного материала, т.е. в методах обучения. Ведь если первый вариант урока предполагал только два вида деятельности учащихся – когнитивную (первичное познание) и репродуктивную (упражнения), то второй вариант активизирует еще и творческую деятельность, причем сразу, на первом же уроке по курсу, и с активной мотивацией. Разве не требует проявления творческих способностей целенаправленный анализ незнакомого текста, отбор необходимого понятийного аппарата, комбинация избранных понятий и фраз в связный текст? Кроме того, каждое учебное действие учащегося сопровождается внутренней рефлексией: «Правильно или неправильно я сделал? Имеет ли то, что я выбрал, отношение к ответу на вопрос? Совпадет мой ответ с текстом учебника или нет?» Следовательно, подобная форма предъявления учебного материала создает мотивацию к работе с ним.

Результатом урока становится продукт собственного поиска – написанный или произнесенный текст, хорошо понятый и усвоенный материал, приобретенное умение первичного оперирования новыми понятиями.

Приведенные примеры уроков по одной теме – полярны. Существуют и другие варианты подачи материала и организации усвоения. Можно видоизменить содержание и структуру урока. Можно начать тему с раскрытия понятия «система», дать системную картину мира, сравнить живые и неживые системы и т.д. Дело не только и не столько в содержании, хотя оно важно, сколько в том, как организована деятельность учителя и учеников: и что будут делать учащиеся для того, чтобы часть предложенного содержания стала достоянием их личности. Причем каждым из старшеклассников может быть «присвоена» своя часть, которая и станет частью его образования. Но зато практически все ученики класса усвоят инвариантную часть содержания, и все ученики будут работать на всех уровнях усвоения – когнитивном, репродуктивном, творческом.

Вернемся к классификации уроков. В книге А.В. Кулева «Общая биология. Поурочное планирование» приводятся 4 типа уроков и несколько их видов. Типы уроков, предложенные автором, входят в список, приведенный в начале лекции. А вот виды уроков, а точнее формы организации учебной деятельности, имеет смысл привести, хотя многие из них входят в интегральную схему процесса обучения в лекции № 1. Вот этот список.

1. Урок-размышление.
2. Урок-«путешествие».
3. Урок-суд.
4. Урок-игра.
5. Урок–круглый стол.
6. Интегрированный урок.
7. Урок-диспут.
8. Урок-конференция.
9. Урок-исследование.
10. Урок-экскурсия.

Планируя проведение той или иной формы урока, необходимо задаваться все тем же вопросом: как будет организована деятельность учащихся? В качестве примера можно привести урок-суд в форме спектакля. Это интересная форма урока, производящая большое впечатление на детей. Но если вы через некоторое время после такого урока зададите школьникам вопросы по изученной теме, то с удивлением заметите, что ответы некоторых из них, даже участников спектакля, оставляют желать лучшего. В этом случае стоит задуматься, а правильно ли вы сделали, что сами написали пьесу и поставили ее? Может, надо было озадачить ребят этой идеей? И тогда, пусть в угоду качеству текста (хотя совсем не обязательно), можно было бы добиться нескольких эффектов – увлекательности, творческого учебного, а не только исполнительского участия детей. И зрители могли бы оказаться не только зрителями, но и оформителями, и музыкантами, и при этом заинтересованными учениками. Здесь много места для различного рода идей и находок. Важно только, чтобы увлекательная форма не наносила ущерба знаниям и чтобы за внешним оформлением не скрывалась пассивность участников процесса.

В последние годы развиваются самые разные технологии обучения (читайте, например, книгу Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»). Знакомством с концептуальными основами технологий, с их методическими особенностями учитель может обеспечить усвоение одного и того же материала самыми разными способами и приемами. Так, например, тему «Дыхание» в курсе «Человек» можно дать традиционным образом, объяснив и закрепив материал. А в контексте педагогики сотрудничества эту тему можно начать разворачивать с совместного построения различных моделей дыхания, предварительно изучив литературу и обсудив возможные модели. Пользуясь технологией В.Ф. Шаталова, можно применить опорные конспекты и т.д. Можно применять как индивидуальные, так и групповые формы работы, ролевые и деловые игры, использовать различные виды наглядности – таблицы, фильмы, демонстрации. Все это будет иметь определенный эффект только тогда, когда учитель прогнозирует деятельность учащихся практически в каждый момент урока. Поэтому, планируя урок, следует учесть следующие моменты.

