Простая электросхема сигнализатора перегорания лампы ав. Сигнализация, предупреждающая о перегорании фары автомобиля

Общая схема электрооборудования автомобиля


Контрольные приборы, звуковой сигнал, электродвигатели, радиоприемник и другие приборы, не имеющие индивидуальной (встроенной) защиты, защищаются плавкими предохранителями.

Рис. 1. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ -130: 1 - реле-регулятор, 2 - генератор, 3 - амперметр, 4 - аккумуляторная батарея, 5 - реле стартера, 6 - стартер СТ130-А1, 7 - замок зажигания, 8 - сопротивление добавочное, 9- катушка зажигания, 10- коммутатор транзисторный, 11 - распределитель, 12 - свеча зажигания, 13 - блок биметаллических предохранителей, 14 - переключатель электродвигателя отопителя, 15 - сопротивление электродвигателя отопителя, 16 - электродвигатель отопителя, 17 - реле-прерыватель указателей поворота, 18 - фонарь контрольной лампы, 19 - фонарь контрольной лампы аварийного перегрева воды, 20 - датчик температуры, 21 - указатель уровня топлива, 22 - датчик указателя уровня топлива, 23 - указатель температуры воды, 24 - датчик указателя температуры воды, 25- фонарь контрольной лампы аварийного падения давления масла, 26--контакт манометра, 27- переключатель указателей поворота, 28 - выключатель сигнала торможения, 29, 30 - фонари задние, 31-подфарник, 32 - фара, 33 - переключатель света, 34 - фонарь подкапотный, 35 - выключатель плафона, 36 - плафон, 37 - переключатель света ножной, 38 - патрон контрольной лампы дальнего света фар, 39 - патроны ламп освещения приборов, 40 - предохранитель биметаллический, 41 - розетка штепсельная, 42-сигнал звуковой, 43 - кнопка звукового сигнала (входит в комплект рулевой колонки), 44 - розетка штепсельная, 45 - фонарь повторителя указателя поворота

Цепи зажигания и пуска не защищаются от коротких замыканий, чтобы не снижать их надежность в эксплуатации.

Тепловые предохранители подразделяют на предохранители многократного и однократного действия. При перегрузке или коротком замыкании в цепи контакт предохранителя многократного действия пульсирует, включая и выключая цепь. Контакты предохранителя однократного действия в этих случаях размыкаются. Включают предохранитель (замыкают контакты) нажатием кнопки.

Плавкие вставки предохранителей заменяют после устранения причин, вызвавших короткое замыкание. При замене плавкой вставки используют проволоку только соответствующего сечения. Например, при максимальном токе предохранителя 10 А медный луженый провод плавкой вставки должен иметь диаметр 0,26 мм (для 15 А соответственно 0,37 мм). Категорически запрещается применять более толстую проволоку («жучки») или заводские предохранители, рассчитанные на больший номинальный ток.

С целью предупреждения неисправностей электропроводки рекомендуется:
— периодически очищать провода, винтовые и штекерные клеммы от грязи и влаги;
— уделять особое внимание состоянию винтовых и штекерных соединений, не допуская их коррозии, окисления и ослабления соединений. Для предупреждения окисления контактных поверхностей соединений используется смазка литол и т. п.;
— регулярно проверять падение напряжения на участках цепей и контактных соединениях основных потребителей электроэнергии.

Большая часть неисправностей электрооборудования автомобилей возникает вследствие несвоевременного и некачественного технического обслуживания.

Основными неисправностями в бортовой сети являются:
— обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии;
— чрезмерное снижение напряжения в цепи источников и потребителей электрической энергии;
— короткое замыкание проводов и изолированных деталей и узлов приборов на корпус (массу) автомобиля.

Поиск причины неисправности целесообразно начинать с проверки рукой надежности крепления наконечников проводов на выводах электрических устройств, ибо значительная часть неисправностей в системе электрооборудования возникает при ослаблении крепления этих наконечников. При этом повышается сопротивление в цепи, увеличивается температура выводов, а при движении автомобиля вследствие вибрации даже нарушается контакт в цепи.

Обрыв в цепи источников и потребителей электрической энергии возникает вследствие расплавления плавкого предохранителя, размыкания контактов в термобиметаллическом предохранителе, разрыва проводов, непрочного крепления наконечников проводов на выводах, нарушения контакта в штекерном соединении проводов, нарушения контакта в выключателях и переключателях, обрыва цепи в потребителях (перегорание нити накаливания в лампе, перегорание дополнительного резистора или обмотки электродвигателя и т. п.).

В связи с широким применением электроники на автомобилях большое распространение получили плавкие предохранители, которые устанавливаются в отдельных колодках или блоках. При поиске неисправности в цепи удобно пользоваться схемами и таблицами с перечнем потребителей, защищенных пронумерованными предохранителями (таблицы приведены в заводских инструкциях по эксплуатации автомобиля). Для того чтобы убедиться в исправности предохранителя, необходимо включать поочередно потребители, защищенные этим предохранителем. Если хотя бы один потребитель работает, предохранитель исправен.

Если расплавилась вставка предохранителя, то перед заменой ее новой необходимо устранить неисправность, вызвавшую расплавление вставки. Если нет запасной вставки, можно к контактам вставки припаять медный провод диаметром 0,18 мм на силу тока 6 А, 0,23 мм - на 8 А; 0,26 мм - на 10 А, 0,34 мм - на 16 А, 0,36 мм - на 20 А.

Перед установкой новой вставки необходимо подогнуть клеммы держателя, что обеспечит надежный контакт в соединении вставки и держателя. На примере несложной схемы электрооборудования автомобиля ГАЗ -бЗА рассмотрим поиск обрыва проводов и других неисправностей бортовой сети (рис. 2). Например, не горят лампы фар.

