Как ухаживать за кондиционером в квартире. Практические советы по уходу за кондиционером

Приобретая любую бытовую технику, мы – простые покупатели, надеемся, что она будет служить нам очень долго и надежно. В отношении телевизора, утюга, пылесоса действует принцип – пусть работает, пока не сломается, то есть без обслуживания и ремонта они могут работать длительное время. В отношении же кондиционера этот принцип не работает. Не случайно некоторые пользователи сравнивают его с автомобилем. И тому, и другому для долговременной работы необходимо техническое обслуживание и принцип «не мешай машине работать» здесь не прокатит.

Кондиционер относится к сложной бытовой технике, поэтому его эксплуатация и обязательное обслуживание производится строго в соответствии с прилагаемой инструкцией. Статистика показывает, что без специализированного обслуживания дальнейшая эксплуатация кондиционера становится проблематичной уже через два три года. Это относится как к дешевым моделям – LG, Samsung и т.д. , так и к «суперам» – Mitsubishi, Daikin... Разница лишь в том, что при ухудшении условий работы дешевые кондиционеры сразу ломаются, а у дорогих – премиум-класса, сработает защита и они отключаются.

Что же нужно делать, чтобы кондиционер надежно и долго работал?

1) Регулярно чистить фильтры, расположенные во внутреннем блоке любого кондиционера. В инструкции по эксплуатации подробно об этом рассказано. Фильтры – многослойная, мелкоячеистая сетка, полностью закрывающая радиатор, тем самым защищает его от пыли, пуха… Промывают их в теплой воде и сушат на свежем воздухе. Частота очистки фильтров зависит от степени запыленности помещения. Для одних достаточно один раз в месяц, а для других и один раз в неделю – редко.

Если их не содержать в чистоте, то уменьшается поток воздуха, проходящий через испаритель, и воздух в помещении хуже охлаждается. В результате плохого обдува теплообменника фреон внутри его плохо испаряется, что приводит к обмерзанию медных трубопроводов, и при выключении кондиционера лед будет таять и создавать капель. Загрязнение фильтров внутреннего блока кондиционера может привести к засорению дренажной системы, тогда вода польется ручьем.

«Санитария» также требует мыть фильтры , так как во влажной пыли происходит размножение болезнетворных бактерий, которые не только создают неприятный запах в обслуживаемом помещении но и, попадая в легкие человека, могут вызвать серьезные заболевания.

Следует сказать, что чистка фильтров должна выполняться потребителем и если из-за их загрязненности случится поломка кондиционера, то это будет считаться не гарантийным случаем.

2) Каждые полтора-два года восполнять объем фреона в компрессорной установке, за исключением моноблочных кондиционеров, где не происходит утечки фреона. Небольшая утечка фреона, примерно 6-8% в год, происходит в любом случае и не зависит от качества монтажа и сборки кондиционеров, и является нормой. Это плата за соединение межблочных трубопроводов методом «развальцовки». Если дозаправку не проводить более 2-х лет, то из-за недостатка фреона возможен перегрев компрессора и его заклинивание. Цена замены компрессора составляет около половины стоимости нового кондиционера.

Признаки недостатка хладоагента в системе:

  • Образование инея или льда в местах соединения медных трубок (на штуцерах);
  • Недостаточное охлаждение воздуха (разность температур на входе и выходе внутреннего блока меньше 8-100 С). В этом случае необходимо выключить кондиционер и обратиться в сервисную службу.

3) Не пользоваться кондиционером при температуре наружного воздуха ниже указанной в инструкции (приблизительно 0 — -50 С в зависимости от модели кондиционера). Если необходимо охлаждать помещение и зимой, например серверные и компьютерные залы, или использовать кондиционер для обогрева, то необходимо установить в кондиционер всесезонный блок, позволяющий работать при температуре наружного воздуха до – 250 С. Увеличение стоимости при этом составляет 150-200 $, что снижает его потребительские качества (конкурентоспособность).

