Устройство сигнализатора уровня тормозной жидкости. Датчики уровня жидкостей и снижения давления в контуре тормозов, устройство, принцип действия, проверка исправности

Для контроля состояния тормозной системы автомобиля Рено Меган 2 в бачок главного тормозного цилиндра встроен датчик уровня тормозной жидкости.

При падении уровня до отметки MINI и ниже датчик включает соответствующую контрольную лампу на щитке приборов, сигнализируя о необходимости проверки технического состояния тормозной системы.

Необходимость проверки состояния самого датчика может возникнуть, если контрольная лампа загорается при нормальном уровне тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, а стояночный тормоз выключен.

Убедиться в работоспособности датчика уровня тормозной жидкости следует при замене тормозной жидкости или прокачке гидропривода тормозной системы. А также необходимо проверить датчик, если при ежедневной эксплуатации обнаружено понижение уровня тормозной жидкости до отметки MINI, но при этом контрольная лампа включения стояночного тормоза и неисправности тормозной системы не загорается.

Проверка датчика уровня тормозной жидкости на автомобиле Рено Меган 2

Для выполнения работы потребуется резиновая груша или медицинский шприц с одетым на него шлангом, диаметром около 5мм (идеально подходит трубка омывателя от ВАЗ 2101 -2108).

Работу выполняем в следующей последовательности:

  1. Под колеса автомобиля устанавливаем противооткатные упоры, рычаг стояночной тормозной системы смещаем в крайнее нижнее положение.
  2. Нажимаем на кнопку START/STOP. На щитке приборов должна на 2 секунды загореться и погаснуть контрольная лампа включения стояночного тормоза и неисправности тормозной системы.

Если лампа не загорелась, то возможно неисправен щиток приборов. Если лампа наоборот не гаснет при нормальном уровне тормозной жидкости, то неисправна цепь датчика положения рычага стояночного тормоза или датчика уровня тормозной жидкости, либо это также связано с неисправностью щитка приборов.

  1. Для проверки датчика отворачиваем крышку бачка главного тормозного цилиндра.

  1. Чистой резиновой грушей или медицинским шприцем откачиваем тормозную жидкость из бачка.

После понижения уровня ниже отметки MINI должна загореться контрольная лампа неисправности тормозной системы.

Во избежание попадания воздуха в тормозную систему не нажимайте педаль тормоза при низком уровне тормозной жидкости.

  1. Если контрольная лампа не загорелась, то необходимо убедиться в том, что неисправность не связана с повреждением цепи датчика. Для этого освобождаем фиксатор и отсоединяем от датчика колодку жгута проводов.

  1. Отрезком провода замыкаем выводы в колодке жгута проводов. Если лампа загорелась, щиток приборов и электрические цепи исправны. В противном случае проверяем соединительные провода, неисправность устраняем.
  2. Неисправный датчик уровня тормозной жидкости заменяется в сборе с бачком главного тормозного цилиндра.
  3. По окончании работы заполняем бачок новой тормозной жидкостью до отметки MAXI.

Главный тормозной цилиндр снабжен датчиком аварийного уровня тормозной жидкости. При понижении уровня тормозной жидкости этот датчик включает контрольную лампу в комбинации приборов. После устранения причины лампа гаснет.

Проверка и определение неисправностей

Проверка тормозной системы

Работоспособность тормозной системы проверяют на сухом, чистом и относительно гладком и ровном участке дороги. Проверку действительной эффективности работы тормозов невозможно провести при мокром, грязном, скользком состоянии дорожного покрытия, когда шины имеют неодинаковое сцепление с дорожным полотном. Проверка тормозов даст неправильные результаты также и в том случае, если имеется уклон дороги, так как вес автомобиля неравномерно распределен между колесами, или при неровной поверхности, когда колеса прыгают по поверхности. Проверьте эффективность торможения при различных скоростях движения автомобиля, при легком и сильном нажатии на педаль тормоза, однако, избегайте заклинивания тормозов и скольжения шин. Заклинивание тормозов и скольжение шин не являются признаком хорошей эффективности торможения, т.к. при вращении колес тормозной путь будет короче, чем когда колеса заблокированы. Сила трения между шинами и дорожным покрытием больше, если они вращаются, но сильно заторможены. Конструкция тормозной системы предотвращает заклинивание тормозов, за исключением очень резкого торможения.