Рис. 2. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ -63А: 1 -датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 2- датчик указателя манометра давления масла в системе смазки; 3- прерыватель-распределитель; 4 - транзисторный коммутатор; 5 - датчик сигнализатора перегрева двигателя; 6 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя; 7 - дополнительные резисторы; 8- реле включения стартера; 9- прерыватель указателей поворота; 10 - контрольная лампа включения дальнего света фар; 11 - подкапотная лампа; 12 - переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 13-переключатель указателей поворота; 14 - выключатель стоп-сигнала; 15 - ножной переключатель света; 16 - центральный переключатель света; 17-штепсельная розетка для переносной лампы; 18, 19 - термобиметаллические предохранители; 20-выключатель зажигания; 21 - электродвигатель отопителя; 22 - выключатель лампы плафона; 23 - датчик уровня топлива; 24 - лампы освещения контрольно-измерительных приборов; 25 - штепсельная розетка прицепа

Рассмотрим путь тока в цепи фар. Плюсовый вывод аккумуляторной батареи - клемма тягового реле стартера - амперметр - клемма «АМ» выключателя зажигания 20 - предохранитель 18-клемма «1» главного переключателя света 16 - клемма «4» переключателя 16 - клемма ножного переключателя света 15 - выводная клемма ножного переключателя (одна из двух в зависимости от положения переключателя) - клемма соединительной панели (колодки) - нить накаливания ламп фар - корпус автомобиля - минусовый вывод аккумуляторной батареи.

Для определения обрыва в этой цепи подключают один провод от контрольной лампы* или вольтметра на корпус автомобиля, а концом другого провода касаются поочередно клемм потребителей, приборов, переключателей и соединительных панелей, входящих в эту цепь, начиная от плюсового вывода аккумуляторной батареи, в последовательности рассмотренного пути тока. Перед подключением контрольной лампы на клемму «4» главного переключателя света нужно установить рукоятку переключателя в положение II. При подключении контрольной лампы к выводу ножного переключателя необходимо 2-3 раза нажать на его шток.

Когда контрольная лампа погаснет (или стрелка вольтметра отклонится к нулю), это укажет, что цепь имеет обрыв на участке от предыдущего места касания провода контрольной лампы (вольтметра) до этого места проверяемой цепи.

Обрыв провода можно определить и другим способом. Для этого нужно отсоединить концы проверяемого провода и подключить его последовательно с лампой (или вольтметром) к аккумуляторной батарее. При наличии обрыва контрольная лампа не будет гореть.

В случае необходимости проверяют исправность ламп, не вынимая их из фар. Для этого проводником соединяют плюсовый вывод аккумуляторной батареи с соответствующей клеммой соединительной панели, к которой подключены проводники от проверяемых ламп. Исправная лампа будет гореть.

При исправной лампе в фаре, она, как и контрольная, будет гореть с неполным накалом. Контрольная лампа горит с полным накалом в случае замыкания на корпус электрической цепи в фаре.

Внимание!

Категорически запрещается проверка исправности цепей потребителей электрической энергии автомобиля «на искру», т. е. замыканием провода на корпус, так как даже кратковременное короткое замыкание может вызвать повреждение полупроводниковых приборов электрооборудования, печатных плат монтажных блоков и т. п.

Недопустимое падение напряжения в цепях потребителей создается вследствие увеличения сопротивления в местах крепления наконечников проводов на клеммах источников и потребителей электрической энергии, приборов, соединительных панелей, а также в штекерном соединении проводников. Сопротивление возрастаетиз-заокисления контактирующих поверхностей деталей, а также нарушения прочности крепления наконечников проводов.

Например, при окислении выводов аккумуляторной батареи и наконечников стартерных проводов, на выводах батареи вследствие резкого увеличения сопротивления в цепи, даже при исправном состоянии стартера и батареи, значительно снижается сила тока в цепи, а поэтому уменьшается крутящий момент на шестерне привода стартера и частота вращения якоря. В результате не обеспечивается пусковая частота вращения коленчатого вала двигателя и он не пускается.

Другой пример. В случае нарушения контакта в соединении проводов на выводах, окисления или неплотного прилегания контактов в переключателях света лампы не горят или значительно снижают силу света. Аналогичные явления создаются и в других цепях бортовой сети автомобиля. Как правило, в местах ослабленного крепления проводов увеличивается нагрев, что служит признаком этой неисправности. Повышение температуры деталей ускоряет их окисление. Падение напряжения в вольтах в различных цепях потребителей электрической энергии определяют так. Сначала замеряют напряжение на выводах аккумуляторной батареи, затем, например, на клеммах соединительных панелей в цепи освещения и световой сигнализации. Разность напряжения на источнике и на клеммах соединительных панелей и будет величиной падения напряжения в исследуемой цепи.

Допустимое падение напряжения в электрической цепи фар, подфарников, указателей поворота, ламп световой сигнализации не должно быть более 0,9 В для 12-вольтной и 0,6 В-для 24-вольтной системы. На каждом клеплении наконечников проводов падение напряжения не должно превышать 0,1 В.

Замыкание проводников и деталей аппаратов и устройств электрооборудования на корпус автомобиля возникает из-за разрушения изоляции при механическом или тепловом повреждении ее. Так как проводники, соединяющие источники и потребители электрической энергии, обладают очень малым сопротивлением, то при замыкании их на корпус автомобиля по ним пойдет ток большой силы, вследствие чего предохранитель разомкнет цепь. Если она предохранителем не защищена, то происходит разрушение изоляции и плавление проводников и тепловое повреждение амперметра. При этом может возникнуть пожар.

Для определения замыкания провода на корпус автомобиля необходимо отсоединить концы проверяемого провода от выводов и присоединить один его конец последовательно с лампой или вольтметром к плюсовому выводу аккумуляторной батареи. При наличии замыкания на корпус лампа будет светиться (тускло или ярко в зависимости от степени замыкания), а стрелка вольтметра будет показывать напряжение на выводах аккумуляторной батареи.

Отказ в работе потребителей электрической энергии, подключенных к групповому термобиметаллическому предохранителю, чаще всего происходит из-за размыкания его контактов при замыкании этой цепи на корпус автомобиля. Для проверки следует нажать на кнопку этого предохранителя, и если его контакты разомкнутся вновь, то в цепи подключенных потребителей имеется замыкание на корпус автомобиля. В этом случае надо выключить потребители, нажать на кнопку включения предохранителя, а затем поочередно включать потребители. Исправные потребители будут работать. Если при включении какого-либо потребителя произойдет размыкание контактов предохранителя, то в цепи этого потребителя имеется замыкание на корпус.

