Складирование лестничных маршей на строительной площадке. Складирование лестничных маршей и площадок

Конструкции и изделия устанавливают на деревянные инвентарные подкладки и прокладки, располагая их в местах, предусмотренных рабочими чертежами и обозначенных на элементах.

Прокладки между изделиями, укладываемыми в штабель, располагают одну над другой, строго по вертикали. Толщину прокладок подбирают с таким расчетом, чтобы вышележащие элементы не опирались на петли или выступающие части нижележащих элементов. Подкладки под штабеля изделий обычно имеют сечение не менее 100 Х 100 мм.

Бетонные u железобетонные элементы укладывают в штабеля по следующим схемам:

Многопустотные плиты перекрытий (см. схему ниже, поз. а) и плиты покрытий укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м плашмя до 8 ... 10 рядов в зависимости от прочности основания склада; прокладки и подкладки располагают перпендикулярно пустотам на расстоянии 25 .. .40 см от краев плиты. При укладке изделий в штабеля следят, чтобы прокладки располагались по одной вертикали - неправильное складирование приводит к разрушению конструкций (см. схему ниже, поз. б).

Лестничные марши складируют ступенями вверх; высота штабелей 5 ... 6 рядов. Подкладки и прокладки располагают вдоль маршей на расстоянии 15 ... 20 см от их краев. Лестничные площадки размещают в горизонтальном положении высотой не более четырех рядов, подкладки и прокладки устанавливают на расстоянии 15 ... 20 см от торцов.

Крупнопанельные перегородки , стеновые панели и сплошные плоские панели перекрытий размером на комнату хранят в вертикальном или слегка наклонном положении в кассетах или пирамидах. Опорные части пирамид имеют небольшой наклон в сторону пирамиды, за счет чего образуется прямой угол между пирамидой и опорой. Благодаря этому устанавливаемые в пирамиду панели опираются на настил опор пирамиды всей площадью грани, а не ребром, что исключает повреждение граней панелей. С этой же целью при складировании панелей наружных стен (см. схему ниже, поз. в) под опорную часть их укладывают деревянный брус 2 сечением 150 х 150 мм, а между панелями - прокладки 4 сечением 50 х 50 мм, предохраняющие лицевой слой панелей от повреждения.

Перемычки укладывают в штабель высотой до 1,5 м, располагая прокладки на расстоянии 20 .. .40 см от концов.

Схемы складирования железобетонных конструкций (а, в, г, д) и разрушение плит при неправильном складировании

А - многопустотных плит перекрытий, б - плоских плит и панелей, в - г - панелей и блоков стен, д - навесных панелей стен; 1 - склзд-пирамида, 2 - опорный брус, 3 - панель стеновая, 4 - прокладка.

Крупные бетонные блоки наружных (см. схему выше, поз. г) и внутренних стен высотой более 1 м размещают в один ряд вертикально в проектном положении на подкладках из досок монтажными петлями вверх. При установке рядом двух блоков наружных стен их располагают фактурным слоем наружу (показано пунктиром).

Фундаментные и горизонтальные стеновые блоки высотой до 800 мм укладывают в несколько ярусов на подкладках с отступом от граней блока не менее чем на 50 мм (во избежание повреждения фактурного слоя и образования наледи). Общая высота штабеля не должна превышать 2,5 м.

Колонны хранят в штабелях в 3 .. .4 ряда на прокладках, обычно на расстоянии 1/5 ... 1/6 длины колонны от торцов. Так же укладывают в штабеля железобетонные ригели .

Стеновые навесные панели (см. схему выше, поз. д) высотой от 800 до 1800 мм и длиной 6000 и 12 000 мм хранят в кассетах в вертикальном положении.

Железобетонные и стальные фермы и балки (см. схему ниже, поз. а) высотой более 600 мм складируют в вертикальном или слегка наклонном положении с вертикальными упорами, обеспечивающими устойчивость конструкций, и с вертикальными прокладками между ними. В таком же положении хранят стальные фермы фонарей , оконные переплеты , лестницы и другие конструкции.

Двутавровые балочные или двустеночные балочные конструкции и колонны размещают горизонтальными рядами на прокладках (см. схему ниже, поз. б).

Стальные балки , прогоны , элементы фахверка (прокатные и составные) при вертикальном положении стенок рекомендуется укладывать штабелями с перекрестным расположением рядов балок в штабеле на двух прокладках (см. схему ниже, поз. в).


А - ферм, оконных переплетов, лестниц, б - балок, колонн, двустеночных элементов, в - балок и прокатных элементов при вертикальном положении стенок.

строительный погрузочный складирование

Элементы сборных конструкций, предназначенные для складирования у строящегося объекта в зоне действия монтажного крана, разгружают преимущественно автомобильными кранами, кранами на пневмоколесном и гусеничном ходу. Использовать для разгрузки на склад монтажный кран в рабочие монтажные смены не следует. Это можно допускать только в те смены, когда монтажные работы не производятся.

Если элементы сборных конструкций, доставляемые для раскладки у места монтажа, имеют очень большую массу и для их разгрузки нецелесообразно завозить на стройку дополнительно разгрузочный кран большой грузоподъемности, их разгружают монтажным краном.

