Утеря товарной стоимости авто после дтп. Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по осаго? О нюансах возмещения товарной стоимости

Вопрос относительно выплаты страхового возмещения по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля в последнее время вызывает все больше споров. Связано это с увеличением количества требований, которые выдвигают потерпевшие к страховой компании, обращаясь за выплатой компенсации в результате УТС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Владельцам авто важно знать, что УТС наступает не во всех ситуациях.

Его наличие зависит от таких параметров как:

  • официальный возраст машины;
  • эксплуатационный износ авто;
  • степень и вид повреждений;
  • объем восстановительного ремонта.

По состоянию на начало 2019 года расчет данного показателя эксперты чаще всего проводили, основываясь на методике Минюста, которая определяет, что подобный ущерб может возникать у легковых авто, которые не пересекли 5-летний рубеж, и которых не более 35% .

Любое повреждение, которое приводит к уменьшению стоимости машины после ее восстановления, имеет определенный . Его значение зависит от категории ремонтных работ и детали, которая ремонтируется. Если речь идет о крупной аварии, размер УТС может быть более 10% общей стоимости транспортного средства.

Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2019 году регулирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 г. Оно закрепляет обязательность покрытия подобного рода ущерба страховщиком.

Страхователь может воспользоваться своим правом на возмещение УТС и посредством урегулирования убытка за счет ремонта поврежденной машины.

Страховые компании часто пытаются увильнуть от произведения выплаты по УТС, однако в результате выдвинутых клиентом претензий или судебного разбирательства производят компенсацию ущерба.

Правовые основы

В июле 2007 года под номером ГКПИ07-658 было опубликовано решение Верховного суда России, согласно которому утрата товарной стоимости автомобиля приводит к снижению его фактической цены. Ее относят к реальному ущербу, который делает хуже эксплуатационные характеристики машины, в результате чего данный показатель должен учитываться совместно с расходами на восстановление авто при определении размера страхового платежа.

Под убытками в Гражданском кодексе РФ подразумеваются расходы, утрата имущества или его повреждение, а также доходы, которые были недополучены, в качестве упущенной выгоды.

Статья 6 закона про ОСАГО приводит перечень случаев, которые исключаются из списка страховых рисков, среди них и УТС. Верховным судом данный факт признан как такой, который уменьшает права потерпевшей стороны на возмещение полученного ущерба.

Страховая компания обязана предоставить по требованию страхователя отчет эксперта или акт осмотра, а это упрощает расчет УТС

Правила ОСАГО устанавливают типовые условия заключения контракта. В них разъясняется, каким способом происходит определение страховых выплат, как осуществляется независимая экспертиза. Форма страховой выплаты, если есть согласие потерпевшей особы, может быть заменена на натуральную, а именно организацию ремонтных работ.

Правила ОСАГО определяют, что основной задачей независимой экспертизы является определение стоимости работ по ремонту и восстановлению без определения стоимости УТС.

Касательно размера страховой выплаты в правилах сказано о возмещении реального ущерба и прочих расходов, которые были понесены потерпевшей стороной (запчасти, оплата услуг СТО, расходы по транспортировке транспортного средства и вспомогательных материалов и т.д.).

Формирование УТС по ОСАГО в 2019

Как подсчитать

Чтобы рассчитать утрату товарной стоимости машины, существует множество методик, но есть несколько, которые чаще всего используются экспертами. К ним принадлежат методика Минюста России, которая считается официальной, а также методика руководящего документа.

Какая бы методика не использовалась, проводить расчет не имеет смысла, если уровень износа машины превышает 40% , а возраст более 5 лет . Это связано с тем, что стоимость УТС прямо пропорционально зависит от стоимости авто на момент, когда произошло ДТП.

Самым сложным порядком расчета считается расчет по методике руководящего документа (МРД). Выполнить его самостоятельно практически невозможно, поскольку это под силу только людям с математическим складом ума. К тому же произведенный самостоятельно расчет будет иметь лишь справочный характер и не будет принят никакими официальными структурами.

Начинается расчет с применения следующей формулы:

Yобщ.= Yкар.+Yэл.+Yокр.+Yкуз

В свою очередь каждая составляющая формулы просчитывается отдельно, например, просчитать Yэл. можно по формуле:

m
Yэл.=K2 ΣK1 Цi
1

Самой простой методикой расчета УТС машины является метод Хальбгевакса. Данный метод широко используется в Европе, однако в России пользуется меньшей популярностью, поскольку под сомнение ставится его состоятельность. Это связано с тем, что при расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ и делается это без определения вида ремонта, который привел к большей УТС.

Формула, которая используется для расчета:

УТС = (K÷100)х(ЦP+CO)

Что нужно учесть

Существует ряд аспектов, которые следует учитывать страхователям при необходимости возмещения УТС:

  • практически все страховые компании стараются избежать выплаты УТС и не идут на такой шаг добровольно, они предпочитают решать этот вопрос в судебном порядке;
  • если машина ранее участвовала в ДТП, то УТС страховой не возмещается. Исключение составляют случаи, когда в предыдущих ДТП пострадали иные детали, которые не задействованы в последнем эпизоде;
  • сумма, которая может быть возвращена, напрямую зависит от количества деталей, которые нужно перекрасить или отремонтировать;
  • расчет УТС будет производится с учетом рыночной стоимости машины;
  • какая методика будет использоваться при расчете УТС, решает эксперт, который нанят для проведения оценки.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что чем дороже авто, тем выше уровень компенсации.