Это сделано потому, что наименьший тормозной путь и лучшая управляемость автомобиля достигается тогда, когда не происходит блокирования тормозов. При резком торможении автомобиля возможно ощущение больших усилий, прикладываемых к тормозной педали.

Факторы, влияющие на работу тормозов

Неодинаковая поверхность контакта и сила сцепления шин с дорожным покрытием приводят к неравномерному торможению, а рисунки протектора на левой и правой шинах должны быть примерно одинаково изношены.

При неравномерной загрузке автомобиля для торможения колес с большей нагрузкой требуется большее усилие. Тяжело груженый автомобиль требует приложения большего усилия к тормозам.

3. Регулировка колес.

Плохая регулировка колес, в особенности излишний развал или схождение, приводят к неравномерному торможению.

Контрольная лампа тормозной системы

Тормозная система автомобиля оборудована контрольной лампой, расположенной в комбинации приборов. Если ключ зажигания находится в положении Start, контрольная лампа тормозной системы должна гореть. При возврате ключа зажигания в положение Run лампа должна погаснуть. Следующие причины приводят к загоранию контрольной лампы Brake тормозной системы.

1. Включенный стояночный тормоз. Если стояночный тормоз включен, и ключ зажигания находится в положении On, контрольная лампа должна гореть.

2. Низкий уровень тормозной жидкости. Низкий уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра приводит к загоранию контрольной лампы Brake.

Утечки в тормозной системе

При двигателе, работающем на частоте вращения холостого хода, и рычаге переключения передач, находящемся в нейтральном положении, нажмите и удерживайте с постоянным усилием педаль тормоза в нажатом состоянии. Если педаль начинает проваливаться, это говорит о возможной утечке в тормозной системе. Для подтверждения этого предположения осмотрите тормозную систему. Проверьте уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Небольшое понижение уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра может быть результатом большого износа тормозных колодок, резкое понижение уровня тормозной жидкости свидетельствует о наличии утечек в тормозной системе. Негерметичности в тормозной системе могут быть как внешние, так и внутренние. При проверке тормозной системы небольшие утечки могут быть не обнаружены. Если уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра нормальный, проверьте длину штока вакуумного усилителя. Если длина не отрегулирована, отрегулируйте или замените шток. Проверьте регулировки гидравлического и стояночного тормозов.

Проверка главного тормозного цилиндра

Эта проверка не гарантирует обнаружение всех неисправностей главного тормозного цилиндра.

1. Проверьте наличие трещин в корпусе главного тормозного цилиндра и следов утечки жидкости вокруг цилиндра. Об утечках свидетельствует только наличие жидкости в количестве не менее капли. Влажное состояние поверхности цилиндра не является ненормальным.

2. Проверьте отсутствие заедания хода толкателя педали тормоза и правильность регулировки длины штока. Если состояние этих элементов удовлетворительное, разберите главный тормозной цилиндр и проверьте состояние уплотнительных колец поршней. Они не должны быть набухшими или вытянутыми. Набухшие или вытянутые уплотнительные кольца свидетельствуют о плохой или загрязненной тормозной жидкости. Если в тормозную жидкость попала грязь, все компоненты тормозной системы должны быть разобраны и очищены от грязи. Все резиновые детали должны быть заменены, а все трубопроводы промыты.

Загрязненная тормозная жидкость или жидкость плохого качества

Тормозная жидкость несоответствующей марки, наличие в тормозной жидкости минеральных масел или воды могут привести к закипанию тормозной жидкости или повреждению резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы.

Набухание уплотнительного кольца свидетельствует о неудовлетворительном состоянии резиновых деталей тормозной системы. Об этом могут также свидетельствовать разбухшие уплотнительные кольца поршней рабочего тормозного цилиндра барабанного тормоза. Если очевидно, что резиновые детали находятся в неудовлетворительном состоянии, разберите систему гидравлического привода тормозов и промойте детали спиртом. Перед сборкой просушите все детали сухим сжатым воздухом для того, чтобы спирт не попал в гидравлическую систему тормозов. Замените все резиновые детали гидравлического привода, включая тормозные шланги. При работе с тормозами проверьте наличие тормозной жидкости на накладках тормозных колодок. Если накладки сильно загрязнены тормозной жидкостью, замените их.

Если уплотнения поршней главного тормозного цилиндра находятся в удовлетворительном состоянии, проверьте на наличие утечек тормозной жидкости или излишний нагрев главного тормозного цилиндра. Если эти симптомы присутствуют, слейте жидкость из тормозной системы, промойте гидравлический привод свежей тормозной жидкостью, заполните тормозной жидкостью и прокачайте гидравлический привод тормозной системы.