Площадки для складов конструкций планируют с уклоном для стока воды в водоотводные каналы, оборудуют с освещением для работы в темное время суток и располагают по одну или обе стороны железнодорожных путей или автодорог, по которым конструкции завозят на склады и перемещают разгрузочные монтажные краны. Ширину складских площадок назначают из условия возможности обслуживания их кранами. Более тяжелые элементы укладывают поближе к крановым путям, а легкие - дальше.

Размеры площадей складов назначают с учетом необходимого запаса конструкции на складе для подготовки их к монтажу и бесперебойного производства монтажных работ. При этом исходят из договорных условий снабжения и транспортирования конструкций с заводов на строительство. Нормы складирования элементов стальных и железобетонных конструкций на 1 м2 площади склада определяются нормативными документами.

Элементы сборных конструкций в большинстве случаев укладывают на складах в том положении, в котором их перевозили в транспортных средствах. Исключение составляют крупные блоки стен высотой более 1,25 м, которые перевозят в горизонтальном положении, а укладываются на складе в вертикальном положении.

Большое число элементов сборных конструкций, например: балки, ригели, колонны, плиты, панели перекрытия, лестничные марши, плиты балконов укладываются на складах в многоярусные штабеля горизонтальными рядами. Каждый штабель укладывают на два лежня или подкладных бруса, между рядами штабелей устраивают по две прокладки. Прокладки располагают строго в двух вертикальных плоскостях с подкладками. Расстояние между подкладками, а следовательно, и прокладками принимают такими, чтобы в элементах конструкций не возникало недопустимых остаточных деформаций и перенапряжений. Для таких элементов как железобетонные колонны, которые укладывают на складах в отличном от проектного положений, места расположения подкладок определяют расчетом при проектировании этих элементов, производя проверку их на прочность при транспортировании и складировании. Эти места отмечают на элементах при их изготовлении. У колонн обычно в этих местах располагают петли для подъема.

Несколько иначе укладываются в штабеля одностенчатые стальные прокатные и составные балочные элементы конструкций и колонны при горизонтальном положении их стенок. Под штабеля таких элементов и между рядами в них укладывают по несколько подкладок и прокладок с расстоянием между ними 3-4 м.

Высота штабелей, исходя из условий их устойчивости, техники безопасности, сохранности конструкций и удобства строповки элементов, не должна превышать: стальных конструкций - 1,5 м; блоков фундаментов и стен подвалов, колонн, лестничных площадок - четырех рядов; балок (на ребро) - трех рядов; плит и настилов перекрытий до десяти рядов (2,5 м), лестничных маршей - пяти рядов.

При расположении штабелей на складах между каждыми двумя их рядами оставляют проходы не менее 70 см. Такие же проходы оставляют через каждые 25 м рядов штабелей. Промежутки между смежными штабелями в рядах оставляют не менее 20 см. Расстояние от штабелей до ближайшего рельса железнодорожного пути принимают не менее 2 м. Элементы конструкций укладывают в штабеля нанесенными на них марками в сторону проходов, а подъемными петлями вверх.

Неустойчивые при установке на склад в вертикальном положении элементы сборных конструкций складируют в кассетах различной конструкции, прислоненными в слегка наклонном состоянии к вертикальным упорам-стойкам.

При приеме доставленных конструкций осуществляют их наружный осмотр, проверяют основные размеры, расположение закладных деталей, выпусков арматуры, фиксаторов, подъемных петель, монтажных отверстий, а также наличие дефектов заводского изготовления и дефектов, могущих возникнуть в процессе транспортирования. Элементы несущего каркаса (колонны, подкрановые балки, фермы и балки перекрытий и т.д.) проверяются поштучно. Остальные элементы проверяют выборочно.

При обнаружении отклонений от проектных размеров, превышающих допустимые, регламентированные СНиП, а также при обнаружении других заводских или транспортных дефектов составляют соответствующий акт с вызовом в необходимых случаях представителей завода или транспортной организации. На основании этого акта решается вопрос о возможности использования дефектных конструкций или их исправление силами завода, транспортной организации или за счет строительно-монтажной организации.

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их наличие с накладными и регистрируют в комплектовочной ведомости.

5.4. Требования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твер­дым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°; при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3°.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены специальными ограждениями и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.

Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.

Метеорологические условия для производства погрузочно-раз­грузочных работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005-78.

На площадках должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать груз в проходах и проездах.

В зоне разгрузочной площадки не должны находиться действу­ющие электрические линии.

На погрузочно-разгрузочных площадках расстояния между транс­портными средствами для погрузки или разгрузки грузов должны быть не менее:

1 м - в глубину колонны транспортных средств;

1,5 м - по фронту склада;

1 м - от штабеля груза.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны укладываться в один ряд на подкладки прямоугольной формы.

Высота подкладок при штабелировании грузов должна быть не менее чем на 20 мм больше высоты монтажных петель или других выступающих частей.

Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плос­кости во избежание местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100 мм больше габарита опирания конструкции.

Запрещается применять подкладки и прокладки из твердокруглого сечения.