Возмещение средств

Важно понимать, что законодательство и правила ОСАГО не обязуют страховщика погашать УТС, поэтому страховые компании не спешат рассчитывать сумму возмещения ущерба по УТС.

В этом вопросе на защиту автовладельцев встает Верховный суд, который своим постановлением от 10.08.2005 года устанавливает, что УТС – это тот же ущерб, поскольку собственник машины не сможет ее продать по той же стоимости, которая была до аварии. Считается, что права собственника авто нарушены особой, которая инициировала ДТП, а потому ее страховая должна оплатить УТС.

Чтобы претендовать на получение компенсации, нужно обратиться за услугами оценщика, который поможет установить актуальную рыночную стоимость. Когда получено заключение, пострадавший может подать иск о взыскании выплаты с компании виновника аварии.

УТС рассчитывается и выплачивается не всегда.

Отказ страховой является обоснованным:

  • если водитель, который обращается за выплатой, является виновным в произошедшей аварии;
  • выплата по этому страховому случаю уже была произведена;
  • возраст машины не более 5 лет .

На рынке услуг есть компании, которые предлагают клиентам возможность 100% получения со страховой УТС. Важно помнить, что ответственность за решение этого вопроса целиком ложится на того, кто обратился в подобную структуру.

Если человек знает, что его ситуация подпадает под перечисленные выше пункты, он должен понимать, что позитивно решить его вопрос не сможет ни одна компания-посредник.

На практике редко встречаются случаи, когда выплачивается существенная сумма

Необходимые действия

Если страховщик отказывается относить УТС к реальному ущербу и соответственно выплачивать компенсацию автовладельцу при наличии у него законных оснований для этого, он имеет полное право защищать свои права в суде.

Для этого нужно:

  1. Написать заявление на оплату УТС в компанию-страховщика. Подготовлено оно должно быть в 2-х экземплярах, один из них после регистрации ответственным лицом, страховщик оставляет себе.
  2. Ожидать от страховщика письменный мотивированный отказ.
  3. Обратиться к независимому оценщику, которому для осмотра предоставляется авто, если оно еще не подвергалось ремонту. В противном случае эксперту предоставляется полный пакет документов по проведенным ремонтным работам: сметы, счета и т.д., которые помогут рассчитать размер УТС.
  4. Составить претензию и подать заявление в судебную инстанцию, приложив все подтверждающие документы.

Подробная инструкция

Законодательство не определяет, кто должен производить оплату за УТС автомобиля. Этим фактом злоупотребляют страховые компании. Чтобы этого избежать, нужно знать, как происходит возмещение УТС по ОСАГО в 2019 году.

Первый шаг, который должен предприниматься, это произведение запроса на проведение экспертизы. Основанием для его осуществления является Постановление Правительства РФ №238, который определяет порядок проведения экспертизы транспортных средств любого типа. Цель данного шага – выявление технических повреждений и определение стоимости ущерба.

На практике процедура выглядит следующим образом: водитель сообщает страховщику о ДТП. В течение 5 рабочих дней компания назначает время проведения экспертизы.

Если этого не произошло, водитель должен подать заявление с требованием о проведении экспертизы. Чтобы не затягивать процесс, такое заявление может быть подано одновременно с документами о произошедшей аварии.

Собственник автомобиля может лично организовать независимую экспертизу. Это может быть вызвано его несогласием относительно выбора компании, времени или места проведения экспертизы.

Следующий этап, это проведение экспертизы. Важно помнить, что все устные комментарии эксперта должны быть зафиксированы в письменном виде. К сведению страховая примет исключительно те данные, которые будут указаны в акте.

Акт состоит из двух частей: в первой указаны результаты осмотра автомобиля, во второй – произведенный перерасчет с учетом выплаты.

В акте указывается модель авто, его государственные номера, VIN мотора, сведения о собственнике, повреждения, которые получены в результате ДТП. Особого внимания требует заполнение графы «скрытые повреждения», поскольку они могут быть упущены экспертом в результате проведения исключительно внешнего осмотра. Учитывая это, следует попросить сотрудников СТО зафиксировать все повреждения, которые не были вначале очевидны.

После того как акт готов, водитель должен ознакомиться с его содержанием и поставить свою подпись под выводами эксперта. Если человек считает, что экспертиза проведена не на должном уровне, он должен зафиксировать это в акте.

Последний шаг предполагает обращение в страховую с актом осмотра автомобиля с требованием возместить УТС автомобиля. В случае отказа со стороны страховой единственная возможность восстановить справедливость – это обращение в .

Случаи компенсации

Возмещение компенсации по УТС осуществляется в рамках действующего законодательства. Водитель имеет право на такое возмещение, поскольку страховая компания должна компенсировать все виды понесенных убытков, среди которых и недополученная прибыль. А УТС приводит к потерям со стороны клиента в случае продажи машины, попавшей в ДТП.