Обслуживание тормозной системы на автомобиле

Датчик стоп-сигнала

При замене датчика стоп-сигнала не увеличивайте длину толкателя для регулировки датчика. Длина толкателя регулируется в соответствии с другими требованиями. См. главу «Вакуумный усилитель тормозов».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если для регулировки работы датчика стоп-сигнала использовать регулировку длины толкателя педали тормоза, то толкатель может выпасть, что приведет к полному отказу гидравлического привода тормозной системы.

Для регулировки датчика стоп-сигнала конструкцией датчика предусмотрена собственная пошаговая регулировка. Регулировка датчика должна быть произведена во время его установки.

Снятие

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Снимите декоративную панель.

3. Отсоедините разъем от датчика стоп-сигнала.

4. Снимите датчик стоп-сигнала. Проверните датчик на 90° и извлеките из кронштейна.

Установка

1. Установите датчик стоп-сигнала в кронштейн, поверните на 90° для фиксации.

2. Подсоедините разъем датчика стоп-сигнала.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Не регулируйте работу датчика стоп-сигнала с помощью регулировки длины толкателя.

Регулировка

Нажмите педаль тормоза и вытяните толкатель датчика на максимальную длину. Отпустите педаль тормоза. Датчик стоп-сигнала теперь отрегулирован.

3. Установите декоративную панель.

4. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Проверка

Проверьте правильность работы датчика стоп-сигнала. При необходимости повторите регулировку.

ПРИМЕЧАНИЕ

Не используйте жидкости, содержащие нефтепродукты. Не используйте для хранения тормозной жидкости емкости, в которых хранились жидкости на основе нефтепродуктов, или емкости, содержащие остатки воды. Жидкости на основе нефтепродуктов приводят к набуханию и нарушению формы резиновых деталей гидравлического привода тормозной системы. Попадание воды в тормозную жидкость приводит к понижению температуры ее кипения, держите все емкости с тормозной жидкостью закрытыми для предотвращения ее загрязнения.

Современные автомобили оборудуют гидравлическим приводом тормозов, одним из недостатков которого является опасность внезапной утечки тормозной жидкости из привода, что может привести к аварии.
Установка на автомобиль индикатора уровня тормозной жидкости создает определенное удобство в эксплуатации и значительно повышает безопасность движения. Индикатор может быть установлен на все типы отечественных автомобилей с гидравлическим приводом тормозов и напряжением питания 12 В с минусом на массе, в гидросистему которых залита жидкость ГТЖА-2 “Нева” ТУ6-09-550-73. Если в гидросистеме используется другая марка тормозной жидкости, то номиналы элементов, естественно, будут отличаться от приведенных на схеме.

Принципиальная схема индикатора показана на рис. 1. Его основа-мультивибратор на транзисторах Т2 и Т3. Нагрузкой мультивибратора служит телефонный капсюль Тф1. Транзистор Т4 способствует более четкой фиксации рабочего состояния (открыт - закрыт) транзистора Т2.

Когда щуп-датчик в бачке погружен в тормозную жидкость, на базу транзистора Т1 поступает напряжение смещения, и он открыт. При этом база и эмиттер транзистора Т2 имеют одинаковый потенциал, и этот транзистор будет закрыт. В результате мультивибратор не работает, а телефон Тф1 обесточен. Диод Д1 защищает базу транзистора Т2. При понижении уровня тормозной жидкости в бачке щуп оказывается в воздухе. В результате этого транзистор Т1 закрывается, а транзистор Т2 открывается. Теперь мультивибратор будет работать с частотой, определяемой постоянной времени цепочки R5C1 (около 400 Гц). Звуковой сигнал предупреждает водителя об утечке или недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке.

Индикатор собирают на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита или гетинакса толщиной 1,5 мм. Чертеж печатной платы показан на рис. 2, а весь указатель в сборе - на рис. 3.

Использовать в индикаторе германиевые полупроводниковые элементы нежелательно ввиду их низкой термостабильности. Резисторы - МЛТ-0,25, конденсатор - МБМ. В качестве Тф1 можно использовать электромагнитный телефонный капсюль любого типа с сопротивлением обмотки 65-1600 Ом, например ТА-4. Телефонный капсюль крепят к печатной плате следующим образом. В крышке капсюля на диаметре 35 мм сверлят два отверстия диаметром 3,3 мм с зенковкой с внутренней стороны под потайную головку винта М3. Крышку капсюля закрепляют двумя винтами М3 на плате со стороны элементов, затем капсюль ввинчивают в крышку. Печатную плату с телефоном помещают в пластмассовый или металлический корпус.

