Как правильно покрасить ржавое железо. В чём проблема ржавчины

Mitka 02-10-2008 23:19

В качестве опорных столбов для заборных плит использовал бушные трубы, которые снаружи, ессно, поржавели.

Хочу покрасить прямо поверх ржавчины, без предварительной шлифовки (ибо красить аж 50 столбов по 4м. длиной). В этой связи вопрос: чем бы таким термоядерным покрасить, чтоб хватило на как можно больший срок?

Прохожий 03-10-2008 08:54

Без обработки ничем не покрасить так, чтобы держалось. Рыхлую ржавчину все-таки придется убрать. Для скорости посоветую сделать это шлифмашинкой с радиальной металлической щеткой. Я такие столбы-трубы красил именно так - зачистил "болгаркой" с металлической щеткой (только именно с радиальной - "чашечка" дает очень сильную вибрацию) и покрыл краской-грунтом "по ржавчине" (ярославского пр-ва, что-ли...) год простояли - нигде ничего не отвалилось из покрытия.

petrovich 03-10-2008 11:39

Помнится была в старые времена какая то хрень-добавкав краску, звалась преобразователь ржавчины.

Mitka 03-10-2008 11:39

А что скажете про Hammerite? Надо ли тратиться? Или есть отечественные аналоги "по ржавчине" такой же стойкости?

Прохожий 03-10-2008 12:16


А что скажете про Hammerite? Надо ли тратиться? Или есть отечественные аналоги "по ржавчине" такой же стойкости?

Hammerite - краска неплохая, но и дорогая достаточно. И тоже требует подготовки поверхности - удаления рыхлой ржавчины. Я пользовался для покраски столбов ярославской краской-грунтом по ржавчине (название точно уже не помню - что-то типа "ржавостоп") - нормально держится пока. Правда пока год краска перезимовала - но пока держится. Я думаю, что для столбов забора приобрестать дорогую краску необязательно - толщина труб такова, что перержаеют они даже без всякой защиты лет за 15-20. А если красить - то если краска не слишком хорошо легла - на следующий год можно и перекрасить.

Ann 03-10-2008 12:50

А чем плохо сначала пролить цинкарем, а потом покрасить краской?

Прохожий 03-10-2008 12:59

quote: Originally posted by Ann:
А чем плохо сначала пролить цинкарем, а потом покрасить краской?

Совсем неплохо. Но в пересчете на 50 столбов - сколько надо будет купить еще и "цинкаря"? Да и стоит-ли? Как писал выше - столбы из труб не требуют защиты от коррозии на 50 лет, тем более, что никто не будет мешать им ржаветь изнутри .

Nafigvajag 03-10-2008 13:09

Два года назад ставил забор из таких-же труб. Зачистил болгаркой с грубым флепом, верхние торцы заварил круглыми крышками, иначе нальет воды и порвет... Красил хаммерайтом, пока стоят, все норм...

Mitka 03-10-2008 13:28

В общем, получается, что зачищать болгаркой полюбасу... Мля, там переноска метров на 150 понадобится.

Прохожий 03-10-2008 13:42

quote: Originally posted by Mitka:
В общем, получается, что зачищать болгаркой полюбасу... Мля, там переноска метров на 150 понадобится.

Переноска и так пригодится на участке. Впрочем, можете зачистить просто металлической щеткой - главно содрать рыхлый слой, до голого металла чистить необязательно (по-моему мнению)...

Mitka 03-10-2008 14:13

Я 50 столбов замахаюсь щёткой отскребать

Прохожий 03-10-2008 14:17

quote: Originally posted by Mitka:
Я 50 столбов замахаюсь щёткой отскребать

Mitka 03-10-2008 14:24

После "зачистки" протирать столбы надо?

Прохожий 03-10-2008 14:27

quote: Originally posted by Mitka:
После "зачистки" протирать столбы надо?

Обязательно перед покраской протереть уайт-спиритом. Много времени это не займет, Уайт-спирита - тоже не слишком много понадобится.

DrLupus 03-10-2008 15:39

Я делаю проще. Кузбас-лаком, он же "Битумный лак", прям по ржавчине. Счищаю ржу только уж если она совсем... Лепешками отваливается. Металлической щеткой.
А так, если без толстенных пластов, то битум процесс запросто останавливает -- воздух к металлу не пускает. Дешево и сердито.
Есть и минусы. Сохнет плохо, хотя если на заборе задом не сидеть -- то пофиг.
Цвет -- только черный получается, не всех это может устроить.

Mitka 03-10-2008 16:16

quote: Originally posted by Ромбаль-Коше:

Как же вы природу-то испортили...