Компенсационные выплаты по обязательному автострахованию возмещают пострадавшему лицу полученный ущерб во всех случаях, когда оформление такого повреждения прошло надлежащим образом. Но не все знают, что по ОСАГО можно еще и получить выплаты за утрату товарной стоимости автомобиля, но для этого необходимо знать, что такое УТС, при каких условиях можно ее компенсировать, каким способом рассчитать, каким образом оформить, а также возможные случаи отказа и способы защиты своих прав при таковых.

○ Условия для получения выплат УТС по ОСАГО.

Утрата товарной стоимости компенсируется СК при соблюдении следующих условий:

  • Получатель данной компенсации является пострадавшей в аварии стороной, а не виновной.
  • Выплата в совокупности с иным ущербом не превышает размер максимальной страховой выплаты.
  • Автотранспортное средство имеет износ или возраст, не превышающий установленные максимальные пределы.

Последнее условие требует более развернутого разъяснения.

○ Кто не может претендовать на выплаты по УТС?

При определении возможности получения компенсации утраты товарной стоимости следует исходить из ряда критериев:

  • Категория транспортного средства.
  • Ссрок его эксплуатации.
  • Фактический износ в ходе эксплуатации.
  • Цель использования.

При наличии износа, который превышал бы 35% по сравнению с состоянием нового автомобиля, в любом случае УСТ не рассчитывается и не компенсируется. В отношении других критерием существует конкретизация. В частности, не осуществляется рассматриваемая выплата для следующих получивших ущерб машин:

  • Легковушки возрастом более 5 лет.
  • Грузовики и автобусы российских производителей старше 1 года.
  • Зарубежные автобусы 3 и 5 лет при перевозках в качестве общественного транспорта и использовании в туристических целях соответственно.
  • Грузовые иностранцы возрастом более 2 лет, если они используются в коммерческих целях перевозки грузов.
  • Если указанная категория транспорта осуществляет вспомогательную деятельность и имеет срок эксплуатации более срока гарантии.

○ Расчет УТС.

Размер компенсации определяется с помощью определяемой договором или правилами страхования методик. Нельзя сказать, что какая-то из них более выгодна страхователю, а какая-то – страховщику, итоговые показатели индивидуальны в каждом конкретном случае.

✔ Метод Минюста.

Данный способ подсчета УТС закрепляется в правовом акте, но не носит характер обязательного, а используется лишь в оговоренных сторонами случаях.

  • П. 7.2.1 Исследования:
  • «Величина УТС С утс при повреждении АМТС определяется в процентах от его стоимости на момент повреждения:
  • С утс =С × ∑К утс i /100% [руб.], (8.27)
  • где С – стоимость АМТС на момент повреждения, руб.;
  • К утс i – коэффициент УТС по i-му элементу АМТС, ремонтному воздействию, %».

Все переменные высчитываются при помощи оценки и простых математических вычислений, за исключением последнего коэффициента, которые применяется на основе установленных приложением № 5 показателей.

✔ Способ ХАЛЬБГЕВАКСА.

Данная частная методика также имеет большую популярность, широко распространена в деловом обороте и страховом деле, является признанной на международном уровне. Имеет ряд схожих черт с исключительно российской методикой, но базируется несколько на иных показателях.

  • Методика Хальбгевакса:
  • «УТС= (К/100)*(ЦР+СО),
  • где: УТС – утрата товарной стоимости;
  • К – коэффициент определенный по таблице Хальбгевакса;
  • ЦР – рыночная стоимость автомобиля на момент ремонта;
  • СО – общая стоимость ремонта».

Если договором заранее не установлен иной метод подсчета утраты товарной стоимость, то данная методика вполне может применяться на практике.

○ Когда получить выплаты по УТС не получится.

Утрату товарной стоимости не всегда удастся компенсировать за счет полиса ОСАГО. На практике возможны такие случае, при наступлении которых компенсация выплачена не будет, в том числе:

  • Заявитель попал в аварию вследствие своих действий.
  • Автомобиль не соответствует установленным критериям (имеет большой срок эксплуатации или износ).
  • Лицо не обратилось за выплатой.
  • Пострадавшей стороной самостоятельно был выполнен ремонт, вследствие чего не может быть определен размер УТС, или УТС возникла вследствие такого ремонта.
  • В страховке прямо указано, что утрата товарной стоимости полисом страхования не компенсируется.
  • Лицо уже обращалось за выплатой страховой суммы, и ее совокупный размер превышает максимально возможный (400 тыс. руб.).

Во избежание финансовых потерь необходимо внимательно читать договор страхования при подписании и соблюдать все правила, установленные для получения страхового возмещения реальных убытков.

○ Порядок получения выплат УТС по ОСАГО.

Выплата компенсации УТС может быть получена страхователей при соблюдении установленного порядка, который предполагает следующие этапы:

  • Надлежащее оформление дорожного происшествия.
  • Написание заявления о компенсации УТС в страховую компанию.
  • Направления заявления вместе с прилагаемым пакетом обязательных документов.
  • Осуществление экспертизы по установлению и расчету УТС.
  • Непосредственное осуществление выплаты.

В качестве приложений к заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Бумаги, оформленные в результате аварии.
  • Документы, подтверждающие проведение ремонтных работ по восстановлению автотранспорта.
  • Заключение экспертизы (при наличии).
  • Расчет размера УТС, если он осуществлялся по инициативе самого заявителя.

