Порядок открытия детской игровой комнаты. Создание развивающей среды при обустройстве детской комнаты Организация мест хранения в детской

У нас уже было много постов про организацию хранения, в том числе про организацию хранения в детской комнате (их можно найти по тегам "детская" и "организация хранения").

Сегодня предлагаю обсудить организацию хранения и поддержание порядка в детской.

Начало всегда выглядит многообещающим. Мы тщательно продумываем, где у нас будут лежать чепчики и носочки, игрушки, ползунки и памперсы. Делаем систему удобной для себя.


Но ребенок растет, увеличивается число его игрушек и возможности по их распределению в пространстве. На помощь приходят большие ящики для игрушек.

Уже сейчас можно решить, что для вас важнее - личное пространство или свобода передвижения. Мир так устроен, что игрушки часто остаются там, где ребенок играет.
Если он будет играть рядом с вами в гостиной или вашей спальне, игрушки будут не только в детской, но и в этих комнатах. Если игры будут сосредоточены в детской, то и игрушки будут оставаться там.
В первом случае борьба за порядок может превратиться в сбор игрушек по всей квартире (или дому) или размещению ящиков для игрушек во всех комнатах, где бывает ребенок.
Во втором убирать игрушки придется только в детской комнате.
Выбор за вами. Я уверена, что вы догадаетесь предложить своему ребенку вам помочь, чтобы быстрее пойти гулять, смотреть новый мультфильм или просто для того, чтобы у вас было больше времени.

Для себя мы решили эту дилемму, оставив игрушки за дверью и выдав самым любимым транзитные визы. Если любимая игрушка меняется, у старой транзитная виза истекает и путешествовать может только новая игрушка.

Тем временем ребенок растет дальше. В его большой ящик все игрушки уже не помещаются, появляются мелкие игрушки, которые стремятся попасть на самое дно и вот уже наша коробка превращается в домик или гараж, а игрушкам приходится придумывать новые места для хранения.

И всем хочется, чтобы это хранение выглядело минимум так же аккуратно, как в каталогах мебели для детской:

Или необычные дизайнерские решения:

А пока мамы придумывают хитрости для облегчения домашней уборки. Например, здесь ковер для игр является еще и мешком для хранения игрушек. Перед началом игры он разворачивается, а после окончания игр все игрушки возвращаются на ковер и он стягивается в мешок:

Для хранения конструкторов шьются текстильные мешки, потому что оригинальные мешки или коробки начинают рваться или ломаться, а все детали в них уже не помещаются (это очень сложная загадка природы):

Первый кит, который всплывает при организации хранения в детской - СОРТИРОВКА

Мы складываем конструкторы к конструкторам, куклы к куклам, мягкие игрушки к мягким игрушкам, книги к книгам и т.п.

Когда ребенок будет еще старше, конструкторы поделятся по разновидностям, куклы тоже, появятся группы пони, динозавров, котов или медведей:::

Второй кит организации хранения - ЧЕМ МЕНЬШЕ ДОСТАЕШЬ, ТЕМ МЕНЬШЕ УБИРАТЬ

Если ребенок лезет за любимой куклой в большую коробку с куклами, часть кукол могут оказаться не на месте. Решений у этой проблемы несколько.
1-я - все на виду
2-я в зонах доступа ребенка только те игрушки, которые ему интересны в этот момент. Например, две коробки с машинками. В первой те, в который он играет, во второй те, которые можно убрать подальше.

Не обязательно делать все игрушки одновременно доступными.

Пример, как может выглядеть стеллаж, когда в него положили то, что востребовано ребенком.

И, наконец, третий кит организации хранения в детской - УДОБСТВО
Когда малыш только родился, хранение должно удобным для вас. Когда он вырос, оно должно быть удобным для него. Могу предположить, что вы не ставите свой целью уборку в комнате ребенка вплоть до его "вылета из гнезда".

Игрушки там, где играем, книжки там, где читаем, бумага и краски там, где рисуем, игрушки для ванной там, где купаемся, игрушки для улицы там, где собираемся на прогулку:

Еще немного иллюстраций.

Для любителей самостоятельно выбирать книги:

Для любителей машинок:


Для любителей лего:

Для любителей настольных игр:

Для юных коллекционеров:

Эти три фотографии мне просто жалко удалять из черновика поста:

А это решения для тех, кому не нравится вид открытых полок.