Зачем вам такие жуткие заборы?
Извините, за оффтоп, не удержался глядя на фотографию.

ну ты у нас поживи для начала. Потом посмотрим, какие будешь заборы ставить...

TAURUS 03-10-2008 16:42

может чем нибудь жирным измазать солидол, литол, пушечное сало... обвернуть пленкой и в грунт?

ASDER_K 03-10-2008 17:32



Без обработки ничем не покрасить так, чтобы держалось. Рыхлую ржавчину все-таки придется убрать. Для скорости посоветую сделать это шлифмашинкой с радиальной металлической щеткой. Я такие столбы-трубы красил именно так - зачистил "болгаркой" с металлической щеткой (только именно с радиальной - "чашечка" дает очень сильную вибрацию)


+1
quote: Originally posted by Прохожий:

А это не так долго, как кажется. Если взять хорошую металлическую щетку - на 1 столб у вас уйдет минуты по 3 максимум. Ведь как писал выше - зачищать до металла не надо, просто снять ржавчину. Пожалуй будет даже быстрее, чем болгаркой...


заипетесь 50 столбов махать... я пробовал - на третьем пошел за дрелью со щеткой...

Serjant 03-10-2008 17:42

quote: там переноска метров на 150 понадобится.

Зачем??
чистить от грязи и ржавчины в одном месте, а столбы таскать на свои места по необходимсти.

псм 03-10-2008 18:19

quote: Originally posted by Прохожий:

А это не так долго, как кажется . Если взять хорошую металлическую щетку - на 1 столб у вас уйдет минуты по 3 максимум. Ведь как писал выше - зачищать до металла не надо, просто снять ржавчину. Пожалуй будет даже быстрее, чем болгаркой...

Гастробайтен?

Mitka 03-10-2008 18:50

quote: Originally posted by Serjant:

Зачем??
чистить от грязи и ржавчины в одном месте, а столбы таскать на свои места по необходимсти.

Всё уже установлено)))

кака 04-10-2008 12:42

У меня хоть и не 50т столбов но чуток меньше половины от этого. Так я битуму с отработачкой сварил и покрасил, вот ужо десяток и не подхожу даже.
Правда первые года два не подхлдил т.к. липли и мазались. А потом пыли, грязи наелись и стоят серобурмалиновые, но судя по фотке цвет то Вам фиолетово какой. Да ещё это и дёшево, а если туды ещё и пушсальца с парафинчиком добавить, да горяченьким по любой рже промазать, простоит дольше железа гарантирую.
С уважением.
П.С. Ещёи внутрь трубы отработки залить с размазом по образующей.

Mitka 04-10-2008 14:39

трубы уже заварены сверху. Блин, нигде не могу найти битумный лак

Mitka 04-10-2008 14:43

И ещё вопрос: если битумным лаком вскрывать, то можно либудет со временем, например через годик, покрыть это краской?

кака 04-10-2008 23:33

quote: Originally posted by Mitka:

покрыть это краской?


Боюсь это врядли. У меня на старой квартире стояк чугунный канализационный, был покрашен сначала битумным лаком(это дешевле для ЖЭКа) а я сверху красочкой аж в два слоя. А через некоторое время сей лачок такими пятнами вылез, я и не знал что и делать.
С уважением.

кака 04-10-2008 23:39

quote: Originally posted by Mitka:

Блин, нигде не могу найти битумный лак


Он теперь Кузбасс лаком называется и стоит дешевле грязи. Тож ничего решение кое что стоит на даче железное им крашенное. Долго, минимум пяток лет но уже можно освежить, хотя будет стоять ещё долго.
С уважением.

Mitka 05-10-2008 01:04

В общем, купил 3-компонентную алкидную эмаль "Ржавостоп" Завтра всё зачищу нах, протру уайт-спиритом и покрашу. По результатам отпишусь.

алхимик 07-10-2008 14:24

хамеррайт или мастика для авто, мы такой и рабицу и столбы без зачистки красили, вазводили пожиже и форверст.
7 лет отстояла и хоть бы хны

Mitka 07-10-2008 15:34

Ржавчины оказалось до неприличия мало. Всё зачистил щёткой, покрасил. Получилось симпатично. Посмотрим, сколько простоят.

Многим из нас знакома ситуация, когда нам вдруг понадобилось покрасить какую-либо металлическую поверхность, а она оказывается вся покрыта ржавчиной. А уж с вопросом "как покрасить ржавую трубу" сталкивался каждый, кто живет в старых домах советской постройки.

