Названия помещений дома римского патриция. Жилые здания в древнем риме


Богатые римляне имели отдельные городские дома, называвшиеся домус. Они были одноэтажными или двухэтажными. Через вестибюль посетитель попадал в самое большое центральное помещение дома. Оно называлось атрий. В атрии патрон принимал клиентов, вел переговоры, заключал сделки. В центре крыши было большое отверстие, а под ним - красивый бассейн для сбора дождевой воды. Стены атрия украшали восковые маски знаменитых предков хозяина дома. Жилые помещения - кухня, столовая, кабинет, спальни - размещались с трех сторон атрия и на втором этаже. Излюбленным местом отдыха всей семьи бьт перистиль, небольшой сад с кустарником, цветами, фонтанами, окруженный красивой колоннадой. Он располагался в конце дома, подальше от шумного атрия.

Римская улица. Реконструкция
Атрий

Перистиль

Подавляющее большинство римлян жило в многоэтажных домах, называвшихся инсулами. Римляне научились строить шести- и даже девятиэтажные дома. На первом этаже размещались мастерские ремесленников, лавки купцов, кабачки и таверны. На втором этаже зажиточные римляне снимали многокомнатные квартиры. Чем выше этаж, тем беднее были люди, жившие там. Все приходилось поднимать на себе - воду, вещи, продукты. Не было ни канализации, ни отопления. Инсулы часто строились из некачественного материала и к тому же поспешно. Поэтому они часто рушились. Гибли десятки и сотни людей. Но еще более страшным бедствием были пожары, во время которых выгорали целые районы Рима.

Одежда римлян во многом была похожа на одежду древних греков. Она изготавливалась из шерсти и льна. Римляне не кроили одежду. Скроенная одежда была признаком варварства. Основными видами мужской одежды были туника и тога.
Туника делалась из двух прямоугольных кусков материи, сшитых по бокам. Ее надевали на голое тело. Она была домашней одеждой, появиться в обществе в одной тунике было неприлично.
Тога - официальная одежда римских граждан. Ее имели право носить только граждане Рима. Тога - это большой кусок шерстяной материи. Правильно надеть тогу было большим искусством, поэтому мужчины часто прибегали к помощи рабов и домочадцев. Тоги с широкой пурпурной каймой носили сенаторы.
В повседневной жизни римляне, особенно ремесленники и крестьяне, носили плащи разных видов.
Женщины поверх туники надевали столу, длинное платье без рукавов. Стола была домашней одеждой. На улице и в обществе поверх столы римлянки надевали паллу - кусок материи, в который заворачивались разным способом, иногда накидывая край ткани на голову.


Одежда римлян

Цветом официальной одежды был белый, но плащи и паллы часто окрашивали в самые разные цвета.

Еще по теме Римский дом:

  1. Тема семинарского занятия № 19: Римское общество и государство в IV - V веках, проблема падения Западной Римской империи и гибели античной цивилизации.
  2. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.

Разница между ними в общих чертах такова: «домус - особняк, в котором живёт одна семья, инсула - многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула - многоэтажное; домус как резиденция одной семьи представляет собой автономное архитектурное целое, имеющее самостоятельные выходы на улицу, в инсуле резиденция каждой семьи несамостоятельна, включена в сложный архитектурный комплекс и не имеет отдельных выходов на улицу; домус типичен для старого республиканского Рима, инсула распространяется преимущественно в эпоху ранней империи» .

Домус

Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы, cобиравшей под одной крышей множество полезных помещений. . Ранние итальянские особняки представляли собой прямоугольные в плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с небольшим садиком, называемым hortus , в задней части.

Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался классический древнеримский особняк. Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам) и римских (восстанавливаются по т. н. Капитолийскому плану) демонстрируют сходные типовые черты .

Это было прямоугольное сооружение, которые тянулось вдоль двора, а на улицу выходило глухими торцевыми стенами: «он представлял собой каменную стену, побеленную известью, прорезанную лишь узкой дверью да, в верхней части, несколькими редко расставленными маленькими окошечками; над стеной виднелась крыша из красных черепиц» . Он делился на две части: с одной группой помещений - официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй, семейной - вокруг перистиля (более крупного сада, развившегося из hortus). Два этих крупных помещения были прекрасно приспособлены для средиземноморского климата. Они находились под открытым небом, позволяя свежему воздуху циркулировать в коридорах и комнатах. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Лучшие образцы домуса сохранились в Помпеях («Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом Веттиев»).

