Тема : растения.
ПОЛУЧЕНИЕ И СУШКА СЕМЯН
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
о рганизационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Ребята, я сейчас хочу прочитать вам загадки, а вы внимательно слушайте и правильно разгадывайте.
– Отгадайте загадки о растениях.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква.)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина чёрная и красная.)
Низок да колюч, сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
(Крыжовник.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит.
(Колос.)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки.)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
(василёк).Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух.)
(Крапива).
После того как загадка отгадана, на экране появляется слайд с изображением того или иного растения.
– О чём были все загадки? Как назвать одним словом всё, о чём шла речь?
(ответы детей)
Тема нашего урока: «Растения»
Что мы должны с вами сделать на уроке и какую цель мы свами поставим перед собой? (Ответы детей)
Цель: Узнать какие бывают растения и для чего они нужны. Заготовить семена.
А чтобы узнать какие бывают растения, что нам нужно сделать?(ответы детей)
Задачи: 1. Работа с учебником.
2. Выполнить практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке.
3. Оформить пакетик для хранения семян.
Для чего нужны растения? Можно было бы обойтись без них? (Ответы учащихся.)
Работа с раздаточным дидактическим материалом (работа в парах).
– У вас на партах, ребята, лежат карточки с изображением различных растений. Распределите их по группам. Какие группы у вас получились?
слайд. Самопроверка. Овощи и фрукты
– Какое значение имеет каждая группа растений в природе? В жизни человека? (Ответы учащихся.)
Работа с учебником (с. 24).
– Рассмотрите фотографии и скажите, для чего ещё нужны растения. (Отвечают на поставленный вопрос.)
– А вам самим приходилось ухаживать за растениями? Какими? В чём заключался ваш уход за растениями?
Работа с мультимедийным диском.
– Сегодня мы с вами будем заготавливать семена томата.
– Но прежде чем приступить к работе, надо набраться сил, поэтому сейчас – физкультурная пауза, а мы с вами на время превращаемся из учеников в подсолнухи.
Во дворе растёт подсолнух…
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
Встают на одну ногу и тянут руки вверх.
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
Вращение прямых рук вперёд и назад.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Садятся.
II. Открытие новых знаний.
Подготовка рабочего места.
Слайд Заготовка семян
– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся?
Помидор тарелочка, салфетка, ножик, ложечка, конверт для хранения семян. Проверьте друг друга.(дети проверяют друг друга )
– Для того чтобы ваша самостоятельная работа шла успешнее, нужно составить… (план работы).
Слайд План работы
Составление плана работы (под руководством учителя).
План работы:
1. Возьмём перец и разрежем его пополам.
2. Вынем из перца семена с помощью ложки.
3. Оставим семена сушиться.
4. Заготовим конверт.
5. Сложим семена в конверт.
III. Практическая самостоятельная работа.
– Если вам всё понятно и нет никаких вопросов, можете приступать к работе. Не торопитесь, выполняйте работу аккуратно. Вы знаете, что если вам понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне или к соседу по парте.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Чему научились сегодня на уроке? Почему это важно? Что нового узнали? О чём бы ещё хотели узнать? Понравилось вам то, как вы работали? Что бы хотели сделать лучше?
Когда на грядке вырастают вкусные огурцы или крупные помидоры, очень хочется посадить на следующий год такие же, но вот вопрос – как заготовить семена ?
Оказывается совсем не обязательно искать нужный сорт по магазинам, потому что умелый и заботливый огородник получает семена от своих собственных растений на , и вот как это делается.
Заготовка семян
Во время активного плодоношения кустов помидор, нужно выбрать из них самые урожайные и скороспелые.
Их тщательно пасынкуют, помечают стебель тесемкой и после завязывания двух-трех плодовых кистей, прищипывают верхушку растения.
Позже, когда плоды начнут созревать и спеть, из них выбирают лучшие, снимают и кладут на дозаривание - доведение плода до спелости, на 1-2 недели.
Такой прием заготовки значительно увеличивает последующую всхожесть семян, так как перезревшие плоды значительно снижают всхожесть семян .
Как только семена отделятся от мезги и сока, их тщательно промывают и раскладывают сушить на стекло, фанеру или картон.
Из килограмма помидор можно заготовить около 4 граммов семян, это более 1000 штук. Хранят семена в сухом помещении при 10-12 градусах.
Семена пригодны к посеву даже через 7 лет, а их чистосортность объясняется тем, что томаты – самоопыляющиеся растения и они не могут скреститься с другими сортами.
Другое дело – огурцы . Чтобы получить чистосортные семена, на участке нужно выращивать только один сорт этого овоща.
В период начала цветения нужно удалить с грядки все слабые и дефектные растения. Отметить растения, с которых будут браться плоды на семена и прищипнуть их на уровне 5-6 листа.
На семена нужно оставлять огурцы первого урожая, отдавая предпочтение самым правильным по окраске и форме.
Лучшие семена будут из огурцов, собранных из пазухи второго или первого листа. Для семян на каждом растении оставляют не больше трех плодов, другие завязи ощипывают.