Правильно собранный из кондиционных деталей индикатор, как правило, налаживания не требует. В отдельных случаях может понадобиться регулировка чувствительности подбором резистора R1. Частоту звучания регулируют изменением сопротивления резистора R5.

Рис. 4. Конструкция датчика индикатора (латунь Л62)

Датчик монтируют в пластмассовую крышку бачка для тормозной жидкости. Один из возможных вариантов конструкции датчика показан на рис. 4. Датчик изготовлен из латуни Л62. Длина датчика зависит от расстояния от крышки бачка до отметки минимального уровня тормозной жидкости в бачке. Для автомобиля ВАЗ-2101 она равна 33-35 мм. В случае, если при установке датчика будет закрыто вентиляционное отверстие в крышке бачка, рядом с датчиком необходимо просверлить отверстие диаметром 1,5 мм для сообщения внутренней полости бачка с атмосферой.

Если бачок для тормозной жидкости или трубопровод, идущий от бачка, металлические, то больше никаких доработок бачка делать не надо. Если же бачок и трубопровод сделан из неметаллических материалов (например, у автомобилей ВАЗ), то тормозную жидкость, находящуюся в бачке, необходимо электрически соединить с массой автомобиля. Для этого в бачке в любой точке ниже минимального уровня тормозной жидкости необходимо просверлить отверстие диаметром 4,1 мм, вставить в отверстие винт М4 с цилиндрической головкой, проложив с обеих сторон стенки бачка уплотняющие резиновые и металлические шайбы, и соединить винт с массой гибким многожильным проводом (МТБ, БПВЛ и др.) сечением 0,35-0,5 мм 2 .

Эта необходимость вызвана следующим. Хотя на отечественных автомобилях всех типов тормозная жидкость электрически соединена с корпусом автомобиля (металлический главный тормозной цилиндр, металлические трубопроводы и пр.), точка ее соединения в некоторых случаях находится далеко от датчика, поэтому электрическое сопротивление столба жидкости на участке датчик - корпус составляет единицы мегом. Так, в автомобилях ВАЗ полиэтиленовый бачок соединяется с главным тормозным цилиндром диэлектрическим трубопроводом, и сопротивление участка датчик - корпус в автомобилях этого типа оказывается настолько велико, что транзистор 77 не открывается. Для автомобилей “Москвич-408”, “Москвич-412” заземлять жидкость нет необходимости - бачок расположен непосредственно на главном тормозном цилиндре, и жидкость контактирует с корпусом близко от датчика, поэтому сопротивление этого участка невелико.

Замыкания по стенкам бачка между датчиком и корпусом не происходит ввиду большого сопротивления этого участка даже при максимально возможном наличии остатков жидкости на стенках. Кроме того, бачки, изготовленные из пластических масс, плохо смачиваются жидкостью, а стенки бачка расположены вертикально. Поэтому, как показал опыт, можно расположить в крышке бачка два датчика, и один из них соединять с корпусом. Однако расстояние между датчиками для большей надежности работы устройства не следует делать менее 15 мм.

В этом случае налаживание устройства сводится к выбору оптимальной чувствительности подбором резистора R1. В некоторых случаях при значительном остатке жидкости на крышке может незначительно измениться частота генерации мультивибратора.

При установке в крышку бачка двух датчиков можно использовать один и тот же индикатор для контроля уровня тормозной жидкости в бачке и охлаждающей жидкости в радиаторе. Для этого в радиатор (или в расширительный бачок) устанавливают аналогичный датчик, изолированный от корпуса, и все датчики соединяют последовательно: один датчик в крышке бачка для тормозной жидкости соединяют со входом индикатора, другой - с датчиком уровня жидкости в радиаторе. При падении уровня жидкости в бачке или в радиаторе цепь размыкается, и индикатор предупреждает об этом звуковым сигналом.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
Т1,Т2 Биполярный транзистор

КТ203А

2 В блокнот
Т3,Т4 Биполярный транзистор

КТ315А

2 В блокнот
Д1 Диод

Д220

1 В блокнот
С1 Конденсатор 0.05 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор

24 кОм

1 0.25 Вт В блокнот
R2 Резистор

220 Ом

1 0.25 Вт

Если сядет батарея и вы не сможете завести автомобиль, обычно можно найти другой способ передвижения. Но если не удастся вовремя остановить машину, дело кончится травмами или даже смертью для водителя и пассажиров. Нет возможности установить электронный контроль за всеми параметрами тормозной системы. Однако за уровнем тормозной жидкости можно следить с помощью схемы, которая подаст сигнал, как только уровень жидкости станет ниже установленного.

Схема, показанная на рис.1, есть, вероятно, простейший путь в этом направлении. Контроль за уровнем тормозной жидкости ведется на основе измерения сопротивления между металлической емкостью и датчиком, которое при нормальном уровне жидкости составляет примерно 20 кОм. Это недорогой способ слежения за уровнем тормозной жидкости.
Работа схемы. Датчики Р1 и Р2 представляют собой тонкие стержни, опущенные в тормозную жидкость и изолированные от главного тормозного цилиндра. Через резисторы R1 и R2 подается смещение на транзисторы Q2 и Q2. Если уровень тормозной жидкости нормальный, то большая часть тока смещения стекает на землю через жидкость и ни один из транзисторов не открывается. Все сигнализаторы остаются выключенными. Как только уровень жидкости в одном из резервуаров опустится ниже конца датчика, на базе соответствующего транзистора возникнет смещение. Открывшись, он зажжет светодиод, а смещением ка базе Q3 включит звуковую сигнализацию.
Номиналы резисторов R1 и R2 могут отличаться друг от друга, поскольку это зависит от коэффициента усиления транзистора и сопротивления между датчиком и корпусом емкости с тормозной жидкостью.
Монтаж и эксплуатация схемы. Для этой схемы также можно использовать любой вид конструкции, какой вас устроит. Единственной относительно критической частью в сборке этой схемы является монтаж двух датчиков. Очистите то место, где будут укреплены датчики. В качестве изолятора используйте небольшое количество эпоксидной или силиконовой смолы. Датчики должны быть погружены в жидкость достаточно глубоко с тем, чтобы схема не срабатывала при расплескивании жидкости во время езды. После того как определите подходящее расположение датчиков, приклейте их эпоксидной смолой.
Чтобы смещение на базах транзисторов еще не открывало их, резисторы R1 и R2 должны быть достаточно большого номинала. Начальное сопротивление может быть около 330 кОм. После включения питания измерьте напряжение на базах транзисторов. Если оно будет ниже 0,15 В, резисторы подобраны правильно. Проводя подбор резисторов, контролируйте, чтобы датчики были погружены в жидкость на глубину по крайней мере 1,2 см. После того как завершите подбор резисторов, медленно поднимите крышку главного цилиндра и заметьте момент, когда срабатывает схема. Если это произошло слишком быстро и до того момента, как датчики вышли наполовину из жидкости, номинал резистора следует увеличить.
Максимальную величину резистора удобно определять с помощью магазина сопротивлений. Он подключается вместо одного из резисторов R1 или R2. Датчики вынимают из тормозной жидкости и, начиная со значения 220 кОм, увеличивают сопротивление моста. То сопротивление, при котором отключится индикация (светодиод и звук), будет верхней границей номинала подбираемого резистора. Конкретное его значение определяется, исходя из максимального напряжения на базе транзистора и показаний моста сопротивлений. Разместите светодиоды вблизи себя, чтобы при срабатывании звукового сигнализатора светодиоды показывали, где понижен уровень тормозной жидкости. Если вы не хотите визуальной индикации, то удалите светодиоды, а резисторы R3 и R4 соедините напрямую с положительной шиной питания.

Эта схема еще проще, чем первая, но работает только в случае неметаллического главного цилиндра тормозной системы. На рис.2 показана схема устройства. На поплавке, плавающем на поверхности жидкости, укреплен маленький магнит. Он должен находиться вблизи от язычкового выключателя, закрепленного на крышке контейнера. Когда уровень жидкости высок, магнит держит контакты замкнутыми, при этом горит светодиод, а звуковой сигнализатор молчит. Как только уровень тормозной жидкости опустится ниже безопасного, разомкнутся контакты магнитного выключателя и ток пойдет на звуковой сигнализатор.
Сборка и эксплуатация схемы. Уж очень проста эта схема, чтобы нужно было еще давать советы по ее сборке. Главное здесь - аккуратное соединение деталей проводами. Для размещения деталей подойдет любой пластмассовый корпус. Для всех внутренних соединений можно использовать любой подходящий провод. Для поплавка можно взять любой легкий материал (пробку, дерево и т.п.), который мог бы плавать и не вступал бы в реакцию с тормозной жидкостью. Вырежьте из него круг так, чтобы он входил в резервуар с зазором 0,6 см по краю. Если резервуар имеет иную, чем круг, форму, форма поплавка должна ей соответствовать. Достаточно сильный и легкий ферритовый магнит прикрепите по центру наверху поплавка. Для этого хорошо использовать эпоксидную или силиконовую смолу.