Действительно, под воздействием агрессивной внешней среды поверхности металлов часто ржавеют. Многие не уделяют этому внимания и красят просто поверх ржавчины. Однако спустя некоторое время и они убеждаются в том, что стоило всё же подготовить металл к покраске правильно. Мало того, что покрашенная по ржавчине поверхность выглядит очень не эстетично, но и краска с нее начинает облезать очень быстро.

О том, как правильно подготовить ржавую поверхность к покраске и расскажет эта небольшая статья.

В зависимости от количества ржавчины и степени её проникновения в металл вы можете использовать один или несколько из нижеперечисленных этапов подготовки окрашиваемой поверхности к покраске.

Механическая очистка поверхности от ржавчины

Первым делом, конечно, стоит удалить большие куски ржавчины при помощи механической очистки поверхности. Обычно для этого используют металлическую щетку для ручной очистки или металлическую насадку на шлифовальную машинку или дрель для ускорения процесса.

Этап механической очистки от ржавчины, в отличие от последующих, является обязательным, хоть и достаточно трудоемким. Однако, даже если вы закончите процесс подготовки к покраске на этом этапе, ваша окрашенная поверхность уже будет выглядеть гораздо лучше и краска будет держаться значительно дольше.

После очистки поверхности таким способом её крайне желательно сгладить при помощи шлифовальной машинки для того, чтобы убрать и сравнять все неровности и царапины на металле. Конечно, если вам предстоит окрасить очень большую поверхность, быстрее и проще будет воспользоваться пескоструйной машиной, однако далеко не каждый имеет доступ к такому оборудованию, поэтому мы не будет углубляться в этот вопрос.

Химическая очистка поверхности

Если убрать всю ржавчину механическим путем не представляется возможным, имеет смысл использовать химические средства. Это средства на основе кислот, которые просто разъедают и растворяют ржавчину на поверхности.

Не забывайте, что при работе с такими средствами, как и с любыми кислотами, стоит быть очень осторожным и соблюдать меры безопасности.

Обезжиривание, грунтовка и покраска поверхности

После удаления основного слоя ржавчины одним из вышеприведенных способов, для хорошего прилегания краски поверхность необходимо обезжирить. Для этого подойдет любое сильнодействующее моющее средство.

Следующим и заключительным этапом подготовки поверхности к покраске является покрытие её грунтовкой. Этот этап не стоит пропускать если вы хотите что бы ваша поверхность выглядела гладкой и была равномерно окрашенной. Нанесите грунтовку в соответствии с инструкцией механическим способом или при помощи распылителя.

Вот и все, теперь можно красить. Нанесите краску на поверхность используя кисть, валик или пульверизатор. Рекомендуется красить в два слоя, благодаря чему на поверхности точно не останется непрокрашенных участков.

А если металл проржавел настолько, что красить его уже нет смысла, возможно стоит всё-таки заменить деталь на новую и избавиться от старой. Можно это сделать даже немного подзаработав. Куда сдать металлолом вы можете узнать на этом сайте . Там с удовольствием примут ваши металлические изделия и заплатят за это неплохие деньги.

Полностью предотвратить образование коррозии металла практически невозможно: рано или поздно металл начнет ржаветь. При этом существуют способы значительно продлить срок службы материала, если соблюдать правила эксплуатации металлического изделия и использовать специальные средства, замедляющие коррозийные процессы. Если ржавчина уже появилась, необходимо ее удалить (химическим или механическим способами), чтобы не дать развиться коррозийным процессам.

Профилактические мероприятия

Чтобы предотвратить пагубное действие коррозии, рекомендуется использовать специальные химические средства защиты. К таким средствам относятся ингибиторы, который представляют собой вещества, замедляющие или полностью останавливающие тот или иной химический процесс. В результате действия ингибитора на поверхности материала появляется тонкое покрытие в виде защитной пленки. Именно эта пленка и предохраняет металл от ржавления.

Один из самых популярных на сегодняшний день ингибиторов - «Rust stop». Препарат имеет проникающее действие, в результате чего с материала удаляется влага, и на поверхности создается полимолекулярный слой. Средство нетоксично, отличается простотой применения.

Механическое удаление

Для механической понадобится металлическая щетка или абразивная крупнозернистая шкурка. С помощью шкурки можно очистить материал «сухим» способом или «мокрым» (смочив шкурку керосином или Уайт-спиритом).

Другие варианты механической очистки включают использование следующих аппаратных средств:

  • орбитальной шлифмашины с абразивными кругами;
  • пескоструйного аппарата;
  • насадки на электродрель;
  • болгарки.

Применение ручных средств (щетки или наждачной бумаги) оправдано на незначительных по площади поверхностях. Преимущество обработки поверхности руками состоит в возможности более тщательного прохода в небольших или труднодоступных участков.