На многих современных автомобилях в бортовой сети устанавливается монтажный блок, в котором смонтированы все предохранители и большая часть различных реле. На рис. 3 изображен монтажный блок 17.3722 автомобиля ВАЗ -2108, в котором установлены предохранители (Пр1 - Пр16) и реле (К1 -КН). Здесь же имеются резисторы R1 и R2, диоды Д1 и Д2 типа КД215А, диоды ДЗ, Д4 и Д5 типа КД105Б. На блоке имеется 11 штекерных колодок (Ш1-Ш11) для подсоединения пучков проводов.

Рис. 3. Монтажный блок предохранителей и реле 17.3722 автомобиля ВАЗ -2108:

Рис. 4. Схема внутренних соединений

Если в случае возникновения неисправности есть необходимость проверить соответствующую цепь в монтажном блоке, надо по общей схеме электрооборудования автомобиля или схеме питания неисправного потребителя найти номера входов и выходов этой цепи в монтажном блоке. По схеме монтажного блока (рис. 4) можно проследить коммутацию этой цепи внутри блока. Затем, пользуясь рис. 3, б, найти на блоке эти колодки и штекеры и с помощью контрольной лампы или омметра проверить цепь. Так как в некоторые цепи включены диоды, «+» источника тока, контрольной лампы или омметра подключается к входу, а «-» - к выходу цепи. Если в проверяемую цепь входят предохранитель или реле, то для проверки цепи необходимо сначала проверить предохранитель, а вместо реле установить перемычки: одну вместо контактов и другую вместо катушки.

Запись, например, Ш1-2 означает: штекерная колодка № 1, вывод № 2. Запись К1.15-К11 в столбце «Контакты…» означает, что нужно соединить между собой перемычкой штекеры «15» и «1» гнезда реле К1. Перемычки можно установить и вместо неисправного реле.

Например, нужно проверить цепь ламп стоп-сигнала на автомобиле ВАЗ -2108. Найдя на общей схеме электрооборудования выключатель стоп-сигнала, видим, что к нему подходят два провода: белый и красный (пурпурный). Первый из них входит в колодку Ш4, второй - в колодку Ш2.

Рис. 5. Проверка монтажного блока контрольной лампы и омметром

Там же или по отдельным монтажным схемам, приведенным обычно в руководствах по ремонту, видим, что белый провод подключается к выводу №10, а красный - к №3. По схеме коммутации монтажного блока, также имеющейся в руководствах по ремонту, находим, что с вывода Ш4-10 подается питание и он, в свою очередь, через предохранитель Прб связан с замкнутыми выводами Ш8-5, Ш8-6 и Ш8-7, два из которых служат для подвода питания от генератора (аккумулятора). Там же находим, что через вывод Ш2-3 и далее Ш9-14 ток подается к лампам в задних фонарях.

Если предохранитель исправен (обычно в этом надо убедиться сразу, пользуясь таблицей предохранителей, находящейся, например, в «Руководстве по эксплуатации автомобиля»), подключаем контрольную лампу (рис. 5) к выводам Ш4-10 и Ш8-7 (Ш8-5, Ш8-6). Аналогично проверяем цепь монтажного блока между выводами 1JJ2-3 и Ш9-14. Если в цепи имеется обрыв, нужно разобрать блок и спаять оборванный участок платы (можно подпаять параллельно ему проводник) или заменить печатные платы.

Другой пример: нужно проверить в монтажном блоке цепь ближнего света правой фары ВАЗ -2108. По таблице предохранителей находим, что нить ближнего света этой фары защищена предохранителем Пр 16. На рис. 4 видно, что этот предохранитель с одной стороны имеет выход на щ5-6 и Ш7-4 (пустой), а с другой стороны связан через контакты реле КН с питанием (выводы Ш8-7, Ш8--5, Щ8-6, как и в предыдущем примере). В свою очередь, катушка реле КП связана с выводом Ш4-12 (на подру-левой переключатель света) и массой блока - выводы ШЗ-5 и Ш10-5.

Для проверки этих цепей вместо реле ставим две перемычки: 30-87; 85-86. Затем подключаем омметр к выводам Ш8-7 (Ш8-5, Ш8-6) и Ш5-6. Сопротивление должно быть близким к нулю. Аналогично подключаем омметр к выводам Ш4-12 и ШЗ-5 (Ш10-5).

Очевидно, что применение в первом примере контрольной лампы, а во втором омметра равнозначно.

На автомобиле для проверки исправности реле, например, К11 его можно заменить аналогичным, например К5. Если после замены реле фары будут включаться, то блок исправен, а замененное реле неисправно. Вместо неисправного реле можно оставить перемычку, но следует учитывать, что в этом случае будут перегружены контакты переключателя фар, что вызовет их окисление. Детальная проверка различных реле описана в соответствующих разделах книги.

Источники и потребители электрической энергии в совокупности с проводами и элементами коммутации (выключателями и переключателями) составляют схему электрооборудования автомобиля. Для передачи электрической энергии от источника к потребителям используют провода, которые по изоляции разделяются на провода низкого и высокого напряжения. Для низкого напряжения применяются провода марки ПГВА (провод гибкий, виниловый автомобильный) или ПГВАЭ (экранированный).

Во вторичной цепи системы зажигания применяются специальные высоковольтные провода марки ПВВ (ГАЗ -66) или ПВС -7 (ЗИЛ -131, «Урал-375Д»).

На автомобилях применяют однопроводную систему электрооборудования, при которой второй провод заменяют металлические части самого автомобиля (масса автомобиля).

Однопроводная система уменьшает в два раза количество проводов, что значительно упрощает схему и снижает стоимость. Вместе с тем однопроводная система требует более качественной изоляции проводов и их крепления. При нарушении изоляции провода могут непосредственно касаться массы автомобиля, вызывая короткие замыкания.