Если заявление оформлено правильно, собраны все необходимые приложения и нет иных препятствий, то выплата должна быть произведена. При этом не стоит забывать о лимите страховой суммы, который равен 400000 рублей. Свыше максимальной сумму утрату товарной стоимости по ОСАГО ни один страховщик выплачивать не будет.

Результатом столкновения автомобилей становятся многочисленные повреждения имущества, здоровью и жизни причиняется ущерб разной степени тяжести. По договору ОСАГО такой вред подлежит возмещению страховой компанией, если у виновника происшествия есть действующий полис. В таких случаях компенсируется и утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Как получить возмещение УТС по ОСАГО? Какие документы для этого необходимы и какое заявление подавать? Что делать, если страховщик откажется выплачивать требуемую сумму? Поможет ли суд?

Когда положена выплата УТС?

Утеря товарной стоимости автомобиля является следствием получения повреждений ТС в результате ДТП, снижения его эксплуатационных характеристик, ухудшения внешнего вида и т.п. То есть право на выплату имеет любой автовладелец, застрахованный по ОСАГО и признанный пострадавшим в ДТП. Утеря представляет собой разницу в рыночной стоимости авто, которое никогда не участвовало в авариях и стоимости машины, побывавшей в ДТП. Сравниваться должны цены на автомобили одинаковых марок, моделей и годов выпуска.

УТС по ОСАГО может быть рассчитана как до проведения ремонтных работ, так и после. Дата расчета роли в окончательном результате не играет. Для пострадавшего в ДТП автомобиля, который в ходе восстановления был окрашен (полностью, частично), УТС может быть рассчитана только, если это авто имело до аварии заводское покрытие и с момента его выпуска не прошло более 3 лет (для отечественного автопрома) или более 5 лет (для иномарок). Элементы таких транспортных средств на момент аварии не должны быть подвержены коррозии.

Как рассчитать УТС?

Расчетом размера УТС автомобиля по ОСАГО занимаются либо эксперты страховой компании при проведении осмотра транспортного средства, либо эксперты независимой экспертной организации, либо специалисты судебной экспертизы. Самостоятельно автовладелец, не имеющий должной квалификации, такой расчет без ошибок осуществить не сможет. Всего в российской практике существует 3 методики, которые эксперты используют для определения размера утраты товарной стоимости.

Методика ЦБ

В 2014 году вступило в силу Положение ЦБ №432-П, утверждающее Единую методику для расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Все страховщики и независимые эксперты с указанного года стали обязаны производить расчеты размеров ущерба только в соответствии с предложенной методикой. Но она не учитывала порядок определения величины УТС по ОСАГО, поэтому в 2015 году был опубликован Проект Указания , которое вносило бы изменения в существующую методику, а именно дополнило бы ее главой 8 «О порядке определения величины УТС».

В п.8.2 указано, что УТС рассчитывается только для ТС, у которых обнаружена необходимость после ДТП устранить перекос кузова, осуществить ремонт его отдельных элементов, окрасить кузов, бампер или их части. В п.8.3 перечислены случаи, при которых расчет не проводится. К ним относится износ более 40%, возраст легковых автомобилей более 5 лет. П.8.4 и 8.5 также содержат ряд исключений, при которых нельзя рассчитывать УТС, в том числе незначительное повреждение детали, наличие перекрашивания кузова до момента ДТП и т.д.

Сами формулы расчета величины приведены в п.8.6 и 8.10. В основу расчета была заложена стоимость транспортного средства в момент получения повреждений и ряд коэффициентов. Представленная в Проекте методика отличается от повсеместно используемой методики Минюста только размером коэффициентов, применяемых для расчета. По состоянию на 2018 год методика ЦБ по расчету УТС в силу не вступила и в Положении №432-П по-прежнему 7 глав. И страховщики и независимые эксперты пользуются методикой Минюста.

Методика Минюста

Порядок расчета размера ущерба и восстановительного ремонта был принят Минюстом в 2013 году. Изначально Методика Минюста предназначался только для судебных экспертов, которые в интересах суда рассчитывали величину вреда, причиненного транспортным средствам в дорожно-транспортных происшествиях. Но по сути этой методикой пользовались и пользуются и страховые компании и независимые экспертизы. Рассчитывается УТС по формуле, приведенной в п.7.2.1:

С - цена автомобиля на момент совершения ДТП;

Кутс i - коэффициент, который используется для конкретного элемента или детали ТС.

Коэффициенты перечислены в Приложении 5 к Методике. Так, при замене пола салона авто используется коэффициент 3, при замене заднего крыла - 0,5 и т.д. Также в документе приведена отдельная формула для определения размера коэффициента при окрашивании отдельных деталей автомобиля (п.7.2.6.1). Величина УТС по ОСАГО в 2018 году полностью зависит от характера, вида и объема полученных транспортным средством повреждений.

Методика Хальбгевакса

По данной методике можно рассчитать только утрату товарной стоимости иномарки. Она предлагает перед началом основного расчета выяснить его целесообразность. Для этого необходимо рыночную стоимость авто на момент ДТП разделить на стоимость абсолютно нового автомобиля и разделить на 100%. Если полученный результат будет меньше 40%, то расчет не будет иметь смысла. Если будет больше, то для расчета использовать формулу и специальную таблицу. Их можно найти .

Как получить УТС по ОСАГО?

Поскольку потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО была включена Постановлением ВС №58 от 2017 года в размер реального ущерба, страховые компании обязаны учитывать эту величину при выплате возмещения в виде денежных средств или при оплате ремонта на СТО. Если УТС не была включена в общую сумму страховки, то страхователь, пострадавший или владелец автомобиля имеет право подать претензию к страховой компании. В случае, если она останется без ответа, нужно будет обратиться в суд с заявлением.

Куда обращаться?

Возмещение УТС осуществляется только лицу, которое признано невиновным участником аварии. Обращаться за выплатой утраченной стоимости владелец авто должен в ту же страховую компанию, в которую подавал заявление на выплату страховой компенсации. Если страховка без учета УТС была получена по прямому возмещению убытков от страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО, то и заявление на получение УТС нужно подавать туда. В случае, если страховка без учета УТС была получена от страховщика виновника ДТП, то и УТС необходимо требовать там же.

Необходимые документы и заявление

Законодательством не предусмотрена форма заявления для требования выплаты УТС от страховой компании. По сути такой документ является досудебной претензией, предъявляемой страховщику. Если страховая компания не включила потерю стоимости авто в сумму возмещения ущерба, то в тексте претензии обязательно нужно сослаться на разъяснения Верховного суда (п.37 Постановления Пленума №58) о причислении УТС к реальному ущербу. По устоявшимся правилам заявление на УТС по ОСАГО должно содержать:

  • Персональные данные;
  • Обстоятельства наступления страхового случая;
  • Суть требований;
  • Обоснование требований;
  • Расчет неустойки и требования ее выплаты;
  • Список приложений.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2018 года может быть выплачена при предоставлении тех же документов, которые утверждены Положением ЦБ №431-П в п.3.10. Всегда заявитель должен предъявлять паспорт, извещение о ДТП, полис ОСАГО. Если авария оформлялась не по европротоколу, то потребуются документы из ГИБДД (постановление, протокол). У заявителя должны быть основания для предъявления требований. В данном случае ими может стать заключение независимой экспертизы или личные расчеты величины по одной из действующих методик.

В каких случаях УТС не выплачивают?

Как методические рекомендации Минюста (п.7.1.4), так и Положения Центробанка предусматривают ряд исключительных случаев, когда утеря товарной стоимости машины не может быть возмещена. УТС не рассчитывается, если на момент ДТП:

  • Возраст легковой машины превышает 5 лет;
  • Возраст грузового ТС, автобусов отечественного производства превышает 1 год;
  • Возраст грузовых иномарок, которые используются в коммерческих целях, превышает 2 года;
  • Возраст автобусов иностранных марок, использующихся для перевозок пассажиров по определенным маршрутам, превышает 3 года;
  • Износ превышает 35%.

По сути такие исключения являются незаконными, так как ВС РФ относит утерю товарной стоимости к реальному ущербу. А такой ущерб страховая компания обязана возместить невиновной стороне в соответствии с нормами закона «Об ОСАГО» несмотря на размер износа автомобиля или его год выпуска. Но и страховщики, и даже некоторые судебные инстанции либо пренебрегают такими положениями законодательства, либо неверно их толкуют.

Отказ в выплате УТС

На законных основаниях страховая компания может отказаться в компенсации утраты товарной стоимости, если заявление подает виновник происшествия или иное лицо, не имеющее право на такое требование; если уже выплаченная страховка равна лимиту, установленному законом (400 тыс. руб.); если транспортное средство было отремонтировано собственными силами и не предоставлялось для осмотра страховой компанией и т.д. Таким образом, возмещение УТС может быть не осуществлено страховщиком по тем же законным причинам, что и вся выплата страховки.

В случае, если страховая компания не отвечает на претензию автовладельца в течение 10 дней или вовсе ее игнорирует, у последнего есть только один вариант взыскать принадлежащие ему по праву денежные средства. Для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением. К иску нужно приложить все документы, которые бы доказывали обоснованность требований пострадавшего водителя, а также письменный отказ страховой компании.

Судебная практика

Историю судебных решений по вопросам утраты товарной стоимости автомобиля можно считать неоднозначной, поскольку одни судьи толкуют нормы материального права верно, другие по каким-либо причинам не могут объективно оценить ситуацию, описанную в исковом заявлении. Но в последнем случае на сторону истца или ответчика может встать апелляционный суд. Так, один из пермских апелляционных судов встал на сторону ответчика, которым выступала компания «Альфастрахование».

Пример решения суда

Согласно Постановлению № 17АП-14654/2018-АК суд первой инстанции наряду с другими требованиями обязал взыскать со страховщика в пользу истца сумму 8 626 рублей в качестве утраты товарной стоимости автомобиля, который попал в аварию 22.10.2014 года. Но арбитражный суд при вынесении решения не учел факт пропуска срока исковой давности. Апелляционный же выяснил, что заявление на возмещение УТС было подано страховщику только 17.10.2017, а исковое заявление 8.05.2018, то есть спустя более 3 лет после происшествия. Это обстоятельство привело к невозможности достоверно определить размер убытков, в том числе и в виде утраты товарной стоимости. Поэтому апелляция была удовлетворена, а решение первого суда отменено.