Насадка на электродрель, шлифовальная машина или болгарка могут ускорить очистку поверхности в разы. Однако такие методы не отличаются высокой точностью: снимается слишком большой слой металла.

Пескоструйное оборудование – оптимальный способ удаления ржавчины.

Удаление коррозийных продуктов происходит за счет обработки металла мощной струей песка. При этом неповрежденный металл полностью сохраняет свою структуру.

Недостаток методики – высокая стоимость нового оборудования.

Химические способы

Химические методики предполагают использование следующих групп препаратов:

  • преобразователей ржавчины;
  • кислоты (в первую очередь – ортофосфорной);
  • народных средств.

Данное вещество относится к классическим растворителям и входит в состав многих средств для борьбы со ржавчиной.

Способ применения ортофосфорной кислоты описан ниже:

  1. Вещество наносят тонким слоем на место, пораженное коррозией.
  2. Далее нужно подождать в течение 30 минут, пока завершится реакция.
  3. Завершается процедура протиранием насухо обработанной поверхности.

Ортофосфорная кислота удаляет следы ржавчины, а также способствует образованию фосфатной водоотталкивающей пленки. Эта пленка притормаживает процесс окисления металла, предотвращая дальнейшее развитие коррозийного процесса.

Для удаления ржавчины применяется 30% раствор кислоты. Преимущество ортофосфорной кислоты по сравнению с другими кислотами (например, серной) заключается в более щадящем воздействии на металл.

Преобразователи ржавчины

Принцип действия средств преобразования ржавчины состоит в преобразовании коррозийных продуктов в безвредный или защитный слой, который затем может быть обработан краской или лаком.

Ниже перечислены наиболее известные преобразователи ржавчины, предлагаемые на рынке:

  1. ВСН-1. После нанесения этого кислотного нейтрализатора обработанное место приобретает серый цвет. Остается лишь стереть пятно сухой тряпкой вместе с остатками ржавчины.
  2. Спрей-аэрозоль на основе цинка «Цинкор-Авто». Данное средство представляет собой обезжиривающий раствор, способный удалять следы коррозии с металлической поверхности. После нанесения раствора на поверхности образуется защитная пленка.
  3. Преобразователь ржавчины СФ-1. Состав производится на основе фосфатов. Используется для обработки стальных, чугунных, алюминиевых и оцинкованных поверхностей до нанесения лака или краски. Модификатор обладает ингибирующим действием, так как пленка, возникающая на металле после его обработки, продлевает срок службы окрашенной поверхности на срок 10-12 лет.
  4. Модификатор ржавчины «Berner». Препарат обладает раскисляющим действием. Основа модификатора – молибден. Средство эффективно по отношению даже к сильно заржавленным поверхностям. К примеру, преобразователем обрабатывают ржавые болты, которые не получается демонтировать стандартными средствами. Выпускается в виде спрея.
  5. Средство против коррозии B-52. Этот кислотный модификатор выпускается в виде геля. Его главное достоинство – отсутствие растекаемости по поверхности. После растворения ржавчины, остатки геля смываются с металла.

Линейка антикоррозийных продуктов «WD-40»

Американская компания «Rocket Chemical» производит популярную на рынке линейку средств борьбы с коррозией – «WD-40». Препараты широко применяются как профессионалами, так и домашними мастерами.

Линейка включает в себя пять продуктов: ингибитор продолжительного действия, защитную литиевую смазку, водостойкую силиконовую смазку, спрей и раствор для удаления ржавчины.

Препарат используется для круглогодичной защиты изделий из металла, расположенных на улице. Компания-производитель гарантирует защиту от ржавления в течение двух лет, если изделие находится в помещении, а для находящихся на открытом воздухе предметов гарантия распространяется на год.

Состав представляет собой спрей, включающий в себя парофазный антикоррозийный ингибитор, который создает защитный слой на металлической поверхности, предотвращая прямые контакты материала с воздухом и влагой. Ингибитор рекомендуется использовать для защиты замков, газовых баллонов, рабочих инструментов, дверных петель, технологических цепей и тросов, стальных дверей, автомобильных деталей. Также препарат можно использовать для обработки любых других предметов, эксплуатация которых осуществляется в условиях повышенной влажности.

Препарат наносится на металл с целью профилактической защиты, то есть по своей сути является ингибитором. На поверхности образуется тонкая защитная пленка. Причем пленка не смывается под действием атмосферных осадков, не плавится на солнце и не замерзает в холодную погоду.

Кроме того, литиевую смазку часто используют для консервации изделий, размещаемых на складе для длительного хранения.