Для окончательного созревания семян огурцам потребуется 35-40 дней, то есть их не снимают до тех пор, пока они не пожелтеют. Потом их срывают и кладут на дозаривание.
К атегория: Рассада
Заготовка семян овощных растении
Для полного созревания семян требуется много времени. Поэтому чем раньше проведена посадка растений на семена, тем лучше.
Большое значение для будущего урожая имеют размер и полновесность семян. Даже в пределах одного плода семенника огурца семена различаются по величине и весу. Самые крупные семена у огурца и кабачка - в верхней трети плода, у корнеплода моркови - на центральном побеге и т. д. Крупные полновесные семена гарантируют ранний урожай.
Такие корнеплоды, как свекла, морковь, пастернак, а также лук на семена лучше выкопать в первый год их жизни осенью, сберечь в хранилище зимой и посадить весной для получения семян.
Чтобы заготовить семена помидоров, надо выбрать самые ранние и лучшие плоды и дождаться их полного созревания. Сняв, их остается лишь разрезать, извлечь и вымыть семена, разложить на бумаге и высушить.
С семенами огурцов несколько сложнее, так как нужно помочь огурцам одного сорта в скрещивании. Для этого следует взять мужской цветок (тот, который без миниатюрного огурчика), срезать его лепестки так, чтобы обнажились пыльники, и с помощью мягкой кисточки перенести пыльцу на несколько полностью раскрытых женских цветков. Они раскрыты два-три дня. Поэтому, чтобы убедиться в том, что опыление произошло, эту операцию несколько раз повторяют. Когда огурец полностью вызреет и пожелтеет, надо надрезать его, вычистить ложкой семена и поступить так же, как с семенами помидора.
Кабачки и тыквы не надо опылять. Семена можно взять из купленных овощей. Так же поступают с перцами и баклажанами. Салат на семена лучше брать с цветочной стрелки в середине лета с самых больших и позднецветущих зкземляров. Одно цветущее растение обеспечит семенами на несколько лет.
Укроп и кориандр следует оставлять на семена с самых крупных растений. Досушивать их лучше в подвешенных пучках в проветриваемом помещении.
Семена лука нужно собирать на второй год. Лучше всего выкопать лук в его первую осень и держать растение в горшках в помещении до весны. Летом, когда появятся цветки, нужно привязать вокруг них бумажные пакетики, куда будут ссыпаться семена.
Сортовая чистота семян, собранных с однолетних растений, может быть снижена из-за случайного переопыления с растениями других сортов и даже видов. В результате из этих семян могут вырасти нетипичные для данного сорта гибридные растения.
Готовя семена для хранения, важно снабдить их этикетками. Полезно свериться со справочниками и написать на пакете такие важные сведения, как название сорта, его ценные особенности, оптимальные сроки посева, глубину заделки семян, требовательность к условиям среды, предполагаемое место в севообороте и т. п. Хранить семена следует в бумажных или матерчатых мешочках в сухом проветриваемом и темном месте, безопасном от грызунов.
Набор своих семян в аккуратных пакетиках с подробными сведениями на этикетках - неплохой подарок для друзей, начинающих огородников-любителей.
Приобретая рассаду некоторых овощных культур, таких, например, как помидоры, огурцы, сладкий перец, капуста, баклажаны, необходимо убедиться в сортовой подлинности приобретенных растений. Особенно внимательно следует относиться к приобретению растений, с которыми на огород можно занести опасные болезни: килу капусты и белую гниль репчатого лука. Избавиться от болезни, занесенной однажды на огород, часто бывает невозможно.
Поскольку растения могут быть заражены вирусными болезнями, следует приобретать только проверенный материал. Это относится прежде всего к закупаемому семенному картофелю. Безвирусные клубни получают в основном в тех районах, где нет тли - переносчика многих вирусов.
- Заготовка семян овощных растении
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Педагогические задачи: показать многообразие растительного мира, значение растений в жизни человека, познакомить (обзорно) с частями растений, продолжить формирование умения работать с учебником, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают различные виды растений, умеют соотнести описание растения и его название, понимают значение семян для размножения растений, роль растений в жизни человека, осознают роль человека в выращивании культурных растений.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: соотносят описание растения с его названием, высказывают свои предположения на основе работы с учебником, учебным фильмом, выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, корректируют и контролируют свои действия, ориентируясь на данный образец.
Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, отвечают на вопросы, используя игровые ситуации, свой жизненный опыт и приобретённые знания, анализируют и делают выводы, создают алгоритм деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, при этом признавать право других участников на иное мнение, уважают в общении партнёра и самого себя.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предмету; демонстрируют самостоятельность, осознают личную ответственность.
методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://luts.ucoz.ru/load/14-1-0-120
http://ravden.3dn.ru/load/zagadki/zagadki_pro_rastenija/26-2-3
http://www.fizkult-ura.ru/node/113
Материалы и оборудование: плоды болгарского перца; нож, ложка, миска (пластиковые); цветные карандаши, конверт; компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал:
1) мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Получение и сушка семян»; мультимедийная презентация «Растения»;
2) карточки для работы в парах с изображением растений.
Основные понятия и термины: растения, семена, сушка.
