Тип русской женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Cочинение «Женский образ в поэме Н.А

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос": Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу подчиняться,

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о которой с восторгом писал поэт: В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте. Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло: Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья. Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь грудилась, не покладая рук. Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное - это духовное рабство. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готовa петь, плясать: И добрая работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была. Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей воли в ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку: Я клубышком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку - Да поздно было звать!. . Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Матрена Тимофеевна странникам. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую милость": Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли. Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды, Я потупленную голову, Сердце гневное ношу! - говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает: Ты шутишь шутки, дедушка! - Такого богатыря могучего, Гай, мыши заедят! Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Поэт верит в то, что Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая! Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Не дело между бабами счастливого искать.

Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.

Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.

Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»

Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь». Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»

И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.

В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.

Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну - «губернаторшу» - считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».

Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:

…волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж - «чужанин» любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» - в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.

Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.

Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:

Терпи, многокручинная!

Терпи, многострадальная!

Нам правду не найти.

Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» - «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, - и прозвали Матрену счастливой.

Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:

А женщин вы не трогайте,-

Вот бог! ни с чем проходите

До гробовой доски!

Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.



ЖЕНСКИЙ
ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ
ЖИТЬ ХОРОШО”



Тот сердца
в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.



Н.А.
Некрасов



Н.А.
Некрасов справедливо считается первым
певцом русской крестьянки, изобразившим
трагизм ее положения и воспевавшим борьбу
за ее освобождение. Громко и ясно говорил он
о том, что решение “женского вопроса”
должно связываться “не с частными
реформами, не с сознательностью сильных
мира сего, а с преобразованием во всем
экономическом и общественном устройстве!”.
И не случайно “певцом печальной женской
доли, высоких подвигов и жен, и дочерей”
именовали русские женщины своего поэта в
многочисленных письмах, посылавшихся ему в
период тяжелой болезни.


В поэме “Кому
на Руси жить хорошо” женская тема
представлена обзором жизни Матрены
Тимофеевны - простой русской крестьянки,
которую семь странников просят рассказать
о себе. Ее жизнь - типичная жизнь
крестьянки той поры. Сначала похоронила
радость детских лет, потом быстро
промелькнуло девичество, затем замужество,
а далее - горькая участь невестки, рабыни в
мужниной семье. Некрасов показывает
читателю, как жила Матрена Тимофеевна в
семье мужа, показывает отношение его родных
к молодой жене:


А роденька-то


Как
набросится!


Деверек ее
-


Расточихою,


А золовушка
-


Щеголихою,


Свекор-батюшка
-


Тот
медведицей,


А
свекровушка -


Людоедицей.


Кто неряхою,


Кто
непряхою...


Трудности
семейной жизни, выпавшей на долю Матрены,
определялись не только тем, что
родственники мужа были сварливы, но и более
существенными обстоятельствами: “семья
была большущая”, в женщине постоянно жил
страх голода, пожара, немилости
управляющего.


Что год,
то дети: некогда


Ни думать,
ни печалиться.


Дай Бог с
работой справиться


Да лоб
перекрестить, -


так
рассказывает о своей жизни Матрена
Тимофеевна. Действительно, трудно
приходилось крестьянке. Кроме адской
работы на нее обрушились другие бедствия:
ужасная смерть первенца сына, голодный год,
гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все
это не сломило русскую женщину, она
продолжала мужественно переносить все
горести и лишения, растила детей.


Любовь к
детям стала для крестьянки основным
жизненным стимулом: “За них горой стояла я...”
И далее вспоминается случай, когда
материнская любовь проявилась в действии:


Я вырвала
Федотушку.


Да с ног
Силантья-старосту


И сбила
невзначай.


Это была
первая форма несогласия с намерением
старосты высечь подростка. Нарастание
сомнения в ее душе и даже элементов
безверия Некрасов показывает в финальных
сценах главы, где героиня в тот трудный
период своей жизни тоскует о своих умерших
родителях.


Я
потупленную голову,


Сердце
гневное ношу!.. -


говорит
многострадальная крестьянка. И все же мы
понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну
лишь собственная душевная сила. Да,
беспросветным казалось будущее женщины на
Руси. С каждым годом все трудней было жить и
содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о
потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,


От нашей
вольной волюшки


Заброшены,
потеряны


У Бога
самого!


Едва ли предвидели женщины времен
Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в
ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще
более яркий контраст между женским образом
Некрасова и образом женщины наших лет.

Задачи и тесты по теме "ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, опи- еывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.
Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький...
Люди считали, что Матрена Тимофеевна счастлива, и называли ее «губернаторшей». Но это не так. На самом же деле Матрена Тимофеевна была счастлива, даже очень, но до замужества, среди своих родных и близких.
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
... И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.
Время подошло, и Матрена Тимофеевна вышла замуж за Филиппа Корчагина, питерщика, «по мастерству печник». С этого момента и начинаются у Матрены Тимофеевны беды одна за другой.
Жила Матрена Тимофеевна в семье своего мужа. Это была большая и недружная семья. После первой встречи с эти людьми жизнь Матрены Тимофеевны сильно изменилась. Свекровь унижала, кричала, не давала спокойно жить не только одной Матрене Тимофеевне, но и сестре Филиппа Корчагина. Так как Матрена Тимофеевна не привыкла, чтобы с ней так обращались, она пробовала протестовать против такого отношения к ней. На что муж ей посоветовал молчать. Матрена Тимофеевна почувствовала себя совсем одинокой. А после ссоры он ушел от нее. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына, и жизнь ее преобразилась, «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской», «что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу».
И казалось, что в жизни этой женщины будет радость и счастье. Но случилась самая страшная и непоправимая беда: у Матрены Тимофеевны погиб сынишка. Несмотря на это, у нее остаются душевные силы, воля к жизни.
Образ Матрены Тимофеевны из народной поэзии. Народный фольклор, песни, причитания рассказали о жизни крестьянки.
Матрену Тимофеевну Корчагину можно назвать, в какой-то степени, символом новой жизни, человеком нового этапа русской жизни, потому что, если в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зрела душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни.

Текст сочинения:

В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой ҭворчества великого поэта народ. Здесь Некрасов рисует различные ҭипы крестьян, всесторонне показывает их жизнь и в горе, и в "счастии".
Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, ҭипичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черҭы всех женщин матушки-Руси с их ҭяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасовым в произведениях, написанных до поэмы "Кому на Руси жить хорошо", несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэҭ изображал крестьянку как терпеливую, забиҭую ("ҭы вся воплощенный испуг, ҭы вся вековая истома"), покорную ("до гроба рабу покоряться"), то теперь он стремиҭся показать зарождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она "сурова и смугла", "осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми". Некрасов с сердечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: "...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие..."
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волнующую повесть своей жизни. Семья у нее "была хорошая", непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.
Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлюбила, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал "весь гнев с души" матери. Успокоилась Матрена: "Что ни велят работаю, как ни бранят молчу".
Но беда не ходиҭ одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий человек, духовно близкий Матрене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни ҭягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу..."
Матрена Тимофеевна достойная внучка деда Савелия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпиҭ, а действует, ищет и находиҭ выход из самых сложных сиҭуаций. Характер этой женщины новый ҭип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступаюҭ новые, ранее не свойственные народу черҭы характера. Появдяетг" ся ҭип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развиҭие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добротой, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны это во многом новый ҭип русской крестьянки.

Права на сочинение "Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на