Постепенно возможности ребенка по уборке своей комнаты возрастают и для него можно составлять списки того, что нужно сделать:

И где-то между идеальным ребенком и творческим беспорядком в детской комнате проходит грань между естественным и свободным развитием личности и обсессивно-компульсивным расстройством. Уверена, что вы ее найдете. Удачи!

С раннего возраста воспитание ребенка должно включать обучение организации. Взрослый должен помогать ему, создавая такие условия, в которых малышу будет легче всего формировать необходимые навыки. Организация пространства в детской комнате очень важна. От нее зависит правильное восприятие отпрысками жилищного комфорта и спокойствие родителей за чистоту в доме.

Прежде чем выбрать подходящий вариант, необходимо отсортировать игрушки и прочие атрибуты детской комнаты. Если система хранения подбирается для малыша, игрушечный запас которого еще будет пополняться, целесообразно периодически «чистить» созданную коллекцию. Необходимо удалять из постоянного обихода старые, поломанные или неактуальные игрушки, давая место для новых предметов. Аналогичный подход можно использовать для комнаты старших деток.

Существует несколько вариантов, которые помогут организовать пространство детской территории.

Разделение по видам деятельности

Данный подход поможет определиться, какого типа и габаритов требуется система хранения. В его основе сортировка всех предметов детской по роду деятельности: книги в одно место, мелкие игрушки в другое, крупные – в третье. Пространство также можно поделить на зоны:

  • творческую;
  • рабочую;
  • зону для активных игр;
  • зону для отдыха.

Чтобы все сделать правильно, нужно знать . Они помогут использовать каждый квадратный метр с пользой.

Одно место для всех вещей

Системы вертикального хранения с выезжающими контейнерами станут отличным решением для комнаты с большим количеством детских вещей. Такой вариант подойдет для семьи с детьми разных возрастов: на нижних полках можно поместить вещи младшего крохи, а наверху – собственность старшего ребенка.

Маркировка контейнеров

Использование наклеек с тематическими картинками научит ребенка правильно сортировать свои вещи. Родителям данный вариант тоже понравится, ведь они всегда будут знать, где что лежит.

Оригинальные идеи для хранения вещей

Умелые родители по всему миру придумывают множество необычных решений для размещения детских атрибутов. Выбрать есть из чего:

  • Коллекцию машинок поместить на магнитный держатель.
  • Металлические корзины для цветов прикрепить к стене и использовать для хранения игрушек.
  • Деревянные поддоны использовать в качестве винтажных контейнеров для хранения.
  • Пошить из пестрой ткани мешки или настенные кармашки для игрушек.
  • Сделать из пластиковых ведер или других глубоких емкостей цельную конструкцию для хранения.
  • Поместить игрушки на стеллаже, сконструированном из обычных досок.
  • Рабочую зону можно сделать из подручных аксессуаров: рейлингов, различных пластиковых емкостей, органайзеров и прочего.

Основные правила

В детской комнате обязательно должны быть открытые полки, до которых малыш сможет дотянуться. На них он будет складывать игрушки, когда решит взять перерыв для игр.

На полу комнаты следует постелить плотный и удобный ковер. Ребенок должен ассоциировать его с зоной для игры, игрушки допустимо разбрасывать только здесь.

В обустройстве комнаты лучше использовать . Предметы должны быть выполнены из качественных материалов, без токсинов и химических красок. Если площадь комнаты позволяет, можно организовать укромное местечко с бескаркасными креслами. Они легкие и ребенок может переставлять их по своему желанию.

Прекрасная идея – организовать в комнате отдельную игровую зону. Ее место можно выделить перегородкой из гипсокартона, шкафом с детскими игрушками или просто выстелить ярким ковролином. Эта будет свободная зона для реализации детских желаний. Ребенку не захочется мусорить в комнате, когда у него будет место, где его не ограничивают.

В организации пространства детской комнаты обязательно должен участвовать ребенок. Его необходимо поощрять к уборке своей игровой зоны и хвалить за соблюдение чистоты.

Очень важно вовремя начать приучать ребёнка к порядку и организованности. Однако чтобы сделать это, нужно сначала обустроить места хранения так, чтобы их было достаточно для каждой вещи.


Знаете, есть такая народная мудрость: «Не воспитывайте детей – воспитывайте себя». И в этом вопросе она тоже действует, возьмите это на заметку.

Но перейдём снова к теме. Посмотрите на фото выше. Как вам эти милые зелёные корзинки? С ними вам проще будет объяснить сыночку или дочке, где должны лежать игрушки, а где – фломастеры и книжки.

Мелкие элементы часто теряются, поэтому постарайтесь найти способ класть их на свои места, чтобы при этом прослеживалась определённая система. Подвесной органайзер поможет справиться с этим делом превосходно. Здесь есть отделы для всего, и даже если не подписывать их, ребёнок всё равно будет видеть, что куда положить и где взять.

Использование области под кроватью – очень хороший способ хранения предметов. Такие вещи, как игрушки и другие мелочи, могут быть легко собраны и скрыты от постороннего взгляда, оставляя пол свободнее и ковёр чище.

Организуйте такую зону, где дети будут рисовать, писать и заниматься творчеством. Храните карандаши и принадлежности в маленьких ведёрках, прикреплённых к стене.

Игровой стол на колёсах будет идеальным для комнаты малышей. Они будут перемещать его в пространстве с особой лёгкостью, а также смогут складывать туда мелкие части конструктора. Если вы не можете найти такой столик, какой нужен вам, сделайте его самостоятельно, используя доски, ролики и столешницу.

Письменная доска очень полезна в данной части дома. Её можно закрепить на ящиках и контейнерах, чтобы научить детей быть аккуратными. Малышам вообще очень нравятся элементы с несколькими функциями.

Небольшие книжные полочки, как на фото выше, прекрасно подойдут для комнаты вашего ребёнка. Их можно закрепить на стене или на шкафу. Но только проследите, чтобы высота, на которой они находятся, соответствовала росту малыша. Так он сможет самостоятельно брать вещи и класть их на место.

Ещё один вариант хранения книг. Вместо того чтобы покупать для детской шкаф, который ещё и место будет занимать, вы можете воспользоваться стеллажами для специй. Они впишутся сюда идеально. Всё, что вам нужно – найти место и вмонтировать их.

Деревянные ящики – также замечательный предмет. В них можно складывать не только книги, но и прочие вещи: игрушки, одежду и обувь. Просто найдите готовые ящички и покрасьте. Их можно разрезать пополам или установить целыми.

Отсеки квадратной формы и корзиночки являются очень милой комбинацией. Дети могут занимать их всем, чем им нужно – предметы будут и организованными, и легкодоступными.

Если ваш малыш любит Lego, найдите для конструктора пластиковые контейнеры. Можно даже применить обычные продуктовые. Мы уже выяснили, что мелкие части постоянно теряются. Вот и постарайтесь избежать этого. А лучше пойдите дальше – сортируйте детали по цвету. Используйте ленту, краску или наклейки, чтобы сделать метки.

Есть специальные стеллажи, сделанные из контейнеров, и часто они уже имеют колёсики. Вам останется только соединить несколько таких предметов мебели вместе и сверху прикрепить импровизированную столешницу, на которой ребёнок сможет заниматься своим любимым делом.

Карандаши и прочие художественные принадлежности поставьте в чашки и закрепите на стене. Отличным вариантом будет перекладина, которая используется как держатель полотенец в ванной.

Такие полки, как на фото выше, замечательно подойдут для детской комнаты. Здесь можно будет разместить различные спортивные принадлежности. Это способствует порядку и смотрится привлекательно.

Книжки и небольшие игрушки можно расположить в органайзерах-карманах. Необязательно их покупать – можно изготовить самостоятельно, если у вас есть материал. Сделайте и большие, и маленькие.

Детская является самой функциональной комнатой, ведь в она одновременно выполняет функции спальни, игровой комнаты, спортзала, рабочего места.
Детская комната – это очень важное помещение в доме, где есть малыши, поскольку даже у самых маленьких членов вашей семьи должно быть личное пространство. Там дети развлекаются, познают мир, занимаются личными делами и, конечно, отдыхают.

Детская является самой функциональной комнатой, ведь в она одновременно выполняет функции спальни, игровой комнаты, спортзала, рабочего места. Чтобы ребенку было максимально комфортно, важно правильно организовать пространство, и не важно, каких размеров помещение. В этой статье дизайнеры из архитектурно-дизайнерского бюро расскажут о способах организации пространства в детской.

1
1

При оформлении детской нужно учесть несколько факторов:

  • пол, возраст и количество детей;
  • правильное использование цветов и оттенков;
  • наличие всевозможных ящиков и полок для хранения вещей;
  • удачная расстановка мебели и аксессуаров.


Цветовое оформление

Чтобы комнату визуально сделать больше, рекомендуется использовать светлые тона при отделке стен: бежевый, персиковый, салатный, кремовый. Приверженцы старых традиций могут выкрасить стены в нежно-голубой – для мальчика и в бледно-розовый – для девочки. А счастливым родителям двоих детей можно разграничить пространство контрастными оттенками или различными материалами.

Цвет пола лучше подбирать близким к цвету стен, чтобы он органично вписался в общую картину. Однако надо помнить - в детской комнате полы должны быть нескользкими, теплыми и из натуральных материалов.




Освещение

Освещение в детской играет большую роль. Это может быть точечный свет, люстра, всевозможные бра и настольные лампы. При этом в выборе основного источника света – потолочного – стоит отдать предпочтение лаконичной конструкции без стеклянных украшений, подвесок и прочих предметов декора. Отлично, если детская будет оснащена диммером – регулятором мощности. Если ребенок в кровати любит читать или засыпать под сказки, то вам непременно пригодится бра. Кстати, грамотно развешенные зеркала, отражая свет, помогут усилить освещение.



Мебель

При выборе мебели можно остановиться на одном из предложенных вариантов.

Модульная мебель – это отличный вариант для тех, кто не желает тратить огромные деньги на интерьер детской. Ее основное преимущество – возможность подобрать необходимые элементы, самостоятельно определив, сколько полок и ящиков отвести под вещи и игрушки. Еще один плюс такой мебели – если что-то из составляющих гарнитура придет в негодность, нужно будет поменять лишь эту часть, существенно сэкономив семейный бюджет.


1

Мебель-трансформер, как правило, служит своим хозяевам очень долго: детская кровать становится полноценным спальным местом для подростка или превращается в шкаф, освобождая днем место для игр, небольшой столик раздвигается и становится рабочим столом для выполнения домашних заданий. Это очень удобно и также экономит пространство и денежные средства.


1

Если в детской живет двое детей , то здесь не обойтись без разделения пространства всевозможными комодами, стеллажами и низкими перегородками. Это обеспечит каждому ребенку личное пространство и сохранит нервную систему родителей, которым не придется участвовать в детской борьбе по отвоевыванию территории.


1


Сэкономить место вам также поможет традиционная двухъярусная кровать , спальные места в которой могут быть расположены не только одна над другой, но и перпендикулярно. Кроме того, такую мебель производители делают максимально функциональной: ящики-ступеньки, письменный стол под верхним «этажом», под нижним ярусомвыдвижная полка для постельного белья и других вещей. Такие кровати могут совмещать в себе спальню со спортзалом, поскольку есть модели, оснащенные шведской стенкой.



1

Зона отдыха

Что касается зоны отдыха, то в детской комнате не обойтись без письменного стола и стула для рисования, лепки. Ведь обучение, саморазвитие и познание мира – это одна из составляющих гармонично развивающейся личности.
Украшать комнату детей аксессуарами и предметами декора не стоит, они не оценят. А вот разрешить рассадить по полкам игрушки или расставить любимые безделушки – это будет лучшим подарком для вашего ребенка.

Продумайте вместе с малышом дизайн его комнаты, дайте ему возможность самовыражаться и вы будете самыми лучшими родителями на земле.


1

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.

Правила организации предметно-развивающего пространства

Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.

Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.

Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.

Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.

При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.

  • При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
  • При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
  • Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
  • Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
  • Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
  • Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
  • Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
  • Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
  • Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
  • Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.

Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка

Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.

Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.

Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.

В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.

Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.


Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.

В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.

Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.

При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.

Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.

Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды

Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.

Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.

Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.

Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.

Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях

Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.

Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.

А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.

На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.

В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.

Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.

Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.

Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.

Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.

В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.

Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.

При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.

Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.

В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.

Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.

Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.

Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста

Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.

Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.

Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.

Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.

Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.

Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.

Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.

Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.

Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.

Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.

Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.

С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.

Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.

Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.

Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды

Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.

Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.

Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.

А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.

Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».

Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.

Статья прочитана 4 826 раз(a).