Использование труб пвх в строительстве. Виды и применение труб в строительстве Общие положения охраны магистрального трубопровода

На сегодняшний день на мировом рынке строительных труб для водоснабжения, отопления, канализации и устройства коммуникаций выбор довольно разнообразен. Огромной популярностью пользуются пластиковые трубы, именно они занимают лидирующее место на рынке.

Естественно такой материал для изготовления труб как металл более привычный и традиционный, вызывает больше доверия, чем пластик. Но все это только на первый взгляд. В основном стальные трубы в среднем служат около 15 лет, а вот трубы из полипропилена в системе отопления и горячего водоснабжения могут прослужить до 30 лет, а в системах холодного водоснабжения и того дольше – 50 лет и более. Стоит отметить, что этот временной промежуток только прогнозируемый, так как долговечность трубопровода зависит еще и от монтажа труб, а также от условий его эксплуатации.

Важным качеством характерным для полимерных труб – это пластичность. Трубы из полимера имею возможность растягиваться до 7% и не терять при этом качества функциональности. А вот что касается стальных труб, то они не обладают такими свойствами, и соответственно в таких случаях они просто разрушаются.

Для полимерных труб не характерна «память формы», следовательно, это позволяет сгибать их под необходимым углом без особого труда и, не опасаясь разрыва, это в свою очередь намного облегчает укладку трубопровода.

Полимерные конструкции такого типа довольно просты в монтаже, используются для этого специальные накидные соединители – фитинги. Это в свою очередь не предполагает больших затрат на монтажные работы, в том числе и дополнительные средства для обслуживания трубопровода в ходе эксплуатации.

Стоимость пластиковых труб гораздо меньше, чем металлических. В том числе затраты на транспорт для перевозки и строительство трубопроводных конструкций из пластика гораздо меньше в сравнении с затратами на перевозки металлического трубопровода и его монтаж.

Естественно пластиковые трубы не идеальный вид строительных изделий. Главным недостатком пластиковых труб является то, что они сильно зависят от температуры жидкости – не больше чем 95 градусов, а также сильное давление. Следует отметить и тот факт, что пластиковые трубы не любят воздействия прямых солнечных лучей, которые ускоряют их старение.

Под определением пластиковые трубы кроется целый арсенал самых разнообразных труб. Отметим наиболее популярные материалы в использовании:

  1. поливинилхлорид – ПВХ;
  2. полибутилен – ПБ;
  3. полипропилен – ПП;
  4. полиэтилен – ПЭ – из сшитого полиэтилена армированные, гофрированные, с теплоизоляцией трубы;
  5. металлопластик и т.д.

ПВХ

В странах Запада, трубы, изготовленные из поливинилхлорида, появились еще в середине тридцатых годов двадцатого века. Их на протяжении длительного времени использовали для обустройства сети холодного водоснабжения в индивидуальном строительстве. На данный момент в странах Европы данного типа конструкции практически не используются (со временем при эксплуатации ПВХ начинает выделять токсины), исключение являются разве что системы канализации.

В нашей стране трубы из поливинилхлорида используются в качестве подземных водопроводных и канализационных сетей вне зданий. В многоэтажном строительстве трубы ПВХ не используются, так как не подходят из-за органического диаметра. Помимо всего этого, конструкции из ПВХ недолговечны, а наиболее уязвимые места находятся в местах соединений (монтаж данного типа труб делается с помощью фитингов на клею).

Что же касается сегментов труб из поливинилхлорида, то они одни из самых малоемких. Данную продукцию на рынок поставляют в основном польские производители, такие как Crap-linnski, Kaczmarek, Armakan, в том числе и Броварский завод пластмасс и другие.

Полиэтилен

Одним из главных преимуществ полиэтиленовых труб – это их устойчивость к низким температурам (до -20 градусов Цельсия), это в свою очередь позволяет прокладывать инженерные сети в зимний период и эксплуатировать их в довольно жестких климатических условиях. Как правило, полиэтиленовые трубы используют в основном для холодного водоснабжения, так как при воздействии высоких температур прочность данного материала снижается, и он в некоторой степени размягчается. Не рекомендуется использовать полиэтиленовые трубы в открытых сетях, потому что под воздействием прямых солнечных лучей они быстро стареют. Для стабилизации материала разработчики стали добавлять в полимер сажу.

Существуют и трубы из сшитого полиэтилена. Такой материал гораздо прочнее, чем обычный, и помимо этого он еще более стоек к высоким температурам. Трубы такого типа широко используются для горячего водоснабжения, а также в системах отопления (трубы оснащенные «кислородозапирающим слоем»). Материал, который применяется для изготовления полиэтиленовых сшитых труб, сшивают несколькими методами: перекисями, ионизирующим излучением, кремнийорганическими веществами. Полиэтиленовые трубы соединяются механически посредством пропиленовых и латунных фитингов.

Металлопластик

Металлополимерные трубы довольно надежное строительное изделие, которое состоит из пяти слоев, а именно: основная труба из сшитого полиэтилена, клеевая прослойка, нанесенная на внешнюю поверхность, слой алюминиевой фольги, толщина которого 0,1-0,15 миллиметров, еще одна клеевая прослойка, внешняя защитная оболочка из полиэтилена. Металлополимерные трубы изготавливаются посредством экструзии: тоесть алюминиевая лента сваривается в стык, посредством ультразвука и покрывается с двух сторон клеем и слоями полиэтилена.

Трубы данного типа имеет низкий коэффициент линейного расширения и хорошо защищены от окисления. Металлополимерные трубы можно без опаски разрыва сгибать в нужном направлении. Таким трубам свойственно сохранять приданную им форму, это является одной из причин тому, что их используют при монтаже сложных конфигураций системы и подводки.

Наиболее эффективное использование труб данного типа в открытой подводке, к примеру, они используются для подключения водонагревателей, радиаторов и т.п. Но за счет того, что их диаметр не велик – до 40 миллиметров, их область применения сужена.

Полипропилен

Среди пластиковых труб пропиленовые трубы имеют наибольшую прочность и долговечность при высоких температурах. В отличие от полиэтиленовых, пропиленовые трубы более жесткие, а конструкции из них собираются с помощью соединителей-фитингов: тройников, уголков и т.д.

Монтаж трубопровода из полипропилена происходит под действием температуры +260 градусов Цельсия – это в свою очередь обеспечивает довольно прочное гомогенное (сварное) соединение, более всего надежное из всех способ, которые существуют. Сам процесс сварки довольно прост: разрез, нагрев, соединение.

Металлические трубы

Существует несколько видов металлических труб в зависимости от области их применения, а именно:
Электросварные оцинкованные и черные трубы применяются в качестве основных элементов водопроводных, отопительных и газовых систем, в том числе и при изготовлении металлоконструкций.

Оцинкованные трубы наделены дополнительной антикоррозийной защитой. Бесшовные трубы широко используются при буровых работах, монтаже нефтепроводов и газопроводов, теплосетей, в машиностроительном производстве. Водогазопроводные (черные и оцинкованные) применяются в отопительных системах, водоснабжении и газоснабжении.

Оцинкованные трубы не подвержены образованию ржавчины внутри системы; профильные трубы такого типа используются в производстве металлоконструкций, имеют как прямоугольное сечение, так и квадратное.

Классификация металлических труб по способу производства:

  • сварные стальные трубы – изготавливаются посредством изгиба листа стали и выполнением сварного шва: продольного или спирального;
  • литые стальные трубы – трубы такого типа выпускаются на специализированных турболитейных производствах;
  • бесшовные трубы – изготавливаются посредством сплошной заготовки путем ковки или прессования.

