Средство от желтизны биметаллических радиаторов отопления. Биметаллические радиаторы:конструкция, характеристики, выбор производителя

Биметаллические радиаторы, которые, как понятно уже из названия, изготавливаются из композиции двух металлов, начали производиться больше пятидесяти лет назад в европейских странах. Они быстро завоевали широкую популярность, благодаря своей надежности и эффективности эксплуатации при установке в любую систему отопления.

Биметаллические батареи какие лучше выбрать, и на что следует обратить особое внимание? Этот вопрос всегда возникает у всех тех, кто решил заменить старые отопительные приборы на более современные варианты, отличающиеся и высокими эксплуатационными характеристиками, и респектабельным внешним видом.

Сегодня производство биметаллических радиаторов налажено и в России. Отечественные изделия — достаточно популярны, и вполне оправдали себя при установке в центральные системы отопления.

Общие принципы конструкции

Этот тип батарей отопления состоит из двух основных частей, изготовленных из разных металлов.

Внутренние каналы выполнены из нержавеющей стали, внешний теплообменный корпус — из алюминия

Внутренняя их часть производится из нержавеющей стали или, реже, меди, так как эти металлы – отличаются высокой стойкостью к воздействию агрессивной среды нагретого теплоносителя. Трубы из этих материалов располагаются вертикально и горизонтально, и именно по ним происходит циркуляция теплоносителя.

Наружная часть радиаторов – это, по сути, кожух, оснащенный ребрами, который изготавливается из . Этот металл имеет отличную теплопроводность и быстро прогревается, отдавая тепло в помещения, поэтому он и был выбран для внешней части конструкции.

Внутренние и внешние части каждой секции радиатора соединяются между собой литьем, производимым под давлением, или точечной сваркой. Секции собираются в батарею с помощью стальных ниппелей и термостойких каучуковых прокладок, рассчитанных на температуру, доходящую до 200 градусов. Однако, кроме таких батарей существуют и монолитные радиаторы из тех же материалов.

Опрессовочное паспортное давление биметаллических батарей у разных производителей может различаться – этот показатель зависит от материала изготовления внутренних трубопроводов и размерных параметров. Если при опрессовке тех или иных моделей создавалось проверочное давление в 35 атмосфер, то они будут способны выдержать гидроудары, перепады давления во время которых достигает 25÷30. Это позволяет использовать такие радиаторы в центральных системах отопления, которые порой не отличаются стабильностью напора теплоносителя.

Благодаря высокой теплопроводности, биметаллические приборы оказались даже более эффективными, чем всем знакомые чугунные батареи.

На внешний вид биметаллические радиаторы практически не отличаются от алюминиевых моделей. Впрочем, их можно различить по весу, так как из-за стального трубного «сердечника», биметаллические батареи тяжелее алюминиевых, примерно на 50%. Чтобы точно не ошибиться при выборе, стоит обязательно изучить сертификат соответствия и другую сопроводительную техническую документацию, который обязательно должны быть приложены к партиям изделий, и находится у продавца специализированного магазина.

Биметаллические и полубиметаллические радиаторы

Кроме биметаллических, производятся еще полубиметаллические радиаторы. Необходимо знать, чем они отличаются друг от друга, и какие из них лучше.

  • Биметаллические приборы

В настоящих биметаллических радиаторах из алюминия изготавливается только внешний кожух прибора.

Процесс производства их состоит в том, что готовые полностью стальные сердечники, уложенные в специальные формы, под давлением заливаются алюминием, который хорошо проводит тепло, но нестоек к агрессивным средам и высоким температурам теплоносителя. В биметаллических вариантах алюминий никак не соприкасается с жидкой средой и служит только, в качестве теплообменника. Конструкция, выполненная по такому принципу, идеально подойдет для установки и в центральную, и в автономную систему отопления.

В некоторых моделях сердечник изготавливается из меди, а не из нержавейки – такие батареи обычно используются для установки только в автономную систему отопления, там, где в качестве теплоносителя используются особые антифризы. Стальные трубы, даже нержавеющие, с некоторыми подобными антифризами «ведут себя» не столь адекватно.

Вода – не единственно возможный тип теплоносителя

Для запыления контуров автономной системы отопления, кроме воды, используются и другие жидкости – это может быть обусловлено особенностями эксплуатации системы или требованиями со стороны котельного оборудования. Подробнее о – в специальной публикации нашего портала.

  • Полубиметаллические батареи

Для полубиметаллических радиаторов внутренние каналы изготавливаются из разных металлов. Так, вертикальные трубы могут быть нержавеющими стальными, а горизонтальные – алюминиевыми, как в обычных алюминиевых радиаторах. Бывает и обратный вариант. Одним словом, на полноценные биметалические они никак «не тянут».

Будьте осторожны — вместо полноценных биметаллических есть шанс приобрести менее качественные и надежные полубиметаллические радиаторы

Подобная разновидность батарей не подойдет для центрального отопления, так как теплоноситель там часто не отличается высоким качеством и моде содержать достаточно большую концентрацию щелочи. Контактируя с алюминием, такой состав может вызвать коррозийные процессы, которые в том числе «захватят» и стальные элементы, установленных в комбинации с алюминием. Кроме этого, отличающееся тепловое расширение этих металлов может даже привести к смещению элементов при воздействии на них экстремально высоких температур, что чревато возникновением протечек и даже более серьезных аварий.

Подобные радиаторы нередко путают с биметаллическими – внешне они вообще неотличимы. Не особо разбираясь в тонкостях, часто им отдают предпочтение из-за более доступной стоимости. Однако, как видно из описания, они весьма значительно отличаются по своей надежности.

В крайнем случае, полубиметаллическую разновидность радиатора можно установить в автономную систему. Но все же если решено сделать отопление дома или квартиры максимально надежным, то от полубиметаллических радиаторов лучше отказаться, и остановить свой выбор на настоящих биметаллических образцах. Обязательно учитывайте это при покупке.

Монолитные или секционные биметаллические радиаторы

Как уже отмечалось, производятся разборные биметаллические радиаторы, которые состоят из секций, скрепленных между собой с помощью ниппелей, и монолитные неразборные.

В секционном варианте каждая из секций внутри горизонтальных отрезков труб с двух сторон имеет разнонаправленную резьбу, предназначенную для вкручивания соединительных ниппелей с уплотняющими прокладками.

Такая конструкция и является главным существенным недостатком секционных батарей, так как эти стыки могут повреждаться от, например, некачественного теплоносителя, что значительно сокращает срок их эксплуатации до очередного профилактического вмешательства. Кроме этого, на соединениях элементов чаще всего происходят протекания, под воздействием высоких температур и высокого давления в системе.

Чтобы избежать этих неприятных моментов, была продумана другая технология производства биметаллических радиаторов. Она заключается в том, что вначале изготавливается цельный сварной медный или же стальной коллектор, который укладывается в специальную форму и под давлением заливается алюминием. Эти биметаллические батареи и называются монолитными.

А этот биметаллический радиатор — монолитной сборки

И тот и другой тип обладает своими достоинствами и «уязвимыми местами».

Про недостаток разборной схемы уже говорилось. А главным преимуществом подобных батарей является то, что при повреждении одной из секций не придется менять весь полностью, так как вполне достаточно произвести переборку — заменить или попросту удалить только лишь вышедший из строя элемент.

В случае любой протечки в монолитном радиаторе его остается только лишь – ремонтопригодность у них практически отсутствует.

Выборочные сравнительные характеристики радиаторов обоих типов приведены в таблице:

Часто решающим критерием становится вопрос стоимости. Дело в том, что монолитный тип радиаторов имеет более высокую цену, чем секционный, и эта разница может составлять до 20%.

При использовании монолитных биметаллических батарей не представится возможности варьировать суммарную тепловую мощность - уменьшить или нарастить количество секций. Поэтому перед их приобретением необходимо тщательно просчитать, какая мощность нужна для обогрева конкретного помещения. Подобрать нужный вариант не составит труда, так как монолитные биметаллические радиаторы производятся в разных размерах, как по длине, так и по высоте.

При выборе между секционными и монолитными батареями следует учитывать и особенности отопительной системы. Например, если их планируется установить в квартире высотного дома, то лучше выбрать монолитный тип приборов, так как давление в системе отопления многоэтажек часто бывает достаточно высокое, не исключены гидроудары. и соединительные узлы секционных батарей могут его не выдержать и дать протекания.

Критерии выбора биметаллических радиаторов

При выборе конкретной модели, кроме уже упомянутых выше характеристик, следует и другие моменты, которые напрямую будут влиять на качество работы приборов теплообмена и длительность их эксплуатации.

  • Конструкция радиатора должна стойко выдерживать гидроудары и высокое давление. Особенно это важно учесть при установке их в центральную систему отопления. Обязательно обращайте внимание на показатель испытательного опрессовочного давления.
  • Материал батареи должен быть инертен к агрессивной среде некачественного теплоносителя с повышенным уровнем щелочи или кислотности. Этот фактор тоже в основном касается батарей, устанавливаемых в многоэтажных домах.
  • Материал изготовления должен также противостоять возникновению электрохимической коррозии.

  • Радиаторы должны быть стойкими к механическому воздействию, то есть их внешний корпус должен иметь достаточную прочность. Чтобы проверить качество используемого алюминия (алюминиевого сплава), нужно попытаться согнуть ребро пальцами. В некачественном изделии ребра легко гнутся, а иногда могут даже дать трещину или сломаться.

  • Внутренние рубчатые каналы должна быть изготовлен из одного металла, и лучше, если это будет качественная нержавеющая сталь.
  • Толщина стенок внутренней трубы должна быть не менее 3÷3,5 мм.
  • Немаловажным элементом в секционной конструкции батареи являются прокладки, так как от их качества и эластичности будет зависеть надежность соединений, поэтому чаще всего их делают из резины или силикона. Проверить качество уплотнительного кольца можно, согнув несколько раз его пальцами. Если прокладка жесткая и неэластичная, то надолго ее явно не хватит.

Особое внимание качеству ниппелей — они должны быть изготовлены из прочной стали

  • В секционном радиаторе должны быть установлены высококачественные стальные ниппели, в которых не сорвутся внутренние «усики» при скручивании секций и не «сожраться» резьба. О том, что ниппель некачественный, можно узнать по мягкости металла изготовления.

Если этот элемент будет некачественным, то при раскручивании или скручивании батареи, зацепы для ключа точно сорвутся, и тогда ниппель придется распиливать шлифмашинкой, а затем извлекать его части из отверстий секций.

  • Ширина фронтальной части ребра радиатора не должна быть менее 70 мм, так как если этот параметр будет меньшим, теплоотдача от прибора существенно снижается. Лучше всего, если размер секции в сечении будет 80×80 мм — такие параметры гарантированно дают высокую теплоотдачу.

Оптимальные глубина и ширина секций — около 80 мм

Некоторые производители применяют маркетинговый ход – снижают цену на свои изделия за счет уменьшения размера секций, что значительно снижает общую тепловую мощность прибора. Поэтому при выборе радиатора желательно иметь в кармане рулетку или линейку – чтобы была возможность проконтролировать оптимальность размеров.

  • У качественной батареи толщина выступающих ребер должна составлять не менее 1 мм.

Если толщина ребер меньше 1 мм, то это, скорее всего, указывает на недостаточное качество изделия, так как в нем снижена прочность кожуха радиатора, а также не столь высока теплоотдача – за счет низкой теплоемкости слишком тонких теплообменных пластин.

А вот на этой модели толщина ребер явно занижена — стоит задуматься…

  • Нужно знать также и то, что если производитель экономит на качественных ниппелях и прокладках - это говорит о том, что все изделие, с вероятностью, близкой к 100%, не отличается высоким качеством, и от него лучше сразу отказаться.
  • Не стоит покупать и приборы, на которые производитель дает гарантийный срок всего 1÷2 года, при том, что срок эксплуатации биметаллических секционных батарей составляет 25-30 лет, а монолитных – даже около 50-ти. Такая маленькая гарантия говорит о том, что производитель сам не уверен в своих изделиях.

Достоинства и недостатки биметаллических радиаторов

Положительными их качествами можно назвать следующее:

  • Эта разновидность радиаторов нередко выпускается с различным цветовым оформлением. Если не найден нужный цвет, то допускается самостоятельное окрашивание. Для этого процесса применяются специальные термостойкие составы красок, способные выдерживать температуру до 150 градусов.
  • Гладкие поверхности и скругленные углы делают эти радиаторы достаточно безопасными с точки зрения возможности получения травмы, и оттого пригодными для установки в детских комнатах.
  • Достоинством является достаточно длительный гарантированный срок эксплуатации, при условии выбора качественных радиаторов и правильной их эксплуатации.
  • Биметаллические радиаторы могут быть установлены в любую систему отопления, даже с некачественным теплоносителем.
  • Эта разновидность приборов, в отличие от других современных радиаторов, способна выдерживать высокое внутрисистемное давление и температуру до 130 градусов.
  • Одним из ключевых преимуществ подобных батарей является очень высокая теплоотдача.
  • Такие приборы, как правило, оснащаются термостатом, что позволяет устанавливать нужную температуру их нагрева. Ее корректировка происходит практически сразу, за счет небольшого по размеру сечения каналов.
  • Количество секций радиатора для каждой конкретной комнаты можно легко рассчитать самостоятельно, использовав, математическую формулу, которая будет приведена ниже. Правильный расчет поможет избежать лишних затрат при покупке радиаторов, их монтаже и дальнейшей эксплуатации.

Расчет проводится для каждого помещения отдельно.
Последовательно введите запрашиваемые значения или отметьте нужные варианты в предлагаемых списках

Укажите площадь помещения, м²

100 Вт на кв. м

Количество внешних стен

Нет одна две три

Внешние стены смотрят на:

Север, Северо-Восток, Восток Юг, Юго-Запад, Запад

Положение внешней стены относительно зимней "розы ветров"

Наветренная сторона подветренная сторона параллельная направлению ветра

Уровень отрицательных температур воздуха в регионе в самую холодную неделю года

35 °С и ниже от - 30 °С до - 34 °С от - 25 °С до - 29 °С от - 20 °С до - 24 °С от - 15 °С до - 19 °С от - 10 °С до - 14 °С не холоднее - 10 °С

Какова степень утепленности внешних стен?

Внешние стены не утеплены Средняя степень утепления Внешние стены имеют качественное утепление

Высота потолка в помещении

До 2,7 м 2,8 ÷ 3,0 м 3,1 ÷ 3,5 м 3,6 ÷ 4,0 м более 4,1 м

Что расположено снизу?

Холодный пол по грунту или над неотапливаемым помещением Утепленный пол по грунту или над неотапливаемым помещением Снизу расположено отапливаемое помещение

Что расположено сверху?

Холодный чердак или неотапливаемое и не утепленное помещение Утепленный чердак или иное помещение Отапливаемое помещение

Тип установленных окон

Обычные деревянные рамы с двойным остеклением Окна с однокамерным (2 стекла) стеклопакетом Окна с двухкамерным (3 стекла) стеклопакетом или с аргоновым заполнением

Количество окон в помещении

Высота окна, м

Ширина окна, м

Двери, выходящие на улицу или на балкон:

Предполагаемая схема врезки радиаторов отопления

Предполагаемые особенности расположения радиаторов

Радиатор на стене установлен открыто Радиатор сверху прикрыт подоконником или полкой Радиатор сверху прикрыт стеновой нишей Радиатор с лицевой части прикрыт декоративным экраном Радиатор полность прикрыт декоративным кожухом

Укажите мощность одной секции выбранного радиатора (при расчете для неразборной модели - оставьте поле незаполненным)

Каким производителям можно доверять?

На российском рынке представлены биметаллические радиаторы и зарубежных и отечественных производителей. В данной сравнительной таблице приведены качественные, проверенные эксплуатацией модели, с различными характеристиками. Поэтому для того, кто собирается покупать подобные приборы, есть возможность предварительно изучить основные параметры, чтобы, отправляясь в магазин, уже иметь определенное представление.

Отопительные системы нередко засоряются вследствие попадания в них различного мусора, низкого качества воды и большого содержания минералов в теплоносителе.

Известковые отложения, коррозия и засорение батарей существенно снижают эффективность работы системы .

Когда необходимо промыть биметаллические радиаторы?

  • Неравномерный нагрев . Горячий верх и холодный низ прибора свидетельствуют о засоре внутри оборудования.
  • Медленный нагрев. При запуске отопительной системы батареи дольше нагреваются, чем обычно.
  • Низкая температура радиаторов при горячих трубах.
  • Повышенный расход энергоносителей .

Как правильно прочистить устройство

Гладкая внутренняя поверхность не так быстро загрязняется , как в аналогичных изделиях из чугуна или алюминия. Металлические приборы для отопления помещений отличаются долговечностью и требуют генеральной промывки один раз в 5—7 лет . Профилактическую очистку следует проводить ежегодно.

Выбор средств

Специальные химические вещества являются быстрым и эффективным способом очистки отопительного оборудования от загрязнений. Компоненты, которые входят в состав препаратов, расщепляют отложения на внутренней поверхности и способствуют вымыванию грязи.

Кроме того, можно использовать такие народные средства :

  • раствор каустической соды ;
  • семидесятипроцентную уксусную эссенцию;
  • молочную сыворотку .

Специалисты советуют применять только специальные химикаты для очистки металлических обогревательных приборов.

Промывка батарей

Батареи удобнее всего промывать в больших ёмкостях . Учитывая малый вес изделий, оптимальным вариантом станет обработка оборудования в ванне. Первая очистка осуществляется без применения химии . Радиатор заливают водой и при помощи встряски механически убирают грязь из него.

Фото 1. Перед тем, как выполнять какие-либо процедуры, следует перекрыть подачу воды в радиатор при помощи шаровых кранов.

Отработанное содержимое прибора следует вылить , а на его место залить специальные реагенты . Раствор находится внутри батареи около часа , по истечении которого по оборудованию стучат деревянным молоточком либо встряхивают для того, чтобы отпали остатки ржавчины и загрязнений. В конце устройства выполаскивают в проточной воде .

Особенности чистки в домашних условиях

Помимо промывания металлического оборудования, следует полностью очищать отопительную систему дома. Для этого нужно спустить весь воздух и залить в контуры химические средства . Вода с реагентами должна быть прогнана по трубам до того момента, пока не польётся визуально чистая жидкость.

Важно! Основная причина засорения батарей — использование нефильтрованной воды из колодца либо скважины.

В частных домах из-за неочищенного теплоносителя промывку отопительных систем следует проводить 1—3 раза в год.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором показана промывка радиатора: как снизить давление, выпустить грязную воду.

Чистота радиаторов — залог эффективного отопления жилища

Промывать батареи желательно после окончания отопительного сезона. Это предотвратит образование аварийных ситуаций, поломку системы обогрева и преждевременный выход из строя приборов. Манипуляции, связанные с очисткой радиаторов, не занимают много времени, сил и средств , но обеспечивают экономию энергоносителей и комфортную атмосферу в помещении.

Слово “радиаторы” имеет своим корнем латинское “radio” (излучать), но нам намного привычнее называть радиаторы батареями. Батареи являются важным элементом отопительных систем, и без них не может обойтись, пожалуй, ни одно помещение в условиях суровых российских зим.

Основной функцией радиатора является обеспечение теплом квартиры, коттеджа или офиса в холодное время года. Принцип действия радиатора совсем прост: теплоноситель, двигаясь по системе отопления, доходя до радиатора, замедляет движение и излучает тепло в помещение.

Моделей радиаторов выпускается большое количество, и классифицируются они по нескольким признакам: по фирмам-изготовителям, по техническим параметрам, по материалу изготовления, по виду.

Постоянно появляются новые модели радиаторов, которые изготавливаются по новым технологиям и выгодно отличаются от своих предшественников улучшенными характеристиками и дизайном.

Современные модели рассчитаны на функционирование в течение десятков лет благодаря развивающимся методам обработки металлов.

Выбор конкретной модели радиатора должен осуществляться с учетом параметров отопительной системы в целом, элементом которой он будет.

Вопреки расхожему мнению, что радиаторы в процессе эксплуатации требуют только очистки от пыли и иногда окраски, нужно отметить, что соблюдение правил ухода за радиаторами позволяет значительно продлить их срок службы.

По окончании отопительного сезона работники коммунального хозяйства в целях профилактики и ремонта производят слив теплоносителя (как правило, воды) из отопительных систем. За этот период все радиаторы (за исключением чугунных) могут подвергнуться воздействию коррозии на внутренних поверхностях. Эту неприятность можно предотвратить. Для этого нужно закрыть вентили на трубах прямой и обратной подводки и открыть кран Маевского (воздухоотводчик). В результате теплоноситель останется в радиаторе, а повышенное давление, образующееся при тепловом расширении, будет отводиться через кран Маевского.

Впоследствии нужно выполнить обратную процедуру, то есть закрыть кран Маевского и открыть вентили на трубах подводки.

Радиаторы, за исключением чугунных, рекомендуется промывать каждые два года. Для этого закрывают оба вентиля и открывают кран Маевского, воду сливают через заглушку или сливной кран. Затем нужно снять радиатор с кронштейнов, развинтив соединения. Промывку осуществляют шлангом, надетым на кран водопровода. Напор должен быть хорошим. При промывке запрещено использовать любые абразивы. Ну и, конечно же, удалите скопившуюся пыль с поверхности, поскольку она задерживает теплоотдачу. Если вы хотели бы следовать этой рекомендации, но не уверены в своих силах, то пригласите сантехника, который профессионально выполнит эту работу.

Окраска радиаторов отопления

Чугунные радиаторы требуют периодической окраски. Используйте при этом специальную эмаль, предназначенную для отопительных батарей; в ее составе присутствуют добавки, позволяющие выдерживать температурный режим до 100 градусов, сама же эмаль не желтеет.

Соблюдайте требования безопасности при работе с лаками и красками: работайте в проветриваемом помещении, используйте защитные перчатки и очки.

Биметаллические и алюминиевые радиаторы не требуют окрашивания, они имеют вполне эстетичный вид сами по себе, кроме того, их окраска снизит теплоотдачу. Нужно помнить, что защитные экраны тоже понижают отдачу тепла.

Соблюдение этих нехитрых правил позволит вам намного продлить срок службы отопительных радиаторов. Ну, и в конце небольшое видео о том, как выбирать радиаторы отопления.

Время на чтение: 1 минута

Любая батарея отопления со временем будет все хуже и хуже отапливать ваше жилое помещение. Причина этого – в ее постепенном загрязнении изнутри. Немало ему способствует и теплоноситель, который при циркуляции по общей системе приносит в ваш радиатор «чужие » загрязнения. Как промыть батарею отопления, чтобы вернуть ей прежний полезный объем тепла? Мы расскажем вам об особенностях как наружной, так и внутренней чистки.

Давайте определимся, зачем же нам тратить время и силы на чистку радиатора. Промывка нужна в следующих случаях:

  • При тактильном обследовании вы определили, что батарея прогревается неравномерно – одна часть холоднее другой.
  • По сравнению с другими сезонами, ваша квартира прогрелась на порядок медленнее (особенно, если этого не замечают в своих жилищах соседи ).
  • Тепломагистраль горячее, чем радиаторы.
  • Для частных домов – энергоресурсы для обогрева увеличились, а теплоотдача осталась прежней или даже снизилась.

Таким образом, в вашем доме без чистки будет становится с каждым сезоном все холоднее и холоднее, с учетом того, что за отопление вы будете отдавать прежние деньги.

Виды батарей?

Нам нужно для начала определиться с видами радиаторов, чтобы учесть их особенности перед тем, как отмыть батареи. При этом нужно смириться с тем, что все батареи придется рано или поздно чистить – вне зависимости от того, из чего они изготовлены.

Вид Особенности Чистка
Чугунные Нечасто встречающиеся в современных жилищах. Если их и устанавливают в настоящее время, то как предмет декора.

Довольно долговечный материал.

Имеют шероховатые внутренние поверхности, из-за чего промывка нужна чаще. «Грешны » тем, что внутри них накапливается накипь и ржавчина.

При обратном монтаже может понадобиться сварочный аппарат.

Биметаллические Недорогой и качественный материал. Выделяются большим КПД и теплоотдачей. Практические гладкие изнутри, нет нужды в частой чистке, но как факт она необходима. Это является и причиной большего срока службы радиатора.
Алюминиевые Не подвержены внутренней и внешней коррозии. Металл более мягкий, оттого при демонтаже, чистке, обратном монтаже нужно соблюдать осторожность (в частности, от постукивания молоточком во время чистки надо отказаться ). Для промывки не используйте едкие щелочные и кислотные составы!

При возвратном монтаже можно использовать герметик (ФУМ-ленту, к примеру ).

Совет! Продувка и промывка радиаторов осуществляется только по окончании отопительного сезона.

Что мыть первым?

Многим интересно, нужно ли сначала мыть батарею снаружи, или же лучше первым делом прочистить ее изнутри? Мы советуем сделать стартовой наружную чистку: уберите с радиатора всю пыль, а если он находится на кухне, то, возможно, и жировую пленку.

После того, как вы снимите батарею, нужно прочистить от грязи и пыли стену, пол, крепежные элементы – все то, что было сокрыто от вас радиатором. А после этого со спокойной душой перейти к внутренней чистке.

Снаружи

Как промыть чугунные батареи отопления, а равно с ними и все другие? Приводить радиатор в порядок снаружи можно несколькими методами – все зависит от степени ее загрязнения.

Сухое очищение

Все, что мы здесь расскажем, более подходит для повседневной уборки. Для генеральной же нужны методы посерьезнее. Итак, простых и эффективных способа два:

  1. Использование пылесоса. Очень хорошо, если у вас специальные насадки – ведь секции батареи порой очень близко расположены друг к другу, поэтому обычной щеткой для пола к ним не подобраться.
  2. Использование фена. В этом случае между стеной и радиатором крепят подходящую по размеру влажную материю. Воздухом из устройства просто выдувают пыль между секциями батареи на эту ткань. Затем остается аккуратно достать материю и прополоскать ее от пыли.

Влажное очищение

Как отмыть батарею отопления, когда она сильно загрязнена? Если вы хотите провести качественную генеральную уборку, то вам сюда. Прежде всего ориентируемся на степень загрязнения радиатора:

  • Легкие, средние загрязнения. Перед влажной чисткой лучше всего провести сухую, которую мы описали выше. Использовать желательно горячую воду, даже кипяток. Обязательно найдите подходящую по размерам емкость, которую можно будет подставить под всю продолжительность батареи – туда будет стекать вода. Далее из другой тары участок за участком осторожно поливают батарею кипятком. После того, как с нее стечет вода, ее дополнительно высушивают подготовленной ветошью, салфетками.

  • Промывка участков между секциями. Чтобы влажная уборка коснулась областей между секциями, до которых физически мы не можем достать рукой, лучше всего воспользоваться паровой шваброй (на фото ). Некоторые хозяйки дополнительно расстилают хлопковые салфетки для лучшего впитывания пара. Как вариант – можно накрутить ветошь на указку, палочку, узкую ручку, насадку от чего-либо и, смачивая ее в воде, прочищать труднодоступные участки.

  • Сильные загрязнения. Используются антижировые средства. Предварительно из них приготавливается водный раствор, который заливают в распылитель, пульверизатор и тщательно распыляют по увлажненной батарее. Затем дается некоторое на «откисание». После чего моющий раствор начисто удаляют водой, тряпками с поверхности батареи.

Подготовка к промывке

Перед тем, как помыть батарею отопления, необходимо прежде всего сделать следующее:

  1. Начинать таковую промывку лучше перед стартом отопительного сезона – желательно подобрать день, когда жилищные службы уже выполнили продувку тепломагистрали, но воду еще не пустили. Идеальный вариант – если вы договоритесь со всеми соседями по стояку о единовременной прочистке радиаторов в своих квартирах. Так точно вы не оставите курсирующим туда-сюда вместе с водой кускам грязи никакого шанса.

  1. Подготовьте тару, куда будет стекать после демонтажа оставшаяся вода из тепломагистрали, предварительно поставьте ее на нужное место
  2. Подходящим слесарным инструментом демонтируйте радиаторы. Снимите их со штырей.

  1. С чугунных батарей необходимо предварительно снять все заглушки.
  2. Прочистку лучше производить в ванной. К этому ее нужно подготовить: постелите внутри ветошь, чтобы не сбить эмалевый слой, а на сливное отверстие оденьте специальную сеточку. Это нужно для того, чтобы крупные частицы грязи не забили его.

Совет! Если в многоквартирном доме засорены стояки, то большого толка от промывки радиатора не будет – грязь снова, спустя время, набьется в него. Нужно договариваться с соседями о комплексной продувке магистрали.

Моющее средство

Чем и как помыть батареи отопления? Конечно, прочищая радиатор, одной водой тут мы с вами не обойдемся. Будут эффективны и полезны такие вещества и растворы:

  • Щелочь.
  • Средства для промывки радиаторов автотранспорта.
  • Лимонная кислота.
  • Каустическая сода.
  • Уксусная кислота. Некоторые применяют и эссенцию (70% раствор ).
  • Молочная сыворотка.
  • Средство для прочистки канализационных труб наподобие «Крота ».

Каустическая сода Молочная сыворотка
Средство для промывки автомобильного радиатора Эссенция
Лимонная кислота

Прочистка радиаторов

Представим, как будет выглядеть процедура чистки при различных условиях.

Промывка специальным устройством

Для быстрой и эффективной чистки радиаторов «не отходя от кассы » существуют специальные аппараты для их промывки. Конечно, иметь такое устройство для нечастой чистки домашней батареи – по сути, роскошь.

Аппарат работает от сети – мощной струей он вгоняет в радиатор воду, которая своим напором удаляет и накипь, и ржавчину, и жир, и различные химические отложения. Но если данного устройства у вас нет, его можно заменить чисткой радиатора в ванне.

Алгоритм промывки в ванне

Как промыть батареи в квартире, не имея возможности вытащить их на улицу? Инструкция будет состоять из таких блоков:

  1. Залив горячей воды. Вам надо будет с помощью шланга, душа, лейки, чайника с узким носиком или же обычной воронки залить внутрь радиатора горячую воду. Откройте обе заглушки, чтобы из них свободно могла истекать грязная вода. После того, как жидкости в батарее будет предостаточно, встряхните ее и вылейте все содержимое. Действие следует повторять до тех пор, пока крупные куски загрязнений не будут вылетать из прочищаемого радиатора. Стоит отметить, что процедуру трудно выполнять в одиночку – вес батареи существенен даже для бравого атлета. Поэтому 1-2 помощника в этом деле вам жизненно необходимы.

  1. Заливка чистящего средства. Вторым этапом внутрь радиатора заливают уже выбранное вами вещество для промывки, разведя его водой. Сейчас важно поставить на все отверстия в батарее заглушки, чтобы «полезная жидкость » из нее не истекала. В зависимости от препарата, ее оставляют «откисать » на срок от 2 часов.
  2. Как только время действия активного компонента подошло к концу, необходимо снова встряхнуть радиатор. Можно постучать по различным его частям деревянным, пластиковым, резиновым молоточком. Это поможет дополнительно удалить с его внутренних частей ржавчину и прочие загрязнения.

  1. Теперь важно капитально вымыть чистящее средство. Поэтому прочищать нужно до тех пор, пока не перестанет выходить пена, не прекратит чувствоваться запах либо как-то по-иному проявляться остальные характерные черты его наличия. Если вы не промоете радиатор до конца, то активные компоненты средства будут продолжать действовать, разрушая металл изнутри, что станет причиной протечки и выхода из строя батареи.

Видео в этой статье покажут вам наглядное следование инструкции.

Особенности чистки в частном доме

Промывка батарей в своих домах важна даже больше, чем в квартирах. Связано это с рядом особенностей отопления:

  • Теплоносителем выступает вода из колодца, скважины, а то и водоема. Отсюда и крупной грязи, застревающей в радиаторе, в ней больше, чем в воде, циркулирующей по магистралям городских отопительных систем. Поэтому необходимость в чистке возникает куда чаще.
  • Промывается (продувается ) не только радиатор, но и тепломагистраль. Ведь весь мусор, застрявший в ней, неизменно попадет в прочищенную батарею.
  • В случае острой необходимости можно прочистить радиатор и в отопительный сезон. При ином положении дел в холодный период отключать для чистки отопительную систему не имеет смысла.

Особенности промывки в отопительный период

Если вы решили прочистить батарею в холодный сезон, то обратите внимание на следующее:

  • Способ прочистки, как и моющие средства, используются те же самые.
  • Возможно промыть радиаторы (в частном доме ), не снимая их и не спуская воду из нагревательного котла:
    1. На время чистки полностью отключите линию паропровода.
    2. Выполните продувку.
    3. Оденьте все клапаны обратно, после чего пустите воду по тепловому контуру.
    4. Подавайте ее до тех пор, пока из трубопровода не будет выливаться абсолютно чистая вода.

Проведенные мероприятия очистят не только радиатор, но и всю тепловую магистраль в общем.

Таким образом, прочистить радиатор, не снимая его, возможно только в собственном доме. Жителям квартир для чистки батареи изнутри придется ее снять. Исключение для тех, кто обладает специальным аппаратом для прочистки батарей.

Напоследок хотелось бы вам представит ряд полезных советов:

  • Чистка одного радиатора без всей тепломагистрали практически бесполезна. Грязная вода в скором времени нанесет в него ржавчину, накипь и другие отложения. Лучше вначале заказать чистку всего стояка на весь многоквартирный дом, после этого заняться своим радиатором.
  • Промывку батареи лучше производить не реже 1 раза в 3 года. Ведь 1 мм накипи дает тот же эффект, что и теплоизоляционный слой такой же толщины!
  • Некоторые умельцы применяют такую хитрость: на входе трубы в радиатор устанавливают своими руками водоотвод с помещенными в него магнитами, на конце которого приделывается заглушка. Как вы уже догадались, ржавчина из теплоносителя притягивается магнитами, что не позволяет засорять ею радиатор. Заглушки периодически убирают, чтобы очистить отвод от продуктов коррозии.
  • Если вы не уверены в своих силах, проще и безопаснее обратиться к профессионалам, которые имеют необходимое оборудование и опыт таковых работ.

Вот и все, что мы хотели рассказать вам о том, как промыть батареи отопления внутри и снаружи. Как вы видите, процедура не самая сложная. Трудности вызывает лишь вес радиатора.

Отопительные системы приносят в дом тепло и уют, но за радиаторами необходим тщательный уход. Например, современные биметаллические батареи необходимо просто протирать от пыли и грязи, чугунные же требуется, помимо чистки, периодически окрашивать.

Как же правильно ухаживать за радиаторами отопления?

Чистка

Прочистить батареи от пыли и следов грязи можно с помощью заранее смоченного в воде ёршика. Для того, чтобы отмыть внутреннюю сторону батарей, на ёршик лучше намотать тряпку.

Ещё одним видом чистки можно назвать «мойку» пульверизатором. Налив в него воды, можно с легкость убрать с недоступных участков батарей загрязнения. Струя воды легко с этим справится, смоет пыль и грязь. Главное – не забыть подложить под секцию тряпку, которая сможет впитать влагу. Как только оставшаяся лишняя вода стечёт с радиатора, его следует тщательно протереть сухой тряпкой.

Покраска

Старые чугунные секции и трубы особенно нуждаются в уходе. Время от времени необходимо их подкрашивать свежей краской. Для этого лучше всего купить специализированные краски или эмали для радиаторных батарей. Такая краска способна выдержать нагрев и защитит ваши батареи от желтизны, в то время как обычные краски, особенно на водной основе, после первого отопительного дня могут пойти пузырями и облупиться.

Для начала надо подготовить краску и кисти разной длины. Потом следует очистить батареи от загрязнений, остатков старой краски и следов ржавчины. Лучше всего это получится сделать с помощью наждачной бумаги. Следом обезжириваем место покраски ацетоном. И лишь после этого можно наносить слои краски.

Аккуратно перемешайте краску в банке. Самое оптимальное решение – нанести два слоя краски, но делать это необходимо с перерывом в день между слоями. Помним, что малярные работы проводятся только в проветриваемых комнатах!

Важно: теплоотдача батарей зависит от выбранной краски. Возможно её увеличить на 10-15%, если подобрать правильную краску. Лучше всего для покраски радиаторов подойдут терракотовая эмаль или цинковые белила. Но ни в коем случае нельзя брать краску, содержащую алюминий (серебрянку). Такая краска снизит теплоотдачу, а если ещё нанести на батареи слишком толстый слой, то будет ещё хуже. А вот силиконоалюминиевые краски или алюминиевые на основе термостойких лаков вполне подойдут.

Если у вас нет времени заниматься грунтованием, лучше всего пользоваться специализированными красками, проводящими тепло. Также её можно легко приготовить самим. Для этого понадобится всего лишь алюминиевая пудра и нитроцеллюлозный клей на ваш выбор. Смешайте две части клея с одной частью пудры. Консистенция должна быть похожа на нежирную сметану, если она слишком густая, используйте растворитель, чтобы её разбавить.

На чистые от пыли и грязи батарей нужно нанести краску в три слоя. Промежуток между нанесениями 45 минут.

Из алюминиевой фольги также возможно смастерить теплоотражающие экраны, ещё её клеят под обои возле батарей. Чтобы наклеивать фольгу было удобнее, за батареи устанавливаются листы ДВП или фанеры. Это поможет ровно распределиться теплу по всей комнате.