Техника проведения лечебных ванн детям грудного возраста. Приготовление и проведение гигиенической ванны

Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.

Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, в более старшем возрасте – 2 раза в неделю. В стационаре детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.

Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных – 37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году – 8-10 мин, для детей старше 2 лет – 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.

Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.

Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.

Материальное оснащение:

Две емкости с холодной и горячей водой;

Емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);

Кувшин с теплой водой для ополаскивания;

Ванночка эмалированная (пластмассовая);

Подставка для ребенка;

Водный термометр;

- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);

Детское мыло в мыльнице (детский шампунь);

Большое махровое полотенце (простыня);

Емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);

Пеленки, распашонки (одежда);

Пеленальный стол с матрацем;

Дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляций:

Подготовительный этап

1) Вымыть и просушить руки.

2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).

3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.

4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с

мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1: 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.

5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.

Основной этап

7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.

8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.

9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛЕЧЕБНОЙ ВАННЫ

Оснащение:

· ванночка,

· непромокаемый фартук,

· термометр для измерения температуры воздуха,

· перчатки,

· водный термометр,

· дехлорированная вода (35-370С),

· лекарственное средство 1 столовую ложку на ведро воды крахмала для крахмальной ванны,

· настой трав череды, ромашки и т.д.),

· чистая пеленка, полотенце,

· чистое белье,

· смягчающее или питательное средство (крем детский),

· маркированная ветошь, емкость с дезинфицирующим средством.

Подготовка к процедуре:

· Объяснить пациенту (матери) ход процедуры

· Получить согласие, одеть перчатки

· Заполнить ванну, t помещения 220С

· Измерить t воды

· Добавить лекарственное средство

Выполнение процедуры

1. Вымыть руки, осушить, надеть одноразовые перчатки

2. Помочь пациенту стать в ванну, придерживая его под локти.

3. Помочь ребенку удобно расположиться. Продолжительность 5-15 минут.

4. Помочь пациенту встать на ноги

5. Обливают из кувшина чистой водой (t =340С)

6. Плечи накрыть полотенцем

7. Помочь выйти из ванны

8. Промокательными движениями пеленкой осушить тело. На сухие участки кожи нанести питательное средство.

9. Пациентка обуть, одеть, причесать.

10. Снять фартук, сбросить в непромокаемый мешок

11. Снять перчатки, вымыть руки, осушить

12. Сделать запись в «Медицинской карте» о выполненной процедуре и реакции на нее пациента.

13. Произвести дезинфекцию ванны, помещения.

Определение частоты дыхательных движений (ЧДД)

Совокупность вдоха и следующего за ним выдоха считают одним дыхательным движением. Количество дыханий за 1 мин называют частотой дыхательных движений (ЧДД) или просто частотой дыхания.

В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого здорового человека в покое составляет 16-20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении «лежа» число дыханий обычно уменьшается (до 14-16 в минуту), в вертикальном положении - увеличивается (18-20 в минуту). У новорожденного ЧДД составляет 40-50 раз в 1 минуту, к 5 годам снижается до 24, а к 15-20 годам составляет 16-20 в 1 минуту. У спортсменов ЧДД может быть 6-8 в минуту.

Определение частоты дыхательных движений проводят незаметно для больного (в этот момент положением руки можно имитировать определение частоты пульса). Положение больного - лёжа или сидя, при этом берут его за руку как для исследования пульса, но наблюдают за экскурсией грудной клетки и считают дыхательные движения в течение 1 минуты. Результат ЧДД записывают в соответствующую документацию.

Техника подачи пузыря со льдом ребенку с внутричерепной родовой травмой.

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Действие пузыря со льдом обусловливает сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, снижает t тела, снимает отек и боль, останавливает кровотечение.

II. ПОКАЗАНИЯ:

Высокая температура, внутричерепная родовая травма, кровотечение.

cyberpedia.su

Проведение гигиенической ванны грудному ребенку

  • соблюдение гигиены тела;
  • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
  • формирование навыков чистоплотности;
  • закаливание ребенка.

Показания:

Противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • заболевание ребенка;
  • нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

  1. Ванночка для купания;
  2. Пеленка для ванны;
  3. Кувшин для воды;
  4. Водный термометр;
  5. Махровая или фланелевая рукавичка;
  6. Детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
  7. Большое махровое полотенце;
  8. Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
  9. Стерильное растительное масло или детская присыпка;
  10. Резиновые перчатки;
  11. Дезинфицирующий раствор, ветошь;
  12. Мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

  1. Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
  2. Не купать сразу после кормления;
  3. При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 С;
  4. Определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду).

Выполнение процедуры:

  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры;
  2. Подготовить необходимое оснащение;
  3. Поставить ванночку в устойчивое положение;
  4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
  5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором;
  6. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком;
  7. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пелёнку; Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
  8. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную, а несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки);
  9. Положить в ванну водный термометр;
  10. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 Т 36-37 С.

Примечание:

а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;

б) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

11. Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребёнка;

12. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой);

13. Сбросить одежду в мешки для грязного белья;

14. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой ягодицы – и бедра;

15. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остаётся открытой;

16. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка;

17. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) шея туловище конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последним обмыть половые органы и межягодичную область;

18. Повернуть ребёнка лицом вниз;

19. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 С);

Примечание: желательно иметь помощника.

20. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик;

21. Осушить кожные покровы промокательными движениями.

Завершение процедуры:

  1. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой;
  2. Одеть ребенка и уложить в кроватку;
  3. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прикреплять);
  4. Слить воду из ванночки и сполоснуть её;
  5. Одеть перчатки;
  6. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором;
  7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Туалет пупочной ранки

  • предупредить инфицирование пупочной ранки;
  • способствовать сокращению пупочной ранки и её рубцеванию.

Показания:

  • обеспечение правильного ежедневного ухода за новорожденным;
  • отпадение пуповинного остатка;
  • наличие не эпителизированной пупочной ранки.

Противопоказания: нет

Оснащение:

1. стерильные ватные палочки;

2. лоток для отработанного материала;

3. 3% раствор перекиси водорода;

4. 70% этиловый спирт;

  1. раствор бриллиантового зеленого;
  2. стерильная пипетка;
  3. набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;
  4. резиновые перчатки;
  5. ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

при обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке).

Техника безопасности: не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции и получить её согласие Право матери на информацию
2.Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости и быстроты выполнения манипуляции
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пелёнку. Снять перчатки, вымыть и осушить руки, обработать руки антисептиком
4.Уложить ребёнка на пеленальный столик Наиболее удобное положение ребёнка
Выполнение манипуляции
1.Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Примечание:при невозможности раскрытия пупочной ранки из - за наличия засохшей корочки обильно смочить ранку тампоном с 3% раствором перекиси водорода или стерильным растительным маслом и оставить на некоторое время (можно до следующего пеленания.) Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке
2.Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Достижение механического очищения пупочной ранки
3.Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку
4.Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток) Предупреждение распространения инфекции на окружающие ткани
5.Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) раствором бриллиантового зеленого с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. «крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи
Завершение манипуляции
1.Заленать ребёнка и положить в кроватку на бок Вымыть и осушить руки. Обеспечение безопасности ребёнка
2.Одеть перчатки. Убрать пелёнку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и высушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Кормление грудного ребенка,



infopedia.su

Техника проведения гигиенической ванны новорождённому.

Цель:профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания:ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания:острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,50 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник

(памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Цель:

  • соблюдение гигиены тела;
  • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
  • формирование навыков чистоплотности;
  • закаливание ребенка.

Показания:

  • правильный гигиенический уход за кожей ребенка.

Противопоказания:

  • повышение температуры тела;
  • заболевание ребенка;
  • нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

  1. Ванночка для купания;
  2. Пеленка для ванны;
  3. Кувшин для воды;
  4. Водный термометр;
  5. Махровая или фланелевая рукавичка;
  6. Детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
  7. Большое махровое полотенце;
  8. Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
  9. Стерильное растительное масло или детская присыпка;
  10. Резиновые перчатки;
  11. Дезинфицирующий раствор, ветошь;
  12. Мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

  1. Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
  2. Не купать сразу после кормления;
  3. При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 С;
  4. Определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду).

Выполнение процедуры:

  1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры;
  2. Подготовить необходимое оснащение;
  3. Поставить ванночку в устойчивое положение;
  4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
  5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором;
  6. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком;
  7. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пелёнку; Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
  8. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную, а несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки);
  9. Положить в ванну водный термометр;
  10. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 Т 36-37 С.

Примечание:

а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячею воду;

б) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

в) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора; перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды.



11. Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребёнка;

12. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой);

13. Сбросить одежду в мешки для грязного белья;

14. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой ягодицы – и бедра;

15. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остаётся открытой;

16. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка;

17. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и поменять ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) шея туловище конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последним обмыть половые органы и межягодичную область;

18. Повернуть ребёнка лицом вниз;

19. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 С);

Примечание: желательно иметь помощника.

20. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик;

21. Осушить кожные покровы промокательными движениями.

Завершение процедуры:

  1. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой;
  2. Одеть ребенка и уложить в кроватку;
  3. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прикреплять);
  4. Слить воду из ванночки и сполоснуть её;
  5. Одеть перчатки;
  6. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором;
  7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Туалет пупочной ранки

Цель:

  • предупредить инфицирование пупочной ранки;
  • способствовать сокращению пупочной ранки и её рубцеванию.

Показания:

  • обеспечение правильного ежедневного ухода за новорожденным;
  • отпадение пуповинного остатка;
  • наличие не эпителизированной пупочной ранки.

Противопоказания: нет

Оснащение:

1. стерильные ватные палочки;

2. лоток для отработанного материала;

3. 3% раствор перекиси водорода;

4. 70% этиловый спирт;

  1. раствор бриллиантового зеленого;
  2. стерильная пипетка;
  3. набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;
  4. резиновые перчатки;
  5. ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
  6. стерильные перчатки

Обязательные условия:

при обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке).

Техника безопасности: не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции и получить её согласие Право матери на информацию
2.Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости и быстроты выполнения манипуляции
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пелёнку. Снять перчатки, вымыть и осушить руки, обработать руки антисептиком. Надеть стерильные перчатки.
4.Уложить ребёнка на пеленальный столик Наиболее удобное положение ребёнка
Выполнение манипуляции
1.Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Примечание:при невозможности раскрытия пупочной ранки из за наличия засохшей корочки обильно смочить ранку тампоном с 3% раствором перекиси водорода или стерильным растительным маслом и оставить на некоторое время (можно до следующего пеленания.) Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке
2.Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Достижение механического очищения пупочной ранки
3.Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку
4.Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток) Предупреждение распространения инфекции на окружающие ткани
5.Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) раствором бриллиантового зеленого с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. «крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи
Завершение манипуляции
1.Заленать ребёнка и положить в кроватку на бок Вымыть и осушить руки. Обеспечение безопасности ребёнка
2.Одеть перчатки. Убрать пелёнку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и высушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия:

Оснащение:

Подготовка к манипуляции:

Примечание:

Выполнение манипуляции:

Завершение манипуляции:

4. Вымыть, осушить руки.

ТЕХНИКА КОНТРОЛЬНОГО ВЗВЕШИВАНИЯ

Обязательное условие: Контрольное кормление проводить в спокойной обстановке.

Оснащение: Чашечные весы, история развития ребенка ф.112, контейнер для отходов класса «В», ветошь для обработки весов, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить информированное согласие.

2. Установить весы на неподвижную тумбочку.

3. Чашу весов обработать дезинфицирующим раствором, постелить пелёнку.

4. Уравновесить весы (установив гири на отметку «О») при помощи гирь противовеса при открытом затворе.

5. Закрыть затвор.

Выполнение манипуляции:

1. Положить ребёнка на чашу весов головой на широкую часть.

2. Открыть затвор, взвесить ребёнка в одежде, передвигая гири вправо.

3. Зафиксировать в Ф.112-(вес № 1).

4. Закрыть затвор. Снять ребёнка с весов.

5. Маме кормить ребёнка 20-30 минут.

6. Взвесить ребёнка в этой же одежде.

7. Вес № 2 - зафиксировать в ф.112. Разница в весе № 2 и № 1 – количество высосанного молока.

Завершение манипуляции:

1. Сравнить количество высосанного молока с возрастной нормой.

2. Обработать весы дезинфицирующим раствором, снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Примечание:

Если во время кормления ребенок помочился и оправился, пелёнку не менять, взвесить пелёнку или подгузник;

Объяснить маме, что контрольное кормление в течение суток проводиться несколько раз (не менее 3-х).

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ РЕБЕНКУ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 гр.

Оснащение: Детская ванночка для купания, кувшин, 2 кастрюли с кипяченой холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло, ветошь, флакон с 5% раствором перманганата калия, стерильное растительное масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце, чистый набор для пеленания.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие.

2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком, поставить в устойчивое положение.

3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз.

4. Наполнить ванночку водой температуры 37-38°С.

5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания (Т 36,5 - 37,0°С).

6. Провести санитарную обработку рук.

Примечание: Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Выполнение манипуляции:

1. Взять ребенка так, чтобы голова и туловище пациента находилась на левом предплечье, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков.

2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды.

3. Помыть голову детским мылом.

4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

5. Перевернуть ребенка кверху спиной.

6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 34-35°С).

Завершение манипуляции:

1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и обсушить промокательными движениями.

2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом.

3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку.

4. Вымыть, осушить руки.

  • II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  • II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  • III. Организация проведения технического освидетельствования
  • Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия*;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, распо­ложенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после за­живления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания толь­ко с помощью термометра

    (не допускается определе­ние температуры воды путем погружения локтя в воду).

    Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

    * вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
    2. Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
    3. Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности проведения процедуры
    4. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки Обеспечение инфекционной безопасности
    5.Обработать внутреннюю поверх­ность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополос­нуть кипятком Обеспечение инфекционной безопасности
    6. Протереть пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и поло­жить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка
    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на бо­ковые стенки ванночки) Создание комфортных условий Сохранение правильного поло­жения пеленки в ванночке
    8.Положить в ванну водный термо­метр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание: а) при заполнении ванны водой че­редовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раство­ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды Профилактика ожогов у ребен­ка Обеспечение безопасности ребенка Исключение образования водя­ного пара в большом количестве
    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кув­шине остывает на 1-2" С и обес­печивает закаливающий эффект
    10.Раздеть ребенка (при необходи­мости подмыть под проточной во­дой) Подготовка ребенка к процеду­ре
    11.Сбросить одежду в мешок для гряз­ного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды
    Выполнение манипуляции
    1. Взять ребенка на руки, поддержи­вая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра Наиболее удобная фиксация ребенка
    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, за­тем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии со­сков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продол­жая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребен­ка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ре­бенка Наиболее удобная фиксация ма­лыша при проведении процеду­ры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка
    3. Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намы­лить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затыл­ку) – шея – туловище – конечнос­ти (особенно тщательно промыть ес­тественные складки кожи). Послед­ними обмыть половые органы и межъягодичную область Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса ин­фекции из наиболее загрязнен­ных участков кожи на другие ее поверхности
    4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кув­шина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника Достижение инфекционной бе­зопасности Уменьшение вероятности попа­дания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта
    5.Накинув полотенце, положить ре­бенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промо­кательными движени-ями Предупреждение переохлажде­ния Обеспечение безопасности ре­бенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка
    Завершение манипуляции
    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой Предупреждение появления оп­релостей
    2. Одеть ребенка и уложить в кро­ватку Обеспечение комфортного со­стояния
    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обя­зательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполос­нуть ее Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

    Примечание: - первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;


    В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    Мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

    Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

    Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

    Техника безопасности:

    Не оставлять ребенка без присмотра,

    Устойчивое положение детской ванны для купания

    Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

    Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

    Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

    Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

    Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

    Продолжительность купания не более 5-10 минут.

    Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

    Подготовка пациента:

    Раздеть ребёнка в кровати

    При необходимости подмыть ребёнка

    Оснащение:

    Детская ванна для купания ребёнка

    Водный термометр

    Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

    Детское мыло, детский шампунь

    Чистая пелёнка или подставка в ванну

    Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

    Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

    - Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

    Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

    Лоток для сброса, использованных шариков материала

    - Ёмкость для сброса, использованного белья.

    - Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

    - Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

    Последовательность действий:

    Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

    1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
    2. Вымойте ванну горячей водой.
    3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
    4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
    5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
    6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
    7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
    8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
    9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
    10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
    11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
    12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
    13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
    14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
    15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
    16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
    17. Дайте попить ребёнку.
    18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

    Примечание:

    1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

    Манипуляция №14

    Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

    Графическая запись

    Цель: диагностическая.

    Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

    Противопоказания: нет.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

    Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

    Подготовка пациента:

    Оснащение:

    • Медицинский термометр
    • Лоток с дез. раствором
    • Температурный лист, ручка.

    Последовательность действий:

    1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

    2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

    3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

    4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

    5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

    6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

    7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

    8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

    9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

    10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

    Примечание.

    1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
    2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
    3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
    4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
    5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
    6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

    Манипуляция № 15

    Определение частоты дыхательных движений,

    Измерение артериального давления.

    Исследование пульса.

    Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

    Показания: согласно назначению врача.

    Противопоказания: нет.

    Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

    Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

    Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

    Оснащение:

    • Секундомер или часы с секундной стрелкой
    • Фонендоскоп
    • Температурный лист, ручка

    Последовательность действий:

    1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
    2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
    3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
    4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
    5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
    6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

    Примечание:

    1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

    на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

    Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

    у более старших 1: 3,5-4

    у взрослых 1: 4

    1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
    2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
    3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

    в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

    Возрастные нормы ЧДД