История развития методики экологического образования дошкольников. История развития экологического образования в дошкольной педагогике

Теория и методика экологического образования дошкольников

Тема: «История экологического образования дошкольников»

Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что экологической работе с дошкольниками уделяется в них особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства, так как именно ребенок-дошкольник, в силу своей возрастной специфики, оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.

Методика экологического образования дошкольников – это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению.

Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.

Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.

Основные задачи, решаемые в процессе организации экологической работы с детьми:

1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.

2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.

3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.

4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.

5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, что исключит нанесение им вреда и ущерба.

6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и потребность в деятельности, направленной на созидание природного окружения.

Если обратиться к истории становления и развития науки «Методики экологического образования дошкольников», то можно выделить несколько этапов этого развития.

1 этап – оформление идей о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка в трудах классиков зарубежной и русской педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.Н.Тихеева). Обратимся к некоторым из их идей.

Я.А.Каменский , известный чешский педагог ХУ11 столетия считает, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать. Не случайно одна из широко известных работ великого педагога носит название «Материнская школа». В данной книге автор предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Из обширного спектра наук, доступных детям дошкольного возраста, особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников. Я.А.Коменский считает, и с этим нельзя не согласиться, что в окружающий мир дети «входят» при помощи «разведчиков» (именно так он называет органы чувств). Лишь после чувственного, сенсорного восприятия, по мнению автора, возможно восприятие осмысленное, с помощью разума.

Исходя из требования обеспечения чувственных основ познания, большое место в воспитании детей он отводит природе. Большое внимание Я.А.Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А.Коменский раскрывает в своих работах «материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет

Экологическая проблема природы и человека в данный момент является актуальной. Кроме того, действие на окружающую среду человеческого общества принимает серьезные масштабы. Только совместная деятельность людей, которая совершается на базе полного осознания всех законов природы, сможет спасти планету. Человек должен понимать, что он является частью природы, и именно от него зависит существование других живых существ. Для осознания значимости человеческой деятельности экологическое образование должно начинаться с дошкольного возраста.

Значимость экологического воспитания дошкольников

Дошкольные учреждения перешли на новые федеральные стандарты образования, которые подразумевают формирование у малышей Новое поколение должно объективно смотреть на хозяйственную деятельность человека, бережно относиться к природе. Экологическое образование дошкольников предполагает формирование подобных навыков.

Психолого-педагогические характеристики экологического развития

Дошкольное детство важно для дальнейшего развития ребенка. Именно в первые семь лет жизни происходит формирование личности малыша, непрерывно совершенствуются его психические и физические параметры, происходит становление полноценной личности. В дошкольный период происходит закладывание основ взаимодействия с живым миром. Экологическое образование детей подразумевает формирование у них ценности живого мира, эту задачу решает воспитатель детского сада.

История развития экологического воспитания

Педагоги во все времена уделяли важное место природе как средству развития и воспитания дошкольников. Польский педагог Я. А. Каменский считал именно живой мир настоящим источником знаний, способом развития детского ума, средством воздействия на органы чувств. Русский педагог К. Д. Ушинский предлагал «вводить детей в мир природы», сообщая полезные и важные свойства живого мира, формируя при этом малышей.

Дошкольное экологическое образование приобрело особое значение с середины прошлого века. Именно в это время методисты и педагоги выделяют в качестве основного метода - формирование знаний у дошкольников об окружающем мире. Развитие экологического образования у малышей в дошкольных учреждениях продолжалось в 70-80 годы 20 века. В конце 20 века появились новые методики обучения, и на экологическое образование дошкольников снова было обращено пристальное внимание методистов и педагогов. Усложнилась содержательная часть дошкольного образования, в него были внесены новые теоретические знания. Были продуманы новые стандарты образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию дошкольников.

Психологи А. Венгер, Н. Поддъяков, А. Запорожец теоретически обосновали важность экологического воспитания малышей, важность доступности наглядно-образного образования.

Теория экологического образования получила максимальный толчок в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невозможным без постоянного экологического воспитания. В РФ была разработана специальная Концепция постоянного экологического образования, причем первичным звеном в данной системе стала область дошкольного воспитания. Этот период характеризуется получением эмоционального восприятия малышами природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно до 5-6 лет происходит формирование первичной основы экологического мышления, закладывание начальных элементов экологической культуры.

Примеры программ для дошкольников

Программа С. Г. и В. И. Ашиковых «Семицветик» направлена на культурное и экологическое образование дошкольников, формирование в них богатой, саморазвивающейся, духовной личности. По замыслу авторов методики, именно экологическое образование и воспитание малышей учит их мыслить, ощущать окружающий мир, воспринимать ценность живого мира. В программе предполагается совместная деятельность дошкольников и взрослых в детском саду, семье, детских студиях.

По мере обучения дошкольники расширяют свой кругозор, в них формируются нравственные и эстетические качества. Именно умение воспринимать красоту, существующую в природе, успешно реализует экологическое образование детей. Программа содержит две основные темы: «Человек», «Природа». Раздел «Природа» знакомит с четырьмя царствами, существующими на Земле: растениями, минералами, животными, человеком. В рамках темы «Человек» малышам рассказывают о подвижниках культуры, национальных героях, которые оставили на Земле добрый след.

Программа «Наш дом - природа»

Экологическое дошкольников возможно и по программе Е. Рыжовой «Наш дом - природа». Она нацелена на формирование творческой, активной, гуманной личности дошкольника 5-6 лет, имеющего целостный взгляд на окружающую природу, понимание места в ней обычного человека. Подобное экологическое образование детей дошкольного возраста помогает малышам получать детальное представление о взаимосвязи в природе, приобретать начальные экологические знания. Воспитатели учат своих подопечных ответственно относиться к здоровью, окружающей среде. В программе предполагается выработка у дошкольников начальных навыков грамотного и безопасного поведения в быту и природе, практического участия малышей в природоохранной работе своего края.