1. Какова познавательная значимость темы урока?
2. Какие виды деятельности можно предусмотреть и спланировать на данном уроке? Что будет делать ученик в каждый момент урока?
3. Каково место данного урока в системе уроков?
4. Каким образом можно актуализировать имеющиеся у учащихся знания и умения для усвоения данной темы?
5. Какими дополнительными источниками информации позволяет воспользоваться данная тема урока и нужно ли это делать на уроке.
6. Как будут использоваться технические средства обучения? Без необходимости их применять не надо.
7. Каковы виды и уровни сложности заданий, которые вы предложите для закрепления, самостоятельного поиска и контроля (самоконтроля)?

В приведенных в этой и других лекциях фрагментах уроков можно найти те положения, о которых говорится в этой части лекции. Так, планируя урок «Моногибридное скрещивание», необходимо осознать его теоретическую, ориентировочную и оценочную значимость. Важно предусмотреть связь этого урока с предыдущими (раздел «Размножение») и с последующими темами («Эволюция», «Селекция»). Совершенно очевидно, что тема данного урока предполагает возможности организации усвоения материала как репродуктивным методом, так и методами проблемного изучения – проблемным изложением, эвристической беседой. Актуализация имеющихся знаний может быть письменной или устной в виде системы вопросов, тестовых заданий, решения задач по темам «Митоз» и «Мейоз». В качестве дополнительных источников информации может использоваться фрагмент кинофильма или тот же библейский текст. Для первого урока по теме этого достаточно. Другими средствами обучения на этом уроке являются динамические модели, таблица, компьютерная модель. Задания, предлагаемые учащимся на данном уроке, могут быть как простыми, требующими воспроизведения, так и достаточно сложными. Например, можно предложить задачу, требующую просчета различных вариантов возможного наследования того или иного признака. Все зависит от того, каким дидактическим материалом располагает учитель. Конечно, важно рассчитать, сколько времени потребует такая деятельность. Может случиться так, что одного урока будет недостаточно для полноценного изучения материала. Значит необходимо дать два урока и не следует бояться отклонений от учебного плана. Есть знания и умения, на формирование и развитие которых необходимо потратить больше времени, чем это предусмотрено учебным планом. Не надо этого бояться, ибо потраченное время с лихвой окупится в будущем.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы основные различия приведенных в лекции уроков по теме «Введение в общую биологию»?

2. Почему важно определять связи данного урока с предыдущими и последующими темами?

3. Придумайте несколько разноуровневых заданий к любой из тем курса.

Живой организм - это сложная система, состоящая из взаимосвязанных органов и тканей. Но почему говорят, что организм - это открытая система ? Для открытых систем характерен обмен чем-либо с внешней для них средой. Это может быть обмен веществом, энергией, информацией. И всем этим живые организмы обмениваются с внешним для них миром. Хотя слово «обмен» более уместно заменить на слово «поток», так как в организм входят одни вещества и энергия, а выходят другие.

Энергия поглощается живыми организмами в одной форме (растениями - в виде солнечного излучения, животными - в химических связях органических соединений), а выделяется в окружающую среду в другой (тепловой). Так как организм получает извне энергию и выделяет ее, то он является открытой системой.

У гетеротрофных организмов энергия поглощается вместе с веществами (в которых она заключена) в результате питания. Далее в процессе метаболизма (обмена веществ внутри организма) одни вещества расщепляются, а другие синтезируются. При химических реакциях выделяется энергия (идущая на различные процессы жизнедеятельности) и поглощается энергия (идущая на синтез необходимых органических веществ). Ненужные организму вещества и образовавшаяся тепловая энергия (которую уже нельзя использовать) выделяются в окружающую среду.