Подкладки должны быть прямоугольной формы.

5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка - это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

Строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

Трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

Использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

Расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

Строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а - металлической (в обхват); б - железобетонной (в обхват); в - металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 - проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

Груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

Груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

Груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а - торцевыми захватами; 6 - двухпетлевыми стропами со втулкой; в - балочной траверсой; г - клещевым захватом; д - полотенчатыми стропами; е - кольцевым стропом на удавку; ж - двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 - проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а - одиночный груз; б - пакет листовой стали; в - бухты проволоки; г - пакет двутавровых балок; д - пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е - экс­центриковые зажимные устройства; 1 - струбцина; 2 - скоба монтажная; 3 - проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

Крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

Крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

Изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

Ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

Угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

Неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

Заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м - за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке - выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 - строп; 2 - удлинитель; 3 - вилочный захват; 4 - петля; 5 - страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а - длинномерных; б - короткомерных; в - круглых короткомерных; г - длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д - короткомерных; е - длинномер­ных; ж - штабелей)


Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а - сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б - за­движки двухпетлевым стропом; в - агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г - цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д - короба двумя двух­петлевыми стропами; е - детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж - оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Лестничные -марши с- площадками складируют "на ребро" на" !подкладках: (100x150 мм) с упорами (рис. 71).

Лестничные чйарши"без площадок складируют плашмя на подкладках (200x150 мм) и прокладках (80x80 мм) с укладкой в 5 рядов.

Аналогично складируют лестничные ступени.

Стропальщики с применением гусеничного крапа ДЭК-251 переносили лестничные марши с одного места на другое. Один из маршей был складирован "на ребро" на насыпном грунте без применения подкладок. СтропальЩик, находившийся меж­ду лестничными маршами, стал производить строповку лест­ничного марша, лежащего плашмя. Находясь в полусогнутом состоянии, он подал сигнал крановщику произвести натяже­ние стропов. В этот момент стоящий на ребре лестничный марш, упал на стропальщика, прижав его к площадке лежа­щего марша. Стропальщик получил тяжелую травму.

Лестничный марш упал, потому что не Шыли установ­лены подкладки. 3

Строповка ферм ; :^ ;

При подъеме ветви стропа должны бы1ъ направлены вертикально или иметь небольшой уклон, чтобы верхний пояс ферм не. испытывала усилий сжатия.

Строповку ферм следует производить непосредственно за верхние узлы или, при наличии строповочных отвер­стий, при помощи вставляемых в них штырей.

Не допускается строповка фермы за отдельные ее эле- .> менты. При строповке ферм: очень важно соблюдать г,схе-.... му строповки, установленную проектом производства ра-

бот. Несоблюдение схемы строповки может привести к разрушению фермы. Обычно фермы длиной до 18 м стро­пят за две точки, а.при.: большей/длине - за четыре ■точки (рис. 72р /Я.: V .

При; расстоянии между точками"захвата;. ;ферм более 12 м следует применять траверсы различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечат одинаковое натяжение стропов при подъеме.

На рис. 73 показана выгрузка строительной фермы с автопоезда с применением траверсы.

Складирование ферм: -

Строительные фермы должны храниться в рабочем положении в кассетных стеллажах с опиранием на деревян­ные подкладки в пределах опорных узлов ферм или против первых от опорных узлов стоек (рис, 74), При установке

ферм в кассетные стеллажи необходимо обеспечить воз­можность захвата И подъема каждой фермы для погрузки и разгрузки. Толщина прокладок должна быть" не менее 40 мм, ширина - 150 мм.

Строповка наружных и внутренних стен крупнопанельных зданий

Особенностью строповки наружных и внутренних стен крупнопанельных зданий является то, что в ряде случаев они имеют смещенные центры тяжести. Строповку стено­вых панелей со смещенным 1 центром тяжести-целесообраз­но производить с применением стропов с уравнителями. При наличии двух монтажных петель строповку произво­дят двумя ветвями, объединенными одним блоком.

Строповку панели с четырьмя петлями производят попарно, зацепляя крюки каждого двухветвевого стропа за две находящиеся рядом петли. Ветвь с уравнительным канатом располагают со стороны петли, которая находится ближе к центру тяжести. При подъеме панелей сиЛа их тяжести распределяется равномерно на "каждую ветвь; 1 -что достигается путём перекатывания стропов -но блокам.

Стропы с уравнителями применяют, и для. строповки горизонтааьных элементов. Ветви с уравнительными кана­тами в этом случае располагают по диагонали.

Нельзя стропить грузы за детали, не предназначенные

для этой цели. щ

Монтажники вели: монтаж стеновых плит- главного корпуса электростанции с применением башенного крана КБ-1000. Чтобы"подать очередную Щл"цту"массой 2 } 3 т на проектную отметку, потребовалось установить монтажный болт на нижней "стороне. -Для выполнения: этой операции один из монтажников"^зацепил строп за арматурную скобу (монтажные петли были срезаны) и после подъема края плиты на высоту 1 м полез под нее. В результате разрушения скЪбы плита "упала на рабочего, нанеся ему смертельную травму.