Характерная особенность смазки заключается в ее способности быстро высыхать. Также стоит заметить, что смазка практически не оставляет следов после смазывания деталей. Кроме описанных сфер использования для ингибиторов, силиконовую смазку рекомендуется применять для обработки движущихся механизмов. Смазка не содержит нефтепродуктов, а потому не повреждает резиновые, пластиковые и виниловые поверхности. После высыхания образуется прозрачное нелипкое покрытие.

Работа спрея основа на капиллярном принципе, в соответствии с которым жидкость передвигается по небольшим каналам и трещинам, несмотря на силу гравитации. За счет этой особенности спрей применим для обработки труднодоступных участков, где удалить ржавчину сложно даже ручными способами.

Спрей способен не только удалять ржавчину, но и выступать в качестве ингибитора, предотвращая ее повторное появление в будущем. Препарат используют для обработки сильно заржавленных поверхностей, в том числе болтов и резьбовых соединений. Спрей безопасен для неметаллических поверхностей.

Раствор для удаления ржавчины

Содержимое раствора состоит из нетоксичных элементов, разлагаемых биологическими организмами. Раствор предназначен для удаления с поверхностей последствий коррозии. Для очистки металла от ржавчины деталь погружают в емкость с раствором на 3-4 часа. Если изделие сильно заржавлено, на процедуру понадобится 7-8 часов. Раствор подходит как для обработки миниатюрных деталей, так и для очистки крупногабаритных изделий (при наличии соответствующей емкости).

Народные способы удаления ржавчины

Помимо препаратов заводского производства, для удаления ржавчины можно применять так называемые народные рецепты. Чаще всего речь идет о напитке «Coca Cola», чистящем средстве «Cilit» или смеси керосина с парафином.

Ниже представлено больше информации о каждом из средств:

  1. Эффективность воздействия напитка «Coca Cola» на ржавчину связана с присутствием в составе напитка ортофосфорной кислоты. Для удаления ржавчины необходимо нанести напиток на проблемное место. Можно использовать промоченную ветошь или кусок фольги. Также используется метод погружения в емкость с напитком.
  2. «Cilit» часто применяется для удаления ржавчины на бытовых приборах в ванных комнатах и кухнях. При этом чистящее средство можно применять для удаления следов коррозии и на других металлических предметах, например, автомобильных деталях. Однако следует иметь в виду, что данное средство способно разъедать краску.
  3. Очистить поверхность от ржавчины можно также раствором керосина и парафина в соотношении 10 к 1. До применения состав нужно выдержать в течение 24 часов. Далее смесь наносится на проржавленное место на 12 часов. Завершается процедура очисткой поверхности с помощью тряпки.

При обращении с химическими препаратами следует соблюдать технику безопасности. Прежде всего, необходимо защитить кожу, органы дыхания и зрения от попадания в них опасных частиц. Понадобится респиратор, защитные очки и перчатки.

Обработка металла от ржавчины перед покраской – необходимая часть выполнения ремонтных работ, целью которых ставится не только временное возвращение материалу декоративного вида, но и обеспечение его сохранности, продления срока эксплуатации на возможно более долгий период. Процесс разрушения металлической поверхности начинается в наиболее уязвимых местах, и их зачистка, покраска проводится для прекращения дальнейшей деструкции, создания защитного покрытия с целью не допустить этого в дальнейшем.

Ржавчина может возникнуть и под лакокрасочным покрытием, если поверхность была недостаточно очищена, поэтому обработка требует тщательности и технологичности.

Обработка ржавчины и её удаление производится несколькими успешными методами. Определить необходимый метод можно исходя из того, какой степени разрушения поверхности достигла коррозия, и насколько велики причиненные ею повреждения. Чем обработать нуждающуюся в облагораживании поверхность? Все зависит от того, какой подручный материал находится в пределах досягаемости.

Покраска, нанесение лака или другого защитного слоя – лучший способ защиты металла от коррозии, который доступен в бытовых условиях без применения промышленных средств.

Существует несколько распространённых методов обработать металл перед покраской:

  • удалить ржавчину с помощью химических средств;
  • снять ржавчину с металла механическими средствами (с помощью зачистки проволочной щеткой, скребком, наждачной бумагой);
  • убрать ржавчину с металла с помощью шлифовального устройства;
  • обработать изделие термическим способом (кислородно-ацетиленовой горелкой можно сжечь слой окалины, старой краски и ржавчины).

Существуют и промышленные способы избавиться от коррозионной напасти – для этого применяется пескоструйная или дробеструйная обработка с помощью специального оборудования.