Помещения

Схема стандартного домуса

Домус в разрезе

План помпейского дома Casa dei vetti использует те же элементы, варьируя их

Сохранившийся перистиль Casa dei vetti

  1. Вестибул (лат. vestibulum ) - вход, прихожая, преддверие, площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю
    1. остий (лат. ostium ) - передняя.
  2. Таберна (лат. taberna , от слова «табула» - доска) - такие комнаты могли примыкать к атриуму, но при этом иметь свой собственный вход снаружи и не иметь прохода внутрь. Обычно их занимали под мастерские, склады или лавки, которые хозяин либо использовал сам, либо - чаще - сдавал внаем. Они использовались как торговые лавки, могли иметь кирпичный прилавок перед входом, и внутри делиться перегородкой ещё на какое-то небольшое внутреннее помещение, а перекрытиями - на два этажа небольшой высоты наподобие антресолей. Верхний этаж звался pergula . Эти помещения были бедными, возможно, в них могли жить бедные и верные клиенты. Также эти помещения могли использоваться как простые склады. Кроме того, в помещениях по бокам от входа могли размещаться конюшни.
  3. Атриум (лат. atrium , от ater - «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти) - крытый двор со световым колодцем (комплювий) над бассейном (имплювий) . За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу, позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был местом сна матери семейства. Напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати, смотревшая на атрий с глубокой нишей - lectus adversus («ложе против дверей»). Римляне сохраняли эту нишу как знак святости брака. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики. Здесь хранились ценности рода: тяжёлый сундук с семейными ценностями (денежный ящик), стол типа жертвенника (картибул ; Варрон вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), и шкаф (ниши) для хранения восковых масок (imagines) и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей - ларов и пенатов (позже отдельное святилище - ларарий ). Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Был наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства. Существовали различные типы атриума:
    1. atrium tuscanium («этрусский») - без колонн. Отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи
    2. atrium tetrastylum («четырехколонный») - четыре колонны, по одной на каждом угле имплювия
    3. atrium corinthium («коринфский») - сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16
    4. atrium displuviatum (дословно «имеющий сток для дождевой воды») - размер комплювия очень сокращён, благодаря чему он представляет собой узкую щель, а наклон кровли устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу
    5. atrium testudinatum («сводчатый»)
  4. Имплювий (лат. impluvium - дословно: «водосток») - водоем в атриуме, куда собиралась дождевая вода через световой колодец (комплювий ). Под имплювием устраивалась цистерна для хранения запасов воды, оттуда доставали воду через отверстие, окруженное оградой из камней наподобие обычного колодца. Летом, по-видимому, над комплювием растягивалась горизонтально над отверстием крыши. Она защищала атриум от палящего солнца, и называлась velum .
  5. Таблинум (лат. tablinum, tabulinum , дословно:"архив, деревянная галерея, терраса") - кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы, семейные записи (tabulae ) и портреты предков (imagines ). Был большой комнатой - приемной, расположенной между атриумом и перестилем. Как правило, не имел дверей к атриуму, только занавеску или парапет, а от перестиля мог отгораживаться деревянными экранами или дверьми. «Главную роль мебели этой комнаты составлял большой сундук, металлический или деревянный, обитый металлическими пластинками и большими гвоздями; он стоял всегда по правую сторону у стены или пилястра и был крепко заперт и запечатан» .
  6. Триклиний (лат. triclinium ) - пиршественный зал, столовая, была выделена в отдельную комнату под влиянием греческой традиции. Римляне ели, возлежа на ложах (лектус триклиниарис ). В доме могло быть несколько триклиниев. В триклиниях как правило располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний .
  7. Крылья, ала (ala, мн.ч. alae) - открытые помещения по бокам от таблинума, иногда там ставят изображения предков, Лары, делают полки, ставят шкафы, помещения служат для демонстраций богатства дома. Дверей нет. Точное назначение не ясно, скорее всего, включались в планировку для соблюдения традиции, а не с конкретной целью.
  8. Кубикулы (лат. сubiculum ) - спальня, несколько таких помещений окружали атриум и перистиль. Для римлян были менее важными, чем прочие комнаты дома, их потолки были сводчатыми и более низкими. На мозаичном полу могло быть обозначено рисунком, куда ставить кровать. Иногда перед спальней мог быть устроен маленький предбанник, называвшийся procoeton , где спал личный слуга.
  9. Кукина или коквина (лат. сucina ) - кухня. К кухне примыкали различные службы: прачечная, пекарня, помещения для винного и масленного прессов, лестницы, ведущие в комнаты рабов, кладовые и амбары. Могла выноситься за пределы основного прямоугольника плана здания.
  10. Posticum - вход для слуг.
  11. Перистиль (peristylium, также каведий ) - открытый внутренний двор для личной жизни семьи. Окружен колоннами, поддерживающими крышу. В перистиле обычно находилось помещение для домашних богов - ларарий (lararium) или сакрарий (sacrarium), впрочем, их местоположение могло варьироваться.
  12. Писцина (лат. piscina ) - водоем в перистиле, фонтан - водоем с водометом (иногда несколько разнообразных сложных фонтанов ). Также в перистиле устраивался садик - виридарий , ставились статуи, стены расписывались фресками. Помещения или части помещений с фонтанами римлянами также назывались нимфей . «Потайные» сады с портиками назывались ксист . Канал назывался эврип .
  13. Экседра (лат. exhedra ) - гостиная, помещение по главной оси дома, продолжавшее перистиль той же пропорции, что и таблинум. Зала для приема гостей. Служила столовой в летний сезон.
  14. Фауцы (fauces, andron) - коридоры, которые соединяли атриум и перестиль.
  15. Экус (лат. oecus ) - Гостиная. В случае, если она украшалась колоннами, то его называли oecus corinthium.
  16. Балинея - баня. Составные части роскошных терм: аподитерий, тепидарий, кальдарий, фригидарий , бассейн для плавания, палестра, (см. Термы).
  17. Пинакотека - картинная галерея, и библиотека - могли располагаться в помещениях вокруг перистиля.

Второй этаж

Особняк «расстилался» на земле обычно только на уровне первого этажа, хотя несколько дополнительных помещений могли подниматься и на второй. Такой дом не имел наружных окон в основном этаже. Жилой аттик домуса обычно имел выход как на первый этаж, так и на балкон, расположенный по фасаду и в ряде случаев продолжавшийся на фасад соседнего дома. Комнаты верхнего этажа назывались coenacula. В этих комнатах спали рабы, иногда их отдавали жильцам.

«Второй этаж строился обычно над перистилем, а при возможности - и над атрием; он был с плоской крышей, на которой часто размещали небольшой солариум (садик, терраса); там же были пергулы или мэниании (пристройки, выдающиеся как крытые балконы). В комнатах второго этажа устраивались спальни для членов семьи и прислуги, а также столовые, отсюда другое их название - ценакулум» . Балконы назывались по-латински «менианы» по имени Мения, консула 318 года до н. э. .

«Верхний этаж устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атрием и заключал в себе разные жилые помещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом. Имел обычно плоскую крышу, которая нередко была украшена цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле».

Материалы и детали

«Техническое устройство богатого дома было следующим: крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев; могла быть плоской, двускатной, четырехскатной); окна - небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды; стены - покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками, пол - утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами, украшенный мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла и других материалов; к ним прикреплялся маллей (дверная колотушка) и различные засовы (вертикальные, по одному за каждую половинку дверей, горизонтальные), а иногда и репагулы (бронзовые или железные замки; в Помпеях сохранились сами замки и ключи к ним очень сложной формы) (…) Отапливался дом первоначально только посредством очага, затем в средней и северной Италии начинают использовать небольшие переносные фокусы (печки с горячими углями, не дававшими дыма; использовались также для подогревания пищи, которую ставили на угли через боковую дверцу). В некоторых домах сооружают специальный дымоход, выводящий дым от очага. В императорскую эпоху получило распространение отопление частных домов посредством гипокауст, устроенных в подвальном этаже, из которых горячий воздух, проходя по керамическим трубам, нагревал пол и стены. В римских домах первоначально был простой деревянный потолок. С развитием роскоши его стали делать с кассетонами (квадратными углублениями, образованными крестообразно положенными балками), украшенными резьбой по дереву и инкрустацией золотом и слоновой костью. Потолок в триклинии мог быть раздвижным, через отверстие которого спускался обруч с подарками для пирующих. (…) Стены римских домов, построенные из кирпича, в зависимости от достатка, штукатурили известковым раствором и белили, отделывали мраморными плитами или украшали росписями. (…)В домах на первом этаже пол мог быть покрыт: утрамбованной глиной, глиной с битым кирпичом, кирпичом, мраморной плиткой, мозаикой.» .

Количество и площадь

Лоуренс Альма-Тадема. «Римский коллекционер»

«Особняков сравнительно с общим количеством домов было немного; по статистическим данным, от эпохи Константина Великого их имелось во всех четырнадцати районах столицы только 1790, тогда как инсул было 46 602» .

