Газовая горелка аогв 6.9 не работает автоматика. Виды автоматики для газовых котлов

Блоки автоматики для газовых котлов АОГВ Эконом. Особо важные сведения. Дата внесения информации 28.06.2015.

Вообще, любой блок автоматики для газового котла все-таки правильнее будет назвать газовым клапаном. Это название более точно.

Подтверждаем свои слова цитатой из Википедии: "Клапан — устройство, предназначенное для открытия, закрытия или регулирования потока при наступлении определённых условий (повышении давления в сосуде, изменении направления тока среды в трубопроводе)". Отсюда следует такой вывод, что неисправностью газового клапана является как раз возможная неправильность, ненадежность, неточность или полное отсутствие "открытия, закрытия или регулирования потока при наступлении определённых условий". Но сам по себе газовый клапан может быть исправен, а все дело в неисправности так называемой "оснастки клапана", например, или плохого контакта клемм. Обычно, когда после третьего впустую оплаченного (а как же еще!!!) вызова "специалиста" ненадежность работы газового клапана не устраняется, и причины сбоев остаются невыясненными, есть большое желание просто послать это устройство куда подальше, заменить новым или каким либо аналогичным и более надежным.

Мы предлагаем достаточно серьезную статью по переборке газового клапана Эконом. Она называется " ", - всегда к Вашим услугам. Но и прекрасно понимаем всех, кто считает, что клапан необходимо просто и быстро заменить новым. Вот после этого краткого вступления уже можно уверенно указать на цель создания этой статьи для данного раздела: Быстро определить какой тип газового клапана Эконом установлен на Вашем газовом котле АОГВ и дать необходимые для этого определения приемы и сведения.

Для более легкого усвоения следующего матариала Вам также может быть полезно почитать:
1.
2. .
3. 4.

С виду газовый клапан Эконом кажется какой-то страшной железкой, прикрученной к котлу. Хотите посмотреть на дедушку газового клапана Эконом?

Дата создания этого газового клапана нам неизвестна.

Итак. Блоки автоматики Эконом делятся на старые и новые, т. е. старого образца и нового образца.

Старый образец. Особые приметы.



1. У блока вот эта большая ручка регулировки температуры накручивается снизу.
2. Газ в этот блок подаётся как бы "сзади блока". Т.е. у Вас нет газового шланга, подходящего прямо к блоку. А штуцер для подводки газа расположен сзади на корпусе котла. Газовый шланг подсоединен к этому штуцеру, который расположен сзади.

Комментарий по пункту №2

Дело в том, что газовая труба подходит к закрепленному на фасаде корпуса блоку непосредственно через сам котел. На самом деле мысль в такой подводке газа заложена очень мудрая! Идея конструктора в том, чтобы газ подходил с холодной улицы к блоку уже нагретым. И нагревается он, проходя непосредственно через работающий котел. Паровая фаза в этом случае намного больше. Эффективность в килоджоулях выше, а значит потребление газа меньше. Экономим газ. Хотите одной фразой докажем, что точно экономим? Раньше ведь не было газовых счетчиков, но был только газовый клапан Эконом. Так? Поэтому одной из основных задач конструкторов была задача организовать именно конструкцией самого клапана и самого котла эффективность потребления и экономию газа во всей стране непосредственно на местах, в каждом доме, в каждой избе.

Недостатки такой подводки газа к блоку. Факты.

Во-первых . Газ, проходя через котел, проходит к блоку через сетку. Сетка эта расположена прямо на входе газа в корпус блока. Понятно дело, что в работающем годами котле никто и никогда не будет снимать клапан, только для того, чтобы почистить эту самую сетку. Можно себе представить в каком она виде, если котлу уже лет 12-15 и ее никто и почистить не мог!


Во-вторых. Газовый блок присоединяется посредством специальной паронитовой прокладки. При замене блока может потребоваться и замена прокладки, которая при отделении старого блока может просто развалиться из-за старости. В данный момент мы пытаемся достать эту прокладку на заводе. Пока безрезультатно.