4) Один раз в год, лучше весной, проводить сервисное обслуживание , в которое входит:

  • проверка работы на всех режимах;
  • чистка внешнего и внутреннего блоков. Внутреннего – парогенератором, внешнего – мойкой высокого давления. Это позволит сохранить работоспособность и мощность кондиционера. Если теплообменники грязные, то производительность уменьшается, и кондиционер работает постоянно без отключения и выходит из строя;
  • проверка давления фреона и при необходимости его дозаправка.

Итак, если во время эксплуатации соблюдать эти несложные 4 правила, то кондиционер будет долго (в среднем 7-12 лет, в зависимости от класса) и надежно работать.


(Visited 121 times, 1 visits today)

Правильный уход за кондиционером позволяет дольше радоваться его отменной работой и получать прохладу в жаркие дни. В настоящей статье интернет-издание " " рассказывает о том, как правильно ухаживать за кондиционером и сплит-системой.

Многие потребители, покупая кондиционер или сплит-систему, забывают ухаживать за ними годами, что приводит к быстрой поломке сплит-системы. Поэтому очень важно придерживаться основных правил ухода за кондиционером во время эксплуатации.

Первое, зачем необходимо следить это фильтр внутри блока. Фильтры задерживают пыль и грязь, не позволяют им попасть в воздух. Чтобы фильтры хорошо собирали пыль, их стоит один раз в три месяца чистить. Для помещений с напольным покрытием в виде ковролина или ковра процедуру чистки фильтра проводят один раз в месяц. Если вовремя не проводить очистку фильтров работа кондиционера ухудшается. Раз в год стоит вызывать мастера, который проведет полную очистку сплит-системы. Если кондиционер долго не чистился, то очищать придется технику с помощью специальных растворов.

Второй момент, который позволяет поддерживать работу системы, связан со своевременной дозаправкой кондиционера фреоном. Фреон – это вещество, которое охлаждает воздух и без него работа кондиционера невозможна. Если произойдет утечка этого вещества, оборудование перестанет работать. Необходимо отметить, что утечка фреона возможна при некачественной установке сплит-системы. Поэтому после установки необходимо проверить надежность вакуума. Дозаправку кондиционера фреоном рекомендуют поводить один раз в два года.

Обнаружить утечку фреона достаточно легко. Во-первых, воздух в помещении не будет охлаждаться до нужной температуры. Во-вторых, на штуцерных соединениях наружного блока образовывается лед или иней. При утечке фреона кондиционер стоит выключить и вызвать мастера.

Зимой кондиционер работает на охлаждение помещений, где расположено много техники или для обогрева помещения. В последнем случае систему не рекомендуется использовать, т. к. он не сможет нагреть помещение до нужной температуры. Кондиционер должен быть адаптирован к эксплуатации в зимнее время. Если этого нет, то при включении конденсат не течет по трубе, т. к. образуется ледяная пробка. В результате конденсат выливается наружу.

Для эксплуатации сплит-системы в зимнее время требуется установка устройства, которое будет подогревать картер компрессора, регулятор обогрева наружного блока и дренаж для утепления.

Если выполнять все правила ухода за кондиционером, то он прослужит около 15 лет.

Таким образом, правильный уход за кондиционером заключается в следующем:

Своевременная чистка фильтров;

При неисправности системы вызов специалистов сервисной службы;

Один раз в 2 года проводить полное обслуживание кондиционера;

Не использование системы зимой, если она не оборудованная специальными устройствами.

Интернет-издание " "

Как правило, приобретая новую бытовую технику, пользователь действует по принципу «используй, пока работает». Вмешательство в работу исправного бытового прибора, действительно, не всегда себя оправдывает. Однако по отношению к климатической технике регулярность проведения профилактических работ сложно переоценить. Ибо, в случае отсутствия такового сплит-система с большой долей вероятности выйдет из строя уже на второй – третий год эксплуатации. Стоимость кондиционера не является залогом безотказности работы, угроза присутствует как в случае бюджетных моделей марок Samsung или LG, так и моделей элитного ряда марок , Mitsubishi, Fujitsu. С той лишь разницей, что последние имеют большую степень защиты, функцию самодиагностики, которая при возникновении отклонений от нормы заблокируют работу, тем самым предотвратив более серьезные нарушения и поломки сплит-системы.

Для понимания причин «капризности» климатической техники стоит обобщенно рассмотреть устройство кондиционера. Состоит он из двух частей – . Между блоками прокладывается связующая коммуникация – две трубы, по которым циркулирует разреженный и сжиженный хладагент. Внешний блок состоит из массивного радиатора, нагнетающего охлаждающий его воздух вентилятора и компрессора, за счет которого хладагент (смесь фреона с малой долей компрессорного масла) под высоким давлением циркулирует в системе. Внутренний блок (несмотря на всевозможные типы исполнения базовый принцип строения един) имеет также радиатор и вентилятор, а работа их состоит в осуществлении теплообмена и распределения охлажденного воздуха. Но что же является слабым звеном?

Причины нарушения работоспособности кондиционера

Критическое загрязнение фильтров внутреннего блока. Под передней панелью внутреннего блока в месте, где осуществляется забор воздуха, располагаются фильтры, функцией которых является улавливание взвешенных в воздухе мелкодисперсных частиц пыли. Конструкция предельно простая и представляет собой мельчайшую сетку. Суть работы кондиционера, как и у пылесоса, состоит в циркуляции воздуха через его полости, однако, если у пылесоса имеется пылесборник, обладающий значительным объемом, то подобную роль в кондиционере принимает на себя фильтр. Кроме очистки воздуха фильтры кондиционера призваны защитить радиатор внутреннего блока. Поэтому настоятельно рекомендуется с регулярностью раз в две – три недели производить очистку фильтров. Как правило, производитель климатической техники заботится о легкости извлечения самих фильтров, для этого, чаще всего, даже не требуется инструмент. А для чистки необходимо просто промыть извлеченные фильтры под струей теплой воды. Кроме того, подробные инструкции по проведению данной профилактики всегда присутствуют в руководстве по эксплуатации.

Стоит учесть, что при повышенном уровне копоти или пыли в помещении возникает необходимость в более частой чистке фильтров. Необходимо контролировать степень их загрязнения. Если же своевременная чистка фильтров не была произведена, то в первую очередь это скажется на ухудшении обдува радиатора, как следствие – снизится производительность кондиционера. Нарушение теплообмена на радиаторе приводит к обмерзанию медного трубопровода, а это чревато тем, что при отключении кондиционера глыбы льда начнут таять и с внутреннего блока начнет капать. При высокой степени загрязнения фильтров возможно возникновение засора дренажной системы, тогда вода польется и с включенного кондиционера.

Следует отметить, что стандартные гарантийные обязательства не включают пункт профилактики фильтров. И Вы не сможете предъявить претензию в случае возникновения нарушения нормальной работы, связанного с отсутствием должного выполнения элементарной профилактики фильтров.

Утечка фреона. Второй в рейтинге причин нарушения работоспособности является утечка фреона. Утечка неизбежна вследствие наличия мест соединений межблочного трубопровода. Нормированная утечка составляет 6 – 8 % в год, дабы ее компенсировать следует производить дозаправку фреоном раз в 1.5 – 2 года. Такая регулярность необходима для недопущения критически низкого уровня количества фреона, который может привести к заклиниванию компрессора.

Выявить факт утечки можно по следующим симптомам: на местах соединения медного трубопровода с наружным блоком наблюдается образование инея, льда; падение производительности кондиционера (невозможность достижения разности внешней и внутренней температуры в 8 – 10°C).

Для проведения профилактики утечки необходимо обратиться в сервисную службу климатической компании.

Работа кондиционера в холодный сезон

Очередная особенность бытовых сплит систем, продаваемых в Украине, как и в близлежащей России, состоит в отсутствии адаптации работы в зимний период, то есть, нижняя температурная граница большинства моделей находится в пределах от -5 до +15 °. Наиболее низкой среднемесячной температурой по Украине является средняя температура за январь и составляет около -15°.

Эксплуатация кондиционера без адаптации в холодный сезон приводит к существенному снижению ресурса работы компрессора. А замена компрессора по стоимости сопоставима с половиной стоимости всего кондиционера. Кроме того, уже при температуре ниже 0 ° C возникают затруднения вывода конденсата по дренажной трубке, вследствие чего спустя некоторое время с момента запуска кондиционера скопившийся конденсат польется в помещении прямо с внутреннего блока.

Адаптация к нашей зиме предусматривает оборудование компрессора специальным устройством подогрева картера, установку на вентилятор внешнего блока дополнительного регулятора оборотов, а так же оборудование теплого дренажа. Такой модификации поддается любая сплит-система.

Основные правила эксплуатации кондиционера

В зависимости от класса оборудования кондиционер имеет срок службы в среднем от 7 до 12 лет. При этом следует всего лишь соблюдать несколько основных правил:

– Не использовать неадаптированный кондиционер при температуре ниже 0°С. Установленный ранее кондиционер может быть переоснащен для всесезонной работы, для этого следует обратиться в климатическую компанию.

– Производить очистку фильтров внутреннего блока с регулярностью не менее раза в месяц. Следить за степенью загрязнения и при необходимости увеличивать частоту очистки.

– Каждые 1.5 – 2 года эксплуатации кондиционера необходимо обращаться в сервисную службу климатической компании для проведения профилактических работ, включающих в себя дозаправку фреоном, очистку внутреннего и внешнего блоков, а также полную проверку режимов работы с целью выявления неисправностей. Рекомендуется проводить такое обслуживание до наступления сезона активного использования кондиционера. Регулярность проведения дозаправки является крайне важной для сохранения работоспособности кондиционера. Необходимо помнить, что утечка фреона происходит, даже если кондиционер не используется вовсе.

– В случае обнаружения неисправности (появления посторонних звуков, ухудшения охлаждения воздуха, конденсат начал капать из внутреннего блока, в случае появления инея на соединениях медных труб к внешнему блоку) следует отключить кондиционер и .

Кондиционер, как и многие другие агрегаты автомобиля, требует постоянного ухода и обслуживания. В чем оно заключается, мы поговорим после того, как вспомним вкратце его устройство.

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Он представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Теоретически заполнить кондиционер можно было бы и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые помимо безопасности обладают еще и набором нужных характеристик. Несмотря на некоторые различия между автокондиционерами разных производителей, их принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант.

Автомобильный кондиционер Итак, при нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор (в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсаторе сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

В этом ему помогает вентилятор, который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет - еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. К сожалению, он есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель - это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает одной - двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (например, вы стоите в пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на полную мощность. Датчик выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

Вот, собственно, и все, что можно сказать об устройстве и работе автомобильного кондиционера. А теперь расскажем о его обслуживании.

В автомобильном кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор - теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли, грязи и т. п. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин и к утечке хладагента. Продлить срок его службы, как, впрочем, и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора вообще часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок - фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.

Также при эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.

Каких-либо специальных мероприятий по подготовке кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно лишь порекомендовать проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера. У нас обычно это откладывают до последнего, и с наступлением жары во всех обслуживающих кондиционеры фирмах возникают большие очереди.

Конденсор, прослуживший пять-семь лет, почти всегда имеет многочисленные очаги коррозии, особенно в местах крепления. В районе возникновения микротрещин на нем появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой конденсор при очередном обслуживании автомобиля подлежит замене. Попытки заварить его чаще всего обречены на неудачу - проблема вскоре вновь проявится, возможно, на месте другого очага коррозии. Правда, некоторым фирмам, имеющим хорошее оборудование по аргонно-дуговой сварке, а также квалифицированных специалистов, это иногда удается.

Как правильно пользоваться кондиционером и не заболеть?

Как ухаживать за автомобильным кондиционером?

Восемь важных советов специалистов:

1. Чтобы быстрее охладить салон, сначала опустите все стекла и пару минут проветрите машину. Затем включите кондишн на большую мощность и направьте поток через центральные и боковые дефлекторы (окошки, из которых дует воздух). Не направляйте холодный поток воздуха на стекла: от перепада температур (за бортом-то жарко) они могут дать трещины.

2. Спустя пару минут воздух станет холодным - тогда переведите вентилятор на малые обороты, а подачу воздуха - в ноги.

3. Не забывайте, что в условиях интенсивного городского движения система кондиционирования перенапрягается и может даже стать причиной перегрева двигателя. Поэтому во время пути посматривайте на шкалу охлаждающей жидкости - датчик на приборной панели не должен превышать 100 градусов. Если стрелка приближается к красной отметке, выключайте кондиционер.

4. Как не простудиться от кондиционера? При частой смене температур (улица - машина) организм испытывает стресс, поэтому, как бы ни было жарко, не охлаждайте салон очень сильно. Лучшая температура для человека +22 +24 градуса. В такую жару окунуться хочется не только водителям.

5. В какое положение ставить включатель режима циркуляции воздуха (чтобы поступал снаружи или только внутренний)? Если нужно быстро охладить воздух внутри, на время поставьте на режим «только салон», но через 10 - 15 минут верните циркуляцию извне. Иначе повысится влажность салона и стекла запотеют.

6. Если включаете кондиционер - закрывайте окна. И наоборот. Иначе двойной перекрестный сквозняк быстро станет причиной летней ангины.

7. Cтарайтесь не попадать под прямое направление воздушного потока, установите его так, чтобы воздух рассеивался равномерно.

8. Как бы ни было жарко на улице, время от времени выключайте кондиционер и открывайте окна: воздух внутри автомобиля загрязнен сильнее, чем самая загазованная трасса, а в системах кондиционирования со временем накапливается грибковый налет и бактерии. Чтобы не дышать этими микроорганизмами, раз-два в год меняйте воздушные фильтры на новые.





Кондиционер способен во многом облегчить летнюю жару. Однако в отличие от других бытовых приборов, он требует чистки и ухода. В процессе работы кондиционер прокачивает через себя огромные объемы нечистого воздуха. Также наружный и внутренний блок кондиционера в процессе работы постоянно находятся в контакте с конденсированной влагой. Поэтому чистка кондиционера проводится в обязательном порядке.

Как происходит загрязнение кондиционера?

В отличие от другой бытовой техники, скажем телевизора или микроволновки, изменения в работе кондиционера накапливаются постепенно и не бросаются в глаза. Тем не менее, эти изменения происходят. Факторы, влияющие на степень износа и загрязнение кондиционера:

— влажность воздуха;
— степень загрязнения воздуха;
— высота расположения кондиционера над землей.

Кондиционеры, расположенные на верхних этажах (12 или 15-й), меньше «глотают» пыли, чем их братья у самой земли, где пыли в воздухе больше. Много пыли возле автомагистралей, предприятий, карьеров. Злейшим врагом кондиционера является тополиный пух. Все это накапливается на ребрах радиатора в наружном блоке и значительно снижает эффективность теплообмена между воздухом, который должен охлаждаться, и фреоном в системе. Если это загрязнение не устранить во время, то в системе начнется повышаться температура фреона, увеличивается нагрузка и компрессор, начинается работа на износ.


В специально отсеке-отстойнике кондиционера вместе с влагой, которая там и должна быть, собирается пыль и грязь, которая смывается с радиатора. Это зачастую приводит к засорению дренажного патрубка, через который сливается конденсат. В результате конденсированная вода не будет сливаться в канализацию, а будет собираться на дне наружного блока. Результат — начнется течь воды из всех возможных отверстий кондиционера. Зимой на блоке может образоваться наледь, в теплое — завестись плесень или грибок.

Если не проводить уход и чистку кондиционера, то со временем могут появиться проблемы с внутренним блоком-испарителем. За счет повышенной влажности во внутреннем блоке создается благоприятный микроклимат для размножения грибка и микроорганизмов. В результате чего воздух начинает приобретать неприятный запах плесени.

Для очистки воздуха кондиционеры оборудованы фильтрами. В результате засорения фильтров падает производительность кондиционера и возрастает его энергопотребление. В конечном счете, все это существенно снижает срок службы кондиционера.

Методика и периодичность чистки кондиционера

Чтобы избежать неприятных последствий, надо производить профилактическую чистку наружного и внутреннего блока кондиционера. Производители рекомендуют производить чистку всей системы 2 раза в год :

— весной перед началом эксплуатации;
— осенью перед переходом его в режим межсезонья.

Уход за кондиционером позволит вашей системе полностью выработать свой ресурс без дополнительных ремонтов. Ресурс сплит-системы — от 7 до 12 лет в зависимости от класса прибора и его типа.


Чистка фильтров внутреннего блока

Фильтр внутреннего блока — это мелкая сетка. Расположена сетка под передней панелью кондиционера, через которую засасывается воздух в прибор. Фильтр улавливает пыль из воздуха, что позволяет защитить как жилье, так и радиатор кондиционера.

Уход за фильтрами кондиционера включает промывку их теплой водой. Далее фильтр необходимо просушить. Извлечь фильтр из кондиционера, как и установить очень просто. Тут вам поможет инструкция по уходу за кондиционером, где детально расписано, как это сделать.

Фильтр внутреннего блока надо промывать 1 раз в 2-3 недели. Однако если в воздухе много «грязи», промывку необходимо выполнять чаще. Основной критерий — фильтр должен оставаться чистым.

Если уход за фильтром кондиционера не проводить, то:

— уменьшается обдув радиатора внутреннего блока кондиционера;

— воздух в комнате охлаждается намного хуже;

— может нарушиться рабочий режим холодильной системы кондиционера. Как результат, могут обмерзнуть медные трубопроводы кондиционера. И когда кондиционер будет выключен, лед начнет таять, и кондиционер «будет капать»;

— возможно загрязнение дренажной системы. Если накопится на фильтре много пыли, будут создаваться комки пыли. Результат — вода из кондиционера потечет ручьем;


Очистка воздушных фильтров

Воздушные фильтры во внутреннем блоке сплит-системы необходимо очищать раз в неделю. Эти фильтры работаю на электростатическом эффекте, поэтому небольшое количество пыли или другой грязи на них сильно мешает фильтрам выполнять свою работу.

Надо отметить, что уход за фильтрами кондиционера должна выполняться собственниками приборов самостоятельно, поскольку это не входит в гарантийное обслуживание.

Чистка теплообменника внутреннего блока кондиционера

Проводиться такое действие минимум 1 раз в год. Порядок очистки теплообменника внутреннего блока сплит-системы:

— открываем переднюю решетку;

— снимаем переднюю решетку;

— далее пылесосом или кистью с длинным ворсом выполняем очистку ребер теплообменника. Обратите внимание: выполняя данную операции легко поранить руку и повредить теплообменник. Поэтому выполнять все необходимо очень аккуратно.

Контроль нормируемой утечки фреона

Утечка фреона в кондиционере происходит постоянно. От этого не спасет даже самый качественный монтаж кондиционера, поскольку межблочные соединения трубопроводов выполняются методом развальцовки. Нормирования утечка фреона 6-8% в год.

Если дозаправку фреона в кондиционере не проводить больше 2 лет, то может произойти его критическое падение — ниже допустимого уровня. Поскольку компрессор кондиционера охлаждается фреоном, то при низком уровне фреона может произойти его перегрев, пишет сайт, а далее — заклинивание. Стоимость замена компрессора кондиционера равна половине стоимости всего кондиционера. Поэтому следить за уровнем фреона надо обязательно, хотя для этого необходимо специализированное оборудование, также как и для дозаправки кондиционера фреоном. Поэтому в случае обнаружения понижения уровня хладагента необходимо обращаться к специалистам.

Вместе с тем, по режиму работы кондиционера можно определить наличие утечки фреона. Признаки утечки (уменьшения) фреона:

— образование льда (инея) на штуцерных соединениях (это место, куда подсоединяются медные трубки);

— недостаточное охлаждение помещения. Надо помнить, что разность температур на входе и выходе внутреннего блока кондиционера равна в нормальном режиме работы минимум 8-10 °С.

Перечисленные действия по очистке кондиционера можно выполнять своими силами, но можно обратиться в специализированные фирмы. Стоимость чистки кондиционера — от 250 до 300 грн. Плюс — специализированные фирмы имеют тот комплект оборудования и инструментов, которого нет у потребителей. Специалисты не только проведут профилактику внутреннего блока, но и проведут диагностику наружного, проверят состояние радиатора и дренажной системы, устранят мелкие неисправности или произведут дозаправку фреоном. Специалисты могут выполнить продув системы кондиционирования специальным газом или химическим реагентом для устранения все видов загрязнения.

Автоматическая чистка кондиционера

Сегодня производители кондиционеров, пытаясь привлечь покупателей, вводят в конструкцию агрегата дополнительные функции, способствующие бесперебойной работе системы и в ряде случаев выполняющих функции автоматической очистки. Их суть сводится к возможности кондиционера прогонять воздух сквозь систему, просушивая ванночки и теплообменник.

Применятся ионная очистка воздуха. Специальное устройство связывает ионы кислорода или азота с микрочастицы пыли, придавая им тем самым некий электрический заряд. Такие частицы гораздо легче улавливать пылеуловителем, который имеет электрический потенциал. В некоторых моделях кондиционеров применяется для очистки воздуха ионизированная водяная пыль, многоступенчатой фильтрации воздуха и системы ионизации, которые способны устранять запахи.

Сенсорные датчики в некоторых кондиционерах контролируют состав воздуха и в нужный момент могут запустить систему самоочистки. Все это, безусловно, полезные изобретения, они способны обеспечить высокую чистоту пропускаемого воздуха, но следует понимать, что ни один кондиционер не извлечет из внутреннего блока фильтр и промоет его в теплой воде.


Сезонная подготовка кондиционера

1. Подготовка сплит-системы к летнему сезону. Перед началом теплого сезона необходимо вычисть теплообменник внешнего блока кондиционера, провести проверку прибора на всех режимах. Надо помнить, что чистка наружного блока, как правило, не входить в гарантийное обслуживание. Для выполнения указанных мероприятий по уходу за кондиционером необходимо привлечь специалиста.

2. Подготовка кондиционера к зиме. В большинстве случаев кондиционеры, которые продаются в Украине, не оснащены адаптационным комплектом для работы зимой. Производители кондиционеров — страны, где зимы намного менее суровы, чем в Украине. Температурный режим сплит-системы без адаптационного комплекса до -3°С. При более низких температурах происходит усложнение работы компрессора и возможно замерзание дренажной системы. Если в системе появиться ледяная пробка, то конденсат, который образуется в процессе работу кондиционера, не будет выводится через дренажную трубку, а через некоторое время (как правило, это 30-40 мин работы кондиционера в режиме охлаждения) вода потечет из внутреннего блока кондиционера.

Адаптировать к зиме можно любой кондиционер. Адаптация — это встраивание в кондиционер устройства подогрева картера компрессора и регулятора оборотов наружного блока. Возможна установка «теплого» дренажа. Адаптированный кондиционер может работать целый год.


Рекомендации специалиста по уходу

— обслуживание наружного блока не является уделом домохозяек, поскольку требует определенной квалификации, доступ к блоку, навешенному за балконом, не всегда прост и не всегда безопасен;

— разборка кондиционера неспециалисту может обернуться поломкой оборудования;

— при покупке и установке кондиционера лучше всего заключить договор сервисного обслуживания;

— лучше всего первые две-три чистки внутреннего блока доверить специалистам и переняв их опыт в дальнейшем производить это самостоятельно;

— чистить фильтры внутреннего блока надо как минимум один раз в месяц;

— если кондиционера ненормально функционирует, необходимо его сразу выключить и обратить в сервис. Признаки плохой работы кондиционера — на медных трубах появился иней, из внутреннего блока кондиционера капает вода, кондиционер плохо охлаждает воздух, сплит-система работает с потрескиванием или другими посторонними звуками);

— не включать кондиционер без адаптационного комплекса к зиме при температуре наружного воздуха меньше 0 °С;

— выполнять все правила ухода за кондиционером, поскольку их невыполнение может привести к потере гарантии на прибор.