В программе предполагается 10 блоков. В каждом есть свой воспитывающий и обучающий компоненты, в которых развиваются разные навыки: бережное отношение, забота, умение видеть красоту. Больше половины программы связано с неживой природой: почвой, воздухом, водой. Три блока полностью посвящаются живой природе: растениям, экосистеме, животным. Есть в программе разделы, касающиеся взаимодействия природы и человека. Методика экологического образования имеет и сопровождение в виде разработок по формированию в ДУ развивающей среды, есть и специальные рекомендации для проведения занятий.

Программа «Юный эколог»

Данный курс был создан в конце прошлого века С. Николаевой. Первая теория и методика экологического образования, предложенная автором, имеет две подпрограммы. Одна часть посвящена экологическому развитию дошкольников, а вторая часть предполагает повышение квалификации воспитателей детских садов. В программе есть полноценное теоретическое обоснование, указаны используемые методы экологического образования. Особое внимание уделено практической части, приобщению ребят к уходу за растениями, животными. Малыши, проделывая разнообразные опыты, узнают, какие условия нужны для роста и развития растений. Они узнают о строении Солнечной системы, законах природы. Экологические знания, по задумке автора, должны стать средством формирования любви к природе, обитателям нашей планеты.

Экологическое образование школьников стало популярным во многих регионах РФ. Благодаря совместной работе экологов и учителей, появляются методики, учитывающие социальные и природные местные условия, позволяющие сохранять народные традиции.

Методисты, занимающиеся дошкольным образованием, понимают важность привития экологической культуры с младшего дошкольного возраста.

Наблюдение в экологическом образовании

Любое образование, экологическое в том числе, предполагают использование определенных методов. Воспитание и всестороннее развитие дошкольников выполняется разнообразными методами. Наиболее эффективным является знакомство ребят с природой. Малышей интересуют все природные явления: снег, дождь, радуга. Воспитатель должен развить навык наблюдения природных явлений. Именно в его обязанности входит воспитание любви к наблюдениям, формирование навыков заботы о животных и растениях. Педагог должен объяснить своим подопечным важность заботы о живых организмам, нетерпимость к порче растений, животных. Суть наблюдения состоит в познании природных объектов с помощью зрительного, тактильного, обонятельного, слухового обоняния. Путем наблюдения воспитатель учит детей выделять разные признаки природных объектов, ориентироваться в различать животных, растения.

Наблюдение предполагает организованную педагогом деятельность, направленную на продолжительное и активное изучение детьми явлений природы.

В качестве цели наблюдения выступает развитие навыков, дополнительное образование. Экологическое направление во многих дошкольных учреждениях выбрано в качестве приоритетного, что является прямым подтверждением его важности и актуальности.

Психолог С. Рубинштейн считает, что наблюдение является результатом осмысления увиденного ребенком природного явления. Именно в процессе наблюдения идет образование, экологическое восприятие увиденного. К. Д. Ушинский был уверен в том, что именно наглядность, характеризующая процесс наблюдения, дает ему такую эффективность и результативность. Разнообразные упражнения, предлагаемые малышам 4-6-летнего возраста, основанные на наблюдении, способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, сосредоточенности. Сложно представить без наблюдения любое дошкольное образование: экологическое, нравственное, художественное.

Педагог Е. И. Тихеева считала, что именно занятия, подразумевающие наблюдение, помогают формировать речь малышей. Для того чтобы воспитатель достиг поставленной цели, он пользуется специальными приемами, позволяющими ему организовывать активное восприятие воспитанников. Учитель задает вопрос, подразумевающий исследование, сравнение, установление связи между разными явлениями и обетами живой природы. Благодаря включению в работу всех детских органов чувств, наблюдение позволяет в полном объеме воспринимать нужные знания. Данный процесс подразумевает сосредоточенность внимания, а потому, воспитатель обязан четко контролировать объем, время, содержание исследования.

Именно с помощью наблюдения дошкольники познают природу, запоминают ее объекты. Конкретные, яркие, запоминающиеся образы, ребенок воспринимает быстрее. Именно эти знания он будет использовать в своей последующей жизни: на уроках, во время походов.

В чем значимость наблюдения для экологического воспитания дошкольников

Данный метод демонстрирует малышам естественность и взаимосвязь между ее объектами. При системном применении наблюдения, дети учатся, как присмотреться к деталям, замечать малейшие изменения, развивать свою наблюдательность. Подобная методика позволяет формировать эстетический вкус у малышей, воздействовать на их эмоциональное восприятие мира. Воспитатель в работе с детьми использует различные Распознающее наблюдение применяют чтобы:

  • сформировать представление у малышей о разнообразии мира животных и растений;
  • научить распознавать объекты природы;
  • познакомить с признаками, качествами объекта природы;
  • сформировать представления о развитии, росте животных и растений;
  • узнать особенности сезонных природных изменений

Для того чтобы метод был максимально эффективным, воспитатель готовит дополнительный раздаточный материал. Создание аппликаций из отдельных деталей, лепка животных, помогают реализовать те знания, что были получены дошкольником во время наблюдения.

Длительное наблюдение подходит для детей 5-6 лет. Ребята анализируют рост, развитие растения, выделяют изменения, выявляют сходства и различия между начальным и конечным видом растения.

Длительные наблюдения предполагают детальное изучение связи между растениями и средой их обитания, а также анализ морфофункциональной приспособленности. Без постоянного контроля и помощи воспитателя такой вариант наблюдения результатов не принесет.

Современное дошкольное образование: экологическое, нравственное, художественное, выбирает само дошкольное учреждение. Некоторые детские сады выделяют для каждой группы свое направление развития, либо используют в работе несколько направлений.

Если в дошкольном учреждении акцент сделан именно на экологическое развитие малышей, подбирается программа. Она предполагает постановку чётких целей, задач. Цель ставится конкретно, учитывая возрастные особенности и физическое развитие детей.

В задачах должен учитываться познавательный характер, направленность на мыслительную деятельность дошкольников, необходимость искать ответы на конкретные вопросы, поставленные воспитателем в ходе занятий.

Исследования, проводимые детскими психологами, подтвердили важность системности экологического воспитания. Малыши, познакомившиеся с живым и неживым миром в 3-4 года, быстрее адаптируются к обучению в школе, не испытывают сложностей в общении со сверстниками, обладают хорошей речью, памятью, вниманием. Знания, полученные в детском саду, дошкольники углубляют, дополняют, систематизируют на уроках в начальной школе. ФГОС, введенные в дошкольное образование, предполагают формирование у малышей элементарных понятий об объектах живой природы.

Для достижения подобного результата предлагаются различные методики экологического воспитания малышей.

Методики наблюдения для дошкольников

Недельный курс ознакомления малышей с сезонными природными изменениями создан С. Н. Николаевой. Автор предлагает каждый месяц на протяжении одной недели наблюдать за погодой:

  1. Ежедневно анализировать погоду.
  2. Рассматривать деревья и кустарники, покров земли.
  3. Наблюдать за животными, находящимися в живом уголке детского сада.
  4. Ежедневно заполнять календари природы.

Методика С. Н. Николаевой предполагает смещение «недель наблюдения» каждый месяц на одну неделю. В итоге составляется карта погоды, по которой ребята анализируют изменения в животном, растительном мире. Во время наблюдения за погодой, малыши выделяют конкретные явления, определяют их интенсивность. При изучении погоды, они обращают внимание на три параметра: определяют состояние неба и вид осадков, степень тепла или холода, присутствие либо отсутствие ветра.

Такие ежедневные наблюдения за изменениями, происходящими в погоде, воспитатель организует разнообразно, живо, чтобы интерес малышей не снижался, а возрастал. Такая «экологическая неделя» - отличный шанс привить сформировать представления о сезонах, их характеристиках.

Заключение

Те сведения об окружающей среде, что будут получены малышами во время простейших наблюдений, умозаключений, опытов, помогут детям понять многообразие живого и неживого мира. Занятия экологической направленности, проводимые с учетом физиологических, психологических особенностей дошкольного возраста, помогут малышам познакомиться с природными явлениями, понять их важность, предназначение. Ребёнок, который с раннего детства привыкает любить, ценить природу, никогда не будет вырубать деревья и кустарники, мучать животных, рвать цветы. Экологическое воспитание - важная составная часть дошкольного обучения. Разнообразные методики, разработанные детскими психологами и экологами, помогают воспитывать в будущих первоклассниках любовь к деревьям, цветам, птицам, животным, рыбам. Во многих дошкольных учреждениях для экологического воспитания созданы собственные живые уголки. Уход за их обитателями способствует формированию экологической культуры.

Экологическое образование в России имеет длительную предысторию. Во второй половине ХIХ в. против формально-словесного изучения природы, узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней выступали русские просветители В. Г. Белинский, А. Г. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др.

Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе. Л. Н. Толстой также отводил важную роль в процессе нравственного совершенствования детской личности впечатлениям, полученным от общения с природой: «…жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это все равно, что кровь. Когда из березы сок пьем». Призывал расширять общение с природой и великий русский педагог К. Д. Ушинский. Он недоумевал, что «воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике».

Важной предпосылкой становления экологического образования в России стал сбор множества фактов экологического содержания натуралистами России XVIII в. И. Г. Гмелиным, Г. В. Стеллером, С. П. Крашенниковым, И. И. Лепехиным, П. С. Палласом, В.Ф. Зуевым и др.

С 50-х гг. XIXв. знания из области экологии успешно проникали в учебные заведения России, прежде всего в высшие, а затем в средние и начальные, посредством развивающегося биологического направления в изучении природы, сторонники которого рассматривали живые и неживые предметы и явления природы в их единстве, взаимодействии и взаимозависимости (А. Н. Бекетов, В.И. Вернадский, Д. Н. Кайгородов, А. О. Ковалевский, Г.Ф. Морозов, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов, В. Н. Сукачев). Внедрение идей биологического направления в школьное естествознание было началом осуществления экологического образования в учебных учреждениях России. Так, сторонниками биологического направления на начальном уровне разрабатывался научный аспект экологического образования, который заключается в развитии познавательного отношения к окружающей среде.

Наряду с усвоением учащимися биологических знаний, экологическое образование включало в себя и воспитание нравственного, эстетического, бережного отношения к природе. Эти вопросы нашли отражение в трудах целого ряда педагогов второй половины XIX- начала XXвв. (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Н. А. Корф, Д. И. Тихомиров, Д. Д. Семенов).

Таким образом, были определены требования к содержанию экологического материала, разработаны дидактические основы преподавания курса естествоведения, включающего экологические вопросы, обоснована необходимость бережного, нравственного отношения к природе.

Однако наибольшее количество экологических знаний получали учащиеся земских школ, где преобладали учебные книги прогрессивно настроенных педагогов. В министерские школы подобные учебные книги были допущены лишь в начале XX в. Учащиеся церковно-приходских школ получали минимальное количество естественнонаучных знаний, но в школах этого типа много внимания уделялось формированию бережного отношения ко всему живому на земле .

Но, несмотря на развитие экологического образования, в конце XIX-начале XX в. оно носило познавательный характер и обуславливалось в большей степени бурным развитием естественных наук.

Вторую половину XIX в. можно считать периодом, когда стала очевидной неразумность людей в обращении с природой. Катастрофический ущерб, наносимый природному миру промышленным и сельскохозяйственным производством, а также безответственным человеческим поведением, заставил общество задуматься о возможном будущем и об охране природы, рациональном использовании её ресурсов. Как следствие сложившейся ситуации, начиная с 50-х гг. стали создаваться специальные научные и административные организации по изучению и использованию природных ресурсов. Это дало возможность введения в учебные программы вопросов природоохранительного характера .

С начала 60-х гг. усиливается интерес к природоохранительному просвещению (Н. М. Верзилин, И. А. Рыков). С конца 60-х гг. педагогической наукой начали активно разрабатываться проблемы природоохранительного просвещения школьников. Вопросы охраны природы и применения ресурсосберегающих технологий постепенно включались в школьные программы и учебники. Вначале эти темы представляли интерес в основном для методик преподавания естественнонаучных предметов, в частности биологии и географии. Но при этом вопросы охраны природы не конкретизировались, а, как правило, формально, бездоказательно декларировались, а в учебниках и программах не акцентрировалось внимание на деятельности человека, его потенциальных возможностях повлиять на состояние окружающей среды. Тем не менее, уже тогда в природоохранной проблематике наряду с просветительскими стали отражаться и воспитательные моменты.

Исследования Э. В. Гирусова, Ю. Т. Маркова, Д. Ж. Марковича, Н. Н. Моисеева, А. Д. Урсула указывают, что решению важнейших экологических проблем должно способствовать образование в области природопользования.

Становление теории и практики современного экологического образования связанно с работами И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, В. Г. Иоганзена, Н. М. Мамедова, Н. А Рыкова, Е. С. Сластениной, И. Т. Суравегиной, Е. Ю. Шапокине.

Благодаря интенсивному накоплению знаний о взаимодействии природы и общества, встала задача их отражения в содержании образования.

Данный аспект изучения основ наук в школе получил название экологического образования. Стало признанным, что для осуществления полноценного экологического образования необходимо включить экологические вопросы в состав как естественнонаучных, так и гуманитарных предметов. А междисциплинарность экологических проблем потребовала межпредметного подхода к их исследованию.

Некоторые авторы рассматривают сегодня экологическое образование и воспитание как систему социальных норм, правил, знаний, направленных на обеспечение долгосрочных интересов человека в среде его общения. В педагогической литературе выделяются с наибольшими вариациями несколько уровней содержания экологического образования.

Мнение Е. Б. Осей, что достичь конечной цели - развитие у школьников экологической образованности и ответственности -возможно, если:

  • - уровень общенаучных базовых знаний обеспечивает осмысление основных логических знаний, что способствует принятию ответственных решений по отношению к окружающей среде;
  • - межпредметные знания способствуют формированию ценностных ориентаций, обеспечивают понимание того, что культура, религия, экономика, политика влияют на потребление окружающей среды с точки зрения экологической перспективы .

В настоящее время в России проводятся теоретические и прикладные исследования в области содержания, организационных форм, технологии общего среднего экологического образования. Разрабатывается Концепция общего экологического образования. Но до сих пор в России экологическим образованием охвачено лишь 30% школьников. Сводится оно к осведомленности в области экологических проблем. К формам его реализации в российской школе относятся:

  • 1) учебный предмет «Экология»;
  • 2) экологизация учебных предметов «химия», «физика», «география», «биология»;
  • 3) факультативные и профильные курсы.

Для экологизации школьных учебных предметов подготовлены и изданы дополнения к учебникам физики, географии, экологизированные программы («Химия и экология», «Курс химии для гуманитарных классов», «Природа и литература» и др.).

Для школьного экологического образования Министерством образования и науки Российской Федерации предложены факультативные курсы: «Экология города», «Глобальная экология», «Экология современного человека» и другие.

Отношение к природе имеет разные оттенки, что связано с направленностью воспитательно-образовательного процесса, личностными особенностями ребёнка.

Идеи педагогов прошлого об экологическом воспитании и обще нии ребенка с природой развили и обобщили: русский педагог Герд А.Я., Павлов А.П. и многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествозна ния, в которых на первое место ставилась проблема экологическо го воспитания младшего школьника.

Герд А.Я. разработал систему изучения природы в начальных классах, которая воспитывала лю бовь к природе и животному миру, и своего методического значе ния не утратила и в наши дни. Павлов А.П. считал, что бережное отношение к необходимым жизненным факторам для человека - самое важное в воспитании младшего школьника.

Герд А.Я. счи тал, что, прежде чем знакомить детей с миром растений и живот ных, им необходимо познакомиться с предметами и явлениями неживой природы, так как закон эволюции природы не может быть осознан учащимися без понимания тех взаимосвязей, которые су ществуют между неорганическим и органическим миром и кото рые связывают неживую и живую природу.

В настоящее время опыт реализации экологического образования в России накапливается, но, по мнению профессора А. Н. Захлебного, экологическое образование остается «педагогически слабо организованной, не скоординированной россыпью представлений о новой проблеме человечества - угрозе разрушения экологических основ жизни и путях её решения».

Пристальное внимание в современном образовании к экологическим проблемам обусловлено тем, что Россия включилась в международное движение, направленное на формирование экологической культуры человека. В педагогическом отношении при раскрытии содержания экологического образования необходимо иметь в виду следующее:

  • 1. Использовать объективные данные о состоянии природной среды в целом и отдельных её составляющих; причем следует использовать не только данные сами по себе, но и иллюстрации к ним относительно тех взаимосвязанных следствий, которые может повлечь за собой то или иное частное изменение какого-либо компонента биосферы.
  • 2. Комплексно освещать экологические явления. Важно воспроизвести не только картину сложной совокупности природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в самом обществе.

Таким образом, можно сделать вывод:

Несмотря на развитие экологического направления в системе образования и достаточно высокий уровень теории и практики экологического образования в настоящее время, пока не сформирована структура, определяющая взаимосвязь междисциплинарных направлений в общей и профессиональной экологической подготовке. Необходимо учитывать, что опыт реализации экологического образования в России также накапливается, но современное российское экологическое образование имеет ряд проблем, не позволяющих в полной мере реализовать свой потенциал и сформировать экологически грамотную личность. Основной причиной, как нам видится, является отсутствие целостности, системности, непрерывности экологического образования, а также содержания экологической направленности в программах базовых учебных дисциплин.

Понимание современного состояния любой науки нахо­дится в прямой зависимости от знания истории ее возник­новения и развития.

Узнавая, как рассматривалась роль природы в воспита­нии детей классиками зарубежной и отечественной до­школьной педагогики, оценивая педагогические системы западных и отечественных исследователей, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую жил педагог, его философские взгляды на законы развития природы. Важно уметь выделить то ценное в педагогических взглядах ученых прошлого, что нашло отражение в современной методике экологического образования детей дошкольного возраста.

Взгляды представителей зарубежной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы. Впервые развернутая система обучения и воспитания человека от рождения до зрелости была разработана чеш­ским педагогом XVII в. Я.А.Коменским. Им были выдви­нуты и обоснованы дидактические принципы обучения, за­ложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. Большую роль в воспитании маленьких детей он отводил естествознанию, особо выделяя такие науки, как физика, астрономия, география. Цель обучения по Коменскому - вооружить детей всесторонними знаниями и на­учить применять их в жизни. Чувственное восприятие ок­ружающего мира в процессе систематических наблюдений за природными явлениями Я.А.Коменский считал основой познания мира. Он указывал на необходимость готовить дошкольника к усвоению целостной системы знаний (в том числе и о природе), к выделению сходных предметов и явлений (с учетом возрастных особенностей ребенка). Это, по его мнению, способствует более успешному усвое­нию основ наук на следующей ступени обучения.

Я.А. Коменский в своей педагогической системе выделяет следующие положения:

Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обога­щает его знаниями, формирует нравственные качества;

У дошкольника формируется система научных знаний о приро­де, доступная его пониманию;



Изучение окружающего мира основывается на принци­пах наглядности, движения от простого к сложному, с уче­том активности и сознательности;

Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.

Французский фило­соф, просветитель и писатель XVIII века Ж.-Ж.Руссо был идеологом свобод­ного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. Основные теоретические положения его педагогической системы:

Природе отводилась веду­щая роль в воспитании детей;

Подчеркивал особое значение природы в сенсорном воспитании детей, выдви­гая на первый план чувственный опыт как единственно до­стоверный источник познания, развития ума ребенка, его пытливости и активности;

Видел в природе огромный стимул нравственного, эстетического и трудово­го воспитания;

Отмечал возможность самостоятельного изучения ребенком природы (познание природы должно проходить на основе собственных наблюдений и опыта, путем проб и ошибок), о второстепенной роли воспитателя в познании детьми окружающего мира.

Швейцарский педагог XVIII - начала XIX века И.Г. Песталоцци . Основные идеи его педагогической системы:

Он счи­тал, что детей необходимо учить и воспитывать, основыва­ясь на принципе природосообразности, учитывая природ­ные особенности и возможности ребенка, его задатки;

Рассматривал сен­сорное и умственное воспитание в тесном единстве и счи­тал природу одним из решающих факторов именно умст­венного (а не только сенсорного и нравственного) разви­тия ребенка;

Изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений;

Считал необходимым учить детей использо­вать полученные знания о природе в их практической дея­тельности, в труде;

Ука­зывал на необходимость руководства процес­сом познания природы со стороны взрослых.

Фридрих Фребель, представитель буржуазной педагоги­ки первой половины XIX века. Он создал свою оригиналь­ную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания.

Основные идеи Ф.Фребеля:

Не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей;

По его мнению, постоян­ные наблюдения, изучение явлений живой и неживой при­роды развивают у дошкольников наблюдательность, совер­шенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать;

Уход за растениями и животными Ф.Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания, рекомендовал создавать в детском саду участки.

Выделяя взгляд на природу в педагогической системе итальянского буржуазного педа­гога конца XIX - первой половины XX века М. Монтессори необходимо отметить, что ею признавалось:

Огромное влияние природного окружения на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности;

Природа - незаменимое средство сенсорного воспитания;

В процессе наблюдений и труда в природе у детей воспи­тываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам.

Взгляды представителей отечественной педагогики на роль природы во всестороннем развитии и вос­питании детей до школы. Большой вклад в становление современной методики экологического образования внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педаго­гики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Повышен­ный интерес к естествознанию является характерным для передовых людей того времени. Так, А.И. Герцен, В. Г.Бе­линский, Н. Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них ма­териалистического мировоззрения, но и оказывает боль­шое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, не­обходимости приучать их рассматривать природные явле­ния в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспи­тании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В. Ф. Одоевского , который указывал, что в умственном и нравст­венном воспитании дошкольников, в подготовке их к шко­ле большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рацио­нальные методы воспитания, которые способствуют овладе­нию знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К. Д. Ушинский считал природу великой воспитатель­ницей, которая оказывает существенное влияние на форми­рование патриотизма, эстетических чувств. В своих работах «Родное слово», «Детский мир», русский педа­гог высоко ставил роль естествознания в первоначальном обучении детей, считая, что логика явлений природы наи­более доступна познанию, способствует развитию образно­го и логического мышления, формирует такие качества ума, как любознательность и наблюдательность. Основопо­ложник русской педагогики подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы природоведческих зна­ний, построенной на знакомом детям материале, с учетом сезонных изменений. Ушинский выдвинул ряд требований к содержанию знаний:

В первую очередь знакомить с природой родного края (краеведческий принцип) ;

Знания должны быть доступными пониманию детей, последовательные, системные.

Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой формирова­лись под влиянием К. Д. Ушинского. В своем оригинальном труде «Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста», посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она под­черкивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсор­ные процессы, развивается интерес к окружающему, любо­знательность, формируется система знаний.

Е. Н. Водовозова высоко оценивала значение на­блюдений и разработала программу и мето­дику ознакомления дошкольников с природой (наблюдения на прогулках, труд, постановка опытов, беседы, рассказы взрослых, чтение книг и т. д.).

В советский период становления методики озна­комления детей с природой большой вклад внесла Е. И. Тихеева . Она подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякае­мый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. По ее мнению, чем больше органы чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. В свою очередь природа развивает чувства ребенка, фор­мирует его речь. Как и К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Е.И. Тихеева придавала большое значение приро­де как средству умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, разработала рекомендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы.

Большое значение Е. И. Тихеева придавала правильно­му отбору знаний для дошкольников и планированию ра­боты. В предложенном ею плане-программе материал о природе выделен в специальную главу. План предусматривал усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наи­более полезным и доступным для детей дошкольного воз­раста. Придавала большое значение роли природы в эстетическом воспитании, считая, что она дает об­разцы «вечной и неизменной красоты».

(На всякий случай) Источниками теории и методики экологического образования детей как науки являются:

Научные исследования в области естественных наук (биология, зоология, география, астрономия, и др.).

Научные исследования в области психолого-педагогических наук (психология, педагогика, методики дошкольного образования);

Передовой педагогический опыт в области экологического образования дошкольников.

Из истории экологического образования в России

Немецкий биолог Эрнст Геккель, который в 1866 г. предложил термин «экология», дал этой науке следующее определение: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды.... Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе...»

Сегодня экологический подход к природе кажется очевидным. Экологическое образование признается столь важным, что начинается уже в детском саду. И уже трудно представить, что изучать природу когда-то можно было, не учитывая всего многообразия взаимосвязей, определяющих жизнь каждого живого существа. Однако именно так и было. И, хотя с первых шагов своего развития человек неразрывно был связан с природой, зависел от нее, его представления о природе выглядели зачастую самым странным образом.

Самые ранние источники. От «Физиолога» до «Бестиария»

Самым первым из известных нам трудов, откуда взрослые и дети России могли почерпнуть знания о природе, был рукописный сборник рассказов «Физиолог». Этот труд был составлен на греческом языке во II–III вв. на основе античных писаний. В славянском переводе он попал в Россию в XII–XIII вв. и пользовался большим авторитетом удивительно, по современным меркам, долго – до конца XVIII в. «Физиолог» повествовал о свойствах реальных и фантастических животных, птиц, деревьев, минералов и толковал эти свойства в символико-аллегорическом духе.

В XV в. в Россию приходит и используется в качестве учебника ортодоксальное сочинение монаха Василия Великого (329–379 гг.) «Шестоднев». В нем излагался библейский рассказ о сотворении мира, но при этом давались некоторые натуралистические пояснения о разнообразии животных, растений, целесообразности их свойств. Помня основное назначение «Шестоднева» – обращать все в назидание церкви, автор часто приводит примеры и аналогии из жизни животных в связи с явлениями общественной и семейной жизни христиан (двойственная природа кентавра символизирует людское лицемерие, а забота аиста о птенцах – любовь родителей к детям).

В XV в. в России имел хождение и другой труд византийского происхождения – «Толковая Палея», составленный из различных церковных сочинений и творений античных писателей – Аристотеля, Плиния, Оппиана и других. Авторы «Толковой Палеи» при изложении ветхозаветной истории приводят много сведений по естествознанию: о Солнце, Луне, звездах, о различных животных и растениях.

В XVI в. в Россию попала книга «Луцидариус», написанная в XII в. и переведенная на славянский язык в XVI в. В ней в виде диалога между учителем и учеником представлено много материалов натуралистического характера. В том числе о дне и ночи, о разных странах, зверях, живущих в их пределах, о воде и воздухе.

Наряду с этими трудами в России, особенно в XVI–XVII вв., как учебники и книги для чтения имели хождение «Азбуковники» и «Алфавиты». В них по алфавиту излагались сведения «обо всем», в том числе и по естествознанию, географии. Однако новых или более научных сведений в них нет, так как составители списывали их с «Физиолога» и «Толковой Палеи». Все эти книги были широко распространены в России до XVIII в.

В XVII в. появилось в России и стало очень популярным сочинение «Проблемата», написанное неизвестным автором еще в начале XVI в. Это многотомный трактат, списанный, во многом с искажениями, с трудов Аристотеля и Гиппократа. Другим памятником XVII в., содержащим только зоологические сведения, был «Бестиарий» греческого архиерея Дамаскина Студита, переведенный на русский язык. Само слово «бестиарий» (bestiarum vocabulum – название животных) – название не только конкретной книги, а целого литературного жанра. Бестиарии представляли собой своего рода каталоги с описанием внешнего вида и повадок некоторых животных. В средневековой Европе были также известны авиарии – описания различных птиц. В бестиариях, как и во всех вышеназванных трудах, истина очень густо перемешана с вымыслом, а сведения часто списаны с очень древних источников с большими искажениями.

О чем рассказал бестиарий

Бестиарии многое заимствовали из «Физиологов», которым, в свою очередь, предшествовали «Шестодневы», что позволяет рассказать об их содержании вкупе. Все они представляли собой тексты о животных, источниками которых были сочинения античных авторов, а также Священное Писание. Однако со временем сведения разрастались, многие авторы вставляли в свои бестиарии новые главы.

В отличие от Библии, где животные подразделяются на чистых и нечистых, а также на спасенных и не спасенных в Ноевом ковчеге, авторы бестиариев стали делить их на диких, скотов, маленьких животных, птиц, гадов и змей. Но одно оставалось неизменным – целью книг было не сообщение научных данных, а поучение читателя. Животные здесь – лишь носители определенных качеств, аллегории. Рядом с реальными существами (лисица, ёж, бобр, голубь, заяц, лев, крокодил, носорог и т.п.) здесь описаны мифические (единорог, василиск, дракон, птица феникс, чудовища аспид, ехидна, грифон, левиафан и др.). Есть здесь и создания, чья природа в принципе противоречит природе живых существ (птицы без ног и без крыльев, птицы, рождающиеся из древесной коры, змеи с конечностями – руками, морские обитатели – двойники земных животных); есть полулюди-полуживотные. Но для авторов между ними нет принципиальной разницы: за главой об антилопе следует глава о кентавре, а за главой о лисе – глава о единороге. Каждое животное занимает отведенное ему место и никак не взаимодействует с другими.

Как обитатели реального мира животные автора не интересуют: не указываются ни их привычки, ни их образ жизни, ни даже внешний вид. Практически всю главу занимает описание «натур» или «природ» животного, нужных автору как иллюстрации к неким религиозным нормам. Чтобы объяснить, что представляет собой то или иное животное, обычно цитируется Библия. Автор бестиария, скорее всего, не видел, например, льва, но поскольку в Священном Писании сказано об Иисусе: «Лев от колена Иудина», это животное становится царем зверей и сравнивается со Спасителем.

Все животные представлены как грешники или праведники, все их действия символизируют грехи или праведные поступки. Антилопа, запутавшаяся рогами в ветвях деревьев, символизирует грешника, погрязшего в пороках, а примеру льва, который умеет жалеть поверженных, должны следовать разумные люди. Гиена служит символом содомского греха, разврата и идолопоклонства. Сирены – это мирские блага, губящие души. Острое зрение дикой козы уподобляется всеведению Бога, а высокие горы, в которых она находит пищу, означают апостолов и пророков. Пантера – самый прекрасный зверь средневековых бестиариев, она – друг всех зверей, у нее пестрая шкура – символ многоразличной премудрости Божией.

Светское образование

Итак, до XVIII в. в России натуралистическое просвещение было более нравоучительным, чем научным. Представления о природе черпались преимущественно из литературы церковного содержания, сведений, изложенных монахами по разным переводам. Переводы и многократные переписывания от руки часто приводили к полной потере смысла, заложенного в первоисточнике.

Принципиально ситуация изменилась, когда Петр Первый впервые на Руси ввел светское образование. В его содержание включались и естественные науки. В это время появился труд «Зерцало естествозрительное», изданное в Москве в 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Изложенный на 218 листах труд представлял собой курс «естественной философии» для учащихся высших ступеней школы. В нем говорилось о строении Вселенной, неорганических веществах, растениях, животных и человеке. Правда, и здесь знания о природе были перемешаны с вымыслами и суеверными фантазиями, так как опирались на древние источники.

Естествознание как учебный предмет (под названием «Естественная история») впервые вошло в образовательную школу России в 1786 г. Но задолго до этого – в 1725 г. по велению Петра в Петербурге была создана Российская Академия наук.
К концу XVIII в. члены Академии М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, И.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер,
И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев своими исследованиями и путешествиями открыли для науки животный и растительный мир России, описали почвы, рельеф, климат, богатство недр нашей страны, что, естественно, сказалось на содержании школьного образования.

Одновременно с предметом «естественная история» пришел в российскую школу учебник, написанный академиком В.Ф. Зуевым – «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской Империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй». Это был первый русский учебник по естествознанию. Он стал основным и единственным пособием ученикам и учителю в изучении природы. По отзыву Палласа, этот труд превосходил все тогдашние иностранные руководства. В.Ф. Зуев привлек в школьный учебник, наряду с господствовавшими тогда морфологией и систематикой, большой фактический материал об образе жизни растений и животных, об окружающей среде, т.е. экологические сведения. Этот учебник просуществовал в школах России более четверти века и выдержал пять изданий.

Начало эры экологии

В середине XIX в. большое влияние на развитие экологического направления в науке и школьном образовании России оказал К.Ф. Рулье. В его трудах фактически сформулирована экологическая область в зоологии. Преподавая в Московском университете зоологию, Рулье, наряду с чтением морфологи и физиологии животных с 1845 г. излагал слушателям курс экологии. В 1850 г. первая часть этого курса вышла в свет под названием «Зообиология». Вначале автор назвал свой труд «Зооэтика» – от греческого слова «этос», что значит «привычка, обычное местопребывание, жилище». Интересно, что современное название «экология», данное Э.Геккелем, опирается на другое греческое слово – «оэкос», т.е. «жилище, дом, местопребывание». Но и Рулье в 1845 г., и Геккель в 1866 г. использовали для обозначения новой науки именно слова «дом», «жилище», «местопребывание».

Положения экологии в середине XIX в. были наиболее передовыми в естествознании, так как отражали идеи изменяемости организмов, их зависимости от условий среды, представления о происхождении и расселении видов, о причинности данных явлений. Эти положения развивали взгляд об эволюции органического мира и рассматривали вопрос о целесообразности природных явлений. Под влиянием этих идей формировались взгляды передовых педагогов-естественников: Д.С. Михайлова, А.Я. Герда, К.К. Сент-Илера, А.Т. Ободовского, Н.И. Раевского и других. Их трудами экологический материал вновь стал активно проникать в школу.

Наиболее ярким примером использования экологического материала в учебной литературе в XIX в. был учебник ботаники, написанный В.И. Далем в 1849 г. для средних военно-учебных (кадетских) заведений. Автор включил в него много конкретного экологического материала, отразив (фактически впервые в отечественной школе) целую систему научных знаний – от экологии отдельных организмов до фитоценологии и охраны природы. К сожалению, несмотря на большие достоинства, учебник ботаники Даля не оказал значительного влияния на практику обучения, так как был написан лишь для кадетских корпусов и издавался только два раза.

После появления в 1859 г. труда Ч.Дарвина «Происхождение видов» экологический материал в школьном естествознании начал уступать место материалу эволюционному. Со второй половины XIX в. экологические сведения использовались лишь как фактическая основа для доказательства идей эволюции органического мира.

Лишь в начале XX в. трудами В.В. Половцова – профессора Петербургского университета и преподавателя Женского педагогического института – экологический материал вновь стал приобретать самостоятельную ценность в школьном естественно-научном образовании. Половцов – автор первой в нашей стране общей методики естествознания – был одним из наиболее крупных методистов своего времени. В истории методики он известен как активный пропагандист экологического направления в образовании. Все его естественно-педагогические труды, особенно книга «Основы общей методики естествознания», служат педагогическому обоснованию включения элементов экологии в общее образование и примером широкого использования этих элементов в практике обучения. Направление, пропагандируемое Половцовым, оживило научно-педагогическую и просветительскую работу в России. Оно отразилось на всех школьных учебниках, что развивало у учеников экологический взгляд на природу. Много ценного в вопросах преподавания элементов экологии в школе и практики подготовки учителей-естественников содержали труды ученых и учителей И.И. Полянского, Г.Н. Боча, Л.Н. Никонова, В.А. Комарова, В.Н. Сукачева, Б.Е. Райкова, Ю.А. Филиппченко, В.А. Герда, К.П. Ягодовского, Л.С. Севрука и других.

В XX в., экология как наука достигла очень высокого уровня развития. Более того, «экологизировалась» вся современная наука, что отразилось и на содержании школьного образования, в преподавании не только биологии, но и физики, химии, географии. В 80-х гг. теория и практика экологического образования обогатились концепцией о его непрерывности (дошкольное–школьное–вузовское–послевузовское). Дошколята играют в экологические игры, школьники проводят экологическую экспертизу в своих городах, старшеклассники готовятся к поступлению в экологические вузы, количество которых неуклонно растет. И лишь как исторический анекдот мы воспринимаем теперь сообщение «Бестиария» о том, что «название животные особенно подобает леопардам, лисам, тиграм, волкам, обезьянам, медведям и другим, кто свирепствует либо с помощью пасти, либо с помощью когтей... Животных называют в зависимости от причиняемого ими разрушения и силы, с которой они зверствуют...».

Рисунки А.Проскурина

Из «Бестиария» Гуго Сен-Викторского

Глава I. О льве

[...] Царь зверей и повелитель всех животных, происхождение которых называется трояким. Из них маленькие с кудрявой гривой мирные, а большие с прямой гривой более суровые. Их характер отражают морда и хвост. Их храбрость в сердце, а сила – в голове. Когда их окружают охотники, они смотрят в землю, чтобы меньше пугаться охотничьих копий. Львы опасаются шума колес, но больше – огня. И хотя они не боятся встречи ни с кем, говорят, что их пугает белый петух. Авторы «Физиологов» говорят, что у льва есть пять природных сущностей, или природных свойств. Во-первых, он любит забираться на вершины гор. Если случается, что его ищут охотники, он чувствует их запах и заметает свои следы хвостом, чтобы охотники не смогли найти его по следам. [...] Вторая сущность льва заключается в том, что, когда он спит, его глаза открыты. «Я сплю, но мое сердце бодрствует» (Песнь Песней, V). [...] Третье свойство льва, – что львица рождает мертвых детенышей и охраняет в течение трех дней, пока не приходит их отец и не вдыхает жизнь в их мордочки, чтобы они ожили. Так всемогущий Отец Господа нашего Иисуса Христа своего сына через три дня поднял из мертвых, по словам Иакова: «Уснет, как лев, и поднимется, как детеныш льва» (Книга Бытия, XLIX). Четвертое свойство льва в том, что, если он не ранен, его сложно разгневать. Ведь очевидно его милосердие, так как он щадит поверженных. Отсюда стихотворение:

Гнев благородного льва умеет жалеть поверженных.
Ты, царствующий в мире, поступай так же.

Схваченным им людям позволяет уходить и убивает только из-за большого голода. Его примеру должны следовать разумные люди, которых непросто разгневать и которые не угнетают невиновных, когда христианский закон велит им отпустить последних свободными.

Глава II. Об антилопе

Есть животное под названием «антилопа». Она очень свирепа, так что никакой охотник не может к ней приблизиться. У нее длинные рога наподобие пил, которыми она может, не встречая сопротивления, рассекать большие дубы, любые чащи и заросли деревьев. Когда же хочет пить, идет к большой реке Евфрат и пьет. Там растут сплетенные ветви, зеленые и гибкие. Животное начинает резвиться в этих ветвях, и, играя, запутывается своими рогами, и, со связанными рогами, издает звучный рев, потому что не может убежать. Тогда любой охотник, слыша ее голос, может подойти незамеченным и, найдя ее связанной, убить. Ты же, человек Божий, не поддавайся опьянению и радостям роскоши, чтобы не быть убитым дьяволом. «Разумные мужья отвергают вино и женщин» (Книга Екклесиаста, XIX). [...] Так что это вышеописанное животное символизирует мужей, имеющих рога из хороших дел или знание двух Заветов, изучение которых не только благоразумно, но и устраняет большие пороки. [...]

От редакции. Читателям, заинтересовавшимся поднятыми вопросами, мы можем порекомендовать также публикацию В.С. Шишкина «История отечественной зоологии: исследовательский и педагогические аспекты» («Биология», № 25-26/2002), а также ряд материалов о тех, кто стоял у истоков отечественной экологии: П.С.Палласе (№ 35/1999); С.П.Крашенинникове (№ 37/2002); Г.И.Радде (№ 42/2001); С.Г.Гмелине (№ 29/2002)