«Остатки старинного плана дают нам, однако, возможность судить о размерах этих особняков: одни из них занимают площадь около 400 м2, другие - 700 или около 900 м2, но есть и такие, которые раскинулись на 1500 м2, а то и больше» . Объясняя Спарсу, почему он так часто уезжает в свою маленькую виллу под Римом («в Риме бедняку невозможно ни думать, ни спать»), Марциал пишет: «Ты, Спарс, этого не знаешь и не можешь знать, наслаждаясь жизнью во дворце, плоская крыша которого выше окружающих холмов. У тебя в Риме деревня, живет в Риме твой виноградарь, и на Фалернской горе урожай винограда не бывает больше. Ты можешь прокатиться на лошадях по своей усадьбе. Ты спишь в глубине своего жилья; ничья болтовня не нарушает твоего покоя; ты пробуждаешься от дневного света тогда, когда пожелаешь его впустить» (XII. 57). Сенека поминает дома, которые «занимают пространство, превосходящее площадь больших городов» (de ben. VII. 10. 5).

См. также

  • Древнеримская вилла

Литература

  • Ростовцев М. И. Римский дом // Цыбульский С. О. Таблицы для наглядного преподавания и изучения греческих и римских древностей. СПб., 1902. Объяснительный текст к таблице ХI.
  • Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Глава V. Жилище. 1. Римский дом. 1. Древнейшее жилище
  • Clarke J.R. The houses of Roman Italy 100 B.C. - A.D.250: Ritual, space and decoration. Berkeley etc., 1991.
  • MacKay A.G. Houses, villas and Palaces in the Roman world. Ithaca (N.Y.), 1975.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Сергеенко М.Е.

Лет 50 назад считалось, что помпейский дом дает верное представление о доме больших италийских городов, о римском в первую очередь. От этой мысли заставили отказаться раскопки в Остии. Теперь известно, что было два типа италийского дома: дом-особняк, domus, и хижина, taberna – жилье бедняка. И родословная этих домов, и характер их очень различны. Италийский городской особняк, где живет человек знатный и состоятельный, развился из деревенской усадьбы простого первоначального типа, который в основном сохранился даже в позднейших villae rusticae, раскопанных под Помпеями.

Эта деревенская усадьба представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон постройками, которые тесно примыкают одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену, прерванную только там, где был вход и въезд. Это место, естественно, должно находиться под особым и постоянным надзором: на него прямо и смотрит жилье, где всегда есть кто-либо из хозяев, чаще всего, конечно, занятая хлопотами по дому хозяйка.

В каждом хозяйстве есть вещи, которые хорошо иметь под руками, которые не стоят того, чтобы их держать под замком, но за которыми все же надо приглядывать хозяйским глазом. В старом дворе украинского крестьянина местом для таких вещей был трехстенный, с четвертой стороны совершенно открытый, сарай – поветь. У италийского хозяина таких поветей было две и устраивал он их рядом с собственной горницей, чтобы не повадно было брать что не следует и кому не следует. Над всеми строениями – над жильем, над хлевами и сараями – шел, по обычаю южных [с.58] стран, навес, опиравшийся на столбы: этот примитивный портик защищал и людей, и животных, и самые стены от непосредственного воздействия дождя и солнца.

Сельский житель, переселившись в город, принес туда и привычную планировку жилья, но город предъявил ему и свои требования. Он прежде всего был скуп на место; лепясь обычно на какой-нибудь возвышенности, сжатый тесным поясом стен, город берег каждый клочок земли. Новому горожанину приходилось считаться с этой скупостью: если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник – италийцу трудно было жить без цветов и зелени, – он должен был экономить на жилой площади, и тут весьма кстати оказалось то обстоятельство, что большой двор в городе вовсе не нужен; превратить его в жилое помещение было и разумно, и практично. Над двором навели крышу, в которой оставили большой проем: вновь созданная комната (атрий) должна была оставаться для остального жилья тем же, чем был для сельской усадьбы двор – световым колодцем. Старая хозяйская горница оказалась как бы своего рода глубокой нишей, смотревшей на атрий: тут остались хозяйское ложе – lectus adversus ("ложе против дверей"), названное так по месту, где оно стояло, и ткацкий станок, который вскоре, однако, по недостатку света в этой комнате, передвинули подальше в самый атрий. Рядом с обеих сторон остались открытые помещения – прежние повети, получившие, а может быть, сохранившие старое название "крыльев" (alae), а за ними, по остальным трем сторонам атрия, расположились, как было и раньше, комнаты разного назначения 1 .

Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубочайшее влияние на всю жизнь римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным хозяином, умно и заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу семьи и друзей в часы досуга. Достаточно взглянуть на старый италийский дом, чтобы увидеть, как мало он приспособлен для этой личной и домашней жизни: он весь, если можно так выразиться, на людях. Если его хозяин занимает видное место, если он магистрат или просто деловой человек, то он будет целый день на виду и в людской сутолоке. Ни ему, ни его домашним [с.59] негде скрыться в своем доме, некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании владельца этого дома прочно укореняется убеждение в том, что он имеет право на жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища.

Слово "переделка", правда, в данном случае не совсем подходит; старый дом остается в полной неприкосновенности, к нему только прибавляется новая половина, заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой половины выходят в портики, которые с двух или с трех сторон окружают садик, обязательно с фонтаном и со множеством цветов. Здесь средоточие домашней, семейной жизни; здесь обычно проводят время женщины; сюда допускаются только самые близкие друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, предается здесь тому деятельному досугу (otium), которым так дорожили римляне и который они так умели ценить.

Остановимся немного на истории отдельных комнат.

В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, цистерна с дождевой водой; поить скот, мыться, готовить пищу – для всех первостепенных надобностей, житейских и хозяйских, ее нужно иметь тут же под рукой. В теплое время года (оно продолжается в Италии долго) пищу готовили во дворе, где поблизости от воды складывали очаг или ставили переносную жаровню. Около очага сколачивали стол, на котором лежали продукты, стояла посуда и за которым, по всей вероятности, и обедали.

Атрий, прямой наследник двора, в течение долгого времени сохранял все это оборудование. Под проемом в крыше (он назывался комплювием) устроен был неглубокий водоем (имплювий), куда с четырех обращенных внутрь скатов проема сбегала дождевая вода. Ею очень дорожили: вспомним, что водопроводов еще не было, копать колодцы было делом трудным, ходить к реке или источнику не всегда было легко и удобно. Дождевая вода сама давалась в руки, следовало только собрать и сберечь эту драгоценную влагу 2 . Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом; ее черпали оттуда через отверстие, которое обделывали в виде невысокого круглого колодца. Имелся еще сток: через него спускали на улицу грязную и застоявшуюся воду. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчетом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым [с.60] вытягивало наружу. И стол, который мы уже видели во дворе, остался и в атрии.

Атрий – тоже по наследству старого двора – неизменно удерживал прежний большой размер. В "италийской" половине дома это самая большая комната, которая в течение долгого времени оставалась местом, куда сходилась вся семья обедать, заниматься домашней работой, посидеть на досуге; здесь приносили жертву Ларам, здесь держали ящик с деньгами. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики 3 . Если дом был вообще царством хозяйки, то атрий стал тем местом, откуда она им правила, за всем следя, ничего не упуская из виду, собирая вокруг всю семью. Здесь она работала вместе со своими дочерьми и служанками, занимаясь пряжей, тканьем и прочим женским рукоделием, Здесь застали за веретеном Лукрецию ее муж и его друзья, неожиданно прискакавшие в Рим из-под осажденной Ардеи, чтоб проверить, чем в их отсутствие занимаются их жены. Образ хозяйки, которая у очага вместе со своими помощницами "занята шерстью", навсегда остался в сердце италийца как символ домашнего мира, довольства и уюта.