Мы называем этот блок, блоком старым. Почему он был заменен? Наше мнение Скорее всего, дело было так. Представьте, что труба, по которой идет газ через рубашку котла, т.е. через воду или через антифриз вдруг не смогла обеспечить надежность? Что тогда будет? Поэтому, замена этого блока старого образца на новый связана напрямую с ухудшением качества материалов, уменьшением их долговечности. И это не вина завода, а сама мировая обстановка такая, - стремление за удешевлением и привела к этой замене. Поэтому сам смысл идеальной технологии подводки газа к блоку через нагретый котел (а она действительно практически идеальна) был сменен и сделали так же просто, как и за границей.

Итак. Еще раз. Как определить старый ли это блок? Крутилка (ручка регулятора температуры) и газ, который подводится не к блоку, а к штуцеру расположенному позади котла. Отлично!

Теперь переходим к мощности Вашего котла. Котлы же есть по киловаттам АОГВ-11,6 или 17,4, или 23,2, а также 29,1. И все они могут быть оснащены газовым клапаном Эконом. Как определить?


Смотрим на фото двух блоков старого образца. Тот, который слева - блок для газовых котлов мощностью 17,4, 23,2, 29,1. Тот, который справа, - только для котлов АОГВ-11,6. Заметили, что блоки внешне одинаковы, но есть отличие в отверстии, как бы прорези в корпусе большого штуцера, куда накручивается ручка регулятора температуры? И на штуцере для ручки регулятора температуры одного из блоков винтом прикреплена бирка? Так вот. Наличие или отсутствие этой дырки или бирки и определяет разницу в блоках между АОГВ-11,6, где эта прорезь есть и другими котлами 17, 23 и 29, где этой прорези нет. Наличие этой прорези для АОГВ-11,6 связано с особой конструкцией гармошки сильфона-термобаллона (разъяснения, кому интересно,- ), т.е. самого регулятора температуры, датчика температуры. Если хотите это понять, посмотрите, как меняется сильфон на АОГВ-11,6 и Вы увидите, зачем нужна эта прорезь.

Теперь по поводу бирки. Бирка размещена на блоках для котлов 17, 23 и 29 кВт. Эта нашлепка не что иное, как температурная шкала! Подумать только!!! Регулируется это дело так.


На работающем котле смотрим на термометр температуры отопления (если, конечно, он есть?) и, окручивая винтик надо выставить бирку выше или ниже на той температуре, при которой наш котел выключился. Т.е. температуру отключения отмечаем этой биркой-пластиной. После осуществления такой регулировки, крутилка регулятора температуры до нужной риски, например +70С, выдвигается, и на этой риске при наборе температуры (указанной на бирке) Ваш котел выключается. Хм! Может сейчас, было написано немного не по-русски, но котел точно выключается!

На блоке с прорезью, т.е. для АОГВ-11,6 нет никакой бирки, но зато там есть маленькое отверстие для стопорного винта.

Откручиваем винт и крутим крутилку регулятора температуры, закрутив примерно гайку, стопорим винтом и смотрим на термометр, и делаем так, пока не поймаем нужное положение. Градусы на гайке совмещаем со стрелкой (вот она на фото). Если не угадали, то выкручиваем стопорный винт и делаем оборот в одну или в другую сторону, в зависимости от желания получить необходимую температуру в отоплении и опять стопорим винт. Так все это дело и регулируем. Итак. Еще раз! Кроме регулировки температуры, т.е. прорези-отверстия, бирки и отверстия для винта, это - одинаковые блоки.

Старый образец. Котел АОГВ Эконом Жуковского машиностроительного завода. Перерыв 5 минут. (Для женщин - 1 час, поэтому они живут дольше мужчин). Дети до 16 не нуждаются в перерыве, у них еще нет разрушения ума.)))

Новый образец. Особые приметы.