По данным РСА за 9 мес. 2018 года недобросовестными автоюристами, перекупающими у пострадавших право требования, от страховых компаний было получено более 23 млрд руб. денежных средств взысканных через суд. Малая часть этой суммы относилась к действительно страховым расходам, остальной же объем составляли финансовые санкции и т.п. Но не всем автоюристам удавалось получить удовлетворение по исковому заявлению.

Пример решения суда

Так, Иркутский суд рассматривал дело № А19-14595/2018. Иск к страховой компании «Ангара» был подан ИП, получившим такое право по договору цессии, заключенному после выплаты страховщиком компенсации без учета УТС. Из материалов дела было известно, что дорожно-транспортное происшествие произошло 12.01.2016, а исковое заявление было подано автоюристом 20.04.2018. Договор цессии был заключен 29.03.2017 в день получения акта независимой экспертизы о размере утраты товарной стоимости, который составил 12 903 рубля. Суд выяснил, что истцом не были соблюдены правила досудебного урегулирования спора, то есть страховщик не был уведомлен о проведении экспертизы, ему не была направлена претензия на выплату утраченной стоимости автомобиля и т.д. Суд пришел к выводу, что само по себе проведение независимой экспертизы не порождает возникновения обязательств страховой компании по выплате такой компенсации. В иске на компенсацию по УТС транспортного средства за отсутствием оснований было отказано.

Ст. 65 АПК РФ указывает, что каждое лицо, участвующее в судебном разбирательстве обязано иметь доказательства и обоснования своих требований. Иначе в силу ст.71 того же кодекса суд признает иск необоснованным и откажет в удовлетворении. В деле № А19-14595/2018, рассмотренном в примере выше, несоблюдение положений федерального законодательства и порядка разрешения споров повлекло отказ суда взыскивать утрату стоимости автомобиля. После этого пропали права истца на получение компенсации юридических (представитель) и судебных (госпошлина) расходов, а также исчезли основания для получения неустойки за несвоевременное выполнение страховой компанией своих обязательств.

Заключение

Таким образом, по правилам страхования утрата стоимости автомобиля должна включаться в общий ущерб и выплачиваться на таких же основаниях, как и обычная страховка по ОСАГО, в том числе в виде оплаты ремонтных работ. Если страховщик выплатил компенсацию без учета утраченной стоимости, то пострадавший водитель должен обратиться к нему с досудебной претензией. Если она не будет удовлетворена, только судебная инстанция сможет разрешить возникший спор.

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2017 г.

Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.

таблица скроллится вправо

Ситуация Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

  • Первое. Стоимость восстановительного ремонта / размер материального ущерба.

Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба :

СТОИМОСТЬ РЕМОНТА — относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.

В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):

. расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
. расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).

УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ — часть стоимости ремонта, включающая:
. расходы на материалы, необходимые для ремонта;
. стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
. расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов),

Т.е. разница состоит в том , что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.
Иными словами ремонт — это те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб — это часть ремонта, за вычетом износа запчастей.

Как правило, стоимость ремонта необходимо расчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.

Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП… Представьте такую ситуацию — Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла. Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?
В общем, если совсем грубо — то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.

Но с другой стороны — я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал — никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»

В общем то Вы будете правы, но таковы каноны нашего законодательства.

Но не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля . Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.

Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП — востребуется ущерб.

Внимание! При заказе у нас услуг по оценке — мы, в отчете указываем и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.

  • Второе. Сумма утраты товарной стоимости (УТС).

Что же это такое?

УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ (УТС)
— представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствии дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Другими словами — Утрата товарной стоимости обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений транспортного средства сопровождается изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) не представляется возможным. В результате выполнения ремонтных работ владельцу транспортного средству будут нанесены, так называемые, производные убытки в виде реального материального ущерба.

Ну, и совсем грубо — применение различных ремонтных воздействий к вашему автомобилю в процессе ремонта, приводит к тому, что при продаже своего ТС, Вы можете потерять некоторую часть суммы, в результате того что потенциальный покупатель усмотрел все-таки следы ремонта. Ведь как ни крути, но как бы хорошо не был выполнен ремонт, существуют методы определения наличия на автомобиле восстановленных и замененных деталей. Простой обыватель может этого и не заметить, но присутствие эксперта независимой экспертной организации при покупке Вашего автомобиля значительно уменьшает Ваши шансы выгодно продать автомобиль.

На расчет УТС не влияет в каком состоянии находится транспортное средство — в отремонтированном или в аварийном. Разница лишь в том, что при заказе расчета УТС автомобиля в отремонтированном состоянии Вам необходимо предоставить в экспертную компанию документы, подтверждающие фактические затраты на ремонт Вашего транспортного средства, либо предварительный заказ-наряд (что не очень хорошо), либо отчет независимой экспертной организации.

При заказе расчета стоимости УТС в аварийном состоянии, Вам придется заказать еще и расчет стоимости ремонта транспортного средства, т.к. эти данные являются основанием для расчета УТС.