организационная структура (сценарий) урока
I. Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
– Отгадайте загадки о растениях.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(Дерево.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква.)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина чёрная и красная.)
Низок да колюч, сладок да пахуч,
Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь.
(Крыжовник.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит.
(Колос.)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки.)
Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыш.)
Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный … (василёк).
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух.)
Не огонь, а жжется.
(Крапива).
После того как загадка отгадана, на экране появляется слайд с изображением того или иного растения.
– О чём были все загадки? Как назвать одним словом всё, о чём шла речь? Для чего нужны растения? Можно было бы обойтись без них? (Ответы учащихся.)
Работа с раздаточным дидактическим материалом (работа в парах).
– У вас на партах, ребята, лежат карточки с изображением различных растений. Распределите их по группам. Какие группы у вас получились?
Называют группу и растения. Учитель демонстрирует соответствующий слайд. Самопроверка.
– Какое значение имеет каждая группа растений в природе? В жизни человека? (Ответы учащихся.)
Работа с учебником (с. 24).
– Рассмотрите фотографии и скажите, для чего ещё нужны растения. (Отвечают на поставленный вопрос.)
Далее двое хорошо читающих учеников читают диалог Ани и Вани (с. 25 учебника).
– А вам самим приходилось ухаживать за растениями? Какими? В чём заключался ваш уход за растениями?
Работа с мультимедийным диском.
Учитель демонстрирует мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. I от слов «Посмотрите, что в руках у Ани…» до конца, делая логические паузы-остановки, чтобы ученики могли дать ответы на вопросы.
– Сегодня мы с вами будем заготавливать семена болгарского перца.
– Но прежде чем приступить к работе, надо набраться сил, поэтому сейчас – физкультурная пауза, а мы с вами на время превращаемся из учеников в подсолнухи.
Во дворе растёт подсолнух…
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
Встают на одну ногу и тянут руки вверх.
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
Встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
Вращение прямых рук вперёд и назад.
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
Садятся.
II. Открытие новых знаний.
Подготовка рабочего места.
Учитель демонстрирует мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. II до слов «Разрежем перец пополам…».
– Какие материалы, инструменты и приспособления нам понадобятся? Положите их на парту. (Готовят рабочее место.) Проверьте друг друга.
Демонстрация мультимедийного фильма «Получение и сушка семян», ч. II до конца.
– Для того чтобы ваша самостоятельная работа шла успешнее, нужно составить… (план работы).
Составление плана работы (под руководством учителя).
План работы:
1. Возьмём перец и разрежем его пополам.
2. Вынем из перца семена с помощью ложки.
3. Оставим семена сушиться.
4. Заготовим конверт.
5. Сложим семена в конверт.
– Сравните составленный план с планом, который предлагают авторы учебника.
Демонстрируется мультимедийный фильм «Получение и сушка семян», ч. III «Получение и сушка семян. План работы».
III. Практическая самостоятельная работа.
– Если вам всё понятно и нет никаких вопросов, можете приступать к работе. Не торопитесь, выполняйте работу аккуратно. Вы знаете, что если вам понадобится помощь, вы можете обратиться ко мне или к соседу по парте.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Чему научились сегодня на уроке? Почему это важно? Что нового узнали? О чём бы ещё хотели узнать? Понравилось вам то, как вы работали? Что бы хотели сделать лучше?
Заготовка лесосеменного сырья
Созревание семян. Различают физиологическую зрелость и морфологическую (урожайную) спелость семян. При физиологической зрелости продолжается поступление питательных веществ в семя и его формирование, но зародыш уже созрел и способен прорасти. В это время питательные вещества семени представлены низкомолекулярными соединениями в виде моносахаридов, аминокислот и свободных жирных кислот.
С окончанием роста зародыша, как правило, в результате перегруппировки пигментов начинает меняться окраска плодов и шишек. Чешуи шишек и околоплодники теряют не только воду, но и питательные вещества, которые могут поступать в запасные ткани семян. В сочных плодах вследствие гидролитических превращений околоплодник становится менее плотным, в мякоти образуются растворимые сахара, благодаря чему плоды постепенно приобретают свойственные им вкусовые качества. Физиологическая активность в семенах резко снижается, заканчивается их формирование, питательные вещества превращаются в более сложные соединения (дисахариды и полисахариды, белки и жиры). Внешние покровы семян становятся плотными и менее водо- и воздухопроницаемыми, семена достигают морфологической (урожайной) спелости, переходя в состояние покоя. Следует, однако, сказать, что не у всех видов древесных растений при морфологической спелости семян зародыш достигает полного развития (снежноягодник, лимонник китайский, ясень обыкновенный, бересклеты).
Семена большинства видов древесных растений созревают в конце вегетационного периода, а отдельных видов - в течение лета (). Однако сроки созревания семян сильно варьируют и зависят как от биологических особенностей вида и наследственных свойств особи, так и от климатических условий местности и метеорологических (погодных) условий вегетационного периода. Так, жаркое лето и сухость воздуха способствуют быстрому созреванию, а холодное лето и частые дожди замедляют его. Различия в сроках созревания в пределах СССР из-за климатических условий у некоторых древесных пород превышают месяц (на юге страны семена созревают раньше, чем на севере). Созревание семян отдельных пород значительно затягивается из-за неодновременного цветения (гордовина, ирга, шелковица, абрикос).