Классификация труб согласно условиям применения

В зависимости от того с какой целью используются трубы, их разделяют на – трубы специального (целевого) назначения и трубы общего назначения. Трубы специального назначения классифицируются еще по таким дополнительным признакам:

  • стальные трубы, предназначены для использования их в отопительных сетях, в газо- и водопроводах;
  • высокопрочные трубы для буровых установок – обсадные и бурильные;
  • трубы магистральные для транспортировки нефти и газа под высоким давлением;
  • котельные трубы, наделены свойством повышенной жаропрочности;
  • трубы, предназначенные для использования в химических производствах – имеют высокую коррозийную износостойкость;
  • стальные трубы, имеющие профиль прямоугольного сечения – широко используются в машиностроении и строительстве (изготовление разных видов техники и навесного оборудования для машин);
  • подшипниковые трубы – в основном применяются в производстве роликовых и шариковых подшипников.

Классификация металлических труб по способу защиты от коррозии
Коррозийный процесс является главным врагом во время эксплуатации металлических труб. Процесс коррозии может происходить, как с внешней стороны таи и с внутренней стороны труб. Защита труб от процесса коррозии может увеличить стоимость их производства. К примеру, стальные трубы, изготовленные из нержавейки, применяются в основном в химической и пищевой промышленности.

В качестве борьбы с коррозией применяется метод оцинковки, тоесть трубы которые подвергаются данному процессу, имеют на своей поверхности тонкий слой устойчивого к окислению и химическим реакциям металла. Используя данный метод, стоимость таких трубы будет в некоторой степени, больше, чем трубы, изготовленные из нержавеющей стали.

Стальные трубы, покрытые полиэтиленовым противокоррозийным слоем, прослужат на несколько десятков лет дольше, чем трубы, без какой либо защиты.

Приобретая стальные трубы необходимо обратить особое внимание на производителя. Трубы, изготовляемые отечественной промышленностью, имеют высокое качество, которое признано во всем мире. Но на протяжении последних лет на рынке стали появляться металлические трубы из Китая, которые продаются по демпинговым ценам. Решив приобрести данную продукцию, следует хорошо взвесить все за и против. Так как экономия на таких материалах может обернуться большими потерями.

В данном случае можно еще классифицировать трубы по производителю, то есть:

  • металлические трубы отечественного производителя – высокое качество и высокая цена;
  • металлические трубы китайского производства – посредственное качество и демпинговые цены.

Магистральные трубопроводы - это трубопроводы, а также различные отводы от основной трубы, диаметр которых может быть различным (максимально до 1420 миллиметров), в зависимости от того, что они будут транспортировать. И конечно трубы должны выдерживать давление, под которым будет транспортироваться вещество, оно может быть от 1,2 МПа и до 10 МПа.

Данная система может быть использована для различной продукции, например: чистая нефть или ее продукты обработки, электроэнергию, воду для отопительных систем и водоснабжений, газ и прочее.

Подборка труб осуществляется только, после полного исследования необходимых нюансов: интенсивность движения транспортных средств, минимальный и максимальный их вес, состава земельного грунта, климатических условий, естественных препятствий (надземные и подземные воды, неровности в земной поверхности и многое другое).

Согласно общей классификации магистральные трубопроводы могут быть подземными, надземными, подводными. Надземный трубопровод строится в специальных возведенных конструкциях, которые будут защищены от внешних факторов и повреждений. И при этом никаких неудобств, для проходящего по магистрали транспорта. Для подземных трубопроводов сооружаются специальные траншеи, в которые закапывают трубы. Но необходимо учитывать многие факторы - состав земельного грунта, глубину самой траншеи или канавы, диаметр труб. На низ канавы должен быть засыпан песок или же другой материал. Засыпают трубы несколькими шарами укладки. Но прежде чем подземный трубопровод будет засыпан его обязательно, проверяют на наличие трещин или других различных повреждений, что конечно, обеспечит его безопасность и длительность в использовании.

Подготовительный этап

Строительство магистральных трубопроводовочень сложный и длительный процесс. В первую очередь необходимо подготовить все соответствующие документы. Одним из главных есть - проект трубопровода. Он включает в себя целый комплекс документов технического характера (расчеты, сметы, чертежи прохождения самого трубопровода и много еще других, которые нужны для начала строительства). В данной документации в обязательном порядке указывается все точные характеристики труб (диаметр, рабочее давление, количество станций, которые будут заниматься перекачкой продукции).

Но кроме технико-экономической документации, должен быть еще создан проект, который включает в себя все исследования внешней среды (экологические факторы, изучение грунтового состава, географическое расположение и другие данные). Весь этот комплект документации в обязательном порядке должен быть создан для удобства и полной безопасности транспортным средствам, ближайшим населенным пунктам и внешней среде.

Проект - является основным конечным документом, в котором указываются не только технические, но и экономические расчеты. Учитывая при этом сохранение окружающей среды и организационные вопросы по строительству, общая стоимость всего строительства трубопровода.

Ограничения в строительстве

При строительстве магистрального трубопровода существует множество ограничений, которые указаны во многих законопроектах, стандартах и технических требованиях. Следует знать, что трубопроводы ни в коем случае нельзя прокладывать в различных населенных пунктах, на земельных территориях, которые занимаются сельскохозяйственными работами, аэродромах, железнодорожных станциях, портах, пристанях. А также, нельзя совмещать магистральные трубы с электрическими кабелями, кабелями, которые служат для связи и, конечно же, с другими трубопроводами. Если возникает потребность провести трубопровод совместно с кабелями связи, тогда для этого нужно согласование с Министерством связи Российской федерации. Все расстояния указаны в соответствующих государственных стандартах, которые нельзя ни в коем случае нарушать.

А заглубление трубопровода в полной мере зависит от рабочего диаметра труб, которых нужно проложить. Но основные ограничения это - от 0,8 метра и до одного метра глубиной. И как во всех правилах есть исключения - если территория, на которой будут прокладываться трубы, подлежит осушению (торфяной грунт, болота), тогда глубина канавы должна быть не меньше 1,1 метра. А вот в местности, где превосходство имеют скалы и болота, где нет проезжей части, глубина траншеи составляет всего 0,6 метра.

Правильный выбор труб

Единственный материал, из которого должны быть изготовлены данные трубы это - сталь. Классифицируют их три составных - без швов, с прямым швом, которые свариваются электрической сваркой и трубы со спиральным швом их можно сваривать обычной сваркой.

Для труб различных диаметров, в свою очередь, также используют различные виды стали. Например, если рабочий диаметр трубы будет до пятисот миллиметров, тогда можно использовать спокойные и полуспокойные углеродистые и низколегированные виды стали. Когда диаметр достигает одной тысячи двадцать миллиметров, тогда используется спокойные и полуспокойные низколегированные виды стали. А вот для диаметра тысячи четыреста двадцать миллиметров - низколегированные стали, термически или же термомеханически упрочненном состоянии. Само спаянное место труб, должно по прочности соответствовать основному металлу. Неровность шва, не может быть более, чем полтора миллиметра на один метр длины трубы. Исходя из этого, общая кривизна составляет 0,2 процента всей длины трубы. Заводы, которые занимаются производством данных изделий, имеют свои стандарты и выпускают трубы длиной от 10,5 до 11,6 метра. Но прежде чем попасть в эксплуатацию трубы проходят обязательную проверку - «рентген», который позволяет вовремя заметить дефектные места и предотвратить расхождение шва во время эксплуатации трубы.

Общие положения охраны магистрального трубопровода

Существуют основные правила охраны магистральных трубопроводов, разработанные специальными службами. Эти правила обеспечивают соответствующие условия эксплуатации трубопроводов, возможность избежание несчастных случаев во время транспортировки нефтяной продукции, различных видов газов.

Данные положения есть обязательными для соблюдения, и выполнения их предприятиями трубопроводного транспорта. Органы местного управления должны владеть определенными документами, и соответственно, предоставлять их личностям или же организациям, которые хотят проводить различные действия в районе строительства трубопровода.

Население, не реже одного раза в три месяца, должно получать полную информацию от предприятия трубопроводного транспорта через местные информационные органы (печатные издания, радио, местное телевидение) о четких местах прохождения магистрального трубопровода.

Кроме общих правил к каждому трубопроводу должны быть разработаны определенные нормативные документы, которые будут обеспечивать безопасность магистральных трубопроводов.