1. Самая видимая и главная примета, - это то, что газ подводится непосредственно прямо к блоку. Мы выше уже говорили, что эта конструктивная особенность связана с исключением проходящей через тело котла, трубы, по которой подается газ к блоку образца старого. Итак. На блоке Эконом нового образца есть накидная гайка для подключения газа, и газ поступает непосредственно в блок. Чтобы сделать это, заводу пришлось разделить корпус блока нового образца как бы на две части. Т.е. мы получили газовый клапан верхний в корпусе, отвечающий непосредственно за допуск газа к запальнику и нижнему клапану и блок терморегулятора, содержащий нижний клапан со штуцером для наворачивания ручки регулятора температуры (сильфона-термобаллона). В блоке терморегулятора налицо изменение конструкции нижнего клапана и "коромысла", так мы называем рычаг, который двигает сильфон, отрабатывая выставленную температуру.

2. Ручка регулятора температуры (большая крутилка) накручивается в блоке нового образца всегда сверху. Смотря на ценник, предложенный заводом для блока Эконом целиком в сборе нового образца, мы улыбаемся. Гораздо умнее определить, какая часть блока нам нужна и приобрести именно ее. Хотя, не исключаем и возможность покупки всего блока разом.


Итоги. Выводы.

1. Мы знаем, как пошагово определить вид блока: старый или новый. Определяем. Заказываем. Меняем. (Старый блок не вздумайте выкинуть!!!)
2. Мы всегда можем перебрать любой блок, как бы это ни было страшно. На самом деле это при-ми-тив. И, кстати, все гениальное - просто.
3. По сравнению с газовыми клапанами импортного производства, которые не ремонтируются, так как блок Эконом, этот блок считаем в современных условиях надежнейшей вещью (как это не смешно для века под № 21), которую, по крайней мере, можно ВСЕГДА, даже сидя в Тундре, починить, и никаких проблем, если быть готовым и иметь желание, даже если тебе всего 15 лет, почувствовать себя хозяином, а не потребителем.

Спасибо за внимание! Берем и делаем!

Все современные отопительные установки, использующие в качестве энергоносителя природный газ, имеют высокий уровень безопасности, что достигается за счет внедрения средств автоматики. Они контролируют и управляют процессом работы отопительных агрегатов. В данном материале нами будет рассмотрена автоматика для газовых котлов от самых известных производителей, что наиболее часто устанавливается на отечественные и импортные котлы.

Функции и принцип действия автоматики безопасности

В соответствии с нормативными документами средства автоматики котельных установок должны останавливать их работу путем отсекания подачи топлива при следующих ситуациях:

  • тяга в дымоходе недостаточна и возникает опасность угара;
  • давление газа в подающем трубопроводе слишком низкое или наоборот, чересчур высокое;
  • погасло пламя на запальнике.

Перечисленные ситуации могут привести к затуханию основной горелки и загазованности помещения, что недопустимо. По этой причине автоматика безопасности газовых котлов должна быть установлена на всех котлах старого образца, где она не была предусмотрена производителем. Хотя зачастую произвести замену отопителя обходится дешевле, нежели приобрести и поставить автоматику на старый. Кроме недопущения загазованности помещения или угара в ее функции также входит поддержание температуры теплоносителя на определенном уровне, заданном пользователем.

Чтобы понять, как работает автоматика газового котла, вкратце разберем ее устройство. Следует заметить, что как зарубежные, так и российские производители используют в своих изделиях одинаковый принцип работы, хотя конструктивно приборы могут значительно отличаться. Наиболее простыми и очень надежными традиционно считаются автоматические газовые клапаны итальянских производителей, поэтому они встречаются чаще всего.

Ярким представителем таких газовых приборов является итальянская автоматика SIT, а точнее, ее самая популярная модификация 630 EUROSIT, чье устройство показано ниже.


Все элементы конструкции помещены в один корпус, к которому подведены трубопроводы газа. Кроме этого, к прибору присоединена капиллярная трубка от датчиков тяги и температуры (термопары), газопровод питания запальника и кабель от пъезоэлемента. Внутри расположен отсекающий электромагнитный клапан, чье нормальное состояние – «закрыт», а также регулятор давления газа и пружинный клапан.