При осмотре и техническом обслуживании автомобиля необходимо тщательно проверять состояние изоляции проводов и устранять причины, вызывающие повреждение проводов (перетирание об острые кромки, излишнее провисание, попадание на провода горючих и смазочных материалов). Особое внимание необходимо обращать при установке приборов электрооборудования на надежность соединения их корпусов с массой автомобиля. Это достигается зачисткой посадочных мест от грязи, коррозии и краски, а также надежным креплением проводов, соединяющих корпуса приборов между собой и с массой автомобиля.

Для удобства монтажа и защиты проводов от механических повреждений они соединены в пучки хлопчатобумажной оплеткой. Провода (пучки) крепятся с помощью скоб, расстояние между которыми должно быть 30-40 см.

Для обеспечения хорошего электрического контакта и упрощения монтажа схем в настоящее время широко используется штепсельное соединение проводов с клеммами приборов. Чтобы быстрее отыскать нужный провод в общем пучке проводов, наружная изоляция делается цветной. Это облегчает монтаж проводов, а также отыскание и устранение неисправностей в схемах электрооборудования-

На рис. 1 дана полная схема электрооборудования автомобиля ГАЗ -66. Знание схемы и путей тока необходимо для быстрого обнаружения и устранения неисправностей в электрооборудовании, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля.

Изучение схемы облегчается, если иметь в виду некоторые общие положения, основными из которых являются следующие:
1. Необходимо прежде всего выделить цепи, соединяющие между собой аккумуляторную батарею, генератор, реле-регулятор, включатель зажигания, амперметр и центральный переключатель света. Все потребители тока подключаются к одному из перечисленных приборов.
2. Определить состав каждой цепи электрооборудования.
3. Найти приборы системы на схеме и на автомобиле и изучить порядок соединения приборов между собой.
4. Проследить путь тока в цепи и понять физический смысл его воздействия на тот или иной потребитель. При этом необходимо иметь в виду, что каждый потребитель (за исключением приборов системы электропуска) может питаться током как от аккумуляторной батареи, так и от генератора. При неработающем двигателе и работе его с малой частотой вращения коленчатого вала, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи, все потребители питаются от аккумуляторной батареи. При работе двигателя со средней и большой частотой вращения коленчатого вала все потребители, в том числе и аккумуляторная батарея, получают энергию от генератора.
5. Через амперметр проходит только разрядный и зарядный ток аккумуляторной батареи. Ток генератора, идущий на питание потребителей, через амперметр не проходит.
6. Цепь каждого потребителя начинается от клеммы « + » источника тока и заканчивается клеммой «-» этого же источ» ника.
7. Путь тока ко всем потребителям, кроме зарядной цепи, системы зажигания и системы электропуска проходит через предохранители.

Рассмотрим, например, путь тока в первичной цепи системы зажигания автомобиля ГАЗ -66 от аккумуляторной батареи и от генератора. Чтобы включить эту цепь, необходимо ключом зажигания замкнуть клеммы AM и КЗ включателя зажигания. В этом случае ток течет так: клемма « + » аккумуляторной батареи - зажим стартера - амперметр - включатель зажигания - добавочный резистор - клемма К транзисторного коммутатора - первичная обмотка катушки зажигания - безымянная клемма транзисторного коммутатора - транзисторный коммутатор - масса - выключатель батареи - клемма «-» аккумуляторной батареи.

Путь тока первичной цепи системы зажигания от генератора: клемма « + » генератора 12 - клемма « + » амперметра 45 - клемма AM включателя зажигания 46, а дальше остается тот же путь, что и при питании от аккумуляторной батареи, только с массы ток течет на клемму «-» генератора.

Рис. 1. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ -66:
1 - подфарник; 2 - фара; 3 - соединительная панель; 4 – кнопка звукового сигнала; 5 - звуковой сигнал; 6 - подкапотная лампа; 7—специальный фонарь; 8 - указатель уровня топлива; 9 - регулятор напряжения; 10 - указатель температуры охлаждающей жидкости; 11 - контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости; 12 - генератор; 13 - включатель электродвигателя отопителя; 14 - электродвигатель отопителя; 15 - датчик контрольной лампы температуры охлаждающей жидкости в радиаторе: 16 - датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя; 17 - транзисторный коммутатор; 18 - гасящее сопротивление; 19 - свеча зажигания; 20 - катушка зажигания; 21 - распределитель; 22 - датчик уровня топлива правого топливного бака; 23 - выключатель звукового сигнала; 24 - включатель плафона кузова; 25 - плафон кузова; 26 - кнопочный предохранитель подогревателя; 27 - контрольная спираль; 28 - включатель свечи; 29 - электровентилятор подогревателя; 30 - свечи накаливания; 31 - добавочный резистор; 32 - переключатель датчиков топливных баков; 33 - дополнительное реле стартера; 34 - плафон кабины; 35 -выключатель плафона; 36 - выключатель поворотной фары; 37 - лампа освещения щитка приборов; 38 - указатель давления масла; 39 контрольная лампа аварийного давления масла; 40-контрольная лампа указателя поворота; 41, 44 - датчики давления масла; 42 - переключатель электродвигателя стеклоочистителя; 43 - поворотная фара; 45 - амперметр; 46 - включатель зажигания; 47 - кнопочный предохранитель; 48 - элекгродвигател ь стеклоочистителя: 49 - штепсельная розетка; 50 - прерыватель, 51 - переключатель указателей поворота; 52 - включатель света стоп-сигнала; 53 - контрольная лампа дальнего света фар; 54 - центральный переключатель света; 55 - стартер; 56 - переключатель электромагнитного клапана; 57 - электромагнитный клапан; 58 - выключатель батареи; 59 - аккумуляторная батарея; 60 - соединитель проводов; 61 - штепсельная розетка прицепа; 62 - задний фонарь; 63 - датчик уровня топлива левого топливного бака; 64 - разъемные соединения; 6!5 - реле звуковой сигнализации; 66 - ножной переключатель света, условное обозначение цветов: Б - белый; К - красный; Ж -желтый; 3 - зеленый; КОР - коричневый; А - черный; Г - голубой; О - оранжевый; Р -розовый; Ф - фиолетовый; С - серый

К характерным причинам, вызывающим перебои и отказы в работе систем и цепей электрооборудования, можно отнести:
— ослабление контакта в соединениях цепей;
— окисление контактов и контактных соединений;
— повреждение изоляции и замыкание на массу проводов и токонесущих элементов приборов электрооборудования;
— отсутствие надежного соединения корпусов приборов с массой автомобиля; обрывы цепей.

Обнаружение места обрыва или замыкания на массу удобно производить с помощью контрольной лампы (А12-1 или А12-3) путем последовательной проверки всех участков цепи. На характер неисправности в цепи (обрыв или замыкание) указывает стрелка амперметра при подключении данной цепи к аккумуляторной батарее.

Полная схема электрооборудования автомобиля дается в каждой инструкции (руководстве) по эксплуатации данного автомобиля. Это облегчает отыскание неисправности в случае ее появления.

К атегория: - 1Отечественные автомобили

Сигнальные лампы служат для световой сигнализации состояния контролируемой цепи. По ним можно быстро определить наличие напряжения на входе в щитке, включена или нет какая-либо цепь и т.д. Они очень просты в эксплуатации и понимании для неподготовленного человека. Если лампа светится, то напряжение в сети есть, а если нет, то значит напряжение отсутствует. Если распределительный щиток с прозрачной крышкой, то сигнальные лампы ЛС-47 создают там очень даже красивую иллюминацию. Это как бы дополнительный бонус.

Сигнальные лампы ЛС-47 выпускают разные производители. Это IEK, EKF, TDM и другие. Они выполнены в модульном исполнении и очень похожи на автоматические выключатели. Только вместо рычага включения у них находится сама лампа. Они крепятся на DIN-рейку. Такое исполнение позволяет их устанавливать в любом распределительном щитке рядом с другими модульными устройствами. ЛС-47 представляет собой неоновую лампу с включенным последовательно резистором ограничения тока.

Очень простая. У нее есть два вывода (контакта), к которым подключается "фаза" и "ноль".

Вот схема из паспорта на устройство...

Также часто схема подключения изображена на самом корпусе сигнальной лампы...

Вот пару схем однофазного распределительного щита , где на вводе подключена сигнальная лампа. По ней можно контролировать наличие входного напряжения.

Также визуально контролировать наличие напряжения можно и в трехфазной сети. Иногда бывают аварийные ситуации, когда происходит обрыв одной из фаз, где-то на контактной сети. Если в вашем доме ввод 3-х фазный, а нагрузка однофазная и распределена на три группы, то при пропадании одной фазы не будет работать только часть электроприборов. Часто это вводит в заблуждение. Например, в одних комнатах розетки и свет могут работать, а в других нет. В такой ситуации начинаются поиски места в данной линии, где пропали (оборвались) фаза или ноль. В такой ситуации при наличии на входе сигнальной лампы ЛС-47 можно сразу визуально определить, что просто пропало напряжение на одной из фаз. Значит проблема не у вас дома, а где-то в контактной сети.

Вот схема трехфазного распределительного щита , где на вводе на каждой фазе подключены сигнальные лампы ЛС-47.

Вот и разобрались со схемой подключения сигнальной лампы ЛС-47.

А вы у себя дома используете где-нибудь такие лампы?

Улыбнемся:

Разговаривают две собаки в клинике Павлова. Одна говорит:
- Смотри, вон мужики идут, которые на свет лампочки реагируют. Как лампочка зажигается, они еду подают.

В автомобилях, особенно старых подержанных, бывают случаи, когда перегорают фары или фонари заднего вида. И если перегорание передней фары еще можно своевременно заметить, поскольку ее свет особенно ночью хорошо виден водителю, то заднюю заметить затруднительно. Не устранив своевременно такую поломку, можно получить штраф или создать аварийную ситуацию. Поэтому представленная схема позволяет вовремя обнаружить неисправность фары автомобиля, например заднего фонаря, чтобы своевременно устранить неполадку и тем самым избежать штрафа.


Дана электрическая цепь собирается из небольшого числа простых дискретных компонентов и ориентирована на напряжение 12 В, которое является стандартом для легковых автомобилей.



Основой данной схемы является оптопара TLP521-1 (PC1). Она состоит из светодиода и фототранзистора. Ее напряжение изоляции составляет 2.5 КВ, максимальный прямой ток равен 70 мА, а 5аксимальное выходное напряжение 55 В и время включения/выключения 3 мс. Это, конечно, не самая лучшая оптопара, но для данного приложения она вполне сгодится. Тем более она очень дешевая, стоит всего около 20 рублей. В схеме оптопара PC1 контролирует состояние подключенной фары. Когда автомобильная фара включается, ток протекает через нее и диоды 1N5401 (D1 и D2). Благодаря этому светодиод в оптопаре загорается, и в итоге оптопара отключает транзистор BC559 (T1).


T1 представляет собой кремниевый биполярный транзистор PNP типа. Если под рукой нет именно BC559, то можно взять ближайший аналог, который бы наиболее близко подходил по параметром к данному транзистору. Его макcимальное допустимое напряжение коллектор-база составляет 30 В, макcимальное допустимое напряжение коллектор-эмиттер равно 25 В, макcимально допустимое напряжение эмиттер-база составляет 5 В, а макcимальный постоянный ток коллектора равен 0.2 А. Расположен данный транзистор в корпусе TO226. В качестве ближайших аналогов можно взять КТ3107, 2N6003 или BC179V.


В случае выхода из строя фары оптопара отключается мгновенно, и через транзистор T1 включается предупреждающий красный светодиод 5-мм (LED1). Резистор R3 ограничивает рабочий ток светодиода LED1, а резистор R2 (оптимально 100 КОм) определяет порог переключения T1.



Схема может быть довольно легко собрана на небольшом куске текстолита. В дальнейшем желательно ее поместить в небольшой пластиковый корпус, который можно будет без труда прикрепить где-нибудь рядом с приборной панелью на видном месте.

Схемы технологического контроля состоят из разомкнутых каналов, по которым информация о ходе технологического процесса поступает в пункт управления объектом.

С истемы технологического контроля имеют огромное число характеристик (либо состояний производственных устройств), о которых для обычного ведения технологического процесса оператору достаточна только двухпозиционная информация (параметр в норме — параметр вышел из нормы, механизм включен — механизм отключен и т. п.).

Контроль этих характеристик осуществлен при помощи схем сигнализации. В большинстве случаев в этих схемах более обширно используют электронные релейно-контактные элементы со световой и звуковой сигнализацией об отклонении характеристик.

Световая сигнализация осуществляется при помощи различной сигнальной арматуры. При всем этом световой сигнал может быть воспроизведен ровненьким либо мигающим светом, свечением ламп неполным каналом. Звуковая сигнализация производится, обычно, при помощи звонков, гудков и сирен. В неких случаях сигнализация о срабатывании защиты либо автоматики может быть выполнена при помощи особых сигнальных указательных реле-блинкеров.

Системы сигнализации разрабатывают непосредственно для данного объекта, потому всегда имеются их принципные схемы.

Принципные схемы сигнализации по предназначению могут быть разбиты на последующие группы:

1) схемы сигнализации положения (состояния) — для инфы о состоянии технологического оборудования («Открыто» — «Закрыто», «Включено» — «Отключено» и т. д.),

2) схемы технологической сигнализации, дающие информацию о состоянии таких технологических характеристик, как температура, давление, расход, уровень, концентрация и т. д.,

3) схемы командной сигнализации, дозволяющие передавать разные указания (приказы) из 1-го пт управления в другой при помощи световых либо звуковых сигналов.

По принципу деяния различают:

1) схемы сигнализации с личным съемом звукового сигнала, отличающиеся достаточной простотой и наличием для каждого сигнала личного ключа, кнопки либо другого коммутационного аппарата, позволяющего отключать звуковой сигнал.

Подобные схемы находят применение для сигнализации положения либо состояния отдельных агрегатов и не достаточно применимы для массовой технологической сигнализации, потому что в их сразу со звуковым сигналом обычно отключается и световой сигнал,

2) схемы с центральным (общим) съемом звукового сигнала без повторности деяния, снаряженные единым устройством, при помощи которого можно отключать звуковой сигнал, сохраняя личный световой сигнал. Недочетом схем без повторного деяния звукового сигнала является невозможность получения нового звукового сигнала до размыкания контактов электронных устройств, вызвавших возникновение первого сигнала,

3) схемы с центральным съемом звукового сигнала с повторностью деяния, прибыльно отличающиеся от прошлых схем способностью повторно подавать звуковой сигнал при срабатывании хоть какого датчика сигнализации независимо от состояния всех других датчиков.

По роду тока различают схемы на неизменном и переменном токе.

В практике разработки систем автоматизации технологических процессов находят применение разные схемы сигнализации, отличающиеся как по структуре, так и методам построения отдельных их узлов. Выбор более оптимального принципа построения схемы сигнализации определяется определенными критериями ее работы, также техническими требованиями, предъявляемыми к светосигнальной аппаратуре и датчикам сигнализации.

Схемы сигнализации положения

Эти схемы производятся для устройств, которые имеют два рабочих положения либо более. Показать и разобрать все встречающиеся на практике схемы сигнализации, также дать анализ надежности и эффективности каждой из-за их обилия не представляется вероятным. Потому дальше подвергнутся рассмотрению более соответствующие и нередко повторяющиеся в практике варианты схем.

Наибольшее распространение получили два варианта построения схем сигнализации положения (состояния) технологических устройств:

1) схемы сигнализации, совмещенные со схемами управления,

2) схемы сигнализации с независящим от схем управления питанием на группу технологических устройств 1-го либо различного предназначения.

Схемы сигнализации, совмещенные со схемами управления, обычно, делают в этом случае, когда щиты и пульты управления не имеют мнемосхем, а нужная площадь щитов и пультов позволяет применить сигнальную арматуру без ограничения ее размеров, допускающую прямое питание от цепей управления. Сигнализация положения (состояния) технологических устройств в таких схемах может осуществляться одним либо 2-мя световыми сигналами с горением ламп ровненьким светом.

Схемы, построенные с одной лампой, говорят, обычно, о включенном состоянии механизма и используются в критериях, когда ход технологического процесса и надежность допускают такую сигнализацию.

Необходимо подчеркнуть, что в таких схемах не предусматривается аппаратура, позволяющая в процессе использования временами инспектировать исправность ламп. Отсутствие такового контроля в случае перегорания лампы может привести к неверной инфы о состоянии механизма и нарушению обычного хода технологического процесса. Потому, если возникновение неверной инфы о состоянии технологического процесса не допускается, используют схемы с двухламповой сигнализацией.

Схемы сигнализации положения с внедрением 2-ух ламп используют также для таких устройств, как запорные органы (задвижки, заслонки, клапаны, шиберы и т. п.), потому что обеспечить надежную сигнализацию 2-ух рабочих положений («Открыто» — «Закрыто») таких устройств при помощи одной лампы фактически тяжело.

Рис. 1

Рис. 2 а — включение ламп через блок-контакты магнитных пускателей, б — приведение схемы к виду, комфортному для чтения, в — при несоответствии положения ключа управления положению управляемого механизма лампа мигает, г — при несоответствии ключа управления положению управляемого механизма лампа пылает неполным накалом, ЛО — сигнальная лампа «Механизм отключен», ЛВ, Л1 — Л4 — сигнальные лампы «Механизм включен», В, ОВ, ОО, О — положения ключа управления КУ (соответственно «Включено», «Операция включить», «Операция отключить», «Отключено»), ШМС- шина мигающего света, ШРС— шина ровненького света, ДС1, ДС2 — дополнительные резисторы, ПМ — блок-контакты магнитного пускателя, КПЛ — кнопка для проверки ламп, Д1— Д4 — разделяющие диоды

Подведем некие итоги. Схемы с независящим от схем управления питанием (см. рис. 2 ) используют в главном для сигнализации положения разных технологических устройств па мнемосхемах. В таких схемах в большей степени употребляют компактную сигнальную арматуру, рассчитанную на питание переменным либо неизменным током напряжением не выше 60 В.

Сигнал может воспроизводиться при помощи одной либо 2-ух ламп, пылающих ровненьким либо мигающим светом (см. рис. 2 , в) либо неполным накалом (см. рис. 2 , г). Такие световые сигналы обычно используют в схемах, в каких сигнализируется о несоответствии положения органа дистанционного управления механизмом, в этом случае ключа управления КУ, реальному положению механизма.

В схемах сигнализации положения с независящим от схем управления питанием, выполняемых при помощи одной лампы, обычно, предусматривается аппаратура для контроля исправности сигнальных ламп (см. рис. 2 ,а).

Схемы технологической сигнализации

Схемы технологической сигнализации созданы для оповещения обслуживающего персонала о нарушении обычного хода технологического процесса. Технологическая сигнализация воспроизводится ровненьким и мигающим светом и сопровождается, обычно, звуковым сигналом.

Сигнализация по предназначению может быть предупреждающей и аварийной. Такое разделение обеспечивает различную реакцию обслуживающего персонала на нрав сигнала, определяющего ту либо иную степень нарушения технологического процесса.

Наибольшее применение отыскали схемы технологической сигнализации с центральным съемом звукового сигнала. Они дают возможность принимать новый звуковой сигнал до размыкания контактов, вызвавших возникновение предшествующего сигнала. Внедрение различной релейной и сигнальной аппаратуры, различного напряжения и рода тока фактически не меняет принципа деяния схем.

Технологические процессы требуют позиционного контроля огромного числа характеристик, а соответствующей особенностью схем технологической сигнализации является наличие общих схемных узлов, в каких перерабатывается информация, поступающая от многих двухпозиционных технологических датчиков.

Информация из этих узлов выдается в форме звукового и светового сигналов только о тех параметрах, значения которых вышли из нормы либо нужны для управления технологическим процессом. Благодаря общим узлам понижаются потребность в аппаратуре и издержки на автоматизацию производства.

Зависимо от числа сигнализируемых характеристик световая сигнализация может быть выполнена ровненьким либо мигающим светом. При сигнализации многих характеристик (более 30) используются схемы с мерцанием поступившего сигнала. Если число характеристик наименее 30, используют схемы с ровненьким светом.

Метод работы схем технологической сигнализации почти всегда схож: при отклонении параметра от данного значения либо сверхдопустимого подаются звуковой и световой сигналы, звуковой сигнал снимают кнопкой съема звукового сигнала, световой сигнал исчезает при уменьшении отличия параметра от допустимого значения.

Рис. 3 . Схема технологической сигнализации с разделительными диодиками и мигающим светом: ЛКН — лампа контроля напряжения, Зв — звонок, РПС — реле предупреждающей сигнализации, РП1-РПn — промежные реле личных сигналов, включаемые контактами датчиков Д1 — Дn технологического контроля, ЛС1 — ЛСn — личные лампы, 1Д1-1Дn, 2Д1-2Дn — развязывающие диоды, КОС — кнопка опробования сигналов, КСС — кнопка съема сигналов, ШРС — шина ровненького света, ШМС — шина мигающего света

Рис. 4. Схема сигнализации с внедрением пульс-пары заместо источника мигающего света

Схемы технологической сигнализации с зависимым звуковым сигналом от светового используют только для предупреждающей сигнализации состояния неответственных технологических характеристик, потому что в этих схемах вероятна утрата сигнала, если сигнальная лампа неисправна.

Могут повстречаться схемы технологической сигнализации с личным съемом звукового сигнала. Схемы строят с внедрением для каждого сигнала самостоятельного ключа, кнопки либо другого коммутационного аппарата, отключающего звуковой сигнал, и используют для сигнализации состояния отдельных агрегатов. Сразу со звуковым сигналом отключается и световой.

Схемы командной сигнализации

Командная сигнализация обеспечивает одностороннюю либо двухстороннюю передачу разных сигналов-команд в критериях, когда внедрение других видов связи на техническом уровне нецелесообразно, а в отдельных случаях затруднено либо нереально. Схемы командной сигнализации ординарны и, обычно, не вызывают затруднений при их чтении.

Рис. 5. Пример принципной электронной схемы командной сигнализации (а) и диаграммы взаимодействия (б и в).

На рис. 5 , а приведена схема однобокой светозвуковой сигнализации для вызова наладочного персонала на рабочие места. Вызов осуществляется с рабочего места методом нажатия кнопок вызова (КВ1-КВЗ), которые на щите диспетчера включают световые (Л1—ЛЗ) и звуковой (Зв) сигналы. Диспетчер, установив по световому сигналу номер рабочего места, с которого поступил сигнал, методом нажатия кнопки съема сигнала КСС приводит схему в начальное состояние. Реле РП1-РПЗ и РС1-РСЗ промежные.

Школа для электрика

Подробности Категория: Авто

Перегоревший габаритный огонь может быть замечен не сразу. В одном случае это будет стоить нам лишь замены лампы, а в другом, если первым это заметил постовой, - гораздо большего.
Простая схема, позволяющая определить перегоревшую лампу, приведена на рисунке ниже. Кадмиево - сульфидный фотоэлемент располагается поблизости от
контролируемой лампы. Когда лампа горит, внутреннее сопротивление фотоэлемента весьма мало. База транзистора Q1 получается подключенной к общей шине схемы через малое сопротивление. Транзистор при этом закрыт, и через звуковой сигнализатор ток не течет. Если лампа перегорает либо по какой-то причине не горит, сопротивление фотоэлемента возрастает, и тем самым создается смещение на базе транзистора. Он открывается, загорается фотодиод, и раздается предупреждающий сигнал. Схема включена в ту же цепь, откуда лампа получает электропитание. Такое подключение позволяет избежать срабатывания схемы сигнала, когда лампа просто выключена.
Сборка и использование . Можно смонтировать один или несколько одноканальных сигнализаторов на листе изоляционного материала и затем поместить его в пластмассовый корпус. Поместите светодиоды и звуковой сигнализатор в удобное место, чтобы можно было следить за ними без ущерба безопасному управлению автомобилем. Монтажная схема может быть любой. Фотоэлемент следует поместить как можно ближе к лампе; он должен быть направлен в нее.


На рисунке показана схема, с помощью которой можно контролировать шесть отдельных ламп одновременно. Если любая из этих ламп перегорит, загорится соответствующий диод и раздастся звуковой сигнал.
В большинстве случаев количество одновременно включенных ламп у автомобиля не превышает шести. Число используемых датчиков можно уменьшить либо путем удаления входных и выходных цепей, подключенных к неиспользуемому инвертору, либо, если это может понадобиться в будущем, замкнув перемычкой места подключения фотоэлементов к схеме. Последние можно оставить на месте. Если какая-либо ступень устройства никогда не будет использована, удалите из нее фотоэлемент и диоды с резистором, подключенные к выходу. Следует оставить в схеме резистор 27 кОм, который соединяет вход инвертора с общей шиной, что предохранит его от повреждения.
Перед тем как сделать дополнительные изменения, рассмотрим, как работает схема. Как две капли вода, все шесть датчиков похожи друг на друга и имеют раздельные входы и выход М. Выходы всех шести датчиков посредством диодов подключены к одному электронному ключу, включающему звуковой сигнализатор. Из-за подобности конфигурации схемы описание датчика Л распространяется на все шесть. Освещаемый светом фотоэлемент создает на входе инвертора Высокое напряжение. Выходной сигнал инвертора всегда противоположен по знаку входному, и поэтому на выходе напряжение мало или близко к нулю. Пока напряжение на выходе инвертора мало, светодиод не светится и на базу транзистора Q1 не поступает прямого смещения. Звуковой сигнализатор молчит. Как только лампа, освещающая фотоэлемент, перестанет гореть, напряжение на входе инвертора упадет, что вызовет высокое напряжение на выходе, при этом загорится светодиод D1, а появившиеся на базе транзистора Q1 смещение включит предупреждающий сигнал. Схема будет сигнализировать о неполадке до тех пор, пока на выходе одного или нескольких инверторов будет высокий потенциал.
Э та схема также не критична к расположению деталей, поэтому подойдет любая конструкция. Можно монтировать компоненты схемы на воткнутых в плату штырьках или на печатной плате - изберите любой способ, который вам будет удобен. Особую аккуратность следует соблюдать при монтаже фотоэлементов поблизости от ламп. Для этого хорошо использовать силиконовую, смолу. Нанеся маленький мазок, прикрепите фотоэлемент на место, стараясь не повредить ни его, ни окружающие детали. Неплохо добавить выключатель последовательно со звуковым сигнализатором в цепь коллектора транзистора Q1. Это позволит отключать звуковой сигнал в случае, если перегоревшая лампа не может быть тут же заменена.
Подобная схема годится для контроля почти за всеми лампами, кроме фар. Дело в том, что нет способа монтажа фотоэлементов поблизости от их ламп накаливания. И эта проблема, скорее, механического, чем электронного характера. Решение ее лежит в иной электронной схеме. Схема на рисунке, а позволит контролировать несколько ламп накаливания без использования фотоэлементов.
Работа этой схемы, используемой совместно с мощными лампами, основывается на регистрировании большого тока. Транзистор Q1, катушка индуктивности

Устройство контроля за мощной лампой (а) и катушка индуктивности генератора (в)


L1A и L1B вместе с окружающими деталями образуют генератор высокой частоты. Частота колебаний определяется емкостями конденсаторов С1 и С2 и индуктивностями катушек. Когда через катушку L1B ток не течет, генератор не перегружен и дает на резисторе R2 сигнал с размахом 5 В. Переменное напряжение поступает на выпрямитель с удвоением напряжения на диодах D, D2 и конденсаторах С4, С5. Постоянное напряжение на его выходе создает смещение на базе транзистора Q2. Резистором R8 устанавливается порог срабатывания от тока 2 А и ниже через катушку L1B. Ток через эту катушку ухудшает добротность резонансного контура генератора, отчего уменьшается его выходной сигнал. Когда сигнал ниже порогового уровня, светодиод и звуковой сигнализатор не работают. Но стоит лампе перегореть, как упадет ток в катушке L1B, возрастает смещение на транзисторе Q2 и включатся светодиод и звуковой сигнал. При желании можно так настроить прибор, чтобы он реагировал на перегорание одной лампы из нескольких включенных параллельно.
Советы по сборке схемы. Большинство компонентов схемы может быть смонтировано одним из описанных выше способов. Применить можно любую компоновку, поскольку работа прибора нечувствительна к расположению деталей.
Катушка L1B, служащая датчиком тока, намотана на ферритовом стержне размером 10 х 0,6 см. На одном конце стержня между резиновыми кольцами, разнесенными на расстояние 3,2 см, наматывают 75 витков эмалированного медного провода сечением 0,13 мм 2 . Катушка наматывается виток к витку. Закрепив ее на концах, оставляют выводы по 7,5 см для подключения к схеме.
Найдя провод питания, идущий к лампе или лампам, за которыми нужно установить контроль, посмотрите, возможно ли прямо им намотать 4-8 витков на другом конце ферритового стержня. Если не удается намотать катушку L1B таким образом, то сделайте это эмалированным проводом сечением 3-5 мм2, после чего включите обмотку последовательно в питающий провод.
Разместите схему возможно ближе к токонесущему проводнику. Если же требуется разместить ее в ином месте, убедитесь, что соединительные провода способны выдержать ток, потребляемый лампой. Конкретное количество витков на катушке.L1B определяется, исходя из значения тока в цепи лампы. С увеличением количества витков катушки возрастает чувствительность схемы к меньшим токам. Если позволяет сам провод, питающий лампу, катушку L1B намотайте из 8 витков. Схема тогда станет универсальной. Резистор R8 дает широкий диапазон настройки, и количество витков в L1B может варьироваться.
Настройка схемы. Изготовив и подключив схему, подайте питание в контролируемую цепь, а резистором R8 добейтесь, чтобы погас светодиод и замолчал звуковой сигнализатор. Для проверки срабатывания схемы вывинтите любую из ламп. Если в контролируемой цепи всего лишь одна лампа, настройка резистора R8 может варьироваться в широких пределах, что особенно не влияет на работу схемы, но при большем количестве ламп требуемая точность настройки возрастает.
Таким, образом, эта схема может быть использована в том случае, когда нет возможности установить фотоэлемент поблизости от лампы.