Средство от желтизны биметаллических радиаторов отопления. Уход за радиаторами отопления

Слово “радиаторы” имеет своим корнем латинское “radio” (излучать), но нам намного привычнее называть радиаторы батареями. Батареи являются важным элементом отопительных систем, и без них не может обойтись, пожалуй, ни одно помещение в условиях суровых российских зим.

Основной функцией радиатора является обеспечение теплом квартиры, коттеджа или офиса в холодное время года. Принцип действия радиатора совсем прост: теплоноситель, двигаясь по системе отопления, доходя до радиатора, замедляет движение и излучает тепло в помещение.

Моделей радиаторов выпускается большое количество, и классифицируются они по нескольким признакам: по фирмам-изготовителям, по техническим параметрам, по материалу изготовления, по виду.

Постоянно появляются новые модели радиаторов, которые изготавливаются по новым технологиям и выгодно отличаются от своих предшественников улучшенными характеристиками и дизайном.

Современные модели рассчитаны на функционирование в течение десятков лет благодаря развивающимся методам обработки металлов.

Выбор конкретной модели радиатора должен осуществляться с учетом параметров отопительной системы в целом, элементом которой он будет.

Вопреки расхожему мнению, что радиаторы в процессе эксплуатации требуют только очистки от пыли и иногда окраски, нужно отметить, что соблюдение правил ухода за радиаторами позволяет значительно продлить их срок службы.

По окончании отопительного сезона работники коммунального хозяйства в целях профилактики и ремонта производят слив теплоносителя (как правило, воды) из отопительных систем. За этот период все радиаторы (за исключением чугунных) могут подвергнуться воздействию коррозии на внутренних поверхностях. Эту неприятность можно предотвратить. Для этого нужно закрыть вентили на трубах прямой и обратной подводки и открыть кран Маевского (воздухоотводчик). В результате теплоноситель останется в радиаторе, а повышенное давление, образующееся при тепловом расширении, будет отводиться через кран Маевского.

Впоследствии нужно выполнить обратную процедуру, то есть закрыть кран Маевского и открыть вентили на трубах подводки.

Радиаторы, за исключением чугунных, рекомендуется промывать каждые два года. Для этого закрывают оба вентиля и открывают кран Маевского, воду сливают через заглушку или сливной кран. Затем нужно снять радиатор с кронштейнов, развинтив соединения. Промывку осуществляют шлангом, надетым на кран водопровода. Напор должен быть хорошим. При промывке запрещено использовать любые абразивы. Ну и, конечно же, удалите скопившуюся пыль с поверхности, поскольку она задерживает теплоотдачу. Если вы хотели бы следовать этой рекомендации, но не уверены в своих силах, то пригласите сантехника, который профессионально выполнит эту работу.

Окраска радиаторов отопления

Чугунные радиаторы требуют периодической окраски. Используйте при этом специальную эмаль, предназначенную для отопительных батарей; в ее составе присутствуют добавки, позволяющие выдерживать температурный режим до 100 градусов, сама же эмаль не желтеет.

Соблюдайте требования безопасности при работе с лаками и красками: работайте в проветриваемом помещении, используйте защитные перчатки и очки.

Биметаллические и алюминиевые радиаторы не требуют окрашивания, они имеют вполне эстетичный вид сами по себе, кроме того, их окраска снизит теплоотдачу. Нужно помнить, что защитные экраны тоже понижают отдачу тепла.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит вам намного продлить срок службы отопительных радиаторов. Ну, и в конце небольшое видео о том, как выбирать радиаторы отопления.

Рейтинг: 3 330

С каждым годом качество отопления в квартирах становится все хуже. Чтобы улучшить и возобновить работу отопительных систем, нужна промывка . Своими руками сделать такую процедуру тоже возможно.

Основной проблемой ухудшения отопления является загрязнение батарей. Это связано с тем, что высокая температура воды в и радиаторах негативно влияет на внутреннюю часть отопительных систем. Как результат, поверхность батарей покрывается накипью. Также длительная эксплуатация приводит к тому, что на их поверхности появляется ржавчина.

То есть, циркулирующая в трубах вода грязная и состоит из частиц накипи и ржавчины. В итоге, это уменьшает эксплуатационные способности отопительных систем и негативно сказывается на теплоотдаче. Именно для избежания таких проблем и используется промывка батарей отопления .

Существует ряд первопричин, из-за которых снижается качество отопления и, соответственно, становится необходимой промывка радиаторов:

  • Батарея нагреваются неравномерно. Снизу и сверху батарея может быть разной температуры.
  • Нагревание батареи происходит намного медленнее, чем было раньше.
  • Батарея холодная, в то время как подключенные к ней трубы горячие.
  • Заметно увеличиваются расходы энергоносителей.

В зависимости от вида материала, из которого изготовливался радиатор, их подразделяют на биметаллические и .

Низкая теплоотдача вследствие засоренности

Материал изготовления не влияет на то, каким способом лучше вымывать радиаторы, но все же лучше промывать, используя химический тип.

Вообще, разница между биметаллическими и чугунными радиаторами состоит в том, что у них не настолько шероховатая поверхность, благодаря чему загрязнение в них происходит намного медленнее, чем в чугунных. Поэтому биметаллические радиаторы намного дольше служат.

Главным правилом промывки батарей отопления своими руками является то, что производить ее можно только после того, как отопительный сезон подойдет к концу.

Прежде чем приступить к техническим работам, необходимо слить всю воду и . Чтобы произвести полную необходимо взять раствор уксусной кислоты, каустическую соду и молочную сыворотку. И еще нужно будет немного бытовой химии.

Промывать батареи отопления лучше всего в ванной комнате. Но при этом, чтобы не испортить внешний вид самой ванной, ее необходимо застелить большим количеством тряпок. Чтобы в канализационную трубу не попали крупные частицы грязи, на отверстие слива стоит положить сеточку.

Для чугунных батарей отопления нужно заблаговременно снять с них заглушки. К тому же, не стоит забывать заранее залить во все открытые отверстия батареи горячую воду.

Схема очистки

Если заливка происходит впервые, то не стоит применять химические средства. Нужно всего лишь залить горячую воду в батарею, потрясти ее, после чего вылить воду. А при второй промывке нужно будет применять уже химические средства. Если промывать радиатор с помощью уксусной кислоты, то для каждой батареи нужно будет по одной бутылочке с 70%-ой концентрацией. После заливки химического средства батарея закупоривается заглушкой и остается в таком виде на протяжении хотя бы одного часа.

По истечении часа радиатор нужно сильно трясти, после чего необходимо постучать молотком из дерева, но ни в коем случае не железным. Это обязательное действие приводит к отставанию всей ржавчины и накипи внутри радиатора.

Следующим этапом при промывке радиатора является слив химического вещества и заливка в него чистой воды. Вода заливается в батарею очень много раз, пока из нее не начнет стекать чистая, без химических средств, вода. Еще одной причиной промывки батареи после уксусной кислоты является то, что данное химическое вещество вполне может образовать внутри радиатора новые слои ржавчины.

Также очень широко используется такое средство как «Крот», которое можно купить в любом хозяйственном магазине. Конечно, его чаще всего используют при чистке канализационных труб, но и для промывки батарей это средство вполне может использоваться.

Иногда возникает такое понятие как воздушная пробка, для предотвращения которой необходимо продувание радиатора. Самое главное, реально оценить свои возможности, чтобы при продувании батареи отопления не сделать хуже, чем было до того.

Устройство для продувки

В частных домах вопрос промывки батарей отопления стоит более остро. Причиной такого негативного воздействия на батареи является поступление воды в них из таких источников как колодцы и водоемы, а не обычные трубы. Ведь вода из труб проходит стадии очистки перед тем, как ней заполняются трубы, а вода из колодцев попадает в радиаторы в своем первоначальном виде, без какой-либо фильтрации.

В намного чаще приходится производить промывку батарей, так как они загрязняются быстрее. Это происходит по причине скапливания в них разнообразных мелких частиц грязи. В частных секторах за каждым разом лучше всего производить промывку всей отопительной системы в целом, а не какого-то отдельного радиатора.

Лучше всего поддавать промыванию чугунные трубы в теплую пору года, только не в зимнюю погоду. Прежде чем начать промывание радиатора и всей отопительной системы, необходимо пооткручивать все вентили, чтобы воздух вышел из батареи. Если есть сомнения по поводу своих возможностей, лучше всего позвать специалиста в такой сфере деятельности, который сможет качественно выпустить воздух из радиатора и произвести полную прочистку батарей. Ведь самая незначительная ошибка может привести к повреждению оборудования или громадному потопу, который абсолютно никому не нужен.

Самым оптимальным способом прочистки батарей отопления является добавление в воду определенных химических веществ, к которым можно отнести соду, уксус, молочную сыворотку и тому подобное. При прочистке батарей вполне можно использовать такое химическое средство как «Крот», либо различные средства для прочистки радиаторов в автомобилях.

Химическое средство «крот»

После применения химических средств для очистки батарей отопления, необходимо поддать всю систему отопления промывке обычной горячей водой, только обязательно не забыть включить котел. Промывка батареи отопления должна происходить где-то пару раз в год.

Благодаря окрашиванию отопительные батареи становятся более презентабельными и получают дополнительную защиту от коррозии. Но краска для радиаторов отопления должна быть подобрана правильно, чтобы обновленное покрытие прослужило как можно дольше.

Мы поможем вам в этом вопросе. В статье перечислены требования, предъявляемые к эмалям, описаны преимущества и недостатки разных красок. А также приведен обзор компаний, чьи лакокрасочные материалы доказали износостойкость на практике.

С покраской старых добротных проблем возникнуть не должно. Надо лишь грамотно подобрать для них краску. А вот с радиаторами из алюминия или нержавеющей стали ситуация кардинально иная.

Изначально их окрашивают в заводских условиях порошковым методом с термообработкой. Поверх этого лакокрасочного покрытия нанести новый слой ЛКМ дома своими руками проблематично.

Подавляющее большинство производителей отопительных приборов не из чугуна самовольное окрашивание поверхности батареи рассматривают как повод для аннулирования заводской гарантии.

Любое повреждение или отслоение лакокрасочного слоя на только что купленном радиаторе – это производственный брак. Такое оборудование подлежит обязательной замене. Гарантийный срок обслуживания еще никто не отменял.

Производители алюминиевых и стальных радиаторов в инструкциях к своим изделиям в категорической форме запрещают их дополнительную окраску

Эмалевые краски после высыхания создают на поверхности прочный и монолитный слой, воздух через который не способен пройти по определению.

Если кислороду оставить хоть небольшой шанс на просачивание сквозь лакокраску, то о защите металла от коррозии можно будет сразу забыть. А защитные функции – это зачастую основная причина покраски радиаторов.

При этом в паспортах на все батареи отопления присутствует категорический запрет на закрашивание воздуховыпускного отверстия автоматического воздухоотводчика. Если нанести на него краску, то воздух при необходимости из системы отопления спустить будет невозможно. За этим моментом надо обязательно следить при покрасочных работах.

Окраска как алюминия, так и нержавейки на заводах производится порошковыми красящими составами, которые после нанесения “запекаются” в специальных боксах с высокой температурой. Самому дома создать необходимые условия невозможно.

А обычные масляные и иные краски долго на подобных радиаторах не держатся. Из-за низкой адгезии они неизбежно будут отслаиваться от алюминиевых и стальных поверхностей.

Если краска на алюминиевой батарее начала сползать, то проще купить новый радиатор – нанесенный в домашних условиях лакокрасочный слой на них способен прослужить максимум два–три года

Для надежного окрашивания алюминия требуется специальное оборудование для покраски, а также эпоксидные грунтовки и эмали. Все это стоит немалых денег.

Кроме того малейшее несоблюдение технологии неизбежно приводит к отслаиванию нанесенного покрытия. Есть еще вариант с анодным оксидированием, но это опять же технологически сложно и требует определенных познаний.

Если есть успешный опыт окраски кузова автомобиля и соответствующие лакокрасочные материалы, то за окрашивание можно взяться, в противном случае заниматься этим не стоит. Лучше приобрести новый отопительный прибор либо просто закрыть облупившийся декоративным экраном.

Отдельная тема – это конвекторы с частным нанизанным на паре труб оребрением из стальных пластин (“гребенкой”). Такие батареи часто ставились в 1970–80 годах в панельных многоэтажках. Красить сами пластинчатые ребра нельзя. Это приведет к резкому снижению теплоотдачи.

При этом добраться до труб посередине также не получится даже с помощью очень узкой кисточки. Эти поверхности лучше оставить в покое.

На подобных радиаторах обычно имеются заслонки и из железа. Вот их можно и нужно красить для придания им эстетичного вида. Здесь подойдут обычные термостойкие краски.

Требования к эмали

Главное в выборе краски для домашнего радиатора отопления – это ее термостойкость. Если в маркировке банки указано, что состав имеет температуру эксплуатации ниже +80°С, то брать такой ЛКМ для окрашивания батареи не стоит.

Обычные лакокрасочные материалы изначально не предназначены для покраски нагреваемых элементов отопительной системы. После включения отопления они начнут отслаиваться либо желтеть.

Краска для самостоятельного окрашивания отопительного прибора должна быть одновременно:

  • термостойкой – минимум +80°С, а лучше +100°С;
  • влагостойкой и устойчивой к истиранию;
  • нетоксичной;
  • с высокой теплопроводностью;
  • быстросохнущей.

Некоторые по неопытности для батарей выбирают обычную нетермостойкую краску для интерьеров. В результате при подаче тепла она желтеет или меняет свой изначальный оттенок.

Это происходит из-за наличия в ее составе мела либо полимеров, которые не рассчитаны на высокие температуры. Следовательно, как связующий материал, так и пигмент должны быть термостойкими.

Краска на батарею обычно наносится в два слоя. Чем быстрее каждый из них высохнет, тем быстрее радиатор будет готов к работе. При этом зачастую чем быстрее сохнет ЛКМ, тем более резким запахом отличается состав.

Чтобы семья не оказалась вынуждена вдыхать эти амбре, отопительный прибор нередко проще снять с труб и покрасить где-нибудь в гараже или на улице.

Но большая часть представленных в магазинах подобных эмалей не подходит для радиаторов. Выбирать термостойкий состав здесь следует максимально внимательно.


Алкидная краска с титановыми белилами в качестве пигмента – это хоть и дорогостоящий, но наиболее идеальный материал для окраски чугунной батареи и стальных труб отопления

В зависимости от имеющихся в составе растворителей и модифицирующих добавок, эта эмаль подразделяется на множество разновидностей. Из всех стоит выделить органический и кремнийорганический вид. Первая краска отличается резким запахом, а вторая – повышенной термостойкостью.

Кремнийорганическую алкидную краску на основе полиорганосилоксановых полимеров применяют для окрашивания не только батарей, но и печей, дымоходов, котлов и каминов. В ней нет солей, которые при нагреве начинают кристаллизоваться, снижая тем самым прочность лакокрасочного слоя.

Данная эмаль спокойно переносит температуры до +600°С. Однако при ее использовании необходимо позаботиться о качественном проветривании помещения. При высыхании она выделяет токсичные испарения, поэтому лучше всего покрасочные работы производить на улице.

Вариант #4: серебрянка

Если белый цвет не является обязательным, то можно также воспользоваться старой доброй серебрянкой. Это алюминиевая пудра, замешанная с растворителем и битумным лаком. При этом не стоит брать готовые краски (например, БТ-177), которые термостойкостью не отличаются по определению.

Лучше всего приготовить серебрянку самостоятельно из порошка ПАП-1 и лака БТ-577. При их смешивании в нужных пропорциях можно получить краску, рассчитанную на температуры в 300–400°С.

Надо лишь соблюсти соотношение компонентов, прописанное в инструкции по подготовке этого состава. Такое покрытие на батарее отопления прослужит не один год.

Краткий обзор производителей

В продаже имеются термостойкие лакокрасочные материалы для покраски систем отопления как импортные, так и отечественные. И те и другие вполне подойдут для окрашивания батареи в коттедже или квартире.

Среди основных компаний-производителей можно упомянуть:

  1. Скандинавскую TIKKURILA с серией «Termal».
  2. Немецкую DUFA сериями «Thermo» и «Aqua-Heizkorperlack».
  3. Российскую ТЕКС со специальной «эмалью для радиаторов».
  4. Польскую SNIEZKA .
  5. Словенскую BELINKA .
  6. Российскую ЛАКРА .

Вариантов с разной ценой и составом много, выбрать есть из чего. Причем, подбирая для краски грунтовку, лучше всего остановить свой выбор на продукции одного производителя. Экспериментировать со смешиванием того, что подешевле, не стоит.

Обзор популярных термокрасок, которые используются для окрашивания радиаторов, металлических печей и прочих элементов отопительного контура, приведен в .

Первой попавшейся на глаза краской радиатор отопления красить не стоит. Для этих целей следует выбирать специальные термостойкие эмали.

Если взять обычный лакокрасочный материал, то покрытие из него при нагреве батареи быстро придет в негодность. Также при выборе необходимо смотреть, чтобы среди компонентов не оказалось мела, желтеющего при нагреве.

Подыскиваете качественную краску для радиаторов отопления? Или есть опыт применения термостойких эмалей? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье, задавайте вопросы и участвуйте в обсуждении материала.

Биметаллические радиаторы, которые, как понятно уже из названия, изготавливаются из композиции двух металлов, начали производиться больше пятидесяти лет назад в европейских странах. Они быстро завоевали широкую популярность, благодаря своей надежности и эффективности эксплуатации при установке в любую систему отопления.

Биметаллические батареи какие лучше выбрать, и на что следует обратить особое внимание? Этот вопрос всегда возникает у всех тех, кто решил заменить старые отопительные приборы на более современные варианты, отличающиеся и высокими эксплуатационными характеристиками, и респектабельным внешним видом.

Сегодня производство биметаллических радиаторов налажено и в России. Отечественные изделия — достаточно популярны, и вполне оправдали себя при установке в центральные системы отопления.

Общие принципы конструкции

Этот тип батарей отопления состоит из двух основных частей, изготовленных из разных металлов.

Внутренние каналы выполнены из нержавеющей стали, внешний теплообменный корпус — из алюминия

Внутренняя их часть производится из нержавеющей стали или, реже, меди, так как эти металлы – отличаются высокой стойкостью к воздействию агрессивной среды нагретого теплоносителя. Трубы из этих материалов располагаются вертикально и горизонтально, и именно по ним происходит циркуляция теплоносителя.

Наружная часть радиаторов – это, по сути, кожух, оснащенный ребрами, который изготавливается из . Этот металл имеет отличную теплопроводность и быстро прогревается, отдавая тепло в помещения, поэтому он и был выбран для внешней части конструкции.

Внутренние и внешние части каждой секции радиатора соединяются между собой литьем, производимым под давлением, или точечной сваркой. Секции собираются в батарею с помощью стальных ниппелей и термостойких каучуковых прокладок, рассчитанных на температуру, доходящую до 200 градусов. Однако, кроме таких батарей существуют и монолитные радиаторы из тех же материалов.

Опрессовочное паспортное давление биметаллических батарей у разных производителей может различаться – этот показатель зависит от материала изготовления внутренних трубопроводов и размерных параметров. Если при опрессовке тех или иных моделей создавалось проверочное давление в 35 атмосфер, то они будут способны выдержать гидроудары, перепады давления во время которых достигает 25÷30. Это позволяет использовать такие радиаторы в центральных системах отопления, которые порой не отличаются стабильностью напора теплоносителя.

Благодаря высокой теплопроводности, биметаллические приборы оказались даже более эффективными, чем всем знакомые чугунные батареи.

На внешний вид биметаллические радиаторы практически не отличаются от алюминиевых моделей. Впрочем, их можно различить по весу, так как из-за стального трубного «сердечника», биметаллические батареи тяжелее алюминиевых, примерно на 50%. Чтобы точно не ошибиться при выборе, стоит обязательно изучить сертификат соответствия и другую сопроводительную техническую документацию, который обязательно должны быть приложены к партиям изделий, и находится у продавца специализированного магазина.

Биметаллические и полубиметаллические радиаторы

Кроме биметаллических, производятся еще полубиметаллические радиаторы. Необходимо знать, чем они отличаются друг от друга, и какие из них лучше.

  • Биметаллические приборы

В настоящих биметаллических радиаторах из алюминия изготавливается только внешний кожух прибора.

Процесс производства их состоит в том, что готовые полностью стальные сердечники, уложенные в специальные формы, под давлением заливаются алюминием, который хорошо проводит тепло, но нестоек к агрессивным средам и высоким температурам теплоносителя. В биметаллических вариантах алюминий никак не соприкасается с жидкой средой и служит только, в качестве теплообменника. Конструкция, выполненная по такому принципу, идеально подойдет для установки и в центральную, и в автономную систему отопления.

В некоторых моделях сердечник изготавливается из меди, а не из нержавейки – такие батареи обычно используются для установки только в автономную систему отопления, там, где в качестве теплоносителя используются особые антифризы. Стальные трубы, даже нержавеющие, с некоторыми подобными антифризами «ведут себя» не столь адекватно.

Вода – не единственно возможный тип теплоносителя

Для запыления контуров автономной системы отопления, кроме воды, используются и другие жидкости – это может быть обусловлено особенностями эксплуатации системы или требованиями со стороны котельного оборудования. Подробнее о – в специальной публикации нашего портала.

  • Полубиметаллические батареи

Для полубиметаллических радиаторов внутренние каналы изготавливаются из разных металлов. Так, вертикальные трубы могут быть нержавеющими стальными, а горизонтальные – алюминиевыми, как в обычных алюминиевых радиаторах. Бывает и обратный вариант. Одним словом, на полноценные биметалические они никак «не тянут».

Будьте осторожны — вместо полноценных биметаллических есть шанс приобрести менее качественные и надежные полубиметаллические радиаторы

Подобная разновидность батарей не подойдет для центрального отопления, так как теплоноситель там часто не отличается высоким качеством и моде содержать достаточно большую концентрацию щелочи. Контактируя с алюминием, такой состав может вызвать коррозийные процессы, которые в том числе «захватят» и стальные элементы, установленных в комбинации с алюминием. Кроме этого, отличающееся тепловое расширение этих металлов может даже привести к смещению элементов при воздействии на них экстремально высоких температур, что чревато возникновением протечек и даже более серьезных аварий.

Подобные радиаторы нередко путают с биметаллическими – внешне они вообще неотличимы. Не особо разбираясь в тонкостях, часто им отдают предпочтение из-за более доступной стоимости. Однако, как видно из описания, они весьма значительно отличаются по своей надежности.

В крайнем случае, полубиметаллическую разновидность радиатора можно установить в автономную систему. Но все же если решено сделать отопление дома или квартиры максимально надежным, то от полубиметаллических радиаторов лучше отказаться, и остановить свой выбор на настоящих биметаллических образцах. Обязательно учитывайте это при покупке.

Монолитные или секционные биметаллические радиаторы

Как уже отмечалось, производятся разборные биметаллические радиаторы, которые состоят из секций, скрепленных между собой с помощью ниппелей, и монолитные неразборные.

В секционном варианте каждая из секций внутри горизонтальных отрезков труб с двух сторон имеет разнонаправленную резьбу, предназначенную для вкручивания соединительных ниппелей с уплотняющими прокладками.

Такая конструкция и является главным существенным недостатком секционных батарей, так как эти стыки могут повреждаться от, например, некачественного теплоносителя, что значительно сокращает срок их эксплуатации до очередного профилактического вмешательства. Кроме этого, на соединениях элементов чаще всего происходят протекания, под воздействием высоких температур и высокого давления в системе.

Чтобы избежать этих неприятных моментов, была продумана другая технология производства биметаллических радиаторов. Она заключается в том, что вначале изготавливается цельный сварной медный или же стальной коллектор, который укладывается в специальную форму и под давлением заливается алюминием. Эти биметаллические батареи и называются монолитными.

А этот биметаллический радиатор — монолитной сборки

И тот и другой тип обладает своими достоинствами и «уязвимыми местами».

Про недостаток разборной схемы уже говорилось. А главным преимуществом подобных батарей является то, что при повреждении одной из секций не придется менять весь полностью, так как вполне достаточно произвести переборку — заменить или попросту удалить только лишь вышедший из строя элемент.

В случае любой протечки в монолитном радиаторе его остается только лишь – ремонтопригодность у них практически отсутствует.

Выборочные сравнительные характеристики радиаторов обоих типов приведены в таблице:

Часто решающим критерием становится вопрос стоимости. Дело в том, что монолитный тип радиаторов имеет более высокую цену, чем секционный, и эта разница может составлять до 20%.

При использовании монолитных биметаллических батарей не представится возможности варьировать суммарную тепловую мощность - уменьшить или нарастить количество секций. Поэтому перед их приобретением необходимо тщательно просчитать, какая мощность нужна для обогрева конкретного помещения. Подобрать нужный вариант не составит труда, так как монолитные биметаллические радиаторы производятся в разных размерах, как по длине, так и по высоте.

При выборе между секционными и монолитными батареями следует учитывать и особенности отопительной системы. Например, если их планируется установить в квартире высотного дома, то лучше выбрать монолитный тип приборов, так как давление в системе отопления многоэтажек часто бывает достаточно высокое, не исключены гидроудары. и соединительные узлы секционных батарей могут его не выдержать и дать протекания.

Критерии выбора биметаллических радиаторов

При выборе конкретной модели, кроме уже упомянутых выше характеристик, следует и другие моменты, которые напрямую будут влиять на качество работы приборов теплообмена и длительность их эксплуатации.

  • Конструкция радиатора должна стойко выдерживать гидроудары и высокое давление. Особенно это важно учесть при установке их в центральную систему отопления. Обязательно обращайте внимание на показатель испытательного опрессовочного давления.
  • Материал батареи должен быть инертен к агрессивной среде некачественного теплоносителя с повышенным уровнем щелочи или кислотности. Этот фактор тоже в основном касается батарей, устанавливаемых в многоэтажных домах.
  • Материал изготовления должен также противостоять возникновению электрохимической коррозии.

  • Радиаторы должны быть стойкими к механическому воздействию, то есть их внешний корпус должен иметь достаточную прочность. Чтобы проверить качество используемого алюминия (алюминиевого сплава), нужно попытаться согнуть ребро пальцами. В некачественном изделии ребра легко гнутся, а иногда могут даже дать трещину или сломаться.

  • Внутренние рубчатые каналы должна быть изготовлен из одного металла, и лучше, если это будет качественная нержавеющая сталь.
  • Толщина стенок внутренней трубы должна быть не менее 3÷3,5 мм.
  • Немаловажным элементом в секционной конструкции батареи являются прокладки, так как от их качества и эластичности будет зависеть надежность соединений, поэтому чаще всего их делают из резины или силикона. Проверить качество уплотнительного кольца можно, согнув несколько раз его пальцами. Если прокладка жесткая и неэластичная, то надолго ее явно не хватит.

Особое внимание качеству ниппелей — они должны быть изготовлены из прочной стали

  • В секционном радиаторе должны быть установлены высококачественные стальные ниппели, в которых не сорвутся внутренние «усики» при скручивании секций и не «сожраться» резьба. О том, что ниппель некачественный, можно узнать по мягкости металла изготовления.

Если этот элемент будет некачественным, то при раскручивании или скручивании батареи, зацепы для ключа точно сорвутся, и тогда ниппель придется распиливать шлифмашинкой, а затем извлекать его части из отверстий секций.

  • Ширина фронтальной части ребра радиатора не должна быть менее 70 мм, так как если этот параметр будет меньшим, теплоотдача от прибора существенно снижается. Лучше всего, если размер секции в сечении будет 80×80 мм — такие параметры гарантированно дают высокую теплоотдачу.

Оптимальные глубина и ширина секций — около 80 мм

Некоторые производители применяют маркетинговый ход – снижают цену на свои изделия за счет уменьшения размера секций, что значительно снижает общую тепловую мощность прибора. Поэтому при выборе радиатора желательно иметь в кармане рулетку или линейку – чтобы была возможность проконтролировать оптимальность размеров.

  • У качественной батареи толщина выступающих ребер должна составлять не менее 1 мм.

Если толщина ребер меньше 1 мм, то это, скорее всего, указывает на недостаточное качество изделия, так как в нем снижена прочность кожуха радиатора, а также не столь высока теплоотдача – за счет низкой теплоемкости слишком тонких теплообменных пластин.

А вот на этой модели толщина ребер явно занижена — стоит задуматься…

  • Нужно знать также и то, что если производитель экономит на качественных ниппелях и прокладках - это говорит о том, что все изделие, с вероятностью, близкой к 100%, не отличается высоким качеством, и от него лучше сразу отказаться.
  • Не стоит покупать и приборы, на которые производитель дает гарантийный срок всего 1÷2 года, при том, что срок эксплуатации биметаллических секционных батарей составляет 25-30 лет, а монолитных – даже около 50-ти. Такая маленькая гарантия говорит о том, что производитель сам не уверен в своих изделиях.

Достоинства и недостатки биметаллических радиаторов

Положительными их качествами можно назвать следующее:

  • Эта разновидность радиаторов нередко выпускается с различным цветовым оформлением. Если не найден нужный цвет, то допускается самостоятельное окрашивание. Для этого процесса применяются специальные термостойкие составы красок, способные выдерживать температуру до 150 градусов.
  • Гладкие поверхности и скругленные углы делают эти радиаторы достаточно безопасными с точки зрения возможности получения травмы, и оттого пригодными для установки в детских комнатах.
  • Достоинством является достаточно длительный гарантированный срок эксплуатации, при условии выбора качественных радиаторов и правильной их эксплуатации.
  • Биметаллические радиаторы могут быть установлены в любую систему отопления, даже с некачественным теплоносителем.
  • Эта разновидность приборов, в отличие от других современных радиаторов, способна выдерживать высокое внутрисистемное давление и температуру до 130 градусов.
  • Одним из ключевых преимуществ подобных батарей является очень высокая теплоотдача.
  • Такие приборы, как правило, оснащаются термостатом, что позволяет устанавливать нужную температуру их нагрева. Ее корректировка происходит практически сразу, за счет небольшого по размеру сечения каналов.
  • Количество секций радиатора для каждой конкретной комнаты можно легко рассчитать самостоятельно, использовав, математическую формулу, которая будет приведена ниже. Правильный расчет поможет избежать лишних затрат при покупке радиаторов, их монтаже и дальнейшей эксплуатации.

Расчет проводится для каждого помещения отдельно.
Последовательно введите запрашиваемые значения или отметьте нужные варианты в предлагаемых списках

Укажите площадь помещения, м²

100 Вт на кв. м

Количество внешних стен

Нет одна две три

Внешние стены смотрят на:

Север, Северо-Восток, Восток Юг, Юго-Запад, Запад

Положение внешней стены относительно зимней "розы ветров"

Наветренная сторона подветренная сторона параллельная направлению ветра

Уровень отрицательных температур воздуха в регионе в самую холодную неделю года

35 °С и ниже от - 30 °С до - 34 °С от - 25 °С до - 29 °С от - 20 °С до - 24 °С от - 15 °С до - 19 °С от - 10 °С до - 14 °С не холоднее - 10 °С

Какова степень утепленности внешних стен?

Внешние стены не утеплены Средняя степень утепления Внешние стены имеют качественное утепление

Высота потолка в помещении

До 2,7 м 2,8 ÷ 3,0 м 3,1 ÷ 3,5 м 3,6 ÷ 4,0 м более 4,1 м

Что расположено снизу?

Холодный пол по грунту или над неотапливаемым помещением Утепленный пол по грунту или над неотапливаемым помещением Снизу расположено отапливаемое помещение

Что расположено сверху?

Холодный чердак или неотапливаемое и не утепленное помещение Утепленный чердак или иное помещение Отапливаемое помещение

Тип установленных окон

Обычные деревянные рамы с двойным остеклением Окна с однокамерным (2 стекла) стеклопакетом Окна с двухкамерным (3 стекла) стеклопакетом или с аргоновым заполнением

Количество окон в помещении

Высота окна, м

Ширина окна, м

Двери, выходящие на улицу или на балкон:

Предполагаемая схема врезки радиаторов отопления

Предполагаемые особенности расположения радиаторов

Радиатор на стене установлен открыто Радиатор сверху прикрыт подоконником или полкой Радиатор сверху прикрыт стеновой нишей Радиатор с лицевой части прикрыт декоративным экраном Радиатор полность прикрыт декоративным кожухом

Укажите мощность одной секции выбранного радиатора (при расчете для неразборной модели - оставьте поле незаполненным)

Каким производителям можно доверять?

На российском рынке представлены биметаллические радиаторы и зарубежных и отечественных производителей. В данной сравнительной таблице приведены качественные, проверенные эксплуатацией модели, с различными характеристиками. Поэтому для того, кто собирается покупать подобные приборы, есть возможность предварительно изучить основные параметры, чтобы, отправляясь в магазин, уже иметь определенное представление.

Рано или поздно, отопительные батареи в жилых помещениях загрязняются. В результате, существенно снижается их энергоэффективность, а в особо запущенных случаях ухудшается их внешний вид. В итоге приходится искать ответ на вопрос как промыть радиатор отопления в квартире или загородном доме с использованием доступных средств.

Инструкция очистки металлических батарей зависит от многих факторов, среди которых, тип отопительной системы, тип производственных материалов, которые были применены при изготовлении, конфигурация, габариты и т.д. Только после того как вы определились со всеми перечисленными факторами, можно правильно подобрать чистящее средство и методику его применения.

В этой статье мы расскажем о тех методах промывки внутреннего , которые можно применить для удаления отложений различной сложности. Более того, методы, о которых будет рассказано в статье, могут быть реализованы своими руками с минимальными тратами денег.

Продувка в многоквартирных домах – насколько это эффективно

В многоквартирных домах, где отопление централизованное, вопрос очистки системы от донных отложений решается посредством продувки.

Ежегодно, до начала отопительного сезона, коммунальные службы выполняют продувку системы сжатым воздухом. В некоторых случаях, вместо сжатого воздуха компрессором под максимально допустимым краткосрочным давлением закачивают воду.

В процессе продувки донные отложения с батарей и труб поднимаются и вымываются наружу. Кроме того, в процессе таких работ можно узнать насколько прочны соединения труб и радиаторов по квартире.

Насколько эффективна продувка и можно ли ею обойтись, не прибегая к использованию других средств?

Нужно понимать, что продувка изначально рассчитана на очистку от донных отложений из систем с чугунными батареями. Сегодня же владельцы квартир повсеместно отказываются от чугуна в пользу компактных и энергоэфективных биметаллических и алюминиевых конструкций.

Более того, поднимая донные отложения, продувка неспособна очистить те загрязнения, которые откладываются непосредственно на внутренних поверхностях. И наконец, с вопросом как промыть забитые соты радиатора изнутри сталкиваются не только владельцы квартир, но и жители загородных домов, оборудованных автономными системами обогрева.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Продувка в многоквартирных домах небесполезна, но помимо этого, время от времени, необходимо чистить батареи более тщательно, применяя, специально разработанные для этого средства.

Очистка чугунных изделий

Перед тем как промыть чугунный радиатор отопления, необходимо подготовить место вне дома, где можно будет выполнить запланированные работы. Кроме того, необходимо договориться с помощниками, которые помогут демонтировать радиатор весом в 40-50 кг, перенести его с места на место, а затем вновь установить в исходное положение.

Важно: Запланированные работы проводятся до или по окончании отопительного сезона, когда вода из системы слита.

Инструкция проведения очистных работ следующая:

  • Газовым ключом выкручиваем нижнюю заглушку, чтобы дать стечь воде . Поэтому сразу же запасаемся ковшиком, который поместится под батарею и ведром, в которое будем переливать воду по мере наполнения ковшика.
    После того как вода стекла, батарею откручиваем от труб, аккуратно снимаем с держателей и выносим во двор.
  • Вкручиваем заглушки , так чтобы открытыми остались только верхние отверстия.
  • Заливаем в радиатор раствор кальцированной соды и горячей воды . Пропорции раствора можно узнать на упаковке соды.
    Заливать раствор удобно через воронку. Количество раствора зависит от количества секций. В среднем на заполнение одной чугунной секции уходит около 2 литров жидкости.
    Оставляем батарею, заполненную чистящим раствором примерно на 1-2 часа.
  • По прошествии двух часов берём в руки прорезиненную киянку и вполсилы простукиваем каждую секцию . Далее трясем батарею, чтобы раствор пришел в движение.
  • После этого откручиваем одну из нижних заглушек и сливаем весь раствор . Уже на этом этапе вы заметите, что вместо первоначально чистого раствора, потечёт коричневая жижа, состоящая из жидкости и отбитых со стенок отложений.
  • Далее, на место снятой заглушки герметично присоединяем шланг, другой конец которого присоединяем к водопроводному крану . Включаем воду и ждем, пока она потечёт из верхних отверстий. После того как вода будет вытекать чистой, промывку можно считать законченной.

Совет: Работы по очистке батарей внутри целесообразно совмещать с очисткой поверхности снаружи.
Тем более, что для снятия старой краски до металла в продаже представлен широкий ассортимент смывок, гелей и других аналогичных химических средств.

Очистка биметаллических конструкций

Каустическая сода — оптимальное средство для приготовления промывочных растворов

Промывка биметаллических отопительных приборов мало чем отличается от промывки чугунных аналогов. Единственное существенное отличие заключается в том, что биметаллические конструкции намного медленнее накапливают отложения.

Как и в предыдущей инструкции, можно использовать раствор кальцированной соды и горячей воды. Тем не менее, рассмотрим особенности применения других средств, которые наверняка есть в каждом домашнем хозяйстве.

Совет: Учитывая то, что биметаллические конструкции на порядок легче чугуна, промывку можно выполнить в ванной или в душевой комнате.

Из промывочных средств, цена которых невысока, можно применить:

  • средства для удаления засоров в трубах типа «Крот»;
  • средства для очистки автомобильных радиаторов;
  • молочную сыворотку;
  • 70% уксусную эссенцию.

Помимо перечисленных средств, во многих хозяйственных магазинах можно приобрести реагенты, специально разработанные для промывки отопительных систем.

Инструкция промывки биметаллических радиаторов следующая:

  • На начальном этапе заливаем чистую воду, трясем батарею и сливаем содержимое.
  • Далее заливаем химические реагенты или ранее перечисленные средства.
  • Реагенты сливаем через час и промываем отопительный прибор горячей водой.

Важно: Промывать внутреннее пространство необходимо особенно тщательно, так как оставшиеся реагенты могут привести к постепенному окислению металла.

Очистка алюминиевых конструкций

Теперь рассмотрим, как промыть алюминиевый радиатор отопления. Очистка алюминиевых батарей осуществляется не столько для удаления засора, сколько для профилактики загрязнений. Дело в том, что алюминий - это цветной металл, который окисляется меньше чугуна и стали.

В итоге, профилактические работы можно проводить не чаще, чем раз в 2-3 года. Впрочем, многое зависит от качества теплоносителя, циркулирующего в системе.

Как правило, отложения на стенках алюминиевых радиаторов образуются из-за того, что в теплоносителе повышено содержание магния, солей натрия, кальция, железа и ряда других неорганических веществ. Такая ситуация характерна для централизованной отопительной системы, тогда как в автономных системах в качестве теплоносителя применяется обычная водопроводная вода.

Проще всего предупредить такие отложения можно следующим образом — промыть радиатор лимонной кислотой и очистить внутренний объём чистой теплой водой.

В продаже есть немало реагентов и чистящих средств, изготовленных на основе тех или иных реагентов. Применять эти средства для очистки алюминиевых конструкций можно с особой осторожностью, чтобы не спровоцировать разрушительные окислительные процессы. Поэтому, перед тем как приобрести то или иное средство, убедитесь в том, что оно не станет причиной окисления алюминиевой поверхности.

Прежде всего, нужно обеспечить грубую очистку воды, поступающей в систему. Для этого в современных котлах устанавливаются специальные фильтры. Если фильтра нет, его необходимо приобрести и установить на входе в систему.

Помимо установки фильтра, время от времени используем реагенты. Химические реагенты заливаем в систему, и они циркулируют по ней, устраняя накипь с внутренних поверхностей .

Вывод

Теперь, когда мы знаем, как очистить радиаторы, можно сделать отопительную систему в доме более эффективной. Больше полезных сведений по теме вы найдёте, посмотрев видео в этой статье.