Время шло, менялись нравы, изменился весь облик дома и назначение его отдельных частей. Ни одной комнаты эти изменения не коснулись так сильно, как атрия. Когда к дому пристроили перистиль, а по сторонам его возник ряд комнат, жизнь семьи сосредоточилась в этой половине. Для приготовления пищи отвели особое место – кухню, туда перенесли очаг, и часто там же устраивали нишу для Ларов. Ткацкий станок совсем убрали: "занятие шерстью" перестало быть обязательным для хозяйки. Атрий уже в I в. до н.э. превратился в самую парадную и официальную комнату. Размеры атрия иногда увеличивают настолько, что для поддержки крыши ставят колонны, или четыре, по одной в каждом углу комплювия (atrium tetrastylum – "четырехколонный атрий"), или даже больше: в доме Эпидия Руфа в Помпеях стояло 16 колонн. Такие многоколонные атрии назывались почему-то "коринфскими". Атрии, в которых размеры комплювия очень сокращали, превращая его иногда в узкую щель и делая крышу так, чтобы дождевая вода стекала с нее наружу, назывались atria displuviata.

В атрии принимают тех посетителей, которых не хотят ввести [с.61] в круг своей семьи; тут ведут деловые разговоры и беседуют по обязанности. Здесь собираются клиенты, которым положено каждое утро являться к патрону, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Эпитеты "гордый", "надменный" становятся теперь обычными для атрия. От обстановки старого атрия остался только денежный ящик, и еще долгое время здесь стоял стол, именовавшийся картибулом, – Варрон в детстве помнил его во многих римских домах.

Глубокая ниша в атрии, заменившая хозяйскую спальню, считаясь частью атрия, долгое время не имела особого названия. С течением времени хозяева перебрались из этой ниши в отдельные спальни; ниша получила название таблина (tablinum) и превратилась в кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы 4 . Память о том, что когда-то это была комната, откуда хозяйка держала под наблюдением весь дом, прочно сохранилась: в таблине, как правило, нет дверей: его отделяет от атрия либо занавеска, которую можно задергивать и отдергивать, либо низенький парапет.

До какой степени италийский дом берег наследство деревенского двора, об этом особенно ясно свидетельствуют "крылья" – бывшие повети, очень удобные в обиходе деревенского хозяйства, никчемные в городском быту и тем не менее сохраняемые. В аристократических римских домах здесь ставили изображения предков, но если изображений не было, то хозяева решительно не знали, что делать с этими открытыми комнатами. В Помпеях сюда иногда ставят шкаф, иногда превращают "крыло" в кладовушку, вделывая полки в стены, иногда устраивают здесь часовенку для Ларов, иногда пробуют занять под спальню или столовую, но дверей почти никогда не ставят.

Жилище древних римлян было трех типов: инсула, домус и вилла.

Инсула (от латинского insula - остров, отдельно стоящее здание) - многоэтажный и многоквартирный дом в древнем Риме.

Помпейские дома были характерны для провинциальных городов, где земля не представляла большой ценности. Большинство домов имело по одному этажу, наиболее высокие по два. В Риме земельные участки были дороги и поэтому строили многоэтажные дома с этажами, нависающими последовательными выступами над улицей.

Дома в древнем Риме отделялись друг от друга стеной, проходившей между смежными владениями. После пожара Рима было постановлено, что каждый дом должен образовывать "островок", отделенный от соседнего проходом.

Комнаты или квартиры в инсуле сдавались в наем. Во 2 и 3 вв. н.э. в Риме насчитывалось 46602 таких коммунальных дома. В условиях дороговизны земельных участков домовладельцы, сдававшие жилье в наем, старались строить дома как можно выше. Достигая высоты 21,90 м дома имели 4-5 этажей.

Строились обычно из обожженного кирпича, а верхние этажи имели деревянный каркас и бетонные покрытия. В каждый этаж с улицы вела своя каменная лестница; окна и балконы были обращены на улицу. Помещения обычно располагались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал. Ряд комнат предназначался для одиночек, они имели отдельный выход на улицу или группировались вокруг коридора.

В дешевых домах удобств не было. Уборные обычно размещались во внутренних двориках.


Инсулы для более богатых горожан включали квартиры с множеством комнат и определенными удобствами.

Римские дома, домусы (от латинского слова domus - дом, жилище, хозяйство), строились, по-видимому, под влиянием греческих домов с атриумом и перистилем. Это были дома римской знати, особняки. В домусе могли быть таберны (лавки, мастерские), часть помещений могла сдаваться внаем.


Парадной, официальной частью домуса был атриум, в который можно было войти по протируму (вход в виде углубления в стене коридора, ведущего с улицы к дверям дома) и вестибулу (переднему двору), позади атриума находился перистиль, окруженный жилыми покоями. Между атриумом и перистилем находился таблинум (кабинет хозяина), рядом с атриумом были зимний и летний триклиний (столовая), экус (зал для приема гостей) и алы (помещения для бесед). Кроме того, в доме были кубикулы (спальни), экседры (парадные помещения, открывавшиеся в перистиль), бальнеум (купальня), ксист (пространство для прогулок, украшенное цветами, кустарником).

Городской италийский дом развивался из деревенской усадьбы, планировка которой служит примером распространенного типа жилья. Прямоугольный двор с очагом был окружен жилыми и хозяйственными постройками. В городских условиях двор превратился в большое помещение - атриум (атрий, кавендиум), то есть закрытый внутренний двор, куда выходили основные внутренние помещения. Первоначально в его центре находился очаг (крыша над ним имела отверстие для выхода дыма). От дыма стены и потолок атриума были закопчены, от чего и произошло название помещения: ater значит "черный". Через этот же проем освещались внутренние части дома, так как здание выходило на улицу глухими, без окон, стенами.

Позднее, когда атриум стал парадным помещением, место очага занял мелкий бассейн имплювий, названный от латинского слова pluvium дождь, так как в него попадала дождевая вода через отверстие в потолке - комплювий.

Атриум был центром дома и самым священным местом, где собиралась вся семья, здесь готовили пищу, хозяйка занималась домашними делами, стояли ткацкий станок и ящик с деньгами, отсюда хозяйка следила за всем, что происходит в доме. Здесь проходили все важные семейные церемонии - заключение брака, наречение имени младенцу, погребальные обряды, в боковых частях атриума (ала - "крыло") находился алтарь домашних богов - лар и пенатов, где приносились им жертвы. Там же хранились и восковые маски умерших предков, расположенные так, чтобы можно было проследить родословную хозяина.


Витрувий различает два вида атриумов: атриум под открытым небом с кровлей, проходящей только по периметру (этот вид называется каведиум от латинского слова cavus - "пустой, полый" и имеет этрусское происхождение) и атриум в полном смысле слова, то есть галерея со сплошным перекрытием.


В богатых домах атриум отделывался мрамором, стены расписывались фресками, в нишах стояли мраморные статуи, пол был мозаичным. Богатые дома имели вестибюль, куда можно было войти с улицы, поднимаясь по ступеням.

В глубине атриума обычно находилась комната хозяина (таблинум) и столовая (триклинум). По периметру дворика располагались темные коморки - спальни (кубикулы), кладовая, ванная и т.д. В задней части дома находился огород (хортус).

Вся жизнь происходила внутри дома. Дома имели гладкие стены и черепичную крышу. Центральным помещением был атриум (куда входили через сени) со световым проемом в середине. Справа и слева от атриума располагались комнаты для приема гостей и спальни, представлявшие собой небольшие помещения с высокими дверями, обычно открытыми настежь, чтобы пропустить свет в комнаты. В центре атриума был имплювий, куда стекала с крыши дождевая вода, попадавшая по трубам в цистерну, размещенную под полом. Когда нужно было достать воду, ее доставали сосудом, привязанным к веревке, через оставленное отверстие, обычно закрытое каменной плитой, уложенной на невысокий цилиндр.

Напротив сеней находился отделенный занавеской таблинум, где хозяин принимал посетителей. С восточной, более прохладной стороны обычно была летняя столовая, а с западной - зимняя. Вправо и влево перед таблинумом находились "крылья", служившие расширением атриума. Через них проходили в другие комнаты, и в них стояла мебель, включая шкафы с полками, в которых хранились раскрашенные восковые маски предков. Под каждой из них имелась дощечка с надписью, указывающей имя, подвиги покойного, дата смерти и другая информация. Эти маски передавались от поколения к поколению как свидетельство древности рода. В праздники шкафы открывались, и маски украшались венками.

В домах могли быть лавки с входом с улицы или еще и из атриума, если торговал сам хозяин.

Главные помещения отличались значительной высотой, как и полагалось в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделялись от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между потолком и крышей служил защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж часто нависал выступом над улицей.

Дымовых труб не было. Помещения с очагом имели отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарен были снабжены дымовыми трубами. Жилые помещения отапливались переносными жаровнями.

При кухне была помойная яма, часто сообщающаяся с канализационной сетью, она же служила и отхожим местом.

Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Их закрывали простыми решетками, которые пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.

В глубине усадьбы на хозяйственном дворе находились жилище садовника, стойла, каретный сарай и т.п. Нередко по фасаду дома устраивали лавки (таберны). В них иногда бывали закусочные, от которых позднее пошло название таверны. Фасады домов были простыми, и помещения с обеих сторон от входа сдавались под магазины. Отсутствие окон на уличном фасаде, возможно, объяснялось стремлением к уединенности. Комнаты освещались через отверстия вверху внутренних дворов и через двери, выходящие в эти дворы. Поскольку солнце ярко светило и было жарким, проемы делали небольшими.


Из системы уличного водопровода вода подавалась на верхние этажи по свинцовым трубам. Потолки и стены в парадных комнатах украшались мозаикой и фресками.

Вилла (от латинского villa - усадьба, поместье) - тип загородного дома с садом и парком. Впервые появилась в Древнем Риме в 3 в. до н.э. Встречались виллы разных видов: деревенская и городская.

Вилла Адриана в Тиволи.

Деревенская вилла (villa rustica) - архитектурный комплекс жилых и хозяйственных построек. Постройки группировались вокруг открытого, позже замкнутого двора с водоемом для скота. Возле входа находилось помещение управителя, рядом людская, где собирались все работники. Отдельно стояли пекарни, мельница, гумно (часть усадьбы, предназначенная для просушки зерна и обмолота).

Городская вилла (villa urbana) предназначалась для развлечения и отдыха, обычно была окружена террасным парком с павильонами, фонтанами, скульптурой, гротами. Здесь были зимние и летние комнаты, выходящие, соответственно, на юг и север, крытые галереи для прогулок. которые летом давали тень, зимой - тепло. Внутри устраивались бани, помещения для игры в мяч, столовые, жилые комнаты с видами на природу, кабинеты для занятий. Имелись библиотека и помещения для коллекций.

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Рубрика (тематическая категория) Дом

Жилых зданий в Древнем Риме было два типа: domus и insulae.

Домус (илл. 88, 89)- особняк, сельский по своему происхождению, жилище для одной семьи, в базе своей прямоугольное в плане строение, имевшее самостоятельные выходы на улицу.

Основные структурные элементы среднестатистического домуса: атриум, имплювий, таблинум, перистиль, огород (сад).

Атриум . С ранних республиканских времен домус представлял собой дом с большой ком­натой, в центре которой был очаᴦ. Из-за копоти от очага, осœедавшей на стенах и потолке, это помещение стало называться атриумом (от лат. ater - закопченный). Вокруг атриума располагаются иные, в основном служебные помещения.

Атриум всœегда оставался центральной залой, которая соединяла между собой всœе отдельные части жилища. Главная функция атриума – чтобы свет достигал всœех помещений дома, так как сам по себе дом не имел других окон кроме тех, что выходили во двор.
Размещено на реф.рф
В атрий сходилась обедать вся семья, заниматься домашней работой. В нем приносили жертву Ларам, держали ларец с деньгами. По традиции, до конца республики в атрии стоял ткацкий станок. В атрии собирались клиенты, в нем принимали посœетителœей, вели деловые беседы (илл. 90).

Бассейн (имплювий). Дым от очага выходил через отверстие в потолке – комплювий (compluvium). Через указанное отверстие дождевая вода стекала в бассейн (имплювий), устроенный в полу атриума.

Таблинум. В глубинœе атриума располагалась центральная комната – таблинум – где жили хозяева.

Перистиль. Постепенно со 2 в. до н.э. - под греко-малоазийским влиянием - вся жизнь семьи стала сосредотачиваться в новой главной части римского дома - перистиле - открытом пространстве, окруженным со всœех (или с двух) сторон портиками с колоннужной. Чаще всœего в центре углубленного в землю пространстве под световым колодцем перистиля располагался большой фонтан, вокруг - фонтаны поменьше.

В случае если перистиль завершался глубокой нишей, центр которой сос­тавлял фонтан, а саму нишу омывал бассейн, то данное сооружение римляне называли нимфей , которых было много и частных, и в об­щест­венных домах по всœей империи. Колонны, фонтаны и ниши были раскрашены или покрыты штукатуркой под мрамор.

Сад. Сад является неотъемлемой частью дома, но носил в большей степени характер огорода. Под влиянием завоеванных Греции и Востока ʼʼогородʼʼ превращается в сад удовольствий. Сад был продолжением особняка и устроен так, чтобы обеспечить владельцу покой во время прогулки или отдыха. С эпохи Августа приходит мода стричь сады так, чтобы они образовывали определœенный рисунок – от инициалов владельца по бытовых сцен. Можжевельник окантовывал бордюра аллей, вдоль которых росли благовонные цветы, миртовые деревья стриглись в форме беседки, плющ обвивал колонны. Каменные горки с цветами, сверхмодные и популярные искусственные гроты с фонтанами. Модным было, чтобы ручей пересекал сад.

Городские domus атриумного типа строились по сельскому образцу.

Строительство жилых домов с каменными стенами начинается в Риме во второй половинœе 6 в. до н.э.

Входные двери обыкновенно были двустворчатые и открывались внутрь. Звонком в дверь служили молоток, кольцо или колокольчик. Снаружи дом запирался замком (типа висячего), изнутри - засовами из желœеза или дерева.

Двери с внутренней стороны держали на запоре, к ним был приставлен привратник. Чтобы он не мог уйти, его приковывали к стене. При входе посœетителя встречала живая собака, иногда - ее мозаичное изображение с над­писью cave canem. Или мозаичная надпись на пороге: “Salve”.

Вместо номеров домов были надписи - обыкновенно писалось имя хозяина. К этому прибавлялась еще какая-нибудь формула, имевшая значение доброго предзнаменования, изречение или магические слова, которыми отвращалась опасность пожара. В праздники двери украша­лись зелœеными ветвями, цветами и горящими светильниками.

У входа в дом близ наружной двери или около кухни обычно стояли прислоненные к стене лестницы с перилами.

В богатых домах атриум отделялся - кроме двери - прихожей (коридором). Замкнутый с обоих концов, коридор представлял собой переднюю: здесь клиенты ждали допуска к патрону, ликторы оставляли свои атрибуты (в домах магистратов), в случае траура - выставлялся кипарис для предупреждения посœетителœей и прохожих. Направо и налево от прихожей вдоль улицы обыкновенно устраива­лись конюшни или помещения для лавки, отдававшейся внаем.

В случае если дождей долго не было, имплювий запол­няли водопроводной водой. Из имплювия вода по трубам поступала в цистерну, устроенную под полом. Её черпали через отверстие, оформ­ленного в виде невысокого круглого колодца. Имелся также сток на спуска на улицу грязной воды.

До появления отдельной кухни рядом с имплювием складывали очаᴦ.

Летом в качестве защиты от солнца горизонтально над отверстием крыши растягивалась velum.

Пол в атриуме 4-3 вв. до н.э. был сделан из толстого слоя цемента или даже глины, смешанной с кусочками кирпича, черепицы, раковин. Стены белились известью и раскрашивались узорами.

Перпендикулярные к стенам перегородки образовывали вокруг атриума ряд загородок для помещений, ставшие со временем отдель­ными комнатами. Римляне не любили строить жилые комнаты на улицу, так как за неимением стекол не были почти никакой возмож­ности устраивать настоящие окна в наружной стене (по крайней мере в нижнем этаже).

При входе в атриум напротив дверей стояло брачное ложе. Это была высокая (взбирались на нее при помощи лестницы) роскошно украшенная большая кровать. Позднее, когда для родителœей стали устраивать особую спальню, стоявшее в атриуме брачное ложе при­обрело символическое значение.

Далее помещался очаг, олицетворявший собой дом, и алтарь домашних богов. Первоначально им служил камень, на котором приготовлялась пища. Прежде чем приступить к трапезе, на камень клали первый кусок пищи, прежде чем пить, у него совершали воз­лияние. В бедных жилищах очаг имел вид каменной или кирпичной четырехугольной плиты, возвышавшейся на несколько сантиметров над полом. У богатых - маленькое сооружение, похожее на алтарь, полукруглой или четырехугольной формы высотой более метра. Наверху была устроена впадина для разведения огня, а с боку или внизу отверстие, через ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вытекали возлияния, а также кровь и сок жертвоприношений.

Вокруг домашнего алтаря помещались лары - духи-покровители рода. Иногда алтари были прислонены к стене перед нишами или стояли отдельно около имплювия. Позднее алтарь стал служить только украшением, так как появилось особое святилище lararium, в котором совершались обряды домашнего культа. А в комнатах вокруг алтаря стали жить только рабы или в них устраивались кладовые.

Со временем, когда хозяева стали устраивать отдельные спальни, ниша в атрии получила название tablinum - большая комната͵ имев­шая сообщение только с атриумом и не отделявшаяся перегородкой. Обычно он помещался против коридора, так что оттуда можно было видеть всœех входящих и выходящих. Сначала таблинум служил сто­ловой, позднее перешел в исключительное пользование отца семей­ства. Здесь он помещал изображения пенатов, хранил деньги, бумаги, книги. Главенствующее место в таблинуме имел большой металли­ческий или деревянный сундук, обитый пластинами или гвоздями. Он стоял по правую сторону у стены или пилястра, был заперт и опеча­тан. Отец семейства мог уединиться в таблинуме при помощи зана­весок, портьер, деревянных ширм или подвижных перегородок.

С появлением перистиля таблинум остался кладовой семейных документов и кабинœетом домовладельца, но задняя стена исчезла. Таблинум стал служить широким коридором, соединявшим атриум и перистиль, как и устраивавшиеся коридоры по левую и правую стороны от него.

Направо и налево от табинума были симметрично расположены две комнаты (бывшие повети), отделявшиеся обыкновенно поднятыми занавесями - так называемые alae - крылья. Οʜᴎ служили парадными комнатами для удобного приема гостей, меблированные главным образом стульями с подушками, креслами и табуретами. Здесь поме­щали самое почетное в доме - трофеи, imagines предков - восковые маски, размещенные в стоявших у стен шкафах таким образом, чтобы по ним можно было проследить родословную хозяина. Под каждой маской была небольшая хвалебная надпись.

Особых комнат для мужа и для жены не было.

Кухня помещалась в самом конце дома - от запахов и уменьшения опасности пожара. Рядом с кухней - маленькое помещение, а иногда простое углубление в стене - туалет.

Часто устраивали выступавший над тротуаром балкон. Позднее в этих комнатах второго этажа спали рабы или отдавались жильцам. Для обогрева исполь­зовались переносной бронзовой жаровней, которую разжигали во дворе и вносили с уже недымящимися углями в комнаты.

Вокруг колоннады перистиля были столовые, в богатых домах - несколько, крытые и без потолка. Эти помещения носили греческое название triclinium (вокруг стола было три скамьи для возлежания, располо­женные в виде буквы П).

Затем шли спальни для дневного и ночного отдыха. По обычаю, они были небольшие, часто не имели другого отверстия, кроме двери, иногда заменявшейся портьерой. Перед спальней часто устраивалась передняя, где постоянно находился раб. Кровати помещались в алькове или углублении в стене.

В богатых домах вокруг перистиля были: особые залы для бесед - exedra (с потолком - для зимы, открытые - для лета), библиотеки, картинные галереи и ванные.

В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обы­кновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый ящик разделялся на несколько отделœений посредством перегородок. В пронумерованные отделœения помещались книги-свит­ки. Все деревянные части делались из драгоценных пород дерева. Украшению библиотеки способствовали статуи и бюсты муз, Апол­лона, Минœервы и знаменитых поэтов. Обычным дополнением библио­теки служила пинакотека - картинная галерея.

Стены домов покрывались штукатуркой и украшались фресками. Самыми распространенными мотивами росписей были плоды, цветы, маленькие гении, которые бегают, пляшут, поют, ловят рыбу, столяр­ничают, собирают виноград, пьют, танцовщицы, акробаты, мифологи­ческие сцены. Были сюжеты, заимствованные из домашней жизни и роспись под кессоны. Во временя Сенеки свод любили украшать стек­лянными пластинками.

Пол устилался тщательно пригнанными цветными камнями и мраморными плитами, из которых составлялись геометрические фи­гуры, или кусочки разноцветного мрамора, вдавленного в цемент, изображал какой-нибудь предмет. В домах бедняков пол покрывался слоем глины, смешанной с черепками.

В начале 4 в. н.э. (эпоха Константина) в Риме насчитывалось 1790 домов-особняков (domus - собственных домов, где жили только хо­зя­ева) в среднем по 30 человек, включая рабов, в каждом и 46602 insulae, в среднем по 40 человек в одной.

Посмотреть (и даже потрогать) подлинные фрагменты архитектурного убранства из знаменитого итальянского города Помпеи можно, доехав до… Петродворца и посœетив в нем не так давно открывшийся для посœетителœей Царицын павильон (илл. 90-а), построенный для жены Николая I (в связи с этим так и названный). В облике павильона отразилось увлечение древнеримской гражданской архитектурой, охватившее после открытий, сделанных в Помпеях, многих европейских зодчих. Автор проекта архитектор А.И.Штакеншнейдер лично ездил в Италию в Помпеи проводить замеры. Черты, характерные для помпейского дома, особо проступают в планировке павильона: среднее помещение имеет квадратный мраморный бассейн с фонтаном и остеклененный фонарь в потолке (как в атриуме), гостиная с четырьмя колоннами схожа с перистилем. Пол в столовой украшен подлинной античной мозаикой. В северном участке сада и находятся упомянутые подлинные помпейские фрагменты (илл. 90-б).

Инсула (илл. 91, 92).

Инсула - многоквартирный дом со множеством не связанных между собой семей, без отдельных выходов на улицу, стал распро­страняться в эпоху ранней империи.

Между многоквар­тирным и многоэтажным домом древние не видели принципиальной разницы - и термин insulae был перенесен на данный тип дома (илл. 98).

Характерные черты инсулы.

Наличие нескольких этажей, обычно 3-4-х. (Август запретил возводить здания, выходившие фасадом на улицу, выше 20 метров; правда, впоследствии это не соблюдалось). На каждый этаж с улицы ведет своя широкая, со ступеньками из кирпича или травертина, лестница. Окна смотрят на улицу или во внутренний двор.
Размещено на реф.рф
Кирпичная кладка не штукатурилась. Балконы. Перед лавками первого этажа часто идет портик. Уборных (в Риме) не было, пользовались общественными, мусор и нечистоты выносили, а то и просто выбрасывали из окна на улицу.

В инсулах на второй этаж, где селились всœегда наиболее состоятельные люди, вели отдельные широкие лестницы, на третий этаж поднимались, как правило, по внутриквартирным лестницам со второго, на четвертый и выше – вели узкие лестницы, входы на которые размещались с другой стороны дома.

Пяти-шести этажная инсула могла вместить до четырехсот жильцов.

Площадь квартир была разной. В Остии, к примеру, многокомнат­ные квартиры, в т.ч. двусторонние или соединœенные с верхним этажом, были от 100 до 150 кв. метров. В каждой квартире - одна или две парадные комнаты, широкий, до четырех метров, коридор, потол­ки высотой до 3,5 метров. Но...

Обилие света и воздуха в просторных комнатах приятно в хоро­шую погоду. Осенью и зимой от мороза и дождя защиты не было. Стекло было дорого, его использовали преимущественно в банях. В раму вставляли слюду, но чаще всœего окно закрывалось деревянными ставнями. Вместе с тем, дрова стоили дорого. Жаровня чадила, све­тильник давал обильную копоть.

Были и еще причины неуютности жизни в инсуле. За жильцами и главным арендатором следил специально поставленный хозяином раб - инсулларий. Вещи въехавшего жильца считались отданными хозяину в залог, как обеспечение регулярности внесения квартирной платы, которая повышалась каждые полгода и была в четыре раза выше, чем в остальной Италии. В случае неуплаты хозяин имел право забрать себе те вещи, которые находились в квартире жильца постоянно. Или снять деревянные ступеньки лестницы, ведущей к нему в квартиру: должник пребывал в "блокаде" до тех пор, пока не уплачивал положенную сумму. В случае продажи дома новый владелœец имел право выселить жильцов, как и снести.

Скученность и теснота в жилых зданиях (как и на улицах) имели свои глубинные причины. С самого начала римское архитектурное мышление отличалось от греческого. Теснота и жилища-ульи - два слагаемых единого ощущения жилой среды. Быть всœегда на людях, принадлежать к плотной живой массе сограждан, вмешиваться и растворяться в них воспринималось императивно. Ведь сами боги научили ранних римлян "...строить дома, сочетая жилище свое воедино с крышей другой". С другой стороны, деловой люд не имел возможности жить в пригородах: не было транспорта и был запрет ездить по улицам с наступлением темноты.

Страбон заметил, что дома в Риме "строятся непрерывно по причинœе обвалов, пожаров и перепродаж". Техника строительства часто нарушалась. Для шестиэтажного дома, к примеру, закладывали неглубокий фундамент, для цемента брали не красную пуццолану, а более дешевую и лежавшую на поверхности - темно-серую, внутренние перегородки плели из хвороста͵ использовали необожженный кирпич и т.д. Случались землетрясения и обильные разливы Тибра.

Отопление домов горячим воздухом римляне знали, но проводили его не выше первого этажа. Обогревались же жаровнями, для освеще­ния использовались светильниками и свечами. Отсюда частые пожары (несмотря на законодательное предписание каждому жильцу иметь запасы воды).

Деревенская усадьба

Усадьба (villae rusticae) представляла собой прямоугольник, окруженный со всœех сторон постройками. Οʜᴎ тесно примыкали одна к другой, образуя вокруг двора сплошную стену. Над всœеми строе­ниями шел опиравшийся на столбы навес. Во дворе был обязательно источник с водой. В теплое время года пищу готовили во дворе.

Домашняя обстановка (илл. 93).

С 3 в. до н.э. Рим знал два вида ложа lectus (каменный лежак) и grabatus - кровать с рамой, затянутой ременной или веревочной сет­кой, на которые клался матрас.

Деревянная кровать стояла на четырех ножках, каждая пара кре­пилась поперечиной, в качестве сетки натягивался частый ременной переплет. Ножки вытачивались, иногда из кости, и покрывались узо­ром или обивали бронзой. Ею же отделывали изголовье, где помеща­лись фигуры или части тел животных; очень часто там находилась голова осла. Для облицовки (тонкими листиками) кровати брали се­ребро, золото, слоновую кость и панцирь черепахи. Отделывали кровати также деревянными фанерками, преимущественно из клена. Были кровати обитые бронзой и целиком из бронзы (94).

Матрас и подушки набивались обработанной и крашеной шерс­тью. В начале империи стали употреблять перья и особенно гусиный пух. Бедняки могли довольствоваться сушеными речными водоросля­ми. Наволочки были полотняные и шелковые. Одеяла были дорогими, в т.ч. сшитых из кротовых шкурок. Иногда клали двойное пок­ры­ва­ло. Пользовались популярностью вавилонские одеяла с вышивка­ми и затканные пестрым узором египетские.

Все виды мебели, предназначенной для сиденья, обозначало слово sella.

Стулья со спинкой назывались cathedra, их спинки в виду полу­круга и сиденья снабжались мягкой подушкой. У кресла домовла­дельца - solium - богато украшенная спинка доходила до высоты плеч и иногда возвышалась над головой сидящего, массивные ручки, высо­кие ножки или крепкие подмостки. Стулья с выгнутыми ножками и сильно откинутой назад спинкой считали предназначенной для жен­щин. Стулья без спинок с вогнутым сиденьем предназначались для ремесленников, школьиков и солдат.

Частью римской мебели было sella curulis - курульное кресло - табурет с плоским сиденьем из слоновой кости, позднее из металла, без спинки, на кривых ножках, которые перекрещивались в виде буквы Х. Право сидеть на нем принадлежало лишь консулам, преторам и пропреторам, курульным эдилам, диктаторам, начальникам конницы, позднее и квесторам, из жрецов - фламину Юпитера.

Sudsellium представлял собой довольно низкую скамью, на которую садились рядом народные трибуны или плебейские эдилы. Bisellium - двуместная скамейка без спинки, предназначенная для муниципальных декурионов.

В центре атрия на самом освещенном месте около комплювия стоял картибул (от carto-tabulum - "стол для котлов") - тяжеловесный с каменной или деревянной продолговатой доской стол с каменными ножками. Их высекали в виде пилястров или колонн с канелюрами и фризом. Ножки могли заменяться сплошной мраморной плитой. Она обязательно заканчивалась крылатыми чудовищами (грифонами) с мощными львиными лапами. Пространство между фигурами запол­нялось традиционным растительным орнаментом.

В древние времени римляне ели сидя, потом распространился обычай возлежать за столом (в связи с этим столы были низкими) (илл. 97). С этой целью вокруг четырехугольного стола помещались три низких ложа, четвертая сторона оставалась открытой (для подачи еды). На каждом ложе помещалось три человека, в случае если ели более девяти человек, накры­вались дополнительные столы. В конце республики стали входить в моду круглые столы - в данном случае прямые ложа заменялись одним полукруглым, называвшимся sigma. Ложа покрывались мягкими поду­ш­ками и коврами.

В 1 в. до н.э. в моду вошли делавшиеся из "цитруса" круглые де­ревянные обеденные столы на одной ножке из слоновой кости. Стоили эти столы сотни тысяч сестерций. Как правило, верхняя доска состояла из двух половинок. Достоинством "цитруса" были его красновато-ко­ричневая окраска и рисунок древесины: "тигровые" длинные полосы, пятнистость пантеры, завитки, напоминавшие "глазки на павлиньем хвосте".

Кроме обеденных у римлян были небольшие переносные. Обычно у ложа стоял столик с одинаковой с ним высоты на трех-четырех деревянных, каменных или металлических ножках, обычно изящно изогнутых и оканчивающихся козьими копытцами. Верх столика делался из дорогих камней, металла или дерева. А найденный в Помпеях сделан в виде круглой корзины, покоящийся на головах трех сатиров. Часто стол обкладывался только фанерой дорогого дерева.

Имелись раздвижные столики, их делали выше или ниже с помо­щью скреп, ходивших на шарнирах.

Специфика одежды римлян была в том, что ее нужно было склады­вать, а не вешать. По этой причине на первом месте был сундук, затем шкаф. Сундуки были объёмны, их делали из бука, кипариса, липы и обивали бронзовыми или медными платинами, порой с добавлением литых фигурок. В шкафах ученые складывали свои свитки, а ремесленники - свой товар.

В комнатах, под портиками, в саду римляне расставляли вазы, имевшие формы кратеров, амфор, урн и патеров и изготовлявшиеся из порфира, мрамора, бронзы, других ценных металлов и пород.

Наибольшим своеобразием отличалась этрусская керамика (илл. 97-а). Главное касалось формы. Это и причудливая по облику посуда с ручками, уподобленными человеческой фигуре или какому-нибудь существу, формы кувшинов, напоминающие животное, птицу, растение или плод. Посуда 7 в. принято называть импасто и буккеро. Она изготовлялась на гончарном круге, имела красную или черную (цвет глины) поверхность, отполированную с помощью лощения.

Домашнюю утварь, в особенности посуду, ставили на треножник. Их ножки имели, как правило, на конце вид лапы с когтями какого-нибудь животного и были украшены листьями или скульптурными изображениями, верх был плоский или представлял собой впадину.

Римское ведро имело украшения по краям. Блюда чаще всœего были глиняные, а были и из металла чеканной работы. Особенно ценилась посуда из янтаря и хрусталя. Для черпания и наливания жидкостей использовали металлические посуды. Ручки украшались по краям и посœерединœе масками, фигурками и пальмовыми листьями. Кувшины, из которых после пира лили воду на руки или совершали возлияния, а также хранили вино, снаружи были гладкие или покры­тые чеканкой. Для хранения вина также использовались глиняные амфоры, зарывавшиеся наполовину в землю или прислонявшиеся одна около другой вдоль стенки.

Жаровни были бронзовые и глиняные (илл. 95). В сельских домах помеще­ния обогре­ва­лись с помощью глинобитных печей. Для отопления терм и домов в северных провинциях устраивали гипокаусты (илл. 61).

Первоначально римляне употребляли для освещения своих жилищ факелы из воска и сала, а позже смолистые лучины. Масляная лампа из бронзы или глины (lucerna) состояла из резервуара (круглого, выпуклого или эллиптического), шейки и ручки. Были лампы от одной до двенадцати горелок. Резервуар и горлышко украшались рельефами. Некоторые лампы стояли на нише, имевшую, к примеру, форму ноги, обутой в сандалию. Имелись стойки, к которым прикреплялось сразу несколько ламп (илл. 96).

В больших помещениях лампы ставились на подставки, подвеши­вались к потолку. Такая лампа обыкновенно ставилась на подставку в виде колонны высотой до двух метров, чаще в виде древесного ствола. Этот стержень опирался на базис, чаще всœего сделанный в виде трех ног какого-нибудь животного, сверху была маленькая капитель или человеческая фигурка, поддерживавшая диск, на который и ставилась лампа.

Существовали фонари - латерны для освещения входа в дом или для вечерних прогулок.

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ" 2017, 2018.