Любой автоматический газовый котел, снабженный комбинированным газовым клапаном EUROSIT или другим, запускается в работу ручным способом. Изначально топливный тракт перекрыт электромагнитным клапаном, открывающимся путем нажатия на регулировочную шайбу, после чего топливо заполняет камеры прибора и по малому газопроводу выходит к запальнику. Удерживая шайбу, нажимаем кнопку пъезоэлектрического устройства и поджигаем запальник, нагревающий термочувствительный элемент в течении 10-30 сек. Тот, в свою очередь, вырабатывает напряжение, удерживающее электроклапан в открытом состоянии, после чего регулировочную шайбу можно отпустить.

Дальше все просто, шайбу поворачиваем до необходимого деления и тем самым открываем доступ топлива к горелке, что самостоятельно поджигается от запальника. Поскольку автоматика газовых котлов призвана поддерживать установленную температуру теплоносителя, вмешательство человека больше не требуется. Здесь принцип такой: среда в капиллярной системе при нагревании расширяется и воздействует на пружинный клапан, закрывая его по достижении высокой температуры. Горелка затухает до тех пор, пока термопара не остынет и подача газа не возобновится. Подробно работу итальянской автоматики SIT можно изучить, просмотрев видео.

Краткий обзор изделий популярных производителей

Второе место по популярности среди зарубежных газовых клапанов после «итальянцев» уверенно занимает автоматика Honeywell американского производства. Самая простая бюджетная модель комбинированного устройства работает по такому же принципу, что и EUROSIT и обладает тем же набором функций.

Под этим брендом на рынке присутствуют и другие виды автоматики для газовых котлов и прочих газовых установок с расширенными возможностями. Например, модель Honeywell VR 400 снабжена двумя клапанами с сервоприводом для работы с электронными блоками управления газовых котлов или выносными контроллерами. Прибор имеет следующие дополнительные функции:

  • система плавного розжига;
  • модуляционный режим работы;
  • встроенный сетчатый фильтр;
  • поддержание режима горелки «малое пламя»;
  • дополнительные выходы для подключения реле минимального и промежуточного давления.

Учитывая условия эксплуатации в странах постсоветского пространства, не теряет своей актуальности установка автоматики на газовый котел, что адаптирована к этим условиям. Такие приборы предлагают многие российские производители, среди них заслуживают внимания комбинированные газовые клапаны Орион и автоматика САБК. Последнюю изготавливает компания «СервисГаз» (г. Ульяновск), причем ассортимент выпускаемой продукции для газовых установок очень широк.

В него входят как самые простые приборы безопасности с минимальным набором функций, так и комплекты оборудования, в которые входит несколько блоков: управляющий, силовой и газогорелочный. Продукция бренда САБК хорошо известна потребителям своей доступной стоимостью и ремонтопригодностью.


Установка САБК

Широкой популярностью пользуется и автоматика Орион, а именно модели для бытовых котлов Орион – 16 и Орион – 20. Эти 2 изделия используют в своей работе тот же принцип с термопарой, электромагнитным клапаном и пъезорозжигом, только помимо основных функций данные устройства могут поддерживать режим малого пламени горелки при достижении заданной температуры теплоносителя. Спектр их применения – газовые котельные установки мощностью до 32 кВт.

Заключение

Современная автоматика для газового котла играет значительную роль в безопасной эксплуатации отопительного оборудования, сейчас без нее обойтись невозможно. Другое дело, что более дорогие итальянские и американские приборы отличаются высокой надежностью и долговечностью, это проверено годами работы на различных водогрейных установках.

Неисправности жуковского котла АОГВ-23 и их устранения

Нажатием на пусковую кнопку не удается разжечь запальник, пламя на запальнике гаснет, отрывается

Закрыт кран газовый перед аппаратом - Откройте кран газовый.

Отверстие в форсунке запальника засорено - Прочистите отверстие проволокой O 0,3 мм.