У семян, достигших урожайной спелости, прекращается физиологическая связь с материнским растением. В это время плоды одних пород (дуба, березы, тополей, пихты, ильмовых, желтой акации, клена серебристого, орехов, каштана, лещины и др.) опадают очень быстро (в течение 10-15 дней), а других (сосны обыкновенной, Банкса и Муррея, лиственницы, ели, белой акации, гледичии, граба, кленов, кроме серебристого, липы, ясеней и других пород) на материнском растении удерживаются дольше.
Сроки сбора семян. В большинстве случаев лесосеменное сырье заготавливают сразу после достижения семенами морфологической спелости, которая обычно определяется по внешним признакам. Чтобы собрать урожай семян без потерь с наилучшими посевными качествами, быстро отделяющиеся от материнского растения мелкие и легкие семена заготавливают до опадения. Так, заготовку семян березы необходимо начинать при побурении сережек и частичном рассыпании их при сгибании, семена ильмовых собирают при пожелтении крылаток, бересклета бородавчатого - при появлении трещин на большинстве коробочек, желтой акации - при единичном раскрытии бобов. Заготовка семян с глубоким семенным покоем в начале созревания сокращает сроки подготовки их к прорастанию. Например, семена липы собирают, когда орешки приобретают серовато-зеленую окраску; ясеня обыкновенного - когда семена становятся коричневыми, а крылатка имеет зеленый или чуть побелевший цвет. Преждевременная заготовка семян многих пород отрицательно влияет на их всхожесть. Для длительного хранения семена лучше заготавливать в поздние сроки.
Обследование насаждений. Перед массовой заготовкой лесосеменного сырья производят предварительное обследование семенных насаждений (ЛСП, ПЛСУ, ВЛСУ и др.) с контрольным сбором и внутрихозяйственной проверкой посевных качеств семян. Контрольный сбор производят на 3-10 нормально развитых деревьях с различными условиями освещения и опыления, причем наименьшее количество деревьев берут на участках площадью до 3 га, наибольшее - свыше 10 га. С каждой трети кроны (верхней, средней и нижней) собирают семена в количестве, близком к среднему образцу по ГОСТ 13056.1-67. Внутрихозяйственная проверка посевных качеств проводится методом взрезывания, окрашивания или проращивания.
Способы заготовки и техника сбора плодов и семян. Заготовка лесосеменного сырья производится с поверхности земли после опадения плодов, с растущих или срубленных деревьев, а также изредка с водной поверхности (ольха) или по насту (липа). Наиболее эффективной является заготовка плодов и шишек с растущих деревьев и с поверхности земли на крупных лесосеменных плантациях и постоянных лесосеменных участках. При этом шишки, плоды и семена большинства видов заготавливают вручную: срывают их с ветвей, стоя на земле, лестнице или поднявшись в крону деревьев. Легко отделяющиеся плоды (желтой акации, саксаула, скумпии, фисташки) ошмыгивают руками (в брезентовых рукавицах), сбивают шестами в корзины или на разостланные пологи, стряхивают с ветвей крючками на шестах. С более высокорослых растений плоды собирают с помощью различных съемных приспособлений с ручным или механическим приводом (очесывающего, стряхивающего, сбивающего и других типов). Для сбора плодов и шишек на высоте 8-10 м применяют переносные простые или складные лестницы и стремянки, раздвижные лестницы, установленные на платформах автомашин, специальные П-образные подъемники на колесном тракторе, а также другие подъемники. Высоко в крону в основном при сборе шишек и плодов поднимаются на многозвеньевых приставных лестницах, древолазных устройствах и телескопических подъемниках. Из древолазных устройств применяют древолаз Карельский ДК1, древолазное устройство «Белка», древолаз конструкции ЛитНИИЛХ. Из телескопических подъемников, поднимающих двух рабочих на высоту 12-26 м, используют гидроподъемники АПГ-12, МШТС-2А, МШТС-2Т и ТВ-26.
С поверхности земли вручную или с помощью пневмо- сборщиков собирают крупные плоды (дуб, бук, орехи, каштан, граб, яблоня, груша, липа и др.), шишки сосны кедровой и лиственницы, а также крылатки (ясень, ильмовые, клены остролистный и серебристый).
На лесосеках лесосеменное сырье собирают вслед за валкой деревьев, чтобы исключить потерю шишек и плодов при трелевке. В зимнее время шишки собирают до образования глубокого снежного покрова. Чтобы обеспечить максимальный урожай семян с высокими наследственными свойствами, рубку высококачественных и высокопродуктивных насаждений проводят в урожайные годы во время сбора семян.
Приемка, учет и особенности хранения лесосеменного сырья. Лесосеменное сырье принимают от сборщиков партиями после предварительной очистки от примесей. Сухие нераскрывшиеся плоды, пропуская через грохот, освобождают от листьев, частей веток, земли, поврежденных и пустых плодов и других примесей. Мелкие частицы отделяют от семян (плодов) на решетах или ситах. Здоровые желуди, орешки бука и граба можно отделять от поврежденных методом флотации (при погружении в воду пустые плоды всплывают). Перед отправкой на переработку сырье просушивают в хорошо проветриваемых помещениях, доводя по влажности до установленных кондиций. Мелкие плоды при этом рассыпают под навесом на полу или на брезентах слоем 3-5 см, более крупные (желуди) - непосредственно на земле слоем до 8 см. При сушке сырье несколько раз в сутки перелопачивают. Мелкие плоды просушивают ориентировочно 3-4 дня, желуди, плоды липы, кленов, ясеней - 5-7 дней и орехи - 10-15 дней. При пересушивании лесосеменного сырья теряется всхожесть семян и удлиняется период их предпосевной подготовки, особенно косточковых (уплотняется косточка). Обычно влажность сырья большинства видов лиственных доводят до 10-15%, тополей и ив - 6, желудей - 70-80 %. Выход чистых плодов у дуба составляет 80-90%, лещины - 60, ореха грецкого - 80 % первоначальной массы.
Способы получения семян из лесосеменного сырья
Переработка лесосеменного сырья. Для посева используют, как правило, переработанные и очищенные семена, извлеченные из плодов и шишек и подсушенные до оптимальной влажности. Способность к прорастанию семян может быть сохранена лишь при создании оптимальных условий, обеспечивающих состояние покоя в процессе переработки лесосеменного сырья и при хранении очищенных семян до посева. Несоблюдение оптимальных условий на любом этапе (от заготовки до посева) приводит к нарушению биохимических процессов превращения запасных питательных веществ семени в доступные для питания зародыша формы. При нарушении равновесного состояния биологической системы семени (повышение или понижение температуры и влажности, неправильное освещение и др.) значительно усиливаются многие биологические процессы, проявляющиеся в первую очередь в повышении интенсивности дыхания, а следовательно, и скорости распада веществ в семенах, что влияет на их жизнеспособность и срок хранения.
Сочные плоды и ягоды после заготовки необходимо своевременно переработать, так как при хранении они склонны к закисанию и самосогреванию.
Семена большинства хвойных пород (сосен обыкновенной, крючковатой, крымской, черной, Банкса, желтой; елей, лиственниц и псевдотсуг) в естественных условиях выпадают (вылетают) из шишек по мере высыхания их до влажности 9-11 0/ 0 и отгибания вследствие этого семенных чешуй при сухой морозной или жаркой погоде. Такая особенность шишек используется при искусственном извлечении из них семян в шишкосушилках с применением сухого теплого воздуха. Повышение температуры при сушке шишек ускоряет процесс извлечения семян, однако следует помнить, что значительное повышение отрицательно влияет на их жизнеспособность. Так, например, при 35 °С продолжительность сушки свежих (влажность 20-25 %) шишек ели составляет 65, а при 45-55 °С-20-23 ч, при этом энергия прорастания семян снижается с 92 до 58 %. При воздействии высокой температуры нарушается обмен веществ в семенах, снижается активность ферментов и ослабляется рост зародыша. С повышением температуры до 65°С замедляются физиологические процессы, что значительно увеличивает период прорастания семян хвойных пород и резко снижает их всхожесть, особенно при хранении. Из-за нарушения обмена веществ запасные питательные вещества в семенах уплотняются, что нарушает процессы питания живого покоящегося зародыша.
На посевные качества семян хвойных большое влияние оказывает температура сушки при высокой влажности воздуха. Так, при сушке в абсолютно сухом воздухе семена сохраняют высокую всхожесть (около 80%) даже при тёмпературе 80 °С, тогда как при относительной влажности воздуха 95 % они полностью погибают уже при температуре 60 °С. Поэтому продувание шишек в шишкосушилках сухим нагретым воздухом, при котором усиливается влагообмен, дает возможность повысить температуру сушки, что значительно ускоряет раскрытие шишек.
Извлечение семян из шишек хвойных растений. По способам получения семян шишки хвойных разделяют на раскрывающиеся (перерабатываемые в шишкосушилках), нераскрывающиеся (подвергающиеся дроблению или обмолачиванию) и шишкоягоды можжевельников.
Влажность заготовляемых раскрывающихся шишек, при которой семенные чешуи плотно прилегают, удерживая семена, обычно составляет 20-25%. Выпадают семена при влажности шишек 9-11%. Поэтому для извлечения семян шишки высушивают в шишкосушилках до раскрытия чешуй. При извлечении семян из шишек хвойных пород необходимо систематически поддерживать наиболее низкую влажность воздуха в камере сушки, загружать в камеру предварительно подсушенные шишки, сушку производить с постепенным повышением температуры от естественной до предусмотренной техническими условиями для данного типа сушилки и вида растения. Наиболее простой по конструкции является солнечная шишкосушилка, представляющая собой деревянный ящик с поднимающейся крышкой, сетчатым дном и выдвижным семяприемником. Производительность такой примитивной шишкосушилки с естественным режимом сушки очень низкая и в солнечную погоду составляет 100-200 г семян с 1 м 2 за 3 суток. Наиболее распространенными до недавнего времени были калориферные (огнедействующие) шишкосушилки Каппера-Гоголицына производительностью 4,5 кг и передвижная Войта - 2,5 кг семян в сутки, в сушильных камерах которых с помощью калориферной печи и системы вентиляционных отверстий поддерживается необходимая температура сушки. Перед загрузкой в камеры шишки для снижения влажности подсушиваются в чердачном помещении при температуре 20-30 °С. Последующая сушка шишек ели и лиственницы в камерах производится при температуре 45 °С, а сосны - 55 °С. В последние годы разработаны новые конструкции шишкосушилок с полной механизацией и автоматизацией процессов, а также реконструированы сушилки Каппера-Гоголицына и Войта.
Из новых конструкций стационарных сушилок наибольший интерес представляют шишкосушилка непрерывного действия Тихвинского лесхоза производительностью 24 кг семян сосны в сутки, шишкосушилка стеллажного типа Калининского управления лесного хозяйства МЛХ РСФСР производительностью 80-100 кг семян сосны и 180 кг семян ели в сутки (авторы проекта Л. В. Галеев и П. И. Чикизов) и шишкосушилка научно-производственного объединения «Силава» производительностью 40-50 кг семян в сутки (типовой проект). Сушилка конструкции Тихвинского лесхоза работает по принципу противотока, в котором шишки с помощью транспортеров движутся сверху вниз навстречу потоку теплого воздуха по зигзагообразной линии сначала в камере предварительной сушки, где автоматически поддерживается температура 35-40 °С, а затем в основной камере при температуре 50-60 °С.
Сушилка стеллажного типа проста в эксплуатации, а выпускаемые серийно многие узлы и агрегаты облегчают ее строительство. В ней обеспечивается оптимальный режим извлечения семян благодаря конструкции сушильной камеры, в которой расположены один над другим четыре сетчатых (типа решетчатой жалюзи) стеллажа, заполняемые слоями (25-40 см) шишек. Подогретый в теплообменнике воздухонагревателя ВПТ-400 атмосферный воздух под давлением попадает снизу, последовательно подсушивая сначала нижний, а затем следующие слои шишек. При этом температура воздуха снизу вверх снижается от 45 °С для ели и 50 °С для сосны до 20-30 °С. Соответственно средняя влажность шишек на верхнем стеллаже (первоначальная) составляет 22-23%, на втором - 14-16, третьем - 7-8 и нижнем (окончательная)-4-5%. Основное количество влаги (около 70%) удаляется из шишек на двух верхних стеллажах при температуре, не превышающей 31 °С. Таким образом, в стеллажных сушилках семена подсушиваются при оптимальном сочетании температуры и влажности воздуха. Все процессы перемещения шишек механизированы с помощью ленточных и пневмотранспортеров, люков, жалюзи и других приспособлений, которые включаются специальными автоматическими устройствами. Шишки с верхних стеллажей через каждые 3 ч последовательно перемещаются на нижние в открытые жалюзи. Раскрывшиеся шишки и семена четвертого (нижнего) стеллажа поступают во вращающийся сетчатый барабан для разделения. При этом семена через каждые 3 ч подают в специальный ящик. Затем они направляются для обескрыливания и очистки в машину МОС-1, а шишки поступают в бункер-накопитель и отправляются к месту потребления. Жалюзи опустевшего нижнего стеллажа закрывают и на него пересыпают не полностью раскрывшиеся шишки с третьего и соответственно со второго на третий, с первого на второй стеллажи. На верхний (первый) освободившийся стеллаж загружают 1,5 т свежих шишек. Процесс сушки длится 12 ч, причем через каждые 3 ч получают около 12-15 кг семян сосны или 20-24 кг семян ели.
В отличие от большинства хвойных пород шишки лиственницы европейской из-за плотно сомкнутых чешуй и высокого содержания смолы раскрываются плохо и семена из них выпадают лишь частично, поэтому их извлекают путем дробления шишек в машине МИС-3. У кедровых сосен (сибирской, корейской, европейской и стланника) в естественных условиях шишки опадают нераскрывшимися вместе с семенами, а у пихт они рассыпаются при достижении морфологической спелости семян. В связи с этим извлечение семян из шишек пихт, собранных до рассыпания, и кедровых сосен производят путем механического их разрушения на машине МИС-2. Для извлечения кедровых орехов используют также машину МК-1, которая, кроме того, очищает орехи от примесей.
Из трудно раскрывающихся шишек сосен эльдарской, пицундской и алепской семена извлекают с помощью агрегата-самоотделителя АС-0,5.
Шишкоягоды можжевельников предварительно намачивают, а затем раздавливают, растирают и из полученной массы отмывают семена.
Извлечение семян из сухих и сочных плодов. Сухие плоды после подсушивания обычно обмолачивают или протирают, освобождая и отделяя семена на семяочистительных машинах МОС-1 или СУМ-1 от примесей (коробочек, чешуек, створок бобов, остатков сережек, крылышек, а также от мусора, листвы, частей веток, земли и т. д.).
Сочные плоды и ягоды по возможности перерабатывают сразу после заготовки и только холодным способом, так как закисание и самосогревание резко снижает жизнеспособность семян. Семена из сочных плодов можно получать одновременно с изготовлением соков, сырья для варенья и джемов, но без тепловой обработки. Для извлечения семян из крупных плодов семечковых (яблони, груши, айвы) используют плододробилки, плодорезки и пло- дотерки, а также машину МИС-1. Плоды ореха грецкого, черного и других видов очищают от околоплодника на машине МОО-1, на фисташкоочистительной машине ФОК-М. Семена косточковых (вишня, терн, алыча, слива и др.) отделяют на косточковыбивальных машинах. Для получения семян из сочных плодов можно использовать и универсальную семяочистительную машину СУМ-1, а также метод раздавливания и растирания с последующей отмывкой их от мязги водой.
Обескрыливание, очистка и сортировка семян. После переработки лесосеменного сырья полученные семена обескрыливают (при необходимости), очищают от примесей и сортируют.
Одновременно с очисткой обычно производят сортировку семян с целью повышения их посевных качеств. Более крупные или полнозернистые семена обладают лучшими посевными качествами. Целесообразно сортировать семена по комплексу факторов. Например, фирма «Вильморен» (Франция) сортирует семена поштучно на электронной сортировочной машине, в основу программы которой положены цвет и полнозернистость. Каждое семя проходит через фотоэлемент, который пропускает лишь семена, соответствующие заложенному семени-эталону. После такой сортировки семена имеют стандартные размеры, цвет и полнозернистость.
Обескрыливание, очистку и сортировку семян часто производят одновременно на специальных машинах. Для семян сосны, ели, лиственницы и пихты наиболее часто применяют машину МОС-1, процесс обескрыливания в которой происходит в сетчатых барабанах с вращающимися щетками. При этом семена вместе с обломками крылышек проваливаются через сетку барабана в приемник, из которого поступают на очистку и сортировку. В дальнейшем семена очищают от обломков крылышек отвеиванием и сортируют на решетах и ситах. Обычно семена ясеней, кленов, ильмовых и других высевают с крылышками, однако их также можно обескрыливать на семяочистительной универсальной машине СУМ-1. Желуди дуба, орешки бука, граба и другие семена, не имеющие крылаток, очищают от мусора, используя грохот, решета, сита.
Выход чистых семян из сырья в зависимости от вида растений колеблется от 1 до 90 % (см. табл. 3).
Паспортизация семян. Однородные семена, заготовленные для посевных целей, после очистки и сортировки формируют в партии, на которые составляется паспорт с регистрацией его в специальной книге. В паспорте отмечаются все основные данные о семенах, включая их географическое происхождение и принадлежность к тому или иному экотипу. Сведения из паспорта, показатели качества лесосеменного сырья, количество партий и другие данные о семенах, а в последующем и результаты проверки их посевных качеств заносят в книгу лесных семян.
Посевные качества семян
Стандартизация семян. В настоящее время на все семена установлены определенные показатели, характеризующие требования, предъявляемые к их посевным качествам. В соответствии с этими требованиями государственными стандартами предусмотрены правила, методы и технические условия определения посевных качеств семян (ГОСТ 13056.1-13056.11). Проверка качества семян не всегда возможна на месте заготовки или хранения их из-за сложности проведения и отсутствия специальных приборов и оборудования. Поэтому качество семян обычно проверяют на зональных контрольных лесосеменных станциях, куда доставляются отобранные от каждой партии средние образцы. Масса образцов определена стандартом. Впервые в России специальная контрольная станция по определению посевных качеств лесных семян была организована В. Д. Огиевским в 1920 г. в Петербурге при Лесном институте. В настоящее время в СССР функционирует 50 зональных контрольных лесосеменных станций (в том числе 7 на Украине), возглавляемых Всесоюзной лесосеменной станцией.
Средний образец для анализа отбирают не позже чем через 10 дней после формирования партии (для ильмовых не позже 2 дней) и направляют в лесосеменную станцию (в течение 2 дней после отбора) вместе с копией паспорта, этикеткой, актом отбора и сопроводительными документами. Образец отбирают из партий семян методом выемок. ГОСТ предусматривает правила и методы отбора образца и его массу в зависимости от крупности семян, способа их хранения, количества мест тары, а также правила оформления и отправки образцов на контрольную станцию.
Лесосеменные станции определяют посевные качества семян и по наименьшему значению устанавливают класс качества, согласно ГОСТ 14161. Запрещается использовать для посева семена, не отвечающие требованиям ГОСТа.
По результатам анализов на каждую партию лесосеменные станции выдают документ с указанием основных показателей качества семян, определяющих их класс.
Показатели посевных качеств семян. Качество лесных семян определяют по внешним признакам, наличию примесей, физическим и физиологическим свойствам, а при необходимости также по влажности и зараженности вредителями и болезнями. По внешним признакам качество семян определяется визуально, на запах, вкус и осязание.
По наличию в образце неполноценных семян и примесей определяют чистоту, процентное содержание чистых семян в партии.
Из физических свойств главным показателем их качества является абсолютная масса - масса 1000 семян в воздушно-сухом состоянии. Абсолютная масса семян изменяется в зависимости от географического происхождения, климатических и лесорастительных условий, возраста растений и т. д. Она зависит также от химического состава и удельной массы семян. Абсолютная и удельная масса зависят не только от крупности, но и от полнозернистости семян, которую практически определяют взрезыванием, прощупыванием (ильмовые), раздавливанием после кипячения и просвечиванием (береза).
Основным показателем посевных качеств семян является всхожесть. Различают техническую, абсолютную и грунтовую всхожесть. Наиболее достоверной является грунтовая (определяется при прорастании семян после посева в почву). Однако в этом случае нельзя определить всхожесть семян до начала весенних посевов, кроме того> она зависит от почвенно-грунтовых и погодных условий. Поэтому всхожесть определяют проращиванием семян в лабораторных условиях при определенном режиме в течение установленного ГОСТом срока, обеспечивающего прорастание основной массы семян. При этом определяют техническую и абсолютную всхожесть, а также другой важный физиологический показатель - энергию прорастания. Техническая всхожесть выражает процентное отношение нормально проросших к общему количеству взятых для проращивания семян, а абсолютная - проросших; количеству полнозернистых. От энергии прорастания зависит дружность появления всходов. Она определяется в установленные ГОСТом сроки. Более высокая энергия прорастания свойственна свежесобранным семенам. Лабораторная всхожесть в значительной мере определяет грунтовую. Грунтовая всхожесть наиболее качественных семян хвойных пород составляет около 60, а семян III класса - 20-25 %.
Проращивают семена обычно в специальных аппаратах с электрическим подогревом. Аппарат представляет собой металлическую ванну для воды, сверху которой устанавливается поднос с отверстиями, где размещают специальное ложе для семян. Ложе состоит из фланелевой с фитилем и бумажной (фильтровальной) подкладок, покрываемых стеклянным колпаком. В колпаке сверху есть отверстие для удаления теплого воздуха и углекислоты. Температура ложа днем составляет 20-30 °С, ночью - 20 °С. На таком ложе создаются оптимальные условия для прорастания семян за счет теплового режима, подъема воды по фитильку и удерживания влаги фланелевой прокладкой.
Крупные семена проращивают в ящиках с песком в соотношении 1:3 при влажности субстрата 60% полной влагоемкости. Нормально проросшими считаются семена, у которых развились здоровые корешки длиной не менее длины семени.
Жизнеспособность семян с глубоким семенным покоем определяют методом окрашивания зародышей красителями. Ее определяют так же и у некоторых семян с вынужденным семенным покоем в случае их срочного посева или отправки. Определение жизнеспособности основано на том, что живые клетки семян не проницаемы для органических красителей и не окрашиваются ими, а неорганические красители легко проникают в живую клетку, окрашивая «е содержимое. Согласно ГОСТу, окрашивание производят на свету, помещая извлеченные из предварительно намоченных до полного набухания семян зародыши в растворы индигокармина, тетразола или иодистого калия. При этом индигокармин окрашивает только мертвые ткани, а тетразол и йодистый калий - живые, содержащие крахмал. Жизнеспособность можно определить также люминесцентным методом, который основан на различном свечении живых и мертвых тканей семени на срезах под воздействием ультрафиолетовых лучей. Для усиления контрастности срезы предварительно окрашивают флуоресцирующими красителями (флуорохромами).
Доброкачественность семян определяют по характерному цвету зародыша и эндосперма при взрезывании. Семена бука, граба, кленов, ореха Зибольда при этом предварительно намачивают в воде. Доброкачественность определяют у семян, для которых методы определения всхожести и жизнеспособности не установлены, а также у крупных семян, требующих много места для проращивания (желуди дуба, орех грецкий). К доброкачественным семенам относят полнозернистые, у которых зародыш и эндосперм имеют здоровый вид и нормальную окраску, свойственную данному растению. Используют также рентгенографический метод определения доброкачественности, который основан на определении по негативу полнозернистости, состояния зародыша и развития при прорастании. Для этого семена предварительно намачивают в растворах, которые проникают в мертвые ткани (хлористого бария, азотно-кислого серебра или уксусно-кислого свинца) и поглощают рентгеновские лучи.
У семян некоторых видов березы и ильмовых доброкачественность можно определить также методом просвечивания после намачивания их в спирте и последующего добавления глицерина или раздавливания между стеклами после кратковременного кипячения (береза).
При необходимости определяют зараженность вредителями, болезнями и влажность семян (содержание влаги в процентах к массе исходной навески). Влажность определяют методом высушивания в сушильном шкафу в течение 1-3 ч при температуре 130°С или влагомером в соответствии с ГОСТ 13056.3-67.
По результатам лабораторных анализов на кондиционные семена, посевные качества которых удовлетворяют требованиям ГОСТа, лесосеменные станции выдают «Удостоверение о кондиционности семян». На семена, посевные качества которых не отвечают требованиям стандарта или не проверены по всем показателям, а также в случае обнаружения карантинных сорняков, болезней или вредителей, независимо от результатов анализа, выдается документ, называемый «Результаты анализа семян». На семена, нормы посевных качеств которых еще не разработаны, выдается «Справка».