В промышленном производстве можно осуществить снятие ржавчины, обрабатывая поверхность с помощью преобразователя. Для этих целей применяется:

  • оксидирование (создание защитной пленки на металле с помощью оксидов);
  • фосфатирование (фосфатные пленки под воздействием ортофосфорной кислоты);
  • азотирование (насыщение поверхности стали азотом);
  • цементация (соединение металла с углеродом при помощи химической реакции);
  • воронение (соединение с органическими веществами);
  • изменение состава металла путем введения в него антикоррозийных добавок.

Альтернативные методы заключаются в использовании дубильной кислоты или кока-колы, превращающих ржавчину в танат железа или в железноокисный пигмент.

Ржавчину невозможно удалить мытьем под краном и нельзя попросту закрасить, потому что адгезия краски с поверхностью будет минимальной, и нанесенный слой продержится недолго. Через короткий промежуток времени краска, нанесенная на неочищенную поверхность, начинает отшелушиваться и отслаиваться, а процесс ржавления и повреждения распространится дальше.

Никакой процесс окрашивания не предотвратит повреждение металлического изделия, если перед этим не произвести тщательную очистку проблемной поверхности.

На видео: 5 способов удаления ржавчины.

Химический способ очистки

У каждого из способов борьбы с ржавчиной есть свои положительные и отрицательные стороны. Химический снимает не только старую краску, но и жировые соединения, нефтепродукты и прочие загрязнения. Для этого применяются специальные растворители или смывки, в состав которых включаются химически активные вещества.

Обработанный металл смывают водой, если применялся состав, который относится к смываемым преобразователям грунта, и быстро сушат. При очистке поверхности с помощью кислот, в очищающий состав добавляются ингибиторы, которые замедляют действие химического вещества.

В соляную кислоту добавляют уротропин, в ортофосфорную – бутиловый спирт или винную кислоту.

Нанести химический состав можно с помощью распыления или кисточки, максимально соблюдая необходимые правила техники безопасности, и используя средства индивидуальной защиты.

Одним из самых эффективных способов очистки является электрохимический, но для его применения требуется определенное промышленное оборудование.

Для поверхностей с глубоким коррозийным проникновением применяются молочная кислота и вазелиновое масло, которыми обрабатывают пораженное место в последовательности кислота-масло. Кислота превращает ржавчину в соль железа, которую затем растворяет вазелиновое масло.

Механическая и термическая обработка

С помощью термической обработки железная поверхность очищается кислородно-ацетиленовой горелкой. Но такой способ практически перестал применяться, потому что он удаляет всю прокатную окалину, а вот ржавчина выгорает не вся.

Кроме того, применение горелки создает определенные неудобства в авторемонтных мастерских, и в руках дилетанта может быть травмоопасным оборудованием. Поэтому горелка практически не применяется при работе по металлу, связанной с удалением ржавчины. Ранее такой способ считался эффективным, но, с появлением активных методов промышленной химии он перестал быть актуальным и сейчас практически не используется.

Механический способ, проводимый перед тем как окрасить поверхность, заключается в удалении верхнего рыхлого слоя с помощью ручных способов очистки – скребка, щетки с проволокой или металлической щетки и наждачной бумаги (крупно- и мелкозернистой).

После наносится преобразователь ржавчины и оставляется на несколько часов, до полного растворения коррозийного слоя. Если после такой поэтапной обработки ржавчина все еще просматривается, это значит, что процесс зашел глубже, чем ожидалось. В таком случае поэтапная обработка повторяется.

Если применяется шлифовальная машинка, процесс значительно облегчается, но верхний слой все равно удаляется вручную, а машинка используется, когда не остается рыхлых субстанций.

Ни в коем случае не следует работать без индивидуальных средств защиты. Спецодежда и перчатки должны предохранять тело и руки, лицо рекомендуется закрыть респиратором, чтобы защитить дыхательные пути от попадания посторонних частиц и испарений химических веществ, глаза закрыть защитными очками.

После удаления ржавчины и перед тем как наносить краску металлическую поверхность необходимо прогрунтовать специальным составом и дать высохнуть слою.

Современная промышленность разработала краски, в которые добавлены специальные компоненты, заменяющие грунтовку, в этом случае поверхность можно окрашивать без грунтования.

При должном и своевременном уходе этих трудоемких процессов можно избежать. Нужно просто внимательно отслеживать состояние металлической поверхности и знать, чем обработать ржавчину.

Как правильно удалить ржавчину (1 видео)

Необходимые инструменты и материалы (25 фото)

























Экология познания. Усадьба: Иногда за считанные год-два, а то и меньше, казалось бы, новые металлоконструкции, могут покрываться слоем ржавчины. Для покраски таких поверхностей существуют лакокрасочные материалы, допускающие окраску без снятия заржавленного слоя металла.