Для контроля автомобиля во время движения нужны датчики, которые информируют о работе тех или иных систем машины и их неисправностях. Для выявления отказов ламп – реле диагностики. Беда, постигшая контролируемую систему, отображается на панели приборов – вспыхнет соответствующий символ.

Датчики уровня жидкостей

Уровень масла в двигателе, жидкости в бачках омывателей (омывайки), тормозной жидкости или антифриза (тосола) контролируют бесхитростно. Ключевая деталь – поплавок. Остальное – не менее просто. На рисунке ниже показан датчик уровня тосола в расширительном бачке. По нижней «направляющей» корпуса скользит вверх-вниз кольцеобразный поплавок, в котором размещен магнит. Внутри корпуса упрятан геркон (герметичный контакт), управляемый этим магнитом. Понизился уровень – контакты включились, цепь замкнулась – вспыхнул символ «градусник».

Схема измерения уровня охлаждающей жидкости : 1 – геркон; 2 – магнитный поплавок; 3 – корпус.
В измерителях температуры охлаждающей жидкости используются свойства металлов и полупроводников менять сопротивление при изменении температуры окружающей среды. При изменении температуры ток, проходящий через датчик, изменяется. Это вызывает отклонение стрелки контрольного прибора.

Датчик уровня тормозной жидкости еще проще: поплавок с плавающим «пятачком» и два контакта, которые замыкаются в случае потери жидкости.


Схема измерения уровня тормозной жидкости : 1 – поплавок; 2 – контакты.

Простота конструкции не всегда сродни безотказности. Например, многие жалуются на капризы датчика уровня масла: то перекосится поплавок, то залипнет… Последнее характерно и для «проверенного временем» датчика тормозной жидкости: он очень боится пыли.

Контрольные измерители

Износ колодок машины контролируют просто. Датчик – пластиковая вставка во фрикционной накладке, внутри нее – сердечник из мягкого металла (он не должен «царапать» тормозной диск), к сердечнику от блока индикации идет провод, на него подан «плюс». Когда износ накладки достигнет максимального , тормозной диск войдет в контакт с датчиком износа, при замыкании электрической цепи на блоке индикации вспыхнет стилизованное изображение колодок. Слабое место электрической цепи – провод к данному устройству, который ничем не прикрыт и страдает от грязи (реагентов) с дороги и последующей коррозии.


Схема контроля износа тормозной колодки : 1 – датчик; 2 – колодка; 3 – тормозной диск.
Исправность ламп «габаритов» и стоп-сигнала контролирует реле диагностики (или реле «опроса»). Оно срабатывает в зависимости от величины тока, потребляемого лампами. Если хотя бы одна погасла (нет контакта или перегорела нить), уменьшается ток в обмотке реле, оно срабатывает – включает изображение перечеркнутой лампочки.

Незакрытые двери: схемы контроля на разных моделях автомобилей могут иметь отличия, напрямую связанные с устройством электрооборудования. Проще всего было сделано на «жигулях». Концевые выключатели всех дверей запараллелены, контрольная лампочка встроена в щиток приборов. Если хотя бы один «концевик» замкнут (дверь не закрыта), вспыхнет контрольная лампа на щитке, а одновременно с нею плафон в салоне, если его выключатель находится в соответствующем положении.


Схема контроля закрытых дверей : 1 – концевые выключатели; 2 – контрольная лампа; 3 – лампа освещения салона.
Несколько сложнее вариант, когда концевые выключатели также соединены, но освещение салона управляется через иммобилайзер (плафон гаснет спустя 4–5 секунд после закрытия последней двери либо немедленно после включения зажигания). Такая система может доставить немало хлопот установщикам сигнализаций.

Самый мудреный вариант – на «десятке» ВАЗ. От выключателя каждой двери протянута линия к блоку индикации. Преимущества очевидны: на ходу выяснить, что неплотно закрыта какая-то дверь. Остальное просто: выйти из машины и захлопнуть дверь.