Почему не желательно рассчитывать УТС по предварительному заказ-наряду автосервиса?
Это снижает Ваши шансы на получение УТС, т.к. предварительный заказ-наряд выдает организация, заинтересованная в стоимости ремонта Вашего автомобиля. Кроме того он не является подтверждением, произведенных Вами фактических расходов.

Часто задают вопрос: "Нужно ли заказывать расчет стоимости утраты товарной стоимости? Выплатят ли мне УТС?"
Ответ: При предъявлении претензии виновнику ДТП или при получении страхового возмещения в страховой компании — скорее всего, в выплате УТС Вам откажут. Но если Вы настроены решительно, при грамотном подходе в суде, существуют сто процентные шансы взыскать УТС с виновника или со страховой компании. Наши юристы имеют достаточный опыт взыскания утраты товарной стоимости по ОСАГО. Для полной уверенности можете ознакомиться с решением верховного суда РФ о взыскании УТС со СК.

УТС рассчитывается в случае , если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
— устранение перекоса кузова АМТС;
— замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
— ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
— полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова АМТС и бамперов;
— полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается если :
— поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);
— АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.

  • Третье. Определение стоимости транспортного средства в до аварийном и в аварийном состоянии.

Необходимо, обычно, если восстановление Вашего транспортного средства экономически не целесообразно.

Что это значит? Рассмотрим два случая…

1) Вы связаны договорными отношениями со страховой компанией. Имеется ввиду КАСКО.

Согласно правилам страхования восстановление автомобиля считается экономически нецелесообразным, если стоимость ремонта данного ТС превышает определенный процент от страховой стоимости автомобиля.

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО (УТС) в 2018 году

В разных страховых компаниях этот процент составляет от 70 до 80 %.
Если это произошло, чаще всего, у Вас два варианта получения страхового возмещения:

— Первый вариант . Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре). При этом заключается, так называемый абандон.

АБАНДОН (ABANDONMENT) — "(фр. abandon — отказ). В страховании имущества: добровольный отказ страхователя от прав собственности на утраченное или поврежденное имущество в пользу страховщика.

Т.е. Ваш автомобиль переходит в собственность страховой компании.

— Второй вариант выплаты . Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре), минус стоимость годных остатков (стоимости ТС в аварийном состоянии).
В данном случае Вам может понадобиться определить стоимость ТС в аварийном состоянии.

2) ОСАГО.

Здесь ситуация складывается немного иначе. При определении целесообразности восстановления рассматривается, во-первых — не стоимость ремонта, а размер ущерба. А во-вторых — не страховая стоимость автомобиля за вычетом износа, а его средняя рыночная стоимость.

Т.е. если ущерб транспортного средства превышает среднюю рыночную стоимость автомобиля — в большинстве случаев, выплачивают сумму, равную средней рыночной стоимости ТС в до аварийном состоянии, минус стоимость ТС в аварийном состоянии.

В этом случае, вам понадобятся услуги по определению стоимости ТС в до аварийном и аварийном состоянии.

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Калькулятор расчета утраты товарной стоимости (УТС) онлайн

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

УТС может быть рассчитана для автомобилей:

Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС;

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: "…Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта…"

"…Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства.

Утрата товарной стоимости атомобиля по ОСАГО. Кто заплатит?

Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации…"

"Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости " (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 "О страховых выплатах при ДТП").

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :

  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова1, которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.

УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)

Стоимость расчета утраты товарной стоимости (УТС) составляет 2 500 руб. (С учётом определения рыночной стоимости автомобиля)

Новое! (Для юридических лиц)

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №3076/12 от 04.09.12

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) опубликовал мотивировочную часть решения о возмещении утраты товарной стоимости (УТС) в рамках ОСАГО. По мнению ВАС, из закона об ОСАГО следует, что размер страховой выплаты должен определяться в соответствии с правилами гл. 59 Гражданского кодекса. Согласно этой норме Гражданского кодекса, убытки при повреждении имущества должны быть возмещены в размере расходов, необходимых для приведения его в то состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая, указывает ВАС. Положения же закона об ОСАГО, согласно которым возмещению подлежат только расходы на восстановительный ремонт, уточняют состав расходов, определенный главой 59 Гражданского кодекса, но не ограничивают его. Утрата товарной стоимости является реальным убытком, считает ВАС, а потому должна быть отнесена к затратам на восстановление автомобиля, следует из судебного решения.

По материалам: asn-news.ru

06.06.2016 01:00

Утрата товарной стоимости, или сокращенно УТС, возникает в случае ремонта крупных и средних аварийных повреждений полученных в результате ДТП, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий и т.д. Физический смысл этого термина в том, что после проведенного кузовного ремонта, транспортное средство уже не стоит столько же, сколько аналогичные автомобили.

Ввиду того, что восстановить кузовные элементы и лакокрасочное покрытие до их первоначального состояния практически не возможно.

До недавнего времени утрата товарной стоимости автомобиляотносили к «упущенной выгоде» и в рамках оценки ущерба, как по КАСКО, так и по ОСАГО, не учитывалась.

УТС автомобиля после ДТП

Однако сейчас сложилась судебная практика, в соответствии с которой УТС признана «реальным ущербом» и подлежит возмещению в имущественных видах страхования (КАСКО), а так-же страховании гражданской ответственности (ОСАГО и Зеленая карта) .

На данный момент почти все страховые компании при урегулировании убытков по автомобильному транспорту не учитывают и не оплачивают данный вид ущерба, ссылаясь на правила страхования. Это не законно, и в досудебном либо судебном порядке можно получить возмещение по данному виду ущерба.

Существует несколько методик оценки УТС, они дают примерно похожие результаты и имеют сходные ограничения на условия расчета показателей утраты стоимости. Как правило, размер уменьшения товарной стоимости лежит в пределах до 6% от рыночной стоимости автомобиля на момент ДТП и может быть рассчитан для ТС возрастом не более 4-5 лет.

Примечание. На текущий момент (06.06.2016 г.) по ОСАГО судами и страховыми компаниями принимаются расчеты утраты товарной стоимости, выполненные в соответствии с методикой Минюста 2015 года. Расчет УТС в рамках Единой методике ЦБ пока не утвержден.

Возможно Вас так-же заинтересует:
Самостоятельный расчет износа ТС
Из чего состоит расчет стоимости ремонта

Назад, в статьи

о проведение Всероссийского учебно-тренировочного

сбора по каратэ-до Шотокан Казэ Ха под руководством

Альберта Боутбоула 8 дан (Франция, Париж).

  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. Учебно-тренировочный сбор (далее - УТС) проводится в соответствии:

а) с календарным планом на 2009, на основании решения Президиума Российского союза каратэ-до Шотокан Казэ Ха,

б) с общей программой развития направления каратэ-до Шотокан Казэ Ха на территории Пензенской области на 2009–2012 году.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УТС
  1. УТС проводится в целях повышения спортивного мастерства и квалификации спортсменов.
  2. Задачи, решаемые проведением УТС:
  1. формирование стратегического и тактического мастерства инструкторов и спортсменов;
  2. подготовка представителей Союза, членов сборной команды России к участию в Первенстве Росиии (Тула, декабрь 2009) и Чемпионате Мира по каратэ-до Шотокан Казэ (Мексика, октябрь 2010 г.)
  1. ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ УТС
  1. Права на проведение УТС принадлежат Российскому Союзу каратэ-до Шотокан Казэ Ха, Комитету по физической культуре и спорта Пензенской области, Центру боевых искусств «ФОРТ».
  1. КАЛЕНДАРЬ УТС
  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ
  1. В целях обеспечения безопасности зрителей и участников УТС проводится в соответствии с:
  1. Положением о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий от 17.10.1983 N 786;
  2. Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом от 01.04.1993 N 44.
  1. Ответственность за проведение мероприятия возлагается Оргкомитет УТС и Администрацию спортивного сооружения.
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ УТС

6.1. Учебно-тренировочный сбор по специальной подготовке.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УТС
  1. Общее руководство подготовкой к проведению УТС осуществляет ЦБИ «ФОРТ».

    Непосредственное проведение УТС возлагается на тренерский штаб, формируемый Оргкомитетом УТС.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ УТС
  1. К участию в УТС допускаются все желающие спортсмены, прошедшие начальную подготовку.
  2. Все участники должны иметь всё необходимое в соответствии с требованиями настоящего Положения , в том числе:
  1. документ, удостоверяющий личность (будо-паспорт);
  2. сменную обувь, каратэ-ги.
  1. ПРОГРАММА УТС
  1. Расписание УТС:
  2. Содержание УТС
  1. Базовая техника, экзаменационная программа направления Казэ Ха каратэ-до,
  2. Специфика и методика школы, стратегия и тактика поединка,
  3. Изучение Ката группы ТЕККИ: ТЕККИ-1, ТЕККИ-2, ТЕККИ-3

(ката-кихон, ката-бункай, ката-кумитэ !!!).

  1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН
  1. Квалификационный экзамен проводится в соответствии с Положением о порядке аттестационной деятельности по присвоению ученических («кю») и мастерских («дан») квалификационных степеней по каратэ-до Шотокан Казэ Ха.

(см: http://shotokankaseha.narod.ru )

  1. К квалификационному экзамену на кю и 1 дан допускаются только участники УТС, оплатившие заявочный и регистрационный взносы (п. 12.3.).
  2. К квалификационному экзамену на 2–5 дан допускаются только участники УТС, являющиеся членами Российского союза каратэ-до Шотокан Казэ Ха , оплатившие ежегодный членский, заявочный и регистрационный взносы.
  3. Все участники квалификационного экзамена должны иметь будо-паспорт, оригинал и копию аттестационного свидетельства.
  4. Все участники квалификационного экзамена должны знать необходимую технику в соответствии с Аттестационным перечнем (http://www.shotokankaseha.narod.ru).
  5. Участники, нарушившие перечисленные выше требования, к экзамену не допускаются.
  1. ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ
  1. Допуск участников к УТС и квалификационному экзамену осуществляет регистрационная комиссия.
  2. Регистрационная комиссия будет работать с 06.11.2009 (пятница) с 09:00 до 09:30 по месту проведения УТС.
  3. Предварительные заявки на участие направляются в Оргкомитет до 30 октября 2009 г. посредством электронной почты на адрес: zbifort @mail.ru