Одно из основных условий качественной окраски, в том числе и антикоррозионной - это тщательная подготовка поверхности под покрытие. Но зачистить и подготовить металлическую поверхность, покрытую слоем ржавчины, возможно не всегда. Существуют особые лакокрасочные материалы, допускающие окраску без снятия заржавленного слоя металла.

Ржавление металлов

Металлические конструкции подвергаются ржавлению, и происходят данные процессы ступенчато, химические реакции перетекают одна в другую. Предпосылки и условия для начала процесса ржавления: металл содержит определенные примеси (углерод и сера), к поверхности имеется доступ кислорода и вода. Углерод и сера, входящие в состав сталей как присадки, действуют как усилители коррозии - слой образованной ржавчины разрушается, оголяется новый слой металла и процесс продолжается.

Если имеется кислая среда и/или присутствуют соли, то процессы ржавление ускоряются еще больше. Кислотность повышают вещества, которые содержатся в атмосферной воде - сернистая и карбонатная кислота. Вода вызывает коррозию незащищенных поверхностей металлов независимо от агрегатного состояния - в виде паров, жидкой фазы или льда.

Когда происходит ржавление металлов, появляющийся слой ржавчины не защищает поверхность, как в случае пассивирования (создание защитной пленки на металлах) и не может препятствовать последующей коррозии. Ржавчина имеет рыхлую и гигроскопичную структуру, мгновенно накапливает влагу из воздуха и удерживает ее. Как следствие, если ржавление началось, то нарастание ржавых слоев ускоряет окислительные процессы по двум причинам: уменьшается условная толщина металла и увеличивается продолжительность контактов с влагой и кислородом воздуха.

В обычных случаях красить металлы по слою ржавчины лишено смысла. В порах рыхлой структуры накоплены влага и воздух, которых достаточно для продолжения процессов разрушения металлов под лакокрасочным слоем. Кроме того, по плотности ржавчина со сталью не сравнится, это слабый и рыхлый слой, и как следствие, под красочным слоем образуется зона напряжений - расширение корродированного металла. В итоге красочный слой покрывают сквозные трещины-кракелюры, и краска быстро разрушается и облетает с поверхности даже при локальном повреждении красочного покрытия.

При каких условия можно окрасить металлы без зачистки

Подготовка металлического элемента под окраску состоит из зачистки, шлифовки, огрунтовки за два раза и нанесения защитного красочного слоя под финишную отделку. Но зачистить металлические поверхности возможно не всегда, по разным причинам - стесненность, недоступность элемента и др. В некоторых случаях возможно, да и намного проще применить специальные покрытия. Но наличие этих особых ЛКМ конечно же, не значит, что можно обойтись вообще без подготовки под окраску. Это не так, по нескольким причинам.

Во-первых, неплотный ржавый слой поверхности накопил влагу, воздух и возможно, вещества, способные активировать коррозию даже без доступа кислорода и воды. В таком случае под слоем любой краски реакции окисления будут продолжаться, и неизвестно, как это повлияет на красочный слой - слишком экстремальными будут условия эксплуатации ЛКМ.

Во-вторых, поверхность окрашиваемого элемента может иметь разные характеристики качества. Если ржавчина образовалась равномерным слоем малой толщины, по типу порошковой присыпки, то краска сможет сцепиться с основным металлом, проникнув через ржавый слой, и адгезия будет.

В этом случае окрашенный слой будет прочным и ржавление или очень сильно замедлиться или прекратиться совсем. Но если ржавый слой вздулся, ржавчина начала отслаиваться, то с такой поверхности отстанет любая краска, даже специальная. Также гарантировано отслоение красочного слоя, если на металле имеется масляный слой (например, не обезжирили прокатный профиль). Если примеси масла имеются на поверхности остаточно, то поведение красочного покрытия предсказать сложно.

О подготовке поверхности под окраску

Все металлические конструкции требуют подготовки поверхности под окраску, хотя бы по минимуму. Способы подготовки зависят от состояния этих поверхностей:

  1. Если ржавчина проявлена в виде небольших пятен или равномерного тонкого слоя, то подготовка заключается в обезжиривании и обеспыливании. Протирают металлические поверхности ветошью с обильным смачиванием растворителями. Хорошим эффектом отличаются средства для обезжиривания в аэрозольных упаковках, в состав которых включены замедлители коррозии (ингибиторы), обеспечивающие снижение химической активности под красочным покрытием до нулевого уровня.
  2. В случаях, когда поверхность заржавлена сильно, то зачищают ручным способом, с применением шабера. Отслаивающуюся ржавчину обдирают, а потом обрабатывают металлическими щетками. Зачистка до металлического блеска не нужна, слой ржавчины может оставаться, если он плотный, прочный и сцепленный с поверхностью металла, и желательно равномерный.