Давление газа ниже 635 Па (65 мм вод. ст.) - Сообщите в управление газового хозяйства.

Наличие в помещении сильных сквозняков, приводящих к отрыву пламени на запальнике - Устраните или уменьшите сквозняки.

Отсутствует искра между электродом свечи зажигания и запальником

Большой зазор между электродом и запальником - Отрегулируйте зазор.

Не работает пьезорозжиг - Заменить пьезорозжиг.

При отпускании пусковой кнопки (после удержания ее не менее минуты при горящем запальнике) пламя запальника гаснет

Окисление припоя на контактах в местах соединения электромагнита с проводом контактным, слабое прижатие штырей в гнездах - Выверните штуцер провода контактного из корпуса клапана газового магнитного, зачистите контакт надфилем до блеска (снять окисную пленку).

Вверните штуцер обратно в корпус. Снимите гнезда со штырей, слегка обожмите гнезда плоскогубцами. Установите гнезда на штыри.

Во избежание разрушения пайки контактов электромагнита и провода контактного не затягивайте сильно штуцер провода при ввинчивании его в корпус клапана газового магнитного.

Не работает микровыключатель датчика тяги - Замените микровыключатель.

Термопара не вырабатывает ЭДС, сгорел конец термопары (величина ЭДС термопары должна быть не менее 20 мВ) - Замените термопару.

Пламя запальника не касается термопары - Установите (подогните) термопару так, чтобы пламя омывало конец термопары (см. рис.3).

Вышел из строя защитный термостат - Заменить защитный термостат.

Пламя горелки и запальника гаснет. Автоматическое отключение подачи газа при работе газового котла АОГВ-23 ЖМЗ. Срабатывает датчик тяги

Полный или частичный завал дымохода - Очистите дымоход.

Наличие в помещении сильных сквозняков, приводящих к срыву пламени на запальнике - Устраните или уменьшите сквозняки.

Давление упало ниже 635 Па (65 мм вод. ст.) - Сообщите в управление газового хозяйства.

Для замера давления газа в сети отсоедините трубку запальника от штуцера корпуса клапана. Подсоедините к штуцеру измерительный прибор.

Поверните ручку регулировочную, установив ее на 50 – 60 °С. Нажмите пусковую кнопку до упора, затем отпустите ее на 2 - 3 мм и по истечении 8 - 12 сек. снимите показания прибора.

Время срабатывания автоматики газового жуковского котла АОГВ-23 по тяге меньше 10 сек. при отсутствии тяги в дымоходе.

Время срабатывания автоматики по тяге более 60 сек. при отсутствии тяги в дымоходе.

Не отрегулирован датчик тяги - Отрегулируйте датчик, для чего: расконтрите, выверните (или заверните) на 1-2 мм регулировочный винт и снова законтрите его. Проверьте время срабатывания. При необходимости операцию повторите.

Время срабатывания зависит от величины зазора между регулировочным винтом и кнопкой микровыключателя. При увеличении величины зазора время срабатывания увеличивается и наоборот.

Не отключается основная горелка

Разгерметизирован «сильфон-термобаллон» - Замените «сильфон-термобаллон»

Терморегулятор разрегулирован - Выполните настройку терморегулятора на диапазонах срабатывания в пределах 50-90 °С.

После выключения горелка не включается длительное время. Вода в баке горячая, батареи холодные

Нет циркуляции в системе отопления - Устраните обратные уклоны в системе отопления. Устраните воздушные "подушки" в системе отопления.

Наличие пламени на огневых отверстиях основной горелки при выключении терморегулятора

Негерметичность клапана терморегулятора из-за наличия грязи - Снимите крышку переднюю терморегулятора. Прочистите затвор клапана и нанесите уплотняющую смазку.

Не вращается или туго вращается дверца тягопрерывателя

Наличие грязи на оси дверцы - Удалите грязь с оси дверцы и гнезда под установку оси в корпус тягопрерывателя.

___________________________________________________________________________

Автоматика для газовых котлов отопления обеспечивает стабильную и безопасную работу оборудования. Эти системы существенно упрощают использование отопительного оборудования, повышают эффективность его работы и позволяют рационально использовать энергетические ресурсы.

Автоматика для газовых котлов АОГВ

Современные модели котлов отопления снабжаются устройствами автоматического типа на производстве. Автоматика должна обеспечивать бесперебойную подачу газа к горелке, но на этом функции этих устройств не ограничиваются. Автоматические устройства перекрывают клапан подачи газа в потенциально опасных ситуациях:

  • Температура воды в резервуаре котла превышает установленный максимум.
  • Гаснет запальник.
  • Прекращается подача воды.
  • Происходит сбой в газовой системе.
  • Давление опускается ниже установленной нормы.
  • При недостаточной дымоходной тяге.

Из чего состоит автоматика для газовых котлов отопления АОГВ?

Стандартная автоматическая система должна иметь несколько основных элементов.

Элементы розжига. В современных системах горящая лучина отсутствует. Запальная горелка зажигается при помощи пьезоэлемента, который продуцирует электрическую энергию в результате механического давления на кристалл. Существуют системы, в которых одной рукой нужно открывать клапан подачи газа, а второй нажимать на кнопку пьезозажигания. У самых современных котлов за работу обоих процессов отвечает одна кнопка. Дальше управление газовым клапаном осуществляется одним из двух способов:

  • За счет напряжения, которое возникает при нагреве термопары.
  • За счет нагрева дополнительного термического генератора (чаще применяется в импортных котлах).

Автоматика газовых котлов АОГВ чаще всего работает за счет энергии термопары.

В обоих случаях выработанная энергия создает напряжение, которое воздействует на катушку газового клапана. Он остается открытым, обеспечивая подачу газа, до тех пор, пока горит газовая горелка.

Система терморегуляции. Эти элементы контролируют температуру воды. Состоят они из термодатчика и системы клапанов, которые перекрывают поступление газа при достижении установленной температуры. В самых современных моделях котлов в схему управления добавлен комнатный термостат, который в зависимости от температуры в помещении подает сигнал и необходимости закрыть или открыть клапан подачи газа.

В механической системе терморегуляции на панели управления находится термометр, а регулятор температуры располагается на участке выхода теплоносителя из котла.

Элементы контроля за эффективным и безопасным удалением продуктов сгорания. Это датчик тяги, который монтируется в дымоход. Провода связывают датчик тяги с газовым клапаном. При отсутствии оптимальной тяги сигнал подается на клапан, он закрывается и останавливает подачу газа.

  • Автоматика для газовых котлов отопления не позволяет включить подачу газа, если сбиваются показатели эффективности работы оборудования, возникает малейшая поломка или разгерметизация труб.

Дополнительные элементы и возможности автоматики

В некоторых моделях автоматика для газовых котлов АОГВ оснащена терморегулятором, который обеспечивает регулирование расхода газа. Основанием для уменьшения интенсивности работы может послужить повышение температуры на улице или сигнал термостата в одной из комнат о превышении максимально допустимого температурного режима.

Современная, правильно установленная и отрегулированная автоматическая система на отопительном оборудовании помогает сократить расходы на обогрев на 40%.

Самые новые модели газовых котлов характеризуются высокой мощностью и скоростью нагрева. Однако цены на них, мягко говоря, кусаются. Можно попробовать воспользоваться более экономным вариантом и поставить на старый котел новую автоматику либо исправить старую. Принцип работы и устройство автоматики газовых котлов отопления старого образца объясним в данной статье.

Котлы старого образца были произведены в соответствии с параметрами газа и особенностями системы отопления, которые были в ходу несколько десятков лет назад. Это, например, модели КЧМ, АОГВ. При этом их прочность дает возможность их эксплуатации еще долгие годы. А вот с автоматикой беда, довольно часто она выходит из строя. В такой ситуации есть три варианта:

  • продиагностировать уже имеющуюся автоматику и заменить необходимые детали;
  • оснастить надежный и качественный агрегат современной автоматической системой;
  • приобрести новый котел.

Разница, разумеется, в цене вопроса, усилиях и времени владельца.

Рассмотрим наиболее дешевый вариант – устранение неполадок газовой автоматики на старый котел. Однако для начала разберемся, для чего вообще предусмотрена автоматическая система в теплоносителе.

Газовая автоматика позволяет регулировать и поддерживать необходимый уровень температуры теплоносителя, а также служит для автоматического прекращения подачи газа в нештатной ситуации. Установка автоматики на старый газовый котел позволит быть уверенным, что если пламя горелки погаснет, то через короткое время система сработает на то, чтобы прекратить подачу газа без вашего участия.

Внимание!
Автоматика, кроме регулирования и поддержания температуры на заданном уровне, обеспечивает безопасность использования отопительного прибора и позволяет экономить на расходе тепла.

Если вы захотите сменить автоматику, то учитывайте, что отечественные изготовители выпускают модели, которые подходят практически на любой старый теплоноситель. Импортную автоматику можно установить не на все. К тому же при установке зарубежной автоматики на газовые котлы старого образца могут работать не все ее функции – не позволят конструктивные особенности котла.

На заметку!
Выбор автоматики для газовых котлов разнообразен. Наиболее популярной является система от итальянских производителей, например, SIT. Второе место по популярности удерживает американская автоматика (Honeywell). Велик выбор российских (САБК, «Орион») и украинских производителей («Факел», «Искра», «Пламя», АПОК-1).

Принцип работы автоматики на газовых котлах старого образца

Нередкими проблемами при отоплении помещения газовыми котлами являются затухание пламени в горелке и загазованность помещения. Происходит это по нескольким причинам:

  • недостаточная тяга в дымоходе;
  • слишком высокое либо слишком низкое давление в трубопроводе, по которому подается газ;
  • угасание пламени на запальнике;
  • негерметичность импульсной системы.

При возникновении данных ситуаций автоматика срабатывает на прекращение подачи газа и не допускает загазованности комнаты. Поэтому установка качественной автоматики на старый газовый котел – это элементарные правила безопасности при использовании его для обогрева помещения и подогрева воды.

Вся автоматика любой марки и любого производителя имеет один принцип работы и основные элементы. Отличаться будут лишь их конструкции. Старые автоматики «Пламя», «Арбат», САБК, АГУК и другие работают по следующему принципу. В том случае, когда теплоноситель остывает ниже установленной пользователем температуры, срабатывает датчик подачи газа. Горелка начинает подогрев воды. После достижения на датчике заданной пользователем температуры происходит автоматическое отключение датчика газа.

На заметку!
При использовании современной автоматики удается экономить тепло до 30 %.

Автоматика старого образца энергонезависима, не нуждается в электроэнергии. Ее регулировка, подключение и отключение производятся человеком. Команды передаются с помощью электромагнитных импульсов.

Видео рассказывает как работает автоматика газовых котлов АОГВ, КСТГ.

Основные элементы автоматики

Основными элементами автоматики для газового котла являются:

  • терморегулятор;
  • клапан-отсекатель;
  • датчик тяги;
  • датчик пламени;
  • трубка запальника;
  • запальник;
  • горелки.

Попробуем доступно объяснить, как работает автоматика для газового котла, разобрав его на основные элементы и рассказав об их функциях.

Газ проходит через газоочистной фильтр. Далее поступает на электромагнитный клапан, регулирующий подачу топлива на горелку. Рядом с клапаном расположены датчики температуры и тяги, контролирующие показатели и сигнализирующие о выходе их за допустимые нормы. Также в комплект автоматики для газовых котлов входит терморегулятор с сильфоном и штоком, предназначенный для настройки желаемой температуры. Для регулирования показателей используется специальная кнопка. При нагревании воды до заданной пользователем температуры срабатывает терморегулятор, подача газа к горелке прекращается, при этом запальник работу продолжает. При остывании воды на 10-15 градусов подача газа возобновляется. Горелка загорается от запальника. Запускается автоматика в работу ручным способом.

