Гигиеническая ванна грудного ребенка алгоритм. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.

Цель: гигиенический уход.

Показания: для очищения кожи.

Противопоказания: повышение температуры тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи.

Оснащение: ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка), водяной термометр, вода (t - 36-37), кувшин с теплой водой (t - 36 -36,5) для ополаскивания ребенка, простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка, для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки и т.д.

Примечание:

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

До 6 месяцев ребенка купают ежедневно;

С 6 месяцев - через день;

До 2 лет - 2 раза в неделю;

С 2 лет -1 раз в неделю;

Летом следует купать детей чаще.

2.Температура воды:

для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

Старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3.Продолжительность ванны:

Для детей первого года 5-7 минут;

На втором году жизни 8-10 минут;

Старше 2-х лет 10-20 минут.

4.Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке;

5.Лицо водой из ванны не моют;

6.Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя;

7.Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном;

8.Детей до 2-х месяцев купают в кипяченой воде.

Подготовка к процедуре:

1.Вымойте ванночку теплой водой с мылом

Ополосните ее горячей водой;

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

Вымойте ванночку горячей водой с мылом и щеткой;

Обработайте ванночку 0,5% р-ром хлорамина;

Ополосните ванночку горячей водой;

2.Налейте в ванну воду температурой 36,5-37 градусов (проверьте термометром);

3.Вымойте руки.

Выполнение процедуры:

1.Заверните ребенка в пеленку:

Уложите ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка;

Поддерживая правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузите ребенка в воду (сначала ягодицы, потом ноги, затем спина и выше);

2.Правой рукой мойте последовательно, постепенно снимая пеленку:

Волосистую часть головы, по направлению спереди назад,

Туловище спереди и сзади,

ЗАПОМНИТЕ! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

3.Облейте ребенка чистой водой 36-36,5 градусов из кувшина.

4.Заверните ребенка в полотенце.

Окончание процедуры:

5. Обсушите кожу промокательными движениями.

6. Оденьте ребенка в чистую одежду соответственно возрасту.

Инфекционный контроль:

1.Обработать ванночку 1% р-р хлорамина.

2.Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

Кормление недоношенного ребенка через зонд .

Обеспечение полноценного питания ребенку;

Обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет

Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина

Набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость "чистая ветошь", лоток для использованного материала, кастрюля с водой.

Мед.сестра работает в маске!

Подготовка к процедуре

1. Рассчитайте необходимое количество молока (молочной смеси),

2. Вымойте руки с антисептическим мылом,

3. Налейте в чистую бутылку молоко,

4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:

Прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,

Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,

5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,

6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,

7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,

8. Вымойте руки, наденьте перчатки,

9. Возьмите одноразовый зонд:

Измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,

Сделайте отметку на зонде,

Положите зонд в стерильный лоток,

Возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.

10. Наберите молоко в шприц:

Возьмите в левую руку зонд,

Откройте зонд,

Заполните зонд молоком,

Отсоедините шприц, положите в лоток,

Закройте зонд заглушкой или зажимом.

11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.

Выполнение процедуры

12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,

13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.

ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!

14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:

Введите медленно молоко в желудок

Отсоедините шприц и положите в лоток

Ребенка взять на руки и подержать вертикально (недоношенных – на бочок в кроватку с приподнятым головным концом, не придавать вертикальное положение).

15. Дать ребенку О²

16. Использованный зонд, шприц, зажим, фартук, перчатки продезинфицировать.

Кормление ребенка из бутылочки .

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.

Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса

Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.

Мед. сестра работает в маске!

2. Вымойте руки,

3. Возьмите чистую бутылочку,

4. Налейте в бутылочку молоко:

Закройте бутылочку стерильным ватным шариком.

5. Возьмите кастрюлю:

Положите на дно ветошь,

Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.

6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.

7. Возьмите бутылочку из кастрюли:

Уберите шарик в лоток для использованного материала.

8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.

Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.

9. Наденьте соску на бутылочку.

10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.

11. Поставьте бутылочку на стол.

12. Возьмите ребенка на левую руку,

13. Сядьте удобно на стул,

14. Положите пеленку на грудь ребенка,

15. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью.

16. Ребенок должен плотно охватить соску губами

17. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.

18. Оботрите губы ребенка пеленкой:

Подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания

Положите ребенка в кроватку на бочок.

Инфекционный контроль:

1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой, кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом.

2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой.

3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.

4. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Кормление ребенка с ложечки .

Вымыть руки.

Одеть на ребенка нагрудник.

Взять ребенка на руки.

Приготовить пюре (др. пищу), зачерпнуть ½ ложки пищи.

Осторожно влить в рот ребенка содержимое ложки, убедиться, что ребенок проглотил пищу.

Таким образом дать ребенку весь объем приготовленной пищи.

После кормления осмотреть рот ребенка и убедиться, что во рту не осталось пищи.

Снять нагрудник, подержать ребенка вертикально до пустой отрыжки и уложить в кроватку на бок.

  • II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  • II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  • III. Организация проведения технического освидетельствования
  • Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия*;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, распо­ложенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после за­живления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания толь­ко с помощью термометра

    (не допускается определе­ние температуры воды путем погружения локтя в воду).

    Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

    * вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
    2. Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
    3. Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности проведения процедуры
    4. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки Обеспечение инфекционной безопасности
    5.Обработать внутреннюю поверх­ность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополос­нуть кипятком Обеспечение инфекционной безопасности
    6. Протереть пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и поло­жить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка
    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на бо­ковые стенки ванночки) Создание комфортных условий Сохранение правильного поло­жения пеленки в ванночке
    8.Положить в ванну водный термо­метр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание: а) при заполнении ванны водой че­редовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раство­ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды Профилактика ожогов у ребен­ка Обеспечение безопасности ребенка Исключение образования водя­ного пара в большом количестве
    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кув­шине остывает на 1-2" С и обес­печивает закаливающий эффект
    10.Раздеть ребенка (при необходи­мости подмыть под проточной во­дой) Подготовка ребенка к процеду­ре
    11.Сбросить одежду в мешок для гряз­ного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды
    Выполнение манипуляции
    1. Взять ребенка на руки, поддержи­вая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра Наиболее удобная фиксация ребенка
    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, за­тем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии со­сков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продол­жая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребен­ка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ре­бенка Наиболее удобная фиксация ма­лыша при проведении процеду­ры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка
    3. Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намы­лить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затыл­ку) – шея – туловище – конечнос­ти (особенно тщательно промыть ес­тественные складки кожи). Послед­ними обмыть половые органы и межъягодичную область Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса ин­фекции из наиболее загрязнен­ных участков кожи на другие ее поверхности
    4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кув­шина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника Достижение инфекционной бе­зопасности Уменьшение вероятности попа­дания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта
    5.Накинув полотенце, положить ре­бенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промо­кательными движени-ями Предупреждение переохлажде­ния Обеспечение безопасности ре­бенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка
    Завершение манипуляции
    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой Предупреждение появления оп­релостей
    2. Одеть ребенка и уложить в кро­ватку Обеспечение комфортного со­стояния
    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обя­зательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполос­нуть ее Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

    Примечание: - первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;


    В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    Мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

    Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

    Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

    Техника безопасности:

    Не оставлять ребенка без присмотра,

    Устойчивое положение детской ванны для купания

    Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

    Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

    Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

    Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

    Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

    Продолжительность купания не более 5-10 минут.

    Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

    Подготовка пациента:

    Раздеть ребёнка в кровати

    При необходимости подмыть ребёнка

    Оснащение:

    Детская ванна для купания ребёнка

    Водный термометр

    Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

    Детское мыло, детский шампунь

    Чистая пелёнка или подставка в ванну

    Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

    Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

    - Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

    Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

    Лоток для сброса, использованных шариков материала

    - Ёмкость для сброса, использованного белья.

    - Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

    - Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

    Последовательность действий:

    Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

    1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
    2. Вымойте ванну горячей водой.
    3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
    4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
    5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
    6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
    7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
    8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
    9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
    10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
    11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
    12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
    13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
    14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
    15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
    16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
    17. Дайте попить ребёнку.
    18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

    Примечание:

    1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

    Манипуляция №14

    Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

    Графическая запись

    Цель: диагностическая.

    Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

    Противопоказания: нет.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

    Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

    Подготовка пациента:

    Оснащение:

    • Медицинский термометр
    • Лоток с дез. раствором
    • Температурный лист, ручка.

    Последовательность действий:

    1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

    2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

    3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

    4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

    5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

    6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

    7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

    8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

    9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

    10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

    Примечание.

    1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
    2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
    3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
    4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
    5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
    6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

    Манипуляция № 15

    Определение частоты дыхательных движений,

    Измерение артериального давления.

    Исследование пульса.

    Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

    Показания: согласно назначению врача.

    Противопоказания: нет.

    Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

    Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

    Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

    Оснащение:

    • Секундомер или часы с секундной стрелкой
    • Фонендоскоп
    • Температурный лист, ручка

    Последовательность действий:

    1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
    2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
    3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
    4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
    5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
    6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

    Примечание:

    1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

    на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

    Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

    у более старших 1: 3,5-4

    у взрослых 1: 4

    1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
    2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
    3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

    в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

    Возрастные нормы ЧДД

    Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.

    Частота купания детей:

    В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
    - с 6 мес до 1,5 лет - через день;
    - до 3-х лет - 2 раза в неделю;
    - старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.

    Температура воды в ванной:

    В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
    - до 6 мес.- 36,5-37 С;
    - с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.

    Продолжительность принятия ванны:

    До 12 месяцев - 5-10 минут
    - с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
    - после 2-х лет - 10-15 минут

    Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.

    Поэтапность процедуры:

    1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;

    2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.

    В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.

    3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;

    4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;

    5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;

    7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.

    Следует помнить, что:

    Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;

    После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;

    Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.

    Возможные проблемы:

    У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
    Рекомендации: искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;

    Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
    Рекомендации: смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;

    Если на коже малыша появились элементы потницы.
    Рекомендации: в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.