Полная просушка поверхности металла под окраску является обязательным условием. При возможности изделия выдерживают под крышей в условиях, близких к нормальным - влажности до 45% и температуре 18 - 30⁰С. Для того, чтобы максимально качественно окрасить стационарные конструкции в атмосферных условиях, покраску приурочивают в теплой солнечной погоде, не менее трех дней до покраски. Важно, чтобы влага испарилась из слоев ржавчины как можно больше, это значительно снизит риски быстрого повреждения красочных покрытий.

Огрунтовка

Наносить краску без предварительного снятия ржавых слоев возможно несколькими способами, но основные технологии возможны только в заводских условиях. Тяжелые металлоконструкции проходят особую защитную обработку перед отправкой на стройплощадку. Для частного строительства возможны два способа:

  1. Пассивация поверхности составами, содержащими ортофосфорную кислоту, а затем покрытие двухкомпонентными красками. Данные краски относят к дорогостоящим, но эффект от их применения имеется. Слой, которым наносят двухкомпонентный состав, более толстый и образует прочную пленку. Такая пленка делает невозможным даже минимальный газообмен, кислород и водяные пары под покрытие не попадают. Кроме того, двухкомпонентные краски обладают эластичностью при высокой твердости покрытия, и набухающая ржавчина ограничивается, ее прослойка уплотняется и реакции дальнейшего окисления на поверхности под красочным слоем замедляются до нуля.
  2. Нанесение слоя универсальной грунтовки, при условии пригодности состава для покрытия по ржавчине, и последующее окрашивание алкидными или полиуретановыми эмалями. Данный способ относят к бюджетным. Грунт и эмаль обеспечит защиту конструкции примерно на два-три года, после чего требуется обновлять покрытие. Слои эмали повторно обезжиривают и зачищают, и наносят поверх следующий слой. Со временем суммарная толщина покрытия будет достаточна, чтобы обеспечить полную изоляцию конструкцию от атмосферной среды.

Требования к краскам и нанесение

  • Для покрытия необработанной поверхности применяют лкм, обладающие свойствами:
  • Толщина образующейся атмосферостойкой пленки не меньше 150 мкм
  • Замедление коррозии под слоем окраски (состав содержит ингибиторы коррозии)
  • Модификация образованной ржавчины, частичная пассивация

Разные красочные составы дают различные толщины покрытия, а на итоговую стойкость к внешним воздействиям влияет качество и степень химической чистоты основания. Атмосферостойкие краски базируются на основах из органических растворителей, и имеют в составе различные добавки и присадки. Эти добавки могут дать различный эффект. В идеале - защитное покрытие действует так, что ржавчина деактивируется одновременно с нулевым выходом всех внесенных веществ. Реагенты должны вступить в реакцию, и все образовавшиеся в итоге вещества в идеале должны являться нейтральными соединениями.

Но подобный идеальный итог невозможен в реале, поскольку ржавчина везде немного разная - и по химсоставу и по физическим свойствам, в зависимости от условий эксплуатации окрашиваемой конструкции, марки стали и экологических условий. Оптимальную пропорцию добавок и присадок разрабатывают производители специальных красок, и точные рецепты являются секретом. Комплексный эффект дает применение веществ:

  • Пассивирующие составы и вещества, модифицирующие верхние слои ржавчины
  • Вещества, повышающие адгезию не только в зоне контакта слоя ржавчины и красочного покрытия, но и по всему объему поврежденного ржавчиной слоя, на глубину
  • Связывание проникающего под красочный слой кислорода посредством добавки активных веществ
  • Проникающие растворители и грунт, с обеспечением глубокого проникновения красочного состава в пористую структуру поврежденного ржавчиной слоя

Результаты окрашивания металлоконструкций прямо зависят от качества примененных лакокрасочных материалов. Невозможно обеспечить защиту на много лет, применив бюджетную пентафталевую эмаль.

Чтобы защитить металл, работающий под атмосферными воздействиями, от коррозии, следует использовать специальную атмосферостойкую краску. Эти данные имеются в маркировках составов: буквенные и цифровые коды содержат все сведения. Например, цифра один после дефиса говорит о том, что данный состав относится к атмосферостойким, пятерка - соответственно к специальным.

Хороший эффект защиты дает алкидная и полиуретановая эмали. Нанесение специальных эмалей регламентируется производителем - по части допустимости окраски валиками, кистями или распылителями. Упаковки ЛКМ содержат соответствующую информацию в виде пиктограмм, и можно определиться с выбором конкретного состава для обработки элементов различных размеров и форм.опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .