Верховный главнокомандующий рф является. Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

На протяжении всей своей истории человечество практически всегда прибегало к насилию при решении тех или иных вопросов, которые возникали непосредственно между государствами и их структурными элементами. Потому что с того момента, как человек взял в руки палку, он понял, что силой можно заставить себе подобных действовать нужным образом. В процессе эволюции общества разрабатывалась также сфера военного искусства. То есть люди постоянно искали и ищут новые способы уничтожения друг друга. Но, помимо этой части военного ремесла, также развился управленческий сектор. Иными словами, процесс непосредственного управления армией стал более эффективным и позволяет намного полнее реализовывать потенциал всего войска. Однако некоторые армейские институты координационного характера имеют достаточно длинную историю. Они формировались на протяжении многих веков. К подобным вполне возможно причислить должность верховного главнокомандующего, который на сегодняшний день играет значительную роль во многих военных процессах и действительных конфликтах. Следует отметить, что этот пост - это не только большая ответственность, но ещё и спектр огромного количества полномочий. Помимо того, на человека, занимающего данный пост, возложено выполнение ряда функций, о которых пойдёт речь далее в статье.

Кто такой верховный главнокомандующий?

Данным термином обозначается сразу несколько понятий. Как уже указывалось автором ранее, это определённый институт в сфере военного управления. Иными словами, верховный главнокомандующий как должность - это совокупность определённого рода обязательств, функций и ответственности. Но существует и иная трактовка представленного термина. Согласно ей, верховный главнокомандующий представляет собой конкретное лицо, которое наделено большим количеством полномочий в сфере военного управления и которое осуществляет координацию абсолютно всего массива войск того или иного государства.

Главнокомандующий как высшее должностное лицо

В статье будет рассматриваться верховный главнокомандующий именно как лицо, принадлежащее к высшему эшелону власти. Как правило, данное лицо является центральным во всей военной иерархии государства. В некоторых случаях верховный главнокомандующий - это исключительно тот человек, который осуществляет командование действующей армией и флотом. В иных случаях эти полномочия возлагаются на Эта тенденция является своеобразной данью демократическим отношениям внутри многих существующих государств. Помимо того, концентрация в руках демократического лидера полномочий по осуществлению командованием войсками позволяет обезопасить страну от захвата власти военной верхушкой.

История появления термина

На сегодняшний день достоверно неизвестно, в какой исторический период этот термин появился и стал использоваться в том значении, в котором все его привыкли слышать. В данном случае непонятен тот факт, почему разделились функции главы государства и центральной фигуры военного сектора. Известно, что впервые термин «командир-шеф» был применён Карлом I, королём Шотландии, Англии и Ирландии. Он совмещал полномочия правителя и главнокомандующего. Таким образом, многие учёные-историки считают, что именно с этого момента появляется упомянутый в статье институт. Иными словами, Карл I - это первый верховный главнокомандующий в мировой истории.

Должность главнокомандующего в российской истории

Верховный главнокомандующий впервые появился в "Табели о рангах" не так уж давно. Его должность впервые была учреждена на территории современной России во время Первой мировой войны. Впервые на представленную должность был назначен князь Николай Николаевич Младший. Это случилось 20 июля 1914 года. Институт был создан с целью реорганизации действующей структуры и централизации военной власти в руках представителя царской семьи. Помимо того, подобный шаг был правильным с точки зрения здравого смысла, ведь к тому времени уже зрело общественное недовольство режимом самодержавия в империи. В ходе Первой мировой войны должность главнокомандующего не единожды передавалась разным видным командирам имперской армии, вплоть до подписания Брестского мирного договора. С того момента главнокомандующий назначался лишь для координации деятельности действующей армии и флота.

Дальнейшее развитие должности

Сегодня все знают, кто является верховным главнокомандующим и что собой представляет данная должность. Но когда возник Советский Союз как отдельное целостное государство, то вследствие уже указанного соглашения этот пост не утверждался в силу отсутствия военных конфликтов. Верховный главнокомандующий ВОВ (Великой Отечественной войны) был назначен из числа политической верхушки. Им 8 августа 1941 года стал Иосиф Виссарионович Сталин. Следует отметить тот факт, что он оставался на этой должности даже после непосредственного окончания войны. Но в СССР было принято решение, что требуется реорганизация такой должности, как верховный главнокомандующий. Великая Отечественная война закончилась, Сталин умер, а на пороге был новый конфликт с США. Поэтому негласно эту должность стал занимать председатель Совета обороны СССР.

Институт в современной России

На сегодняшний день верховный главнокомандующий русской армии - это должность, которую занимает высший руководитель всего массива Вооружённых сил РФ.

Данный статус не только подкреплён организационной структурой армии, но также регламентирован юридически. В 87-й говорится, что верховный главнокомандующий - это президент страны.

Нормативная база должности

В соответствии с тем фактом, что Российская Федерация является правовым и демократическим государством, практически все вопросы общественного регулирования регламентированы правом. Верховный главнокомандующий не является исключением. Он действует на основе норм разных нормативных актов. Таким образом, система нормативного регулирования должности состоит из следующих НПА, а именно:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный закон «О военном положении».

3) Федеральный закон «Об обороне».

Также в этих актах прописано, какими верховный главнокомандующий РФ обладает полномочиями.

Полномочия

Верховный главнокомандующий РФ наделен рядом специфических полномочий, которыми не владеют иные лица в иерархии государственной власти. Человек, занимающий эту должность, уполномочен:

  • В случае непосредственной угрозы Российской Федерации вводить на территории государства
  • Контролировать реализацию режима военного положения.
  • Обеспечивать функционирование высших органов государственной власти во время этого режима.
  • Создавать планы привлечения с целью обеспечения режима военного положения.
  • Обеспечить остановку деятельности политических партий и иных пропагандистских формирований на территории государства в условиях войны.
  • Обеспечить соблюдение запретов на проведение митингов и агитаций в условиях военного положения.
  • На верховного главнокомандующего возложена задача утверждения Российской Федерации.
  • Помимо того, главнокомандующий назначает и снимает с должностей высшее командование ВСРФ.
  • Человек, занимающий эту должность, определяет на территории государства.
  • Главнокомандующий может производить мобилизацию армии в случае существования на то оснований.
  • Он также принимает решение по поводу непосредственной дислокации войск ВСРФ.
  • Главнокомандующий издаёт указы о призыве граждан на военную службу.

Помимо представленных полномочий, на президента (как верховного главнокомандующего) возложен ряд иных специфических функций, которые также важны для обеспечения обороноспособности и военной мощи государства. На сегодняшний день представленную в статье должность занимает президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Нормативные акты, издаваемые главнокомандующим

Для реализации своих полномочий и организации деятельности Вооружённых сил человек, занимающий эту должность, имеет возможность издавать определённого рода нормативные акты в сфере своей непосредственной деятельности. В соответствии с этим в рамках своей компетенции верховный главнокомандующий имеет право издавать приказы и директивы.

Помимо того, для поощрения деятельности по обеспечению обороноспособности государства он награждает заслуживших это лиц грамотами, а также объявляет им благодарности.

В заключение нужно отметить, что представленный институт имеет ряд характерных особенностей на просторах отечества. Помимо того, его регулирования все ещё нуждается в некоторых доработках, чтобы реализация полномочий лица, занимающего представленную должность, производилась более эффективно и полно.




  • В соответствии со статьёй 87 Конституции Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе .

В соответствии со статьёй 11 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»:

  1. осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;
  2. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;
  3. контролирует применение мер по обеспечению военного положения;
  4. определяет меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;
  5. определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск , воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;
  6. приостанавливает деятельность политических партий , других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
  7. устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  8. устанавливает запреты на проведение забастовок и на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом;
  9. определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;
  10. принимает необходимые меры по прекращению или приостановлению действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними);
  11. прекращает в условиях военного положения деятельность в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;
  12. устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
  13. утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.
  • В соответствии со статьёй 83 Конституции Российской Федерации:
  1. утверждает военную доктрину Российской Федерации
  2. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «Об обороне»:
  1. определяет основные направления военной политики Российской Федерации;
  2. осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
  3. в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию , вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий ;
  4. вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;
  5. принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
  6. утверждает концепции и планы строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооружённых Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
  7. утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса ;
  8. утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
  9. утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания , назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;
  10. утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  11. принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
  12. утверждает общевоинские уставы , положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации , порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
  13. утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооружённых Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;
  14. утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны ;
  15. утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;
  16. ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооружённых Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;
  17. издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;
  18. утверждает предельное количество военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;
  19. осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Верховные главнокомандующие Вооружёнными силами Российской Федерации

Приказы и директивы

Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами может издавать приказы и директивы .

Указом президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года № 1102 были утверждены:

  • бланк приказа верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации
  • бланк директивы верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации

Поощрения

Верховный главнокомандующий, в целях поощрения за заслуги в исполнении воинского долга, обеспечении безопасности государства и укреплении его обороноспособности, награждает Грамотой и объявляет благодарность .

См. также

Напишите отзыв о статье "Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации

– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
– Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.
Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
– Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
– Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала.
Пьер внимательно посмотрел на нее.
– Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа.
– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.

Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

Президент Российской Федераций - высшее должностное лицо государства

Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных странах с республиканской формой правления.

Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. Многие современные республики имеют в системе органов высшей государственной власти такое должностное лицо. Правда, в некоторых странах президент избирается органами законодательной власти (Федеративная республика Германия, Италия). Там он в своей деятельности во многом зависит от воли парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято называть парламентскими республиками.

В системе высших органов государственной власти президентских республик есть вполне самостоятельное, независимое от парламента должностное лицо - президент, избираемый непосредственно населением страны (Франция) либо путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков, формируемых населением (США). Здесь глава государства играет очень важную роль в управлении делами всего общества. Так, в США президент совмещает в своем лице полномочия главы государства и главы правительства, ему подконтрольны все органы исполнительной власти страны. Президент Франции хотя и не возглавляет лично правительство республики, но вправе назначать по своему усмотрению главу (премьер-министра) и членов правительства. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, действующая наравне с ее законодательной и судебной ветвями.

В Российской Федерации должность Президента была учреждена 24 апреля 1991 года Законом «О Президенте РСФСР».
Первые президентские выборы в Российской Федерации прошли в июне 1991 года.

В 1991 году Президент Российской Федерации избирался на 5 лет. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок.

Основным документом при организации и проведении выборов Президента Российской Федерации является Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который устанавливает четкий порядок организации и проведения выборов.

Согласно Конституции РФ и вышеназванному закону военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Особенности участия военнослужащих в выборах Президента РФ, оговоренные в законе, обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом их избирательные права не ущемляются.

Президент Российской Федерации избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в данной стране не менее 10 лет. У одного и того же лица нет возможности занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Вновь избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов. С момента принятия им присяги он исполняет свои полномочия до истечения срока пребывания в должности и до момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он ключевая фигура в системе органов государственной власти, гарант Конституции Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Перед ним стоит задача сохранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ формирует исполнительную власть - Правительство РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Руководствуясь жизненно важными интересами России и в соответствии с международными и национальными правовыми нормами, Президент Российской Федерации может санкционировать установленным порядком (согласно Конституции Российской Федерации) применение Вооруженных Сил и других войск в целях:

Пресечения любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, общества и государства, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве;

Обеспечения свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;

Выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

Поддержания и восстановления мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых является Россия.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент назначает и освобождает от должности министра обороны, а также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (командующие видами и родами войск, командующие военных округов и др.).

Он присваивает высшие воинские звания, а также производит награждение государственными наградами России.

Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Под руководством Президента Российской Федерации Советом Безопасности определяются жизненно важные интересы государства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывается стратегия обеспечения безопасности России.

Для принятия Президентом государства решений по вопросам внутренней и внешней политики, предотвращения чрезвычайных ситуаций, о введении и отмене чрезвычайного положения, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Совет Безопасности готовит ему обоснованные предложения. Совет Безопасности рассматривает на своих заседаниях стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах.

В поле своего зрения Президент РФ держит вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка. Совет Безопасности готовит рекомендации ему по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности, координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности в вопросах военно-технического сотрудничества и информационной безопасности и осуществляет контроль по реализации намеченных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности. Он руководит деятельностью аппарата Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата, кроме Секретаря Совета Безопасности, входят его заместители, руководитель аппарата, семь управлений (внутренней государственной и общественной безопасности; международных отношений; экономических проблем безопасности; оборонно-промышленной безопасности; военного строительства; военной инспекции; информационных проблем безопасности) и секретариат Совета Безопасности.

Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны

Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо в государстве и как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами наделен широкими полномочиями, и на него возложены важнейшие обязанности в области обеспечения обороны государства.

Среди направлений военной политики Российской Федерации, которые определяет Президент, важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Организация обороны государства представляет собой разнообразную деятельность Президента страны, различных ветвей власти, Совета Безопасности Российской Федерации, органов Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований. Она включает прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны. Важным элементом организации обороны страны являются строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, совершенствование систем управления, отработка вопросов; перевода деятельности государства с мирного на военное время. В мирное время под контролем Президента России планируются и осуществляются мероприятия по гражданской и территориальной обороне, проводится оперативное оборудование территории государства для его обороны.

Для укрепления обороны государства развиваются отрасли науки, координируются действия органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны. Конституционным правом на Президента возлагается утверждение военной доктрины как составной части концепции национальной безопасности. В военной доктрине он объявляет официально принятые в государстве оценки по отношению войны и ее предотвращения, подготовку Вооруженных Сил к отражению агрессии.

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Существует два уровня органов управления обороной страны: 1) совещательные - вырабатывают решения в области обороны страны на основе предложений, подготовленных органами государственной власти Российской Федерации. В военное время они становятся высшими органами руководства Вооруженными Силами. К ним относятся: в мирное время -Совет Безопасности Российской Федерации и межведомственные комиссии в области обороны страны и военного строительства при Президенте и Правительстве Российской Федерации. В военное время на базе совещательных органов управления обороной страны создается Ставка Верховного Главного командования;

2) оперативные - вырабатывают предложения для принятия решений руководством государства по вопросам обороны страны и организуют выполнение этих и других.решений (после их принятия) и ^осуществляют оперативное управление вооруженными формированиями страны. К ним относятся Генеральный штаб и штабы (органы оперативного управления федеральных органов исполнительной власти, имеющие в своем составе вооруженные формирования). Генеральный штаб является основным рабочим органом управления, координирующим выработку предложений в области обороны страны. В военное время Генеральный штаб становится рабочим органом Ставки ВГК. Генеральный штаб совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения, которые рассматриваются совещательными органами управления обороной страны и являются основой принимаемых Президентом Российской Федерации решений.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ, как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, он утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, а также утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

Планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов также утверждаются Президентом страны. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента. Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации. Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он же обладает правом назначения военнослужащих на должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом
Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Глава страны устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает нападение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.

При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием сил и средств не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Во вступлении целесообразно подчеркнуть важность государственных функций, исполняемых Президентом Российской Федерации.
При освещении первого вопроса необходимо раскрыть общие полномочия Президента РФ как гаранта Конституции. Именно ему принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью исполнительной ветви власти - Правительства РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно, используя конституционно-правовые положения, законы РФ, раскрыть основные правомочия Президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в связи с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий в мирное и военное время, в исключительных обстоятельствах угрожающего периода по применению Вооруженных Сил РФ.

В заключение необходимо сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей.

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Федеральный закон № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

3. Хачатрян А. Законодательство Российской Федерации о порядке выборов Президента России и особенности участия в них военнослужащих // Ориентир. - 2008. - № 1.

4. Бурковский В. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами // Ориентир. - 2006. - № 12.

5. Леншин С. Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации // Ориентир. - 2004. -№ 12.

6. Политология. Под редакции М. Василика. М., 2005.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»
Арам ХАЧАТРЯН

Президент страны является ключевой фигурой в системе органов государственной власти. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние, как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента во многом зависит характер и направление развития страны, а также состояние Вооруженных Сил.

Государство в любом обществе является центральным элементом политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка, согласования интересов различных слоев населения. Важнейшим принципом конституционного строя Российской Федерации, как правового государства, является принцип верховенства закона. Важнейшим выражением законности властиПрезидента Российской Федерации является его всенародное избрание в соответствии с выработанными правовыми нормами.

Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Являясь высшим должностным лицом государства, он избирается гражданами, парламентом или специальной коллегией на определенный срок.

Должность Президента получила распространение в целом ряде государств мира. В некоторых странах президент избирается органом законодательной власти (ФРГ, Италия) и в своей деятельности во многом зависит от парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято именовать парламентскими республиками .

В отличие от парламентских республик, в республиках президентского типа глава государства обладает более широкими полномочиями, он может являться также и главой исполнительной власти или иметь иные достаточно широкие возможности реально воздействовать на нее. В системе высших органов государственной власти такого типа Президент – независимое от парламента должностное лицо, избираемое непосредственно населением страны (например, во Франции), либо путем косвенных выборов – через коллегию выборщиков, формируемую населением (как это происходит в США). Во всех случаях президентскую республику отличает сильная исполнительная власть.

Незадолго до распада СССР в его конституционном праве появился институт президентства. 15 марта 1990 года в результате выборов на Съезде народных депутатов СССР был избран первый в истории страны Президент – М.С. Горбачев.

В Российской Федерации, провозгласившей принцип разделения властей, должность Президента республики была учреждена 24 апреля 1991 года. В тот день Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал законы РСФСР № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» и № 1098-1 «О Президенте РСФСР». Президентом РСФСР мог быть избран гражданин не моложе 35 и не старше 65 лет, обладавший в соответствии с действующим законодательством избирательным правом.

Президентские выборы в Российской Федерации в июне 1991 года были всеобщими и прямыми. Они проводились по мажоритарной системе абсолютного большинства. Второй тур не проводился, поскольку уже в первом туре Президентом республики был избран Б.Н. Ельцин, получивший большинство голосов избирателей, принявших участие в выборах. Он значительно опередил остальных пятерых кандидатов и стал первым Президентом страны сроком на пять лет.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации существенно упрочила позиции Президента (так, в его руках оказалась сосредоточена вся полнота исполнительной власти). Назвав Президента главой государства, Конституция наделила его широким кругом полномочий.

Согласно статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент России является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент:

– принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

– обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

– в соответствии с законодательством определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

– как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Конституцией Российской Федерации за Президентом закреплено право: назначать выборы и распускать Государственную Думу; назначать референдум; вносить законопроекты в Государственную Думу; подписывать и обнародовать федеральные законы; обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Президент Российской Федерации:

– назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

– принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

– представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

– по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

– формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

– назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

– назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Юридическая подотчетность Правительства Российской Федерации Президенту отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (пункт «б» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны (пункт 2 статьи 90). Глава государства, в случае противоречия законодательству, вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 115), а его указы относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства (статья 113, пункт «ж» статьи 114). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (пункт 2 статьи 85).

В отношении судебной власти положение Президента определяется обязанностью представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначать судей других федеральных судов.

Как глава государства Президент: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке штандарта (флага) крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации: в случае его отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (пункт 2 статьи 92); в случае отрешения его от должности.