Объекты, подходящие по структуре к данным правилам, относятся к объектам с повышенной опасностью. Это определяется совокуплением процесса перекачки, и небезопасных свойств, самого перекачиваемого вещества.

Если происходит, нарушение конструкции трубы, тогда возможен разрыв стали и даже грунта, которым накрыта труба. Возможность возгорания, взрыв, который может привести к большим разрушениям вокруг трубопровода, выход токсических веществ в окружающую среду, удушающий дым, пожар и другие опасные факторы для людей и природы.

По всей трассе, где проходит трубопровод, должны стоять специальные указатели, высота которых соответствует полтора - два метра от земли. Такие указатели должны хорошо быть видны и очередность их через каждые пятисот метров, плюс на всех углах поворотах.

На таких щитах указывается наименование и состав сооружений, технические характеристики, размеры охранной зоны, номера телефонной связи и адреса аварийных служб, которые занимаются эксплуатацией данного участка. Если проходит пересечение шоссе и трубопровода, тогда на таких местах устанавливаются дорожные знаки, запрещающие парковку транспортных средств.

Охранные зоны

Для того что бы избежать различного рода повреждений, устанавливаются охранные зоны магистральных трубопроводов.

Они включают в себя огражденные земельные участки, длиной двадцать пять метров от основной оси трубопровода, с каждой его стороны, в том случае если транспортируется газ природного происхождения, нефть или продукты ее переработки. Если по трубам подается газы сжиженного характера, нестабильный бензин - тогда участок занимает сто метровую длину с каждой стороны. Даже если эти участки земли используются для сельскохозяйственных работ или других целях, работы на них не прекращаются. Но со стороны хозяев требуется полное соблюдение технических правил в целях безопасности.

Но категорически запрещается проводить различные работы, которые могут привести к повреждению целостности трубопровода и нормальной его функциональности (повреждение специализированных знаков, открытие люков, калиток, дверей и прочее). Устраивать на охранных зонах мусорные свалки, утилизировать разнообразные химические вещества.

Без письменного разрешения нельзя проводить различного рода постройки ближе, чем тысячу метров от оси трубопровода, а также организовывать массовые спортивные мероприятия с участием большого количества людей, загоны животных.

Запрещается проводить высадку деревьев, кустарников. Строить амбары для хранения кормов, удобрений, сена.

Предприятиям, которые занимаются трубопроводным транспортом, разрешается подъезжать к объекту только по установленным схемам подъезда. Но когда возникают аварийные ситуации, тогда разрешается подъезд со всех сторон оси трубопровода для своевременной доставки необходимой техники материалов для полного устранения неполадок. Впоследствии аварий составляется акт, в котором фиксируется весь материальный ущерб и какой погашается за счет землевладельца.

Когда трубопровод проходит через запретные зоны для общего пользования, тогда работники обслуживающие конкретный участок трубопровода получают специальные удостоверения, обеспечивающие им свободный проход в этой зоне, для технических работ.

При необходимости предприятия трубопроводного транспорта имеют право на вырубку деревьев, кустарников в охранных зонах, но только с оформлением билетов, которые дают разрешение на данную процедуру.

Все работы в охранных зонах могут производиться, только при получении специального разрешения, которое выдается после предъявления всей необходимой исполнительной технической документации, где изображены действующие магистральные трубопроводы.

Бывшие в употреблении трубы подходят для ряда задач жилого, инженерного и промышленного строительства. По прочности и герметичности они не уступают новым, но при этом гораздо дешевле. Степень износа зависит от сферы первоначального применения - какое сырье шло по трубопроводу до демонтажа. Это является одним из критериев, на который следует обращать внимание, если вы хотите купить трубу бу.

Какие цели в строительстве решают трубы б/у?

1. Установка нового фундамента или восстановление старого.

Из труб бу делают сваи для свайных фундаментов и сооружения на арматурном каркасе. Свайный фундамент нужен, если на застраиваемом участке подвижные почвы, высокий уровень подземных вод или если затруднено возведение монолита. Старый же фундамент станет более прочным и устойчивым благодаря «трубному» укреплению.

Видов свай много. Трубный материал часто применяют для изготовления винтовых свай, которые лежат в основе легких конструкций - ограждений, заборов, небольших хозяйственных построек.

Для возведения мостов (речных, морских) используют буронабивные, буроинъекционные сваи.

А для создания арматурного каркаса бу-трубы нарезают кольцами и укрепляют ими металлические прутья. Такой каркас обеспечивает прочность свай и равномерное распределение нагрузки.

2. Разработка котлованов.

Чтобы вырытый котлован не осыпался и в него не попали подземные воды, проводят укрепление грунта. Трубы б/у выступают здесь в двух качествах:

  • ограждение по периметру. Их забивают в почву и формируют опорную стену, которая не дает котловану «сползти» и обрушиться. Такое ограждение называют шпунтовым;
  • распорка. Она нужна, чтобы земля не выдавила шпунт, может идти в несколько ярусов. Распорные системы применяют для глубоких и сложных котлованов. Конструкция состоит из распорок и обвязочных поясов. Последние сделаны из швеллера либо двутавровой балки.

3. Укрепление береговых линий рек, морей.

Один из материалов берегоукрепления - это металлический трубошпунт. Он легкий по весу, быстро устанавливается и не требует предварительной выемки земли. Такой способ берегоукрепления дешев, на установку не влияет состав почвы, и при необходимости ограждение быстро демонтируется.

4. Возведение гидрологических сооружений.

В качестве шпунтового ограждения трубный материал бу используют в строительстве причалов, доков и портов. Гидрологические конструкции встречаются на гидроэлектростанциях, плотинах, насосных станциях, судоходных шлюзах и др.

Трубошпунт очень прочен и абсолютно герметичен, что важно при работе с водой. Он представляет собой защитную стену с приваренными к ним замками.

5. Отвод технической воды и ливневая канализация.

Часто необходимым условиям строительных работ является понижение уровня грунтовых вод. Это своего рода гарантия того, что объект не будет портиться от воды, не будет затоплен. Искусственное водоотведение требуется котлованам, автодорогам, другим подземным и наземным постройкам.

Трубы бу обеспечивают свободный водоток промышленных жидкостей и дождевых вод.

6. Понтоны и иные плавучие конструкции.

Понтон - это «плот» из трубного материала. Для этой цели подходят бу трубы, которые сваривают между собой. Среди плюсов таких построек - прочность, удобство транспортировки, устойчивость за счет веса и диаметра трубного материала. При необходимости возможен ремонт.

Основные виды понтонов:

  • для технических нужд;
  • причальные пирсы;
  • лодочные станции;
  • плавучие беседки;
  • для домов отдыха и туристических баз;
  • плавучие объекты (кафе и рестораны, дома, дачи, бани, т. д.).

7. Фундамент осветительных опор.

Трубы бывшего употребления применяют в качестве закладной части фундамента для осветительных конструкций. Чаще их используют в небольших несущих сооружениях, однако встречается применение и в линиях электропередачи (ЛЭП).

Для установки опор нужно заранее продумать фундамент. Тип и габариты, несущую способность трубных опор подбирают по проведенным расчетам индивидуально в каждом конкретном случае. В частности, учитывают регион эксплуатации.

8. Футляры для кабеля, труб, иных инженерных коммуникаций.

Футляр выполняет роль защитной оболочки. В этом смысле подходят б/у трубы диаметра 219 мм и выше. Труба-футляр предохраняет от давления и вибраций, от воды и других агрессивных сред.

Типичная технология, которую применяют для прокладывания трубы-футляра, называется «прокол». Для начала подготавливают 2 котлована - исходящий и приемный. Затем б/у трубу нарезают частями по 2,5-3 м в длину. Получившиеся «катушки» одну за другой продавливают через грунт в приемный котлован (когда первая часть полностью погрузится в почву, к ее окончанию приваривают следующую и т. д., пока не протянут трубу полностью).

Грунт из футляра убирают механическим способом, а затем вставляют в него коммуникации, др. Пространство между внешней и внутренней трубами заливают бетоном.

9. Электрохимзащита подземных трубопроводов.

Пролегающие в земле металлические трубопроводы подвержены коррозии. Чтобы их защитить и продлить срок службы, применяют б/у трубы. Механизм электрохимзащиты основан на двух принципах:

  • футляра;
  • электрохимической реакции катода и анода.

Чтобы защитить трубопровод от ржавчины, нужно сгенерировать катодную реакцию и исключить анодную. Защищаемый объект - это катод, на нем создают отрицательный потенциал. А из трубы-футляра делают анод. Для замыкания цепи положительный полюс соединяют с отрицательным. Анод выполняет функцию заземления, и процесс коррозии подавляется.

10. Конструирование шнековых транспортеров.

Шнековый транспортер на строительном объекте призван бесперебойно подавать мелкодисперсные смеси. Механизм устройства прост: в корпусе-трубе движется сплошной винт с широкими лопастями, которые и перемещают содержимое.

Лучше всего для корпуса шнека подходит бесшовная труба. На втором месте - труба с одним прямым швом или спиралевидной сварки. Для конструкции шнековых транспортеров используют трубы бу из-под газа, пара, восстановленные или лежалые. Все они имеют чистую ровную поверхность.

11. Создание пульпопроводов.

Пульпопровод - это своеобразный аналог водоотвода. Только вместо воды он отводит пульпы - смеси грунта, горной породы и воды. Пульпа образуется в ситуациях, когда строительные и горные работы ведут с применением воды или в водной среде. Протяженность пульпопровода может достигать нескольких километров. Отсюда становится понятно, что трубы бу - подходящий и дешевый способ решения данной задачи.

12. Дачное строительство.

Трубы б/у решают задачи частных дачных построек. Они просто соединяются между собой и легко комбинируются с металлами листового проката. Широкое применение бывшие в употреблении трубы получили в сооружении заборов, каркасов колодцев и скважин, дымоходов и вентиляционных каналов. Их успешно используют для арок, ворот, калиток и дверей, в качестве каркасов для гаражей и сараев.


Общие положения лист 4

Строительство ж/б труб лист 6

Исполнительные работы лист 8

Техника безопасности лист 15

Список используемой литературы лист 16

Введение

Водопропускные трубы - это искусственные сооружения, предназначенные для пропуска под насыпями дорог небольших постоянных или периодических действующих водотоков. В отдельных случаях трубы используются в качестве путепроводов тоннельного типа, скотопрого­нов и т. п.

При проектировании дороги особенно при небольших высотах часто

приходится выбирать одно из двух возможных сооружений - малый мост или трубу. Если технико-экономические показатели этих сооружений примерно одинаковы или отличаются незначительно, предпочтение отдаётся трубе, так как:

устройство трубы в насыпи не нарушает непрерывности земляного полотна и верхнего строения пути;

эксплуатационные расходы по содержанию трубы значительно меньше, чем малого моста;

при высоте засыпки над трубой более 2 м влияние временной нагрузки на сооружение снижается, а затем по мере увеличения этой высоты

практически теряет своё значение.


Общие положения

Водопропускные трубы различают:

по материалу тела трубы – бетонные, железобетонные, металлические, полимерные;

по форме поперечного сечения – круглые, прямоугольные, овоидальные;

по числу очков в сечении – одно-, двух-, многоочковые;

по работе поперечного сечения – безнапорные (работающие неполным сечением на всём протяжении), напорные (работающие полным сечением на всём протяжении), полунапорные (работающие у входного оголовка полным сечением, а на остальной длине – неполным).

Отверстия труб на автомобильных дорогах следует принимать не менее:

1,0 м – при длине трубы не более 30 м;

0,75 м при длине трубы не более 15 м;

0,50 м на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока.

На внутрихозяйственных дорогах можно применять трубы с отверстиями размером 0,5 м при их длине не более 10 м.

Толщина засыпки над звеньями или плитами труб до низа дорожной

одежды принимается не менее 0,50 м.

Малые, средние автодорожные мосты и водопропускные трубы разрешается располагать на участках дорог с любым профилем и планом, принятым для данной категории дороги.

Трубы, как правило, устраиваются в безнапорном режиме и, как исключение, в напорном и полунапорном режимах для пропуска расчётного расхода воды.

Нельзя строить трубы при наличии наледей, ледохода. На реках и ручьях, имеющих нерестилища рыб, трубы устраивают с разрешения инспекции рыбнадзора.

Возвышения бровки земляного полотна на подходах к трубам над расчётным уровнем воды следует принимать не менее 0,50 м, а для труб, работающих в напорном или полунапорном режиме,- не менее 1,0м.

Оголовки труб устраивают из портальной стенки и двух откосных крыльев, заглублённых в грунт ниже глубины промерзания на 0,25 м и

установленных на щебёночное основание толщиной 10 см. Естественный грунт ниже глубины промерзания заменяется песчано-гравийной

Примечания.

1.Трубы подразделяют на 3 группы по несущей способности:

первая (1) – при расчетной высоте засыпки грунтом 2,0 м;

вторая (2) – 4,0 м;

третья (3) – 6,0 м.

Допускается для конкретных условий строительства трубопровода применять трубы при другой расчётной высоте засыпки грунтом.

2. Марка трубы состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых дефисом. Первая группа содержит обозначение типа трубы,

вторая – диаметр условного прохода в см и полезную длину в дм, номер группы по несущей способности.

3. Трубы следует изготавливать по ГОСТ 26633 из тяжёлого бетона класса прочности на сжатие В 25.

4. Водонепроницаемость бетона труб должна соответствовать W 4.

5. Трубы ТБ, ТБП, ТС и ТСП поставляют потребителю в комплекте с резиновыми уплотняющими кольцами.

6. Трещины на поверхности труб не допускаются, за исключением усадочных шириной не более 0,050 мм.

Оголовки труб отверстием 0,50…0,75 м сооружают из портальной стенки, заглублённой в грунт ниже глубины промерзания на 0,25 м.

Откосные крылья разрешается выполнять из монолитного бетона

марки В 15 без арматуры с опалубочными размерами сборных железобетонных блоков.

Длина трубы (Lтр) определяется по формуле

Lтр = В+2(Н-d-c)*m,

где В – ширина земляного полотна, м;

Н – высота насыпи, м;

d – отверстие трубы, м;

с – толщина стенки, м;

m – коэффициент заложения откоса.

Строительство железобетонных труб

Подготовительные работы на базе предприятия (рекомендации).

1. Проверка элементов труб на допускаемые отклонения по ГОСТу

(длина звена – 0…10 мм, толщина стенок -5…+10 мм, остальные изме-

рения -+10 мм).

2. Удаление наплывов, набрызга бетона на сочленяемых частях звеньев.

3. Подбор всех элементов трубы по маркам согластно проектному решению.

4. Складирование элементов трубы в одном месте.

Подготовительная работа на месте строительства

1. Выбор и подготовка площадки строительства. Корчёвка кустарника

и планировка площадки бульдозером.

2. Приём и размещение оборудования, материала и конструкций.

3. Разбивка оси трубы и контура котлована.

Геодезические работы, выполняемые в процессе строительства, состоят из: разбивки сооружения в плане, включая главные оси и контуры котлована; высотной разбивки; нивелировка продольного профиля лотка трубы.

Разбивкой в плане закрепляют на месте ясно видимые знаки, по которым можно точно установить местоположение трубы и её элементов; закрепляют обычно с помощью двух столбов, устанавливаемых по продольной оси трубы с учётом обеспечения их сохранности на все время постройки, и кольев, забиваемых по оси насыпи и в характерных точках. В

некоторых случаях на расстоянии 1,5-2 м от границ котлована устраивают обноски из горизонтально установленных досок, на которых размечают характерные точки фундамента. Доски прибивают к столбам, заглублённым в грунт. При разбивке сооружения в плане необходимо строго выдерживать положение створа, расположенного по оси насыпи, и творчески подходить к разбивки продольной оси трубы. Если будут выявлены какие-либо неблагоприятные грунтовые или другие факторы на месте расположения трубы, её нужно сместить в ту или другую сторону. Все отступления от проекта согласовываются с заказчиком и проектной организацией.

Высотная разбивка заключается в определении отметок поверхности в месте расположении трубы и глубины срезки грунта или, наоборот, его подсыпки под трубу. Земляные работы по рытью котлованов и устройству фундаментов выполняют под инструментальным контролем.

С помощью нивелира проверяют соответствие фактических отметок дна котлована и верха подушки проектным. Аналогично контролируют вы­сотное положение фундамента, а затем и трубы. Продольный профиль труб нивелируют перед их засыпкой и после отсыпки насыпи до проект­ных отметок. Необходимость, а также периодичность и продолжитель­ность дальнейших наблюдений устанавливают, руководствуясь нормативами.

Высотную разбивку и нивелирование производят с привязкой к реперу, расположенному вблизи трубы.

Схема разбивки трубы: Рис. 1


Исполнительные работы

1. Рытьё котлована экскаватором и зачистка его вручную. Укрепление (при необходимости) дна котлована каменными материалами путём вдавливания средствами утопления.

Котлованы под фундаменты водопропускных труб, разрабатывают в большинстве случаев без крепления (ограждения). Только в водонасы­ще­нных грунтах при значительном притоке воды и невозможности обеспечить устойчивость стенок котлована грунт разрабатывают под защи­той крепления. Применяют также крепления котлованов при постройке труб в непосредственной близости от эксплуатируемых сооружений, обеспечивая тем самым их устойчивость.

Очертание котлованов и технология их разработки зависят от конст­рукции трубы и её фундамента, от вида и состояния грунтов основания.

Крутизну откосов котлованов назначают с учётом глубины котлована и характеристик разрабатываемого грунта.

Расстояние между вертикальной стенкой котлована и боковой поверхностью фундамента применяют не менее 0,7 м, если предусмотрено нанесение гидроизоляции на конструкцию или выполнение других ра­бот, связанных с пребыванием людей в котловане. Когда такие работы не предусмотрены, эта величина может быть уменьшена до 0,1 м. При безопалубочном бетонировании фундаментов размеры котлована при­нимают равным размерам фундамента. При разработке котлованов с от­косами расстояние между подошвой откоса и фундаментом должно со­ставлять не менее 0,3 м. Во всех случаях размеры котлована увязывают с возможностями землеройных средств.

Во всех случаях при рытье котлованов принимают меры по предотвращению заполнения их поверхностными или грунтовыми водами. Для

этого по контуру котлована отсыпают грунтовые валики. Сооружая трубу на постоянном водотоке, устраивают запруды или отводят русло в сторону с помощью канав.

Проникшую в котлован воду удаляют, либо устраивая в его низовой части выпуск в водоотводную канаву, что обычно оказывается возмож­ным при постройке косогорных труб, либо обеспечивая механизирован­ный водоотлив. Для водоотлива в низовой части котлована делают ограждаемый приямок, из которого насосом откачивают воду. Приямок располагают за пределами контура фундамента, обеспечивая удаление воды во время фундаментных работ вплоть до засыпки пазух. По мере углубления котлована ограждения приямка опускают. Нескальные грунты разрабатывают землеройными машинами без нарушения естест­венного сложения грунта в основании с недобором 0,1-0,2 м. Оконча­тельно подчищают котлован непосредственно перед устройством фун­дамента.

В настоящее время из многообразной землеройной техники при строительстве водопропускных труб на железных и автомобильных до­рогах наибольшее распространение получили бульдозеры и экскава­торы.

Разработка котлованов бульдозером наиболее целесообразна при за­ложении фундамента тела трубы и оголовка на одной отметке или при небольшой их разнице.

Для неограждаемых котлованов применяют экскаваторы, оборудо­ванные обратной лопатой, или драглайны. Достоинством этих механиз­мов является возможность разработки грунта при разной глубине котлована, что обеспечивает устройство котлована под средней частью трубы и оголовками, подошва фундамента которых закладывается на большей глубине. Для разработки ограждаемых котлованов целесообразно применять грейферы.

Во всех случаях разрабатываемый грунт укладывают за пределы котлована на расстоянии, обеспечивающем устойчивость его стенок или ограждения. Отвалы грунта не должны создавать затруднений для выполнения последующих строительных и монтажных работ, а также для пропуска воды.

2. Устройство фундаментов.

Различают мелкообломочные и крупноблочные фундаменты.

При монтаже фундаментов из сборных элементов, в первую очередь, укладывают блоки фундаментов оголовков до уровня подошвы фундамента тела трубы. Затем до того же уровня заполняют пазухи фундаментов оголовков. С трёх сторон их засыпают местным грунтом, в местах сопряжения фундаментов разной глубины заложения – песчано-гравийной или песчано-щебёночной смесью, которую послойно уплотняют и заливают цементным раствором. Затем кладку фундаментов оголовков ведут одновременно с посекционным монтажом фундамента тела трубы. Порядок монтажа принимают последовательным – от выходного оголовка к входному. Многорядную кладку выполняют с перевязкой швов.

Технологический процесс по устройству монолитных фундаментов включает изготовление и установку опалубки, доставку готовой бетонной смеси или её приготовление на месте, укладку смеси, уход за бетоном, удаление опалубки, засыпку пазух. Достаточно простые очертания фундаментов позволяют изготавливать опалубку в виде инвентарных щитов, используемых на ряде объектов. Поверхность щитов должна быть гладкой. Перед бетонированием её рекомендуется промазать солидолом, что облегчит отделение щитов от бетонной конструкции.

Для загрузки бетонной смеси в опалубку секций применяют инвентарные лотки или бадьи, загружаемые на месте или доставляемые с бетоносмесительных узлов. Содержимое бадьи выгружают непосредственно в секции. Уплотняют бетон глубинными или поверхностными вибраторами.

Сборно-монолитные фундаменты сооружают в такой последовательности: на подготовленное основание или подушку устанавливают опалубку в швах между секциями; пространство между сборными элементами и опалубкой в швах заполняют бетонной смесью. Требования к производству бетонных работ в этом случае такие же, как и при устройстве монолитных фундаментов.

Оборудование и механизмы для устройства фундамента выбирают с учётом всего технологического процесса по сооружению трубы. Примерный перечень основного оборудования включает: краны, растворосмесители, бетоносмесители, вибраторы, электротрамбовки, сварочные агрегаты, передвижные электростанции.

Повышение эффективности устройства труб может быть достигнуто чёткой организацией процесса изготовления, доставки конструкций и

монтажа труб на некотором участке по единому комплексному графику.

Необходимое условие этого – наличие хороших подъездов и развитой базы строительства. Фундаменты, а также тело трубы и оголовки в этом случае монтируют «с колёс», снимая кранами элементы с транспортных средств и укладывая их в конструкцию.

Устройство свайных фундаментов распространено в районах со слабыми грунтами. Погружают сваи преимущественно сваесборными агрегатами, включающими копровое оборудование на базе трактора, автомобильного крана или экскаватора и дизель-молот.

3. Монтаж сборных железобетонных труб.

К монтажу сборных оголовков и тела трубы приступают после устройства фундаментов и засыпки пазух.

Сборные трубы монтируют с помощью самоходных кранов, грузоподъёмность которых определяют, исходя из массы блоков тела трубы, оголовков и фундамента с учётом возможного вылета стрелы крана.

Порядок монтажа определяют в зависимости от конструкции оголовочной части трубы и местных условий.

Перед началом монтажа звенья, блоки оголовков и фундамента очищают от грязи, а зимой от снега и льда.

Звенья и блоки с плоской поверхностью нижней грани устанавливают на цементном растворе подвижностью 6-8 см по конусу СтройЦНИИЛа. Цилиндрические звенья на плоскую поверхность фундамента устанавливают на деревянных подкладках, соблюдая требуемый зазор между звеном и фундаментом. Затем под звено подбивают бетонную смесь, обеспечивая полный контакт звена на всей его длине. Раствор подливают с одной стороны, контролируя его появление с другой. Затем восполняют недостающее количество раствора с противоположной стороны звена, обеспечивая при этом полное заполнение и выравнивания шва. Раствор используют подвижностью 11-13 см.

Заполнением вертикальных и горизонтальных швов обеспечивают сплошность и монолитность конструкции трубы на участках между деформационными швами.

Швы в стыках звеньев или секций труб разрешаются конопатить с обеих сторон пропитанной битумом паклей. С внутренней стороны швы должны быть на глубину 3 см заделаны цементным раствором.

При монтаже следят за соблюдением проектных зазоров между блоками и звеньями в пределах каждой секции с тем, чтобы выдерживать размеры секций и не допускать перекрытия деформационных швов.

4. Устройство гидроизоляции труб.

Основным типом изоляции бетонных и железобетонных труб в настоящее время служит битумная мастика.

Покрытия устраивают неармированными (обмазочными) и армированным (оклеечными). Для труб неармированная гидроизоляция состоит из двух слоёв битумной мастики толщиной 1,5-3 мм каждый по слою грунтовки, армированная – из слоёв армирующего материала между тремя слоями битумной мастики также по слою грунтовки.

Поверхности железобетонных элементов труб – звеньев, плит перекрытия, насадок и других, соприкасающихся с грунтом, как правило, защищают армированной гидроизоляцией.

Последовательность работ по устройству гидроизоляции на битумной основе следующая: подготовка поверхности; устройство (нанесение или наклейка) гидроизоляции; устройство защитного слоя.

При подготовке поверхности конструкции очищают от грязи, просушивают, а в необходимых случаях и выравнивание её цементным раствором. Нанесение подготовительного слоя из цементного раствора требуется в местах образования внутренних углов, например, на перекрытии трубы перед кордонным камнем, для устройства сливов в многоочковых трубах и в других случаях.

Первая технологическая операция устройства собственно гидроизоляции – нанесение на изолируемую поверхность битумного лака. Лак наносят в качестве грунтовки с целью заполнения мелких трещин и пор,

а также для улучшения сцепления основного компонента гидроизоляции – битумной мастики – с бетонной поверхностью. Рекомендуется наносить битумный лак напылением, используя установки, состоящие из ёмкости и распыляющей пневмофорсунки. Существует и немеханизированный способ устройства грунтовки с помощью кистей.

Неармированную гидроизоляцию устраивают после высыхания грунтовки, но не ранее чем через 24 часа после её нанесения. Горячую мастику наносят слоями толщиной 1,5-3 мм, второй слой – после остывания первого. Для нанесения мастики применяют ручной инструмент - шпатели и др. Повышение качества работ и снижение трудозатрат достигают, используя механизированный способ, преимущественно пневмораспыление.

Армированную гидроизоляцию устраивают в такой последовательности. Вначале наносят на загрунтованную поверхность первый слой горячей битумной мастики и наклеивают первый слой армирующего рулонного материала; повторяют эти операции для следующего слоя. Затем

последний слой армирующего материала покрывают отделочным слоем мастики толщиной 1,5-3 мм, выравнивая его после остывания ручным электрокатком и дополняя мастикой места, где её оказывалось недостаточно. Отдельные полотнища армирующего материала стыкуют внахлёстку с перекрытием стыков на 10 см. Стыки первого и второго слоёв не должны располагаться друг над другом. Стыки каждого следующего слоя сдвигают не менее чем на 30 см относительно стыков ранее уложенного слоя. Рулонные материалы наклеивают, не допуская образования пузырей и добиваясь плотного прилегания материала по всей поверхности. Для разглаживания изоляции применяют электроутюги, электрокатки.

Защитный слой устраивают для предотвращения механических повреждений гидроизоляции во время засыпки трубы и в последующий период, с учётом того, что сохранность гидроизоляции в процессе многолетней эксплуатации – одно из важнейших факторов нормальной работы трубы.

5. Обратная засыпка грунта.

Железобетонные водопропускные трубы засыпают грунтом после выполнения всех работ по их сооружению и оформления соответствующего акта приёмки.

Для засыпки труб пригоден тот же грунт, из которого возведена насыпь.

Возведение насыпей над железобетонными трубами состоит из двух стадий:

заполнение грунтом пазух между стенками котлована и фундамента;

засыпка трубы на высоту звена.

Грунт укладывают одновременно с обеих сторон трубы на один одинаковую высоту и уплотняют послойно специальной грунтоуплотняющей машиной виброударного действия для работы в стеснённых условиях, а при её отсутствии – пневмокатками. Грунтовую призму отсыпают наклонными от трубы слоями (с уклоном не круче 1: 5), толщину которых назначают в соответствии с действующими нормативами.

Движение грунтоуплотняющих машин по каждому слою грунта вдоль трубы следует начинать с удалённых от неё участков и с каждым последующим проходом приближаться к стенкам трубы. Уплотнение грунта непосредственно у трубы допускается, если с противоположной стороны уже отсыпан слой грунта на таком же уровне по всей длине трубы. Особое внимание нужно уделять уплотнению грунта у стенок трубы. При этом ручную электротрамбовку надо располагать на расстоянии не менее 5 см от стенки. Над средней частью трубы (над звеньями) не допускается переуплотнение грунта во избежание перегрузки конструкции.

При значительной высоте насыпи (более10 м) над трубой целесообразно оставлять зону пониженной (менее 0,95 от максимальной) плотности, разравнивая грунт этой зоны бульдозером без уплотнения.

Если в процессе строительства машины, которые передвигаются над засыпанной конструкцией или близко от неё, тяжелее чем временные нагрузки, для которых была запроектирована труба, необходимо предусматривать дополнительную засыпку во избежании разрушения трубы.

Степень уплотнения грунта в пределах призмы засыпки оценивают коэффициентом К, который определяет собой отношение достигнутой плотности к максимальной стандартной, определяемой по методу стандартного уплотнения. Последнюю приводят в проекте производства работ на основании данных инженерно-геологических изысканий. В соответствии с требованиями действующей инструкции коэффициент уплотнения обеспечивают не ниже 0,95.

Оперативный контроль плотности в полевых условиях ведут плотномером-влагомером Н. П. Ковалёва.

Необходимо отметить, что в процессе засыпки трубы нельзя допускать отклонений от К=0,95 в меньшую сторону, так как снижение плотности грунта существенно уменьшает его модуль деформации, а следовательно, и несущую способность трубы.


Техника безопасности

Все вновь поступающие рабочие допускаются к работе по заключению медицинской комиссии и только после прохождения вводного (общего) инструктажа по технике безопасности и инструктажа по технике безопасности непосредственно на рабочем месте.

Кроме этого, рабочие в течение трёхмесячного срока со дня поступления должны пройти обучение безопасным методам работы по 6 -10- часовой программе.

По окончании обучения необходимо провести экзамены в постоянно действующих комиссиях и составить акт, который нужно хранить в личном деле рабочего.

Строительную площадку следует оборудовать постоянными или временными санитарно-бытовыми устройствами: уборными, умывальными, раздевалками, сушилками для одежды, помещениями для приёма пищи, душевыми, медпунктами или аптечкой. Рабочие должны быть снабжены питьевой водой.

Администрация строительства обязана снабжать рабочих спецодеждой, спецобувью и индивидуальными защитными средствами в соответствии с характером работ согласно действующим нормам.

На строительных мастеров возлагается в пределах порученных им участков работ:

осуществление правильного и безопасного ведения строительно-монтажных работ с применением строительных машин, механизмов, механизированного инструмента и оборудования;

контроль за состоянием лесов и подмостей, защитных приспособлений, креплений котлованов, траншей и др.;

проверка чистоты и порядка на рабочих местах, в проходах и на подъездных путях, обеспечение освещённости рабочих мест, проверка правильной эксплуатации подкрановых и подкопровых путей;

инструктаж рабочих по технике безопасности на рабочих местах в процессе производства работ;

контроль за применением и правильным использованием рабочими спецодежды и индивидуальных защитных средств, за соблюдением норм переноски тяжестей, за обеспечением рабочих мест предупредительными надписями и плакатами.

Список используемой литературы

Строительство автомобильныхдорог (пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций) В. Г. Попов.

Водопропускные трубы под насыпями О. А. Янковского.

Мосты и сооружения на автомобильных дорогах М.Е. Гибшман,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Методы строительства МТ. Раскрыть один из методов

Основанием для строительства магистрального трубопровода должно служить наличие следующих документов:

утвержденного проекта (рабочего проекта) и сводного сметного расчета стоимости строительства или выписок из них, когда строительство осуществляется несколькими генподрядными организациями;

рабочих чертежей и утвержденных смет по рабочим чертежам (объектных и локальных);

разрешения соответствующих ведомств и эксплуатационных служб на право выполнения строительно-монтажных работ;

утвержденного проекта производства работ;

2. Состав общестроительных работ по сооружению НС и КС.

Разбивочные

Земляные

Монтаж по сооружению зданий

2. Гидравлический и пневматический способ испытания

Гидравлическое испытание выполняют главным образом водой. В качестве ее источников используют естественные или искусственные водоемы (реки, озера, водохранилища, каналы и т.п.). Трубопровод заполняется водой с помощью наполнительных агрегатов через узлы подключения. Поскольку присутствие воздуха в полости трубопровода может исказить результаты испытаний, то для его удаления в повышенные точки профиля врезаются воздуховыпускные краны.

При испытаниях на прочность в трубопроводе необходимо создать давление, на 10...25 % превышающее то, с которым будет вестись перекачка. Сначала давление в испытуемом участке повышают наполнительными агрегатами. Когда же их технические возможности будут исчерпаны, наполнительные агрегаты отключают и включают опрессовочные агрегаты. После достижения расчетного давления их отключают, закрывают задвижки и выдерживают трубопровод под испытательным давлением 24 ч.

Если в процессе подъема или выдержки давления случаются разрывы, то трубы разрушенного участка заменяют новыми, а испытание повторяют.

При испытании на герметичность измеряют снижение рабочего давления в течение определенного промежутка времени. Если оно незначительно, то делают вывод о герметичности испытуемого участка трубопровода. трубопровод магистральный строительство подземный

Заканчиваются гидравлические испытания вытеснением воды из полости трубопровода. На магистральных газопроводах для этого пропускают не менее двух поршней-разделителей со скоростью 3...10 км/ч под давлением сжатого воздуха или газа. Воду из нефте- и неф-тепродуктопроводов после их испытания удаляют одним поршнем-разделителем, перемещаемым под давлением транспортируемого продукта.

Пневматическое испытание трубопроводов выполняют сжатым воздухом или природным газом. Их источники и средства закачки те же, что и при продувке. Повышение давления в трубопроводе производится в несколько ступеней с обязательным осмотром трассы при достижении давления, равного 30 % от испытательного. Затем давление поднимают до испытательного (1,1 Рраб) и, перекрыв запорную арматуру, выдерживают трубопровод в течение 12 ч. Допустимое снижение давления - не более 1 %. Затем давление снижается до рабочего и выдерживают его еще не менее 12 ч. В случае утечек воздуха или разрыва труб подача воздуха немедленно прекращается, давление снижается до атмосферного и выполняются работы по устранению дефектов, после чего испытание возобновляется. По окончании испытания оборудование демонтируют и перебазируют на новый участок.

Достоинством пневматического метода испытаний является отказ от использования значительных количеств воды. Кроме того, нет необходимости вытеснять ее по окончании испытаний. Поэтому он широко используется при испытаниях на прочность и герметичность магистральных газопроводов. Однако обнаружение негерметичности трубопроводов с помощью этого метода связано с определенными трудностями. Так, при компримировании воздух нагревается. При его последующем охлаждении в трубопроводе уменьшается давление, что ошибочно можно идентифицировать как утечку. С другой стороны, воздух является сжимаемой средой. Поэтому даже при наличии мелкой утечки темп снижения давления в трубопроводе невелик.

Гидравлический метод позволяет зафиксировать даже незначительные негерметичности: вода является практически несжимаемой средой и сравнительно небольшая ее утечка приводит к заметному снижению давления в трубопроводе. Чтобы уменьшить количество используемой воды ее последовательно перемещают из одного испытуемого участка в другой. Однако если опрессовочную воду не удалось вытеснить полностью, то это приводит к внутренней коррозии трубопроводов. Кроме того, не всегда по трассе имеются достаточные для проведения испытаний объемы воды.

Чтобы надежно установить отсутствие утечек в трубопроводах в условиях ограниченных ресурсов воды прибегают к комбинированному методу испытаний, когда давление в трубопроводе создается двумя средами - воздухом и водой или природным газом и водой. В этом случае сначала полость трубопровода заполняют сжатым воздухом или газом, а затем поднимают давление до испытательного, закачивая воду опрессовочными агрегатами.

3. Сооружение блочно-комплектных НС и КС. Сущность данного метода. Основные элементы при комплектно-блочном строительстве

Для обеспечения высоких темпов сооружения НС и КС в этих условиях применяют комплектно-блочный метод строительства. Сущность данного метода заключается в том, что объекты возводятся из изделий высокой степени заводской готовности в виде блочно-комплектных устройств (БКУ), укрупненных монтажных узлов и заготовок инженерных коммуникаций.

При комплектно-блочном строительстве различают следующие элементы: блок, бокс, блок-бокс, суперблок и блочно-комплектное устройство.

Блоком называют совокупность оборудования и строительных конструкций, смонтированных на общем основании (блок газотурбинной установки, блок насосного агрегата, блок трансформатора и т.д.). Блок обязательно вписывается в габариты погрузки (рис. 20.9) - предельные размеры грузов, перевозимых по железной дороге на платформе или в полувагоне.

Бокс - транспортабельное здание из легких строительных конструкций, вписывающееся в габариты погрузки.

Блок-бокс - это бокс, начиненный технологическим оборудованием и инженерными системами, внутри которого создают микроклимат, необходимый для длительной работы обслуживающего персонала и надежной работы установленного оборудования.

Блок-контейнер отличается от блок-бокса тем, что доступ персонала к установленному оборудованию осуществляется извне.

Суперблок - это блок (или совокупность блоков), размеры которого превышают габариты погрузки.

Блочно-комплектное устройство - это объект, собираемый на специализированном предприятии или месте монтажа из комплекта блоков, боксов, блок-контейнеров, блок-боксов, суперблоков и заготовок межблочных коммуникаций.

Схема организации комплектно-блочного строительства НС и КС приведена на рис. 20.10

До начала монтажа блочных устройств сооружают фундамен-ты под них. При отсутствии в блок-боксах технологического оборудования (операторских, помещениях для отдыха и др.) специальных фундаментов не возводят, а опорную раму бокса устанавливают на уплотненный слой песчано-гравийной смеси толщиной 10... 15 см. В других случаях выбор типа фундамента зависит от характера работы технологического оборудования, наличия или отсутствия динамических нагрузок.

4. Бестраншейный способ сооружения подземных переходов трубопроводов

Бестраншейным способ называют потому, что при прокладке как кожуха, так и трубопровода не устраивают открытой траншеи. Технологическая схема выполнения работ по бестраншейной прокладке переходов включает следующие основные операции:

Подготовительные работы;

Прокладку кожуха под полотном дороги;

Прокладку трубопровода внутри кожуха;

Устройство уплотнений, вытяжной свечи или колодца, отводной канавы.

Основной объём подготовительных земляных работ составляет устройство рабочего и приемного котлованов. Котлованы отрывают на глубину, несколько ниже той, на которой должен укладываться кожух. Рабочий котлован имеет размеры, позволяющие установить в нём все необходимые машины и механизмы и выполнять работы, связанные с укладкой кожуха. Размеры приемного котлована должны быть такими, чтобы в нём можно было выполнить необходимые монтажные работы по присоединению дополнительных труб перехода или по устройству герметизирующего соединения кожуха с трубой.