Автотрофы (в основном растения) поглощают в качестве энергии световые лучи в определенном диапазоне, а в качестве исходных веществ ими поглощается вода, углекислый газ, различные минеральные соли, кислород. Используя энергию и эти минеральные вещества, растения в результате процесса фотосинтеза осуществляют первичный синтез органических веществ. При этом лучистая энергия сохраняется в химических связях. У растений нет выделительной системы. Однако они выделяют вещества своей поверхностью (газы), сбрасывая листву (удаляются вредные органические и минеральные вещества) и др. Таким образом, растения как живые организмы тоже являются открытыми системами. Они выделяют и поглощают вещества.

Живые организмы живут в характерной для них среде обитания. При этом, чтобы выжить, они должны приспосабливаться к среде, реагировать не ее изменения, искать пищу и избегать угрозу. В результате в процессе эволюции у животных выработались специальные рецепторы, органы чувств, нервная система, которые позволяют получать из внешней среды информацию, обрабатывать ее и реагировать, т. е. воздействовать на среду. Таким образом, можно сказать, что у организмов происходит обмен информацией с внешней обитания. То есть организм - открытая информационная система.

Растения тоже реагируют на воздействия внешней среды (например, закрывают устьица на солнце, поворачивают листья к свету и др.). У растений, примитивных животных и грибов регуляция осуществляется только химическим путем (гуморальным). У животных, имеющих нервную систему, есть оба способа саморегуляции (нервный и с помощью гормонов).

Одноклеточные организмы также являются открытыми системами. Они питаются и выделяют вещества, реагируют на внешние воздействия. Однако в их организме-системе функции органов по-сути выполняют клеточные органеллы.

допиши предложение: 1)Ученики чаще всего незаинтересованы принимать участие в школьном совете,потому что они считают,что неудастся воплотить

свои идеи в жизнь,которые

2)У современной молодежи просто нету времени.Учебная программа такая большая,что

3)Общество не знает,что такое школьный совет,как(имеется в веду сравнение)........,почему.........

1. При повышении температуры выше 20-25 градусов Цельсия скорость фотосинтеза снижается, потому что: а) начинает интенсивно испаряться вода

б) закрываются устьица, что препятствует проникновению углекислого газа

в) начинается денатурация ферментов, катализирующих реакции фотосинтеза

г) снижается возбуждение электронов в молекулах хлорофилла

2. Процессы окисления происходят в клеточных органеллах:

а) в рибосомах

б) в митохондриях

в) в эндоплазматической сети

г) в митохондриях и хлоропластах

3. Первый и второй этап расщепления высокомолекулярных соединений в клетке происходит в:

а) цитоплазме

б) митохондриях

в) лизосомах

г) комплексе Гольджи

4. Главными конечными продуктами цикла Кребса являются:

а) двуокись углерода и кислород

б) двуокись углерода и ФАД*Н2

в) щавелевоуксусная кислота и пируват г) щавелевоуксусная кислота, НАД*Н2 и АДФ

д) щавелевоуксусная кислота, НАД*Н2 и АДФ

е) щавелевоуксусная кислота, НАД*Н2, ФАД*Н2 и АТФ

5. Конечными продуктами спиртового брожения являются:

а) спирт, молочная кислота, АТФ, углекислый газ

б) вода и углекислый газ

в) молочная кислота

г) спирт, вода, углекислый газ и АТФ

6. Сходство процесса брожения в бактериальных клетках и в мышцах млекопитающих в условиях кислородного голодания состоит в образовании:

а) большого количества двуокиси углерода

б) спирта

в) НАД+ из НАД*Н + Н+

г) ацетил-КоА д) молочной кислоты

7. Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь не источником энергии, а источником воды. Получение воды из жира обеспечивает метаболический процесс:

а) окисление

б) превращение жира в углеводы

в) разложение жира на воду, жирные карбоновые кислоты и глицерин

8. Жиры являются наиболее эффективными источниками энергии в клетке, потому что:

а) их молекулы содержат много атомов углерода и водорода

б) это низкомолекулярные соединения

в) их молекулы не содержат двойных связей

г) их молекулы удерживают мало атомов кислорода

Кто что знает пишите в ответы

9. Эндоплазматическая сеть-это
а) внутренний скелет клетки
б) система мембран и канальцев где происходит синтез и транспортировка веществ
в) система мембран и канальцев аналогична выделительной системе организмов
10. Большинству живых клеток характерно:
а) способность к образованию половых клеток
б) способность проводить нервный импульс
в) способность сокращаться
г) способность к обмену веществ
11. Вода-основа жизни, потому что:
а) может находиться в трёх агрегатных состояниях
б) в клетках зародыша её больше 90%
в) она является растворителем обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена
г) охлаждает поверхность при испарении
12.Фермент цепи имеет последовательность нуклеотидов ТТАГГЦЦГЦАТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК.
13. Сущность клеточной теории точнее отражается:
а) все растительные организмы состоят из клеток
б) все живые организмы состоят из клеток
в) все, как прокариоты так и эукариоты состоят из клеток
г) клетки всех организмов одинаковы по строению
14. Транскрипция осуществляется в процессе:
а) перевода информации с ДНК на иРНК
б) репликация ДНК
в) перевода информации РНК в последовательность аминокислот в белке
г) репарации ДНК
15. В клетках животных запасным углеводом являются:
а) целлюлоза
б) крахмал
в) муреин
г) гликоген

1.Какое из названных «приобретений» животных можно считать ароморфозом?

а. утрата шерстяного покрова слонами б. удлинение конечности лошади
в. появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше

3. Какое из направлений эволюции приводит к серьёзным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а. превращение листьев кактуса в колючки б. возникновение теплокровности
в. утрата органов пищеварения у плоских червей

4. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путём:
а. ароморфоза б. дегенерации в. идиоадаптации

5. Водоросли относят к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а. мхи размножаются спорами, а водоросли нет б. у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет
в. у мхов есть органы, повысившие их организацию по сравнению с водорослями
г. разделение на низшие и высшие растения условно, потому что и мхи, и водоросли находятся на одном уровне развития

6. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации?
а. ячеистые лёгкие у рептилий б. первичная кора головного мозга у рептилий
в. голый хвост у бобра г. отсутствие конечностей у змеи
д. отсутствие корней у повилики
е. возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий
ж. молочные железы у млекопитающих з. образование ласт у моржа
и. отсутствие кровеносной системы у цепней
к. отсутствие потовых желёз у собак

7. В результате появления хлорофилла организмы перешли:
а. к автотрофному питанию б. к гетеротрофному питанию
в. к смешанному виду питания 8. Разнообразие приспособлений объясняется:
а. только влиянием условий среды на организм
б. взаимодействием генотипа и условий среды в. только особенностями генотипа

8. Биологический прогресс той или иной группы организмов достигается путями:
А. ароморфоз б. идиоадаптация в. общая дегенерация
Г. а+б д. а+б+в

9. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:
А.повышением уровня организации б. снижением уровня организации
В.расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды
Г. снижением численности и сокращением ареала

10. В состоянии биологического прогресса находится вид:
А. зубр б. гинкго в. чёрный журавль г. домовый воробей

11. Какие из перечисленных ниже видов организмов находятся в состоянии биологического регресса?
А.элодея канадская б.колорадский жук в.уссурийский тигр г. крыса серая

13. Путь эволюции, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, называется:
А.градация б. дивергенция в.конвергенция г. параллелизм

14. Из приведённых ниже пар органов не являются гомологичными:
А. органы равновесия мух (жужжальца), обеспечивающие их устойчивый полёт – крылья насекомых
Б. жабры головастиков – жабры моллюсков В. жаберные дуги рыб – слуховые косточки

15. Из перечисленных пар организмов примером конвергенции могут служить:
А.белый и бурый медведь б. сумчатый и полярный волк
В. обыкновенная лисица и песец г. крот и землеройка