Отрешение от должности Президента Российской Федерации происходит по решению Совета Федерации Федерального Собрания, которое принимается на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

При досрочном прекращении исполнения полномочий выборы нового Президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности определены в Конституции Российской Федерации и детализированы в других законодательных актах России, в первую очередь в Федеральном законе от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ (редакция от 30 декабря 1999 года) «Об обороне».

Статьей 87 Конституции установлено, что Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».

Президент Российской Федерации на основании статьи 4 Федерального закона «Об обороне»:

– определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

– утверждает военную доктрину Российской Федерации;

– осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

– в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

– вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;

– принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

– утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

– утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

– утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

– утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

– принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

– утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

– утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;

– утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны;

– утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

– ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

– издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

– утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Первостепенная роль главы государства как высшего должностного лица определена в присяге, которую Президент России при вступлении в должность приносит населению страны: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Для того чтобы приступить к осуществлению полномочий Президента гражданину Российской Федерации необходимо пройти процедуру выборов, где теоретически каждый член общества, способный адекватно выражать интересы какой-либо социальной общности может быть выбран Президентом страны.

С организационно-технической точки зрения, выборы Президента страны – сложное и масштабное мероприятие, требующее привлечение значительных ресурсов, а следовательно и детальной нормативной регламентации.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». Его основные положения нам и предстоит рассмотреть.

Из Словаря русского языка и Военного энциклопедического словаря следует, что значение терминов «руководство» и «управление» совпадают. Согласно Словарю русского языка «управление» - это деятельность органов государственной власти, а «руководить» и «управлять» - значит направлять чью-либо деятельность, быть во главе чего-либо. При этом в Военном энциклопедическом словаре под управлением войсками (силами) понимается деятельность командиров, штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке операций и боевых действий и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных задач.

Тем не менее в нормотворческой практике, в частности в ст. 13 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», в связи с определением полномочий Президента Российской Федерации -Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны термины «руководство» и «управление» приобретают неодинаковое значение. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации имеют иной характер, объем и содержание, нежели полномочия министра обороны по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В ст. 13 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» разграничиваются по существу полномочия Президента Российской Федерации, его полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны по руководству и управлению Вооруженными Силами с учетом характера, объема и содержания их полномочий. Кроме того, указанное разграничение осуществляется путем закреплении в Положении о Министерстве обороны полномочий Президента Российской Федерации по руководству Министерством обороны, а также функций Министерства обороны, правового статуса их должностных лиц.

Эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооружённых Сил. Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы организации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооружённых сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны.



Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооружённой защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти. Высшее должностное лицо нашего государства – Президент Российской Федерации. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Поэтому закономерно, что именно Президент Российской Федерации осуществляет руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, имеет статус Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами РФ, осуществляет общее руководство Вооружёнными Силами.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 13 Закона «Об обороне» руководство Вооружёнными силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами имеют важное значение для обороны. Статья 4 Закона «Об обороне» полностью раскрывает полномочия Президента Российской Федерации в области обороны:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;



5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

8) утверждает государственную программу вооружения;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

11.1) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности;

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13) утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;

15) утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

19) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций;

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Так согласно подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона «Об обороне» Президент Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, своими указами объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит в установленном порядке на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона «Об обороне» в период военного положения Вооруженные Силы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления войны. При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утверждён Советом Федерации.

Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности министра обороны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил.

Исходя из этого следует, что на Президенте Российской Федерации лежит огромная ответственность в области обороны и то, что среди других высших органов государственной власти у него самые широкие полномочия по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в целях реализации своих полномочий по руководству Вооруженными Силами применяет те же организационно-правовые формы, в которых он осуществляет руководство другими отраслями государственной деятельности, основное значение имеют при этом его указы. Однако, руководство Вооруженными Силами имеет определенные особенности, которые наиболее отчетливо проявляются в условиях военного времени. С учетом этого предусматриваются особые организационно-правовые формы руководства Вооруженными Силами Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами: в пределах своих полномочий он издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.