Прокладка кожуха под дорогой может быть выполнена различными методами: прокалыванием, продавливанием, горизонтальным бурением и виброударным способом. В исключительных случаях могут применяться методы, используемые в шахтном строительстве, связанные с применением специальной горнопроходческой техники и технологии.

После укладки кожуха в него протаскивают заранее подготовленный рабочий трубопровод. После протаскивания устанавливают сальники, вытяжные свечи, оборудуют приёмные колодцы, отводящие канавы, полностью восстанавливают начальное состояние придорожных сооружений, а также ландшафт местности. На последнее должно обращаться особое внимание, так как не восстановленный рельеф начинает интенсивно деформироваться под влиянием дождей, ветра и др. климатических факторов

5. Учет нефти. Требования к узлам учета нефти

Принцип действия УУН основан на прямом методе динамических измерений массы «брутто» нефти с помощью автоматических поточных преобразователей массового расхо да (далее массомеров), работающих по принципу измерения Кориолисовой силы, возни кающей при движении нефти по участку трубопровода с заданным радиусом кривизны, в котором возбуждены поперечные колебания. Массу нефти определяют на основе извест ной зависимости Кариолисовой силы от скорости потока нефти и частоты поперечных колебаний измерительного участка трубопровода. Массу «нетто» нефти определяют как разность массы «брутто» нефти и массы балласта. Массу балласта определяют по резуль татам измерений массовой доли воды, массовой концентрации солей и массовой доли ме ханических примесей в нефти, полученных, в том числе и в лаборатории по объединенной пробе, отобранной автоматически или вручную.

Конструктивно УУН состоит из следующих частей:

Блок измерительных линий (БИЛ), состоящий из пяти массомеров, измерительных преобразователей давления и температуры, встроенных в трубопровод, предназна ченный для измерений массового расхода нефти, ее температуры и давления и пе редачи данных на измерительно-вычислительный комплекс «ИМЦ-03»;

блок контроля качества нефти (БКН), состоящий из пробозаборного устройства, непрерывно отбирающего точечные пробы нефти из трубопровода для последую щих лабораторных анализов параметров качества нефти и последующего ручного ввода полученных данных в ИВК «ИМЦ-03», измерительных преобразователей плотности, температуры и давления;

6. Прокладка кожуха под дорогой методом продавливания

Способ прокалывания заключается в следующем. Лобовую часть кожуха оснащают специальным заостренным наконечником, диаметр которого на 30-40 мм больше наружного диаметра кожуха. С помощью специальных домкратов, установленных в рабочем котловане и упирающихся в заднюю стенку котлована, вдавливают наконечник в грунт. По мере внедрения кожуха в грунт его наращивают дополнительными заранее приготовленными секциями. При таком способе прокладки кожуха требуется очень большое усилие продавливания, так как при внедрении его в грунт происходит уплотнение грунта наконечником, т. е. приходится преодолевать лобовое сопротивление грунта и силу трения наружной поверхности кожуха о грунт.

При укладке способом прокалывания следует иметь в виду, что минимальная глубина заложения трубы должна быть 3 м, так как при меньшей глубине поверхность грунта над трубой вспучивается, что совершенно недопустимо при пересечении железных дорог.

Способ продавливания позволяет избежать этого недостатка. Суть продавливания заключается в том, что кожух вдавливается в грунт открытым концом, а поступающий внутрь кожуха грунт удаляется.

7. Укажите основные элементы и узлы КС

Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из следующих комплексов сооружений:

Подводящие трубопроводы;

Головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС);

Конечный пункт;

Линейные сооружения.

Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.

Головная НПС предназначена для приема нефтей с промыслов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод.

Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, затраченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти.

Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.

К линейным сооружениям магистрального нефтепровода относятся: 1) собственно трубопровод (или линейная часть); 2) линейные задвижки; 3) средства защиты трубопровода от коррозии (станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки); 4) переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т.п.); 5) линии связи; 6) линии электропередачи; 7) дома обходчиков; 8) вертолетные площадки; 9) грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода.

8. Способы производства капитального ремонта газонефтепроводов

* все виды работ, применяемых при текущем ремонте;

* замена изоляции газопроводов, восстановление стенки трубы с заменой изоляции, наложение заплат, вырезка и врезка новой катушки, замена отдельных участков труб.

* ремонт кладки колодцев с разборкой и заменой перекрытия, ремонт гидроизоляции и оштукатуривание колодцев, смена лестницу и ходовых скоб, наращивание высоты колодцев;

* вынос отдельных участков газопроводов на фасады зданий;

* разборка задвижек и смена износившихся деталей, шабровка, расточка или замена уплотнительных колец, смазывание;

* замена износившихся задвижек;

* демонтаж или замена конденсатосборников и гидрозатворов, ремонт и замена коверов;

* замена опор надземных газопроводов;

* прокладка отдельных участков газопроводов

9. Работы, выполняемые в ходе подготовительного этапа сооружения НС и КС

1. Устройство строительной площадки, подъездных путей

2. Сооружение временных помещений для проживание и бытового обслуживания рабочих, а так же ля размещения прибывающих оборудования и материалов

3. Доставку на строительную площадку топливо

10. Классификация и методы сокращения потерь нефти при трубопроводном транспорте

Технологические потери нефти (нефтепродуктов) при транспортировке трубопроводом и перевалке могут возникать при:

Сборе и утилизации утечек через сальниковые и торцевые уплотнения валов центробежных насосов;

Закачке и откачке из резервуаров перекачивающих станций, перевалочных нефтебаз и наливных пунктов магистральных трубопроводов

Аварии, протечки, разрыт ТП

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы строительства трубопровода. Приемка трассы, ее геодезическая разбивка. Расчистка полосы строительства. Земляные и сварочно-монтажные работы. Расчет трубопровода на прочность. Прокладка участков переходов трубопроводов через автомобильные дороги.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Изучение этапов организации работ по строительству магистрального трубопровода: технология рытья траншеи, материальное обеспечение, природоохранные мероприятия. Расчет прочности трубопровода, машинная очистка, изоляция и укладка трубопровода в траншею.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Структура организации строительного производства. Определение числа изоляционно-укладочных колонн и числа линейных объектных строительных потоков, необходимых для осуществления строительства магистрального трубопровода. Расчет такелажной оснастки.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Выбор методов производства земляных работ. Проектирование прокладки самотечного канализационного трубопровода в городе Гродно протяженностью 2,31 километра. Разработка мероприятий по защите траншей от подземных вод. Гидравлические испытания трубопроводов.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Назначение и принцип действия трубоукладчиков, требования к ним при сооружении линейной части магистрального трубопровода. Характеристики и индексы, устройство трубоукладчиков, отечественные заводы по их выпуску. Переоборудование техники в трубоукладчики.

    реферат , добавлен 24.05.2015

    Анализ природно-климатических условий строительства. Основные характеристики труб для прокладки подземных инженерных сетей. Проект организации строительства и производства работ, технологическая схема. Охрана труда и техника безопасности на участке.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2012

    Характеристика района строительства. Климатическая характеристика, гидрологические условия. Механический расчёт трубопровода. Определение толщины стенки трубопровода. Расчет длины скважины трубопровода. Расчёт тягового усилия протаскивания трубопровода.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Объем работ при строительстве магистральных трубопроводов. Расчистка и планировка трасс. Разработка траншеи, сварка труб в нитку. Очистка и изоляция труб, их укладка в траншею. Испытание трубопровода на прочность и герметичность, его электрозащита.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2015

    Характеристика подводного перехода, строительный расчет устойчивости трубопровода, проверочный расчет пригрузов. Особенности сооружения подводных переходов, технология и оборудование для внутритрубной инспекции. Оценка динамики русловых процессов.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2011

    Прокладка напорного полиэтиленового водопроводного трубопровода. Сложность изготовления и монтажа технологических трубопроводов. Методы производства земляных работ. Уплотнение грунта при обсыпке трубы. Калькуляция затрат труда и машинного времени.