Датчики пламени и тяги

Датчики пламени и тяги работают по такому принципу. Датчик тяги реагирует на ухудшение дымовой тяги и передает импульс в систему контроля. Он расположен в дымовом колпаке. Оснащен пластиной из сплава двух металлов: железа и никеля. При ухудшении тяги дымовые газы накапливаются и разогревают пластину. Она деформируется, контакты при этом размыкаются, останавливается приток топлива в камеру сгорания. Когда температура уменьшается, пластина возвращается в свое обычное состояние.

По такому же принципу работает и датчик температуры. При нагреве воды в котле выше установленной температуры срабатывает рычажной механизм, и клапан регулятора температуры закрывается. Поступление газа прекращается, горелки гаснут.

При остывании воды сильфон датчика сжимается, срабатывает рычажной механизм, клапан регулятора температуры открывается, газ начинает поступать, и загораются горелки.

Наиболее частые неисправности автоматики и методы их устранения

Перед тем как настроить автоматику на котле, необходимо провести ее диагностику. Как правило, случаются серьезные неисправности, которые потребуют вмешательства специалиста. Регулировку также можно доверить газовых дел мастеру. Либо можно произвести ее собственноручно, ознакомившись с инструкцией по эксплуатации.

Внимание!
Перед каждой сезонной эксплуатацией необходимо проверять работу датчиков безопасности.

Чаще всего засоряется фильтр, возникают проблемы с клапанами, из-за скачков напряжения перегорают датчики, обнаруживается утечка газа. Правильную очистку фильтра должен делать мастер. Замену электронных элементов можно попробовать произвести самостоятельно, внимательно изучив инструкцию по эксплуатации вашего котла.

Для того чтобы заменить датчик температуры, необходимо отключить газовый котел и остудить воду до температуры 40 градусов. Перекрыть поступление теплоносителя, снять ручку управления посредством откручивания винта. Далее демонтировать винт настройки РТВ. Вынуть сильфон датчика с опорной шайбой. Отвернуть накидную гайку термобаллона датчика. Установить термобаллон исправного датчика в рубашку котла и герметично закрутить. Установить сильфон датчика в гнездо трубы, установить опорную шайбу на сильфон, установить винт настройки РТВ и произвести настройку температуры.

Если же возникают проблемы с розжигом запальника, то одной из возможных ее причин является неисправность датчика тяги. В таком случае его необходимо демонтировать, продиагностировать, поверить контакты, прочистить, при необходимости заменить на новый.

Также частыми причинами, почему не зажигается запальник, могут быть:

  • неисправность газового крана;
  • засорение отверстия в форсунке запальника (прочистить его возможно проволокой);
  • сильная тяга воздуха;
  • низкое давление газа на входе.

При отключении подачи газа необходимо проверить дымоход (он может быть засорен), электромагнит, давление газа на входе в газовый котел.

Внимание!
Для диагностики и ремонта автоматики газового котла необходимо приглашать специалиста. Неумелые действия могут усугубить проблему и повлечь нежелательные последствия.

Для автоматики систем АГУК, АГУ-Т-М, АГУ-П наиболее частой проблемой является перегорание биметаллической пластины, которая используется в качестве чувствительного элемента.

В «Арбате» и «Орионе» заменить можно лишь термопару и датчик тяги, а также электромагнитный клапан (редко). Блок автоматики ремонту практически не подлежит. В «Арбате» часто ломается кнопка отключения системы.

Характерными проблемами для автоматики САБК являются повреждение мембран главного клапана, высыхание сальниковой набивки терморегулятора, в результате чего происходит утечка газа. Контролю подлежат импульсные трубки, биметаллические пластины, шариковые клапаны.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что автоматика предназначена для поддержания работы отопительного оборудования в безопасном режиме. Поэтому она просто необходима владельцам газовых котлов.

В этом видео показано устранение неисправности автоматики котла АОГВ, пошаговый процесс сборки и тестирование результата.